|
ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ОТЦА ИГНАТИЯв Царьград, в Афонскую гору, во Иерусалим, во Египет, в Александрию и в Аравию 1766-1776 гг.ПРЕДИСЛОВИЕ Турецкие войны царствования Екатерины II не могли благоприятствовать Русскому паломничеству и действительно во весь многолетний период этого царствования, за исключением краткого, случайного посещения Назарета в 1772 г. С. Плещеевым (Дневные записки путешествия из Архипелагского, России принадлежащего, острова Пароса, в Сирию и к достопамятным местам в пределах Иерусалима находящимся с краткою историею Алибеевых завоеваний Российского флота Лейтенанта Сергея Плещеева в исходе 1772 г. СПб. 1773), нам было известно лишь одно странствование иеромонаха Саровской пустыни Мелетия. Тем любопытнее представляется, издаваемое ныне впервые, описание путешествия монаха той же Саровской пустыни Игнатия в Константинополь, Афонскую гору, Египет и Святую землю, совершенного им в течении целого десятилетия с 1766 по 1776 г. Благодаря обязательному сообщению Его Преосвящества епископа Тамбовского, к которому мы обратились с покорнейшею просьбою поручить узнать, не сохранились ли в архиве находящейся в его епархии Саровской пустыни, сведения об иноке Игнатие, мы в состоянии сообщить об издаваемом нами новом паломнике- писателе довольно подробные биографические сведения, заимствованные из указа Владимирской духовной консистории (Саровская пустынь входила тогда во Владимирскую епархию) строителю Саровской пустыни [II] Иеромонаху Ефрему с братиею от 29 Сентября 1776 г. за № 1181 о привятии монаха Игнатия в число братии пустыни. Первая часть этого указа писана с прошения самого Игнатия и имеет поэтому характер автобиографии, отчего мы и помещаем ее в подлиннике: “Рождение его Игнатиево в граде Курске, отец его Иван Иванов прозванием. Деншин и он Игнатий имелись в купечестве того града, мирское имя ему Игнатию, Иван же, грамате и писать умеет, а женат не бывал. И по данному де ему Игнатию, в прошлом 765 году от Курского магистрата, по просьбе и желанию его увольнительному для приискания и к пострижению в монашество места на два года пашпорту, был в Киеве, а оттуда проехал, с греческими, бывшими в России, монахами за границу, для поклонения имеющимся в греческих селениях Святым местам, до бывшей еще от Порты Оттоманской с Россиею войны и будучи де во оных селениях бельцем, намерен был возвратиться в Россию, но как де оная война наступила, то уже возвратиться, ему, Игнатию, стало невозможно, да и бельцом в тамошних местах жить было весьма опасно и будучи де в крайней опасности, чтобы не попасться в турецкие руки и не лишиться жизни, пришел в Афонскую гору, в Рождество Пресвятыя Богородицы пустынку, зовомую Мавровыр, в которую и принят настоятелем с братиею на время. Но в бытность де его Игнатиеву в той пустынке, приключилась ему тяжкая болезнь, в которой находился близ смерти и в такой де опасности будучи, просил той пустыни Настоятеля Иеромонаха Серапиона, чтобы по бывшему издавна всеусердному желанию его, сподобиться ему монашеского чина, по которой де его, [III] Игнатиевой просьбе, оный Настоятель и постриг его, Игнатия, в мантию, в прошлом 768 году Декабря в 20 числе и наречено ему монашеское имя Игнатием. Где и был монахом лет с семь, проходя в послушании беспорочное жительство". В перечневых ведомостях Саровской пустыни до 1788 г. монах Игнатий отмечался “грамоте умеет, а к послушанию, за всегдашними немощами, быть не способен". В Сентябре 1788 г. монах Игнатий из Саровской пустыни выбыл в г. Владимир, для ходатайства перед Епархиальным начальством о перемещении его в другой монастырь, с тех пор монах Игнатий в пустынь уж более не возвращался и дальнейших сведений о нем в архиве пустыни не имеется. К этим сведениям можем прибавить немногие почерпнутые из его описания путешествия. Из Курска Игнатий отправился 1 Мая 1766 г. в Киев, а оттуда через Сечь и Очаков прибыл в Июне 1767 г. в Константинополь. Проведя здесь три недели, посвященные на осмотр города, причем руководителем его был живший там Курский купец Григорий Дрючин, Игнатий 26 Июля 1767 г. достиг Афонской горы. Здесь пробыл он, застигнутый Турецкою войною, до 1776 г., приняв в монастыре Дохиаре — малый, а Русском Черном скиту — великий постриг. Во время своего пребывания на Афоне посетил он Египет и через Акру, Назарет—Иерусалим. Определить точно время его пребывания в Святой земле представляется трудным, так как в его описании нет на то каких-либо точных указаний. Следует однако же предполагать, что это было во время Турецкой войны, между 1770-1772 гг., так как он посетил Русский флот у острова Пароса, а посещение графом А. Г. Орловым Афонской [IV] горы он относит уже ко времени своего возвращения на Афон. На родину возвратился он через Константинополь, Таганрог и Воронеж, достигнув в Августе 1776 г. Саровской общежительной пустыни, где остался на жительство и описал свое путешествие. Описание странствования монаха Игнатия сохраняется в рукописи в библиотеке Саровской пустыни и озаглавлено так: Описание путешествия монаха о. Игнатия в Царь град, на Афонскую гору, в Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию. Другой экземпляр этой рукописи, с которой сделано настоящее издание, приобретен лет 15 тому назад от духовного лица Владимирской губернии преподавателем Тульской духовной семинарии Н. Троицким, принесшим его в конце прошлаго года в дар Императорскому Православному Палестинскому Обществу. Рукопись