Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

I.

Досифея патриарха Иерусалимского история епископии горы Синая.

(ПРЕДИСЛОВИЕ).

Досифей, Божиею милостью патриарх великого и святого града Иерусалима, будущим читателям настоящего сочинения, православным братиям нашим духовным и мирянам во Господе радоваться.

Блаженный апостол Павел пишет к Коринфянам 1: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись искусные». Сие сказал апостол не потому, что разномыслия происходят по необходимости, так что виною разномыслий является Бог, но потому, что они происходят от дурных убеждений некоторых людей. Сам Дух Святый высказал сие чрез апостола, дабы верные остерегались быть обманутыми. как тот же апостол говорил Ефесянам в Милите 2: «Внимайте себе и всему стаду; ибо я знаю, что придут волки, не щадящие стада». Все разномыслия, поелику говорят ложь, начинаются с лицемерием; ибо без лицемерия и коварства не может возникнуть разномыслие. Посему опять говорит сосуд избранный 3, что таковые преображаются, как и побуждающий их к [2] новшествам диавол преображается в ангела света 4. Ибо, как пишет святый Ефрем Сирин, диавол восхотел обмануть святого Авраама пустынника: среди ночи, во время пения псалмов, осветилась келлия его, и он услышал глас, говорящий: «Блажен ты, Авраам, и нет никого, подобного тебе, ибо ты исполнил все веления мои». Он же ответил: «Тьма твоя да будет с тобою в погибель, диавол, преисполненный лжи и обмана; ибо я человек грешный». На столпе, на котором стоял святый Симеон Столпник, явился диавол, исполненный света, с огненною колесницею, и сказал ему: «Господь послал меня, ангела своего; восхитить тебя, как восхитил Илию. Итак взойди и пойдем на небо, ибо святые и ангелы жаждут видеть тебя». Когда же Симеон пожелал взойти и сотворил крестное знамение, диавол стал невидим, как рассказывает ученик святого Антоний. Авва Арсений, услышав диавола, сказавшего ему: «Я есмь Христос», отвечал: «Я не желаю видеть Христа в настоящем веке, но в будущем». Авва Иоанн, который сказал великому Феодосию о победе над варварами, увидел колесницы и коней сияющих и услышал глас: «Человече, ты все совершил прекрасно, итак признай меня, как праведный, царем твоим и послужи мне». Он же сказал: «Господу Богу моему поклонюсь и Тому единому послужу». Святому Пахомию явился диавол в виде Христа и сказал ему. «О Пахомий, я есмь Христос и пришел к тебе, верному другу моему, дабы ты насладился мною». Он же ответил: «Христос есть [3] мир, ты же всего меня исполнил смятений». И когда он сотворил крестное знамение, диавол бежал, как рассказывает некий Дионисий. И монаха Валента обманул диавол: он часто являлся ему в виде ангела; затем Вельзевул, приняв вид Христа и имея с собою многих сияющих диаволов, сказал: «Посмотри, к тебе пришел Христос». И он, обманутый, поклонился диаволу. Когда же настало время святого причащения, прочие отцы причастились, а он сказал: «Я не причащаюсь, ибо видел Христа». Итак связали его монахи, как рассказывает Палладий в главе третьей.

Так возникают разномыслия; причиною они имеют сребролюбие, или чревоугодие, или тщеславие, или все эти три (порока). Увеличиваются битвы и раздоры, а рождаются с лицемерием: ибо говорят то одно, то другое, и преображаются, как и диавол. И богобоязненные, по изволению Божию, отделяя истину от лжи и отличая хорошее от дурного, побеждают, а не побеждаются; злонравные же, испытывая противоположное, вводятся в обман, как древние еретики и монах Валент.

