Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 82

Записка М.Н. Васильева, подготовленная для опубликования в печати, об обстоятельствах открытия о-ва Нунивак и его описании

1 декабря 1822 г. 1

Возражение начальника Северной экспедиции капитан-лейтенанта Васильева на объявление Американской компании о новых открытиях, ея судами зделанных.

В «С.-Петербургских ведомостях» № 90 в пятницу ноября 10-го дня 1822 года, в первом прибавлении стояло между протчим следующее известие от Главнаго правления Американской компании:

«По распоряжению Главнаго Компании правления в прошлом 1821 году отправлены были из главной колонии два судна: бриг «Головнин» и кутер «Баранов» для довершения тех открытий, которыя уже сделаны Компаниею посредством сухопутных экспедиций, посыланных с 1818-го по 1820 год на север от тех колоний. Суда сии вышли из Ново-Архангельскаго порта в маие месяце, а возвратились в оный в сентябре. Начальники их флота мичман Хромченко и вольнопрактикующий мореход Этолин, зделали значительныя открытия, между коими они открыли неизвестный до означеннаго года остров Нунивак. Сей остров лежит под 59° 54' 57" северной широты и под 193° 17' 2" западной долготы от Гренвича. Он имеет жителей однородцев алеутам 2, с коими мореход Этолин виделся и одному их старшине, находящемуся в большом между ими уважении, зделал некоторые подарки, которыми сей последней крайне остался довольным».

Равным образом в № 266-м «Рускаго инвалида» сообщено известие от Главнаго правления Российско-Американской компании:

«Главный правитель колоний Российско-Американской компании капитан-лейтенант Муравьев, сообразуясь с распоряжениями Главнаго ея правления, отправил в прошлом 1821 году два судна: бриг «Головнин» и кутер «Баранов» для довершения тех открытий, которыя зделаны уже Компаниею посредством сухопутных экспедиций, отправленных с 1818 по 1820 год на север от ея колоний. Оба сии судна вышли из Ново-Архангельскаго порта в маие прошлаго года. Первое находилось под командою флота мичмана Хромченко, коему и поручена была вся сия экспедиция, а второе – под начальством вольнаго морехода Этолина. Общия их действия состояли в обозрении острова Гагенмейстера и пролива того же имени, лежащаго между тем островом и материком Америки, также в описании залива Добрых [135] Вестей. По выходе из сего залива они разлучились. Мичман Хромченко, направив путь на север, видел прежде матерой берег Америки, котораго, однако ж, за неблагоприятствовавшею погодою не мог хорошо описать. Потом, руководствуясь сведениями, полученными от бывших в сухопутных экспедициях, открыл он остров Нунивак, но описать онаго по разным морским обстоятельствам также не мог. Сей остров, лежащий под 59° 54' 57" северной широты и 193° 17' 2" западной долготы, есть тот самый, который тем же летом, незадолго до открытия г-на Хромченко, открыт начальником коронной экспедиции флота капитан-лейтенантом Васильевым. Впротчем, Хромченко получил от него известие о сем открытии уже после того, как он сам осмотрел несколько его берега и тогда уверился, что оный есть точно тот остров, о котором получены разныя сведения бывшими в означенных сухопутных экспедициях. От Нунивака Хромченко отплыл в залив Нортон, где и описал подробно залив Тачик и открыл водное сообщение онаго посредством большой реки с другим большим водохранилищем, котораго, однако ж, за поздним времянем изследовать не решился. Отправившись оттоль в обратный путь, видел он вторично остров Нунивак в разных местах» и проч. и проч.

Прочитав сии объявления, долгом считаю возразить противу несправедливости оных, во-первых, потому, что упомянутое открытие острова Нунийвака принадлежит мне, во-вторых, хотя действия моей экспедиции известны начальству, но малоизвестность оных в публике обязывает меня отвечать на вызов, зделанный Главным правлением Американской компании.

Для сего самаго начну выпискою из моего журнала 3, представленнаго морскому министру еще в 1821 году.

