|
КРУЗЕНШТЕРН И.ДОПОЛНЕНИЕ К ИЗДАННЫМ В 1826 И 1827 ГОДАХКРУЗЕНШТЕРН И. ОБЪЯСНЕНИЯМ ОСНОВАНИЙ, ПОСЛУЖИВШИХ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ АТЛАСА ЮЖНОГО МОРЯ СОВОКУПНО С СИМ АТЛАСОМ ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗБОРУ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КАРТЫ ЮЖНОЙ ПОЛОВИНЫ ТИХОГО ОКЕАНА. Таблица групп малых островов, отдельно рассеянных островов и рифов и других опасностей на южной половине Тихого Океана; в их направлении от Веста к Осту. Таблица [8] Таблица [9] Таблица [10] Таблица [11] Таблица [12] Острова Провидения. Острова Стефенса. Говоря о обретения сих островов на 5-ой стран. в Разборе Генеральной карты южной половины Тихого Океана, я изложил уже мнение мое, что вероятно Капитан Картерет дал название Стефенса островам Провидения Дампиера, и что следовательно острова Стефенса не существуют. Мое предположение подтверждено теперь Капитаном Дюперрей, который не нашел островов Стефенса в широте и долготе, назначенной Картеретом. Большой остров Провидения отделен от малого, сего же имени проливом в 4 или 5 лиг, по которому Дампиер прошел два раза. Малые остров Провидения отстоят на NW от большего, и назван также островом Опасности; есть остров низменный, в широте 0°11' S, окруженный рифом, который простирается к Северу на расстоянии от 9ти до 10ти миль; Горсбург полагает NWю оконечность оного в широте 0°1' S, долготе 135°08'30' O. Английское судно Корнваллис едва не разбилось на сем рифе (Горсбург стран. 496). Капитан Дюмон Дюрвиль видел 21го Августа 1827 г. оба острова Провидения: Большой находился от него на NO в шести лигах, мыс Саведра на О в таком же расстоянии. Весьма удивительно, что неупоминает о сих островах Адмирал Дантркасто, проходивший близ и долженствовавший их видеть, ежели шел не во время ночи. Остров Тигр. Я положил сей остров в широте 1°45' S, долготе 142°00' O; но оный должен находится 20 минут восточнее, как уведомляет меня Г. Пурди; обретен в 1817 году Капитаном Бристо, обитаем и жители весьма неприязненного нрава; в длину по направлению с Востока на Запад имеет от 6ти до 7ми миль. [13] Риф Лиры, открытый 8го февраля, 1826 года, Капитаном Реннеком, который командовал судном Лирою, принадлежавшим Гендерби, богатому и предприимчивому купцу Лондонскому; состоит из узкой каменной косы, протягивающейся в направлении с NW на SO на 11 миль, т. е. от 1°48' до 1°59' южной широты; К. Реннек определяет долготу оного 153°28'. Когда судно проходило чрез средину сего рифа, явственно видны были коралловые скалы на глубине, которую полагали 4 или 5 сажен; но бросить лота неуспели. Острова Фид. Остров Гудман. Группа островов Фид, обретенная 16го февраля, 1826 года, тем же Капитаном Реннеком, восемь дней после рифа Лиры, занимает пространство в 9 лиг по направлению NW и SO, состоит из гряды низменных островов и песчаных банок, окруженных рифом, которого Северная оконечность лежит под 3°9' южной широты и 154°22' восточной долготы. Южнейший из островов Фид, называемый остров Гудман в шир. 3°27', долг. 154°45', отделен со всем от северных островов, но как Капитан Реннек не исследовал сего прохода, то не известно опасен ли оный или нет. К Югу от сего острова, в широте 3°33' S, долготе 154°37' О, находится отдельная банка с рифом. Большая часть сих островов обитаема; Капитан Реннек, проходя вдоль берега одного из оных, видел около ста жителей приветствовавших его зелеными ветвями. Острова сии изобилуют кокосовыми деревьями. Острова Лафлан. (Laughlan) Сия группа, состоящая из 9ти островков, имеет протяжения с Востока на Запад на 5 миль, и около того же по направлению с Севера на Юг, включая рифы, окружающие всю группу. Два самые большие из сих островков занимают пространство по большей мере около пол-лиги, и поверхность оных едва на несколько футов возвышается над поверхностью моря. Восточнейшая часть, по наблюдениям Капитана Дюрвиля, который видел сии острова в 1827 году, в широте 9°19'30", долг. 153°38'40". Положение сие разнствует только полу минутою в широте и 1 1/2 минуты в долготе от определенного до наблюдениям Английского Капитана, коим [14] сии острова обретены в 1812 году и по имени которого оные названы. Скала Каннак открыта Капитаном Дюрвиль в расстоянии девяти миль к Западу от островов Лафлан; совершенно отдельный утес, покрытый кустарником и возвышающийся на 30 или 40 тоазов. (Путеш. Дюрвиля Ч. 4. стран. 489). Мел Поклингтон. Весьма опасный риф, открытый Капитаном Джонсом, командором судна Поклингтон, в широте 10°53' S, долготе 155°30' O. Простирается с Востока на Запад по крайней мере на 30 миль и во многих местах выказывается скалами поверх воды (Горсбург. Стр. 631). Острова Маквари. стр. 9. Английское Адмиралтейство издало карту сих островов с описи, сделанной в 1822 году Английского флота Лейтенантом Лангдонм. Сей Офицер полагает северную оконечность большого острова в широте 54°19' S, долготе 158°56, что разнится десятью минутами в широте от наблюдений Капитана Беллинсгаузена. Сей последний не видел островов называемых Епископ и Клерк, лежащих к Югу от большого. Остров Мидельтон и камень того же имени, стран. 21, обретены Лейтенантом Шортландом в 1788 году; положение их не определено с достаточною точностию. Горсбур полагает острова Мидельтона долготу 160°31', камня 158°54', Пурди напротив полагает острову 159°30', камню 158°22'. Камень Елисаветы, лежащий в шир. 30°05' S, долготе 159°00' О, открыт 16го Маия 1820го года, Английскими судами Клодин и Маркиз Гастингс, имеет в окружности три мили, самый больший оного диаметр по направлению ONO и WSW. В новом издании карт Капитана Флиндерса и на картах Арросмита и Пурди, камень сей назван также Серинга-патнам; на карте Нория, Клерк или Елисаветин риф. Остров Лорда Гауа. (Howe) Пирамида Балла. Капитан Фрейсинет полагает остров Лорда Гауа в широте 31°42', Лейтенант Балл, 31°30'. Ежели Балла Пирамида лежит на SO в Зх лигах от острова Лорда Гауа, как говорит Лейтенант Балл, то [15] широта оной должна быть 31°48'; а не 31°43', как оказалось по наблюдениям Командира Шлюпа Аполлона, Капитана Хрущева, разве широта острова Лорда Гауа принята многим больше настоящей. Долгота острова Пирамиды по определению Капитана Хрущева 59°20'. Остров Плезант. Остров Шанк. стран. 22. Я полагал, что остров Шанк мог быть тот же самый, что и остров Плезанть, лежащий на одной паралели четырмя градусами Западнее. Заключение сие приобрело некоторое вероятие потому что Капитан корвета La Bayonnaise. Леогарант Тромелин, (Leogarant Tromelin) без успеха искал остров Шанк в том месте, где оный назначен на карте Арросмита, в шир. 0°32'45" S, долг. 16З°00' О. Я не решился однакож изключить из сочиненной мною карты, доколе в сем неудостоверятся и не устранится всякое сомнение о не существования сего острова. Что касается до острова Плезант, то оного также никто не видел со времен обретения в 1795 году Капитаном Ферном (Fearn); сие тем более достойно сожаления, что К. Ферну показалось будто бы к NO от острова находится камень. Острова Дуф, стр. 12, со времени обретения сих островов ни один Мореплаватель к оным неприходил и потому мы ограничиваемся еще только сведениями, сообщенными Капитаном. Весьма близко от острова Неудачи (Disappointment), имеющего 6 миль в окружности, другой остров такой же величины, названный островом Трезори (Treasury); при NW части сей группы находятся также многие островки и скалы, из которых иные довольно высоки и одна в особенности отличается видом подобным обелиску. Остров Кеннеди, называемый также Мотуати, обретенные в 1801 году судном Наутилиус, с того времени не был никем усмотрен; географическое положение сего острова требует также поверки. Остров Кампбел. Остров Рамонзита. Мнение мое о тождественности сих островов (стр. 23) неподтвердилось еще новыми исследованиями, но я в том во все не сомневаюсь, и доверяя более наблюдениям Лейтенанта Тирадо нежели Капитана Английского Китоловного судна, полагаю сего острова долготу 168°30' вместо 169°30', которую назначает Капитан Газелбург. [16] Острова Черри, Митра и Барвель, стр. 23. Я полагал что один из островов Черри или Митра мог быть принят за Барвель (или Тукопию Квироса); но ошибался; все три острова существуют, Капитан Хрущев был при двух первых, Капитан Тромелен в 1828 году при острове Барвель. Остров Митра по описанию Капитана Хрущева, длиною в две мили от NW к SO, утесист, покрыт лесом и состоит собственно из двух холмов и скалы, дающих ему вид, подобный Митре. Он полагает SO оконечность в