Сие испытал и в наши времена бывший епископ горы Синая Анания, человек суеверный и необразованный, въяве будто бы бессребреник и постник, а в тайне сребролюбец, притом весьма тщеславный, как был особенно Василий Богомил при Алексии Комнине. Посему он причинил многие соблазны и смуты во святой церкви Христовой. Мы хотели умолчать о неприличных поступках его, как и о других прежде бывших соблазнах Синаитов во святой церкви Христовой в разные времена, которые древние отцы прекратили и отвергли [4] соборными посланиями, но умолчали и не сказали ничего больше против сих вводителей новшеств. Но так как Анания и последователи его написали многим, обвиняя святейших патриархов кафолической церкви и безбожно оскорбляя их, между прочим и в письме, которое они послали правителю Молдовлахии, то нам показалось неблагоразумным промолчать, дабы впоследствии те, которые найдут сии хулительные писания отступников, не подумали, что они говорят правду, и мы решили в защиту святой Христовой церкви изложить, по мере возможности, всю историю Синайской епископии. Мы исполняем этот труд не потому, что состязаемся, будучи епископом Иерусалимским и заботясь о преимуществах сего святейшего и апостольского престола, но для того, чтобы потрудиться, служа матери нашей, кафолической церкви, как если бы были епископом в Мефоне или в Евгубии, по святому Иерониму. Ибо против отступников потрудились не только патриархи, но и простые епископы, и пресвитеры, и клирики, и миряне. Сие сочинение мы составили во время путешествия, не имея досуга, чтобы сказать больше и более нужное, почему и просим снисхождения. Произведение разделяется на книги.

_______________

Из варварского послания Анании к правителю Молдовлахии Константину.

