Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Досифея патриарха Иерусалимского,

история епископии святой горы Синая

КНИГА ВОСЬМАЯ,

в которой (автор) защищается против того, что говорит Анания в своем письме, — что он препятствует христианам путешествовать на Синайскую гору на поклонение.

Глава первая.

О путешествиях в Иерусалим и поклонении христиан, что оно ведется издревле, а также какова и в чем заключается польза его.

1) Святое Писание говорит: «Нечестивый, впавши в глубину бед, презирает» 1, поелику затемняется и имеет оскверненным и ум свой, и совесть свою. Таковы и последователи Кальвина еретики, так как они восстают против сего благоговения и поклонения святым местам Спасителя, хотя и в тайне, быть может, толкуя слово святого Григория Нисского, которое он написал против такового поклонения. — 2) Пусть пробуждаются лжепророки, появляются еретики, родятся раскольники, пусть обещают небо своим последователям, грозят вечными муками всем не следующим за ними, величают себя ангелами с неба, производят знамения и силы, пусть последует за ними весь мир, пусть хулят одни веру, а другие — предания кафолической церкви Христовой, пусть [197] поносят церковных домоправителей и рабов Христовых; пусть поколеблется земля, возшумит море, падет небо. Все сие и подобное пусть будет; но да устоит слово Божие, открытое в святом Писании и в божественных отцах, и оправдается мудрость от чад ее. Пусть служат язычники — каждый тому богу, которого избрал себе, пусть хулят еретики святых и святое; мы же со святою церковью Христовою поклоняемся и служим только единому истинному Богу, святой и единосущной Троице; поклоняемся или чтим святых и святые иконы святых; чтим, благоговеем и поклоняемся честному Кресту, древу честного Креста, святому и животворящему Гробу Господа нашего Иисуса Христа, святой Голгофе, снятому Снятию со креста, святому Вертепу Рождества во плоти Господа нашего, Следу Его на горе Елеонской, святому и богоматернему гробу в Гефсимании и прочим святым местам Спасителя нашего так же, как чтили и поклонялись им отцы наши от времени святых апостолов до нас. Отвергающих же таковую честь, как учащих вопреки церковному преданию, установлению и учению святых отцов, анафематствуем. Если же они, принимая святые Писания вопреки толкованию святых отцов, ложно изъясняют их и насилуют по воле своей, — и их со святым вселенским седьмым собором паки анафематствуем. — 3) И так как то, что некоторые хулят отправляющихся на поклонение Святым местам, началось с новых еретиков, появившихся на Западе, то мы, подобающим образом опровергая возражения их, вместе с тем опровергаем и хулы всех борющихся против почитания и благоговения к [198] святым местам. Итак, Клавдий Туринский у некоего Ионы в 3-й книге (сочинения) о почитании икон вместе с некоторыми другими (лицами) говорит, что суетно поклонение, которое бывает у Святых мест. Так называемые Увиклиситы, как свидетельствует Фома Увелденский в т. 3, тит. 15, осуждали отправляющихся на поклонение к Святым местам, как идолослужителей. И Иоанн Кальвин в 4-й книге «Уставов», гл. 13, парагр. 7, говорит, что отправляющиеся с молитвою ко Святым местам ради поклонения не только суетны, но и явные нечестивцы; это он дерзает доказывать с свойственною ему болтовнею, именно он полагает, что (сие поклонение) уничтожает существующий монашеский образ жизни, так как всякое вольное поклонение (т. е. которое не определено Писанием, но делается по склонности человека) не угодно Богу. Магдебургские схоластики (это — другие еретики) в 4-й сотне, гл. 6-й, в деянии 448-м говорят, что христиане начали путешествовать на поклонение Святым местам во времена Константина Великого; но впоследствии, спустя немного, эти путешествия были запрещены, как свидетельствует в одной речи Григорий Нисский; каковую речь они принимают за подлинную в той же 4-й сотне, гл. 11, в деянии 958 и