Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 170

Донесение Ф.П. Врангеля в Главное правление РАК о состоянии построек, крепости и судов в Ново-Архангельске

№ 180

30 апреля 1831 г.

При вступлении в должность главнаго правителя российских колоний в Америке найдены мною компанейския строения и суда в Ново-Архангельском порте в следующем состоянии.

Строения 1. Дом главнаго правителя, правителя конторы, гошпиталь и старая казарма с починками выслужат пятилетие и далее. Новая казарма и новый магазейн прочны и хороши. Мастерския: кузница, слесарная и медячная едва стоят и неудобны, токарная и столярная тесны, но могут до времени остаться; алеутские кажимы сгнили; частокол около крепости и будки в ней едва держатся и требуют совершеннаго обновления; скотный двор гнил и негоден.

Вне крепости: церковь гнила до опасности, из 15 домов, принадлежащих Компании, могут служить только пять, а весьма гнилы десять. Окроме необходимости починивать старыя строения и некоторыя вовсе сломать, заменяя их новыми, предвидится также надобность умножить постройки, а именно: для портовых работ нужна такелажная, парусная и купорная, нужен амбар для хранения зерноваго хлеба, баня при гошпитали, несколько домиков для помещения женатых и офицерский флигель. Также нужно выстроить маяк вместо стараго, который упал до основания.

Сама крепость устроена без цели и без плана и, конечно, не может почесться защитою при нападении с моря или высадке десанта на берег. Орудии разнокалиберныя и многия без ядер, станки частью сгнили и ненадежны, а другия и вовсе без станков. При таковом состоянии обороны нашей не останется инаго средства при неприятельском нападении, как запереться во внутренней крепости и до последней крайности отстреливаться ружьями.

Суда на рейде: окроме бота «Сивуч», все суда были собраны на рейде. Из них надежны к продолжению службы морской: «Уруп», «Байкал», «Охотск», «Чичагов» и боты «Бобр» и «Уналашка». «Рюрик», хотя дном еще крепок, но верхом слаб и, поелику под хлебный магазейн употребляемый «Булдаков» совершенно безнадежен простоять более года, то, вынув из «Рюрика» мачты, я приготовил его для магазейна к приходу наемнаго корабля из Бразилии. «Кяхта» течет и безнадежен на другое употребление, как разве сходить с лесом в Уналашку или в Атху, и это даже с риском. Бриг сей не обшит медью и потому не годится под магазейн, иначе его бы должно употребить на то преимущественнее пред «Рюриком», ибо «Рюрик» мог бы по нужде служить еще некоторое время под парусами. «Головнин» всем кузовом разслаб и в море ненадежен, его перетимберовать не стоит и труда.

Гребныя суда: парусныя суда не все укомплектованы ими, а при порте требуется еще один 18-весельный барказ. [247]

Из сего краткаго очерка Главное Компании правление изволит усмотреть, какия важныя занятия предстоят порту по части судо- и домостроения, хотя предместник мой, невзирая на предполагаемую перемену фактории 2, успел с особенною деятельностию пополнить и исправить многие недостатки по порту, и мне остается желать, чтобы и в мое пятилетие работы производились с равным успехом. При сем случае я должен отдать всю справедливость трудной службе здешних людей и заведенному при порте строгому разщету в занятиях рабочих, употребляя их единственно на компанейскую работу. Даже дом главнаго правителя самым скудным образом омеблирован, офицеры и прочие чиновники покупают каждую малость за наличныя деньги. Это обстоятельство я потому в особенности выставляю на вид, что не во всех компанейских заведениях, мною виденных на проезде Сибирью, соблюдается подобная точность в сохранении компанейскаго интереса. Порядок сей, заведенный предместниками моими, конечно, и впредь не нарушится.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 33, л. 111 об.-114. Запись в журнале исходящих документов. Опубл.: A Construction History of Sitka, р. 58-60.


Комментарии

1. Здесь и далее подчеркнуто в документе.

2. См. док. № 130, 155, 169.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.