Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 143

Рапорт Ф.П. Врангеля в Адмиралтейский департамент о научных опытах, проведенных во время плавания на военном транспорте «Кроткий»

№ 503

25 сентября 1827 г.

На основании данной мне из Государственнаго адмиралтейскаго департамента инструкции при отправлении моем в августе 1825 года с военным транспортом «Кротким» 1 для доставления материалов в Камчатку, имею честь донести по пунктам:

На 1-й. По роду главнаго назначения экспедиции, почитая первою своею обязанностью достичь кратчайшим и безопаснейшим путем Петропавловскаго порта (в Камчатке), направляемы были курсы не в столь близком от берегов разстоянии, чтобы наши определения широт и долгот приметных мест могли быть многочисленны. Однако ж те из учиненных нами сего рода определений, кои разнствовали с показанием карт новейших таблиц широт и долгот (в Connoissance des Tams) 2 показаны в особой таблице в представляемых при сем документах.

На 2-й. Замечания о течениях делаемы были всегда, когда имели обсервации; скорость и направления оных означены в особой графе, представляемой при сем выписки из штурманскаго журнала.

На 3-й. Широты сыскиваемы были посредством различных употребительных на море способов всегда, когда обстоятельства позволяли.

На 4-е. Долготы находимы были по разстояниям между луною и солнцем или звездами и по хронометрам, кои всегда поверялись, когда только представлялась к тому возможность, все таковые наблюдения внесены в упомянутой из журналов выписке.

На 5-е. При поверке хронометров замечаемы были термометрическия перемены в воздухе, но вообще замечено, что ходы хронометров изменялись вовсе не соответственно показаниям термометра и что одна переноска оных с корабля на берег и с берегу на корабль, равно и сильная качка корабля, гораздо чувствительнее на ход сих машин действовали. А потому думаю, что способ, употребляемый французами, достоин подражания, то есть, хранить хронометры около середины корабля близь центра его тяжести в особой для них сооруженной каюте, а для поверки иметь один лишь хронометр на берегу и посредством условленных сигналов (огнями или мгновенным показанием отраженнаго от зеркала изображения солнца) сравнивать поверяемый на берегу хронометр с оставленными на корабле.

На 6-е. Учиненные наблюдения с вычислениями внесены в особенные тетради.

На 7-е. Поелику мы заходили в такия порта, которыя прежними мореплавателями весьма подробно описаны и во всех отношениях ученому свету известны, то наблюдениям нашим в тех местах ничего не могло подпасть особенно любопытнаго и редкаго. Однако ж все то, в чем замечено мною отступление от прежних известий, внесено в представляемыя при сем дневныя записки.

На 8-е. Нам удалось в одно только мало посещаемое мореплавателями место зайти, а именно, в порт Чичагова на острове Нукагиве 3, котораго положение нами утверждено астрономически с подробностью. Описан и сыскан прикладный час, сочиненный штурманом Козьминым план сего порта при сем представляется 4. [214]

На 9-е. Представляются при сем следующие документы: 1) подробная выписка из штурманскаго журнала с показанием испытанных течений и метеорологических наблюдений; 2) ежесуточныя сравнения хронометров с показанием при них степени теплоты; 3) поверка хронометров с особенными замечаниями и с выпискою определенных долгот приметных мест, разнствующих от прежних определений; 4) мною веденные дневные записки и 5) план порта Чичагова 5.

На 10-е. Описью берегов я не имел случая и возможности занять офицеров, но они делали астрономическия наблюдения и особенно лейтенант Лавров показал старание и искуство в таковых упражнениях.

На 11-е. Я имел неослабное смотрение за поведением и занятиями штурманских помощников, которые показали хорошие успехи в учинении астрономических наблюдений, и особенно штурманской помощник унтер-офицерскаго чина Пымынников приобрел в сем деле довольно опыту.

В заключение имею честь рекомендовать департаменту штурмана 12 класса Козьмина, отличившагося во время вояжа как примерным поведением, усердием, так и искусством во всех частях касающихся до его должности занятий.

Флота капитан-лейтенант Врангель.

РГАВМФ, ф. 162, оп. 1, д. 5, л. 1-5. Подлинник.


Комментарии

1. 3 июля 1825 года из Адмиралтейского департамента Ф.П. Врангелю была дана инструкция, аналогичная инструкции, данной лейтенанту П.А. Дохтурову во время плавания его на шлюпе «Смирный» (РГАВМФ, ф. 166, оп. 1, д. 685, л. 158-162 об.; Собрание инструкций, с. 100, регест).

2. Connoissance des Temps – Бюро географических координат, которое составляло эфемериды (от греч. ephemeris) – таблицы или сборники таблиц переменных астрономических величин, заранее вычисленных для последовательных моментов времени. Имеют большое значение для навигации, используются для определения положений небесных тел.

3. См. док. № 134.

4. В деле отсутствует. См.: РГАВМФ, ф. 1331, оп. 4, д. 199.

5. Все указанные документы в деле отсутствуют.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.