Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОПОЛНЕНИЯ и ИЗМЕНЕНИЯ

в "Истории Синайской архиепископии" патриарха Досифея

по второй редакции автора.

Под второю редакциею Досифеевой «Истории Синайской архиепископии» разумеется здесь текст, отличный от изданного (стр. 1-167, русск. пер. стр. 1-209), который, как сказано в предисловии (стр. IV-V), взят из собственноручной рукописи. Список этой второй редакции я видел, уже по отпечатании греческого текста, в библиотеке Константинопольского подворья Св. Гроба под № 627, но во время моего кратковременного пребывания в Константинополе в июле 1907 г. не располагал временем для сличения его. Вследствие разницы в разделении и в языке я принимал его за переработку Хрисанфа Нотары до июля 1908 г., когда ученый архидиакон Иерусалимского патриаршего престола о. Клеопа Кикилиди сказал мне в Иерусалиме, что и он знает другой список сочинения Досифея, значительно отличающийся от первоначального текста, и любезно предоставил его мне для изучения. При этом выяснилось, что Константинопольский список, непосредственно вытекающий из [444] этого другого, представляет не переработку Хрисанфа, а вторичный пересмотр, пополнение и разделение самого автора, произведенное под непосредственным наблюдением его; ибо в нем имеются во многих местах и на полях, и в тексте собственноручные изменения и поправки Досифея. Этот новый кодекс, на основании которого составлено нижеследующее дополнение, — бумажный (дл. 0,335, шир. 0,22), имеет 287 перенумерованных страниц, каждая из 31 строки в один столбец; написан он, как кажется, в два разные промежутка времени одною и тою же служительскою рукою; ибо он объединяет в себе два схожих по почерку отдела, разделенных помещенными между них несколькими неисписанными листами. Первый отдел (с. 1-243) заключает в себе сочинение Досифея о Синае, а второй (с. 244-287) — труд Хрисанфа о том же Синае. Перед сочинением Досифея писец оставил три ненумерованных листа, на которых поместил заглавия отделов и глав, а перед всем этим — общее заглавие рукописи в следующих словах: «Досифея патриарха Иерусалимского история об епископии святой горы Синая и обличение бывших по временам соблазнов и смут со стороны некоторых епископов его, искавших нововведений и преимуществ, вовсе им не свойственных, чуждых и во всем противоречащих святым правилам и древнему церковному чину и преданию. — И Хрисанфа, также патриарха Иерусалимского, возражения против того, что худо, ложно и нескладно приводится в так называемом Проскинитарии той же горы Синая, который они издали и печатно». [445]

Новая обработка сочинения Досифея разделяется, как и первая редакция, на восемь книг. Однако восьмая книга ее совершенно отлична от первой обработки, изданной нами (стр. 157-167, р. пер. стр. 196-209). В первоначальном виде эта книга, разделенная на 3 главы, трактует «о путешествии в Иерусалим и поклонении христиан», тогда как в новой обработке она состоит из одной только главы и трактует с богословской и символической точки зрения пространно и общим образом «о местах поклонения». Состоя из 18 убористых страниц (226-243), не имеющих прямого отношения к цели сочинения, она заканчивается приложением трех отрывков: а) из ответов Афанасия Александрийского Антиоху, б) из анонимного сочинения о богословии в «томе любви», стр. 423 1, и в) из хронографии Георгия Кедрина. Новое разделение на главы семи первых, уже известных книг будет указано на нижеследующих страницах, где приводятся заслуживающие внимания дополнения и поправки к первой редакции Досифея и затем простые перемены лексического и грамматического характера 2. Восьмая книга новой редакции, как труд незаконченный и не заключающий в себе ничего полезного нашим читателям, оставлена неизданною.

А. П.-К.

20 ноября 1908.


1. Об этом отрывке Досифей в примечании говорит: “однако известно, что это — Мануил Калека".

2. Эти последние поправки в русском переводе не воспроизведены.

В. Л.

В предисловии, стр. 3, строка 3 1, между словами: "Дионисий. И монаха" прибавлено следующее:

