Получил словесное признание от
Его Превосходительства двора Его императорского
величества, господина действительного Камергера
и Кавалера Российско-Американской Компании
уполномоченного Николая Петровича Резанова,
чтобы изготовить Судно к выходу в море к исходу
февраля месяца.
25
Приступя к работам, начал сперва
кренгование и конопачение Судна, на 30 число время
стояло довольно тёплое и ветры дули тихие от O к W
через S.
30
По причине великих морозов
продолжавшихся до 6-го февраля вооружение было
остановлено, однако занимались нагрузкой трюма,
ветры дули от O к S через W.
-
Февраль
7
В два часа пополудни от SW нашёл
жестокий Шквал с градом о оборвал Швартовы.
8
Погода довольно ясная, ветер
тихий поднял Стеньги, Брам-стеньги, нижния и
марса-реи.
9
Привязывал Паруса.
10
Продевали бегучий Такелаж,
привязывал Канаты к якорям. Ветер дул меж N и O.
11
12
13
Уставлял в Трюме водяные бочки и
Принимал редкие судовые Материалы.
14
Подал Его Превосходительству
Рапорт, что Судно вооружено и имеет нужду Перейти
на восточную Сторону Крепости для налития водою
из речки Калошанской.
/л. 2/ 15
Получено Повеление от Господина
Правителя Коллежского Советника Баранова, что
как на оном Судне присутствовать будет Сам Его
Превосходительство, то посеем делать касающимся
до судна доносить прямо Ему. Получив повеление от
Его Превосходительства переменить место с
Судном и подняв от полудня якорь, поставили
Марсели и Кливер. Переходя Крепость, поставлены
были люди по вантам – кричали ура и выпалили
из одной пушки. Там же отвечали и от Крепости. В 1
час ветер заштилел, положили Якорь плехт 1 на глубине 15 Сажень,
оттуда канату 30 Сажень, определил место Пеленгам.
На Крепости флагшток NW 72° 00’, в W-ом фарватере.
Средина Острова SW 40° 00’. Острова Средина SO 5”00’.
Команды при судне имеются: начальствующий
лейтенант Хвостов. под Штурманов 2. Матросов 2.
англичан 4. Промышленных 14 человек. Пушек на судне
4 1/2 ф. калибра 6. Каронад 12 ф. калибра 2.
Фальконетов 4 ф. 4. Медных единорогов на армейских
лафетах 3 ф. калибра 2. Судов гребных Барказ 1, Ялов
2, Шлюпка 1 и две трёхлючныя байдарки. Водяных
бочек в трюмах 50, из каковых налито 25. В вечеру
рапортовано о благополучном выходе Судна на рейд
и об имеющихся в погрузке вещах Его
Превосходительству.
16
Налил 10-ть бочек воды и принимал
Провизию, но в каком Количестве и чего сколько,
честь имею представить ведомость.
с 17
по 22
Морозы, Грады и Снеги мешали
наливанию водою, на судне исправляли разные
плотничьи поделки. Судно обстоит в грузу
форштевень 10 футов 8 дюймов. Архштевень 11 футов 4
дюйма, деференту 8 дюймов.
23
Налито в трюмы 37 бочек пресной
воды. Покончены /л. 3/ все мелочные
подле их как кузнечьи планы и плотничьи внутри
вовсе. Оные дни стояли от O к W через S.
24
Отдали Марселя и выпалили из
Пушек. После полудня ветер сделался SSW. Присланы
вдобавок Команды Мичман Давыдов и Приказчик
Панаев.
25
В 10 часов пополуночи Поехал
Командующий с Рапортом о готовности к выходу в
море. В 12 часов отвалил с берегу Его
Превосходительство Николай Петрович Резанов,
при съезде палено с крепости из 7-ми Пушек, от нас
отвечал тем же числом пушек и Поставил людей по
вантам. В 1/2 1-го часа при тихом ветре меж N
и O подняв гребные Суда вынул якорь, поставил
марсель, брамсель, фок, Грот, Кливер и
Контр-бизань, Салютовал Крепости из 5-ти пушек, на
что отвечали тем же числом. В тоже время
Командующему судном объявлен Ордер Его
Превосходительства по которому велено Следовать
на S. В полночь прошли на траверзе Гору Эджкумб.
