Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 57

Донесение М.И. Муравьева в Главное правление РАК об укрывательстве в Ново-Архангельске беглых колош и сохранении у местных народов обычая приносить в жертву рабов

№ 38

21 января 1821 г.

При предместнике моем прибежали в крепость один мущина и одна женщина из колош и один мальчик, коего отец был руской и именно Ларионов. При завладении калошами наших селений в Якутате, когда руских почти всех перерезали, он с матерью достался в плен. Давно знали сие, но не имели возможность ни выкупить, ни разменять его. Сии беглыя просили в крепости покровительства, ибо их хотели принести в жертву 1. Предместник мой принял их и хорошо сделал, ибо руские не [в] одной Европе должны покровительствовать нещастным. Теперь, как я [слы]шу, колоши узнали об етом и хотят требовать их обратно, но я их не отдам и не изменю обещанию моего предместника. Естьли нужно будет сколько-нибудь за их заплатить, то, сберегая кровь, я сие сделаю, но не унижая своего достоинства. Но естьли сие не поможет, я готов на все ... 2 Двух колош я отправил в Кадьяк и весной пошлю на котовыя островки. А Ларионов живет у брата и уже ходил в море 3. Ему 15 лет от роду, он ни слова не говорит по-руски, но белое его лицо и удивительное сходство с братом показывают его происхождение. И я даже не хочу скрывать его, ибо ето безполезно. [103]

P.S. У народов, населяющих берега северо-западной Америке и называемых вообще колюжами, хотя между собой оне имеют много разных названий по родам или месту их обитания, есть обыкновение, что при переноски на новое жилье приносят в жертву их богам однаго или несколько человек, как у нас было некогда в обычаи при закладки дома или корабля класть под фундамент или киль несколько монет. Сии жертвы бывают более или менее: однаго, двух, трех и более, смотря по важности рода или начальника, называемаго ими анкау 4, и по его богатству, важность же их состоит в большом числе родников, а богатство – в большом числе невольников, называемых здесь калга. Сии калги большую часть состоят из пленных. Оне по праву принадлежности переходят посредству купли от однаго хозяина к другому точно, как наш Ларионов переходил из рук в руки, и оттого последний хозяин его, заплатив за него, думает, что мы присвоеваем его собственность. Трудно переуверить их, еще труднее переменить обычаи дикаго, упрямаго и воинственнаго народа. По крайней мере надо стараться достигать всеми от нас зависящими способами, дабы просветить наших соседей как наивозможно кратчайшими средствами.

Все калоши исполняют сей богомерзкой обряд. В бытность мою здесь главным правителем один анкау, именно Катлеан 5, переносился на другое жилье и, когда он объявил мне сие, то я спросил, думает ли он приносить в жертву калгу, и хотел показать ему мерзость сей жертвы, то он с усмешкой отвечал: я знаю, руские етого не любят да и я не так богат, чтоб сие сделать. Вы видите, что одна бедность его удерживает. Но сколько есть варварских обыкновений у народов, уже давно живущих в обществе, давно составивших сильныя государства, давно имеющих законы и знакомыя с искуством и просвещением. Я говорю про Индостан, где жена сжигает[ся] вместе с трупом умершаго мужа своего. Народы во младенчестве ходят ощупью, как малыя дети, и дорого стоит дедам просвещение их внуков.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 27, л. 179 об.-181. Запись в журнале исходящих документов.


Комментарии

1. Среди индейцев колошей (тлинкитов, хайда, цимшиан и др.) были широко распространены человеческие жертвоприношения, например, при постройке нового дома под каждый из четырех опорных столбов обычно бросали связанного раба. Особенно часто жертвы приносили на поминках в честь умерших вождей (Аверкиева Ю.П. Рабство у индейцев Северной Америки. М.; Л., 1941, с. 78-80).

2. Далее одно слово не читается из-зa дефекта микрофильма.

3. Ларионов нашел приют у своего старшего брата Андрея (или, возможно, Ивана), жившего в Ново-Архангельске.

4. Здесь и далее подчеркнуто в документе.

5. Один из наиболее известных тлинкитских вождей Катлиан принимал активное участие в захвате русской крепости на о-ве Ситха в 1802 г., а в 1804 г. руководил там обороной индейской крепости от сил А.А. Баранова и Ю.Ф. Лисянского. После заключения мира с русскими в 1805 г. Катлиан, видимо, сохранял нейтралитет и в 1818 г. был награжден Л.А. Гагемейстером серебряной медалью (Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах... СПб., 1812, ч. II, с. 6-35, 128-131; Гринев А.В. Индейцы тлинкиты, с. 114-130, 253-255).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.