|
ПРОСКИНИТАРИЙПО ИЕРУСАЛИМУ И ПРОЧИМ СВЯТЫМ МЕСТАМБЕЗЫМЯННОГОмежду 1608-1634 гг.изданный в первый раз с предисловием Аф. Ив. Пападопуло-Керамевсом и переведенный на русский язык Г.С. Дестунисом
ПАМЯТИ Гавриила Спиридоновича Дестуниса. Печатаемый русский перевод греческого Проскинитария есть последний труд покойного ныне Гавриила Спиридоновича Дестуниса, оканчивавшего его уже на смертном своем одре. Его незабвенной памяти посвящает это издание Императорское Православное Палестинское общество в воспоминание того сочувственного внимания, с которым он постоянно, с самого основания общества, относился к его научным трудам. Секретарь общества В. Хитрово. 15 июня 1900 года. Издаваемый ныне, греческий Проскинитарий безымянного принадлежит к тому же разряду проскинитариев, общая характеристика которых была представлена нами в начале предисловия к 46 выпуску Православного Палестинского Сборника. Вопрос о происхождении и временной зависимости этих безымянных проскинитариев в настоящее время не может пока служить предметом особого исследования. Это возможно сделать будет только тогда, когда все таковые проскинитарии, находящиеся пока в рукописях, а число их по нашим сведениям, доходит до 8, будут изданы. В настоящее время мы ограничимся лишь следующим замечанием относительно печатаемого нами проскинитария. Принимая во внимание, что он был найден в рукописи 1634 года и что в статье 41-й его имеется указание на Иерусалимский храм Свв. Константина и Елены, следует заключить. что проскинитарий этот был составлен между 1608 и 1634 гг. Названная церковь Свв. Равноапостольных Константина и Елены, находящаяся при старой Иерусалимской православной патриархии, не ясно упоминается в 1599 г. (См. наши 'Analekta, IV, 467) Но в 1604 г. церковь эта несомненно существовала (См. нашу 'Ierosol. biblioqhkh, I. 112), причем в то время она, вероятно, имела вид небольшой часовни, в которой не было ни одной [II] святыни и в которой мог поместиться только патриарх с немногими священно-церковнослужителями. Это мы предполагаем из ее нынешнего вида. Настоящая церковь несимметрична, что, вероятнее всего, произошло от пристройки к ней. Первоначальное здание церкви состояло из небольшой комнаты с патриаршим престолом и с немногими стасидиями вдоль стен. Из приводимой патриархом Досифеем (Dosiqeou. 'Istoria peri twn en 'IerosolumoiV patriarceusantwn. Букарест 1715, стр. 1167. Ср. Grhg Palama. 'IerosolumiaV; Иерусалим 1864, стр. upV') надписи видно, что эту церковь возобновил и освятил патриарх Софроний в 1608 г. Эту последнюю очевидно имел в виду и о ней только может упоминать издаваемый нами проскинитарий. По этим соображениям, мы не находим возможным относить его ко времени ранее 1608 года. Надо полагать, что материал для составления своего проскинитария автор позаимствовал из какого-нибудь более древнего проскинитария. На это указывает то обстоятельство, что многие места в проскинитарии по складу речи сходны с некоторыми другими безымянными проскинитариями, как, напр., с проскинитарием, напечатанным в 46 выпуске Православного Палестинского Сборника. Рукопись, из которой издается нами впервые этот проскинитарий 1608-1634 гг. хранится в Мюнхенской королевской библиотеке под № 346. По словам описавшего эту рукопись Игнатия Хардта (Hardt), формат ее — in 12° и написана она большим изящным шрифтом, в самом же тексте украшена рисунками, нарисованными самим написавшим рукопись, иеромонахом Акакием с о. Крита, как это видно из следующей заметки, помещенной в конце [III] проскинитария: To paron uparcei tou panosiwtatou en ieromonacoiV kuriou kuriou. 'Ananiou. egrajh dh dia ceiroV Akakiou ieromonacou tou KrhtoV ta te grammata ta istorha. eiV thn agian polin ' I(erousa)lhm. aclo. - Einai to paron biblion swthria eumaqia mh loipon kaneiV okneush, mhte geroV mhte neoV na diabash; to biblion. to muriocaritwmenon. 'AkakioV o KrhthV tou qeou qhthV (чит. quthV) toiV anaginoskousin; cairein en kuriw. = Это принадлежит всепреподобнейшему во иеромонахах, господину Анании; писаны же рассказ и картины рукою иеромонаха Акакия Критянина во Святом граде Иерусалиме 1634 года. Эта книга спасительна и поучительна: итак да не поленится никто, ни старый, ни молодой, прочесть эту книгу, вполне благодатную. Акакий Критянин, Божий иерей, желает читающим радоваться о Господе. На первом листе рукописи читается следующая латинская заметка: Ad usum Cosmi Mauradini gratia Dei Alexandrini Patriarchae, Archimandritae Vicarii generalis, in tota quoque Graecia Missionarii Apostolici. Вслед затем нарисован портрет иеромонаха Анании, для которого был списан проскинитарий, а под портретом помещена следующая надпись: 'AnanioV ieromonacoV kai suggeloV. kurie o qeoV hmwn o thn swthrian. = Анания иеромонах и синкел. Господи, Боже наш, иже спасение (см. Jgn. Harht, Catalogus codicum manuscriptorum graecorum bibl. reg. Bavaricae; т. III, стр. 347-348). Список с подлинного текста проскинитария обязательно доставил нам др. А. Хейзенберг (Heisenberg). По его сообщениям, заглавие проскинитария и многие из тех цифр, которые изображены буквами, а не арабскими знаками, написаны красными чернилами. В самом тексте проскинитария нарисованы следующие рисунки: 1. Город Иерусалим, 2. Храм [IV] Воскресения, 3. Вознесение Христово, 4. Снятие со креста тела Христова, 5. Престол Св. Елены, 6. Святый Сион, 7. Колодезь Иова, 8. Пруд Силоамский, 9. Тора Елеонская, 10. Вифания; Лазарь; Христос, 11. Иерихон, 12. Предтеченский монастырь близ Иордана, 13. Вифлеем, 14. Св. Савва и его лавра, 15. Крестный монастырь: гроб Рахили; монастырь пророка Илии. После текста проскинитария и заметки написавшего его Акакия нарисован план Синайской горы с надписью: to Sinaion oroV , и затем план Райфу со следующею надписью: 'H peribolh thV Raiqou, hgoun ai dwdeka phgai twn udatwn kai ebdomhkonta stelech twn joinikwn = Окружность Райфу, то есть двенадцати источников воды и семидесяти пальмовых пней. Текст проскинитария вместе с помещенными в нем рисунками занимает 184 пронумерованных листа. В действительности же их всего 183, так как каллиграфом пропущена цифра 141. Судя по имеющемуся у нас под руками списку д-ра Хейзенберга, текст проскинитария во многих местах написан с нарушением правил правописания. Как ошибочно написанные, так и потребовавшие исправления слова приведены нами в выносках, под текстом. Что же касается до слов с ошибочными ударением, придыханием, запятыми и точками, то они нами не приведены, так как в таком случае, мы вынуждены были бы поместить здесь весь текст проскинитария два раза. Необходимо при этом заметить, что именительные и винительные падежи множественного числа новогреческих слов женского рода первого склонения, оканчивающиеся, как известно, на простое eV, каллиграф Акакий пишет, по обычаю своего времени, через дифтонг ai = aiV. В своем [V] издании мы в точности оставили те ударения Акакия, которые у него поставлены правильно. Кроме того, нами обращено внимание на те слова, относительно коих он колебался где поставить ударение. Одно из таких слов заслуживает здесь особого внимания. Слово это — наречие времени akomi или akomh, akoma, происшедшее от древнего akmhn. Наречие это Акакий пишет двояко: akomi или akomh. Надо полагать, что способ ударения этого слова во время Акакия не был еще установлен, а ударение ставилось то на предпоследнем, то на последнем слоге. Часто он ставит ударение на предпоследнем слоге; в одном случае ударение поставлено как на последнем, так и на предпоследнем слогах (см. стр. 26, 5); но в двух местах ударение им оставлено на последнем слоге = akomh (см. стр. 27,1, 30, 19). Это явление замечается иногда в новогреческих рукописях XVI и начала XVII вв., из чего видно, что теория проф. Крумбахера об akmhn = akomh = akomh — правильна (Karl Krumbacher, Beitraege zu einer Geschichte der griechischen Sprache. Weimar 1884, S. 18-41). Первое замечание о том, что нынешнее akomh произошло от древнего akmhn, было сделано Ананиею Антипарийским в 1757 г. ('Ananiou 'Antipariou Splagcnon grammatikhV, h peri moriwn. 