|
№ 111 Записка о зловредном влиянии капитана-лейтенанта Л.А. Гагеместера на дела Российско-Американской компании 1, 2 Не позднее 31 июля 1824 г. 3 О поручениях Правления Компании капитан-лейтенанту Гагеместеру По совершении неважного и Компании никакой пользы не принесшаго вояжа из С- Петербурга в Ситху, а оттоль в Камчатку корабля «Невы» лейтенант Гагеместер приехал сухим путем чрез Сибирь в С.-Петербург и, несмотря на маловажныя свои заслуги, получил от Компании подарок 3 000 рублей, его ласкательство выманило от Компании сей подарок, котораго он по многим известным причинам никак не заслуживал 4. С тех пор несколько времяни он находился в Иркутске при казенной должности, около сего времяни отправлялась из Кроншдата от Компании 3-я экспедиция 5. Тут, как известно, много было неприятностей 6. И при отправления оной Компания вообще полагала, что если б был тут Гагеместер, то дело пошло б совсем иначе: Бог знает почему, только с сих пор Гагеместер сделался божеством Компании. Правление думало, что он один может привести в устройство ея американския дела. Оно и теперь так думает, но дело происходило совсем иначе. В 1815 году Правление Компании, предложив отправить 4-ю кругом света экспедицию 7, вызвало Гагеместера из Иркутска и поручило ему: 1-е) купить в ближайших портах от России годной для сей экспедиции корабль; 2-е) приготовленный для сей экспедиции груз, погрузив в корабль, доставить и здать в колонии РАК. При приеме и здаче груза находился особый от Компании прикащик или комиссионер, следовательно, за целость груза Гагеместер не ответствовал. Главная или, лучше сказать, вся обязанность его состояла в том, чтоб привести корабль из С.-Петербурга в Ситху и обратно оттоль в С.-Петербург, что может зделать всякой исправной корабельной штурман или ординарной иностранной корабельщик. Мы выставляем дела офицеров, совершивших кругосветную экспедицию, в самом высоком виде, но примечательной глаз найдет, что ето не так важно, как мы думаем. Сколько каждой год проходит судов мимо мысов Горна и Доброй Надежды, и всеми оными или по большей части сими судами начальствуют американские мужики! Стоит взглянуть на [за]мечание 8 действительного камергера Резанова, оно есть в деле Михаила Матвеевича 9. Резанов знал что писал. Притом он писал и рассуждал по опытам 10. Я чрез сие только хотел сказать, что привести корабль из С.-Петербурга в Ситху не есть весьма важное [дело] и хотя несколько зависит от искусства, но более от [умения] начальствующаго кораблем. Выше сказано, что Гагеместер щитался божеством компании. Ему директоры верили во всем, и что бы он ни сказал – все почиталось за свято. Дело мудреное, что Гагеместер при ничтожных своих достоинствах мог [навлечь] на себя самое благосклонное внимание всех директоров. При поручении Гагеместеру 4-й экспедиции вверены ему были какие-то коммерческие виды Компании 11 и надзор за поведением достопочтеннейшаго Баранова. Вместе с сим дана ему власть даже сменить Баранова, когда он то признает нужным. Столь необыкновенная доверенность придала экспедиции Гагеместера всю наружную важность – при отправлении его как служащие в Компании, так и вообще все имеющие с нею дело, полагали, что Гагеместер значит гораздо больше, нежели все вообще директоры – я может быть согрешил, что худо етому верил. О действиях капитан-лейтенанта Гагеместера по делам Компании. Когда в 1815 году правление компании поручило Гагеместеру купить для 4-й экспедиции корабль, для приискания коего он был в Финляндии, Швеции, Англии, Голландии и Франции и, хотя нельзя попрекнуть его излишними в сем путешествии [166] его расходами, но нельзя сказать и того, чтоб издержки его могли служить образцом хозяйственной бережливости, как замечает Михайло Матвеевич, расходы его не больше и не меньше обыкновенных. 