состоит из 34 полулистов — из них первые 31 и левая страница 32 полулиста заняты описанием путешествие; 33 полулист и левая страница 34 заняты выдержками из записок Плещеева о тех местах, которые были посещены как Игнатием, так и Плещеевым. Обложка рукописи бумажная мраморная кресчатая, вероятно современная написанной рукописи. На ней можно разобрать лишь одну надпись: Читал Парский Иерей Димитрий Успенский Генваря 20-го 1816 года. 2 Августа 1891 г. В. Хитрово ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ОТЦА ИГНАТИЯ в Царьград, в Афонскую гору, во Иерусалим, во Египет, в Александрию и в АравиюВ лето 1766ое Мая 1-го числа отправился аз Игнатий из Курска в Киев и дойдох в пещеры и поклонихся гробом преподобных отец Антонию и Феодосию. И прииде во мне желание восприять монашеский чин, но не мог получить сего. И пребывах в Киеве неколикое время, а потом обретох некоего честного старца иеромонаха и согласихся с ним следовать в далечайший путь. И отправились из Киева и прибыли в Сечь к казакам запорожским у которых и пребыхом неколикое время; а потом помянутой старец иеромонах отлучився от меня и пойде в Волоскую землю. Аз же остах един в запорожской Сечи и мыслях как бы восприять сие далечайшие странствование и чрез некоторое время пришли корабли из Царяграда в запорожскую Сечь с товарами. Шли от Очакова вверх по Днепру и вошли в речку Подпильну, где и выгружали товары, а потом чрез неколикое время нагрузясь российскими товарами стали готовиться к отпуску. В то время обретох я двоих иноков странствующих в [2] Афонскую гору и прося их дабы мене с собой взяли. Они же рекоша ми: аще хощеши инок быти то возмем тя, рекох им аз: отцы святии давно желаю сего. И тако согласишася обще следовать и начаша просить о взятии нас, корабельщика купца Греческого, которой ответствовал нам: как вы можете понести нужды и волнение морское; на сие ответствовали: что мы можем все терпеть с радостию Бога ради. Тогда приказал он нам быть, где мы и вступили, и отправились в путь рекой Днепром вниз и в два дни с половиной прибыли в Очаков и пришли турки на корабль для осмотру, а как отлучились тогда востала жестокая буря и великие волны, где мы были в великом страхе. А как утихло сие волнение и прибыли в Бугаз в 12 дней (узкий проход). А потом прибыли в один день и в Царьград в Июне. По видению сего велаколепнаго града, в какой я был радости, увидах красоту его и притом как у нас часто об нем упоминается в церковном писании и житиях Святых. Описание Царяграда. Сей град построен на седми холмах и стоит обон пол залива халкидонского. И когда вступил в него, удивился красоте и великолепию его. Какаяжь удобна кораблям пристань, ибо приходящим кораблям со всех Белаго и Черного моря. И тако сей великий и красный город всякого человека может привесть во удивление. Егда же пристахом к пристани, тогда турки вскочиша на корабл и учиниша всякое неистовство, тогда по счастию моему прииде ко мне купец и начал меня вопрошать откуду, я ответствовал ему, что русской человек, житель города Курска и сказал мне на то, что де здесь есть [3] нашего города купец. А потом чрез некоторое время и пришел ко мне купец оной, нашего города Курска, Григорий Дрючив. Какоюжь я объят был радостию и взял меня к себе и начал вопрошать о Курске, я ему сказал о всех обывателях в подробности. А потом повел меня по жительству Царяграда. Негда узрех царские палаты, различные сады, также бывшую большую церковь святыя Софии (которая ныне турецка мечеть обращена) и так мне сие показалось великое и великолепное здание, что у нас в России таковаго нигде необретается. Жилья в Цареграде построены каменны в четыре и в пять покоев, улицы весма узкие, что никак в карете можно ехать и так они более на верховых лошадях проезжают, в улицах же содержится чистота и крепкое смотрение от полиции, да и наблюдают сие не хозяева дому, но определенные нарочные из работших людей по всякой улице, которые исполняют должность в случае пожара. Такожде обыватели Цареградскии не имеют нужды видеть в доме своем постою, ибо для военных людей построен в Цареграде дом превеличайший в пять покоев, которой вмещает более двадцати тысяч янычар. И так обыватели дому никакой непретерпевают ни от постою, ни от полиции; только знает, что отдать положенное на него тягло в султанскую казну. Реки в Цареграде никакой нет, а довольствуются всем жительством от Живоноснаго источника, проведены трубы по всему Царюграду и у всякого дома винт, и так оной водой довольствуются. Сей же Живоносный источник состоит от Царяграда три версты. Открылась прекрасная поляна и сады. И где источник, тут пещера и в ней имеется [4] церковь и бывает со временем служба, оденкоже содержится турецкий караул и с богомольцев берут по пяти копеек с человека и живут при оном Живоносном источнике несколько монахов греческих и отправляют службу. Еще примечанию достойны. Увидех прекрасный монастырь святаго Феодора Студита, весьма возрадовахся на красоту его. Он состроен на пригорке в прекрасном месте. Стены имеет каменные из различного мрамора. Жилье состоит о четырех покоях. Прекрасная церковь была, которая ныне обращена в мечет, такожь и все покои сообщены в турецкое жительство. Еще увидел, где была знатнейшая церковь Влахернская, которая ныне разорена, а стоит только один знак, столп и пещера в земле, где имеется источник и притом святые иконы и бывает от правоверных служба молебны. А о прочих бывших церквей греческих Святых апостол, где были мощи