Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 26

«Предложение» С.И. Яновского Кадьякской конторе об итогах байдарочной экспедиции под руководством служащего П.Г. Корсаковского на Север, продолжении ее работы в 1819 г. и стоящих перед ней задачах, в том числе исследовании р. Хеуверен

№ 286

4 декабря 1818 г.

Посланная в прошедшем году экспедиция к Северу возвратилась 1. Прошед озеро Илямну, реку Нушагак и до мыса Чернаго, оне, как кажется [прошли], до мыса, названнаго на карте Арросмана 2 Нюнам (С[аре] Newnham), по отношению Кадьякской конторы по описанию Карсаковскаго кажется, как будто открыл золотые горы, но [до] настоящих сведений добраться нельзя: журналы не присланы, карты не черчены, без масштаба и не соображаясь с описанием, хотя у Карсаковскаго и не значены градусы, но протяжение озера Илямны совсем не сообразны с описанием. Привезенныя камни, глина и разные вещи удержаны Кадьякской конторою, а для чего? Неизвестно! Многие места назначены по слухам от жителей. Хотя сия экспедиция не сделает еще больших открытий, но подаст надежду вперед, старание Карсаковскаго и Климовскаго 3 и других, тут бывших, заслуживают внимание.

Карсаковский, как видно, имел охоту окончать начатое дело и пуститься опять в тот же путь для важнейших открытий. Не нада лишать его сего благаго намерения. Да, есть ему случай учинить славные дела и быть полезным отечеству. Благоволит Кадьякская контора на будущей год окола 10 числа апреля отправить его же, Карсаковскаго, начальником сей экспедиции и всех, с ним бывших, как им уже знакомее сей вояж, прибавя к оным еще по требованию Карсаковскаго 5 байдарок 2-лючных. Следовательно, и 10 человек из алеут охотников еще прибудет. Сего числа людей с благополучным управлением очень достаточно.

С предписания г-на Гагемейстера за № 21 4 дать ему копию и к оной прибавить следующее:

Отправиться ему, Карсаковскому, со всеми вверенными ему людьми около 10-го числа апреля к переносу в Кенайской губе у обгорелой сопки 5, где перенестись на озеро Илямну и, дабы поспеть к тому времени, только что озеро вскроется от льда, по озеру переехать и потом рекою Кучак до моря. Карсаковской в своем замечании пишет: лучше экспедиции следовать морем, на что и я согласен, дабы от устья реки Кучак следовать морем возле берегов до [реки] Нушагак и далее до самаго мыса Чернаго, где они нашли аглегмютскаго индейца 6 и где, описываю[т], есть хорошие бухты для судов и якорные места, то надобно поспешить, чтобы поспеть быть там в начале маия месяца и пробыть тут на месте до июня [52] месяца, стараться в сие время набить на моржовых островах более моржей и от индейцов выменивать более пушных товаров. А как здешние народы не имеют случая доставать европейские вещи, то нада им отдавать оные недешево. Для сего Кадьяцкая контора должна выписать ему, каким образом выменивать кож разных зверей в Кенайской губе и других местах от индейцов, дабы можно было с сим соображаться.

Я намерен послать на будущей год «Константина» в сие место с подкреплением разных вещей для людей и часть провизии, равно и для мены с индейцами, и постараюсь, дабы он пришел туда около половины или не позже последних чисел маия месяца. К сему времени сколько будет набито моржей, то все зубы погрузить на его, равно и вымененные от индейцев товары.

Получив подкрепление с «Константина», нисколько не медля, следовать сей экспедиции на Север, смотря по обстоятельствам, перенестись ли чрез перенос около Чернаго мыса или обойти оной и потом возле берегов стараться дойти до той реки. Имели слухи от Колымбаха, и как оная, кажется, по догадкам есть река Хеуверень, то всеми мерами стараться дойти до реки Хеуверень 7.

Идучи подле берегов, естьли увидите устье реки или заливов, бухт, то оные осматривать, стараясь проникнуть по рекам вверх, сколько можно далее, а особливо, естьли они велики и могут быть судоходные, стараться изследовать, замечать направление, ширину, глубину, около лежащия места, как населены, распрашивать у жителей о их соседях, с кем имеют торговлю и чем оную производят, о местном положении и много ли людей тут; стараться замечать их род жизни, обычаях, каких промышляют зверей, чем питаются и прочее. Буде достигнут реку Хеуверен, то нада в оную проникнуть, сколько можно далее, и измерять, описать сию реку. Должно не упускать понапрасну времени и нигде дорогой на месте не стоять, на зимовку ращитывать, дабы поспеть на устье реки Нушагак, где предполагаю сделать заселение. Нонешнее же лето, естьли на пути попадутся камни вида прозрачнаго или с каким-либо блестящим металлическим частицы, то нада их хоть часть брать с собою для доставления в контору. О камнях надо помнить, что чем он тяжеле при одинаковой величине, тем более имеет цены. Равно, ежели попадется глина или земля какого-либо особаго вида, то также стараться взять часть особую, но хорошо заметя место, и записывать, дабы после никак нельзя было ошибиться. Присланный [камень] есть не настоящий и камень, также и глина, которую почли за золотую руду, не имеет в себе нисколько золота, но род нашей горшешной.