5 000 рублей награды и неограниченная доверенность Компании за небольшую на чужей щет прогулку, конечно, что-нибудь значат. До сих пор, однако ж, Гагеместер всеми был признаваем великим святошей, но когда удалось ему захватить в свои руки полное дережирование 4 экспедиции, тогда ясно обнаружилось его ничтожность – можно ли поверить, что на одне мелкие расходы при отправлении 4 экспедиции вышло слишком 80 000 тысяч рублей. Книги, писанные рукой покойнаго Костогорова 12, служат ясным доказательством сих неимоверных расходов и причиною тому был единственно Гагеместер. Прикащиков при экспедиции было тогда без счета 13, по распоряжениям Гагеместера почти каждой день отправлялся в Кронштад катер, а иногда два, но с чем? На 10 рублей посылается товару, а за провоз его за катер платили 50 рублей и больше. Сколько раз перегружали в Кронштате корабль «Кутузов», а для чего? Стыдно говорить, все перегрузки его и многое тому подобное произошло от безращетливости Гагеместера, и все употребленные тут расходы легли на шею Компании. Может быть директоры, слушая его краснобайство, думали, что дела идут точно так, как толкует Гагеместер? Но мы вникаем в дела, кои до нас касаются по должности, и, следовательно, по необходимости должны знать насквозь всякое дело, и о всяком деле думать так, как оно есть в существе, можно сказать решительно, что мы наверно знаем, кто как в Компании служит и кто чего стоит. Здесь, кстати, можно сказать, что только наши верные [замечания] принимаются навыворот. И в етом случае и сам Михайло Матвеевич уклонился от должной справедливости, которую он прежде столь свято наблюдал 14. При отправлении 4-й экспедиции оба корабля «Кутузов» и «Суворов» вооружал Панафидин, что всем известно, а награду за то получил Гагеместер, а с какой стати? Бог знает, и это ему не стыдно. Распоряжения Гагеместера по торговой части Известно, что Гагеместер на пути из С.-Петербурга в Ново-Архангельск заходил в Лиму, здесь контрабандною торговлею он совершенно замарал репутацию Компании и доставил ей вернаго убытка более 100 000 рублей. На обратном из Америки пути, будучи в Батавии, купил [разных] товаров тысяч на двести, от коих Компания понесет убытка до 70 000 рублей. Сим заключаются все действия Гагеместера по торговой части. Действия Гагеместера в Америке Что такое сделал Гагеместер в Америке для пользы Компании? Сменил Баранова и более ничего, но его без сомнения мог бы зделать простой промышленной, я не вижу тут никакой важности, чтоб сменить от должности дряхлаго старика и перещитать все то имущество, что у него налицо оказалось, более Гагеместер не сделал ничего 15. О Баранове здесь говорить неуместно. Распоряжения его касательно внутренняго управления в Америке столь мелки и ничтожны, что не стоит об них говорить. Например, он уничтожил паи и положил промышленным жалованье. Перемена сия вредна как для Компании, так и для промышленных. Для Компании вредна потому, что промышленные, имея в виду известное жалованье, перестали заботиться о улучшении промышленности и оттого промысла в последних годах весьма приметно уменьшились, щеты и дела ето доказывают. Для промышленных перемена вредна потому, что хотя по наружности получают они теперь больше чем прежде, но так как они почти все жалованье забирают от Компании в Америке не деньгами, но нужными для жизненнаго быту их вещами, все таковыя вещи Баранов по большей части приобретал от американцов выменом на коты, они обходились Компании очень дешево и отпускались