Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 140

Донесение П.Е. Чистякова в Главное правление РАК о выгодах покупки парохода для успеха промыслов и защиты от нападения колош

№ 12

12 января 1827 г.

Главное правление депешею своей за № 288 на имя предместника моего изъявило желание свое иметь пароход в ея колониях 1, почему и, разрешив его, естьли он найдет то нужным, взойти в сношения с г-дами Маршалом и Торндриком для покупки таковаго парохода. Я должен сказать, что намерение Главнаго правления [211] принесло бы Компании значительные выгоды от заведения здесь парохода. Во-первых, имев такого опытнаго морскаго офицера как г-н Этолин, можно бы, препоруча ему оной, посылать в проливы для торговли с колошами, что с обыкновенным парусным судном затруднительно по причине течений и летом случающихся штилей. Да и смело можно сказать, что и от нападения колош пароход совершенно будет в безопасности, не говоря, что для защиты должно иметь артиллерию, но в случае сильной атаки можно уйти, и его догнать будет невозможно.

Для прикрытия промысловых партий пароход тоже будет полезен. Теперь, посылая с партией два парусных судна, оные только служат для перевозу партии в назначенное место и для защиты бивуак-ночлега промышляющих, когда же алеуты выезжают на промысел, то суда не могут следовать за байдарками, потому что для промыслу избирают тихую погоду, и успех особенно случается, когда бывает совсем штиль, а потому байдарки, отлучаясь иногда на сутки и более, остаются без всякаго прикрытия. И от одного малолюдства колош, что еще можно посылать в залив Льтуа, в другие же места к югу наших пределов, ни один правитель отправить партию не решится, ибо колоши всегда преследуют байдарки во множестве батов, и тем и прежде всегда делали помеху промыслу. Имев же пароход, бояться тогда будет нечего: погрузив байдарки на палубу, оной пойдет вдоль берегу и, когда начнется промысел, то, не выпуская байдарки из виду, всегда будет в состоянии подать наискорейшую помощь. Да и в самых посылках для снабжения прочих колоний пароход может заменить два или три судна.

Изобразив существенные выгоды от покупки парохода, я щитал себя не вправе войти сношение с господами американцами о покупке таковаго парохода, что было предоставлено одному моему предместнику. Г-на же Мика я спрашивал о цене парохода около 150 тонов, то он мне отвечал, что он полагает, что от 30 до 40 [тысяч] пиастров на промен котов, и предлагал мне таковой пароход достав[ить], зделав с ним условие, но я таковое предложение по вышеизъясненным причинам отклонил, а сказал ему, что естьли он приведет пароход, то будущей мой преемник, естьли найдет его удобным и по цене сходным, то, вероятно, оной купит. И г-н Мик на то согласился. И, мне кажется, что ето будет лучше, нежели заказывать нарочно в Соединенных Штатах. Да, и мудрено с сими господами делать условия: тогда какой не приведут, то должно будет купить, а теперь, естьли не понравится, то можно и отказать. Г-н же Мик из трех американцев 2, которые были при мне, к которому, кажется, можно более иметь доверенности. Ныне он продал нам свои товары сходнее других.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 30, л. 237-239. Запись в журнале исходящих документов.


Комментарии

1. Депеша ГП РАК М.И. Муравьеву № 288 от 24 марта 1826 г.: NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 5, л. 105-106 об., см. док. № 224, 248, 254, 262.

2. Американские капитаны – Хаммет на судне «Султан», Т. Мик на шхуне «Чинчилла» и У.Г. Макнилл на бриге «Талли Хо» (ИРА, т. 3, с. 313, 314).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.