Святых царей Константина и матери его Елены и прочие монастыри и церкви более тысячи раззорены и опустошены турками и превращены в мечети. И такое благолепие церковное и украшение святых икон все превращено от варварского их жестокосердие! Ох увы! достойно плача и рыдания. А ныне обретается в Цареграде православных церквей только двадесять и то в крайнем и в великом утеснении и большие дани греки дают султану. Мощей Святых нет, только каким-то случаем соблюлись в патриаршей церкве двое мощи: Святыя царицы Пульхерии и Святыя мученицы Евфимии. Аз сподобихся их лобызать. И усмотрено много, еще много христиан на востоке и на западе состоят: Греки, Болгары, Волохи, Сербы, Албанцы, Черногорцы, отчасти Арабы. В предыдущие времена оные христиане [5] имели свои земли и своего владетеля, а ныне состоят все под турецкою областью, претерпевают обиды и утеснение и церкви Божии в великом уничтожении. Чтожь касается до веры, весьма наблюдают закон христианский, посты крепко содержат, могли бы многие церкви воздвигнуть, но турки не допускают. Расколов никаких нет, а как они слышали, что в великой России многие расколы и раздоры, непокоряющиеся Святой апостольской церкви, то весма удивляются о заблуждших раскольниках. Явилась одна ересь в Афонской горе, которая изследована и за похуление Святой церкви таковые раскольники казнены смертью. Вышереченный купец Курский спросил меня чтоб я шествие свое открыл и так я ему обявил что иду во Святую Афонскую гору монашеский чин восприять, на сие мне отвечал, что и он того же желает приобрести чин. И пробыл я в Цареграде три недели. Отправились морем с помянутым товарищем в Афонскую гору и плыли кораблем Константинопольским проливом и когда миновали Дарданелы, где у турок построены великие крепости и пушки состоят в четыре и пять рядов, где я немало подивился. И приплыхом в Белое море, яко миновавше от Царяграда 250 поприщь узрехом тень Святыя горы Афонския растояние 150 поприщь, исполнихся великия радости и бывшие ту греки рекоша ми: видиши ли, брате, Святую гъру, есть ли такая в России высокая. И когда приплыхом в Архипелаг и пристахом к острову Лимоносу (шествовали 3 дни) и обрели другой корабль плывущь в Афонскую гору и яшася пути по Архипелагу и видех в левой стороне остров Хио и Чесму, где созжен от Российского флота турецкий флот. И как достигохом близ Афонской горы яко три [6] поприща, востала сильная буря и усилились морские волны и нача корабль бедствовати и пришли все в отчаяние и давахом друг другу последаее целование, и всю ночь быхом в беде, а потом благодатию Христовою спасохомся от беды сея, утихло море и во второй день приплыхом в тихое пристанище и пристахом во Святую Афонскую гору, к монастырю преподобного Афонасия. В такой же я бых радости и душа моя грешная возвеселилась, яко сподоби мя Господь придти в оные Святыя места, в лето 1767 Июля 26 дня. Описание Святой горы Афонской. Сия Святая гора Афонская лежит в земле Македонской, яко остров в море окружена водою, привязава к матерой земле с одной стороны в Македонию высотой; и в длину исчисляют на сто поприщь в ширину двадесять, изобилующая всякими овощьми а паче виноградом и лес по всей горе непроходимый. Какова жь роду деревья состоят при сем объявить имею, любезный читателю, а именно неплодовитые: кипарис, кедр, певга, арие, на котором дереве лист зелен на всю зиму как на крушкие, тис дерево красное, положишь в воду сделается красное, дуб, ель, сосна и прочие. Плодовитые деревья: каштан, дерево плод имеет орехи подобие жолудка дубоваго, вкус приятный; смоквы, ягода приятна; дерево Португальня, плод на нем подобие большому яблоку, вкус пресладкий; дерево камарья, плод ягоды красные безкостычен, из него делают напиток; дерево керсин плодовито в подобие яблока в нем косточька, вкус малиновой вишни, такие толстые деревья в обхват будет, вкус вишни весьма приятной, также довольно яблоки, груши, сливы, дули, сливы, [7] абрикосы, орехи большие и малые, маслин дерево (или оливки), померанцы, а паче всех дерев виноград из котораго делают вино и ром и продают. Сия Святая гора населена монашествующаго чина аки звезд небесных различно живущих в пустынях и в вертепах и в прочих местах, яко вся сия гора украшающаяся сими пустынножительми и каждый из них рукоделие имеет и от того пищу приемлют да еще и туркам дань дают по три рубля с человека. Чтожь о правилах их и о уставах Святых отец Афонских немогу исповесть. Един Бог ведает труды и подвиги их столбов небесных в разных добродетелях цветущих. Женска пола никогда непускают, так что и входу нет к монашествующим ни в какое время. Описание монастырей и скитов. Егда приидох во Святую гору и достигох в лавру преподобного Афанасия и видех мощи его состоящие под спудом и сподобихся лобызать посох его, он имеется железный. В оной лавре состоит 500 монахов разных наций: греки, болгары, сербы, русские. Настоятель архимандрит. Монастырь имеет стены каменны, на стенах кельи о четырех жильях, башни и пушки имеются. А оттоль изыдох и приидох ко источнику Святой воды чюдотворной, яже из мрамора истекает. Повествуют об ней, когда Пресвятая Владычица наша Богородица из Иерусалима (в присланном от Лазаря четверодневнаго корабле) прибыла и сие место благословила и всю Святую Афонскую гору, тогда сия гора наполнена идолами, где пришествием Пресвятыя Богородицы попадали и учинися великий кличь от всех идолов: снидоже с горы вси [8] людие в пристанище Климентово и приимите Марию Великого Бога Иисуса