'Enetihsin 1764, стр. 23), но Крумбахер рассмотрел этот вопрос в особом исследовании, в котором он научно объяснил развитие слова akmhn в нынешнее akomh. К изданию подлинного проскинитария приложен здесь и русский перевод, принадлежащий перу незабвенного Гавриила Спиридоновича Дестуниса. А. Пападопуло-Керамевс. 15 Июня 1900 г. ПАЛОМНИК ПУТЕВОДИТЕЛЬ с Богом Святым по Святому Граду Иерусалиму и по прочим Святым местам. Читающие радуйтесь о Господе. Послушайте все благочестивые христиане, мужчины и женщины, малые и большие и все православные христиане, этот рассказ, в котором говорится о Святых местах, где ходили Господь наш Иисус Христос и Бог всяческих и Пречистая Матерь Его, Пресвятая Богородица, и все Святые апостолы и пророки. Сих-то Святых и чтимых мест корень и главизна есть святый и чтимый Град Иерусалим, который сам Господь именует градом Великого Царя, то есть Бога, как написано в божественном и святом евангелии. И не только град сей есть и именуется Святым, но и окрестности и вся местность кругом него — святы. Сия местность именуется в ветхом завете землею обетованною, и о сей-то земле рек Господь устами пророков: земля текущая медом и млеком. Сей-то Святый град Иерусалим и прочие его места находятся не только в новом завете, но и в ветхом. Таким образом каждое племя и колено от востока и запада, от севера и юга идет и стремится на поклонение. и не только православные христиане, но и еретики и нечестивцы так поступают. [38] 1. Вот сей-то Святый Град Иерусалим стоит в средине земли, как говорят, приводя свидетельство из псалтири, то место, где сказано: Бог, Царь наш, предвечно сотворил спасение среди земли. Город стоит на месте высоком, красивом и обвеваемом чистым воздухом; это прекраснейшая крепость; имеет четверо ворот: одни на запад — именуемые Давыдовыми, другие на восток, именуемые Гефсиманскими, третьи на север — именуемые Дамасскими, четвертые на юг — именуемые Святого Сиона. Это великие ворота; но есть еще одни малые близь южных ворот; и еще есть другие малые близкие к северным воротам; но сии ворота немного посещаются. Насупротив же Святого Града Иерусалима к востоку находится Святая гора Масличная. 2. Начало крепости есть дом Давида, снабженный крепкими башнями, которые обнесены рвом и большими и твердыми камнями. Этот дом стоит на запад в начале крепости; внутри же ее находится дворец Давида, где он жил; и здесь теплится одна лампада, которая видна снаружи, когда настает ночь. Здесь, говорят, составил псалтирь пророк и царь Давид; ныне же тут живут турки. 3. Отсюда пойдешь на восток на расстояние выстрела из лука и там находится великий и прославленный храм Святого Воскресения Господа Бога нашего. Он велик и красив; построен Святою Еленою, материю великого Константина, в то время, как она обрела честный крест. Этот храм имеет два купола: один из них сверху заделан глиною; другой больше; он сверху несколько открыт, обшит снаружи свинцом. Под ним находится Святой и животворящий Гроб Христа. Этот купол [39] построен из дерева и сверху, как мы сказали, несколько раскрыт и имеет проволочную сеть. Этот купол имеет кругом 25 сводчатых окон; эти окна закрыты. Вокруг купола между окнами изображены мусиею пророки. К югу, между пророками изображен великий Константин, также мусиею; насупротив же его на север изображена также мусиею матерь его Святая Елена. Над сими-то окнами стоит купол. Ниже находятся 8 мраморных столбов и 10 сложенных устоев; имеются и 17 сводов кругом. За сими столбами внутри находятся Катихумены Святого Гроба. Под сими столбами стоят на земле другие столбы, толще тех, числом 18 и толстые устои числом 6. Они тоже имеют вокруг своды, числом 17. Эти устои от крайней стены находятся на расстоянии 17 стоп. А еще здесь на правой стороне еретики армяне проклятые. Пол под куполом устлан мрамором, а на самой середине купола (т. е. под куполом) находится кувуклий Святого гроба. За кувуклием на запад находится часовня еретиков коптов. А направо от Святого Гроба находится лестница; а на верху — Катихумены, в которых имеют свою церковь еретики армяне проклятые. Здесь же направо, насупротив коптов, имеют свою церковь и еретики хабеши. В западной части купола имеют свою церковь еретики сирияне: здесь внутри находятся гробницы Иосифа и Никодима, которые погребли Христа, как о том сказано во Святом евангелии. Они отстоят от Святого гроба до 65 стоп. 4. Налево от Святого Гроба к северу на расстояние 66 стоп, есть лестница, по которой идешь к водоему, находящемуся внутри церкви Святого [40] Гроба. Еще налево от Святого Гроба на расстояние до 45 стоп лежит белый, круглый, прекраснейший мрамор; здесь зажигают две лампады только по ночам и в праздники. Из них одна принадлежит франкам; другую же поставили теперь армяне. Здесь говорят, то место, где стояли жены мироносицы, когда пришли ко Гробу Христа. А немного подальше, также к северу, находится церковь франков, отстоящая от Святого Гроба на 72 стопы. Там внутри, говорят, есть часть того столба, к которому привязали Христа во время спасительного страдания. Снаружи, близ церкви, есть часовенка маронитов, имеющая 3 лампады, вмещающая до 3 или 4 человек: а впереди с боку есть устои со сводами наверху. Все это, о чем мы сказали, окружает купол Святого Гроба. 5. Святый же Гроб находится, внутри в середине купола, как мы сказали. Он имеет каменный кувуклий с 10 мраморными столбами вокруг, белыми, прекрасными; этот кувуклий весь обшит снаружи стоячими мраморными плитами, а над ним есть другой кувуклий — деревянный, меньший, имеющий вокруг 15 столбов, мраморных, тонких, прекраснейших. Кругом висят 12 лампад, а в середине одна. Нижний же большой кувуклий Святого Гроба имеет в вышину 16 пядей; вокруг него возжигают 6 лампад: три с одной стороны и три с другой. Впереди этого кувуклия находится другой кувуклий, прилепленный к этому кувуклию Святого Гроба, тоже каменный, снаружи обшитый стоячими мраморными плитами, он из Святого Камня, имеет дверь и обращен к востоку. Над этою дверью теплится одна лампада; эту дверь турки запечатывают в Великую [41] Субботу, когда предстоит изойти Святому огню. Этою дверью входишь и идешь к западу на 6 шагов, и тут находится тот камень, которым благообразный Иосиф накрыл Святый Гроб Христов, как сказано во Святом Евангелии. Этот Святый камень водружен в землю, и снаружи виден до одной пядени; над ним теплят 17 лампад: православные 5, франки 5, армяне 5, сирияне 5, копты 1, и хабеши 5. Пол внизу устлан мрамором. Святый Камень — четыреугольный. От него пройдешь к западу на 3 стопы, и тут находится дверь незапертая, и тут внутри Святый гроб направо от входящих. Пол Святого гроба устлан прекрасными мраморами и имеет в длину 9 стоп, а в ширину 3; там помещаются до 8 человек. Кувуклий внутри весь обшит мраморными стоячими плитами и имеет в вышину 31 пядей; внутри же этого кувуклия находится Святый гроб, как мы сказали. Он имеет в длину 10 пядей, а в ширину 4. От земли отстоит оный на 3 пяди и 4 пальца; на верху имеет мрамор — белый, прекраснейший, весь кругом и по средине изваянный. Здесь над Святым гробом возжигают 44 лампады: православные 16, франки 13, армяне 3, копты 4, сирияне 3 и хабеши 5. Отсюда если посмотришь на восток, виден весь кафоликон, который имеют православные. Когда же выйдешь из Святого гроба, найдешь 5 каменных седалищ насупротив кувуклия Святого камня; один с одной стороны, другой с другой. 