Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 55

Донесение М.И. Муравьева в Главное правление РАК о положении каюров и креолов, необходимости изменения отношений креолов с Компанией и наделении главного правителя большей властью по управлению колониями

№ 18

17 января 1821 г.

Положение Главнаго правления о содержании каюр и каюрок 1 я привел в исполнение здесь, в Ново-Архангельске, и в Кадьяке, а весною и в Уналашке то же сделаю. Сие положение можно щитать довольно достаточным, но положение креол никакой не имеет сообразности с их службой, оне получают 60 рублей – 80 рублей и очень немногие 100 рублей и более, к тому еще пару платья из парусины, ничем не подложенное, двое башмаков, кишошную камлейку и более ничего. Етого очень недостаточно и потому-то оне неминуемо должаются, что для Компании не может быть выгодно.

У нас была ныне зима довольно холодная, а мореплавание не прерывалось, и так я решился сделать постройку на креол потеплее и парусиныя их фуфайки и брюки подложить серым сукном, сто может быть, несколько дороже, но несравненно теплее.

Да позволит мне Главное правление расмотреть отношение креол к Компании и разность креола от каюры. Каюры или работники Компании обыкновенно бывают из индейцов. По требованию Компании оне назначаются таионами или их родниками и посему легко усмотреть можно, что таковой выбор падает обыкновенно на самаго беднаго и неискуснаго промышленника, следственно, и мало безбедное содержание сего человека уже есть род наслаждения, ибо труды, им переносимыя, вознаграждаются беззаботливостию о своем содержании и, естьли Компания сею беззаботливостию приобретает не совсем прилежных работников, то по крайней мере может утешиться, что лучшия, прилежные и искусныя промышленники так же трудятся, хотя для себя, но не менее и для ея польз.

Каюр получает пищу от Компании – еще 120 рублей в год, ето здесь, в Ново-Архангельске, достаточно, а в других колониях, где несравненно более выгод для роду их жизни, и очень достаточно будет.

Теперь разсмотрим, что есть креол и какия его отношения к Компании. Креолы произходят от руских и индеанок и особенно называются сим именем, произшедшим не от законнаго супружества (ибо законные дети удаляются с отцем своим в Россию, и вся связь их с Компанией разрывается), оне не могут выехать из колоний, остаются при матерях, и, так сказать, прикованные к стране своего рождения. Естьли б Компания не принела никакого участия в их воспитании, естьли б с минуты его рождения или по крайней мере с того времени, когда отец оставит его на слабое попечение матери (буде еще есть у него мать) или на мирское презрение, Компания не обращала ни малейшаго внимания ни на воспитание его, ни на его прокормление, то, очевидно, что ни креол не имел бы никакой обязанности к Компании, ни Компания не имела бы никакого права на службу сего креола. Он бы получил воспитание индейца и собой не увеличил бы числа руских в Америке. Но ето не соответствует, как я думаю, ни видам правительства, ни просвещенным правилам Компании. Итак, Компания с самаго рождения его принимает в нем участие, она его кормит, почти от самый колыбели или доставляет случай сие делать его матери, потом обучает или приготовляет его к какому-либо званию. Все сие делает между им отеческую связь, я сказал отеческую, но не рабскою, ибо никакое попечение в юности не дает нрава обладания в лета мужества, и, естьли Компания вправе требовать, чтоб креолы несколько лет жизни своей посвятили на службу Компании, то и креолы могут ожидать отеческаго попечения со стороны Компании. Я уверен, милостивые государи, что сии их ожидания, сии их надежды на ваши милость и великодушие не обманут их, и вы примите всех их в родительское ваше попечение. Многие из них никого в свете не имеют, кроме вас. Много они [100] преобрели познания от руских, но много и привычек, много необходимостей, без коих в диком состоянии могли бы обойтиться. Креолы употребляются на службу Компании большою частию на судах в матроском звании, некоторыя также по разным мастерствам, и, я думаю, вам небезъизвестно, с какою пользою для Компании оне вообще служат. Я не говорю здесь о тех, которыя, занимая штурманския, прикащичьи или канторския должности, выходят уже из обыкновеннаго круга служителей Компании. И я, быв уверен в вашем расположении к добру вообще и в особенности к улучшению участи сих нещастных, осмеливаюсь сделать некоторыя предложения, кои будут состоять в следующем.

Всякой креол, родившейся в областях РАК не от законнаго брака или хотя и от законнаго, но коего отец оставит на попечение Компании, должен поступить на содержание Компании. Во время детства своего должен быть при матери, и Компания дает ей способы прокормить его с юных лет, поступить в школу Компании и до 14-летняго возраста находится на содержании Компании, в каком бы звании, т.е. Компания его не определила, без всякаго особенного положения. С сего же возраста, т.е. 14 лет, Компания начинает хотя мало пользоваться его трудами до 18-летнего возраста. Для того да положит ему Компания не менее 150 рублей, а по отличии и 200 рублей, включая в сие число и цену его комплектации или годовой одежды, с сего возраста, т.е. с 20 лет, он должен служить еще 8 лет, т.е. до 28 лет, на содержании не менее 250 рублей, а за отличие и 300 рублей, включая также и окапировку. С сего времени срок служения его окончан, и он как вольной человек может контрактоваться с Компаниею на свободных условиях.

Естьли креол останется каким-либо образом должным Компании, то он не может, не расплатясь, оставить ея службу, долги он может не ранее делать как с 20-летнего возраста 2.

Вот, милостивые государи, какое бы положение я бы щитал нужным сделать, дабы соблюсти справедливость, не нарушая выгод Компании. Рано ли, поздно ли правительство обратит внимание на сей край, и прекрасно предъупредить повеление и заслужить благодарность. Впрочем, рассмотрите хорошенько, и вы увидите, что люди, привыкшие к занятиям по какому бы не было званию и, отслужа срок, им предназначенной, где могут искать занятия их деятельности, кроме Компании, где оне найдут вознаграждение их трудов, к коим привыкли? В Компании. Я предполагаю, что выезд из колоний им будет воспрещен, и главный правитель будет снабжен властию прекращать тунеядство, праздность и разврат. Кончу о креолах, но стану продолжать о власти главного правителя.

Я, разсмотрев все дела, вижу что власть его не имеет ни основания, ни соразмерности. Она никем не утверждена и столь незначительна, что никак не может поддержать должной подчиненности и воинскаго порядка, необходимо здесь нужнаго. И все хотя мало строгие меры, кои я могу употребить здесь, суть меры притеснений, а не наказания, и я прошу войти вашими представлениями к правительству о сем. Может быть, я много виноват, что не говорил о сем в Петербурге, но я виноват пред собою и постараюсь загладить вину мою. Я истинно не знал сего.

Прошу вас, милостивые государи, изходатайствовать мне власть и право наказать виновных и наградить достойных и жаль, что никто меня не предъупредил, хотя бы для пользы Компании. Я в таком здесь положении, что, не оскорбляя скромности, могу желать и надеяться сего, о чем вам и доношу.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 27, л. 155 об.-160. Запись в журнале исходящих документов. [101]


Комментарии

1. См.: NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 2, л. 16-16 об.

2. См. док. № 84.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.