Матерь. И так учинила в оной Святой горе проповедь Сватаго Евангелия и многих людей крести и постави им начальника и учителя единаго с собой привезеннаго и благослови люди и прорекла усты своими, что неоскудеет сие место, аз буду заступница и ходатаица к Богу о нем. И тако сей источник целебный истекает в память Пресвятой Богородицы и благословением Ея в сей Святой горе умножились иночествующих лики, где прославляют имя всесильного Бога. И так я отидох от сея лавры достигох (2) монастырь зовомый Филофей. Огражден стенами каменными, кельи в три жилья и бых в нем целовах Святые иконы и братию и поклонихся и яхся пути и достигох (3) монастырь нарицаемый Котламус. Ограда из дикого камня, кельи в стенах о четырех жильях. В нем состоит в субботу торг, ибо монахи изо всех монастырей и скитов приходят и продают рукоделие и от каждаго монастыря построены домы для приезду монахам. (4) Монастырь рекомый Иверский и оной весьма знатен. Настоятель архимандрит, братии в нем разных наций 500 человек, еще имеется игумен. Кельи в стенах о четырех жильях. Построен древними царями греческими. В нем имеется образ Пресвятыя Богородицы (который во время иконоборства от некотораго воина орудием в лицо прободен, где и поныне язва видима) и поклонихся сему образу. Изыдох и приидох в скит пустынных отец. Они пребывают по разным кельям, в горе устроены и в разселинах каменных. Сходятся в церковь в указанное время в неделю и паки возвращаются в кельи. Имеют разные рукоделья и [9] видех их труды почудихся и поклонихся им. А потом дойдох (5) монастырь именуемый Ставроникита. Имеют ограду каменну из дикого камня, кельи в стенах о четырех жильях. Церковь настоящая Николая чюдотворца. И видех в нем братию труждающихся, поклонися им. От них отшед и приидох во ин монастырь (6) называемый Пантократора сиречь Вседержителя. Ограда имеется каменная, кельи в стенах о четырех жильях. Церковь Преображения Господня. Начальствующий игумен. Стоит над морем. И видех братию труждающихся поклонихся им. И пойдох в гору обретох скит (2) называется Русский. Церковь святаго пророка Ильи. В нем начальник авва отец Паисий. Братии состоит до 70 человек, по Русски поют и читают. Да еще имеется у оного отца Паисие разные нации учеников с триста человек видех. О нашей земле Российской порадовахся не мало и получих от него пользу беседами духовными и не мало насладися. А потом приидох в великий монастырь (7) называемый Ватопицкий. Лавра, начальствующий архимандрит. Большой монастырь, ограда из дикого мрамора камня; кельи в 4 и в 5 жильев состоят. Братии из разных наций состоит довольно. В оном монастыре имеются три иконы чудотворные, показывают отцы бывшее чюдо от одного образа. Один диакон вельми возроптал на трапезатора в неудовольствии пищи и с тем роптанием прииде в церковь и с досадой к образу Пречистыя Богоматери изрече и дерзновенно уязвил в лицо Пречистыя Богоматери и излиеся на образе кровь и запеклась, что и по ныне сие язва видима, и так оного диакона поразила у того образа невидимая сила и едва отдохнул, принес чистое покаяние. По [10] смерти же того диакона обретеня рука цела, которая и по ныне у того образа для воспоминания того чюда лежит в ящике. (8) Монастырь зовомый Симоновский, стоит близ моря, построен из дикого камня с башнями, в стенах кельи о четырех жильях. В оном монастыре состоит гора Малеин, где спасся преподобный отец Михаил Малеин. В нем начальствующий игумен и поклонихся братии. И приидох в скит (3) называемый Святаго Димитрия. В нем по разным кельям братия пребывают разных наций; рукоделие имеют, кресты, ложки и прочие вещи, делают и оттого себе пищу получают, и почудихся житию их. Церковь у них соборная Димитрия Селунскаго. Пойдох яко 15 поприщь, дойдох в монастырь (9) называемый Хеландорской Сербской Славенской. Сей монастырь имеет стены каменные, кельи о четырех жильях. Начальствующий архимандрит. Братии с 500 человек и разной нации. Церковь соборная Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Имеется образ чюдотворной Троеручицы. Братие имеют разные сады и от того пищу получают. И от оного места восприял путь 15 поприщь и обретох монастырь (10) зовомый Святаго Павла. Ограда состроена из дикого камня, кельи о четырех жильях, и твердыня, и пушки, башни и двери железные. И видех в нем братия труждающихся, поклонися им и приняв бльгословение отидох в другое место (4) скит нарицаемый Св. Анны и видех братию живущих по разным местам в кельях до трех сот монахов в великом образе святые схимы, где обретается патриарх Цареградский посхимен и многую от них пользу получил. Церковь имеется Святыя праведныя Анны. Братие же имеют разное [11] рукоделие и от того пищу получают, и оттоль дошед (5) скит нарицаемый Святыя Анны и тамо видех братию постничаеши, имеют разное рукоделие и от того себе пищу получают. Церковь имеется Святаго Павла, братия живут по разным кельям. (6) Скит называемый Псаколиба, братия же живут в разных кельях, имеют разное рукоделие и поклонихся им. Приняв от них благословение отидох (11) монастырь зовомый Денисият. В нем церковь имеется Иоанна Предтечи. Начальствующий в нем игумен; братии довольно. Ограда из дикого камня; кельи в стенах о четырех жильях. Стоит над морем и поклонихся братии, приняв благословение и отидох и дошед (12) монастырь именуемый Григориат. Ограда строена из дикого камня, кельи в стенах о четырех жильях; церковь Николая чудотворца; начальствующий игумен; братии довольно. Приняв от них благословение отидох