Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИЗ ДНЕВНИКОВ Г. И. ЛАНГСДОРФА

№ 1

[Открытие новой золотой россыпи]

12 июля 1824 г.

Проехав 7 1/2 часов верхом, мы достигли [прииска] Дескоберта Нова.

Уже издали были слышны крики и шум, какой возникает при большом скоплении людей.

Сначала мы увидели фазенду самого владельца этого местечка, а затем – длинный ряд соломенных хижин.

Это жилища старателей (если можно использовать такое выражение) и тех, кто приходит сюда заниматься торговлей, стремясь извлечь всевозможные выгоды.

Мы попросили пристанища в первом, во втором доме, но безрезультатно. Тогда мы пошли вдоль хижин и увидели товары под ветхими и ненадежными навесами, таверны, палатки маркитантов и игорные притоны.

Все это местечко выглядело примерно так же, как трактирный ряд на ярмарке. Прямо на земле были навалены тюки, а на них, на соломенных подстилках, лежали мужчины, а иногда женщина или девочка. У одного мужчины в тарелке были бобы с салом, а у другого – вертелся волчок, тут решался вопрос о выигрыше или проигрыше.

Фокусники показывали свое искусство, повсюду продавали вино, водку, ром, джин. Торговцы расположились прямо в кустах.

Мы привязали мулов к ближайшим стволам в капоэйрас 1 и пошли на золотые прииски, где застали работу в полном разгаре. Узкая, круто спускающаяся вниз долина была в это время главным местом добычи. Здесь копались в земле стар и млад.

Старатели снимают дерн, затем каменистый слой почвы, называемый большой каскальу 2, и добираются до слоя глины (малого каскальу), в котором попадаются галька и обломки камня в смеси с железняком и зеленоватым диоритом. Всю эту массу, обычно влажную, сваливают в кучу около небольшого ручейка, там, где вздумается золотоискателю. Затем сооружают каноэ 3, с одного конца узкие, с другого пошире, устанавливают их друг за другом, по два в ряд и подводят струю воды. В желоба насыпают приготовленную массу, и негры перемешивают ее так, что вода понемногу уносит сначала глину, а затем гальку и камни. Золото выпадает на желобов, и его промывают еще раз... [Опущен чертеж приспособления для промывки золотоносного песка.]

Добыча золота, виденная мною сейчас, да и прежде, велась без всякого сознательного плана, как попало, день за днем. Здесь это довело людей до настоящего безумия.

Нет сомнения в том, что золото тут находят в большом количестве. Как только весть об открытии новой россыпи разнеслась по стране, сюда со всех сторон стали приходить люди, так что сейчас, через три-четыре месяца после первой находки, здесь насчитывается уже 3 тыс. человек. Не все пришли в Дескоберта Нова ради золота, многие просто для того, чтобы развлечься. Сюда стекается много игроков, пропойц, публичных женщин и прочего сброда, живущего обманом и вымогательством. Одни живут в нищете и убожестве, другие проматывают в игре все, что наживают, добывая золото.

Действительно, было очень забавно видеть людей, которые несколько недель назад, наверно, не имели ломаного гроша, а теперь швырялись серебряными талерами, как будто это мелкие монеты, Даже золото здесь не имеет никакой цены и, можно сказать, «как нажито, так и прожито». [119]

Интересно также, что здесь собралось уже много людей, а государство, кажется не обращает на это ни малейшего внимания – не собрано никакого налога с добытого до сих пор золота.

Говорят и, возможно, не преувеличивают, что не то за последний месяц, не то со времени открытия здесь намыли 30-40 арроб 4 золота, и все оно ушло в руки контрабандистов.

Один приходит добывать золото и вскоре уходит, его сменяет другой – и так ежедневно меняются люди... [Опущены заметки по геологии и минералогии.]

Может быть, небезынтересно узнать, как здесь нашли золото.

Один предприимчивый хозяин выращивал в своей фазенде сахарный тростник, бобы и кофе. Случайно он нашел немного золота в лесном ручейке и занялся его добычей. Однако, не зная этого дела, хозяин фазенды по секрету попросил совета у одного мулата, а тот сразу распустил слух о его находке. Уже через месяц сюда хлынули люди из самых отдаленных мест провинции. Хозяин потерял почти всю свою фазенду: все припасы его были расхищены, плантации сахарного тростника погублены, да и дом едва уцелел. Он совсем разорился.

ЛОААН, ф. 63, оп. 1, № 1, л. 81-83 об., 84 об. Подлинник на немецком языке.

№ 2

[Труд негров-рабов на алмазных приисках]

[Декабрь 1824 г.]