26
Ветер с полуночи начал Свежеть
так, что взяли Рифы и Спустили брам-стеньги –
курс SSO по Обсервации в полдень Широта места
55°30’, долгота 224°19’0’, склонение компаса
0’-27°30’.
27
Ветер в той же Силе и с туманом –
временем с шквалами, Курс SO1/2O; для
облегчения качки Спустил в трюм 4 пушки, в полдень
по обсервации широта места 53°42’, долгота 233°58’.
28
Ничего примечания достойного не
случилось.
Март
1
Ветер тихий меж S и O, Сего числа
поравнялись с Шарлотиным Островом.
2
3
Лавировал при свежем брамсельном
ветре от SO.
/л. 4/ 4
В полдень по обсервации широта
места 50°50’, долгота 228°27’, склонение компаса
0’-23°00’.
5
По причине продолжавшихся ветров
от О и с SO план плаванья от которого положено было
Зайти в бухту Кайганы лежащую на S берегу
Шарлотиных островов переменён взял Курс прямо на
реку Колумбия, быв в широте 50°50’ и долготе 229°22’
вычислено Склонение компаса 20°30’0’.
6
Ветер риф-марсельный от SO –
погода пасмурная, во всё оное время число больных
Цингой умножалось день ото дня так, что сего дня
было оных 18 Человек. Равноденствие приближалось
и мы старались нести все возможные паруса, чтобы
попасть в реку Колумбию.
7
Ветер задул крепкий
риф-марсельный со шквалами. В 9 часов пополудни
сделался жестокий унтер-зехль от Ots.
8
Лежал в дрейфе под
Грот-Стеньгами, бизанью и Грот-марселем. Судно
начало течь в носовой части шпунтовыми досками,
которые тогда же были и искривлены. В полдень по
счислению широта места 49°57, долгота 230°28’
Склонение компаса 20°00’ 0’
9
Ветер сделался Soto тихий
брамсельный и ясное время в полдень по
обсервации широта места 47°17’, долгота 235°00’
Склонение компаса 19°30’ 0’
10
Ветер риф-марсельный крепкий с
свежим волнением от Оста, по горизонту туман, в
полночь штиль и величайшая зыбь. У Грот вант
лопнули швиц-сарвень Стропы и фор-стень-штаг, в
полдень широта /л. 5/ места 47°58’,
долгота 239°39’.
11
Ветер марсельный OSO. небо ясное.
Сего числа умер от цинготной болезни
промышленный. К вечеру переменился ветер от S и
сделался брамсельный, в полдень широта места
47°29’, долгота 235°37’.
12
Ветер скор, марсельный, крепкий с
туманом и бусом. Насыпал в картузы Пороху на
каждую каранаду и пушку по 20-ти картузов и 12-ти
фунтов в рога для Запалов. В 11-ть часов привёл к
ветру для бросания лота и не достал дна, в полдень
широта места 47°13’, долгота 235°44’.
13
Ветер брамсельный, Свежий, меж S и
W. Отдали марса и брам-фалы, натянул Стень-брам
ванты и штаги. в полночь отдал лот и не достиг дна.
в полдень усмотрена высота Солнца 44°30’. Пункт
наш находиться на берегу, а земля невдалеке, а
потому пункт от нас на 2°36’ к W. по замечанию, что
уже треть суток.
14
Ветер брамсельный, меж S и W. Весь
день Старались подходить к берегу, который при
рассвете увидел, имея все возможные паруса, но не
ранее как к вечеру могли подойти. В 9 часов ветер
начал крепчать, для чего поворотил от берегу и
ночь лавировал против устья реки Колумбии.
15
В восемь часов поутру увидел
перед носом бурун, тогда спустились на 2 румба,
обошли риф, река Колумбия простирается более, то
курс свой проложил, пройдя около 6-ти итальянских
миль, имея все предосторожности, закричали с
Салинга, что перед носом бурун, в ту же минуту мы
поворотили через овер Штаг /л. 6/, Но
как течение моря шло на убыль и нас жало к
северному берегу тогда положили якорь дагликс 2. Ветер дул тихий,
брамсельный от NW. В 6-ть по полудни по обсервации
высота Солнца 45°10’. Вычисленная широта места
вышла против устья Грав-де-Грею, для промера
спущена была байдарка, на коей послано было двое
опытных промышленных и доктор Лангздорф, которые
объехали Северную банку, въехали в устье и нашли
глубину не менее 12-ти Сажень. Длина бару не более
2-х кабельтовых, в 10-ом часу возвратилась байдарка
с Сим известием, повозвращении байдарки подняли
якорь и удалились от берегу, направив курс свой к
реке Колумбии.