и достиг видел(13) монастырь зовомый Ксенопетр (то-есть по Русски построенный на одном диком камне). Начальствующий игумен; ограда каменная; кельи в стенах о пяти жильях; братия питаются милостиней, посылают в разные места для собрания от доброхотных подателей. (14) Монастырь зовомый Ксарапотам, имеет стены каменные; кельи о четырех жильях; церковь 40 мучеников большая, построена из мрамора тесаного, врата имеет железные, башни и пушки. Монахов состоит сто человек, кормятся милостинею; в нем начальствующий игумен. (15) Монастырь зовомый Русский построен греческими царями, имееть каменные стены и кели о трех жильях; церковь великомученика Пантелеймона. Начальнейший игумен; братие состоит из греков и из прочего народу до ста человек. [12] (16) Монастырь Ксенок имеет стены каменныя и кельи в стенах. Состоит близ моря. Церковь великомученика Георгия. Калник строитель; братии до трехсот питаются милостыней. И неподалеку узрехом скит (7) называемый Ксеновский, братия живут по разным келиям, питаются от рукоделия, и поклонихся им приняв благословение отидох. (17) Монастырь именуемый Кастомонит построен в горах. Стены каменные, кельи в три жилья; церковь архидиакона Стефана; начальнейший игумен, братии состоит до 40 человек, питаются милостиней. (18) Монастырь зовомый Изографа, каменная ограда, кельи в четыре жилья; церковь великомученика Георгия; начальствующий архимандрит, 300 человек братии, питаются милостыней. И дойдох (19) монастырь зовомый Духояра, где имеется празднество архистратигам Михаилу и Гавриилу; стены каменные, кельи в стенах о четырех жильях, начальствующий игумен Хрисанф. В сем то монастыре мы с братом Григорием восприяли монашеский чин, облекохся еще в рясу. По восприятии иноческого чина пребых в монастыре лето едино и возымех паки возвратиться в свою Российскую землю, но в то время учинилась с турецким государством у России война и остахся на некое время и бых в великом желании восприять совершенно монашеский чин великого образа и постричься в мантию. И приидох во един скит зовомый Русской Черной, празднуют Рождество Богородицы. Оной скит состроен от Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Церковь устроися прекрасная хорошей архитектурой в гзымзе; в архидраге прописано кругом имя Всемилостивейшей Государыни в вечную ея память. В оном монастыре начальствующий строитель [13] Григорий, постриженник Киевопечерския лавры. Братии в нем состоит до 30 человек, живут по разным кельям и по усердному желанию моему пострижен в оном скиту в мантию и несколько времени пожив, принял намерение свое по обещанию моему следовать во Иерусалим и объявил сие мое намерение в ските отцу своему духовному и отпущен бых к Святым местам и обретох корабль плывущий в Александрию у котораго корабельщик греченин маркакий дозволил мне с собой плыть, спросил прежде могу ли я понести нужды морския, где я объявил себя во всем терпеливно и тако мы учиниша плавание отступиша от Афонския горы. Воста прежестокая буря и волнение морское и носимы беху, в то время какой был во мне страх и трепет и были вси в отчаянии живота своего, а потом улегоста ветры и бысть плавание доброе. Плихом мимо острова Кипра и пристахом у острова Никонии и пробыли две недели ибо корабельщик имеет дом свой, а потом отпустихомся от сего острова и поплыхом к Александрии. Воста сильная буря и волнение морское и носимы быша близ Адриацкой пучины. В каком же мы были страхе близ смерти и как утихло волнение и превратилось в тишину, и доидохом в 6 день в египетский град Александрию. И как я увидех сей град весма возрадовахся и проводиша мя корабленицы в монастырь Святаго Саввы и пробыл в нем несколько дней и усмотрел сей град Александрию как он прежде был прекрасный. Благолепие церквей, здание древеее, столько было монастырей, ныне все раззорено, достойно плача и опустошено от безбожных варваров арапов и только осталось при море одна крепость, где пристанище кораблей приходящих из разных [14] государств. Тогда мне отискали греки корабль пловущь до града аравийска Деммията и яшася пути и дойдохом до него. Сей град состоит в устье Нила реки и прожил я в нем тридцать дней а потом обретох корабль пловущь до града Иопии (что ныне называется Акра) вшед в корабль и яшася плаванию и достигохом Иопии. Сей град построен из дикого камня и приидох к преосвященеому Филофею и спросил мя, где я ему о себе объявил и даде ми покой, где я и пробыл в сем городе с неделю. И чрез несколько время собрались поклонницы и молихом преосвященного чтоб отправил нас во Иерусалим и пойдохом пеши и в один деиь дойдохом в Назарет и возрадовахся немало. Есть же обычай поклонником, могущим людем дается конвой из платы, которая восходит до сорока рублев. Усмотрев в Назарете знак Святых мест, видех дом Иосифа обручника; ныне состоит дивный монастырь, содержут римляне. И вкусих Святую воду, где архангел Гавриил возвещал Пресвятой Богородице Благовещение и сие места лобызах. Град Назарет не велик, имеет домы каменные о двух жильях. Весь город питается от вышереченного Святаго источника, ибо реки никакой нет. До Иерусалима ходу пешым полагают три дни. И егда пойдохом от Назарета узрехом на пути Кана Галилейская, где Христос воду в вино претворил и оттоль шедше узрехом Фаворскую гору, но несподобился быти на ней за великими разбои от арапов и так мы шествовали ночным временем, а в день идти никак невозможно от злых арапов, ибо сии варвары там усилились поселением во всей Палестине и чинят великие