Уже обследованные ранее ручьи и местности [Алмазного округа] были свободно предоставлены населению. Имелось в виду, что алмазы будут сдаваться за определенную (низкую) плату правительству, но этого не происходит, развивается контрабанда. Алмазы предлагаются почти в открытую.

Негры частных предпринимателей состояли раньше на казенной службе и получали 4 патакан 5 в неделю. В то время трудилось до 2 тыс. рабов, теперь же каждый предприниматель берет рабов для собственных разработок, а правительство нанимает едва 200 рабов. Предприниматели платят рабам каждую неделю 6 патакан, правительство же платит нерегулярно, так что казенные промыслы пришли в упадок… [Опущены фрагменты со сведениями по минералогии, технике добычи алмазов, таблицы цен на алмазы.]

Добыча связана с расходами, и к тому же она не гарантирует прибылей. В настоящее время невозможно ввести исключительное право собственности или монополию на алмазные промыслы. Работникам и служащим ничего не платят больше двух лет, и они сами заботятся о своих доходах. Правительство опасается применять такие же строгости, как прежде 6, ибо может случиться, что население численностью около 20 тыс. человек поднимется и устроит беспорядки, что приведет к еще большим убыткам… [Опущены фрагменты со сведениями по минералогии, технике добычи алмазов, таблицы цен на алмазы.]

В целом считается, что по крайней мере 2/3 алмазов пропадают для правительства, т. е. продаются частными лицами.

Гаримпейру 7 – это, собственно, и есть расхитители алмазов. Они берут немного тростникового сахара и маниоковой муки и этим живут неделями в горах, разыскивая алмазы. Самые большие находки были сделаны именно ими... [Опущены фрагменты со сведениями по минералогии, технике добычи алмазов, таблицы цен на алмазы.]

Промывка и добыча алмазов, по крайней мере здесь, в Пагао, состоит в следующем.

Землю без дальних поисков вскапывают, и под присмотром надзирателей негры относят ее в сторону на головах в небольших деревянных мисках. Этот растительный слой тоньше или толще, он имеет в глубину полторы, две, три пяди. далее следует песчаный слой, который здесь называют каскальу. Этот песчаный слой с примесью разного рода обломков камня таким же образом сносят в кучу другие рабы под особым наблюдением надсмотрщиков. Именно эта куча содержит алмазы, поэтому она охраняется днем и ночью... [Опущены фрагменты со сведениями по минералогии, технике добычи алмазов, таблицы цен на алмазы.]

Другая часть рабов занята исключительно промывкой.

Они сидят в длинной узкой яме, глубиной в четыре-пять ладоней, наполненной проточной водой. Яма открыта со всех сторон, над ней сооружена лишь соломенная крыша. [120]

В нескольких футах от негров, прямо перед их лицами, так чтобы все обозревать, в маленьких крытых сторожках сидят надсмотрщики. Каждый надсмотрщик, а их на этом промысле четверо, имеет под надзором шесть негров. Негры сидят плотно друг к другу на скамье, погруженной в ручей, по колено в воде, и у каждого из них в руках батека – деревянная конусообразная миска. Между надсмотрщиками и неграми на противоположном берегу ручья лежит насыпанный каскальу. Негры время от времени зачерпывают маленькие его порции в свои батеки и полощат в ручье. Глина размывается водой и уплывает. Затем негры медленно вычерпывают из батеки камешки, которые побольше, внимательно рассматривают их и отбрасывают. При этом негр, после того как он их тщательно рассмотрел, не должен оглядываться. Далее они внимательно разглядывают мелкую гальку, ища – не попадется ли в ней алмаз. Опытный глаз может сразу узнать его, и часто случается, что сидящие напротив надсмотрщики замечают алмаз раньше, чем негр, или, по крайней мере, одновременно с ним. Негр берет алмаз между указательным и большим пальцами и протягивает его своему надсмотрщику, затем кладет в стоящую на возвышении между двумя надсмотрщиками деревянную миску, наполненную водой. Неопытному глазу подчас бывает трудно различить алмаз в воде, особенно, если его поверхность (что бывает довольно часто) мутная, матовая, зеленоватая или немного темноватая. Некоторые такие маленькие алмазы я сам наверняка не мог бы узнать и принял бы их за матовый горный хрусталь. Негр, после того как он положил алмаз в миску, широко расставляет пальцы обеих рук, чтобы показать, что он не спрятал еще другой алмаз, и возвращается на свое место промывать оставшийся в батеке каскальу. После того как он это сделал и ничего больше не нашел, он таким же образом показывает обе ладони сидящему впереди надсмотрщику и уж после этого снова наполняет свою батеку.

Таким образом ведется промывка с 7 до 9 часов утра, а затем негры завтракают.