Некий благоговейный монах Григорий, отправившись на поклонение в Иерусалим, пришел в некое утесистое место. Внизу утеса был монастырь, в котором раньше был некий брат из числа монастырских и возымел желание поселиться в пещере, бывшей в утесе, и попросил игумена. Последний, будучи прозорливым, сказал ему: «Как же ты, чадо, будешь жить один, еще не подчинивши плотские и душевные страсти рассудку? Таковой должен быть учителем, а не нуждающимся в учении. Ты не знаешь разнообразных способов диавола; гораздо лучше тебе служить отцам и получать молитвы их в часы молений, чем одному бороться с нечистыми помыслами; ибо увы единому, когда он впадет в беззаботность и малодушие и не будет возбудителя его в людях, «где двое или трое собраны во имя Мое» (Матф. 18, 20). Однако (игумен) не смог отклонить его от такового намерения. Итак, когда он увидел, что он имеет решение неизменное, то позволил ему исполнить свое желание. Когда он с молитвою отцов вошел в пещеру, то в час вкушения пищи братья приносили ему нужное для еды; он, имея корзину, привязанную на веревке, спускал ее и получал припасы. Итак, когда монах был в пещере, диавол не переставал ночью и днем смущать его лукавыми помыслами. Через несколько дней, преобразившись в ангела света, он явился ему, говоря: «Ради твоей чистой совести и твоей высокой и [447] равноангельской жизни Господь послал меня послужить твоей святости». Он ответил: «Что же благое сделал я, чтобы мне служили ангелы»? Тот (сказал): «Все, что ты сделал, высоко и велико; покинув услады мира, ты сделался монахом; ты предался постам, бодрствованию и молитвам; и потом, оставив монастырь, ты поселился здесь; как же ангелам не служить (тебе)?» Внушив ему надменность сими словами, он являлся ему каждый день. В один из дней человек, ограбленный разбойниками, пришел к монаху; бес, подбежавши, говорит монаху: «У сего подходящего человека дом ограблен разбойниками 2, а ограбленное — то и то, и лежит в таком-то месте; итак, скажи ему, чтобы он ушел и взял это». Итак, когда человек пришел и поклонился внизу, монах сверху сказал: «Хорошо ты пришел, брат! ты имеешь скорбь; итак, пойди туда и найдешь все это, и молись за меня». Тот, удивившись, ушел и нашел все и прославил по всей той стране, что монах в пещере сделался пророком, и прибегали многие, и он, наущаемый диаволом, каждому говорил происшедшее или даже будущее. Игумен и монахи дивились, как он в короткое время сделался таким. Итак, когда этот несчастный был введен в такое заблуждение, на второй день после Вознесения Господня бес явился ему, говоря: «Знай, отче, что вследствие твоей безупречной жизни придут и другие ангелы, чтобы так вместе с телом вознести тебя на небеса, дабы ты узрел там [448] незримые красоты». Сказав так, он стал невидим. Бог, же желающий никому гибели, вложил в сердце его возвестить обо всем игумену. Когда по обычаю пришел брат, он поручил ему сказать игумену, чтобы он пришел к нему туда. Когда (брат) доложил, игумен, оставив свое занятие 3, взошел и сказал ему: «Чего ради, чадо, призвал меня»? Он говорит: «Что я воздам тебе, отче святый, за то, что ты сделал мне»? Игумен: «И какое благо»? И сей: «Да, многие блага и высокие и великие, ибо чрез тебя я удостоился облечься в ангельский образ; чрез тебя я поселился здесь, чрез тебя удостоился беседовать с ангелом, чрез тебя удостоился благодати пророческой». Игумен: «Ты удостоился лицезреть ангелов, несчастный? ты удостоился благодати прозорливости? увы тебе, увы тебе, жалкий! Не говорил ли я тебе, чтобы ты не восходил и не впал в заблуждение»? Монах: «Не говори так, отче святый! Я чрез молитвы твои и ангелов зрю, и в день Вознесения буду вознесен ими на небеса с сим телом; и знай, что я намерен попросить Господа моего и тебя взять подобным образом, дабы мы были вкупе». Слыша сие, игумен, бия лицо свое, сказал: «Ты взбесился, несчастный, обезумел. Однако я не сойду, пока не увижу, что случится с тобою; ангелов, о которых ты говоришь, я не желаю видеть, но все-таки ты, когда увидишь, скажи мне». Тогда он повелел поднять лестницу и пребыл с заблудшим., постясь, молясь и читая псалтырь. Когда же настал час, (монах) увидел бесов и говорит: «Пришли, [449] отче». Тогда игумен, обняв его, воскликнул громким голосом, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слово Бога, помози заблудшему рабу Твоему и не попусти ему быть покоренным нечистыми бесами». Когда он говорил сие, бесы влекли заблудшего, (стараясь) вырвать его из рук старца, но он запретил им, и они, взявши паллий заблудшего, стали невидимы. Он видел паллий поднимающимся в воздушную высь, пока он не скрылся; и после довольного времени, вот, паллий спустился и упал на землю. Тогда старец говорит заблудшему: «Видишь, жалкий, что сделали бесы с твоим паллием? так они хотели сделать и с тобою, как и с Симоном волхвом». Тогда он низводит его и ставит служителем братии в пекарне и в поварне, дабы он смирился. Видите, каких врагов имеем мы? Охраним себя от лукавых помыслов чрез помыслы о смерти и вечных наказаниях! Сим предадимся и в постах, бодрствовании и молитвах будем молиться Богу в смиренном сердце.

Когда святой Пахомий однажды бодрствовал с божественным Паламоном и впереди случился пожар, другой брат, который прибыл остаться с ними, вставши, говорит старцу: «Имеющий среди нас веру да станет на сих угольях и да помолится молитвою евангельскою». Старец, понявши, что сие есть слово гордыни, запретил ему, говоря: «Перестань говорить сие, ибо ты заблуждаешься». Он же, не послушавшись его, поставил свои ноги на уголья, произнося молитву и ничего не претерпевая. Сойдя, он увидел действие бесов по попущению Божию, вследствие которого не повредил себе ног, и еще [450] более вознесся сердцем по писанию: «К превратным превратные пути посылает Бог» (Ср. Притч. 21,8). Итак он удалился от них. И бес, увидев его покорившимся, преобразился в красивую женщину и пришел стучать в дверь, где он был, говоря: Так как мне докучают заимодавцы, (требуя) отдачи (долга), а я не имею (денег), то прошу тебя, прими меня в свою обитель, пока они пройдут». Он, приняв ее и не соблюдя скромности, был поражен стрелами вожделения; и сего ради бес, пришедши, поверг его в исступление, и был он как бы мертвый три дня. Засим, пришедши в чувство, он пришел к отцам. плача и дрожа, и говорит: «Я виновник моей гибели; вы внушили мне многое, и я не послушал, но все-таки помогите мне, несчастному, ибо я в опасности от сего беса». Когда он еще говорил и сии плакали, он внезапно обезумел и, убежавши к горе, вошел в Панополь и там после (некоторого) времени бросился в банную печь и сгорел.