широте 11°55'S, долготе 170°20' О. Остров Черри низменнее Митры; по направлению NO и SVV, длиною в три мили. В расстоянии одной мили от южной части находится камень, соединяющийся с островом каменною банкою, подобная же банка протягивается также и от северной части. Природные жители называют свой остров Аннюта. Капитан Хрущев значает северную оконечность в широте 11°35' S, долготе 170°00', O; Капитан Едвардс в шир. 11°37', долготе 169°40'30". Что касается до острова Барвель или Тукопиа, Капитан Тромелен определяет оного широту 12°21'10" S, долготу, 168°43'20", разности от вычисления покойного Г. Бурнея только 6 миль в широте и 17 в долготе. Сей небольшой остров имеет три мили в поперечнике. Остров Валполь. Рифь Дюранда. стр. 23. Хотя сии оба опасные места после обретения оных усмотрены, по словам Горсбурга, многими судами, однакожь не было, кажется, сделано никаких изменений в положении оных, и потому оставлены мною на том же месте как определил Капитан Бутлер: остров Валполь в шир. 22°41', долг. 169°16', риф Дюранда в шир. 22°06', долг. 169°02'. Капитан Головнин в 1817 году и Капитан Хрущев в 1820, искали, но не нашли острова Валполя в упомянутой широте и долготе, a потому для определения положения оного потребны новые исследования. Остров Гунтер. Скала Матье. Нa сем море существует уже остров, под названием Гунтер, и потому я назвал оный Ферн, по имени Капитана которым обретен, но существование оного подвержено еще некоторым сомнениям, как ниже сего показано. Кап. [17] Горсбург (стран. 593) упомянув скалу Матье, говорит в замечании, This is called Hunters island, by Capt. Fearn who places it in lon.171 50 E: присовокупляя в том же замечании, что Кап. Ферн открыл под 22° 21, в 14 лигах к Весту сего острова высокую скалу, которую он почел за скалу Матье, имеющую в северной своей части плоскую скалу, видную в расстоянии 5ти лиг, и так долгота сей скалы будет 171°50' — 42' = 171°,08. Сие ясно доказывает существование обоих сих островов. Что касается до существования скалы Матье, то оно подтверждено Капит. Дюрвиллем, который дабы в том удостовериться искал скалу. Он нашел широту ее 22°23', долготу 171°12'; сие совершенно согласно с наблюдениями Кап. Ферна, и дает повод полагать, что обретенный им остров, в 14ти лигах к Весту, также правильно положен; но как Кап. Дюрвиль прошел многим далее сей долготы, не видев острова, то я не поколебался бы уничтожит оный на моей карте, ежелибы Кап. Дюрвилль не сказал: что существование сего острова Географической вопрос, который определительно разрешен будет только тем мореплавателем, который тщательно пройдет сию параллель на пространстве двух или трех градусов долготы, и по сей самой причине я означил остров Ферн (или Гунтер) сомнительным. По описанию Кап. Дюрвилля, скала Матьё не угасшая огнедышущая гора, в окружности не более двух миль, вышиною от 60ти до 80ти тоазов (Путешествие Кап. Дюрвилля, том 5-ый, стран. 104). Кап. Дюрвилль не видел плоской скалы о коей говорит Г. Ферн. Риф Пандоры. Банка Шарлоты. Географическое положение сих двух опасностей еще не определено с точностию. Капитан Едвардс полагает риф, отличенный названием его фрегата, в долготе 171°51', которая должна быть увеличена 15', как я докажу в статье о рифе Веллс, в дополнении к разбору карты Кораллова моря в статье Веллс. Как банки Шарлоты, долгота 173°12' (стр. 30я моего разбора), то расстояние между сими обеими опасностями 1°5'. На картах же Пурди, Арросмита и Нория оно составляет 3°. [18] Ocmpoв Cв. Августина, Остров Гран Кокал. стр. 25. Положение сих островов, обретенных Мореллем в 1781 году, определено было Капитаном Дюперре, совершенно обнаружившим, до чего простиралась погрешность в долготе y Испанского мореплавателя. Он положил SO оконечность северо западнейшего из островов Св. Августина, в шир. 5°З9'10", долготе 176°06', средину острова Кокаль в 6° 5' шир., дол. 176°13' (Атлас Капитана Дюперрей, таблица первая). Долготы разнятся 14' и до 23' от определенных на судне Елисавета. Средняя по 8ми хронометрам долгота, полагаемая острову Кокаль Капитаном Храмченкою, Командиром Елены, судна Российской Американской компании, согласуется до минуты с долготою Капитана Дюперре, но широта южнее. Остров Иисуса. Существование сего острова не подвержено сомнению, но назначенное мною положение оного может быть неверно. Рифь Розаретта. Положение сего рифа: широта 30°10' и долгота 173°45', не определено с точностию, Судно Rosette, взятое в 1807 г. Английским фрегатом Корнвалис, находившееся под Начальством Г. Гарланда, одного из Офицеров фрегата, разбилось на сем Коралловом рифе. Остров Гурд. Сего острова со времени обретения оного в 1809 г. не видел ни один Мореплаватель. Остров Онасез (Onaseuse). Довольно большой и весьма населенный остров сей, лежит на NW от островов Фиджи, в шир. 15°31' S долг. 176°11'. обретен 23го Июля 1823 г. Капитаном Гунтером, Командиром судна Донна Кармелита. На картах Нория и Арросмита назван также островом Гунтера. Остров Гренвил. Стр. 26. В не давнем времяни к сему острову который называют также Ротума, приходили Капитаны Дюперре и Хромченко. По наблюдениям нашего мореплавателя средины острова шир. 12°30'50", долг. 176°54'. По первой же таблице Атласа Французского мореплавателя, остров Атангота, смежный с восточною оконечностию острова Гренвиля, находится в шир. 12°32' S, долг. 177°13' О. В длину простирается от N к S на 4 или на 5 миль. [19] Южную оконечность образует низменный мыс, на конце которого возвышается конический утес составляющий по видимому отдельный островок. В двух милях от северной оконечности еще два островка, из коих один весьма плоский. Жители острова Гренвиля сходствуют с жителями острова Отаити и отличаются от прочих жителей сего Океана кротостию нравов (Записка сообщенная мне Капитаномь Дюперре, и в сочинении Г. Лессона в журнале Nouvelles Annales des voyagee). Долгота определенная Капитаном Хромченкою не согласуется так хорошо с долготою Капитана Дюперре, как при острове Гран-Кокаль. Он полагает средину острова по среднему показанию своих Хронометров и лунным расстояниям в долготе 176°54'. При сем Острове недавно был Г. Беннет, который полагает окружность оного от 10ти до 12ти лиг (United service journal 1831 года). Остров Нидерландской. Сей остров обретен 14го Июня 1825го г. Голландским фрегатом Мария Регенсберг и корветом Поллуксом, под командою Капитанов Керцена и Рега, на переходе от острова Нукагивы к Моллукским островам. Капитан Хромченко, не зная об обретении сего острова Голландцами, дал оному в 1829 г. название по имени старшего своего Лейтенанта Барона Левендаля; назначает широту 7°13'2O" S, долготу 177°14'30" O, 6' южнее и 20' западнее положения назначенного Голландцами: т. е. шир. 7°7' S, долготы 177°33' O. Остров сей имеет вид серпа и простирается от N к S на 4 1/2 мили; шириною же менее мили, в высоту 80 футов. Остров Бейрон. Со времени обретения сего острова Капитаном Бейроном, никто не приходил к оному и положение мною назначенное в разборе карты островов Гильберта, остается еще недоверенным. Острова Лейстера. По наблюдениям Американского Капитана, которым сии острова обретены, они в широте 8°5' южной, долготе 178°17' восточной. Астроном Експедиции Капитана Васильева, Тарханов в 1821 г. определил положение сих островов в той же широте и долготе: 8°7' S и 178°17' O. [20] Острова Боунти. (Bounty) стр. 12. Сии острова составляющие группу из 13ти островов, в первый раз по открытии их Капитаном Блеем (Bligh) в 1788 году, были обозреваемы Капитаном Виском, тем самым, которым в 1831 и 18З2 годах найдены Антарктические земли. По его наблюдениям острова Боунти положены К. Блеем почти градусом далее к востоку: 178°26' вместо 179°7' долгота их 178°26', a не 179°7'. Остров Независимости. В Английском журнале: United Service Journal, сказано, что но определенному 19го февраля 1830го года Г. Беннетом положению сего острова, широта оного 10°41' S, долгота 179°15' O, что немногим разнятся от положения, назначенного сему острову Американцем, которым остров обретен; усмотренный в Генваре 1826 г. Капитаном Маттинсоном в широте 10°30' долготе 179°50'; без сомнения сей же самый остров Независимости; не велик, лесист и имеет от 2х до 3х миль в окружности. В расстоянии 4х миль на NO, Коралловая банка, на которой по лоту глубина от 12ти до 15ти сажен. Острова Оно. Небольшая группа, состоящая из многих малых островов, больший из которых длиною в три, шириною в одну мили. Коралловая гряда, протягивающаяся по направлению NOtN и SWtS на 7 миль, окружает сии острова которых средина в шир. 20°39' S, долг. 181°20' O. На SO в 10ти милях от сих островов опасный риф, на котором Капитан Беллинсгаузен едва не потерпел кораблекрушение, и назвал сей риф Берегись. Острова Михайлова и Симонова. Два небольших острова к Югу от островов Оно, отделенные один от другого каналом в 6 1/2 миль ширины. Первые, названные по имени живописца Експедиции Капитана Беллинсгаузена, длиною в полторы, шириною в полмили, оба окружены рифами в расстоянии мили, почему окружность каждого в 5 1/2 миль. Остров Симонова, имя Астронома Экспедиции, в широте 21°2'50" S, долготе 181°13'40".