последующих деяниях; из нее-то они и берут эти доводы. Первое: Христос (Матф. 5) среди тех (дел), которые делают людей блаженными, не поставил путешествия к Святым местам. — Второе: есть много духовных опасностей в путешествиях, особенно для женщин, как это явно. — Третье: мы не можем найти в Иерусалиме ничего такого, чего не имеем в нашем отечестве; ибо [199] Бог не более (пребывает) в Иерусалиме, чем в других местах, как явствует из того, что люди иерусалимские не лучше находящихся в других местах, а, быть может, и хуже. И к тому же, божественные предметы, т. е. храмы и жертвенники, могут находиться повсюду. Они приводят и послание Иеронима к Павлину о поведении монахов, в котором он многими доводами доказывает, что путешествия в Иерусалим не полезны, и приводит в виде примеров Антония Великого и других монахов, которые хотя и жили вблизи Иерусалима, но все-таки никогда не бывали в нем.— Однако, ни одним из сих (доводов) не должен смущаться православный, поелику путешествия к Святым местам суть дела боголюбия и благочестия, как учили многие, и соборы, и отцы, и сама практика кафолической церкви. Сие подтверждается и свидетельством святого Писания. Во Второзаконии (гл. 16) Бог повелевает, чтобы все сыны Израиля трижды в год путешествовали в скинию или храм Божий и поклонялись; каковую заповедь строго соблюдал Елкана и жена его (Царств 1, гл. 1). И сам Христос представляет сие Матери Своей и Иосифу (Луки гл. 2 и Иоанна гл. 12). И язычники приходили на поклонение в Иерусалим, покидая свою родину; и (Деян. гл. 8) евнух Эфиоп издалека приезжал на поклонение в Иерусалим; и (Деян. гл. 8) Павел стремился, если возможно, встретить Пятидесятницу в Иерусалиме; каковое свидетельство приводит Иероним в 17-м письме своем к Маркелле, чтобы показать, что хорошо христианам путешествовать к Святым местам. И путешествие святого апостола Андрея Первозванного [200] свидетельствует, что апостол многажды приходил для сего в Иерусалим и снова возвращался на проповедь. Сии примеры, взятые из святых Писаний, никоим образом не могут быть опровергнуты. Сие показывается и отцами. Ибо Евсевий говорит в кн. 6, гл. 2, что епископ Александр Каппадокиец, который потом был патриархом Иерусалимским и, наконец, честно пострадал, поехал в Иерусалим поклониться Святым местам. То же свидетельствует и Иероним в книге о славных мужах, в житии Александра, который жил за сто лет до Константина и был иеромистом; его удивительно восхваляют не только Евсевий Кесарийский в церковной истории и многие другие древние церковные историки, но и сами Магдебуржцы в 3-й сотне, в начале главы 10-й. Отсюда явствует, что ложно утверждение Магдебуржцев, будто путешествия к Святым местам начали совершаться при Константине Великом. И святой Николай еще в юности и раньше царствования Константина ради молитвы отправился в Иерусалим, как свидетельствует Метафраст 2. И тот же Евсевий в кн. 3-й жизнеописания Константина и Амвросий в выходном слове Феодосия восхваляют святую Елену, что она ради молитвы отправилась в Иерусалим. Иоанн Златоуст в 66-й проповеди к народу в Антиохии, под конец, сравнивая гробы мучеников с гробами царей, говорит: «Посему для того, чтобы видеть царские дворы, никто никогда не путешествовал; но многие цари совершили путешествия по [201] большей части для того, чтобы посмотреть на место, ибо те постройки показывают следы грядущего суда, знаки святых страстей Его, где бичуются бесы, а люди исправляются и освобождаются». Иероним в 17-м письме к Маркелле говорит: «Долго теперь от Вознесения Господня до настоящего дня пробежать лета всех, — кто из епископов, кто из мучеников, кто из воссиявших в церковном учении мужей приходил в Иерусалим, полагая, что у них недостаточно благочестия, недостаточно знания, и они не могут (как говорят) взять блаженную руку добродетелей иначе, как при поклонении Христу в тех местах, в которых впервые воссияло