16
17
Ветер дул свежий от SO и мы
лавировали.
18
Увидели Берег реки Колумбия, по
приказанию Его Превосходительства спустились в
устье оной, но буруны, которые со всех сторон
окружали нас, как думаю не от иной причины, как
что с правой стороны находились, у нас близко
банка и в то же время переменилось течение, мы
положили якорь, хотев промерить глубину
фарватера, бостонцы всё утверждают, что в реку
Колумбию иначе войти нельзя, как что на самом
Переборе всегда накроют всё судно несколько
валов, ветер начал свежеть – судно гребное
спускать было опасно, то подняв якорь пошли к
порту Св. Франциска.
19
19. Ветер брамсельный меж S и O с
мрачностью.
20
21
Ветер брамсельный меж S и O с
мрачностью.
22
Ветер брамсельный меж N и O. по
обсервации широта места 44°06’, долгота 235°44’.
23
23. Ветер тихий меж N и W. в полдень
широта места 42°08’, долгота 234°59’
/л. 7/ 24.
Ветер брамсельный, тихий. в
полдень по обсервации широта места 40°50’, долгота
235°08’ против капа Мендозова.
25
Ветер тихий переменный. при
рассвете увидел Капу Мендозину у которого хотя и
сказано на Карте ванкувера Гряда Каменьев, но мы
видели только один. в полдень пеленговали при
Капе мендозины камень NW 18°0’, от него к S мыс NW
15°0’
26
Ветер брамсельный, переменный, в
полдень по обсервации широта места 39°13’, долгота
236°10’.
27
Ветер самый тихий с туманом. В 1/2
9-го часа увидели в тумане на R OSO1/2O три
камня. Один от другого в недалёком расстоянии от
нас же в 2-х итальянских милях, в полдень
исследовали оные каменья и минувши Фаллеронье –
большой камень SO 32°0’, второй от него к SSO 46°0’. по
полудни в 1/2 3-го часа прошли оные каменья
и так мы находились в средине меж портами Бодега
и Св. Франциска. Желание Его Превосходительства
было непременно зайти в порт Бодегу, но как ветер
дул противный в Бодегу, а благополучный в порт
Святого Франциска, людей же у нас было около
половины команды оцинжавших, не выключая и нас
самих и Его Превосходительства, то решились
оставить сей важный предмет до будущего времени
и силою нагою, несмотря на подозрительное
правительство гишпанцев при брамсельном тихом
ветре от W, взял курс свой прямо на крепость и не
оставил пользоваться темнотою ночи, чтоб зайти в
губу, думая, что ежели остановиться и послать
просить позволения, то боялись, чтобы не
отказали, по захождению Солнца сделалась
мрачность и не видев берегу, имели путеводителем
один лот, глубина убавилась до 4 1/2 сажень,
боясь далее рисковать, положил якорь.
/л. 8/ 28
Поутру, в 4 часа, при рассвете
поднял якорь, чтобы не дать времени крепости
взять свои меры. К несчастью в тот самый час
течение шло на убыль, ветер был лёгкий
брамсельный, ходу было не более 3 1/2 узлов,
течение, как узнали после, в полнолуние 6 1/4
итальянских миль в час и прикладных 10 часов.
поутру в 8-ом часу, когда открылась нам крепость,
то приметили в амбразурах много людей, течение
начинало стихать, ветер сделался свежее,
поставили все лиселя и пошли в самые ворота,
Гишпанцы, махая фитилями, кричали повелительным
тоном, чтобы судно, какое бы оно не было,
становилось на якорь, ходу было более 7 узлов,
течение уже переменилось, гордые гишпанцы не
решились стрелять, пропустили прямо в бухту,
выйдя из-под пушечных выстрелов, убрав паруса,
легли мы на якорь в таком от берега расстоянии,
что положили Швартовы. Гишпанцы думали напугать
нас. Комендант и один монах в провождении 15-ти
человек Конных Солдат прискакали к судну с
ружьями не переменяя своих повелений, мы в сие
время были уже вне опасности, смотрели на них
равнодушно, однако ж спустили Шлюпку. Его
Превосходительство послал мичмана Давыдова и
доктора Лангздорфа сказать о своём прибытии, что
намерение наше было идти в Монтерей, что
равноденствие сделало много у нас повреждений, а
продолжительная сырая погода – половину команды
больными. Вицерой мексиканский уже дал знать, что
в сих морях находятся российские два фрегата, на
которых находиться и Его Превосходительство
Николай Петрович Резанов, в скоре Сам он
отправился на берег, приезду Его /л. 9/
Превосходительства Салютовано из 7-ми пушек и
поставлены были люди на вантах.