(Путешествие Капитана Беллинсгаузена) Острова Кермаден. (Стран. 15). Группа сия состоит из островов Рауль, островов Куртис, островов Макалеи и скалы [21] Надежды. Адмирал Дантркасто полагает остров Рауль в широте 29° 16' S, долготе 181°55'; сей же самый остров на картах Пурди и Арросмита назначен под названием острова Воскресенья, усмотренного в 1814 году, судном Джеферсон в широте 29°12', долготе 181°47'. В 34ой части журнала Naval Chronlcle, находится весьма подробное описание и карта сего острова, следовательно должно оставить которое либо из сих двух названий, a как название Рауль 20ю годами старее, то и должно оставить сие название, a второе отвергнуть. Риф Минервы. На карте Арросмита назначены два рифа, один подле другого, которые открыты были Капитаном Никольсоном. Один в шир. 22° 35', долг. 182°00', другой, в шир. 21°45', долг. 181°45'; оба возвышаются на 10 или 12 футов сверх воды. На Нориевой карте замечено, что в 1831 г. разбилось на последнем рифе судно Минерва, и так как очень вероятно, что оба рифа составляют один, то на сочиненной мною карте я назначил оные под названием Минервы, вместо Никольсона, для отличие от другого рифа, лежащего несколько восточнее и открытого тем же Никольсоном. Риф Минервы будет по сему иметь протяжения от NO на SW более 15ти лиг; NO оконечность оного, в шир. 23°5O' S, долг. 182°00' O; SW оконечность в шир. 24°00', долг. 181°30'. Блудной сын (L'Enfant perdu), стр. 26. Острова сего не видали со времени обретения оного в 1768 г., a потому положение его с точностию еще неизвестно, я назначаю долготу 183°20' O. На карте Арросмита сей остров находится на меридиане 182°00', в предположении, что он один с островами Горна. Нория другого мнения и согласно с моим мнением назначает долготу острова Блудного сына, 183°20", острова Горна 181°40'. Банка Байонеза, (La Bayonnoise) открыта 24го Мая 1828 года, Капитаном Тромеленом, который нашел на оной 18 сажен глубины, грунт коралловый; отойдя две мили от места где брошен был первый лот, дна уже не достали. Сия Банка в широте 12°8'30", долготе 180°16'30" O. Остров Валлис. Мы не имеем до сего времени другах определений места сего острова, кроме назначенных К. Валлисом, которого [22] долготы не могут быть весьма верны, потому, что он Низменных Островов назначает долготу на 40' восточнее, островов Кеппель и Боскавен, напротив того, 11' западнее настоящей. Я оставил долготу острова Валлиса, сим мореплавателем определенную, a именно: 183°15'. В статье об островах Кеппель, Боскавен и Проби, стр. 27 и 28, я изложил два мои мнения: вопервых, что остров Доброй Надежды должен быть один и тот же с островом Проби, и потом. что, вопреки мнению Арросмита и многих других, полагаю существующими как острова Утешения (Consolacion) Морелли, так и острова Кеппель и Боскавен. Сия сомнительные вопросы до сего времяни еще неразрешены. Я должен заметить, что на картах Арросмита и Нория острова Горна названы Аллуфатти, остров Проби, Онуфоу. Острова Чатам стр. 15. В сочинения Гидрографа Пурди под заглавием: Table of Positions, находится на стр. 92 карта сих островов, с примечанием, в котором упомянуто, что Острова Чатам были вновь обозреваемы в 1809 г. Английским судном Пегасом. Г. Стюарт, один из Офицеров оного, полагает NO оконечность большого Острова Чатам, в долготе 183°46', т. е. 44ю минутами восточнее нежели Капитан Броутон, которого определения были мною приняты. Ежели наблюдения Г. Стюарта лучше произведенных Капитаном Броутоном, как обнаруживают наблюдения Капитана Смита (см. ниже), то все пункты сего острова, равно как и все другие острова, принадлежащие к группе Чатам и определенные по наблюдениям Капитана Броутона, должны быть отнесены на стольже к Осту. Г. Стюарт назначает Мысь Муннингс в долг. 184°20', a южную оконечность большого Острова Чатам под 184°00'. Небольшая группа из пяти островов, названных Островами 44го градуса, по положению их почти под 44 градусом широты, в долготе 184°1З'. На SO от Острова Чатам находится остров Питт, которого окружность почти в 8 лиг, и средина. в широте 44°25' к Осту от Острова Питт, находится гряда скал (Seal refes), которая с двумя островами Натив (Native Island) и Стар-Keй [23] (Starkay) имеет протяжения 12 миль по направлению 0 и W. В расстоянии 7ми миль на SO от острова Питт, остров Корнвалис, обретенный фрегатом сего имени и который по наблюдениям Капитана Вилльяма Смита, бывшего Лейтенантом на фрегате Корнваллисе, в широте 44°36', долготе 184°33'; сия долгота служит доказательством верности наблюдений, произведенных на Пегасе. С SO стороны, остров Питт окружен многими не большими островами, которые на карте Пурди названы: Asses Ears, Storing Island, Devils cap, Piedondo, Saddle iland; восточный риф в 16ти милях на Ост от острова Корнваллиса; не большой остров Пирамида в таком же расстоянии к Весту. Остров Пилстарт обретенный Тасманом, и в 1781 году, Мореллем названный Сола, по наблюдениям Капитана Фрейсинета в широте 22°24', долготе 178°23'55" к Западу от Парижа или 183°56'20" О, от Гриньвича. Остров Васкец. Морелль, которым сей остров обретен, полагает широту оного 24°44' S, долг. 181°11' O, но как им же за день пред тем определена долгота острова Пилстарта, 4°34' найденной менее, Фрейсинетом, то я увеличил сим количеством долготу назначенную Мореллем, следовательно долгота будет 185°45'. Капитан Дюрвиль искал сей остров в долготе 184°42', но без успеха, и заключает что Морелль видел остров Рауль, однакожь по разности 4° в широте сие предположение невероятно. (В тексте сей статьи, стран. 26, вкрадись мелкие Типографические ошибки) Остров Сидней. Сей остров обретем Капитаном Емметом Командиром судна Сидней; после того видел его Капитан Тромелен и определил шир. 4°26'30" S, долг. 188°42'. Больший поперечник 3 мили; остров низменный и без источников. Остров Феникс. Небольшой остров низменный и песчаный, почти круглый, мили в две не более в поперечнике, и так приглубый что даже в расстоянии мили не достали дна линем в 120 сажень. По наблюдениям Кап. Тромелена в широте 3°42' S, в долготе 189°17' O. Остров Бирней, По письму Г. Пурди, в широте 3°18' долготе 188°50'. В сем же письме упомянуто, что к NO от [24] сего острова находится остров, называемый Mary Bulrock, которого окружность в 20 миль, но как в письме не было означено расстояние, то я не поместил сего острова на сочиненной мною карте. Существование Острова Бирнея мне кажется недоказанным с совершенною достоверностию; оный может быть остров Феникс. Остров Гурд. Со времени обретения сего острова в 1809 году, ни один мореплаватель не видел оного. Острова Утешения (Consolacion) Мы видели в статье об острове Валлисе что погрешность Морелля 21го Апреля, была 3°05'; a потому можно предполагать и в следующий день таковую же погрешность; следовательно увеличив определенную Мореллем долготу сих островов 180°40', тремя градусами и 5', она будет 183°45'; что можно принять до новых исследований. Остров Великого Князя Алексапдра. Не большой остров обретенный в 1820 г. Кап. Белинсгаузеном в широте 10°2' S, долготе 198°51' O; длиною но направлению N и W, в две мили, тот же самый остров, который на картах назначен под названием Острова Рейрсон усмотренного в 1829 году Английским судном Доодноре, в шир. 10°6' S, долг. 199°05' восточной. Остров Гумфрей. Остров сей, лежащие блиска от Острова Рейрсона (Rearson), не был замечен Капитаном Беллинсгаузеном, a потому должно почитать оный обретением судна Hope, и Капитаном сего судна назначен в широте 10°30', долготе 198°58'. Острова Опасности. Стран. 