6. Из дверей же этого кувуклия пойдешь к востоку на 33 стопы. Здесь находится святая трапеза, каменная, красивая. Здесь на верху висят 13 лампад и один прекраснейший полиелей, только в [42] великие праздники; а в остальное время здесь находятся только три лампады; и здесь служат православные. Также здесь над этою Святою трапезою стоит Патриарх и раздает Святый огонь православным христианам. И когда выходит Святый огонь бывает Великая Суббота и все племена присутствуют в великой церкви Святого гроба; это поклонники из разных мест; и турки и всякое племя и поколение, кроме евреев, которые не могут входить. В Святую же Великую Субботу в полдень приходит турок-привратник средней двери и Святого гроба и гасит все лампады Святого гроба и Святого камня. Потом он затворяет дверь и запечатывает ее, и никто не остается внутри; когда же он ее запечатает, он сам уходит, а мы гасим все наши лампады, равно и все прочие племена гасят их; одни только франки не гасят лампад, потому что они не верят Святому огню. Таким образом в церкви вовсе не остается огня и тогда с наступлением вечерни выходит патриарх, в облачении, со священниками и диаконами, тоже в облачении, и со всеми благочестивыми православными христианами, которые там случатся и обходит всех кругом; народ же вокруг кувуклия Святого гроба поет громогласно Воскресение Твое Христе Спаситель и т. д. Они держат хоругви (jlampoura), а турки стоят на верху и смотрят с Катихумен. Народ взывает: Господи помилуй. И когда обойдут пять раз патриарх идет и становится перед дверью кувуклия, близко; а народ еще один раз обходит; и это делается три раза. Тогда-то перед исходом Святого огня происходит некоторый шум из земли. Тогда патриарх звонит внутри Святого гроба и достает Святой [43] огонь свечами, идет и останавливается над Святою трапезою, как мы сказали, и раздает православным христианам. Затем он входит внутрь Кафоликона; а после того туда входят и совершают службу. В этот час происходят великая радость и ликование. 7. А еще если хочешь узнать как поступают еретики, выслушай: каждый из них остается в своей церкви и только главные из них входят вслед за патриархом и становятся снаружи кувуклия Святого камня; и они также зажигают свои свечи из рук патриарха. Потом когда выйдет патриарх, то и они выходят, и каждый идет к своим и раздает им Святый огонь. Таким образом поступает и один из иверийцев. Еще прежде того один хабеш держит погашенную лампаду над мрамором Святого гроба, а наш владыка ее засвечает в тот час, когда принимает Святый огонь свечами. Таков у них обычай и порядок. Масло от той лампады хабеши посылают, как они говорят, к царю хабешскому из благоговения. Итак в этот день народ имеет великий страх и радость: радость, потому что увидал и получил Святый огонь, страх же по причине необычайности виденного им чуда. Теперь перейдем к нашему предмету. 8. Итак, эта святая трапеза, о которой мы упомянули, находится насупротив западной двери кафоликона; направо же от этой святой трапезы находится большой устой, строенный, а налево от этой трапезы есть еще один похожий на тот, внутри которого находится ризница Святого Гроба. Эти устои находятся один от другого на расстоянии двадцати семи стоп, а над ними изгибается большой и [44] широкий свод. На нем изображено мозаикою честное Воскресение Христово. Внизу пол устлан мраморными плитами. 9. А за Святою трапезою, о которой мы сказали, пойдешь к востоку на пять стоп, и тут находится западная дверь Кафоликона и отсюда входишь в Кафоликон. А еще отсюда пройдешь к востоку на 23 стопы и найдешь четыреугольный мрамор, имеющий в середине отверстие. Подле него находится маленький столбик, имеющий также отверстие. Этот столбик вышиною имеет до полупяди и здесь, говорят, находится пуп земли; а над ним висит большой бронзовый красивый полиелей, а в середине его находится другой полиелей, меньше, но красивее того и очень искусно сделанный. Они имеют много подсвечников и лампад, бронзовые кресты, а сверху Ангела с трубою тоже бронзового. Все это очень красиво и искусно выработано. Этот полиелей висит на цепочках сверху второго купола великой церкви; это купол Кафоликона; он по-видимому выше другого купола Святого Гроба, но уже того. Он имеет кругом сводообразные окна числом всего 16, которые все теперь заперты. Вокруг купола находится сорок восемь тонких мраморных столбов. Этот купол стоит на 4 больших сводах; своды же стоят на 4 больших сломанных устоях. Внизу пол храма устлан изукрашенными мраморами. 10. Отсюда от пупа земли ты пойдешь к востоку на 26 стоп и поднимешься на одну ступень. А отсюда пройдешь опять к востоку на 18 стоп и поднимешься еще на одну ступень. Эти ступени тянутся с одной стороны церкви до другой. Между этими ступенями находятся 4 престола четырех патриархов. [45] Они каменные, на каждый подниматься до 4 ступеней. Направо находятся престолы патриархов Иерусалимского и Александрийского, а налево Антиохийского и Константинопольского; а между престолами Константинопольским и Иерусалимским в середине церкви сверху висит полиелей прекраснейший и большой, в великие праздники. Подле престола Александрийского патриарха находится дверца незакрыта; отсюда поднимаешься на 20 ступеней, и тут наверху находится амвон, с которого иеродиакон читает Святое евангелие. Наверху здесь своды и катихумены, а еще выше одно окно сводообразное, большое, с железною решеткою: отсюда спускают кушанье братьям, находящимся в церкви. Тоже и на левой стороне церкви находятся своды и катихумены и выше их одно окно похоже на правое, но без железной решетки, потому что оно закрыто. А наверху находится крыша храма. В этом месте есть крестообразный очень красивый свод, на котором мозаикою изображена Святая Пятидесятница. Внизу же пол храма украшен мраморами; здесь стоят прекраснейшие бронзовые многосвечники на второй ступени храма. 11. Отсюда пойдешь к востоку на 7 1/2 стоп: здесь находится иконостас храма, большой, красивейший, позолоченный, имеющий три красивые двери и 6 больших икон. Есть еще другие иконы высоко на правой стороне храма и на левой. Перед большими иконами иконостаса висят 5 неусыпальных лампад и еще 27. А выше находятся еще столбы малые, позолоченные. Здесь изображены 16 икон праздников и висят 16 лампад; выше их находится большой прекраснейший позолоченный крест, перед которым вешают одну лампаду серебряную, позолоченную, [46] большую прекраснейшую и искусно сделанную. У средней двери Святого алтаря, внутри, находятся 3 ступени. Немного далее — Святая трапеза, большая и прекрасная с деревянным красивым кувуклием, имеющим 4 деревянные позолоченные столба; святая трапеза имеет красивый мрамор. За Святою трапезою поодаль находятся 8 ступеней и здесь наверху находится сопрестолье патриарха; сверху изображен Ангел. Кругом наверху этих ступеней находятся те мраморные колонны, на которых опирается потолок Святого алтаря. На нем изображено мозаикою Святое Христово Воскресение. Внизу пол устлан мрамором. С правой стороны алтаря есть малая дверь, а отсюда дальше внутри находятся наши келлии, их 7. Пред Святою трапезою зажигают одну неусыпальную лампаду. Налево же от Святой трапезы, на 9 стоп, находится Святый жертвенник (proqesiV; = предложение), прекраснейший, с деревянными позолоченными столбами, с красивым очень маленьким кувуклием. Отсюда спустишься на 1 ступень: здесь северная дверь алтаря и выйдешь вон из алтаря. 