промышленным по самым низким ценам. Теперь все вообще для Америки потребности, [167] доставляемые из Петербурга вокруг света, обходятся Компании по крайней мере втрое дороже против тех, кои выменивал Баранов от американцев на коты, и по сей цене опускаются ныне все нужные вещи промышленным. И так, хотя жалованье им почти удвоено, но необходимыя их издержки стоят им против прежняго втрое дороже. Есть ли им тут польза? Он дал по всей Америке предписание, чтоб бобры, матки, кошлоки и медведки клеймить известными знаками на месте их промысла, означая на каждом звере его породу, название и различные качества, на сей конец по представлению его посланы были от Правления в Америку какие-то лопатки и другие пустоты, целый лист бумаги исписан знаками, какие должно ставить на бобрах, и сей лист хранится у нас в Правлении как святыня. По прибытии Гагеместера в Петербург на корабле «Кутузове», когда стали расзматривать привезенные им бобры, разумеется, ознаменованные [приду]манными им знаками, то сами директоры при всей свой важности не могли удержаться от смеха, [ибо] плохой калифорнской кошлок означен уналашкинским 1-го сорта бобром, словом все сорта зверей перепутаны, что надобно быть вовсе без ума, [чтобы раз]бираться в них толку по знакам Гагеместера 16. Муравьев, будучи там на месте, [заметил] всю ничтожность сего вялаго распоряжения, и потому на последне присланных из Америки бобрах наложены только штемпеля N конторы, как то и прежде водилось, а о лопатках и прочих глупостях вовсе умолчано. Все вообще распоряжения и действия Гагеместера в Америке совершенно подобны двум вышеприведенным примерам. По сим образцам можно только приобресть понятие о плоскости распоряжения в Америке Гагеместера. Впрочем, все таковые и подобные сим его действия не нанесли Компании значительнаго вреда, кроме пустых хлопот и ничего не значущих переписок. Но вот тот ужасной вред, которой причинил он Компании. Из книг и документов Главнаго правления известно, что со времени прибытия в Америку первой экспедиции в 1803 году до отправления из Кронштада корабля «Суворова» в 1813 году, который прибыл в Америку в 1814 году, в течении около 10 лет почти никакого подкрепления из России Америке зделано не было. Правда, что в сие время отправлена была из Кронштада 2-ая экспедиция, состоящая из корабля «Невы», но что на нем было послано? 800 пуд снастей составлял весь груз. В то же время, хотя и отправлено было несколько судов из Охотска, но можно наверно сказать, что в 10 лет едва ли дошло из Охотска в Америку нужных вещей на годичное там довольствие: корабли или разбивались, или заходили на зимовку в Камчатку или на Уналашку, где, употребив в расход весь свой груз, достигали потом в Ситху совсем пустые. Каким же способом Баранов мог во все сие время не только прокормить всех жителей нашей Америки, не только поддержать все обширные промысловые операции, но содержать всю столь обширную область в благоустройстве, распространить владения Компании, увеличить ея промышленность, а с тем вместе и ея выгоды, и, наконец, приобресть полную доверенность иностранцов, даже и тех, кои не знали его лично. Способ сей очень известен: он променивал иностранцам остающие от посылки в Россию коты и в замену приобретал от них все нужные для Америки потребности. Гагеместер, злобствуя на Баранова, по одному только врожденному ему эгоизму, где только мог всемерно старался осуждать деяния Баранова, [а себя] выставлял преобразителем американских [колоний]. Он действительно их преобразил и переменил, только не дай Бог такой перемены; главная и самая пагубная для Компании перемена его [состояла] в том, что он совершенно