Как только им подается команда на завтрак, каждого негра тщательно обыскивают, проверяя, не украл ли он алмаз. Негр показывает руки, затем выворачивает все складки одежды, разбухшие в воде ручья штаны, рукава рубах и куртки. Карманы выворачивают и обыскивают. Наконец, всем неграм приказывают сплюнуть, потому что часто случается, что они так ловко засовывают алмазы в рот, что никто этого не замечает.

Когда все это проделано, негры, вымыв каждый свою батеку и положив ее у своего места, могут отправляться домой. Плата за наем этих негров ничтожна и пища чрезвычайно проста, так что при таком способе промывки нет ни больших предварительных расходов, ни затрат на механизацию. Единственная основательная работа при такой промывке – это подводка воды: нужно провести воду из водоема на ближайшей горе к промыслу.

ЛОААН, ф. 63, оп. 1, № 1, л. 316-316 об., 318, 322, об., 323 об.-326 Подлинник на немецком языке

№ 3

[Заметки о пребывании в Диамантину]

14 октября 1827 г.

Диамантину – нездоровая местность, состоящая из горных хребтов, долин и холмов, со стоячими водами и болотами, низким, частым кустарником. В водах источников - опавшие листья, деревья, плоды, уснувшие рыбы, крокодилы. Все полно нездоровыми испарениями, туманами. Здесь все болезни, какие только есть. Жажда наживы и недостаток знаний в течение двадцати лет были причиной гибели многих сотен людей... [Опущены записи по истории исследования местности вокруг Диамантину] Днем [старателям] приходится быть то на сильном солнце, то в холодной воде. С продовольствием плохо. Завтракают в 10 часов, обедают в 4 часа. Нет никакой медицинской помощи. Люди предоставлены сами себе. Капитан милиции выдает себя за хирурга и приносит больше вреда, чем пользы... [Опущены заметки метеорологического характера] Жилище плохо защищено от непогоды, полы земляные, не покрыты досками, сырые. Крыши нет. За последние годы смертность увеличилась.

10 февраля 1828 г.

[В Диамантину] жители не собирают денег для строительства хороших домов. [121] Это соломенные хижины, открытые со всех сторон. Внутри гамак, служащий постелью, воловья шкура на сырой земле вместо стола да водонепроницаемые сундуки составляют единственную мебель. Редко можно увидеть скамейку или какое-нибудь сиденье, и даже в лучших домах едва ли бывает стул. Если собираются в каком-либо доме, то скамейки приносят от соседей. Знакомства между домами завязываются быстро.

В очень зажиточных домах бывает два-три больших бесформенных стола, один – обеденный, другой – карточный, несколько скамеек, несколько чашек и бутылок, большие сундуки для платьев и вещей вместо комодов и шкафов. Вся утварь такая тяжелая и неудобная, что ее с трудом можно перевозить с места на место.

19 февраля

И мужчины и женщины чаще всего носят шотландские плащи, так что в темноте их бывает трудно различить. Люди с положением в воскресенье по своей одежде более или менее походят на европейцев, женщины из высших классов носят накидки из тонкой черной шерсти. Женские фигуры на вид очень печальны, так как не видно лица. Какой бы хорошенькой не была женщина или девушка, в церкви ее нельзя узнать, дома она заперта, во время прогулок со всей семьей, которые бывают редко, она закрывается накидкой. Короче говоря, увидеть женщину открытой здесь нелегко.

4 марта

В дожди мало кто хочет следить за работой негров на приисках. Рабовладельцы предоставляют им свободу – a jornal, т. е. негр должен еженедельно добывать для хозяина один квент 8 алмазов, а в остальном он может делать что хочет. Хозяин знает, что иногда неделями можно работать впустую. Если негр найдет большой алмаз, он сейчас же продает его скупщику – гаримпейру, разницу за качество камня оставляет себе, а хозяину отдает винтен 9. Поэтому у хозяина редко бывают большие алмазы; их надо искать у негров или гаримпейру.

[Несколько слов] о времяпрепровождении португальцев и бразильцев, которые приезжают сюда попытать счастья в поисках золота и алмазов. Все они холостые. Многие стремятся найти негритянку или мулатку, покупают или нанимают рабыню, приживают детей. Через несколько лет, составив состояние, они уезжают и оставляют женщину или продают ее с детьми другому и больше ни о чем не думают. Покинутые женщины и девушки делаются проститутками, а мальчики становятся бездельниками. Бывает, что эти португальцы и бразильцы женятся, и часто встречается, что в семьях бывают смешанные дети. Тогда недоумеваешь, прижитые ли это дети или же рабы, так как рабыня часто очень хорошо одета, а дети господ, так же как и рабы, ходят голыми.

Таких детей называют enjeitados (незаконные) и filhados (внебрачные). Рабы не получают никакого воспитания, их не учат ни писать, ни читать.