12. Весь же храм, т. е. один только кафоликон, имеет 117 стоп в длину, 45 в ширину. Он имеет двери, которые запираются, одна с запада, другая с юга. Эта последняя находится между двумя престолами Александрийским и Иерусалимским. Есть одна дверь и на север, стоящая между двумя престолами: Константинопольским и Антиохийским. Когда выйдешь из Кафоликона этими двумя дверьми, то спустишься на 3 ступени, так как кафоликон выше остального пола всего храма. Весь же храм построен искусно на сводах и устоях. Весь же пол остального храма покрыт плитами, а на верху крыша [47] состоит из крестообразных куполов больших и малых. 13. Налево от Кафоликона снаружи висит одна лампада. В этой части находятся устои и столбы наверху от края Кафоликона до храма Богоматери и стоят рядом, на востоке, в расстоянии от стены Кафоликона на 28 стоп; от крайней же стены церкви они отстоят на 19 стоп. 14. Храм Богородицы находится на левой стороне Кафоликона, в расстоянии от него на 33 стопы. Он мал. Внутри его находится икона Божией Матери над Святой трапезою, и перед нею зажигают 3 лампады, из которых одна неусыпальная. Направо находится то место, где, говорят, стояла Богоматерь и взирала на Христа, когда его распяли воины вместе с беззаконными Иудеями. Здесь теплится также одна лампада. Налево находится жертвенник (h proqesiV = предложение), и здесь тоже зажигают одну лампаду. Этот храм принадлежит православным. 15. Вне этого храма висят еще 2 лампады. Этот храм имеет 2 малые устоя, а снаружи близь двери по правую сторону стоят 4 маленькие каменные колонки, стоящие очень близко одна от другой. Над ними находится прекрасный камень, как бы трапеза. Между этими колонками проходят люди; говорят, что неисповедующиеся не могут здесь пройти, потому что колонки их стискивают, но когда они исповедаются, то проходят легко. Впереди же этих колонок есть 2 отверстия в 1 1/2 пядени глубины и ширины. 16. От колон престола Кафоликона до крайней стены церкви стоят кругом 5 сводов, больших, узких и высоких. От стены престола Кафоликона [48] до крайней стены церкви расстояние 14 стоп. Тут у крайней стены есть место, где, как говорят, войны разделили одежды Христа. Это место держат армяне; оно находится на востоке, налево; здесь горит одна лампада. 17. А направо от престола опять у того же места есть другое место: здесь, как говорят, есть обломок того камня, на который посадили Христа и ругались над ним, ради нашего спасения; здесь горит одна лампада; этим местом владеют хабеши. 18. Между означенными двумя местами на восток есть дверь незапертая; и тут лестница; и тут горит одна лампада. Отсюда спускаешься по 29 ступеням и проходишь 29 стоп; здесь находится церковь ныне называемая Святого Иоанна: здесь то место, где как говорят, стояла Святая Елена и бросала червонцы, когда копали землю для обретения Креста, потому что отсюда видно то место, где зарыт был Крест. Этою церковью владеют ныне армяне; она имеет устои и своды; а наверху малый купол; внизу же пол имеет террасу. 19. Направо от этой церкви находится лестница в скале. Спускаешься на 11 ступеней и отсюда проходишь на 28 стоп, и здесь то место, где находился Честный и Животворящий Крест, зарытый вместе с двумя другими крестами разбойников, куда запрятали его завистливые евреи, по зависти своей, а обрела его блаженная Елена, посланная сыном своим великим Константином, как (об этом) написано. Это место подобно вертепу внутри дикой скалы. Отсюда исходит благоухание, здесь зажигают 6 лампад. Это место принадлежит православным; здесь по близости и франки имеют придел. [49] 20. Отсюда выходишь и приходишь на то место, где ты вошел, а именно над дверью позади алтаря Кафоликона и проходишь 50 стоп, направо от Кафоликона. Здесь находится лестница и поднимаешься по ней на 18 ступеней. Здесь Святая Голгофа: это прекраснейшая церковь длиною на 38 стоп, шириною на 17 стоп, а вышиною на 20 пядей. Настоящее же место Голгофы находится на восток и возвышается над полом храма на 2 1/2 пяди; длиною она 10 пядей. Вправо от нее Святая трапеза, — а влево Святой жертвенник. Расстояние между Святым жертвенником и Святою трапезою 20 пядей, потому что между жертвенником и Святою трапезою находится место Голгофы; это скала, сверху обшитая белым и прекраснейшим мрамором. Здесь в самой середине заметно отверстие, в которое был вделан Честный Крест Христов. Здесь был распят плотью Господь наш Иисус Христос ради нашего спасения и довершил свое неизреченное и страшное домостроительство. Итак это отверстие круглое, снаружи посеребренное, из которого исходит великое благоухание. Вправо от отверстия на 6 пядей есть большая расселина, длиною локтя на 2 или поменьше, шириною в одну пядь, глубиною же до поверхности земли, которая расселась во время распятия Христова, когда расселись камни, как говорит (о том) Святое Евангелие; и отсюда исходит большое и очень приятное благоухание. 21. На этом месте Голгофы была погребена в древнее время глава Адамова и поэтому то место называлось Голгофа, а по-гречески место лобное (topoV kraniou). Это словно горка, вся из одного камня, то есть из скалы. Здесь над Голгофой зажигают 12 лампад, а впереди, выше тех, еще 24. Перед [50] стеною же Голгофы на восток написано Распятие Христово. Пониже находится красивая икона, а впереди Голгофы на верхнем месте находится очень длинная и красивая икона и висят рядом 5 лампад; в этой церкви находятся 4 устоя и 6 сводов. Каждый свод имеет 14 стоп в ширину. Крыша церкви имеет крестообразный свод. Висит прекраснейший полиелей, а позади другой ему подобный; между этими двумя полиелеями висят 8 лампад; под западным сводом горит одна лампада, — только по ночам и праздникам. Отсюда посмотришь вниз на Снятие со Креста. Весь потолок храма украшен мозаикою, а внизу пол храма устлан прекрасно изузоренными мраморами. 22. Сбоку Голгофы, направо, франки имеют церковь, которая есть правая сторона церкви Голгофы. Она также изукрашена и прекрасна. Здесь есть окно с железною решеткою, которое глядит на юг и обращено к престолу Святой Елены. Прежде это все была одна церковь, но позже франки отделили среднюю церковь и взяли ее себе; но подлинное место Голгофы, где распят был Христос, принадлежит православным. Эта церковь имеет 64 лампады; все принадлежат православным. По левую сторону от Голгофы есть малая дверь; отсюда проходишь вниз в Кафоликон и спускаешься по 15 ступеням. Святая Голгофа находится на восток, а Св. Гроб на запад. 23. Под церковью же Голгофы находится церковь Предтечи, меньше той. Сзади Святой трапезы в Святом алтаре Предтечи находится одно оконце. Отсюда видишь расселину камня сверху до низу, как это представляется здесь у оконца. И здесь также горит одна лампада. Здесь церковь Голгофы имеет 3 свода, [51] а сверху находится крестообразный свод. Направо от этого храма находится дверь и там внутри — келлии, принадлежащие православным. Здесь держат церковное масло. На правой стороне этого храма находятся две королевские гробницы мраморные, а на левой стороне одна гробница подобная. 24. Вне этой церкви, стоп на 15 к западу, находится Снятие со Креста, а подле здесь же стоят два большие прекраснейшие столба. Близ Святой двери наверху есть своды, а в самом верху на юг находится окно с железною решеткою, из которого смотрят из патриархии на середину церкви. А наверху крыша: это большой крестообразный свод, который стоит на 4 больших устоях; внизу пол устлан плитами, а в самой середине находится Снятие Христа со Креста, а именно там, где обвили Его плащаницею благообразный Иосиф и Никодим, когда Его сняли со Креста. Сверху находится прекрасный мрамор длиною до 9 пядей, а шириною в 2. Кругом находятся железные решетки, которые на одну пядь выше пола. Здесь у Снятия со Креста зажигают неусыпальных лампад: православные 8, франки 3, хабеши 1, копты 1, сирияне 1. Налево от Снятия со Креста на стене Кафоликона находятся 4 мраморные гробницы. Вокруг Снятия со Креста внизу пол устлан мрамором красивым, изукрашенным. 