Великий Пахомий, взяв некоего из братьев, не жившего по Богу, говорит ему: «Брат, говорит Господь: Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Отца Моего» (Иоан. 6,38). И ты, поелику тебе завидует враг, выслушай меня. Когда братья принимают пищу, съедай на общей трапезе их пять кусков и вкушай от варева их, но не пресыщайся, дабы не получить препятствия к делу Божию, и позже насыщайся: и вне собрания братьев не молись много, пока не покоришь беса хвастовства, который злоумышляет на тебя». Услышав сие, тот [451] временно послушался, но позднее снова последовал заблуждению, говоря в себе: «Где написано: не постись, не подвизайся, не молись? Сии не могущие препятствуют и могущим». Итак, когда он был на пути к безумию, великий Пахомий зовет Феодора и говорит ему: «Ты видел, что я весьма скорблю из-за такого-то, что он не слушает нас; итак, пойди, посети его и узнай, что он делает». (Феодор) нашел его непрестанно молящимся и, возвратившись, доложил Пахомию. (Последний сказал): «Пойди, запрети ему молиться; когда же запретишь ему, тотчас явится тебе бес, действующий в нем; и когда увидишь, задержи его, пока я приду». Он сделал так, и получивший запрещение воскликнул, говоря: «Нечестивейший, ты запрещаешь мне молиться»? И когда Феодор держал его, он бросился на него с палкой; но он, остерегшись, запретил ему во имя Господне, и он перестал. И говорит ему бесноватый: «Желаешь узнать, что поющие с удовольствием поют по моему воздействию? Вонми тому, чье пение слышишь; ибо он девять раз скажет слово». И Феодор, услышавши, удивился и убоялся, размышляя: «Итак, мы нуждаемся в трезвости для избежания злых козней врагов». После многих молитв Пахомия бесноватый пришел в разум 4.

В другой раз, когда великий Пахомий плел циновку, явился ему бес, говоря, что он — Христос. Бесы же не имеют власти не только явиться кому-либо, но даже внушить злой помысел без [452] попущения Божия; получают же попущение, дабы обнаружились годные. Святой, будучи прозорливым настолько, чтобы различать духов лукавых от святых, тотчас сообразил то, что при видении святых помыслы зрящего совершенно исчезают и ничего не видят, кроме святости являющегося в видении. «Вот, я вижу сие и мыслю, и рассуждаю; ясно, что он лжет и не есть из святых». Бес, увидев его размышляющим так, начал ослаблять его помышления; и (Пахомий), вставши с верою во Христа, простер руку свою, чтобы схватить его, вместе производя дуновение, и он тотчас исчез, как дым.

Святый Касиан Римский сказал: «Вспомните старца Ирона и падение, которое он испытал немногими днями раньше, как он издевательством диавола с той высоты жизни был низвергнут в глубину Ада. Ибо мы помним, что он провел пятьдесят лет в пустыне, живя в большой суровости и воздержании, и стремился к крайней пустынности и уединению превыше всех бывших здесь. После стольких великих подвигов он, став игралищем диавола и поскользнувшись к тягчайшему падению, поверг в неутешную скорбь всех бывших в пустыне древних отцов и братьев. Сего он не претерпел бы, если бы был укреплен скромностью, которая научила бы его повиноваться не собственному помыслу, а совету своих братьев и отцов. Ибо он, следуя собственному помыслу, настолько стремился поститься и уединяться превыше всех людей, что даже в праздник святой Пасхи не приходил в церковь, дабы, сходясь с отцами и братьями и трапезуя с ними, не быть вынужденным вкусить овощей или чего-либо другого из [453] (яств, находящихся) на столе и не показаться отпадшим от своей цели и предела. Итак, он, много обманутый своею волею и приняв и поклонившись бесу, как ангелу, получает от него повеление в полночь броситься в глубочайший колодезь, чтобы узнать на опыте, что он не подвергнется никакой опасности вследствие присущей ему великой добродетели и трудов по Богу. Он, не различивши размышлением, что это был Сатана, бросился в колодезь. Немного спустя братья, узнавши о случившемся, едва смогли извлечь его полумертвым. Затем он, проживши два дня, умер, оставив скорбь братьям и пресвитеру Пафнутию, который, помня великие подвиги его, не исключил его из поминовения и приношения за усопших, дабы он не был сопричислен к самоубийцам».

Стр. 8 внизу: декабря 28-го.

Стр. 9,5 после слов «бежав с собора» вставлено: как рассказывает Евагрий. — Строка 9: был разбойнически рукоположен якобы епископом Иерусалимским, как некогда в Константинополе Максим Киник, и совершил и т. д. — Строка 7 снизу: этому-то собору, как явствует из 3-й части деяний Халкидонского собора, царь написал и т. д.