грабительства, а когда попадется в руки их из [15] поклонников то они так грабят даже до последней срачицы и оставляют нагаго и тако мы во вторую нощь доидохом на Иордан реку. Какой же я радости исполнися что сподобил мя Господь до стопам ступати и пих сию святую воду и мыхся ею с великою жадностию. Сия река Иордан не весьма велика, близ Москвы реки. Какое жь около ея положение, по берегу ростет тростник, есть же такая трава можно всякому человеку кушать и очень приятна. Горы непроходимыя и по горам ростущия деревья, кипарис, певга довольное число, толстотой в обхват. Есть же и плодовитыя деревья, родятся красныя ягоды, вкус весьма изрядный, в них семечки имеются. Рыба в Иордане разных родов, есть такая подобна нашим окуням, также есть и сомы. Егдаже быстриной Иордана реки внесет в Содомское море, ибо Иордан впадает близ 4 верст (где Христос крестился) в оное море выбрасывает на берег мертвую. Также из онаго моря выметывает серу, которой помазывают, черви умирают и так оное море называют мертвым. Полагают вси что в оном месте были города Содом и Гомор и провалишася и учинися сие ядовитое море. И видех по Иордану и около Содомскаго моря и поселения, монастыри и пребывания Святых пустынножителей отец святых, которыя ныне все разорены и опустошены. Аще бы возможно сего прекраснаго Иордана пребывания мне самому пребывати весьма бы желал я восприяти и никогда б возвратитися во своя. И так от Иордана восприяли путь ко Иерусалиму и узрех гору, где Христос по восприятии поста, искушаем был от диявола, но не сподобихся видети ея, разбоя ради от варвар. Тако же видех древний [16] Иерихон, который ныне весь раззорен. А оттоль восприяхом путь к Иерусалиму и дойдохом в Вифанию, где Христос воскреси Лазаря четверодневнаго и поклонихомся святому месту и видех пещеру в ней же бысть гроб Лазарев; сим местом владеют ныне арабы, оная Вифания село малое. А от Вифании приблизихомся ко Иерусалиму разстоянием 8 поприщь и егда приблизихомся узрехом его красоту вельми возрадовахся. Описание Святаго града Иерусалима. Сей Святый град Божий Иерусалим не весьма велик, но весьма прекрасен, окружен стеной каменной, имеет 4 ворота, первые на восток называемые Гефсиманские, вторые на запад Вифлеемские, третьи на полночь назвавы Сионские, четвертые врата Дамасковы. И как я внидох во Иерусалим довели мя в патриарший монастырь Святаго Константина и Елены; тогда узрех я святейшаго патриарха, который приказал ближе к себе подойти и принял я от него благословение и стал нас по-гречески вопрошать от коей страны приидохом. Мы же ответствовах ему все подробно, ибо я в то время немного знал по-гречески и весьма удивлялся патриарх странствию нашему и по благословению его патриаршества определен я был в монастырь Святаго Димитрия. А потом дошед великия церкви Воскресения Христова, где имеется гроб Господень и пришед ко дверям Святым внидох в церковь, поклонихся каменю, который был привален ко гробу Господню; он есть мраморный белый и велик; на нем-то сидел ангел и возвещал мироносицам: что ищете живаго с мертвыми, [17] несть зде, но воста (На поле тою же рукою написано: Еванг. Матф. 28, стих 2.). Оттуду отшед мало узрев посреди церкви малу полатку в ней же гроб Господа нашего Иисуса Христа и внидох внутрь и лобзах гроб Господень и исполнихся радости и веселия, что сподобил мя целовати гроб его; и горящих при нем кадил с маслом день и нощь 70. Вид гроба Господня белый мраморный. И оттоль пойдох в большую церковь, которую содержит греческий патриарх и целовах пуп земли. Оное место состоит в белом мраморном камне скважня как гвоздем пробито, над ней мраморная стрела, которую христиане целуют и сказывают тут быть глава Адамова кровию Христовою облияна. Потом пойдох на Голгофскую гору, где Христос распят бысть и поклонихся Святому месту, где крест водружен был, лобзах сие место. Около сия большой церкви устроены маленькия церкви разных христиан, и служат они на своем языке. И пришед я в армянскую церковь, построен придел на правой стороне и поклонихся месту, где стояше при кресте Пресвятая Богородица и Мария Магдалина и место, где снимаху с креста Иосиф с Никодимом; а потом внидох в иную церковь содержут ее римские католики и поклонихся месту, где Христос был к столбу привязан. Оттоль пойдох в церковь сирских христиан и поклонихся месту, где лежат мощи Иосифа с Никодимом под спудом. А потом дойдох церкви коптских христиан в ней приделана палатка где гроб Господень. А потом дошедше в церковь армянских христиан и поклонихся тамо, где царица Елена обрела крест Господень и два креста разбойников, також и прочим Святым местам почтих и поклонихся. При сем [18] надлежит о большой церкви Воскресения Христова воспомянуть, что она есть весьма велика и широка и имеет в себе разныя кельи ради монашествующих, также и странноприимницы и поварни в которых жити греки и других христиане вер по 12 человек каждой веры. Турецкий паша обычай имеет церковь заключить и запечатать, когда жь поклонники соберутся и бывает какой праздник или неделя в то время всех вер христиан и целуют гроб Господень и протчия Святыя места и каждой веры христианин слушает на своем языке литургию, а потом турки выгоняют народ из церкви и паки заключают. Видех дом Давида царя, который ныне сделан крепостию. Тойже Святая Святых Соломонова церковь ныне учинена турецкая мечеть. Дом жидовских архиереев Анны и Каиафы, одно место, где градской навоз мечут. Приидох в юдоль плачевную и она состоит вне града и ту есть церковь