Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 29

Письмо И.Ф. Крузенштерна Ж.Б. де Траверсе о задачах, маршруте и организации плавания к Южному полюсу и берегам Северной Америки 1

На мысе Лав

31 марта 1819 г.

Ваше высокопревосходительство!

Милостивый государь!

Сообразно с повелением вашего высокопревосходительства имею честь сообщить сим мои примечания относительно имеющаго последовать путешествия для открытий.

Во-первых, говорить я буду о цели сего путешествия и ожидаемых от него последствиях, потом о приготовлениях с приобщением полной, касательно идрографий 2 инструкции 3, которую я, если ваше высокопревосходительство не будете желать оной скорее, приготовлю к отходу кораблей. Желаю, чтобы работа моя соответствовала вашим ожиданиям. Если же мои примечания не будут довольно обстоятельны, то прошу показать мне недостатки, кои должны быть пополнены.

Ваше высокопревосходительство, оказали мне честь объявить, что его императорскаго величества воля отправить два корабля для изведания стран около Южнаго полюса с большею точностию, нежели сколько известно об оных поныне, и что в то же время два назначенные в Камчатку транспорта должны итти в Берингов пролив для довершения или по крайней мере для продолжения начатых на «Рюрике» предприятий. Обе экспедиции равномерно важны, но я постараюсь приготовить инструкцию для первой со большею подробностию, не только потому, что наши мореходцы знают менее южную часть Великого океана, нежели северную, но и для того, что сия экспедиция, кроме главной ея цели изведать страны Южнаго полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великаго океана и пополнить все находящияся в оном недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море. Славу таковаго предприятия не должны мы допускать отнять другим у нас: она в продолжении краткаго времени достанется непременно в удел англичанам или французам. По сим-то причинам почитаю я сие предприятие одним из важнейших, кои когда-либо предназначаемы были, и должно возвеличить славное правление великаго нашего монарха и еще более. Путешествие единственно предпринять к обогащению познаний имеет конечно увенчаться признательностию и удивлением позднейшаго потомства, ибо в истории мало таких монархов, которые бы при военных своих знаниях, вознесших их на высочайшую ступень славы, оказали истинное чувствование и любовь к наукам.

Прежде, нежели начну говорить об экспедиции к Южному полюсу, да позволено мне будет упомянуть предварительно о второй, т.е. назначенной в Берингов пролив. Я слышал, что два отходящие туда корабли – величиною от 6[00] до 700 тонов, нельзя никак предполагать, чтобы правый берег Берингова пролива к северу от открытаго на «Рюрике» залива мог на таких больших кораблях изведан быть точнее, нежели сделано Куком и Клерком. По описанию сих славных мореходцев и по донесению г-на Коцебу, весь американской берег к северу от Берингова пролива так мелок, что можно только надеяться изследовать оной с подробностию на весьма малых судах. Точное же изведание сего берега необходимо, ибо весьма [58] важное открытие, сделанное г-ном Коцебуом 4, только потому просмотрено англичанами, что они на больших кораблях в Берингов пролив ходили.

Сие обстоятельство, по-видимому, требует, чтобы вместо двух больших кораблей отправить один, другой же, малой, от 120 до 150 тонов. Поелику г-н Коцебу сделал уже начало изследования Берингова пролива и, так сказать, познакомился довольно с делом, притом же неуповательно, чтобы другой мог иметь равное поревнование 5 к конечной удаче начатого предприятия, то мне и кажется надежнее поручить ему северную экспедицию, нежели другому. Он должен итти прямо в открытой им залив и произвести оттуда изследование к северу и востоку частию по берегу, частию на байдарах, причем надлежит ему поступать точно по данной на «Рюрике» инструкции, коей краткое содержание состояло в следующем: если берег Америки невозможно будет за льдами обойтти на малом корабле в 150 тонов или даже и на байдарах, то должны оные изследованы быть сухим путем, дабы узнать, как далеко простирается Америка к северу и под каким градусом широты начинается направление ея к востоку, однако сим одним не должно удовлетворяться, но проследовать ход до устья реки Макензи, которое находится почти под равною широтою с Куковым льдным мысом и с устьем Медной реки 6, открытой Горном 7 которыя реки, как известно, вливаются обе в Гиперборейское море 8. Нет, конечно, никакого надежнейшаго способа к изследованию севернаго берега Америки, как произвести оное сухим путем. Сверх того, г-ну Коцебу было предписано исследовать на байдарах пространство около 100 миль, лежащее к югу от Нортон Зунда, которое не осмотрено Куком за мелководием, может быть впадает там в море большая река или найдется далеко в берег простирающийся залив, которой, хотя и не непосредственно имеет соединение с Бафиновым заливом или с какою-либо рекою, вливающеюся в Гиперборейское море, каковых рек несколько 9 уже нам известны, и тех может быть еще более, из устьев коих удобнее было бы дойтти до залива Бафина или Рекулса, нежели Беринговым проливом около Льдянаго мыса.