«Находясь 6-го числа июля 1821 года у мыса Невенгама с мореходным ботом, нарочно нами построенным 4, назначил я на оный лейтенанта Авинова 5, поручив ему описать американской берег от мыса Невенгама до мыса Дерби, что в Нортон-зунде, где и положил ему соединиться со шлюпом 20 июля или 15 августа. Снабдив сей бот всем нужным для описи и плавания, того же числа вышли мы с ботом в море. Вскоре сей последний, взяв курс около мыса Невенгама, от нас скрылся. 7, 8, 9-го чисел мы лавировали к северо-западу, желание мое было обойти кратчайшим путем мели, лежащия между мысами Невенгамом и Стефенсом, для соединения с ботом в зунде и вместе пройти новым трактом, для того я взял курс гораздо восточнее Кукова пути. 10-го числа ветр зделался тихий с густым туманом, но мы продолжали лежать к северо-западу. 11-го числа в 6 часов утра переменившаяся из 16 в 8 сажен глубина заставила нас спуститься к западу, но как цвет воды не переменялся, то я полагал, что мы находимся близко каких-нибудь открытых банок, которых за туманом разсмотреть неможно. Дошед до глубины 15 сажен, мы стали придерживаться опять старым курсом и, когда в 10 часу туман несколько прочистился, увидели в правой стороне снежныя возвышения, а скоро и высокой берег, вдоль котораго мы шли в разстоянии не более 10 миль италианских. По совершенном прочищении пасмурности мы взяли курс к берегу и в трех италианских милях, дошед до глубины 8 сажен, на песчаном грунте положили якорь. Пока приготовляли гребныя суда, чтобы съехать на сию землю, увидели американца, едущаго к нам на байдарке. Чрез переводчика узнали от него, что видимый берег есть остров, называемый Нунийвак, обитаем, что в ясную погоду с восточной стороны онаго видны высокости и снег матераго берега Америки, что остров сей лежит между реками Куско-хан и Куюхт-пак 6, что до сего времени не приходило к ним ни одного судна и никто из европейцев их не посещал, а с матераго берега нынешнее лето приезжавшие к ним гостить кускоханцы первые показали употребление железа, вымененнаго, вероятно, в Бристольской губе, где ныне заведено селение Американской компании.

В полдень по обсервации определили мы широту нашего якорнаго места 59° 54' 57", долготу онаго 193° 17' 2"5 восточная от Гренвича. После наблюдений с господами офицерами, свободными от должностей, съехал я на сей остров. Американец проводил нас к жилищам, состоявшим в землянках, жители были ласковы, [136] миролюбивы, средняго роста, стройны телом и видом похожи на жителей протчих частей Северной Америки и подобно им имеют в нижней губе несколько дырочек, вставляя в оныя камни и другия вещи, носят одинаковаго с ними покроя платье из птичьих и оленьих кож. Главный промысел их составляют олени, лисицы, киты и рыбы разнаго рода. Вообще берег средней высоты, остров простирается в длину до 40 миль по направлению северо-запада и юго-востока; ширина по словам жителей в половину его длины, лес небольшой и изредка растущий, закрытых якорных мест при острове нет.

Как остров сей не был посещаем никем из европейцев, то я назвал его островом Открытие 7 по имени нашего шлюпа, одарил жителей разными вещами, дал несколько медалей с изображением государя императора, зарыл медную доску с приличною надписью, поставил флагшток и, подняв на нем военный флаг, признал остров сей принадленащим России.