Гефсимания, велика церковь в земле и тамо узрех гроб Пресвятыя Богородицы стоящи среди и показаху ми мощи Святых Богоотец Иоакима, Анны, Иосифа обручника под спудом в оной церкве. Близ Гефсимании показываху ми место, где пред страданием молися Христос глаголя: да мимо идет от меня чаша сия. Еще камень тут, где апостолы уснуша, тогда прииде Христос и сказа им: Спите крепчее и почиваете и приближися конец; и тако прииде туда и с ним народ мног со оружием и дреколием возложиша руце на Иисуса и яша его и приведоша ко архиерееви чрез поток Кедрский от Иерусалима состоит пол версты. Близ Гефсимании [19] состоит гора Елеонская с которой вознесся Христос Господь, где и знак ног его видех впалиной, как стопы Христовы стояли, сие место святое лобызах. Сия гора Елеонская украшена деревьями оливковыми или елейными (по-русски масличными) и так она называется по сим деревьям гора Елеонская. Она состоит разстоянием от Иерусалима два поприща. А потом дойдох купели Силоамской в которую послан слепец умыться, которая ныне пуста. И не подалеку видех село Скудельнице, которое жиды купиша на Иудины деньги. А потом увидех гору Сион состоит неподалеку от Иерусалима противу врат Сионских, холм высокий, ныне погребаются в ней разные люди. Сия гора была крепость Сионская, которую царь Давид завоевал у Иевусеев и устроил цитаделью Иерусалима. Сион был его столицею и назван градом Давидовым. Град Иерусалим не имеет никакой реки к пропитанию народнаго, а питаются дождевой водой и тако вырыты ровенницы, цистерны и удолия, где накопляется вода во время дождя, а когда засуха бывает претерпевают великую нужду, якоже повествует в житии Святаго Феодора Сикеота: Егда он прииде поклонитися во Иерусалим животворящему древу крестному и живоносному Христову гробу, в то время была великая засуха и обступиша Святаго Феодора монахи и вси клирицы да испросит от Господа дождь земли изсохшей и тако Святый Феодор сотвори литию со кресты и пролияся дождь великий и напой всю землю и наполнишася воды и ровенницы вси и удолия. Состоит около Иерусалима монастырей 12 православных, а других вер христиан два монастыря: Иакова брата Божия, Иоанна Богослова; и других несколько. [20] Лавра Савы освященнаго 15 верст от Иерусалима, в ней состоит братии 30 человек, пребывают боголепно; от варваров весьма изнуряются почасту. В оной лавре обретох я своей Саровской пустыни трудника Кирила уж скончавшагося и показали мне место где он положен с прочими отцы святыми, где я узрех тело его нетленно. Отлучился он из Саровской пустыни тому ныне учинит 15 лет. Потом приидох на запад от Иерусалима до Вифлеема состоит 15 верст. Недоходя его видех гроб Рахилин, где плакал Иосиф прекрасный веден во Египет. Град Вифлеем очень убог подобен селу. Ту есть церковь велика, посреди оной церкви вертеп пещера велика, в ней же родися Христос и ясли, где положен руками Пречистыя Девы Марии и содержут сие место наши греки и празднуют Рождество Христово, а где ясли то место содержут римские католики. Место от Ирода избиенных младенцев содержут армяне, сирияне и копты. Оттоль дойдох места, где пастирие приидоша поклонитися Христу. От Вифлеема два поприща есть монастырь Крестный. Повествуют это на сем месте жиды соделаша крест на Христа во еже распяти Его. Оттоль отстоит 3 поприща монастырь Ильи пророка, а потом узрех лавры преподобных отец Евфимия, Феодосия Великаго, Герасима, Харитона и прочих монастырей видех одно основание, ибо от варваров арабов разорены и опустошены. Егда приближися святый великий пост и обыкновенно бывает в понедельник первой недели с поклонниками кои пришли от разных мест христиане на поклонение и бывает большой ход и с великим конвоем турецким на реку Иордан, в присутствии самаго турецкаго паши от нападения злых [21] варваров и приближихомся ко Иордану реке, к тому месту, где Христос крестился. И в том походе видехом варваров арабов ото всех стран на горах стоящих яко песок морской. И как достигли сего святаго места начаша пить святую воду и довольно мыхомся. Сие место прекрасно. По удовольствии всего народа сея реки Иордана возвратишася паки во Иерусалим, разстоянием 30 поприщь, и приидохом во Иерусалим во второй день к вечеру. Егда же приближися великий пяток приходит турецкий генерал паша в великую церковь Воскресения Христова, где находится гроб Господень и садится близ той святыни и при нем другие знатнейшие турки и множество янычар и бывает сбор с поклонников в казну султанскую с каждаго человека по два червонных и по единому человеку пущают в церковь до гроба Господня и сей то у султана состоит с поклонников великий сбор, ибо многие тысячи христиан всяких вер собираются на поклонение Святым местам. В великую Субботу пред вечернею огнь с небеси сходит. Сие чудо обыкновенно довольно доказывает история. Тогда святейший патриарх вшедший в церковь, також и прочих вер христиан патриархи и генерал паша турецкий с янычары ожидают тогожь небеснаго огня. Тогда патриарх и паша приближишася ко гробу Господню; в то время отправлял патриарх с великим собором службу Божию и сниде огнь с небеси на гроб Господень и вжигает сам патриарх и раздает православным и кандила вжигают и подает патриарх в одно оконце огнь небесный и каждый друг от друга вси свечи вжигают воскликнуша велиим [22] гласом: кирие елейсон (то есть: Господи помилуй), да уаси о Феос иман (то есть: слава тебе Боже наш, слава Тебе). О! коль предивный и ужасный оный свет, святый огнь. Аще приложишь к телу и к волосам опаление