16. В сей статье сказано, что Командором Бироном обретена группа из трех островов, и в девяти лигах на OSO от оной, опасный риф, которому полагает широту 10°15', долготу 190°32', но мною назначен в долготе 194°02'. В сей самой долготе, Капитаном Беллинсгаузеном обретена подобная группа из трех островов, в шир. 10°54' S, долг. 194°06' О, a потому должно полагать, что в широте, которую Бирон назначил сему рифу, не замеченному Кап. Беллинсгаузеном, вкралась типографическая опечатка. Капитан Фрейсине, кажется видел сии острова, восточнейший из оных положен им в широте 10°45' S, долготе 163°30' к Западу от Парижского меридиана, [25] которая соответствует 198°50' восточной долготы от Гринвича. Не должно ли подозревать и здесь также типографической погрешности в 2 3/4° долготы? Острова Кука. В первой части сего сочинения под общим названием островов Кука я включил острова: Вайтутаки, Ватеу, Маговара, Окатутаия и небольшую группу островов Гарвея, потому, что большая часть оных обретена Капитаном Куком. Название сие одобрено было кажется Капитаном Дюперре и Г. Пурди и Брюе, которые оба приняли оное в последних своих картах. (Из сей статьи очевидно, что Миссионеры избрали сии острова главным местом своим, и кажется, что Христианская вера распространяется там с большим успехом) В последствии около сих мест обретены еще другие острова: Роксбург, Митиаро, Маути, Рурути, Армстронг и Роротонга, которые должно причислят также к островам Кука, потому, что в малом расстоянии от прочих островов сей группы, однако мне кажеися вероятным, что многие из оных помещают вдвойне под различными названиями, как я постараюсь доказать ниже. Я присоединил еще к сей группе остров Манжия по близкому его положению к оной. Следовательно сей не большой Архипелаг островов Кука, которого прилагаю при сем маленькую карту, состоит действительно сколько нам известно, из следующих островов: 2. Вайтутаки в широте 18°54' S и долг. 200°19' О. 3. Острова Гарвея — — 19°18' — 201°06' 4. Окатутаия — — 19°51" — 201°37' 5. Ватеу — — 20°01'— 201°45' 6. Миттиаро — — 19° 55'— 202°16' 7. Парри — — 20°08' — 202°40' 8. Роротонга — — 21°18' — 200°08' 9. Роксбург — — 21°36' — 200°42' 0. Манжия — — 21°57' — 201°53' В Азиатском журнале февраля 1827 го года, находится статья, извлеченная из записок общества Миссионеров, в которой группа сия [26] названа группою Гарвея, и к оной причислены шесть островов: Манжия, Роротонга, Айтутаки, Маути, Миттиаро и Аути. В сей статье ничего не упомянуто о географическом положении сих островов (Лурди в своей Карте всего света, Chart of the World, издания 1828 г. Брюе в Карте южного. моря Carte particuliere de la Polynesie). Остров Вайтутаки. Остров сей севернейший в группе; обретен Капитаном Бляем в первое его путешествие, 11го Апреля 1786 года, за несколько дней до возмущения экипажа. По наблюдениям его в широте 18°54' S, долготе 200°19' O. Тот же что остров Айтутаки Миссионеров. Острова Гарвея в шир. 19°18' S, долг. 201°06' О. обретены К. Куком во второе его путешествие; он видел сия острова и в третье свое путешествие, они состоят из трех малых островков, окруженных рифом, и всего в окружности простираются на шесть лиг. Два, вероятно самые большие, жителями называемые Мануай и Уитате. Остров Ватеу. Обретен Куком 1го Августа 1777 года, и положен в широте 20°01' S, долготе 201°45' O; необитаем, в окружности имеет шесть лиг, но не представляет во все якорных мест. Остров Ватеу вероятно тот же остров Аути или Атиу Миссионеров. Миттиаро. По описанию Капитана Дибса, начальствовавшего Голетом Endeavour, (в 28 томе Журнала Пушешествий, Journal des voyages) в широте 19°55', долготе 202°16', в расстоянии 25ти миль от острова Ватеу, низмен с большою рощею дерев по средине, простирается на З или 4 мили с Севера на Юг, на милю с Востока на Запад; жителей не более ста человек. Остров Ларри. Также низменный, по наблюдениям Капитана Дибса в широте 20°03' S, долготе 202°33' O, в 50ти милях к Востоку от Ватеу. Лорд Бейрон, был при сем острове в 1825 году на фрегате Блонде, назвал оный островом Парри и определил широту его 20°08' S, долг. 202°40' O. Остров Роротонга. Капитан Дибс полагает сей остров в [27] шир. 21°18' S долг. 200°05' О. По наблюдениям произведенным на Английском судне Серингопатнаме, с которого видели остров в 1814 году, широта оного 21°30' S, долгота 200°00' O, нет сомнения что он один и тот же с островом Орурути, обретенным К. Генри в шир. 21°18' S, долготе 108°56' O. По сему не известность в широте простирается до 10ти минут, в долготе на один градус. Я предпочел определение Капитана Дибса. Остров Роксбург. Возвышенный, в шир. 21° 36', долг. 200° 42'; обретен 5го Марта 1824го года, Капитаном Вайтом, начальствовавшим Английским судном Медвей, в плавание от западных берегов Америки. Длину острова Капитан Вайт полагает 20 миль с Востока на Запад, определить ширину он не имел времени (Выписка из письма Г. Горсбурга). Остров Оттутаия, обретенные К. Куком в 1777 году, многим менее острова Ватеу жители называют оные Веноатте, что значит маленький остров; в широте 19°51' S, долг. 200°37' О. Остров Манжиа. В том же 1777 году обретен К. Куком, который и определял широту оного 21°57' S, долготу 201°53' О; остров сей в окружности 5 лиг и столько возвышен, что видим в расстоянии десяти лиг, тот же самый что остров Манаия Миссионеров; они полагают жителей на оном до 1500 человек. Так как Капитан Кук не видел сего острова, о котором ему упоминали под названием Маговара; то я не положил оного на своей карте; вероятно, что он один из островов близь Ватеу лежащих, или остров Парри или Миттиаро. Остров Бункер. Остров Брок. Капитан Броун, командовавший Английским судном Eliza-Frances, увидел 21го Августа 1821го года, не большой, покрытый кустарником остров, в окружности пять миль. Он пробыл y сего острова два дня и определил широту оного 0°23' S; долготу 200°14' O (Выписка из письма Г. Блоссевиля). Весьма вероят [28] но, что сей остров составляет один и тот же с небольшим островом, которые обретен Американцами и назван островом Булкер, и потому должно полагать что существует также остров, названный Американцами Брок, в небольшом расстоянии от острова Бункер, в широте 1°13' S, долготе 200°30', но долгота сия по поверке оной с найденною Капитаном Броуном должна быть 201°21' O. Нимродова Группа обретена Капитаном Английского судна Нимрода, Ейлбеком, в плавании из Порт Джаксона мимо мыса Горна, в Рио-Жанейро, в шир. 56°30' S, долготе; 201°30' O. Капитан Ейлбек видел сия острова в дальнем расстояния, и потому назначаемое им положение, сей группе может быть не совершенно верно. Horsburgh pag. 631. Острова Сцилли. По наблюдениям Кап. Бичи, погрешность Кап. Валлиса в Архипелаге низменных островов 40' долготы, расстояние от сих островов до Овов Сцилли дает право полагать ту же погрешность в их долготе и она будет 204°30'— 40' = 203°50'. Остров Волонтер. Обретен в 1823 году Английским Китоловным судном Орлом; в широте 5°6', долготе 204°42' (Выписка из письма Г. Пурди). Остров Старбук, Остров Малден. Сии два острова обретены в 1825 году Капитаном Лордом Бейроном. В многих журналах первый из сих островов полагают в широте 5°58'30" S, долготе 204°02' O, остров Малден в шир. 5° 26', долг. 204°10'. На картах Арросмита и Нория остров Малден назначен в широте 4°00' S, долготе 205°00', Старбук в шир. 5°24' S, долг. 204°10' О. Я принял положение, назначенное на упомянутых картах, потому что не нахожу никакой причины предпочесть показание журналов. Остров Старбук вероятно один и тот же с островом Волонтер. Остров Беллинсгаузена. Состоит из группы небольших низменных коралловых островов, соединенных рифом, с лагунном на средине, длиною в З мили с севера на юг, и в 2 1/2 мили ширины. [29] По наблюдениям Капитана Коцебу, которым обретен в 1824 году, широта сего острова 15°48', долгота 205°50' О. Остров Востока. Небольшой остров, не более полумили в поперечнике, обретен Капитаном Беллинсгаузеном в 1820 г. в шир. 10°5'50" S, долготе 207°31' О, почти нет сомнения, что тот самый, который на карте Арросмита назначен в 1821 и 1825 годах усмотренным Капитаном Ставерсом в шир. 10°5', долг. 208°00' О. Остров Римитара. Небольшой низменный остров, обретен как сказано на карте Арросмита, тем же Капитаном Генри, который видел также остров Роротонгу или Орурути, принадлежащий к островам Кука. На карте Капитана Дюперре, сей остров положен в широте 22°37', долготе 208°00' О от Гринвича. Остров Огетероа. Долготы, назначенные Капитаном Бичи островам обретенным Кап. Куком в 1769 годе, в Архипелаге низменных островов, не сходствуют с долготами определенными К. Куком, на 34', которыми сии последние западнее. Без великой ошибки можно приложить сию погрешность к долготе острова Огетероа, который не в дальном расстоянии; и так сия долгота, с