Евангелие с места осуждения». Подобным образом и в письме 27-м о кончине Павлины он говорит: «Какого народа люди не приходят к Святым местам?» И в письме 46-м к Рустику, который дал обет отправиться к Святым местам Палестины, говорит: «Отдай то, что ты обещал в присутствии Господа; не ясна жизнь человеческая, как бы тебе не скончаться до исполнения обещания». И в письме 154-м он увещевает Десидерия поехать к Святым местам и между прочим говорит: «Воистину поклониться (там), где стояли ноги Господа, есть часть веры». Пульпикий во 2-й книге священной истории, описывая поклонение блаженной Елены, говорит: «Удивительно видеть в Иерусалиме: на месте, с которого Господь вознесся на небеса, еще доселе сохраняются следы ног Его, и хотя многие верные из многих мест сходятся на сие святое место и берут нечто от попираемого праха, все же песок не чувствует никакой убыли, но целый [202] и невредимый находится на месте своем». Павлин в 11-м письме к Севиру говорит: «Не иначе желание влечет людей в Иерусалим, как для того, чтобы видеть и осязать места, в которых пребывал Христос». Святой Августин в письме 137-м к клиру и народу Иппонскому говорит: «Избрали некое средство, как связанные общим соглашением оба отправиться в Святую Землю». Касиан в кн. 4-й о распоряжениях отрекающихся, гл. 31, упоминает о неких монахах, которые ради молитвы отправились в святые места Иерусалима, и говорит: «Некоторые братья из мудрецов Египетских прибыли во Святые места ради молитвы». Сократ в последней главе 7-й книги пишет, что Евдокия, супруга Феодосия Малого, прибыла в Иерусалим по обету. Метафраст пишет о святом Алексии, человеке Божием, что он ходил ради молитвы во все известнейшие церкви мира и тем более в Иерусалим. Палладий в гл. 113-й пишет, что пресвитер Филором два раза приходил в Иерусалим ради поклонения, и в главе 118-й пишет, что святая Мелания, находясь в Иерусалиме, принимала приходивших туда из всей вселенной ради поклонения. Маврикий, диакон Константинопольской Великой церкви, составитель «Синаксариста», пишет под 9-м (числом) октября, что Андроник и Афанасия приходили в Иерусалим, и под 28-м того же (месяца) говорит, что ходил в Иерусалим на поклонение. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, пишет в житии Марии Египетской, что ежегодно приходило в Иерусалим на поклонение большое множество христиан. Некая Римская патрицианка, именем Рустикия, решила отправиться в [203] Иерусалим на поклонение Святым местам и приехала в Византию, чтобы поехать оттуда, но замедлила; тогда Григорий Двоеслов написал ей и сильно упрекал за то, что она замедлила исполнить свое обещание. Папа Григорий второй в первом послании к царю Льву Исавру говорит: «Начали люди со всего мира, летая, как орлы, приходить в Иерусалим, как сказал Господь: где труп, там и орлы. Труп — Господь, а высоко парящие орлы — благочестивые и христолюбивые люди». Златоуст в 7-й проповеди на Матфея говорит: «Никто другой не сделал этого селения славным и известным, а только один Он (т. е. родившийся Христос). После сего Рождества от концов вселенной приходят узреть ясли и место вертепа, как раньше предвозвестил пророк, говоря: Ты вовсе не наименьшая в правителях Иудиных» 3. Церковь в неделю Ваий в 3-й и 5-й песне поет: «Воспойте, людие, боголепно в Сионе и молитву воздайте Христу во Иерусалиме». Затем: «Сионе Божий, горо святая, и Иерусалиме, окрест очи твои возведи и виждь собранная чада твоя в тебе; се бо приидоша издалеча поклонитися Царю твоему». Император Феофил в третьей стихире на хвалитех поет: «Изыдите языцы, изыдите и людие, и видите днесь Царя небесного, яко на престоле херувимстем, на жребяти худе во Иерусалим входяща, в нем же уневещает Себе яко целомудренный новый Сион». Новым же Сионом и новым Иерусалимом Евсевий [204] Памфилов в житии святого Константина называет храм святого Воскресения, в котором Святой Гроб и Святая Голгофа, в