Идучи от мелкаго моря и до Чернаго мыса, где случится быть по островам им, по мысам, на приметных местах оставлять знаки, дабы «Константин», подошед к берегу, мог видеть или, послав на берег, мог знать, что вы уже прошли и в которую сторону, можно также привязать к берегу шест, направив его в ту сторону, куда пошли, или вырезать на дереве слова. Самое лучшее – шестами, потому что их скорее увидеть в бухте, где должны дожидать «Константина». Надобно бы кого-либо послать на острова, лежащие дальше в море, чтоб его могли скорее увидеть, разсмотрев же, тотчас послать знающаго, которой бы мог провести в безопасную бухту к якорному месту.

Я предполагаю, что «Константин» должен притти всячески в маие месяце, но буде по каким-либо случаям он не придет туда к сему времени, в таком случае, прождав еще до 10 июня, и потом свезти все вымененные вещи и свои, кои не можете забрать, на один из необитаемых островов, который не посещаем индейцами, в сей же бухте, и оставив при сих вещах 4 или 5 байдарок, они могут [поставить] себе бараборки и потом бить более моржей, пока не придет «Константин», можно при сем оставить и Климовскаго. Всей же остальной экспедиции следовать к северу, как я упоминал, с 10 июня. Везде, где будут проходить мысы или острова, на приметных местах оставлять знаки, показывая оными, куда направить путь, ибо «Константину» предписано будет также итти к северу, подходить ближе к берегу, и иногда будет посылать на берег для осведомления. [53]

К устью возвратясь на зиму р. Нушагак, что я предполагаю в сентябре месяце, где уже, надеюсь, будет построен домик и все нужное для успокоения и безопасности, надобно выслать в Кадьяцкую контору журналы, карты, все собранные вещи и подробное описание всего сего путешествия со своими примечаниями, не увеличивая и не прибавляя излишняго, не наполняя воображением ни высокостию слога и двусмысленностию или безмыслием, но просто как бы расказывал сам, и чтоб было понятно всякому со всею справедливостию.

По островам, где случиться быть, примечать, не бывает ли лежбище котов и по бухтам не случиться ли видеть морских бобров, таковые места замечать особенно.

Как согласие и дружба есть едины во всяком обществе, особливо же в таких трудных походах, а потому стараться всеми силами сохранить сии священные добродетели и жить между собою без ссоры, во всем друг другу помогать, снисходить один другому. Труды не покажутся великими, естьли вы все [готовы] их перенести равно и, как бы сказать, действуют в одну душу, когда один не питает злости на другаго и сам знает, что его товарищ смотрит на его с видом веселым, без пренебрежения, без гордости или глупой величивости один перед другим. Повиноваться должно тому, к кому в команду назначены от начальства. Карсаковский же должен в затруднительных случаях советоваться со всеми и благоразумные советы принимать, соображать с здравым разсудком. С жителями везде обходиться ласковее, но никогда им не доверять и иметь от них осторожность, не предавайте[сь] безпечности.

В прозимовке на реке Нушагак заниматься обстроением, при случаях меною с индейцами и ожидать дальнейших повелений. К весне опять стараться все исправить, дабы быть готову следовать в случае повелено [будет] опять в поход. Ученик мореходства Андрей Устюгов 8 посылается к вам для сей же экспедиции, он умеет брать обсервации и вычислить широту и получил полныя наставления касательно до определения своего места, равно и ведения журнала, описи положению берегов, рек и бухт и для сего даны ему все средства.

Карсаковский не должен ему ни в чем препятствовать, а еще стараться во всем спомоществовать. Устюгов же, равно как и другия, будет в зависимости Карсаковского, журналы его, планы и донесения должны быть прямо представлены ко мне.

Карсаковскому и Климовскому вести всякому свой журнал, особенно записывая все подробно, которые также все должны быть с реки Нушагак высланы в Кадьяцкую контору для доставления ко мне. При сем прилагаются наставления для ведения журналов 9, с которых копию дать Карсаковскому и Климовскому.

Естьли Кадьякская контора найдет что-либо за нужное переменить, то обязана мне о сем донести, показав причину, для чего сие учинено?

Долгом поставляю уведомить, что всякое полезное открытие будет доведено до сведения высшаго начальства и понесенные ими труды не останутся без достойнаго воздаяния.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 26, л. 131 об.-134. Запись в журнале исходящих документов. Опубл.: The Russian-American Company, р. 157-160. [54]


Комментарии

1. См. док. № 13, 17.

2. Имеется в виду английский картограф А. Эрроусмит (Арросмит).

3. Андрей Ильич Климовский (?-1831), креол, в 1805 г. был отправлен в Петербург на учебу, по возвращении назначен шкипером компанейского судна. В 1821 г. плавал на шлюпе «Открытие» под командой М.Н. Васильева, в 1823 г. временно был приказчиком на бриге «Рюрик», затем командовал компанейскими судами. В 1829 г., командуя бригом «Акция», участвовал в обследовании и описи Шантарских островов.

4. См. док. № 20.

5. Очевидно, вулкан Илиамна.

6. Эскимоса-аглегемюта.

7. Тоен кускоквимских эскимосов Кылымбак сообщил байдарщику Еремею Родионову – участнику экспедиции Корсаковского – о своём давнем путешествии на Север, где у некой «большой реки» якобы жили люди, подобные русским. Как предполагал Яновский, эта «большая река», возможно, и есть легендарная р. Хеуверен.

8. Андрей Устюгов (?-1825), алеут, в 1824 г. участвовал в экспедиции П.Г. Корсаковского, в 1819-1820 гг. руководил гидрографическими работами на бриге «Константин». Составил первые карты побережья Берингова моря от Бристольского залива до бухты Добрых Вестей. В 1820 г. командовал бригом «Константин» и судном «Иоанн Златоуст».

9. NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 26, л. 134-136 об.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.