запретил продавать иностранцам коты, а велел высылать все без изъятия в Россию. Я и теперь не [понимаю], как могло Правление Компании подтвердить глупое и неосновательное распоряжение [его], говорить о сем пространно, надобно зайти слишком далеко. Впрочем, я намекал Гагеместеру о том вреде, какой зделал он Компании касательно котов, он сказал, что никогда не думал весь котовой промысел вывозить в Россию, а [168] приказал остающиеся за отправкою в Россию коты хранить в Америке, и когда составится из них порядочной груз, отправить их для продажи или промена в какой-нибудь иностранной порт. Да в какой же порт назначал он отправить и есть ли об етом что-нибудь в его бумагах? Разумеется, нет. По крайней мере, столь плоская отговорка низка, глупа и неприлична для такаго человека, каков Л.А. Гагеместер. Все директоры слышали сей его отзыв. Я всегда говорил, говорю и, пока жив, утверждать буду, что если бы Александр Андреевич, владея прежними силами, прожил бы еще в Америке 10 лет, и естьли бы Михайло Матвеевич такое же время поуправлял Компаниею по-прежнему 17, то Компания наша, наверно, стала бы наряду с первыми европейскими компаниями, обладающими отдаленными морями и землями. С лишком 20 лет Компания возрождалась и постепенно приходила в силу, она и подлинно довольно было усилилась, но была еще очень молода, чтобы во всем опереться на собственные свои силы, а мы вдруг по проектам Гагеместера захотели зделать из нее исполина, не измерив сил ее. Я неохотно, но должен сказать правду, что Компания значит совсем не то, что значила за пять лет перед сим. Главнейшая причина есть запрещение расторжек с иностранцами в Америке на месте, и главный виновник тому есть Гагеместер 18. Услуги Гагеместера Компании по возвращении из Америки в Россию Гагеместер прибыл из Америки в Кронштад в 1819 году, тогда, когда отправлялся от Компании в Америку корабль «Бородино» с богатым и многосложным грузом. Вообще полагали, что груза достаточно будет для всех в Америке надобностей на несколько лет. Нельзя было и думать о посылке чего-либо в Америку на следующий год, но Гагеместер захотел, и корабль «Кутузов» в 1821 году отправлен в Америку к явному вреду Компании. Директоры, конечно, не хотели бросать даром компанейских денег, но Гагеместер сумел их обмануть. Он написал калькуляцию или смету, во что обойдется Компании отправка кораблей «Кутузова» и «Рюрика». Он все тут выщитал из копейки в копейку и доказал, что починка [двух] кораблей, груз для них товаров, провизия [для] экипажу и все вообще при отправке [расходы будут] стоить Компании точь в точь 410 000 рублей. Ясно нелепость сей сметы, и сунулся [я с этой] калькуляций, но меня никто и слушать [не стал]. Смета Гагеместера принята была всеми за свято, что же на поверку вышло? Отправка одного корабля «Кутузова» стоила Компании более 700 000 рублей, и отправка сия происходила под надзором самого Гагеместера. По этому обращику я смею думать, что Гагеместер (вопреки мнению Михаила Матвеевича) либо вовсе не знает корабельной и судоходной части или поступил в сем случае с намерением, не делающим ему чести. Прекрасной корабль «Елена» гниет теперь в Кронштаде уже другой год. Каждогодный убыток стоит Компании от 30 до 50 000 рублей. Но всего больше стоит стыд. А кто етому виноват. Конечно, Гагеместер. Не смешно ли, что «Рюрик» в 1820 по свидетельству Гагеместера оказался для кругосветнаго вояжа негодным, и когда по самому этому случаю куплен был в Америке корабль «Елена», и когда уже известно было, что она будет в Петербурге, «Рюрик» опять оказался годным, даже наилутчим кораблем, а что всего досаднее и несноснее, когда уже пришел корабль «Елена» в Кронштад, в то самое время купила Компания у Морома корабль «Елизавету» и отправила в Америку порожним! А для чего? Это знает один Гагеместер, да знаю еще немножко я, то есть он хотел зделать укол Крамеру нащет благосостояния Компании 19 и тем пред всеми показать власть свою в ея делах. Но да избавит Всевышний Компанию и всех нас, служащих, от такого начальника! 