Поспешая к северу и не желая пропускать удобнаго летняго времяни для сего предприятия, я не мог пожертвовать несколькими днями для подробнейшей описи сего острова, опасаясь поздно прийти к месту моего назначения, и потому, довольствуясь описью одной западной стороны острова, в тот же вечер, снявшись с якоря, отправился к северу в Нортон-зунд для соединения с г-ном Авиновым и пришел туда 19-го числа. Простояв 20-е число и не дождавшись бота, я принужден был выйти оттуда в Ледовитое море 21-го числа, котораго после полудня встретили мы бриг «Головнин», принадлежащий Американской компании, шедший в Нортон-зунд по торговым обстоятельствам. Командир онаго г-н Хромченко объявил нам, что он вместе с г-ном Авиновым были в заливе Добрых Вестей и оттуда вышли вместе 13-го числа июля и до 15-го были с ним вместе, что он, г-н Хромченко, на пути в Нортон-зунд 14-го числа видел берег, который он почитает островом по счислению в широте 59° 28' 38" северной и в долготе 164° 56' 3" западной от Гренвича. Берег сей имеет направление в длину от северо-востока к юго-западу на 18¼ миль италианских, глубина у северо-восточнаго мыса 10½ сажен, грунт – каменный, от юго-западнаго мыса в 2¼ милях на 15 саженях грунт – мелкопесчаный. Все им сказанное было записано с собственноручной записки г-на Хромченко в шханечный мой журнал и здесь выписано вполне. Сверх сего г-н Хромченко объявил при всех господах офицерах шлюпа, что 15-го числа он оставил г-на Авинова у отмелей, а ввечеру 14-го видел сей низменной покрытой лесом берег, но пристать к нему не мог и после, удалившись от него на безопасную глубину, до самой встречи с нами уже берега нигде не видал. Узнав от г-на Хромченки, что он на возвратном пути намерен осмотреть берег Америки от Нортон-зунда до Невенгама, я в предосторожность его плавания известил о открытом мною острове и, дав ему взаимно широту и долготу якорнаго места, у острова обсервованную, предложил обойти и по восточную его сторону. После сего мы разлучились, и я 3 августа был уже у Ледянаго мыса».

Теперь помещу здесь выписку из журнала г-на Авинова.

«Мореходный бот, разставшись со мною 6-го числа, 7-го видел бриг «Головнин», шедший из пролива Гагенмейстера к мысу Невенгаму, и 11-го соединился с ним в заливе Добрых Вестей, где нашел и кутер «Баранов». 13-го бот с ними вместе вышел оттуда в море и в 9 часов вечера бриг «Головнин» скрылся на N, кутер «Баранов» на ONO к берегу, и сего последняго более уже не видали.

14-го числа бриг «Головнин» был виден на WtN, потом на NWtN и 15-го числа мореходный бот сошелся вместе с бригом «Головниным». Мичман Хромченко, приехав на бот к г-ну Авинову, объявил ему, что ввечеру 14-го числа, став на якорь, видел он низменный берег, который и теперь с его салинга виден, что он его почитает за остров, но за мелководием к оному не могли пристать, в 5 часов утра снялся с якоря. Широта берега сего по счислению Хромченки 59° 28' 46", долгота 163° 09' 28" западная. По счислению же на боту, средина берега, виденнаго «Головниным», найдена 59° 48' 30", долгота 163° 21' 30". тогда как «Головнин» был от него в 9½ милях». [137]

Приведши на вид все сии обстоятельства, начну мое оправдание следующим:

1-е. Остров Нунийвак никем прежде сего открыт не был, ибо сам же главный правитель Американской компании на Ситхе г-н Муравьев на любопытство мое о новых открытиях отвечал мне на бумаге, между протчим, в 4 пунктах следующее: «Кроме острова Гагенмейстера, котораго южной мыс видел славный Кук, но не мог различить от материка, и еще некоторых извержений и провалов, на Алеутской гряде никаких открытий не известно...» 8

2-е. Бриг «Головнин» вышел из Ново-Архангельска с главным правителем Американской компании г-ном Муравьевым 29-го числа маия, мы вышли оттуда 30-го числа маия со шлюпом «Благонамеренный» и ботом и направили путь наш к Алеутской гряде, а «Головнин», высадив г-на Муравьева на Кадьяке, был отпущен для исполнения зделанных ему поручений и, как по журналу г-на Авинова видно, соединился с ботом 11 июля в заливе Добрых Вестей, когда я уже был у острова Нунийвака. Я помещаю все сии подробности в числах для того, что Главное правление Американской компании с намерением или без намерения не упоминает чисел, в который г-н Хромченко делал свои открытия, тогда как известно, что вся важность открытия состоит в том, кто прежде видел открытое место.