25. Насупротив Снятия со Креста к югу стоит Святая Великая дверь, через которую входит весь народ, отстоящая от Снятия со Креста на 33 стопы. Расстояние от Святого гроба до Снятия со Креста — 84 стопы; а от Святого гроба до Святой Великой двери 114 стоп. Весь же храм имеет в длину 250 стоп, в ширину 160. А от Кафоликона до Святой [52] двери расстояние 60 стоп. Прежде весь храм имел 7 дверей внизу и 5 на верху, в катихуменах, а теперь только одна дверь, открытая, обращенная на юг, вышиною в 19 пядей, а шириною в 13, которую турки постоянно держат запечатанною; если даст кто-нибудь назначенную плату, они открывают эту дверь и входит народ и поклоняется. Потом они ее опять запирают, а утром приходят и отпирают. Выходят все сколько их было внутри, а остаются только те, которые назначены. Потом турки замыкают, запечатывают и уходят, потому что таков всегдашний порядок. Святая дверь имеет 5 отверстий кряду, через которые смотрят внутрь храма. 26. А еще внутри Святого гроба находятся люди из православных, из франков, из армян, из коптов, из сириян, из хабешей и каждый смотрит за своею церковью. Во всем храме находятся лампады, которые все принадлежат православным, числом 250. Весь храм имеет 129 столбов больших и малых. Сверху до низу 31 устой, большие и малые. Окон запертых и незапертых 25; сводов малых и больших 118. 27. А вне Святой двери, близ западной стороны находятся 3 мраморные колоны; говорят, что из средней колоны вышел Святой огонь в древнее время. Она несколько расселась и это видно до сегодня. Это чудо явил Господь таким образом. Говорят, что в то время властители не допускали патриарха войти внутрь (для празднования) Светлого Праздника по обыкновению. Патриарх же вместе с народом стоял снаружи в Великую Субботу вечером. Они все были печальны и держали в руках свечи. Сам патриарх стоял близ престола Святой Елены у одного столба, [53] и тогда-то говорят изшел Святый огонь из того столба, о котором мы сказали, что он несколько расселся; и направился (огонь) на тот столб, где стоял патриарх и тогда зажег те свечи, которые держал патриарх, а от тех свечей зажег и народ из рук патриарха, по обыкновению. Тогда-то, говорят властители, увидав это чудо, отверзли Святую дверь и патриарх вошел вместе с народом и отпраздновали праздник по обычаю. Этот случай ныне рассказывают относительно той расселины, которая видна в столбе. Есть несколько гвоздей воткнутых в землю перед Святою дверью. Говорят, что их воткнули в то время и побранили тех, кто этому не верит. Подле Святой двери есть другая дверь, построенная на правой стороне, через которую, говорят, вошла преподобная Мария, чтобы подняться на Голгофу, но не могла пройти и вернулась за дверь, и смотрела сверху на образ Богоматери, и прочее, как пишет жизнеописатель ее. Итак, из 7 дверей, которые имел внизу весь храм, только одна теперь, она называется Святою дверью. Здесь перед дверьми, а именно перед Святою дверью и тою другою запертою дверью, стоят рядом 11 столбов, из которых 3 красные и 8 белых. Мостовая Святого двора устлана красивыми плитами. 28. Направо от запертой двери находится лестница, в 12 ступеней. Здесь наверху находится красивый каменный кувуклий, внутри которого есть прекрасные мозаичные изображения. Он теперь именуется престолом Святой Елены. Здесь-то, говорят, Святая Елена сидела и допрошала евреев о Честном Кресте. 29. Колокольня Святого гроба примыкает к [54] стене церкви: она высока и красива; прежде на ней был очень красивый купол, который потом разрушился. Вся колокольня выстроена на сводах и имеет тонких прекраснейших столбов, как можно видеть теперь, 88; прежде их было больше 100. Она имеет каменных ступеней, сколько можно видеть теперь, 96. 30. Под колокольнею находится церковь Четыредесяти Святых, а близ этой церкви есть другая церковь — Святого Христова Воскресения. Здесь, говорят, Мария Магдалина увидела воскресшего Христа и спрашивала Его и приняла Его за садовника; а Христос назвал ее Мариею, и она узнала его и побежала, чтобы обнять и облобызать Его Святые ноги и поклониться Ему; а Христос ей сказал: не прикасайся ко мне и т. д. У этой церкви был прежде прекраснейший купол, который потом разрушился, и теперь эта церковь не покрытая. Здесь собираются и служат все православные христиане. 31. Близ этой церкви есть другая церковь Святого Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского Иерарха. Здесь внутри в алтаре этой самой церкви схоронена, как говорят, его Святая глава. Здесь во все время служат православные. Эти 3 церкви стоят рядом. Выше этих церквей находятся патриаршие келлии, примыкающие к стенам этих церквей. В келлии патриарха есть окно обращенное к Святому Иакову. Говорят, что когда патриарх не спускался в церковь, то беседовал с народом отсюда. 32. Перед патриаршею келлиею находится синодик патриарха, имеющий одно большое и прекраснейшее окно, обращенное к Святому Воскресению. Далее синодика находится трапеза патриархии, киновии (общежития). Когда патриарх спускается вниз к [55] вышеназванным церквам, чтобы служить вместе со своим народом, то он спускается по лестнице, находящейся внутри патриархии и имеющей 38 ступеней. Эти 3 церкви имеют одну дверь, которая запирается; она стоит подле Святой двери. 33. Выше патриархии, на расстоянии брошенного камня, находится Одигитрия, монастырь инокинь. Он стоит на расстоянии 1 стадии от Святого гроба. Говорят, что в этом монастыре подвизалась Святая Мелания с девятидесятью девами. 34. А на восток от Святого гроба почти на 1/2 мили находится Святая Святых: здесь была питаема Пресвятая, по Божьему промыслу, Ангелом Господним, в продолжении 12 лет. Здесь убили и пророка Захарию, отца Предтечи. Здесь Симеон Богоприимец приял Христа в свои объятия и вещал: Ныне отпущаеши. Здесь также находилась ветхозаветная Скиния Свидения, которую, по повелению Божию, соорудил пророк Моисей. В ней находились: кивот завета и скрижали, и жезл, произрастивший ветвь, и стамна с манною, и златое кадило, и коротко сказать, все те древние предметы, которые как сень предзнаменовали и прообразовали Пресвятую Богородицу. Эта церковь покрыта свинцом; она и снутри и снаружи имеет мозаичные изображения. Здесь имеется большой двор и здесь же, как говорят, находятся те четырехдверные врата, т. е. та дверь, где Его встретили с ветвями, и ваиями, взывая: Осанна в вышних, и т. д., как сказано во Святом Евангелии. Эта дверь ныне заперта. Здесь близко находится святилище с большим двором, принадлежащее туркам, в котором Христос много раз поучал непокорных евреев. 35. А дальше на север, вне этого святилища, [56] находится то брение, в которое бросили пророка Иеремию. 36. А дальше тоже на север стоят дома Иоакима и Анны, родителей Пресвятой. Здесь на дворе находится, как говорят, сад Святой Анны в котором она молилась о том, чтобы Бог даровал ей чадо: (этот сад) виден и до сего дня. Здесь же пониже есть пещера, в которую входишь с огнем: здесь Святая Анна родила Пресвятую Богородицу, так ныне сказывают все. Здесь христиане имели церковь; но теперь всем владеют турки: платишь, входишь и поклоняешься. 37. Подальше этих домов на улице есть купель: говорят, что эта купель Пресвятой, но более достоверно, что эта купель Святой Анны. 38. Близ домов Иоакима и Анны находится Овчая купель, именовавшаяся по-еврейски: Вифезда, и т. д. по Евангелию, здесь исцелил Христос расслабленного, лежавшего тут 38 лет; здесь по временам сходил Ангел и возмущал воду и т. д., как сказано в священном Евангелии. Не вдалеке отсюда находишь и двор Пилата. 39. Здесь вблизи на улице находится большой старинный свод того времени, когда Пилат правил Иерусалимом. Наверху этого свода есть как бы малая келлия непокрытая. Здесь находился столб, к которому Пилат привязал Христа и бичевал Его; но один паша взял оттуда этот столб и отвез его в свое имение. 