20 АВПРИ, ф. РАК, д. 232, л. 1-6 об. Копия. 21 [169] Комментарии1. Заголовок документа. 2. Автор записки в документе не указан. Исходя из ее содержания, ясно, что им был бухгалтер ГП РАК П.В. Боковиков. Будучи человеком весьма далеким от флота и мореплавания, он не принимал во внимание, что Л.А. Гагемейстер в своих действиях в Северной Америке прежде всего руководствовался инструкцией Главного правления (док. № 14, 19, 30 и др.). Видимо обиженный тем, что составленную им калькуляцию на ремонт «Кутузова» и «Рюрика» не стали даже рассматривать, Боковиков зачастую тенденциозно оценивал любую деятельность Гагемейстера. И не только он один. Действия Л.А. Гагемейстера в Бразилии и Русской Америке резко осудил в своем дневнике Ф.П. Литке (РГАВМФ, ф. 15, оп. 1, д. 8). Существуют и другие оценки Гагемейстера и как мореплавателя и как главного правителя колоний РАК (док. № 30, 34, 35, 43); Хлебников К.Т. 1985, с. 67-70. ИРА, т. 2, с. 339-345; Норченко А. Хроника полузабытых плаваний, с. 47-62; Болгурцев Б.Н., Корякин В.И. Русская Америка, с. 194-198). 3. Датируется по выходу корабля «Елена» в кругосветное плавание под командой П.Е. Чистякова. 4. См.: Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, с. 184, 215-217, 254. 5. Там же, с. 229, 239, 241-243, 256. Док. № 2. 6. См.: ИРА, т. 2, с. 143-146. 7. См.: док. № 4, 30, 35; ВПР. М., 1974, т. IX, с. 516, 517, 520-523, 745; ВПР. М., 1976, т. X, с. 14, 15, 574-576. 8. Здесь и далее текст документа поврежден. 9. Михаил Матвеевич Булдаков – первенствующий директор РАК в 1799-1827 гг. 10. См.: Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера, с. 146-149. 11. Здесь и далее подчеркнуто в документе. 12. А. Костогоров – бухгалтер ГП РАК. 13. См.: Ивашинцов Н. Русские кругосветные путешествия, с. 225-226. 14. Влияние Л.А. Гагемейстера на М.М. Булдакова П.В. Боковиков отмечал в письме К.Т. Хлебникову от 28 марта 1824 г. (ГАПО, ф. 445, оп. 1, д. 151, л. 55 об.). 15. См. Хлебников К.Т. 1985, с. 67-70. 16. Клеймение колониальных мехов, как и ограничение контактов с иностранцами в Русской Америке, было инициативой ГП РАК. Следить за соответствием клейма и меха вменялось в обязанность приказчикам (Хлебников К.Т. 1985, с. 69). 17. 28 марта 1824 г. П.В. Боковиков писал К.Т. Хлебникову, что с 1819 г. М.М. Булдаков «почти удалился от дел и ... живет по большей части в Устюге» (ГАПО, ф. 445, оп. 1, д. 151, л. 49, 55 об). 18. В том же письме Боковиков сообщал Хлебникову об опрометчивом решении ГП РАК: «...мы, запретив вам делать разторжки с иностранцами, и взялись доставлять к вам всякую всячину отсель кругом света. Это сделано по проекту достохвального Гагеместера... и сделали такой толчок Компании, от которого она нескоро поднимется на ноги...» (Там же, л. 33 об.). 19. Видимо, имеется в виду покупка директором ГП РАК В.В. Крамером и его братом С.В. Крамером кораблей «Елена» и «Елизавета». Так как последний корабль был старым, то РАК вынуждена была потратить на его ремонт 70 000 руб. (АРГО, разряд 99, оп. 1, д. 29, л. 7 об.; Окунь С.Б. Российско-Американская компания. М.; Л., 1939, с. 69). 20. Подпись отсутствует. 21. Точное определение подлинности документа не представляется возможным ввиду отсутствия подписи и частичного повреждения текста. |
|