которых Господь уневестил Себе церковь. Иоанн Дамаскин поет в первом главе Октоиха: «Обыдите, людие, Сион и обымите его»; и в 8-й песне Святой Пасхи: «Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе богосветлая яко светила от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки». В книге, именуемой Gerontikon, пишется: «Некий благочестивый монах, именем Григорий, рассказал мне, что им овладело желание отправиться в Иерусалим и поклониться Воскресению Господа нашего и всем тамошним досточтимым местам». Великий Юстиниан в 40-м распоряжении пишет: «Ибо всем известно, что Святое Воскресение (т. е. патриархия Иерусалимская) всех стекающихся туда со всей вселенной (коих количество не исчислимо словами) принимает и кормит, ежедневно принимая на себя расходы неизмеримые и превышающие всякие надежды, для удовлетворения собирающихся там, и чудотворение великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, немногими хлебами насытившего невыразимое множество, так что патриархии нужны и большие доходы и благочестивые предлоги, по которым она была бы в силах помогать такому множеству». Там же (говорится), что Евсевий, боголюбезнейший пресвитер и начальник сокровищницы святой Константинопольской церкви, уехав в Иерусалим, «успел купить доход 380 литр золота за 30 литр золота, или немногим больше или меньше», из коих несколько дали ему в долг Иерусалимские экономы. Сие пишет царь Петру, [205] преподобнейшему и блаженнейшему архиепископу и патриарху Иерусалимскому: «Твое блаженство, узнав наше решение (изложенное) в настоящем частном законе, да поставит его известным всем местным (людям) и да покажет уважение, которое держава наша имеет к святейшему и праведно всем родом человеческим поклоняемому Воскресению». Павлин в письме 11-м рассказывает, что множество христиан приходило на поклонение Святым местам и что патриарх раздавал частицы, отрубленные от честного древа, и оно оставалось целым и невредимым. И святой Августин говорит в 14-й речи, что один благочестивый поклонник взял святой земли из ограды святого Гроба и повесил ее в своей келлии, чтобы не быть искушаему бесовскими видениями, и впоследствии попросил боголюбезнейших епископов своей местности дать ему разрешение построить церковь там, где была уступлена сия досточтимая земля. Григорий Турский, старинный и ученый муж, в (сочинении) о славе мучеников утверждает, что в старину делались какие-то сосудцы, вылепленные из глины святой Земли, и рассылались по вселенной... как полезные. Сие делается и теперь и православными, и латинянами, и распространяется по миру. Изначала ходили на поклонение святому Иерусалиму со всего мира благочестивые христиане. Посему и Андрохомий свидетельствует о том, что мы подтверждаем по опыту,— что поклонники, которые, умирая там, погребаются на месте погребания странных, купленном на деньги цены, за которую был продан Иудою многоценный Христос, в двадцать четыре часа истлевают и превращаются в прах. Святая Елена, [206] узнавши об этом во время путешествия туда, взяла этой земли, наполнила множество бочек и послала в Старый Рим. Место, где была сложена эта земля, и до сего дня называется Святым полем (Campus sanctus). История патриарха Захарии достаточна для того, чтобы подтвердить, какое значение имеет поклонение Святым местам. Хозрой Великий взял честное древо из Иерусалима и сохранил его, как нашел запечатленным. Ираклий Великий, взяв его, сам принес в Иерусалим, поставил на святой Голгофе, и патриарх воздвиг его, как некогда воздвиг патриарх Макарий при Константине Великом; затем Ираклий, поклонившись Святым местам, удалился. Так чтили православные Святый Гроб изначала и до нас, так что если бы мы захотели рассказать подробно о благоговении царей, патриархов и прочих православных, обнаруженном к Святым местам пребывания Господа во плоти, то нам не достанет времени для повествования по слову апостольскому 4.