3-е. Бриг «Головнин», виденный г-ном Авиновым 7-го числа идущим к Невенгаму, не мог быть прежде сего времяни у острова Нунийвака, после же, до 15-го числа, он был преследуем нашим мореходным ботом.

4-е. Виденный г-ном Хромченком берег 14-го числа, следственно тремя днями после меня, не может быть одним и тем же с Нунийваком, ибо по долготе его, данной мне на записке, он разнится с сим островом почти на два градуса, а по долготе, сообщенной им г-ну Авинову, сходствующей со счислимою долготою сего последняго, разнится более трех градусов с Нунийваком 9, следственно г-н Хромченко видел, вероятно, какой-нибудь мыс материка, притом же он дает направление своего берега на NO и SW совершенно противное тому, как лежит остров на NW и SO, при разной также длине.

5-е. Долгота и широта сего острова, показанные г-ном Хромченко, суть те же самые, которые я обсервовал на якорном месте, стоя от берега в 3½ милях, и дал г-ну Хромченко. Каким же образом долгота, данная мною, из восточной переменилась в западную, а пункт якорнаго места мог зделаться широтою и долготою острова? Кажется, определяя оные, надлежало бы сказать: средины или которой из оконечностей определил он широту и долготу.

6-е. В объявлении Компании в № 266 «Рускаго инвалида» сказано: «Сей остров, лежащий под 59° 54' 57" северной широты и 193° 17' 2" западной долготы есть тот самый, который тем же летом незадолго до открытия Хромченко открыт начальником коронной экспедиции флота капитан-лейтенантом Васильевым...» Впротчем, Хромченко получил от него известие о сем открытии уже после того, как он сам разсмотрел несколько его берега... 10 Что это значит? ... Васильев открыл остров прежде Хромченки, а Хромченко разсмотрел оный прежде Васильева!!! Я думаю, кому-нибудь одному из нас надлежало прежде его увидеть, а в сем объявлении мы оба первые видели остров!!! ... По надлежащем соображении видно, что или г-ну Хромченке или Американской компании хочется, утаив сии числа открытий, виденной последним берег, о коем сказано и в объявлении, зделать сим самым островом. Естьли б разность долготы и позволяла принять одно место за другое, и тогда г-н Хромченко видел берег только 14-го числа после меня.

7-е. В обеих объявлениях упомянуто, что жители острова Нунийвака, с коими Этолин на возвратном пути имел сообщение, однородны алеутам. Сие несправедливо, потому что жители Нунийвака по-алеутски не разумеют, а говорят наречием американцов, носят платье одинаковаго с ними покроя и совершенно отличаются от алеут обыкновением пронимать 11 нижнюю губу, подобно всем американским племенам к северу, и вставлять в сии пронятые отверстия различныя камешки и пронизки, какия и представлены мною с сего острова в Музеум Адмиралтейскаго департамента. [138]

8-е. Во втором известии сказано: «От Нунийвака Хромченко отплыл в залив Нортон, где и описал подробно залив Тачик и открыл водное сообщение онаго посредством большой реки с другим большим водохранилищем» и проч. Здесь равным образом я был и видел прежде г-на Хромченки реку Икательвик, т.е. Рыбную по наречию тамошних американцов, которая впадает в залив западнее мыса Дерби, в устье она мелководна, но далее обширнее обеих рек, лежащих на восток от оной и от севера в Нортон-зунд впадающих. Вышед оттуда 21-го числа, я встретил г-на Хромченко, только туда идущаго. О сих обстоятельствах также рапортовано мною морскому министру в представленном журнале из Камчатки 1821 года октября 14-го дня.