Стр. 12,4 сл. текст читается так:

Так (свидетельствует) об епископе Синайском «Чин», который если бы и не был древнейшим, потому что в нем не упоминаются многие епископы, бывшие на соборе при (патриархе) Иерусалимском Петре, и был составлен после сего, то все-таки составление его в близкое время ясно из того, что [454] Нил, прозываемый «Слава отцу», в письме к Рожеру, королю Сицилийскому, выписывает его целиком; из сего и запись епархий показывает, что он составлен до побега язычников. В-третьих из «Духовного Сада» и т. д.

Заголовок “Глава третья" находится там, где в издании стоит заголовок “Глава шестая" (стр. 17).

Стр. 14. Заголовка “Глава четвертая" нет. После слов “положения и состояния" текст читается так:

В пятых сказано, что Нил «Слава отцу» в письме к Рожеру, королю Сицилийскому, в 6600 г. помещает его целиком... При Юстине и т. д.

Стр. 16-17. Вся глава пятая отсутствует и вместо нее читается следующий текст:

В 633 г. от Христа был рукоположен патриархом в Иерусалим святый Софроний, который написал в своем «Лимонарии» вышеприведенный рассказ об авве Георгии Синаите, из которого явствует, что Синай был подчинен престолу Иерусалимскому. Заметь, что этот «Лимонарий» называется и «Духовным Садом», как сказано. Составил его Иоанн Мосх, а дал общине церкви святый Софроний, и посему он называется Софрониевым. Его принимает святой вселенский седьмой собор, как сказано,

Почему епископия горы Синая иногда называется епископиею и иногда архиепископиею. Глава третья. Около 1090 г. и т. д.

Стр. 18, в конце главы после слов «в Иерусалиме» прибавлено следующее:

Явствует и из письма Геннадия Схолария к Синаитам, что епископия Синайская несомненно подчинена апостольскому престолу Иерусалимскому. [455]

Глава четвертая.

В 1453 году и т. д.

Стр. 24, строка 11, между словами «обещали» и «как епископ» текст читается так:

...определенно обещали, что на будущее время епископ их будет действовать как епископ по чину православных, не преступая и не новшествуя в чем-либо ни внутри монастыря, ни вне (его), надписываясь и подписываясь епископом и облачаясь.... кроме нововведенного им золотого лора и т. д.

Стр. 47,7: Августа 10-го.

Стр. 64,16: кончина патриарха Паисия отнесена к 1659 г.

Стр. 65,8: рукоположение состоялось в 1660 г., апреля 10-го.

Стр. 66,2. К слову “записи" Хрисанф собственноручно прибавил на поле следующее примечание:

Но сии собственные и первоначальные записи архиепископ их кир Косма, когда бежал из монастыря и ушел в Иерусалим чрез пустыню, принес с собою в Иерусалим, как были нетронутыми, и вручил их тамошнему святому собранию, и они снова были положены полностью во святом кодексе престола.

Стр. 67,4: ...Московию таким образом, как сказано в книге о патриархах Иерусалимских, причем и т. д. — Строка 21: вм. «Лагарид» читается «Лигарид».

Стр. 68,1: на соборе, и после собора презираемый и униженный уехал и т. д. [456]

Стр. 83. В примечании на этой странице указано, какие документы, относящиеся к Синайской епископии, помещены в собственноручной рукописи Досифея. Новая рукопись после текста соборной грамоты патриарха Константинопольского Мефодия, которого был лишен епископства Анания в декабре 1670 г. (перевод ее см. выше в прил. 5, стр. 330-335), и перед текстом “Соглашения Синаитов о рукоположенными епископом их Иоанникием" (см. прил. 7, стр. 345-350) заключает в себе следующие слова Досифея:

Такую же соборную (грамоту) написал и (патриарх) Антиохийский кир Макарий. После издания этих грамот Анания не раскаялся. Посему Синаиты, дабы избежать соблазнов, обманули Ананию, и он подал в отставку: они сказали ему, что не хотят больше епископа, а игумена иеромонаха, и так он, обиженный, подал в отставку. Получив ее, отцы тотчас избрали себе епископом вышеупомянутого Иоанникия, от которого получили следующую согласительную грамоту.

Под текстом грамоты в издании [NeokleouV], To kanon. dik. стр. 55-58, опущены подписи Синаитов, с которыми вступил в соглашение новый епископ их Иоанникий; издатель удовольствовался приведением только двух подписей. Подписи полностью читаются так 5:

В Египте, 1671 г., в месяце сентябре.