40. Здесь по близости и Преторий т. е. диван, и здесь Пилат судил Христа; и здесь беззаконные евреи кричали: возьми, возьми, распни Его. Далее находятся дома Анны и Каиафы, беззаконных [57] первосвященников; они существуют до сего дня и туда бросают сор. 41. По милости Христа внутри Святого града Иерусалима находятся 18 церквей; в которых служат православные. И во-первых, величайший и прославленный храм Святого гроба; а здесь внутри во Святом гробе православные служат в 5 местах: в Кафоликоне, на Голгофе, в храме Пресвятой, в храме Предтечи и у Святой трапезы, находящейся пред Святым гробом, там где становится патриарх и раздает Святый огонь православным христианам. Во-вторых, церковь Святых Четыредесяти. В-третьих, церковь Святых Мироносиц, которая называется и Воскресением. В-четвертых, Святой Иаков, брат Господень. В-пятых, Святой Константин и Святая Елена внутри патриархии; в этом храме есть одно окно внутри Святого алтаря, близ жертвенника; это окно обращено ко Святому гробу. Есть еще 2 окна меньшие у левого аналогия, которые обращены туда же ко Святому гробу. В-шестых, Святой Иоанн Предтеча. В-седьмых, Одигитрия. В-восьмых, Святой Димитрий. В-девятых, Святой Николай. В-десятых, Святой Феодор. В-одиннадцатых, Святой Василий. В-двенадцатых, Святой Георгий: это монастырь инокинь. В-тринадцатых, Михаил Архангел: это подворье Святого Саввы. В-четырнадцатых, Святая Екатерина: это женский монастырь. В-пятнадцатых, Святой Евфимий. В-шестнадцатых, Святая Анна, Матерь Богородицы. В-семнадцатых, Святая Фекла. В-восемнадцатых, Святой Георгий в еврейской части. Вот эти церкви существуют ныне, но в древнее время, говорят, было их 365. [58] 42. Теперь будем говорить об окрестностях Иерусалима. На южной стороне, вне крепости, по близости стоит Святый Сион, в древнее время стоявший внутри крепости, а теперь он стоит снаружи, и держат его турки и не впускают войти в него ни одного из иноплеменных. Здесь была келлия Пресвятой; здесь и гробы пророка Давида и сына его Соломона, и Святого первомученика иеродиакона Стефана. Эта церковь, как это представляется ныне, имеет купол покрытый свинцом. Сюда ко Святому Сиону приходят христиане в день Пятидесятницы и поклоняются снаружи: здесь находятся большие старые камни, как говорят, от того времени, когда на Святом Сионе находилась церковь, которая во времена христианские была велика. Здесь на Святом Сионе Христос умыл ноги у учеников своих; здесь устроил и тайную вечерю; здесь сошел Дух Святой и просветил Апостолов. 43. Пониже Святого Сиона на юг, на расстоянии полмили находится село Скудельниче, для погребения странных; здесь выдали беззаконные евреи 30 сребреников, за которые Иуда продал Христа. Здесь погребают монахов. Это место находится от Святого гроба на расстоянии 1 мили и 3 стадий. 44. Подальше к югу, находится великий кладезь, т. е. колодец, принадлежавший праведному Иову. В этом колодце происходит некоторое чудо: когда время во всех отношениях счастливое, то и он наполняется до верху, так что выступая наружу течет в Юдоль Плача. Если же время несчастное, то воды много не выходит. 45. А еще внизу Святого града Иерусалима на восток, находится купель Силоамская, которая толкуется [59] “посланной": сюда послал Христос слепого омыться. Здесь спускаешься 30 ступеней и находишь воду. Туда идет тот, кто желает по благочестию и омывается, потому что эта вода чудесная, по причине того чуда, какое сотворил Господь над слепорожденным. Если будешь разыскивать, то найдешь эту воду чудесною еще и в Ветхом Завете. Эта вода до сегодня выходит по 3 раза в сутки во всякое время года и опять исчезает и опять выходит и течет в другую сторону. Эта купель находится от Святого гроба на расстоянии 1 мили и 2 стадий. 46. А насупротив купели Силоамской выше стоит пещера и говорят, что здесь было училище иудеев. Близ него находится какое-то малое здание; говорят, что это памятник Авессалома, который был сыном Давида; отстоит от Святого гроба на одну милю; этот памятник высок и имеет купол. 47. Гора же Масличная стоит насупротив Святого града Иерусалима, на расстоянии пути субботнего (Под путем субботним разумеют расстояние в 2,000 локтей. Suidas, Sabbatou ecwn odon. См. Иис. Нав. 3, 4; ср. Алексеева, Церковный словарь — путь субботы). Здесь на горе Масличной находится та пещера, где был Христос с Апостолами в ту ночь, когда предстояло ему быть преданным иудеям. От этой пещеры на 380 шагов находится селение Гефсимания; здесь и та церковь, где Апостолы похоронили тело Пресвятой; здесь близко и тот сад, где Иуда предал Христа евреям, когда пришел со спирою (отрядом) и с фонарями и светильниками и оружием, как о том сказано во священном Евангелии. Выше же сада на правой стороне как бы на вержение камня — то место, где молился Христос во [60] время страстей о нашем спасении. Несколько выше близ того места находится утес, на котором стояли те три Апостола, которых Христос взял с собою отдельно от прочих, когда пошел помолиться, а именно Петр, Иоанн и Иаков. 48. Здесь в Гефсимании и храм Пресвятой, где находится Ее гроб; храм имеет наверху площадку, то есть не имеет купола. Дверь храма обращена к югу; имеет 8 малых красивых, белых столбов, стоящих в ряд. Храм этот велик и глубок. Спускаться вниз на 48 ступеней. Подле алтаря церковного стоит кувуклий, внутри которого — гроб Пресвятой. Он сверху покрыт мрамором, который по временам потеет и оттуда исходит великое благоухание. Наверху зажигают двадцать лампад. Здесь близко — два места, будто два большие отверстия в стене церкви: некоторые говорят, что отсюда потечет огненная адская река. Эти отверстия находятся одно от другого в некотором расстоянии. То место, откуда имеет потечь огненная река, называют юдолью плача, т. е. долиною плача. И горе грешникам и нечестивцам и беззаконникам. Эта юдоль протекает на юг и впадает в Мертвое море; она сухая, то есть в ней нет воды, которая бы текла (Автор хочет сказать, что эта долина направляется на юг и примыкает к Мертвому морю; но выражается особенным образом представляя себе, что по долине течет огненная река). Здесь внутри храма Гефсиманского и еретики также имеют каждый свое особое место, где служат, когда хотят. Здесь же, когда поднимаешься по лестнице, для того, чтобы выйти наружу, в середине лестницы, направо находится один малый придел Святого [61] Георгия и здесь горит одна лампада; налево от тебя — два гроба. Святых и Праведных Богоотец Иоакима и Анны и здесь горит одна лампада. 49. Снаружи церкви находятся две дороги: одна из них поднимается вверх по направлению ко Святому граду Иерусалиму; а другая ко Святой и божественной горе Масличной. На вершине же этой горы — то место, где вознесся на небо Господь наш Иисус Христос. Здесь прежде тоже был храм прекраснейший; но теперь немного видно стен и следов; об этом храме мы слыхали, что его разрушил какой-то совсем нечестивый человек. Кувуклий же стоит в средине того места, где он находится; он имеет снаружи кругом 14 немного тонких белых мраморных столбов, прекраснейших. И купол кувуклия весь белый; внутри же кувуклия пол устлан плитами. Здесь внутри то место, где стоял Христос и благословил Апостолов, и когда благословлял вознесся, как говорит Святое Евангелие. На камне остался отпечатленным след Святой Его ноги, и именно Его стопа, и исходит сильное благоухание. Некоторые говорят, что была еще одна стопа, но что франки в давнее время ее отсекли и взяли. Здесь также одна лампада и здесь наверху живут нечестивые. 