9-е. Беспокоясь об участи нашего мореходнаго бота, я писал из Нортонова залива к главному правителю Американской компании на Ситхе г-ну Муравьеву, дабы он уведомил меня по окончании плавания компанейских судов, ежели узнает что-нибудь о г-не Авинове, вследствие чего г-н Муравьев отвечал 18 генваря сего 1822 года, что суда «Головнин» под командою Хромченки и кутер «Баранов», управляемый Этолиным, идучи обратно от севера из Нортон-зунда, описали весь берег до Невенгама, обошли остров Нунийвак, имели сношения с жителями, но нигде бота не видали и об нем не слыхали, почему думает, что он со мною соединился (как в самом деле и случилось в прошлом году сентября 8 числа, когда я нашел уже г-на Авинова в Камчатке в Петропавловском порте).

10-е. В заключении всего вышеприведенного могу сказать утвердительно, что г-н Хромченко, идучи в Нортон-зунд, никакого острова, кроме упомянутаго в объявлении берега, не видел, обошел же остров Нунийвак на возвратном пути, следовательно, открытие онаго не судами Американской компании зделано; касательно же до объявлений сей Компании, то оныя в обеих случаях несправедливы: г-да ли Хромченко и Этолин назвали сей остров своим открытием или Компания сама оное им приписала 12. 13

РГАВМФ, ф. 213, оп. 1, д. 54, л. 3-8. Копия. [139]


Комментарии

1. Датируется по письму М.Н. Васильева А.В. фон Моллеру, к которому приложена записка (Лазарев А.П. Плавание вокруг света военного шлюпа «Благонамеренный», с. 411).

2. См. док. № 79, примеч. 2.

3. Корабельной журнал не есть партикулярная дневная записка, но книга, которая ведется штурманами законным порядком, утверждается каждые сутки свидетельством вахтенных офицеров и капитана, книга, которой показания приемлются самим военным судом. – Примеч. автора.

4. См. док. № 61.

5. Ныне капитан-лейтенант. – Примеч. автора.

6. В районе устьев рек Кускоквим и Юкон.

7. Здесь и далее подчеркнуто в документе.

8. Так в документе.

9. Не знаю, почему место виденнаго Хромченкою берега в записке, им на шлюпе данной, есть: широта северная 59° 28' 38", долгота от Гренвича 164° 56' 3", западная или восточная 195° 03' 57". Объявленная же им Авинову – 59° 28' 46", 163° 09' 28", 196° 50' 32". По вычислению г-на Авинова – 59° 48' 30", 163° 21' 30", 196° 38' 30". Оставляя знающим мореходное искусство судить, которая из сих объявленных долгот справедливая, выпишу свою, данную Хромченке:

Якорного места – 59° 54' 57", долгота восточная 193° 17' 2"5.

Широта и долгота Нунийвака, показанная в объявлениях – 59° 54' 57".

Долгота западная – 193° 17' 2". т.е. та же самая, что и моя, с тою разницею, что западная!!

Разность долготы между перво показанною г-ном Хромченком и моею, есть 1° 43' 53"5.

Разность долготы между объявленною г-ну Авинову и моею есть 3° 21' 27"5.

Следственно, основываясь на первом показании, отстояние по карте виденнаго Хромченкою берега от Нунийвака будет на 60 миль италианских. Полагаясь на второе, – на 93 мили италианских. – Примеч. автора.

10. Здесь и далее отточие в документе.

11. Так в документе, т.е. прокалывать.

12. Подпись отсутствует.

13. А.В. фон Моллер распорядился направить «Возражения» М.Н. Васильева в Адмиралтейский департамент. В Чертежной департамента по журналам шлюпа «Открытие», мореходного бота, брига «Головнин» и кутера «Баранов» была составлена сравнительная выписка, по рассмотрении которой честь открытия о-ва Нунивак была признана за М.Н. Васильевым. На картах было решено оставить остров под тем же названием (РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 660, ч. II, л. 525: Лазарев А.П. Плавание вокруг света военного шлюпа «Благонамеренный», с. 412-420; Карту о-ва Нунивак (Открытие) см.: РГАВМФ, ф. 1331, оп. 4, д. 179).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.