Стефан иеромонах принимаю вышесказанное.— Макарий иеромонах п. в. — Паисий иеромонах п. в.— Меркурий иеромонах п. в. — Сильвестр иеромонах п. в.— Афанасий иеромонах п. в. — Кирилл иеромонах п. в. — Тимофей иеромонах п. в. — Арсений иеромонах п. в. — Мелетий иеродиакон п. в.— Рафаил иеродиакон п. в. — Лаврентий иеродиакон п. в. — Киприан иеродиакон п. в. — Парфений иеромонах Ит. в. — Иоаким иеромонах. — Старец Дионисий монах, эконом Египта, п. в. — Старец Иеремия и эконом [457] Раифа п. в. — Старец Христодул монах свидетельствую вышесказанное. — Старец Тимофей монах п. в. — Пахомий монах п. в. — Старец Иона п. в. — Старец Герман монах п. в. — Старец Малахия монах п. в. — Паисий монах п. в., и старец. — Ксенофонт монах и старец п. в. — Венедикт монах и старец п. в. — Прокопий монах и старец п. в. — Каллиник монах и старец п. в. — Панкратий монах и старец п. в. — Герман монах и старец п. в. — Григорий монах и старец п. в. — Захария монах и старец п. в. — Софроний монах и старец п. в. — Иеремия монах и старец п. в. — Афанасий монах п. в. — Кирилл монах п. в. — Митрофан монах п. в. — Иоанникий монах п. в. — Дионисий монах п. в. — Моисей монах п. в. — Константий монах п. в. — Нил монах п. в. — Иаков монах п. в. — Симеон монах п. в. — Герасим монах п. в. — Пахомий монах п. в. — Гавриил монах п. в. — И прочие отцы свидетельствуют.

Иоанникий иеромонах и кандидат собственною рукою подписываю.

Следует адресованное Досифею Иерусалимскому “донесение Синаитов о рукоположении епископа Иоанникия", составленное 4-го октября 1671 г. Текст его см. в книге To kanon. dikaion, стр. 59-60, а перевод — выше, прил. 8, стр. 350-351. Подписи полностью читаются так:

Твоего блаженства малые рабы и верные чада.

Паисий иеромонах и дикей.

Парфений иеромонах.

Сильвестр иеромонах.

Кирилл иеромонах.

Иоаким иеромонах.

Мелетий иеродиакон.

Рафаил иеродиакон. [458]

Старец Ксенофонт.

Старец Панкратий.

Старец Иеремия.

Старец Иеремия.

Старец Малахия.

Старец Григорий.

Старец Захария.

Старец Дионисий и

эконом Египта.

Старец Иоасаф.

Старец Венедикт.

Митрофан монах.

Афанасий монах. [458]

Константий монах.

Старец Тимофей.

Старец Каллиник.

Старец Прокопий.

Старец Паисий.

Старец Кирилл.

Стр. 85. В конце “послания", после имени Мелетия иеродиакона прибавлены подписи следующих Синаитов:

Рафаил иеродиакон.

Старец Дионисий и

эконом Египта.

Старец Тимофей.

Старец Панкратий.

Старец Иеремия.

Старец Иеремия.

Старец Малахия.

Старец Григорий.

Старец Захария.

Старец Каллиник.

Старец Прокопий.

Старец Иоасаф.

Старец Ксенофонт.

Афанасий монах.

Старец Паисий.

Старец Кирилл.

Митрофан монах.

Константий монах.

Исповедь Иоанникия.

См. ее в книге To kanon. dik.., стр. 61-62 (перевод см. выше, прил. 9, стр. 351). В рукописи она имеет следующий заголовок: Иоанникий иеромонах и кандидат святой и богошественной горы Синая и Раифа исповедую сие. После текста исповедания подпись: Иоанникий иеромонах и кандидат собственною рукою подписал. После исповедания Иоанникия в рукописи помещена Досифеева соборная, грамота, утверждающая соглашение Синаитов с епископом Иоанникием. См. и ее в книге To kanon. dik., стр. 63-66 (перевод выше, прил. 10, стр. 352-356).

Стр. 88. Глава третья имеет заголовок: О мерах, принятых при кир Каллинике против новшеств (епископа) Синайского. Начинается так:

Когда отказался кир Иаков и был поставлен патриархом в Константинополь кир Каллиник [459] Прусский, и некоторые невежды и варвары распространяли слух, что Синаиты сделались автокефальными (хотя сие слово было смешно: ибо как мог патриарх Константинопольский сделать автокефальным чужого епископа?), когда этот слух так или иначе разносился, то церковникам показалось весьма тяжким делом, чтобы в наши времена произошло такое новшество богоненавистное, во всех отношениях противозаконное, весьма еретическое и совершенно невозможное, и поэтому возникла общая забота и вопрос о подобающем исправлении. Посему сверх изданных уже грамот при кир Иакове было составлено другое соборное (определение), в которое были внесены и некоторые соборные грамоты из тех, которые были изданы в разные времена, когда Синаиты или боролись с некоторыми из святейших патриархов, или замышляли отпадение от церкви; все эти (грамоты) мы выписали выше. Посему в укрепление канонического церковного благочиния и для сведения повсюду православным, дабы они не были обманываемы нововводителями и не погрешали смертно, они помещены в изданном ныне соборном (определении), каковое и само написано подробно и вполне чисто и обнимает собою весь предмет.

После этого предисловия Досифей приводит текст упоминаемой соборной патриаршей грамоты, которую озаглавил так: Изданная при кир Каллинике грамота. См. ее в книгах: To kanon. dikaion стр. 78-87; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 410-422 (русский перев. см. выше, прил. 15, стр. 392-407).