29
По ордеру Его Превосходительства
приказано Разоружаться и Груз свезти на берег,
также и больных., для Сего отведено место, против
самого Судна.
Апрель
2
Свезены на остров пять человек
английских матросов, находившихся на судне за
дурное их поведение на берегу и за намерение их к
побегу, который был открыт, почему и остров сей
назван островом Смирения.
8
Судно совсем разружено и
окончена выгрузка, после полудня приехал из
Монтерея Губернатор г-н де Арильяга и с ним
настоящий комендант крепости Святого Франциска
г-н Аргуэлло, который был в отсутствии, с ним
несколько офицеров и рейтеров, также комендант
Монтерейский, приезд его извещён был с крепости
лежащей в воротах 9-ю пушечными выстрелами, и ещё
увидел, что внутри губы сделаны были тоже 5 глухих
выстрелов. Его Превосходительство послал тотчас
поздравить Губернатора с прибытием мичмана
Давыдова, а мы ожидая визита подняли Стеньги и
вооружили судно.
9
Присланы были от Губернатора два
монаха с извинением, что он болен, но почтит за
особую честь Просить Его Превосходительство на
берег, По некоторых отговорках Николай Петрович
решился ехать в провожании начальствующего
мичмана Давыдова и доктора Лангздорфа, на дороге
нечаянно /л. 10/ Его
Превосходительство узнал от монахов, которые,
видев выгоды свои в торговле, были нам преданы,
что между нами и Гишпаниею война. В сие время мы
были уже на половине дороги между Судном и
Президио, то чтобы не показать нашего подозрения
и трусости, Его Превосходительство приказал мне
шуточным образом дать знать на судне об оном и
сделать свои распоряжения, однако мягким образом
приобрёл Сердце губернатора Арильяги, он полюбил
нас может быть более своих Соотечественников, и
скоро открылась нам тайна приезда монтерейского
Коменданта, а в расстоянии не более как 30-ти
итальянских миль собрано было у них около 200
конных солдат, которыми командовал офицер сей.
12
Дан был обеденный Стол на Судне,
где был комендант Аргуэлло с тремя сыновьями,
женою и четырьмя дочерьми, за обедом была музыка,
и тут уже знакомство со всей Семьёй сблизилось.
с 13
по 20
На берегу продолжался Своз
Гишпанцами изо всех миссий разного Хлеба, как то:
Пшеницы, Ячменю, Гороху, бобов, Сала масла, мук и
прочего.
21
Бежали два человека промышленных
Михайло Калинин и Пётр Полканов, при всех
поисках, даже и гишпанскими рейтарами, отыскать
не могли.
22
Когда уже свезено на берег было
довольно нарочитое число разного Хлеба, начал
погрузку и вооружаться. /л. 11/
24
Зван был обедать губернатор г-н
Арильяга, которому салютовано из 7-ми пушек, а нам
отвечали из крепости из 9-ти, во время обеда пили
за здравие нашего Государя Императора и Его
Католического величества тогда от нас Палили из
13-ти, а из Крепости отвечали из 15-ти пушек, для
прочных связей торговых и дружбы между россиею и
гишпанией палено от нас из 9-ти, а из крепости из
11-ти пушек, в 7 часов вечера губернатор отправился
в президию и пригласил всех нас на вечер.