никакого не имеет и сие действо чрез полчаса, а потом претворяется как и протчий огнь. И слушал в церкви Воскресения Христова литургию, а после литургии учинил патриарх всем поклонникам велие учреждение, а потом отходят все во свои страны. Приняв от святейшаго патриарха благословение и восприяша путь и шествовали с проводником ночным временем и прошедши Иерихон близ Иерихона напали на нас варвары арабы разбойники, биша нас немилостиво и ограбиша, обнажиша до нага, отпустивше нас нагих и шествовали так некоторое время напали еще на нас другие варвары разбойники. Слава Богу помощию Его могли от оных варваров скрыться в горах и так нам учинилось прискорбие, что хлеба и воды нет, такожь и одеяние, совсем голы; такая нужда учинилась близ смерти и стали говорить проводнику чтоб он вел нас в день, ибо от гладу исчезаем, и паки яхомся пути и еще напали на нас варвары арабы сотвориша нам всякое поругание и биша нас каменьями и палками. И так мы от них ушли и великую подняша нужду приидохом в некое село близ горы Фаворския и тамо такожь варвары нападоша на нас ругашеся, однакожь могли мы у них получить воды и утолить жажду. И дошедша града Назарета весьма обрадовашася и укрепились пищиею и питием и поклонихомся святым местам и пребыша в нем четыре дни а потом пойдохом в путь и достигохом приморскаго града Иопии, который стоит на берегу моря и разыдяшася каждый восвояси. В то [23] время обретох я корабль идущь в Египет во град Дамиет и дойдохом до онаго места благополучно и обретох другий корабль аравийский и плаваша Нилом рекою и дойдохом в шестой день в Египет и видевше меня людие страннаго начаша спрашивати откуду я и где был. Объявил от Афонския горы и приведоша меня Синайския горы к архиерею, который такожь выспрашивал откуда я и куда гряду, я отвещал ему: хочу идти в Синайскую гору. На то преосвященнейший ответствовал: никак невозможно шествовать ибо варвары арабы заступили все места, ограбят тебя. И жил я в оном месте три седьмицы и пойдох в путь свой и приидох во град Аракит близ моря стоящь на Нилу реке и пребых в нем более двух недель и учинихся болен горячькою, что уже приготовился к смерти и Святых таин приобщихся а потом учинилось мне по легче, слава Богу, и яхся пути достигох Александрии и пришед в монастырь Святаго Савы и поведаша мне греки, что здесь патриарх имеется и явихся я его святейшеству, приях благословение и вопросих мя, откуда и где был; сказал ему: Российский человек, был во Иерусалиме. Он же весьма удивился странствию моему и взя меня с собою во Египет и пробыл я у него 6 месяцев и поклонихся святому месту, где Пресвятая Богородица с Превечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом и со Иосифом бежавши от Ирода во Египет и пребывали на оном месте, ту есть пещера и монастырь, который содержут христиане кофтские. Ещежь монастырь имеется нашь православный великомученика Георгия в доме патриаршем, церковь состоит Николая Чудотворца, другой нет (На поле тою же рукою написано: Город Каир, 240000 улиц, 7 милионов людей). Град [24] Египет, такой великий, что вдвое более Царяграда и сказывают одних мечетей арабских более 20 тысячь. О многолюдстве его весьма удивихся. Зимы там не бывает и зной весьма велик, того ради не могох терпети солнечнаго вару принужден возвратиться в Александрию. Еще же примечанию достойно, когда Нил река разливается а потом убывает, засевают хлеб и бывает великое хлебородие, а егда бывает средняя прибыль Нила реки тогда и хлебородие уменьшается. Поспевает хлеб в Феврале месяце, где у нас состоит самое зимнее время. И того претерпев нужду и великаго жару, приняв у патриарха благословение обретох корабль пловущь из Смирны, вседши в него и яшася плавания и чрез несколькое время приидохом в Архипелаг, в остров Патмос, где Иоанн Богослов сочинил апокалипсис и поклонихся сему месту. А потом восприяли путь и приидохом в остров Парос, где наш Российский флот пребывах и видех Российские корабли и воинству весьма возрадовахся, пачежь всего что я обрел купца города Курска и довольно с ним побеседовах и возвратихся в Афонскую гору и несколько лет пожив и притом учинилось придти одному Российскому кораблю называемому Трех Святителей и свидошася отцы изо всех лавр первоначальствующие, изыдоша к пристани с крестным хождением, приидоша кораблей первоначальники: граф Алексей Григорьевич Орлов, господин Спиридов, господин Елманов и приидоша в церковь Пресвятыя Богородицы Иверския отслушаша молебен и паки возвратились на корабль, где меня звал господин Елманов на свой корабль и так я от него отрекохся и остахся пребывати в монашестве рядовых. [25] А притом пришли мысли возвратиться в свое отечество и возвестих отцу своему духовному. Он же даде ми благословение и тако я обретох корабль и яхся пути достигох Царяграда явихся резиденту и получих от него паспорт обретох одного купца Российскаго попутчика. Он же мя приях и седше на корабль, плыхом Черным морем и достигох Крымскаго острова и пристахом к новозавоеванным Российским крепостям Геникала и Керчи. А оттуда плыхом Азовским морем и приидохом в Тагань рог, а потом до крепости Святаго Димитрия Ростовскаго, а оттоль восприяли путь до Воронежа, а от Воронежа достигох в сию пустынножителную Саровскую обитель лета Господня 1776 года Августа 6 дня. Текст воспроизведен по изданию: Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, Афонскую гору, Святую Землю и Египет 1766-1776 гг. // Православный палестинский сборник. Вып. 36. СПб. 1891
|
|