В-третьих, было ему на тот случай, если не найдет другой удобной пристани, предписано из Нортонова залива предпринять экспедицию во внутренность матерой земли. Сия сухопутная експедиция, ежели бы она в тех странах сделалась возможною, могла бы сопровождаться любопытными сведениями о внутреннем состоянии сей вовсе неизвестной части Америки.

В-четвертых, надлежало ему изведать с точностию Нортон Зунд. Может быть в конце онаго находится устье реки или сообщение с открытым после г-на Коцебу заливом. Чего г-н Коцебу во время своего плавания на «Рюрике» не мог исполнить, то предложить ему совершить в нынешнюю експедицию 10.

Старания англичан об испытании соединения обоих океанов от О к W вместе с предприемлемыми Россиею покушениями в противоположенном направлении разрешат, может быть, наконец, важнейшую задачу нынешней географии. Ежели проход, которой по многим физическим признакам верно существует, открыт и не будет, или окажется неспособным для мореплавания, то и тогда предприятие наградится тем, что несуществование того доказано будет совершенно и чрез то положится предел всем будущим покушениям. Таковое последствие хотя и мало удовлетворительно, но для наук оно столько же важно, как доказательство существования прохода.

Что касается до действия двух кораблей во время зимных месяцов, то они, не преходя пределов экватора, будут иметь в продолжении трех лет очень достаточное упражнение.

Я здесь вкратцах упомяну о трудах, предстоящих начальнику, подробное изложение оных будет находиться в инструкции.

I. Названной мною архипелаг Маршаловых островов, к которому принадлежат купы Румянцовых, Кутузовых и других открытых г-ном Коцебу островов, занимает с лежащим к югу архипелагом Гильбертовых островов пространство более 12° широты. По известиям северных островитян, находится и еще ряд островов в паралель северным, кроме сей двойной цепи, коей пространств нам неизвестно. Простираются Гильбертовые и Маршаловы острова на 1 200 верст. Из многих к сему архипелагу принадлежащих островов видены были только некоторые, но ни один не изследован. [59]

По описанию г-на Коцебу, жители Румянцевых и Кутузовых островов заслуживают они очень, чтобы узнать их точнее, потому что между ими приметна некоторая степень образования, котораго тщетно искать даже между жителями островов Товарищества и Дружества. На обстоятельное изследование всех островов сей великой цепи надобно употребить по крайней мере год времени.

Мало также известен нам и Каролинской архипелаг. Он занимает на картах пространство 22° долготы. Хотя из принадлежащих к сему архипелагу островов видены были многие мореплавателями, проходившими сию цепь, но никто из них не постарался приобресть сведении о жителях оных. Мы имеем многие томы о нравах и обычаях островитян Товарищества и Дружества, но о жителях Каролинских островов не сказано ни одного слова новейшими мореплавателями, и мы все еще должны довольствоваться более 100 лет уже писанными известиями миссионеров Клейна и Кантовы. Испанскому адмиралу Эспинозе во время бытности его на острове Гуагане 1791 года показывали начерченную Каролинским островитянином карту сих островов, на которой находились имена 26 островов, из коих некоторые значительной величины, а другие состояли из больших куп, так например: остров Лалурзек принадлежит к купе 13 островов. Для подробнаго изследования сего архипелага нужно времени не менее года.

