|
№ 41 Из записок мичмана Н.Д. Шишмарева об открытии во время кругосветного плавания шлюпа «Благонамеренный» островов, названных по имени шлюпа, и встрече с их жителями 1 16-17 апреля 1820 г. ... В 7 часов утра с фор-салинга матрос Феклист Потапов закричал: виден берег, которой вскоре открылся и со шканец на NtW, почему немедленно телеграфом уведомили «Открытие», которой спрашивает нас, за какие мы оные острова принимаем. А мы в ответ поздравили его с новооткрытою землею 2 (ибо на новейших Арросмитовских картах 3 они были не означены) и легли на NtO ½ О ближе к южному острову, которой в 10 часов 25 минут находился по компасу на NW 7°, а в 40 минут онаго часа, имея мыс сего острова на NO 25° 30’ в расстоянии 1½ мили, начали опись и легли на N, в 11 часов спустились на NWtN ½ W, а «Открытие» между тем лег в дрейф. Чрез ½ часа и мы под грот-марселем легли в дрейф, и увидя от западных островов группы, которыя в это время были от нас на NWtN, 4 лодки, под парусами идущих к нам. Мы немедленно спустили шлюпку. Чем ближе подходили к нам лодки, тем слышнее был крик жителей, находящихся на оных. Чрез несколько времени, быв довольно блиско от нас, мы могли видеть с лодок показывающую нам зеленую ветвь, вероятно, в знак дружбы, что обыкновенно делают и все островитяне Южнаго моря. А мы с своей стороны в знак мира махали белыми платками. Таким образом уверившись в дружбе друг друга и уже имев разстояние между собою несколько саженей, лодки спустили паруса и стали держаться на веслах, показывая маты. Мы, на спущенную шлюпку положив несколько кусков обручнаго железа, послали лейтенанта Игнатьева выменить несколько вещей. Когда наша шлюпка подъехала к ним, то они сейчас ее окружили, но принели весьма ласково. Во-первых, зделав приветствие нам носами, начали менять вещи. Им нравилось малинькое зеркальцо, бывшее при Игнатьеве, а всего более фуражка и чорной на шеи платок, которой был у лейтенанта Игнатьева, стали развязывать. Железа же взяли только 2 кусочка без всякаго внимания. У них на лодках никаких съестных припасов не было и потому нельзя было ничего выменить, кроме матов, на коих они сидели. Таким образом, кончив мену, шлюпка возвратилась к борту, и по всем усилиям не могли склонить их к себе на судно, поднели шлюпку и в полдень пошли вдоль северных островов. [79] На каждой лодке сидело по 4 человека мущин, все были голые и у каждаго на поясе была повяска, зделанная из кокосовых волокн, украшенная разными из своей материи лентами, некоторые из них имели таковые повяски с привязанными белыми раковинами и на руках повыше локтя. Росту они средняго, а некоторые и более, все плечисты, дородны и красиваго сложения. Цвет их тела темнобурый и от кокосоваго масла, коим они, вероятно, мажутся, кажется [ласня]щим. Некоторые из наших служителей приметили небольшие знаки узоров на плечах. Волосы их черные и длинные, кои все подобраны к темю, где связаны в пучок, украшенный цветами, в чем и состоял их головной убор. Доказательством может служить, что они доселе не имели сношений с европейцами то, что все жители Южнаго моря железа предпочитают всем продчим вещам, но оные никакого на оный металл не обратили внимания. Еще и то может служить, что, естли бы они и видели до нас европейское судно, то, конечно, были бы уверены в нас и без сумнения вошли бы на судно, но оные, имев предосторожность не входить на судно и не зная пушек, которыми бы мы могли более еще вредить им, держались к судну весьма блиско, и потому мы могли их считать ново открытыми. Лодки их зделаны из нескольких досок, кои во многих местах связаны веревочками, из кокосов зделанные, отчего они сильно текут, и безпрестанно выливали воду. Нос и корма у них одинакие и весьма уски. Мачта, на которой поднимают треугольный парус, зделанный из травеных матов, имеет уклон на нос около 30°. Употребляемые же ими весла так коротки, что не в состоянии удержать лодку в равновесии. Для избежания сего у каждой такой лодки есть коромыслы, которые в случае опускаются на воду и содержат лодку в равновесии 4. Оружие их состояло в деревянной пике с зубцами на верхнем конце и весьма мерской работы, ето доказывает их дружелюбство, потому что все воинския жители Южнаго моря занимаются оным и содержат оное в опрятности: красиво зделаны и всегда готовы ими действовать. Сия группа островов названа Группою «Благонамеренного» и по нашему замечанию должны быть каральные и соединены рифами, но некоторые утверждают, что видели проходы внутрь. На всех их растут кокосы. Жителей на их должно быть довольное число, ибо, проходя вдоль островов сих, видели жителей очень много и все кричали нам что-то такое неизв[естное]. В полдень были в обсервованною широтою 8° 4’ 11" S-ою, барометр еще был понижен на 02.17. В ¼ 1 часа, обошед W-й остров группы, привели бейдевинд и легли на NNO вместе с «Открытием». Несколько времени спустя «Открытие» телеграфом спросил нас, не имеем ли мы каких новостей, на что мы отвечали, что от жителей никакого сведения получить не могли. А в 3 часа пополудни мы телеграфом спрашивали «Открытие», принимаете ли вы виденные нами острова за новооткрытые? На что он отвечал: естли они никем еще не были приобретены, то назову сию группу островов Группою «Благонамеренного». За таковую честь мы немедленно благодарили капитана Васильева. После же за новое сие открытие пили вино, а матрос Потапов получил должное награждение. Кроме сего, вся команда пила его здоровье водкою. На разсвете северные острова группы скрылись на S по компасу, в полдень капитан и офицеры по телеграфу поехали на «Открытие» обедать... РГАВМФ, ф. 203, оп. 1, д. 730-б, л. 36-38. Черновик. [80] Комментарии1. Н.Д. Шишмарев был мичманом на шлюпе «Благонамеренный» (командир капитан-лейтенант Г.С. Шишмарев), который в 1819-1822 гг. вместе со шлюпом «Открытие» совершил кругосветное плавание в составе экспедиции под руководством капитан-лейтенанта М.Н. Васильева (док. № 51) (Лазарев А.П. Плавание вокруг света военного шлюпа «Благонамеренный». М., 1950). 2. Речь идет об обнаруженных русскими моряками атоллах и островах арх. Тувалу (Эллис). Эти острова были открыты испанскими мореплавателями А. де Меданья (1568 и 1595 гг.) и Ф. Моурелем (1781) (Океания: Справочник. М., 1982, с. 281). 3. Имеются в виду карты и «Генеральный атлас» А. Эрроусмита, опубликованный в 1817 г. 4. Речь идет о балансире, крепившемся с помощью двух и более деревянных брусьев параллельно корпусу туземной лодки. |
|