Стр. 88. Начало главы 3-й читается так: Когда сии божественные соборные грамоты были изданы публично и другие подобные были написаны (патриархом) Антиохийским Кириллом, мы думали и т. д. [460]

Стр. 89.2. Соборную грамоту, о которой здесь идет речь, Досифей поместил вслед за концом главы третьей Она подобна известному ужо тексту 6, но в своем труде Досифей поместил разосланную во все епархии вселенского престола; посему начинается она так:

В великом граде сем, в Галате и окрестностях, а также и повсюду пребывающие подчиненные патриаршему и вселенскому престолу святейшие митрополиты и пречестные, боголюбезнейшие архиепископы, во Святом Духе возлюбленные братия и сослужители, боголюбезнейшие епископы. честнейшие клирики нашей Христовой церкви и каждой епархии благоговейнейшие иереи, преподобнейшие иеромонахи, почтеннейшие начальники и прочие благословенные христиане, чада во Господе возлюбленные нашей мерности, да будет вам всем благодать, мир и милость от Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, молитва же, благословение и прощение от нас.

Оканчивается так: «...и отеческим и соборным проклятиям повинные. Да будет прочитана настоящая грамота, где нужно, невозбранно, под неразрешимым наказанием. 1689, в месяце октябре, индикта 13-го».

Внизу она имеет подписи патриарха Константинопольского Каллиника, Антиохийского Афанасия, Иерусалимского Досифея и семи соборных архиереев. Изданный текст представляет копию грамоты, посланную митрополитам Молдовлахийскому и Угровлахийскому.

Стр. 90,4-102,11. Эта часть от слов ,,Когда патриаршая грамота" и т. д. составляет во второй редакции Досифея пятую главу с заголовком: О нечестивейших деяниях, которые против нас двинули Синаиты. [461]

Стр. 94,6-2 снизу читается так: Это не выходило иначе, как если бы состоялся как-нибудь собор, были ясно рассмотрены их оправдания и все патриархи приехали в Константинополь, но невозможно было, чтобы это устроилось легко; поэтому мы решили предоставить рассмотрение одному (патриарху) Константинопольскому. Итак мы дали грамоту и т. д.

Стр. 96,11 снизу читается так:... обсудить предмет в отсутствии твоего блаженства, но только то было постановлено соборно, как было признано благословным по общему мнению всех присутствовавших в собрании, — именно, чтобы твое блаженство прибыл лично в сии места, чтобы прибыли и Синаиты и т. д.

Стр. 102,11. Опущенные в грамоте подписи именитых православных в Адрианополе читаются так 7:

Эконом поп Константин. — Гавриил иеромонах. — Димитрий иерей. — Захария иеромонах, скудный раб. — Филофей иеромонах и экклисиарх Величайшей Лавры. — Анфим иеромонах. — Зафирис иерей, раб твой. — Филипп иерей, раб твой. — Скарлат меховщик, раб твой. — Эммануил златарь. — Триандафилл бакалейщик. — Леондарис челепи. — Димитраки Энит безази и епитроп Сиротского дома. — Димитрий меховщик, раб твой. — Иоанн меховщик. — Петр меховщик. — Афанасий Босинаки меховщик. — Иоанн Хапса меховщик. — Афанасий Папазоглу меховщик. — Палеолог меховщик. — Савва меховщик. — Димитрий, кехая меховщиков. — [462] Триандафилл меховщик, раб твой. — Хаджи Стергий меховщик. — Манд меховщик.— Стефанио меховщик. — Стратис меховщик. — Хаджи Маргарит кафтанчи. — Хаджи Дим кафтанчи. — Хаджи Дука кафтанчи. — Георгаки Карпузи кафтанчи. — Муси кафтанчи. — Хаджи Сторгий кафтанчи.— Панагиоти кафтанчи. — Георгаки кафтанчи. — Рали кафтанчи. — Андрей кафтанчи. — Георгаки кафтанчи. — Зиси кафтанчи. — Георгий кафтанчи. — Пулий кафтанчи. — Хаджи Яни кафтанчи.— Стратис кафтанчи. — Антоний, такьяджидов кехая. — Иоанн Дерву такьяджи. — Калфа Ник такьяджи. — Георгий такьяджи. — Анастасий такьяджи. — Константин такьяджи. — Алексий первомастер абачидов. — Михалаки абачи. — Асани абачи. — Феодорис абачи. — Зоти сарачи. — Стамати сарачи. — Конста сарачи. — Кирьязис сарачи. — Дьямандис сарачи. — Полизой сарачи. — Гаитани куимчибаши везиразема. — Георгаки чохачи, по реклу Пазарчикли.— Иоанн Мангафоглу.

Стр. 117. После подписей соборной грамоты 1690 г., месяца августа, рассказ Досифея продолжается так:

Каймакам, узнавши, что я бежал, сделал о нас донесение визирю и послал его в Нисий, где визирь осаждал тамошний городок, который занимали немцы; но визирь, как человек умный, понявши правду, тотчас прогнал его и назначил другого. Отправились туда и Синаиты и с лукавством и большими издержками получили указ, но (такой же) как и первый. Прибывши с чаушем в Адрианополь, они призвали нас на суд к тамошнему каймакаму. Но собралась община христиан и хотела растерзать их. Посему они обещали с [463] отлучением и наказанием анафемою, что отправятся в Город и, когда приедем и мы, дело будет рассмотрено соборно, и так отпустили их. Однако они снова взяли чауша, отправились в Византию и привлекли всесвятейшего патриарха в суды; но в конце концов, будучи поставлены и там, в диване каймакама, на очную ставку с всесвятейшим и оказавшись лжецами и выдумщиками, были прогнаны с гневом.