Но кроме изследования вышеупомянутых больших архипелагов, много и еще, по крайней мере для мореплавания, важных предметов, которые я в инструкции опишу обстоятельно.

Сверх того, нужны изведания, предлежащия более России, нежели другим народам, которые имеют право требовать от одной России точнейшаго сведения о странах сих, о коих также должно упомянуто быть в инструкции. Сие произвести можно по окончании важнейших действий.

Однако ж упомяну еще об одном изследовании, которое предпринять весьма удобно можно из Берингова пролива. Проход козака Дешнева чрез Берингов пролив 1648 года подведен под сумнение, но верно без основательности, как то имеющимися сведениями о Дешневом плавании легко доказать можно. Но, невзирая на то, весьма было бы желательно описать обойденный Дешневым мыс Шалатской, положение коего слишком для нас мрачно. Кук дошел без трудности до названнаго им Севернаго мыса, хотя он и находится почти в 10° на запад от Берингова пролива. Может быть лежит мыс Шалатской также не далее 10° к западу от Севернаго мыса. Можно принять с великою вероятностию, что NО-я оконечность Азии находится не севернее 70°, хотя она и означена на некоторых картах 2° севернее. Неужли мореходцы нынешняго времени устрашатся обойтти мыс, мимо коего проплыл за 170 лет казак на малой ладии... 11.

С истинным высокопочитанием и совершенною преданностию
имею честь пребыть вашего высокопревосходительства
милостиваго государя всепокорнейшим слугою
Крузенштерн.

РГАВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 8-21. Подлинник. Опубл.: М.П. Лазарев. Документы. М., 1952, т. 1, с. 94-98. 103. [60]


Комментарии

1. Письмо было написано в связи с подготовкой в это время кругосветной экспедиции, состоявшей из четырех шлюпов. Два шлюпа – «Восток» и «Мирный» – под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева должны были исследовать южную часть Тихого океана, особенно районы у Южного полюса. Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», которыми командовали капитан-лейтенанты М.Н. Васильев (руководитель экспедиции) и Г.С. Шишмарев, отправлялись в район Берингова пролива.

2. Так в тексте, правильно – гидрографии.

3. Вероятно, речь идет о «Начертании плавания шлюпу, отправляющемуся в Южный и Восточный океаны», и «Расположении плавания втораго шлюпа по Западному, Южному и Восточному океанам» (РГАВМФ, ф. 25, оп. 1, д. 114, л. 27-35).

4. Имеется в виду залив Коцебу на Аляске к северу от Берингова пролива, открытый в 1816 г. во время экспедиции О.Е. Коцебу на бриге «Рюрик».

5. Так в документе.

6. В данном случае речь идет о р. Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан к востоку от устья р. Макензи, открытой во время экспедиции 1789 г. С. Херном (см. док. № 13, примеч. 4).

7. Здесь и далее подчеркнуто в документе.

8. Недавно получено мною известие из вернаго источника, а имянно, прямо от секретаря английскаго Адмиралтейства г-на Баррова, которой сообщает мне все, что делается по сему предмету в Англии, что англичане вознамериваются предпринять таковую же сухопутную експедицию от устья реки Макензи к востоку до пределов Бафинова залива. После сего осталось бы только изведать пространство между реками Макензи и так называемой Медною. – Примеч. документа.

9. Слово несколько зачеркнуто, над строкой вписано две.

10. Полный текст инструкции И.Ф. Крузенштерна О.Е. Коцебу см.: РГАВМФ, ф. 14, оп.1, д. 104, л. 1-11. Опубл.: Собрание инструкций, с. 19-38.

11. Опущено подробное изложение маршрута плавания к Южному полюсу и рассуждения автора о подготовке к путешествию: выборе ученых, обеспечении судов инструментами и различными припасами, провизией, одеждой и др.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.