50. Еще здесь, по близости, есть как будто бы другая вершина на этой горе и стоит башня: здесь, говорят, была малая Галилея; и здесь явился Христос по своем вознесении ученикам своим (и сказал), чтоб они шли проповедовать Евангелие и крестить людей во имя Святой Троицы. 51. Еще по вершине горы Масличной пойдешь немного подальше на восток и посмотришь на место, [62] где Иордан река; самого же Иордана не увидишь, потому что он далеко. 52. Пониже Вознесения то место, где подвизалась преподобная Пелагия: оно принадлежит туркам; они никого из иноплеменных не пускают войти внутрь; спускаешься вниз на 20 ступеней и тут найдешь гробницу преподобной Пелагии: (здесь) есть два мраморные камня: кто пожелает пройти, то если не исповедается, не может пройти; и здесь зажигают 3 лампады неусыпальные. На гробнице видна отпечатанная стопа, и оттуда исходит благоухание. Иные говорят, что тут ступил Ангел Господень. 53. Сзади же Масличной горы, сбоку, с правой стороны находится Вифания, родина Лазаря: здесь его первый гроб, из которого воскресил его Христос четыредневного. И его тоже теперь держат турки; здесь дашь один или два модия (полушки) и впустят и войдешь и поклонишься. Здесь близко гробницы Марии и Марфы, Лазаревых сестер; здесь есть такое место, с которого увидишь гроб Лазаря. Прежде патриарх ходил (сюда) в Лазареву Субботу и служил обедню со священниками; но теперь, когда нас пустят, поклоняемся и смотрим с того места о котором мы выше упомянули. Здесь был прежде храм прекраснейший и великий, построенный благочестивыми государями; теперь же держится только одна часть его, та, где гроб Святого. Здесь внизу на восток — тот камень, на котором сидел Христос, когда вышли к нему на встречу Марфа и Мария, сестры Лазаря, и сказали: Господи, если бы ты был здесь, то брат наш не умер бы. Здесь привели и жеребя, на которого сел Христос и его встретили с ваиями и ветвями, как сказано в божественном и [63] священном [63] Евангелии. Вифания отстоит от Иерусалима на 15 стадий, что составляет две мили. 54. Отсюда вниз идет дорога, ведущая в Иерихон и к реке Иордану. Здесь близко от Иерихона находится Сарандарий, т. е. та гора, на которой Христос постился в продолжение 40 дней, и пришел дьявол и искушал его, говоря: Если ты Сын Божий, скажи сим камням, чтобы они обратились в хлебы, и так далее, как сказано в священном Евангелии. А внизу большая пропасть, и говорят, что тут провалился дьявол, когда его наказал Христос. Здесь на Сарандарии есть то место, где, говорят, сидел Христос на камне: здесь была малая церковь, так как это место тесно, а впереди пропасть. Это был прежде монастырь, но теперь он в разрушении; равно и дорога разрушена, так что в некоторых местах человеку приходится ходить подобно кошке; отсюда посмотришь и увидишь землю Иордана и Иерихон: здесь обширная равнина. Здесь у Иерихона находилась та смоковница, на которую влез Закхей, чтобы увидеть Христа, и так далее, как сказано, в Святом Евангелии. Отсюда неподалеку находятся соленые воды, которые пророк Елисей обратил в пресные; здесь, говорят, Каин убил своего брата Авеля, но вернее (сказать) то место известно Богу. Здесь в Иерихоне Иисус Навин увидал Архистратига силы Господней, когда сказал ему: сними обувь с ног твоих и так далее, как написано в Ветхом Завете. Иерихон отстоит от Иерусалима на 25 миль. 55. Отсюда вниз на восток находится река Иордан, где был окрещен Господь наш Иисус [64] Христос честным Предтечею. И это место называют Кафоликоном, и имеют в знак дерево, и на этом дереве имеют крест: здесь явилась Святая Троица. А по ту сторону реки находится Ермомниим (sic), с которого вознесся пророк Илия. Берег Иордана покрыт лесом; эта река течет с севера на юг и впадает в Мертвое море; он течет с той стороны, где находится Тивериада и Генисарет. 56. Близ Иордана по эту сторону, находится монастырь Предтечи, в котором жило прежде много добродетельных монахов. Здесь жил и авва Зосим, нашедший преподобную Марию по ту сторону Иордана в пустыне. И этот монастырь ныне разрушен. Здесь, по ту сторону Иордана, та пещера, в которой покоился Предтеча, в то время когда крестил. Еще по ту сторону Иордана стоят три высокие горы, с которых пророк Моисей смотрел на Обетованную землю; здесь он скончался и погребен Божиим Ангелом; здесь в глубине пустыни находится то место, где авва Зосим похоронил преподобную Марию. Отстоит же Иордан от Святого града Иерусалима, как говорят, на 30 миль. 57. А направо в конце Иордана, как мы выше сказали, находится Мертвое море; а мертвым называется оно потому, что в нем не водится ни одного живого существа. Здесь находились Содом и Гомора и здесь жил Лот, племянник Авраама; и это место Бог затопил за грехи живших там людей, которые были мужеложцы и великие грешники. Вся окружность Мертвого моря едва может быть объехана всадником на коне в продолжении трех дней. Другие же говорят, что оно имеет 700 миль в окружности. Из него добывают до одного судна смолы; еще [65] добывают и какие-то черные камни, которые, будучи положены в огонь, издают большое зловоние, каковым местом Бог обнаруживает страшное наказание грешникам, для того, чтобы и мы видели и слышали и укрощались. 58. Близ Иордана, миль на 6, стоит монастырь Святого Герасима, которому служил лев за его богоугодное житие, как о том написано. Подальше этого монастыря на расстоянии до одной миля, находится источник, изведенный молитвою ученика аввы Герасима и существующий по милости Христовой и поныне. 59. Налево, до трех дней расстояния — море Тивериадское: это есть озеро с пресной водой; но за его величину оно было названо морем. Здесь-то нашел Христос Петра и брата его Андрея, когда они ловили рыбу, и по Его слову они за ним последовали. И дальше равно — Иоанна и Иакова, сынов Зеведеевых, по Его слову и они за ним последовали. Здесь входил Христос много раз в судно. Здесь же явился Он апостолам, когда они ловили рыбу после Его Воскресения, как сказано в Святом Евангелии: и рыбу лежащую и хлеб. Эта Тивериада находится в земле Галилейской, подле города Вифсаиды, Андрея и Петра. 60. Выше Тивериады находится озеро Генисаретское в пустынном месте, отстоящее от Иерусалима на 100 миль. Равно и город Назарет находится близ Тивериады на западной стороне. Здесь получила благовествование Всесвятая от Архангела Гавриила. Здесь же воспитан был Христос по человечеству, и поэтому его называли Назореем. 61. Отсюда ниже стоит Фаворская гора, на [66] которой преобразился Христос. Она отстоит от Иерусалима на 3 дня; находится на востоке налево от Иерусалима, между Дамаском и Иерусалимом. Там же и Кана Галилейская, где Христос обратил воду в вино на браке, как сказано во Святом Евангелии. Гора Кармил, на которой постоянно проживал пророк Илия, находится близ Акры; а от Иерусалима отстоит на 5 дней пути. 62. Воротимся вверх ко Святому граду Иерусалиму, чтобы поговорить о Святом Вифлееме. Он находится направо от Иерусалима, к югу, в расстоянии от оного на шесть миль. На полпути находится монастырь пророка Илии Фесвитянина. В нем есть прекраснейший храм, содержащий в себе шесть устоев и красивый купол. Церковь в длину простирается на 66 стоп, а в ширину на 53 стопы. Там живут монахи. Вне монастыря на дороге находится камень материковый, на котором сверху есть место на протяжение человеческого тела: здесь-то, говорят, происходило успение пророка Илии, и тело его отпечаталось на камне. Между пророком Илиею и Вифлеемом находится гробница Рахили, второй жены патриарха Иакова; здесь каменный кувуклий. Направо от него находится селение Пезала, именующееся домом Евфрафы, откуда произошли пророки. Повыше в некотором расстоянии находится монастырь Святого Георгия, имеющий храм круглый с куполом и 4 столбами. Здесь хранится часть той цепи, которою его связали Христа ради. Здесь совершаются чудеса до сего дня по милости Христовой, предстательством Святого Георгия. 