В общем Диамантину населен людьми всех цветов: неграми, индейцами, мулатами, белыми. Белые женщины очень свободны в поведении. Мужчины легко приводят в дом чужих детей. За все время я едва ли видел хоть одну верную семейную женщину. Бывают случаи, когда богатые купцы живут с негритянками-рабынями. Детей воспитывают с рабами. Часто бывает, что брат – господин, а сестра – раба, и наоборот. Нередко бывает, что богатый негр женится на мулатке или на белой, У мужчин – жены и наложницы. дети воспитываются совместно.

8 марта

Вчера узнал, что известный Антониу Антунес нашел очень богатые алмазные россыпи. В течение нескольких недель он с 40 невольниками ежедневно добывал по два-три квента алмазов. Это богатое месторождение напоминало остров. Во время работы очень ясно были видны три разных пласта. В самом нижнем было много алмазов.

Об открытии россыпи вскоре стало известно, и владелец этой земли был лишен прав на нее, однако он стремился тем или иным способом провести чиновников и получить возможность вести работы. Я слышал, что будут торги и эти богатые разработки будут распределены между многими.

Удивительно, что на такой серьезный предмет, как алмазные россыпи, ни провинциальные власти, ни правительство не обращают внимания. В первый месяц Антониу Антунес, случалось, находил до 50 квентов в день. Ловко скрыть такое богатство, чтобы государство не могло получить ни малейшей прибыли, было трудно. Однако ни президент [провинции], ни губернатор не предприняли путешествия, чтобы на месте [122] выяснить размеры этого богатства и ту пользу, которую оно может принести государству. Ни губернатор, ни епископ не осмелятся сюда явиться. Только вынужденные крайней необходимостью, они могут отправиться в это нездоровое место. Но, во всяком случае, не в дождливое время года, когда больше всего работают на приисках, так как в сухое время не хватает воды [для промывки].

Если искатели алмазов вознаграждаются за свои труды, то они редко заболевают, но если они работают с напряженным ожиданием днями и ночами, в дожди и при горячем солнце и иногда в течение недель безрезультатно, то болезни овладевают ими. Из страха быть обокраденными неграми они не удаляются от места промывки, не могут следить за собой, плохо питаются, пьют стоячую воду, и лихорадка захватывает их.

ЛОААН, ф. 63, оп. 1, № 5, л. 8, 9-9 об., 32 об., 36 об., 40-40 об., 42-42 об. Подлинник на немецком языке.


Комментарии

1. Капоэйрас – молодая поросль на месте сведенного девственного леса.

2. Каскальу – золотоносная порода.

3. Каноэ – открытый наклонный желоб, применяемый при добыче золота.

4. Арроба – мера веса, равняется 15 кг.

5. Патакан – старинная медная португальская монета достоинством 40 рейсов. Рейс – старинная португальская и бразильская счетная денежная единица. Бразильский рейс в ХIХ в. равнялся приблизительно 0,28 французского сантима и 0,1 русской копейки.

6. Богатейшие алмазные россыпи Бразилии были открыты в 1729 г., хотя отдельные находки этих драгоценных камней случались уже и до этого. С 1740 по 1771 г. разработки россыпей велись на основе контрактов, заключаемых португальским правительством с крупными предпринимателями. В 1771-1828 гг. добыча алмазов была монополией сначала королевского правительства Португалии, а с 1822 г., после провозглашения независимости Бразилии, – правительства Бразильской империи. Алмазные прииски в провинции Минас-Жерайс были объединены в отдельный округ, управляемый интендантом. Европейские путешественники, побывавшие в Бразилии в начале ХIХ в., отмечали, что власть интенданта была почти неограниченной (см., например, J. Mave. Voyages dans l’interieur du Bresil, vol. II. Paris, 1816, р. 89). Хищнические методы разработок вели к истощению россыпей, а широкое развитие контрабанды подрывало правительственную монополию. С 1832 г. стала широко допускаться эксплуатация россыпей частными лицами и компаниями. – J. P. Calogeras. A History of Brazil. Chapell Hill, 1939, р. 37-42; его же. As minas do Brasil e sua ligislacao, vol. I-III. Rio-de-Janeiro, 1904-1905.

7. Гаримпейру – старатель на алмазных приисках, занимавшийся также скупкой и контрабандой алмазов. Особый размах деятельность гаримпейру приобрела в начале ХIХ в.

8. Квент – мера веса, равная 3,586 г.

9. Винтен – мера веса, равная приблизительно 112 мг.

Текст воспроизведен по изданию: Бразилия в описаниях участников русской экспедиции 1821-1829 годов // Новая и новейшая история, № 3. 1966

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.