прибавлением, будет 209°13' + 34' = 209°47'. Остров Каролины. Остров Торнтон. Капитан Торнтон, начальник Английского Китоловного судна Supply, увидел, на переходе из Перу в Новую Голландию, в шир. 10°4', долготе 209°44' весьма низменный остров, который сперва показался ему состоящим из группы малых островков; длина оного по его мнению 6 лиг, ширина 5 миль. Так как положение сего острова разнствует только 7' в широте, и 9' в долготе с положением острова Каролины, обретенного Капитаном Броутоном, то нет сомнения, что оба один и тот же остров. Капитан Броутон проходил от сего острова в расстоянии 5ти лиг и мог легко ошибиться в заключении своем о величине оного, a потому весьма вероятно, что сии острова составляют один остров. Остров Сала и Гомец. Капитан Бичи определил широту сего острова 26°47'40", долготу 254° 40'; широта 10' южнее, долгота 15' восточнее определенных по наблюдениям Капитана Коцебу. [30] Остров, обретенный Капитаном Делано.., командовавшим судном Pelegrino в широте 26°30' S, долготе 255°10', неоспоримо сей же самый остров, a потому я исключил из своей карты остров Пелегрино. Остров Императора Петра I-го. Сей остров обретен Капитаном Беллинсгаузеном в Генваре месяце 1821го года. По журналу нашего Мореплавателя острова сего широта 68°57' S, долгота 269°14 О, окружность 8 лиг, высота более 4000 футов. Склонение компаса при обретении острова найдено в 36°6' восточное. Берег Императора Александра І-го, обретен также Капитаном Беллинсгаузеном несколькими днями после острова Императора Петра Iго Северная оконечность сего берега в широте 68°43' S, долготе 286°50'14"; южной оконечности Кап. Беллинсгаузен определить не мог по причине льдов, воспрепятствовавших ему приблизиться на потребное расстояние. Весьма вероятно, что сей берег соединяется с землею Грагам, обретенною в 1831 году Капитаном Биско, который начальствовал двумя судами, отправленными на промысл сивучей богатым Лондонским купцом Ендерби, коего судами сделаны и другие обретения в южных полярных странах (Острова Лорда Аукланда, Маквари и другие обретения; сделанные судами Ендерби). Ежели земля Грагам, которой южная часть отстоит от берега Императора Александра только 100 миль и соединяется на NO с землею Палмер, составляющею часть южных Шетландских островов, примыкает к сему берегу, то вся сия земля должна будет иметь протяжения на 250 лиг и будет действительно заслуживать наименования южного Матерого Берега. Можно даже предполагать, что берег Императора Александра Iго соединяется также с берегом Императора Петра Iго потому, что Капитану Беллинсгаузену на переходе его от сего последняго к берегу Императора Александра Iго, попадались признаки земли (Он видел например птиц, по сложению своему принадлежащих к береговым), и он заметил даже некоторую перемену в цвете морской воды. Г. Ендерби отправил в Июле 1833го еще два судна Hopefue и Rose, для довершения начатых обретений [31] и исследования с большею подробностию всех сих берегов и земли обретенной в 1831 году тем же Капитаном Биско в широте 69°, долготе 50° восточной, и названной Английским Адмиралтейством Землею Эндерби. Адмиралтейство назначило с своей стороны в сию Экспедицию Г. Pu (Rea) Лейтенанта Английского флота. Берега Новой Голландии. Я уже упоминал (стран. 56) об исследовании берегов Новой Голландии Английского флота Капитаном Кингом, с 1818 до 1822 года. Я даже назначил на карте No 1 и в разборе Атласа, многие пункты, обретенные и определенные сим Мореплавателем, руководствуясь картою, изданною Английским Адмиралтейством, на которой уже были нанесены выводы трудов Кап. Кинга. В 1827 году вышло его сочинение в двух частях, с Атласом, состоящим из осьми карт большого размера. Во второй части сего сочинения находится статья о Гидрографии берегов Новой Голландии, к составлению которой служили руководством труды Флиндерса, Бодена и его собственные; статья совершенная и полная. Никакой Мореплаватель намеревающийся быть при сих берегах, не может обойтись без сего превосходного творения, и потому не входя в подробное исследование содержания оного ограничиваюсь замечаниями о двух селениях, основанных Английским Правительством уже после того как Капитан Кинг оставил сии берега; одно селение на северном, другое на западном береге Новой Голландия. Порт Кокборн. По описи Капитана Кинга два острова Батурет (В моем разборе карты No 1, я не знал что сей остров уже назван Башурет, и мною назван был Кинг) и Мельвил, лежащие y NO берега, разделяемы проливом в 40 миль длиною и от 2х до 3х миль шириною. В сем проливе, которые назван Апслей, на береге острова Мельвиля колония основанная Английским Правительством в 1824 году. Верхняя часть пролива названа Портом Кокборн, и отделена от южной части небольшим [32] островом Гаррис, против крепости Дундас (Fort Dundas), главного места сей колонии, в широте 11°24'20"; долготе 130°23'50". При входе в Порт Кокбурн должно остерегаться песчаных банок, известных под общим названием мели Мермед (Mermaid shoal), лежащих на протяжении 17ти миль к W от Мыса Ван Димена, составляющего NOю оконечность острова Мельвиля. План Порта Кокборна, находящийся в Атласе Капитана Кинга, сочинен по описи произведенной в 1824 году, Лейтенантом Английского флота Рое (Roe) сопутником и главным помощником Капитана Кинга во все продолжение его Гидрографической Експедиции. Склонение компаса 1824 году, найдено 2°00' восточное; прикладный час в бухте Св. Иосафа (St. Asaph), 5 часов 45 мин. во время Сизигии; в небольшой гавани близь форта Дундас, называемой King's Cove, 5ч 11м, возвышение вод 14 футов. Северная оконечность острова Мелвиля, мыс Вань Димена, назван Капитаном Боденом Мысом Леобен. (Leoben). Сей же французский мореплаватель назвал Гельвециусом (Helvelоus) и Фуркруа (Fourcroy) два мыса острова Батурста. Я должен заметить, что на расстоянии, в котором находились Французские суда от берега, показалось что все три мыса: Гельвециуса, Фуркруа и Леобен, принадлежат матерому берегу. Лебяжья река (Swan River). Сия Колония находящаяся на западном береге Новой Голландия, основана в 1830 году и расположена на Лебяжьей реке (Swan River) обретенной Голландским мореплавателем Фламингом (Vlaming). Приморский берег около сей реки был известен нам по описи Капитана Кинга, но в последствии вновь описан Капитаном Стерлингом, по назначении его Губернатором колонии. В 39м томе Quarterly Review находится единственное известие о сей колонии, при котором приложен не большой очерк берега между мысом Натуралист и Лебяжьею рекою. Устье сей реки заперто мелью, на которой воды только 6 футов; следовательно она судоходна для весьма малых судов. Однакожь между устьем ее и рифом, окружающим SOвую часть [33] острова Роттенест есть превосходный рейд (Gage Road). Между сим же островом и матерым берегом прекрасное якорное место на коем глубина от 9ти до 12ти сажен, но оно не защищено от NW; безопаснейшие же рейд, закрытый со всех сторон, образуется берегом, простирающимся к югу от устья реки и островами Бюаш (Buache) и Бертолле (Bertholle). Для входа на сей рейд, называемый Зундом Кокбурн, должно обогнуть северную оконечность острова Бюаш и пройти между оною и островом Бертолле, который также называют Карнак (Carnac); глубина здесь от 5ти до 15ти сажен. Устье Лебяжьей реки по наблюдениям Капитана Фрейсине, сделанным в путешествии Капитана Бодена, широта 32°4'30" S, долг. 115°46"45" O; NOвая оконечность острова Роттенест в широте 31°59'30" S, долготе 115°31'10". Склонение компаса 4°50' западное. Мыс Leeuwin. По сведению, доставленному Г. Горсбургу Капитаном Скотом и Г-м Райтом, близь сего мыса река, которой устье заслонено островом, так что, находясь в некотором расстоянии от берега, мореплаватели не могут приметить реки (East India Directory). Остров Албион. На карте No V атласа Капитана Флиндерса назначен остров, обретенный в 1805 году судном Албион, в шир. 38°11', долготе 139°40'. Сей остров видели в 1821 году с корабля, на котором Губернатор Нового южного Валлиса, Генерал Бризбан отправлялся к месту своего назначения. Сопутствовавший ему, Астроном Рюмкер, по наблюдениям своим нашел долготу сего острова 139°55' по хронометрам было в то же время 140°17'. Хотя Г. Рюмкер не говорит которую из двух предпочитать должно, я думаю однакожь определенную по лунным расстояниям, потому, что показываемая хронометрами разнится 42' от определенной Адмиралом Дантркасто, тогда как между сею и первою разность не более 8ми минут (East India Directory, часть 1 стр. 100). Положение острова Албиона определено [34] Астрономом Рюмкером в ночное время, когда проходили мимо сего острова, почему оное и не может быть весьма верное (Астрономическая газета Профессора Шумахера, часть 2). Остров Гамант. Сей не большой остров высотою в 30 футов, в окружности около 1200 футов, обретен 6го Июля 1817 году Капитаном Гамантом на бриге Ендеворе, и в тоже время он видел буруны в трех местах: один в 3х милях на SW от острова, другой, на NWtN в 6ти милях, и третий на NOtO в расстоянии одной мили. Спустя три часа открылся сему мореплавателю остров Кангару (East India Directory, часть 1-я стр. 100) в шир. 35°43' S, долг. 137°58', сие служит доказательством что полагаемые широта острова Гаманта 36°21', долг. 127°2', неверны, должно заключить что сие назначено по типографической ошибке и долгота сего острова 137°2', a не 127°2'; весьма вероятно, что остров Гамант, с рифами которыми оный окружен, повторение двух рифов, положенных на карте Нория, под названием Shuttleworh, в шир. 36°18', долготе 131°10'; они обретены в 1831 году. На стран. 