Глава вторая.

Какая польза от поклонения в Иерусалиме, и опровержение возражений противников.

1) Прекрасно рассуждают здесь некоторые из отцов, говоря, что от пользы путешественников доставляются три блага: первое — честь Богу и святым; ибо явное доказательство, что мы чтим Бога и святых, когда мы добровольно принимаем на себя труды и опасности, дабы узреть Святые места Спасителя Христа; второе — это дело раскаяния и особливо примирения, поелику таковое путешествие в [207] Иерусалим затруднительно и почти является наказанием; в-третьих, возрастает благочестие христиан, поелику пребывание в Святых местах внушает людям великий страх, который мы едва можем выразить словами, и великое благоговение; и хотя всюду есть святые места, но нет подобных тем, которые почтены присутствием Христа, окроплены кровью Его и носят следы Его пребывания. — 2) Против недоумений Кальвина должно сказать: вольным поклонением называется такое, которое принимается без размышления, как, напр., если бы кто помолился и не пошел к столу, или не вымылся два раза; поклонение же, которое совершается Богу чрез деятельность добродетели, не называется вольным или нововведенным и придуманным по чьей-либо мысли, хотя оно и не повелеваемое, как явствует из кн. Числ 30, где повелевается исполнять обеты. — 3) Против Магдебуржцев должно высказать два возражения: во-первых, что та речь, может быть, не принадлежит (Григорию) Нисскому, так как она не была всегда в собрании его сочинений; даже и тогда, когда сочинения Нисского были переведены на латинский язык, эта речь не была включена в (число) их; во-вторых, Нисский запрещает путешествия монахам и монахиням, потому что они не имеют силы и ездят с опасностями для спасения их и с отказом от молитвы и жизни по Христу, а еще запрещает (как мужчинам, так и женщинам) тем, которые отправлялись на поклонение без благоговения и жизни честной и добродетельной, думая, что полезно просто поклонение Святым местам, хотя бы отсутствовали благоговение и жизнь по [208] Христу. Посему он обличает бесполезное путешествие таковых и сего ради запрещает и поклонение, как бесполезное без добродетели, а не просто; ибо Нисский знал священномученика Александра, ходившего на поклонение и всеми восхваляемого. Посему и Иероним, запрещая путешествие по выше(сказанным) причинам, дабы не показать, что он запрещает просто, сказал об этом поклонении то, что сказано выше --- 5. И еще (Нисский) не препятствует мирянам и всякому просто христианину, могущему совершить путешествие по-христиански, отправляться в Иерусалим, поелику и монахи, и епископы, и патриархи, и цари, и начальники, и мужчины, и женщины, и богатые, и бедные ходили в Иерусалим и до Нисского, и после Нисского. — 6) К п. 3 говорим: в Иерусалиме нет ничего, что не могло бы быть найдено и в других местах, если мы подумаем о существенных и необходимых предметах для христианского служения, поелику повсюду можно найти храмы, таинства и священнослужения; но при всем том никто не может отрицать, что в Иерусалиме находится нечто такое, что может усилить в христианах благоговение и любовь ко Христу и в других местах не находится, именно Святый Гроб и прочие святые места. по которым столько раз ходил Христос и в которых сотворил столько чудес.

Глава третья.

Откуда идет почитание досточтимых мест поклонения?

Первое — древнее и апостольское предание, которое принял и утвердил многими (постановлениями) [209] второй Никейский, т. е. святой вселенский седьмой собор. Ибо он показал в своем определении, что мы поклоняемся святым иконам, как поклоняемся святым Евангелиям и честному Кресту, именно по связи, т. е. по (имеющейся) в них окраске, которую они имеют как бы слово Божие, и (имеющемуся) в них освящению, которое они и передают с благоговением лобызающим их. Таково и поклонение Святым местам Спасителя нашего. Посему святой Иоанн Дамаскин в 4-й книге (сочинения) о православной вере, в гл. 12-й, озаглавленной «о Кресте», говорит: «Сие древо, по истине честное и досточтимое, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, естественно должно быть предметом поклонения, как освященное прикосновением святого тела и крови; (так же) гвозди, копие, одежды и святые жилища Его, каковы суть Ясли, Вертеп, Голгофа, Крест; Животворящий Гроб, Сион, крепость церквей, и тому подобное, как говорит богоотец Давид: «Войдем в жилище Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его» 6. Он же в гласе 1-м Октоиха: «Живоприемному Твоему гробу предстояще недостойнии, славословие приносим неизреченному Твоему благоутробию». И в гласе 4-м: «Яко живоносец, яко рая краснейший воистину и чертога всякого царского показася, Христе, гроб Твой. источник нашего воскресения».

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Притч. 18, 3.

2. На поле рукописи: «Значит, и до Константина верные путешествовали на поклонение Святым местам; посему это должно было происходить и при Константине и после Константина».

3. Здесь на верхнем поле прибавлено следующее: «Созомен в кн. 2, гл. 26: Иерусалимляне ежегодно справляют день обновления, и многие стекаются почти со всей подсолнечной, которые отовсюду съезжаются для лицезрения святых мест во время сего празднества». То же (говорит) и Феодорит в кн. 1, гл. 18.

4. Евр. 11,32.

5. В греческом тексте опущены пункты 4 и 5, как трудно разбираемые и неясные в рукописи.

6. Ср. Псал. 141, 7.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.