25
Под видом отыскания двух
бежавших матрозов Его Превосходительство
испросил позволения послать по губе два гребных
судна, к вечеру начальствующий лейтенант
Хвостов, подштурман Ильин и 8 человек команды
отправились для описи Губы на Северный берег, во
время трёхдневной поездки сделана карта, сей
противу лежащий крепости берег Св Франциска
гораздо возвышеннее южного, о двух уступах, мыс
сей расположила натура так, что легко могут на
обоих высокостях поставлены быть крепости, их
которых каждая в силах вредить гишпанцам, сама не
быв подвержена ни одному выстрелу, потому что
слишком возвышен берег сей, и вся почти Северная
Сторона Губы изобилует крупным лесом, мне не
известно, окромя одного Каштанного и ещё одного,
которого имел честь кусочек доставить Его
Превосходительству, за которое могу быть порукой
/л. 12/ что отменно крепко и удобно
для Набору Судов, проезжая далее по губе увидели
мы внутрь вдавшуюся бухту, которая направление
своё имела прямо к губе Бодеги, которая и на карте
капитана Ванкувера положена не более от берегу,
как на 25-ть итальянских миль, я следовал в эту
губу, глубины было достаточно и окончание оной не
видел, взяв провизии с собою не более как на трое
Суток, принужден был возвратиться, я уверен ежели
залив не соединиться какою нибудь малою речкою с
портом бодега, то утверждаю, что перешеек весьма
невелик и ежели счастливый опыт торговли
Зделанной Его Превосходительством с Калифорниею
будет существовать, то можно смело сказать, что
ежели бы русские Зделать Своё Заселение в Бодеге
и пользуясь сим малым перешейком поселились на
северном берегу губы Св. Франциска. Гишпанцы так
как фанатики ничем не занимаются, даже не имеют
ни единой лодки и фрегаты им доставляющие
провизию на северный берег смотрят такими же
глазами. Однако я видел рогатый Скот, множество
Серн – диких Коз, медведей и множество дичи,
также, видно для пробы, разбрасываются семена
Пшеницы, Бобов и Гороху, которые как кажется
много лет без всякого Присмотру и в руках одной
натуры и доброго Климата.
29
Ял и байдарка, ездившие для описи,
возвратились.
Май
с 1
по 8
Вооружали судно, переменяли
такелаж и перевозили остатки товаров.
/л. 13/ 8
Кончив погрузку, забрав Рангоут и
людей с Берегу, Хлеба разного примерно погружено
4250 пудов, подняли Якорь, чтобы переменить место и
подойти ближе к устью губы, ветры во всё время
стояния нашего в порте Св. Франциска дули от NW.
10
Получил повеление от Его
Превосходительства отправляться в Порт Ново
Архангельск.
11
В 8-ом часу по полудни при свежем
Брамсельном ветре от NW подняли Якорь. Стали
лавировать из губы, проходя крепость на которой
был тогда губернатор и комендант со всею своею
фамилией, все гишпанцы провожали нас, мы
Салютовали Крепости из 7-ми, Крепость же отвечала
9-ю пушками и, махая шляпами и платками, желали
благополучного пути, итак оставив Порт Св.
Франциска, направив курс свой к W, полагал, что
отделяясь от берегу, ветры не будут дуть так
постоянно.
18
Мы не ошиблись в своём
предположении, в долготе 224°17’ нашли ветер от SO
который дул не более двух Суток.
20
Задул переменный ветер от SO к NW.
22
Увидели Шарлотовых островов мыс
Сант-Жормез.
28
Лавировал во всё оное время,
ветры дули беспрестанно переменные и я всегда
старался держаться далее от берегу, видев, что
когда приближаемся, то начинают дуть от NW, но
когда отдаляемся, тогда дуют переменные, нежели
бы переменить градусов 10-ть ещё долготы к W, то
нашли бы ветер от SW.
/л. 14/ числа
Месяц Июнь 1806-го года
1
Дул ветер WNW Риф Марсельный,
лопнула одна Бизань-ванта, спустя полчаса
лопнули все грот- и фок-ванты между
Сверц-сорвенью и топом. Тогда поворотили через
фордевинд на другой галс и положил Стопоры и
кабельтовы.
2
Осматривая на левой стороне,
оказалось на грот-мачте 5, на фок-мачте 4 ванты
перегнившие, для укрепления положены стопора и
кабельтовы.
8
Увидели пик Эджкумб, лежащий на
северной стороне бухты Норфолк-Зунда.
9
Положил якорь на Западную
Сторону Порта Ново-Архангельска, с крепости
салютовано особе Его Превосходительства из 7-ми и
от нас равным числом пушек отвечали.
Alaska. Yudin Coll. D-6-P; 2. Box I. Item № 11.
Комментарии
1. Самый тяжелый
(становой) якорь справа по носу корабля
2. Якорь с левой
стороны корабля, на левой кран-балке; плехт - на правой, а бухт и той - на левой
и на правой, за первыми двумя, в запасе.