Как в Константинополе Синаиты были посрамлены и церковно и граждански, ибо было определено, чтобы (архиерей) горы Синая был епископом, а не архиепископом.

Глава седьмая.

Визирь взял Нисий, Семендру и Белиградий от немцев и возвратился в Византию в декабре 1691 г. Прибыли и мы, и снова Синаиты с доносами. Некоторые христолюбивые люди сказали им: «Вот церковь, в которой есть столько серьезных (людей), и неправды быть не может; чего вы ищете от гражданских судов»? Они ответили: «Наша церковь — Кьопрулоглу», разумея визиря. И так они пошли к визирю и сделали донос, но он прогнал их. При выходе их встретила толпа православных и хотела растерзать, но они убежали и спрятались. Всесвятейший послал донесение визирю и просил судить их, но он ответил: «Ваш спор касается вашей веры, и что вы нас спрашиваете? мы не хотим даже знать, что вы делаете». Итак состоялся великий собор в патриархии, в самой церкви, и пришли Синаиты, бывшие в своем [464] подворье, и на вопрос сказали: «Ни епископ наш, ни мы не имеем сведений о том, что услышали; это проделывают только такие-то, а мы повинуемся Богу и святой церкви Христовой». Итак был рассмотрен вопрос, что должно сделать, и признано благословным, что хотя и тут выясняется, что епископ и большинство Синаитов держатся одного и того же мнения, но все-таки христиане, анафематствуя всех, охладевают к монастырю, и возможно, что милостыня уменьшится или прекратится; посему должно снова устроить дело, и даже в настоящей соборной (грамоте). Кроме того, было признано и решено, что (архиерей) горы Синая отныне не должен ни именоваться, ни быть архиепископом, но епископом по причинам. Настоящая грамота была прочитана в воскресение Поклонения Кресту в церкви патриархии и послана в копии в Египет и прочитана в патриархии в Мисирии.

Следует соборная грамота от января 1641 г., о которой см. примечание на стр. 116 (перевод в прилож. 14, стр. 376-392).

Стр. 141. Между концом 5-й книги и началом 6-й имеются следующие новейшие дополнения Досифея, отсутствующие в первой редакции.

Глава восьмая.

О пребывании епископа горы Синая в Константинополе и Влахии, и чем оно кончилось.

В 1694 г. (епископ) горы Синая Иоанникий прибыл в Константинополь. Он роздал многим духовным и мирянам много даров; многими способами старался он устроить дела по своему желанию, но не смог. При всем том он не успокоился, но послал одного своего иеромонаха в Охриду и искал оттуда помощи, так как Логофет [465] говорил, что там в библиотеке архиепископии имеется в одной книге хрисовулл Юстиниана, где он называет (епископа) горы Синая автокефальным; и он просил (архиепископа) Ахридского переписать его, подписать со своими архиереями и прислать ему. Был там некий Косма 8, который отправился в Иверию и наделал много зол, а также на Кипр, в Барбарию и, можно сказать, во многие другие места Востока и Запада и именовался то эксархом (патриарха) Константинопольского, то епитропом папы Римского, так как знал и по-латыни. Так как он приезжал на Синай, то был другом Синаитов. В настоящее время он находится в Охридской области. И так как в Охриде не нашлось подобного хрисовулла, то названный Косма составил какой-то вздор, обманул архиепископа и некоторых необразованных архиереев, и они подписали его. (Епископ) горы Синая взял его и показал некоторым друзьям своим, которые посоветовали ему спрятать его, чтобы не нажить себе величайшего стыда. Итак, с отчаянием убедившись, что в Константинополе он ничего не может сделать, он отправился во Влахию, откуда послал многих посредников к всесвятейшему патриарху Константинопольскому, находившемуся в Адрианополе с избранными архиереями, и к нам, когда мы также находились там, и просил, чтобы была составлена соборная грамота в немногих словах согласно соборной (грамоте) кир Иеремии. Однако, не было признано благословным, чтобы (грамота) была написана соборно, как он [466] просил, но была написана и послана ему следующая (грамота).

Соборная (грамота), которая была дана чрез посредство повелителя Угровлахии.

Эту грамоту, составленную в марте 1696 г., см. в книгах: [NeokleouV], To kanon. dikaion, стр. 107-111; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl. стр. 443-448. Русский перевод см. выше в прилож. 17, стр. 417-424.

Данная епископии горы Синая по любочестию наша грамота, утверждающая ей законную архиепископию.

Полученная (епископом) горы Синая во Влахии грамота не понравилась ему, потому что она тожественна с предыдущими. Посему он обратился с просьбою к повелителю Влахии и обещал отказаться от всяких новшеств и находиться во всем в подчинении церковным установлениям, если чрез его посредство получит полное и каноническое прощение, и затем удалиться в свой монастырь. Посему, когда нам написал светлейший повелитель, по любви к Владыке Христу, Который есть и именуется мир наш, и чрез посредство христолюбивого повелителя мы дали ему следующую грамоту.