... Мы просим о том, чтобы ты имел в своем добром расположении нас со всею нашею во Христе братиею, ибо мы благодатью Божиею не причинили никакого соблазна и ныне не устраиваем его, но, как рабы Господа нашего, ищем [5] мира и стремимся к нему, как то признавали друзья истины, и предоставили наше право в неподкупное судилище нелицеприятного судии, отказавшись даже от защиты, которую законно получили от таковых зол, когда (патриарх) Иерусалимский не переставал ежедневно действовать против нас словом и делом; мы уповали, что злое намерение оставит его и даст ему успокоиться и не искать таких невыносимых и небывалых дел, которых он не может довести до конца, а только наказует душу свою, как виновник соблазна, и утруждает слух простецов. Однако он, будучи орудием порока, смущал и смущает доныне, смею сказать, всю вселенную своим гнусным мнением и не оставил никого не возмущенным, движимый отцом своим диаволом. Ибо с такими начинаниями своими он поставил и место поклонения православных под власть инославных. И не чувствует трикраты несчастный, в какой пучине зол он обретается, ибо порок всецело ослепил мысленные очи души его; он не заботится ни о чем ином, как только о том, чтобы исполнить свои злые желания, не думает ни о суде, ни о возмездии, ни о законах Божиих, но превознесся превыше Люцифера и хочет всех иметь под ногами своими. Так мысля и действуя поныне и ища помощника для подкрепления своих зложеланий, попущением Божиим за грехи мои он привлек своим злодейски нечестивейшим советом и святого (патриарха) Константинопольского, как несведущего в царских и соборных постановлениях, которые имеет наш богопрославленный и святой монастырь, и он согласился без всякого рассмотрения и совета [6] святого собора и избранных архиереев и постановил решение и приговор, обвиняя нас, как возмутителей и вводителей новшеств. Мы же, имея над собою страх Божий, как неусыпное Его око, не совершили ничего нового или противозаконного, как болтают, но действовали так, как приняли и как признали, охраняя самовладычество и самостоятельность того святого престола согласно новелле славного царя Римского Юстиниана Великого и соборному уставу, который дал нам славный патриарх Константинопольский кир Иеремия, подтверждая вышесказанную новеллу вместе с находившимися при нем святейшими патриархами кир Иоакимом Антиохийским, кир Германом Иерусалимским, Тимофеем (архиепископом) Кипрским и другими многими архиереями и клириками, и написав так, что он собственными очами видел и прочитал новеллу и что она остается крепкою и ненарушимою, пока солнце зрит свыше. Итак, если бы архиепископия Синайская была подчинена Иерусалимскому престолу, то почему подписал и не возразил кир Герман, как ложно говорит кир Досифей, перескакивая чрез раскопы, причем желает полнейшей гибели и исчезновения нашего святейшего монастыря, выставляя предлоги в погрешностях, пиша и смущая православный народ? Быть может, (он делает это) для того, чтобы устранить то милосердие и благоговение, которое имеют к тому божественному храму, как изворотливый и коварный в делах и в словах; ибо на деле он препятствует поклонникам, которые, будучи движимы рвением божественным, прибывают на поклонение, а словами и писаниями унижает нас [7] и клевещет на нас, движимый злоначальником. Мы, как сказали, претерпевая сие и многое другое, молчим, а он не остается в покое, но смущает и беспокоит всяческими способами с коварством, чтобы подчинить и поработить самовладычество и самостоятельность того святейшего престола, рассеяв повсюду писания. Отцы, не будучи в силах более выносить столь ужасные и великие бедствия, обратились к вселенскому суду, рыдая и оплакивая сообща обиды, которые часто причинял (патриарх) Иерусалимский сей божественной горе (и не насытился этим, но прельстил и его всесвятейшество, как незнакомого с царскою новеллою и соборным решением, и он дал послание). Они послали с нами и некоторых братьев, дабы они искали правды и исповедали устно наше несчастие, как будто бы мы терпели войну от звероименных Арабов, не будучи более в силах выносить вредные смущения его святейшества. Сам же благословенный, не знаю каким способом, был им обманут и всецело склонился к желанию его, так как даже по совету избранных архиереев и уважаемых клириков не согласился изменить то странное и единоличное послание, которое он дал, но остался непреклонным как гордец, прельщая нас коварствами и ложными обещаниями и тиранствуя над нами до сего дня. Мы же, как неискусные в подобных хитростях и верящие их ложносплетенным пустословиям, страдаем, как богомудрая душа твоя может узнать из многого. Посему мы умоляем твое высочество, как богочестивого, просвещенного и разумнейшего повелителя, склониться к истине и написать им приглашение к миру, — чтобы они [8] оставили свое упрямство и дали грамоту согласно древнему соборному определению и царской новелле, подтверждая самовладычество нашего святейшего престола и богопрославленного монастыря, так как мы не ищем ничего нового или непредписанного, но довольствуемся царскими и соборными божественными определениями, которые имеем в наших руках. Если же они не перестанут притеснять и вредить нам, то мы подадим прошение превосходительнейшему епитропу 5 согласно свободе, которую имеем от прославляемого ими пророка 6, а равно и по преемству от султанов до сего времени, и тогда выяснится правда, в которой они часто нам отказывали. Мы, ища мира, склонились к желанию их, но они уклонились от истины и не думают ни о чем другом, как только о том, чтобы завершить свои злые дела и причинить нам вред внутренний и внешний. И мы терпим все это только для того, чтобы сохранить свободу святого места, как истинные духовные чада святого монастыря. Не заботясь только о собственных выгодах, как незаконные дети и наемники, но имея попечение об общей пользе, мы выносим всякую печаль и утеснение, страдая вместе со всею братиею, и уповаем на милость благоподателя Бога, что Он не оставит нас до конца, но призрит на нас и избавит нас, как древле Израильский народ, от владычества их. Его же благодать и беспредельная милость да будет с твоею светлостью во всей жизни. Аминь. 1690, декабря 20-го, из Константинополя.

Твоей светлости молитвенник Анания.

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Коринф. I, 11, 19.

2. Деян. 20, 28-29.

3. Ср. Деян. 9, 15.

4. Ср. Коринф. II, 11, 13-14.

5. Т. е. великому визирю.

6. Т. е. Магомета.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.