63. Итак, вступим в город Вифлеем: здесь родился от Давида Христос по плоти от Святой [67] Богородицы и Приснодевы Марии. В этом месте находится большой, весьма красивый храм, построенный продольно с деревянною крышею, покрытою сверху свинцом. Пол же Святого алтаря и малая часть храма устланы прекраснейшими мраморами, а пол остального храма цементом. Этот храм имеет 50 столбов: по одну сторону 25 и по другую 25. Выше столбов выстроены стены, и изображены мозаикою апостолы, пророки и семь соборов. Внутри алтаря изображены мозаикою апостолы и пророки Христовы и Святые мученики. А под церковью находится тот Святый вертеп, где родился Христос; он обшит прекраснейшими мраморами по полу и по бокам. Он снабжен двумя дверьми, из коих одна, что направо, обращена на полдень, а другая, что налево, обращена на север. Они малые и прекраснейшие. Спускаешься через левую дверь на 14 ступеней и входишь во Святый вертеп. Место, на котором родился Христос, лежит к востоку, а ясли, куда положен Он был младенцем — к западу. От сих мест исходит великое благоухание. И здесь зажигают на Рождество Христово 6 неусыпальных лампад. На западной части вертепа, на краю, находится то место, куда вылили воду от мытья честных пелен Христовых: отсюда исходит благоухание. На другом, более внутреннем месте, лежат останки Святых младенцев убитых Иродом. Это место на вид бело; от него исходит благоухание. Здесь находится место, из которого есть выход в монастырь франков, живущих здесь в Вифлееме. 64. А еще вне вертепа близ левой двери находится цистерна, о которой говорят, что это источник пророка Давида, из которого он некогда [68] пожелал пить; однакож это не тот источник; источник же тот есть цистерна Давида, где он поил овец, находится вне Вифлеема в некотором расстоянии по направлению на север; она имеет три устья; и она более достоверна. Сверху вертепа находится настоящий (кафолический) храм, где служат православные христиане. Он имеет в длину 184 стопы, а в ширину до (?). Храм имеет наверху прекрасные незакрытые окна, как с одной стороны, так и с другой. Внутри же алтаря есть лестница на правой стороне; поднимаешься на 12 ступеней, и тут внутри придел Святого Георгия, с изображениями из лазурика (?). Здесь наверху есть большая башня с келлиями. Здесь нынче митрополия Вифлеемская. Трапеза кафолического храма красива — из белого и отличного мрамора. А налево от кафоликона и еретики имеют отдельные места, где и они служат в день праздника. Вне храма находится цистерна. 66. А еще здесь в Вифлееме за храмом на восток есть другой вертеп, большой, в который входят с огнем: говорят, что сюда входила Всесвятая в то время, когда кормила Христа, как младенца. Здесь выходит из камня как бы молоко, выходит и земля: белая, как молоко. Христиане берут его с благоговением, по желанию, и исцеляет по милости Пресвятой Богородицы. 67. Отсюда и ниже к востоку от Вифлеема перед пустынею находится монастырь Святого Феодосия Киновиарха, от Иерусалима в 8 милях, и в стольких же от Вифлеема. 68. А ниже до 4 миль к востоку стоит лавра преподобного отца нашего Саввы Освященного. В [69] этом месте подверглась мученичеству от египетского султана до 14 тысяч преподобных подвижников. Внутри монастыря находится большой и прекраснейший храм, с красивым куполом и изображением из лазурина (?). Он существует со времени благочестивейшего царя Мануила Порфирородного, императора Ромеев. Здесь внутри и келлия Святого Иоанна Дамаскина; здесь и написал он Октоих и многое другое. А на восток за алтарем внизу у сухоречья есть вертеп, и здесь та агиазма, которую проявил Святой — молитвою, и она вытекает молитвами Святого. В нартексе церкви находится гробница Святого Саввы с каменным кувуклием. Здесь-то, говорят, увидал Святый Савва огненный столп, восходивший до неба и получив указание от Бога, построил монастырь и храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Здесь близ гробницы Святого Саввы находится храм Святого Николая, весь иссеченный в вертепе, с изображениями из лазурика (?). Эта лавра до сего дня по милости Христа богата монахами молитвами Святого Саввы. Она находится в 12 милях расстоянии от Иерусалима. 69. Здесь по близости находится и монастырь преподобной Евдокии. А к северной стороне, на 6 миль, находится монастырь Великого Евфимия. А к югу от лавры Святого Саввы находится монастырь Святого Харитона: и здесь имеется ключ агиазма, дарованный ему Богом по его молитвам. Отстоит от Святого града Иерусалима на 8 миль. 70. Отсюда выше на юг от Иерусалима находится Мамврийский дуб, где сидел патриарх Авраам; здесь и дом его; здесь похоронены и он и жена его Сарра, и Исаак и жена его; здесь и Иаков [70] и жена его, первая. Здесь узрел Авраам Святую Троицу, здесь оказал гостеприимство. Расстояние от Иерусалима 30 миль. Место же, где принес он жертву вместо Исаака, сына своего, говорят, находится на Святой Голгофе, где распят был наш Господь. Вместо того растения «савека», к которому, как увидел Авраам, привязан был овен, находится ныне масличное дерево. 71. Нагорная же страна где родился Предтеча, лежит на запад от Иерусалима. Направо же отсюда находится Рождество Предтечи: это прекраснейший храм, прежде же это был дом пророка Захария, а потом благочестивыми царями пересоздан во храм. А посреди алтаря направо есть место: спускаешься на шесть ступеней и тут внизу то место, где родился честный Предтеча. К югу, на верженье камня, находится вода обличения, о которой сказывают, что в древнее время, когда властвовали евреи, они почитали это за знамение: кто совершил грех, того поили этою водою и являлось знамение о том, виновен ли он или нет в том проступке, в котором его обвиняли, или же он был правый и безукоризненный. К этой воде, сказывают, подвели и Всесвятую и Иосифа и напоили их, потому что они думали, что тяжела от Иосифа, но она оказалась чистою и непорочною, как была и есть. Равно и Иосиф оказался также чист. Сказывают, что Всесвятая сказала: да не имеет эта вода больше действия; и с тех пор более она не действует, после того случая. Отсюда несколько на запад находится тот утес, то есть та гора, которая расселась и приняла в себя Предтечу, в то время, как убивали младенцев и взяла его мать его Елисавета и так далее. Отсюда [71] выходит ныне вода — прекрасная агиазма. Нагорная страна отстоит от Иерусалима, как говорят, на 8 миль. 72. Отсюда к Иерусалиму находится монастырь Честного Креста. Он принадлежит Ивирам (грузинам) и лежит к западу от Святого града Иерусалима; он имеет большой и прекраснейший храм с куполом; пол храма устлан мозаикою из мрамора и других камней; в храме находятся четыре устоя. Внутри алтаря, под Святою трапезой, есть место, имеющее вид большого отверстия, из которого исходит сильное благоухание: здесь, говорят, Лот посадил три головни: сосну, кедр и кипарис и они стали одним древом; потом его отсекли, а затем, по Божьему домостроительству, сделали из него крест и распяли Христа; здесь теплют три неусыпальные лампады и еще семь выше. Этот храм имеет в длину 86 стоп, а в ширину 48. Этот монастырь находится в местности очень глубокою и отстоит от Иерусалима на две мили. 73. Вот до этих пор о Святых местах, начиная и кончая Святым градом Иерусалимом. Да удостоит же и нас Господь Бог, слушающих и читающих этот рассказ о Святом граде Иерусалиме и о прочих Святых местах, своего небесного царствия, молитвами Пречистой Владычице нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых от века ему благоугодивших, яко Ему подобает всякая слава, честь, почитание, служение и поклонение, ныне и присно и во веки веков, аминь. (пер. Г. С. Дестуниса)
|
|