58 и 60, я упомянул о многих опасностях y NW берега, открытых разными мореплавателями; сии опасности вновь описаны Капитаном Кингом, который открыл еще новую, названную по имени судна его: Мелью Мермед (Mermaid); SO оконечность оной в широте 17°12' S, долготе 119°33' O. Сей риф с рифами Минстрел, Империез, Клерк, назначенны на карте Капитана Кинга под общим названием мелей Ролей (Rowley shoals), занимают пространство в 50 миль по направлению NO и SW. В Азиатском журнале, в месяце Октября 1826 года, упомянуто об опасном рифе в шир. 36°55', долг. 140°20', открытом судном Сезострис, под командою Капитана Манглеса. Долгота сия не может быть верною, потому, что меридиан 140°20' проходит по Новой Голландии в расстоянии 40 миль от берега. На многих Английских картах меридиан 135°, разделяющий [35] Новую Голландию на две почти равные части, означен чертою, почему заключили, будто сей меридиан принят Английским Правительством за границу его владений, однакожь не было о том ни какого постановления. Ныне сие заключение подтверждено. Английское правительство в Генваре месяце 1825 года объявило что владения Англии в Новой Голландии впредь простираться будут от меридиана 155° до 129°; следовательно меридиан 129° составляет межевую черту. Замечания о недостатках Арросмитовой карты Тихого Океана, на 9ти листах, изданой в 1832 годе. 1. Остров Тигр, в шир. 1°44' S, долг. 142°00' пропущен. 2. Скала Поклингтон, в шир. 10°53' S, долг. 155°30' пропущена. 4. Мель Банонезы, открытая Капитаном Тромеленом в широте 12°8'00" S, долготе 180°16'30", пропущена. 5. Широта острова Феникса по наблюдениям Капитана Тромелена должна быть 12' южнее. 6. Не существование островов Баумана, Тинговена, Роггевейна и Греннингена, давно уже признано, однакожь острова сии назначены на карте Г. Арросмита. 7. Острова Стефенса, которых тождественность с островами Провидения доказана, положены 2 1/2 градусами восточнее. 8. Тождественность скал: Circular Reef, Shernburn Shoal и Сидней еще не подтверждена, почему и не должно бы выкидывать оных из карт, доколе сие не будет достоверно определено. 9. Скала Лира, в шир. 1°54' S, долг. 153°28' пропущена. 10. Острова Фид, в широте 3°20", долготе 154°30', обретенные в 1826 году, пропущены. 11. Острова Независимости и остров Маттисон не отдельные острова, составляют один. [36] 12. Острова Маквари положены одним градусом западнее истинного их места, т. е. согласно первым сведениям, дошедшим до нас вскоре по обретении оных. 13. Скала Надежды, открытая Адм. Дантркасто названа Brinds Rok. 14. Остров Албион, обретенный в 1805 году, в широте 38°З9', долг. 139° 55', пропущен. [37] ______________________________ ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗБОРУ КАРТЫ НОВОЙ ГВИНЕИ И ПРОЛИВА ТОРРЕС. No 2. После издания сей карты в 1824 году два Французские мореплаватели: флота Капитаны Дюперре в 1824 и Дюмон и Юрвиль в 1827 году, описали с большою подробностию северный берег Новой Гвинеи и острова близь оного лежащие. На сем береге никто не был со времени Лемера, Шаутена и Дампиера, и токмо некоторые места видели Бугенвиль и Маклюер. Капитан Дюрвиль обозревал сей берег по всему протяжению оного от мыса Риньи, (Rigny), в шир. 5°29 S, долг. 145°48' восточной: от меридиана Гринвича, до мыса Доброй Надежды, в шир. 0°19' S, долг. 1З2°25'З0" О. (Сия долгота определена по по наблюдениям Дантркасто и Дюперре, согласующихся между собою до 10 секунд; долгота К. Дюрвиля западнее 3'24") Капитан Дюперре первый из мореплавателей нашего времени поверил положение островов Таутена, лежащих в расстоянии от 6ти до 8ми лиг, от берега на меридиане 144°30'; назвал оные Лессон (Lesson,) Гарно (Garnot), Жакино (Jacquinot), Деблос (Deblos,) и Росиньи (Rossginy). К западу от сих островов, весьма близко от берега находятся еще многие острова, которых положение определил также К. Дюрвиль. Что касается до островов Моа и Инсу, обретенных Лемером и Шаутеном, они вероятно острова, названные Дюрвилем: Дюперре и Tacтю, в широте 2°, долготе 139°. Быв в порте Дори он определил широту 0°51'50", долготу 134°04'50"; последнюю вывел из разности меридиана, сего порта и мыса Доброй Надежды новой Гвинеи, которого долгота определена также по хронометрам. Капитан Форест нашел широту порта Дори 0°46', долготу 131°. Капитан Горсбург определяет долготу мыса Дори, которой на несколько минут от порта Дори, 133°25'. На карте Арросмита мыс сей назначен в долготе 134° 40'. В статье о Новой Гвинеи [38] я изложил способ употребленный мною для определения долготы мыса Дори 133°51'; разности от долготы назначенной Капитаном Дюперре, только 13'. Долготу мыса Доброй Надежды я полагаю 132°31'; по сравнению с наблюдениями Адмирала Дантркасто, разность только 6 минут к Востоку. Капитан Дюрвиль не входил в большую бухту Гильвинк, (Geelvink), географические сведения о которой до сего времени еще не достаточны, но взяв курс между островами, лежащими поперег входа в оную, чрез пролив Жоби, (Jobie) он мог определить с точностию положение всех сих островов. Мыс Саведра, западную оконечность Мизери, полагает в широте 0°36' на карте Дантркасто широта сего мыса 0°48'; что касается до долготы, то она одинакова y обоих. Я положил мыс Вальш (Valsh) в шир. 8°26' S, в долготе 137°28' (разбор карты Новой Гвинеи стр. 6); Капитан Фрейсине назначает долготу 137°14', разумеется, что сию последнюю должно предпочесть. Положение скалы Гросвенор определено в 1826 г. Английским Капитаном Вилли, по словам которого она в 12ти или 13ти милях на SW 20° от южнейшего из островов Бо (Воо) и на 1°56' к западу от мыса Пигота, коего шир. 1°17'З0", долг. 129°28' О. Ограничиваясь сими замечаниями, я присовокуплю что исправил Карту Новой Гвинеи по картам Капитанов Дюперре и Дюрвиля, в Атласах к описаниям их путешествий. План порта Дори также переделан по сочиненному Капитаном Дюперре. Пролив Торрес. Пролив Торрес был вновь обозреваем Капитаном Кингом и после него еще другие мореплаватели проходили сим проливом. Неутомимый Горсбург издал в 1830 г. в большом размере, карту проходов, в последнее время открытых в облегающем NO береге Новой Голландии, Преградном рифе (Barrier Reefs) (Passages throug the Barrier-Riefs of the Australian Continens); все сии [39] новые пути находятся к югу от так называемых Восточных полос (Eastern fields) и прохода Портлока, лежащих в шир. 10°, и даже южнее прохода Индефатигабля (Indefatigable) в шир. 11° 48". Капитан Горсбург полагает, что сии проходы лутше севернейших, где погибло весьма много судов; он выхваляет особенно проход, называемые проходом Стида, (Stead's passage) в широте 11°56', которым прошел корабль Азия в 1828 году, и прилагает весьма полное описание, выгравированное на карте, для расположения курсов, сим проходом проливу Торрес. Капитан Горсбург уверен, что когда проходы сии сделаются более известны, никакое судно не пойдет чрез северные, потому что они не только представляют более опасностей, но должно обходить не малое лишнее расстояние. Я исправил сию часть карты по Горсбурговой, на которой положены проходы Стида, Нимрода, и многие другие, ведущие к проливу Торрес. Скала Алерт. К западу от пролива Торрес, на которую стало судно Алерт в 1817 году. Длину сей скалы полагаю 200 тоазов, ширину 25. Она в шир. 9°52' S, в долг. 140°50' О. ТИПОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В СЕМ РАЗБОРЕ.