См текст этой грамоты в книге To kanon. dikaion, стр. 112-115 (русский перев. выше, прилож. 18, стр. 424-429). Непосредственно после своей собственной грамоты Досифей во второй редакции поместил другую грамоту от августа 1705 г., которую озаглавил: Запечатленное постановление на пергаменте об управлении Синаитов. Она состоялась при Константинопольском патриархе Гаврииле 3-м. Текст ее см. в книгах: To kanon. dikaion, стр. 119-128; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 453-463 (русский перевод выше, прилож. 19, стр. 429-442).

Стр. 131,8 снизу: Мы говорим, во-первых, что царь или, по Евагрию, тиран Василиск и т. д.

Стр. 132,9 снизу: Т. е. чтобы она не была подвластна какому-либо патриарху так, чтобы получать от него рукоположение и т. д. [467]

Стр. 134,17 св. В четвертых Нижняя Иверия была епархиею (патриарха) Константинопольского и сделалась автономною раньше Льва Исавра, а Верхняя была епархиею (патриарха) Антиохийского и сделалась автономною архиепископиею при царе Константине Мономахе и т. д.

Стр. 142,3 св. Следуем блаженному Петру и его благоговению. И так мы охотно во всем следуем нашему старцу и т. д. — Строка 13 снизу: или сам сочинил новеллу (ибо он и сам новшествовал, помогая Синаитам, как будет сказано, при чем клеветал и на патриарха Александрийского), им сочиненную и т. д.

Стр. 143,13 св. «Мы прочитали в Исаии» и т. д.

Стр. 147,18 св. Во-первых замечает в той самой хронике и т. д.

Стр. 148 внизу: отверг и опроверг сию новеллу. Следовательно, она несостоятельна и по противоположению.

Стр. 149,2 снизу: а не настоящего, дабы нам не огорчать и в сем Синаитов. Посему и т. д.

Стр. 155,1 снизу: отдал приказ Мильтиаду Римскому соборно рассмотреть их дело, и он с собором 19 епископов и т. д.

Стр. 156,12 снизу: против партии Доната; его подражателями были и последующие православные цари; только отступник Юлиан, завидуя единству церкви, дал свободу партии Доната. Об этом и т. д. — Строка 10 снизу: Августина в письмах 162, 165 и 166. — Строка 7 снизу: Евсевия кн. 58, гл. 5.

Стр. 159,1 сверху: иногда святейшими, но никогда не (именуются) вместе блаженнейшими и святейшими и никогда в общениях и т. д. [468]

Стр. 161,4 сверху: почестей? О митре мы сказали необходимое в книге о патриархах Иерусалимских; ныне же говорим, что Климент и т. д.

Стр. 163,7 сверху: Титул есть слово латинское, которое значит надпись, надписание, предписание; ибо люди и т. д.— Строки 14-3 снизу: пишут к равным им; посему патриархи, как составляющие единое и объединяемые в таковом сане, надписывают свое имя впереди послания не только (тогда), когда пишут к меньшим, но и друг к другу, всегда ставя впереди каждый свое имя и надпись, подобающую его престолу и области. И когда пишут к царям и т. д.

Стр. 165,2 снизу: по изрядному слову доставляют сокровища страстей Спасителя, составляющие платы для многого искупления грехов и т. д.

Стр. 167,2 сверху: как будто бы не было в церкви чина, но чтобы нога была головою и т. д.

Стр. 170,5-7 сверху. Текст Синаитов во 2-й редакции полнее: По грамотам, которые имеет в руках архиепископ, мы поняли, что с тех пор, как произошло «фети», и поныне архиепископ Синая свободен и самовладычен.

Стр. 172,11 св. при Константине] при Константии.

Стр. 176,19 сверху: иногда переходит в ересь и порождает себе некую ересь и т. д.

Стр. 177,10 снизу. Вместо спутанных слов «Оптат и Донат в гл. 3-й (сочинения) против Пармениана» в новой редакции читается: И о Донатистах Оптат и Августин в гл. 3 против Пармениан.

Стр. 178,10 сверху: и считать святою одну свою ограду и т. д.

Стр. 179,2 сверху: хартофилак Анастасий. [469]

Стр. 185,19 сверху: которой подчиняется, и как он может не судиться патриаршим собором, которому подчиняется, ища апелляции и т. д.

Стр. 186,3 снизу: вм. апостольских (мужей) читается: раскольников.

Стр. 195,14 сверху: «да будет анафема». И 7-й вселенский собор, с которым согласуется и Синодик православия, говорит: «Все противное учению и установлению святых отцов» и т. д. Больше всего и т. д.

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Страницы и строки указываются по русскому переводу. В. Л.

2. Так написано собственноручно автором на поле рукописи вместо стоящих в тексте слов: “Сей человек ограблен разбойниками, дом его".

3. Собственноручно исправлено Досифеем на поле вместо испорченных слов текста.

4. Последняя фраза написана рукою Досифея на поле для восстановления слов текста: “Пахомий же, много помолившись, пришел в разум".

5. В подлиннике каждая подпись занимает отдельную строку. Буквы “п. в." сокращают слова “принимаю вышесказанное", повторяющиеся при всех подписях, кроме двух. Перев.

6. См. [NeokleouV], To kanon. dikaion, стр 88-95; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 423-430. Русский перевод см. выше, прилож. 16, стр. 407-417.

7. В подлиннике каждая подпись в отдельной строке.

8. В рукописи пустое место в 1 1/2 строки.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.