Замечания на карту Арросмита: 1. Весь Северный берег Новой Гвинеи должно назначить с карты Капитана Дюрвиля, и положение островов, находящихся к N и NW от мыса Короля Вильгельма, исправить по сей же карте. 2. Хотя нет сомнения что шесть островов Британии, назначенных на карте Арросмита, с подписанием (Six islands seen by the Britania) [40] те же самые острова которые Капитан Дюперре назвал Островами Шаутена, но надлежало бы положить оные согласно описи Капитана Дюперре; сих островов девять, a не шесть. 3. Порт Дори доложен 36' восточнее, нежели как следует оному быть по наблюдениям Капитана Дюперре, я уже заметил сию погрешность в прибавлении к Французскому изданию разбора карт атласа, на стран. 441, 2-й части. 4. Проходы ведущие к проливу Торрес, к югу от рифа, на котором погиб фрегат Пандора, во все не назначены, хотя проход Тибернии открыт в 1810 году. Проход Индефатигабля в 1815, проход Нимрода в 1822, Стида в 1828, a карта Горсбурга, о которой я упоминал, издана в 1830 году; карты Капитана Кинга, на коих все сии проходы, кроме Стидова назначены, изданы в 1827 году. 5. Скала Алерт, к западу от пролива Торреса лежащая, пропущена. [41] ______________________________ ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗБОРУ КАРТЫ КОРАЛЛОВОГО МОРЯ. No 3. В течение последних десяти лет открыты многие опасности в море, которое я назвал Коралловым карта коего составляет No 3 в сочиненном мною атласе. Прилагая здесь краткое обозрение сих новых открытий вместе со вновь составленною таблицею всех островков и опасностей, рассеянных по сей части океана, я считаю оные тем более полезными, что в таблице помещенной на стр. 10, в разборе сей Карты много типографических опечаток. Таблица опасностей, находящихся в Коралловом море и omcmoящих от нового южного Валлиса долее преградного рифа в направлении N и S.
Риф Веллс и рифе Индиспенсабль, в широте 12°, не уместились на карте Кораллового моря, потому что оная начинается с паралели 14°, они назначены на карте Соломоновых островов. В статье 110°12' где исследовано мною положение первой из сих опасностей, я увеличил долготу оной, 157°55' по определению Капитана Едвардса, 45 минутами, потому, что 1) наблюдениями Капитана Флиндерса отнесен мыс Родней на столько к востоку против наблюдений Капит. Едвардса, и 2) по наблюдениям, на Английском судне Нептуне, остров Митра положен также 45' восточнее долготы определенной Кап. Едвардсом; но я нахожу нужным уменьшить сию погрешность 30' по следующим причинам: 1) в долготе острова Митры наблюдения Кап. Хрущева разнятся только 22' от наблюдения Кап. Едвардса, 2) y Кап. Дюперре в долготе острова Гренвиля разность только 18', и 3) Долгота острова Питта, который есть тот же самый, что и остров Решерт или Ваникор, совершенно согласуется с долготами которые определены Дантркасто и Дюрвилем. Средняя из сих погрешностей будет около 15', и сим количеством я увеличил долготу назначенную Капитаном Едвардсом, следовательно долгота рифа Веллс 151°58' + 15' = 158°13'; Арросмит полагает оный под 159°00', a Норий под 158°50'. На карте Арросмита Северная оконечность рифа Индиспенсабль [43] находится в шир. 12°6' долг. 160°24', на Нориевой в шир. 11°50' долг. 100°00'. На первой оконечность сия названа рифом Пандоры: North part of Ulis shoal seen by the Pandora in 1791. На карте Нория под названием Пандоры, особый риф, весьма близко лежащий от рифа Индиспенсабль. Как в изданном журнале путешествия Пандоры не упомянуто о рифе в 160°00' долготы, то должно полагать, что здесь вкралось некоторое недоумение. Mellish Kays und Reefs. Риф Меллиш открыт в 1812 г. Капитаном Брастоу, начальствовашим судном Темзою, в шир. 17°16' S, долготе 156°12' O. В сочинения Г. Пурди Table of Pasitions помещено весьма подробное описание сего рифа и протяжение оного назначено в четыре лиги. Можно полагать что рифе на карте Нория под названием рифа Юнга в шир. 17°15', долготе 155°15' O, один и тот же, что и риф Меллиш, ибо разность в долготе менее градуса. По сему я и не назначил оного на сочиненной мною карте; однакожь включил в реестре островов и опасностей сомнительных. Риф Бампиюн. На карте Флиндерса положен между 18°47' и 19°30' широты, Пурди положил между 19°00' и 19°50', нужно теперь решить, которое положение ближе к истинному. Острова Авон. Два небольшие, низменные острова, один от другого в расстояния около двух миль по направлению OSO и WtSW. Острова сии обретены в 1823 г. судном Авон, под командою Капитана Соммера, который определил широту оных 19°31' долготу 58°10'30" O, по лунным расстояниям. На карте Нория к югу от сих островов назначен риф под названием Банки Честерфильда, простирающемся до 19°55' широты. Вероятно что рифе Бамптон, острова Авон и Банка Честерфильда, составляют один неразрывный риф, как изображено на карте Нория. Риф Кенна (Kenns Reefs). Сей риф, по направлению NW и SO в 9 миль длины, и от 6ти до 7ми в ширину, находится к Востоку от пути, назначенного Капитаном Флиндерсом на его Генеральной карте. Скалы и песчаные банки, отчасти вровень с поверхностию моря возвышающиеся, из коих состоит риф, со всех сторон весьма приглубы, и по невозможности лотом достать дна, [44] приближение к оным чрезвычайно опасно; Капитан Кенн, открывшие сей риф в 1824 г. определил положение оного в шир. 21°9' S, долготе 155°49', по наблюдениям хронометрическим, произведенным после краткого пятидневного перехода из Порт Джансона, Группа Ферквера (Governor Farquars group). Группа сия обретенная в 1821 г. Французским судном Три брата под командою Г. Трегросса и Английским бригом; Джесси, состоящая из семи низменных, песчаных островков, из которых три покрыты кустарником и соединены рифами, занимает большое пространство. Два из восточнейших островков ceй группы на меридиане 151°47', составляющий западную оконечность оной, в широте 17°39' S, долготе 151°27' O. Нет сомнения, что риф, открытые Лейтенантом Вайнпом в широте 17°45', долготе 151°40' один из островков составляющих группу Фарквара. Некто Г. Лигу (Lihou) открыл в шир. 17°25' S, долготе 151°45' рифе, которого протяжение в 46 миль, по направлению NNO и SSW. Очевидно, что сей риф группа Ферквера, простирающаяся вероятно до рифа Алерт, лежащего в широте 17°02' и долготе 151°49'. Островки Трегросса (Tregrosse islets). Два не больших островка, обретенные тем же Капитаном Трегроссом, к западу от островов Ферквера в шир. 17°42', долготе 150°40', западной оконечности рифов, соединяющих и облегающих сия острова. Широта 17°44' долгота 150°32'О. Риф Сомарец (Sir James Saumarez's shoal). Сей риф, в широте 21°40', долготе 153°46', открыт тем же Г. Лигу, о котором говорено было в статье об островах Ферквера. Банка Велша (Welsh's bank). На карте Капитана Кинга под сим названием назначен рифе в широте 21°25' S, долготе 153°56' O. Остров Ламб. Не большой остров в 40ка милях к западу от острова низменного, в шир. 210 25;S, долготе 158° 30'. Риф, названный Lou Land на карте Нория, тот самый, который открыт Бугенвилем и назначен на сочиненной мною карте под названием Второго Бугенвилева рифа. Риф Давида (Davide Reef), в широте 19°20'; долготе 151°00'. [45] Существование рифа Давида и острова Ламба, я основываю только на карте Нория. Замечания на карту Арросмита. Рифы Вельса, Полуденный (Midday), и Сомареца пропущены, также как и рифе Меллиш, островки Трегросса, Ферквера и риф Алерт. На пространстве, занимаемом Группою Ферквера положен только риф с надписатем Dry bank 1819, в широте 11°42', долготе 151°30', что соответствует рифу, открытому Лейтенантом Войном. [46] ______________________________ ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗБОРУ КАРТЫ ЮГОВОСТОЧНЫХ БЕРЕГОВ НОВОГО ЮЖНОГО ВАЛЛИСА. No 4. Прибавления на сей карте и в разборе оной следующие: 1. Бухта Моретока. Г. Окелей открыл в сей бухте реку, которая больше всех известных ныне в Новой Голландии, и назвал оную Бришбан. В плавании сею рекою на расстоянии 50ти миль вверх от устья, он заметил, что глубина ее была обыкновенно от 3х до 9ти сажен, и только в 20ти милях от устья каменная гряда, на которой воды не более 12ти футов во время прилива. В том месте до коего доходил Г. Окелей, прилив возвышался до 4 1/2 футов и шел с скоростию 4х миль в час. Сия река, шириною в З мили, течет от SW по направлению Болота Маквари, которого она может быть сток (Philosophical Magazine No 314. 1822). Бухта Бетман. Английского флота Лейтенант Джонсон открыл в 1822 г. устье реки, изливающейся в сию бухту. Прошел оною на бриге Снайпере (Snapper) в верх 40 миль, не встретя ни какого препятствия. Река сия названа Клайд, (Clyde). Положение Порта Стефенса исправлено по описи Кинга, который назначил оному широту 32°46'30", долготу 152°09'45'; Порта Гунтера шир. 32°56', долготу 151°43'15", в расстоянии 59ти миль к NNO от Порта Джаксона. При входе в порт устроен маяк и поселены лоцмана для провода судов; в порте еще два других маяка. Риф Мермед. Лейтенант Окелей открыл в шир. 31°41'50" весьма опасный риф в расстоянии 24 1/2 миль от берега. Сей риф, названный им рифом Мермед, длиною в 1/4 мили и лежит на S 83° O от South Brother. Капитан Кинг назначил входу в порт Маквари, широту 31°25'30" S, долготу 152°57'25" O. [47] К Северу от мыса Дымного (Smoky) Лейтенант Окелей нашел якорное место в бухте Триал, (Trial) совершенно закрытое от S и SO, но глубины, только три сажени. Капитан Кинг полагает. Мыс Каттль (Caille point) Флиндерса, известный также под названием мыса Беннелонг, (Bennelong) в шир. 31°51'28" S, долготе 151°15'26"; сия последняя 3' более мною назначенной. [48] ______________________________ ДОПОЛНЕНИЕ К РАЗБОРУ КАРТЫ ОСТРОВА ВАН-ДИМЕНОВОЙ ЗЕМЛИ. No 5. Английского флота Капитан Кинг, имевшие поручение, как я уже упоминал в предъидущих дополнениях, произвести новую опись берегов Новой Голландии; (описание оной с Атласом издано в 1821 г) (Narrative of a survey of the intertropical Western coasts of Australie, performed between the years 1816 and 1822, by Philip King) замечает об одном обстоятельстве, которое меня особенно удивило. В плавание вокруг южной части Ван-Дименовой земли он нашел, что берег между Бурною бухтою (Stormy bay) и мысом Юго-западным, назначен весьма неверно на картах, как Дантркасто, так и Флиндерса, по справедливости признанным, из новейших мореплавателей особенно искусным наблюдателем. Погрешности, замеченные К. Кингом, более в широте, нежели в долготе. По наблюдениям его, мыс Юго-западный в шир. 43°39', a Флиндерс полагал 43°32', Дантракасто, 43°33'. Последний определив широту в полдень, обогнул мыс в 4 часа по полудня и находился от оного в расстояния одной мили, a потому невозможно было предполагать, что он мог сделать толь значительную погрешность в определении широты сего мыса, однакожь наблюдения Капитана Кинга совершенно согласуются с наблюдениями Капитанов Кука и Фюрно, из которых первые положил мыса Юго-западного, широту 43°37', второй, 43°39', совершенно как К. Кинг. По сему, кажется, должно назначить истинную широту мыса Юго-западного 45°39', долготу 146°12', по определению К. Кинга. Сей мореплаватель также нашел погрешность в широте Скалы New stone, которой по определению Флиндерса, шир. 43°41', по наблюдениям К. Кинга, 43°46'. Сии погрешности произошли конечно от того, что К. Флиндерс описывая южные берег [49] Ван-Дименовой земли в 1798 на судне в 70 тоннов, Norfolk, не имел всех средств, какими пользовался в последствии на Инвестигаторе; Кап. Кинг еще нашел, что и мыс Тасмана (Tasmanhead) положен многим южнее настоящей оного широты; назначает сей мыс от мыса Южного на N 56° O по компасу, которого склонение было 6°, восточное, на карте Флиндерса сие положение обоих мысов N 76° O, составляет погрешность 3' в широте. Я намеревался исправить погрешности на сочиненной мною карте, но как сего не возможно исполнить без совершенного изменения всей карты, то считаю лучше дождаться, чтобы наблюдения К. Кинга были подтверждены еще другими новейшими, не смотря на то, что согласуются с наблюдением Капитана Фюрно. Однакожь для доставления случая Гидрографу сделать свое собственное заключение, я приведу здесь слово в слово ту статью, в которой сказано о сих погрешностях. “Пришед к SO оконечности Ван Дименовой земли 6го Октября, с свежим NOм ветром, в сие время наставшим, мы обогнули южную часть острова, и имели чрез то случай поверить многие прежде произведенные наблюдения, по которым я полагал, что берег, заключающийся между Бухтою Бурь, и мысом Юго-западным, весьма ошибочно описан, как Капитаном Флиндерсом, так и Французскими мореплавателями Дантркасто и Боденом.,, “В плавание мое в Порт Маквари в 1819 г. я нашел столько погрешностей в пеленгах, что должен быль предполагать общую погрешность, и открылась весьма значительная.,, “Когда К. Флиндерс обогнул Ван Дименову землю на судне Norfolk, он взял дополнение Меридиональной высоты к S (потому что находился близь берега), по которой широта мыса Юго-западного оказалась 43°29', но найдя на следующие день, что погрешность Секстана его была 2'40", переменил сию широту в 43°32". В предисловии к своему путешествию, (Flinders vol. 1. introduction р.179) в выносках он делает многие замечания о положении сего мыса, определенном Кап. Куком и Фюрно. Последний из сих мореплавателей назначает оной в шир. 43°59', [50] которая согласуется с положением сего мыса относительно к мысу Южному по взятым мною пеленгам обоих теперь упомянутых мысов. По сим пеленгам мыс Юго-западный в 33х милях на W 3° S от мыса Южного.“ “Во всем положении берега, заключающегося в сем промежутке, оказывается погрешность в широте соразмерная погрешности в широте мыса Юго-западного, но направление оного изображено довольно хорошо. Я назначаю Мыс Южный в шир. 43°38' S, долг. 146°56 по определению Флиндерса. Мью Стон — 43°46', — 146°31', М. Юго-западный: — 43°39', — 146°12'. “Юго-восточный мыс острова Брюни, Tasmanshead, положен слишком далеко к югу, как на карте К. Флиндерса, так и на карте К. Бодена. На судне Мермед сей мыс приведен на створ с мысом Юго-восточным (Вероятно мыс Пиллар) на румбе N 56° O, когда мыс находился от судна на O, и N 53° O, и когда был от оного на W. Склонение компаса найдено на судне Мермед 9° восточное, y Кап. Флиндерса считали оное 6°, Флиндерс полагал даже, что не должно быть более 4°.“ “Проходя по внешнюю сторону скалы Мью Стон, я брал пеленги по мере того, как она оказывалась на створе с береговыми предметами между мысами Юго-восточным и Юго-западным, и тем самым убедился несомненно в верности своих наблюдений и в погрешности, сделанной К. Флиндерсом, которую должно приписывать или не совершенству его секстана, или ошибке десятью минутами в самом наблюдения, т. е. при считании высоты на дуге секстана, a как сия же разность оказывается между его наблюдениями и наблюдениями К. Фюрно, которые поверены моими наблюдениями то последнее заключение вероятнее.,, На генеральной карте Юго-восточной части Ван Дименовой земли, (находящейся в Атласе к путешествию Перона, вновь изданном К. Фрейсине в 1824 г) мыс Южный положен в широте 43°38', долготе 146°34', что совершенно согласно с наблюдениями К. Кинга. [51] В близости к средине пролива Дантркасто находятся два острова, которым Французский Адмирал дал название островов Бесплодных, и от оконечности оных протягивается к югу риф длиною в две мили. Пространство между сими островами и мысом Брюни чисто и без малейшей опасности, но все пространство, заключавшееся между островами бесплодными и противоположным берегом, в направлении бухт de la Recherche, des Ormiers, des Moules, усеяно каменьями и мелями, между которыми однакожь находятся судоходные проходы. Острова Бесплодные по карте Дантркасто, на створе N 18° W и S 18° O, с мысом Брюни и обсерваториею Французов в 1792 г., в 5 1/2 милях от первого и 4 3/4 от второй. В журналах Английских, и Французских, объявлено было, что в 1824 г. Английское судно Актеон открыло при входе в пролив Дантркасто два не большие острова, окруженные рифом, на котором оно разбилось. Капитан судна Актеона, не знал о Гидрографических трудах Французского Адмирала, также как и издатели журналов не знали о обретения сего Английского Капитана, и он назвал острова Бесплодные по названию его судна, но не возможно сомневаться в тождественности оных с островами Актеона. Один из Офицеров Экспедиции Адмирала Дантркасто, Г. Кретен, прошел на гребном судне из бухты Решерш до мыса Брюни, и не минуемо должен бы видеть острова Актеона, ежели бы оные существовали, но видел только острова Бесплодные. Что касается до рифа, протягивающегося от оконечности сих островов, весьма вероятно, что продолжается многим далее на юг, нежели как означено на Французской карте. Капитан Актеона полагает протяжение сие в 6 миль. Существование острова Вестерна, к западу от Ван Дименовой земли, мне кажется весьма сомнительно по недостатку достоверных сведений о обретении оного, и потому я не поместил сего острова в сочиненой мною карте. Текст воспроизведен по изданию: Дополнение к изданным в 1826 и 1827 годах объяснениям оснований, послуживших для составления "Атласа Южного моря". СПб. 1836 |
|