Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Досифея патриарха Иерусалимского,

история епископии святой горы Синая

КНИГА ТРЕТЬЯ.

Глава первая.

”Добрый человек из доброго сокровища сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое", определяет Господь в Евангелии 1, как бы говоря, что привыкшие повиноваться Богу и церкви имеют сокровище святое — сердце свое и всегда приносят добрые плоды чрез обитающий в них Дух Святый, а привыкшие не повиноваться церкви, как лишенные всякой благодати и имеющие сокровище злое в сердце своем, злое и мыслят, и говорят, и делают; ибо они не подчиняются закону Божию, так как и не могут, оказавшись во власти зла, и посему ребяческое и баснословное предпочитают прекрасному и честному. Итак, поелику Синаиты, начавшие при Геннадии Константинопольском противоречить своему [30] патриарху, не принявшему противозаконной отставки их епископа, при злонравном епископе их Лаврентии ввели много новшеств, то у них вошли в привычку дурные нравы и бесстрашие пред Богом. Посему при этом Лаврентии прошло не много времени с тех пор, как они получили прощение от отлучения и низложения, к которым приговорили их сообща блаженнейшие патриархи,— и они начали прилагать зло к злу, так как, презирая и правила, и святые законы, совершали литургию в подворье, которое имели в Каире, вопреки воле блаженнейшего Александрийского. Обвиняемые им, они оправдывались пред порицавшими их святейшими патриархами тем, что имели это в обычае искони, причем лгали и клялись по обычаю противящихся правилам и отделяющихся от церкви. Когда же правда победила и они были принуждены прекратить таковое служение литургии, а Лаврентий был поражен праведным судом Божиим, сделавшийся после него епископом горы Синая Иоасаф снова начал совершать литургию в подворье и спорить с блаженнейшим Александрийским из-за каких-то домов. Когда же возникли величайшие соблазны между Синаитами и Кириллом Александрийским, и Синаиты богатели, благодаря милостыням христиан, которые собирают якобы на содержание монастыря, а расходуют на свое упрямство и особенно на хулы на Бога и отступничество от святой церкви Божией, между тем, как патриарх не имел даже дневного пропитания и не знал, что делать, то он бежал во Влахию. Будучи призван оттуда на престол Константинопольский, он не отказался, но согласился, чтобы только избавиться от Синаитов. В Александрию он [31] рукоположил святейшего Герасима. Синаиты, боясь, чтобы Кирилл не отлучил их и повсюду, обратились с просьбою к кир Герасиму, и он умирил их, когда они дали ему нижеследующее согласие.

Второе согласие Синаитов с подписью и обещанием преемника Лаврентиева Иоасафа, нынешнего архиепископа их.

Смирение наше со всем состоящим при мне святым собором иеромонахов и монахов, подвизающихся на богошественной Синайской горе, видя беспорядки и соблазны, которые произошли между нами и блаженнейшим господином Кириллом, бывшим (патриархом) Александрийским, ныне же всесвятейшим вселенским патриархом, из-за домов Илии ибн Настрала, и которые не малый причинили ущерб патриархии и святому монастырю, виновником какового был вышеупомянутый Илия, обратились с мольбою к нынешнему блаженнейшему папе и патриарху великого града Александрии, господину Герасиму, чтобы он, посредствуя за нас пред всесвятейшим вселенским патриархом, примирил обе стороны, дабы мы не впали в дальнейшие убытки и не пребывали в неразрешимом отлучении. ? что касается расхода, который мы произвели на сказанные дома, то нынешний всесвятейший господин Кирилл за деньги, которые дал в руки вышеупомянутого Илии, получил от него дома законно по гражданскому суду. И посему мы даем всесвятейшему вселенскому 650 грошей вознаграждения со всею благодарностью, дабы на будущее время совершенно воздерживался от сказанных домов как сам всесвятейший, так и нынешний блаженнейший Герасим и будущие по преемству патриархи [32] апостольского престола Александрийского, и даем разрешение и волю, по общему решению и желанию нашего святого собора, построить и ворота у сказанных домов впереди патриархии, так как они причиняют убыток и вред патриархии, ибо внутри ворот остаются с домами колодезь и магазин. И посему никто из нас не может дерзнуть и сказать или как-либо воспротивиться в настоящем времени и в будущем постройке ворот, так как мы по собственному нашему изволению и решению дали разрешение на постройку, дабы не было соблазна и убытка патриарху. Когда же сказанные дома будут перенесены в наш монастырь и наши сделаются полными домовладельцами, тогда наличный патриарх сделает небольшое возмещение святому монастырю горы Синая за эти ворота, и да остаются сказанные ворота навсегда построенными неизменно, без чьего-либо прекословия, по соглашению, которое состоялось между нами и нынешним блаженнейшим господином Герасимом, посредствовавшим за нас, и да будет переулок непререкаемо во владении его или последующих патриархов. Еще же никто из нас да не дерзнет быть виною соблазна между нами и нынешним блаженнейшим во времена его или последующих и совершать литургию в подворье, как дело противозаконное. И посему составлена грамота нашего смирения с состоящим при мне святым собором.

Глава вторая.

При царе Зиноне был епископом Александрийским беззаконный Петр Монг, которому Акакий Константинопольский послал “Соединение" Зинона, [33] предложив ему утвердить “Соединение", но не хулить собора в Халкидоне. Было же “Соединение" для последователей кафолической церкви хулительно, как не приемлющее Халкидонского собора, а для монофизитов ужасно, как не хулящее явно Халкидонского собора. Итак, Монг ради Зинона и Акакия проповедовал “Соединение", а ради монофизитов порицал его; но в конце концов предал святой собор анафеме с амвона. И Тимофей, епископ Константинопольский, при Анастасии Дикоре отправился в Дийский монастырь, чтобы совершить какое-то рукоположение, но отцы сказали ему, что не приемлют рукоположения от человека, не приемлющего святого Халкидонского собора. Тогда он в ответ сказал: “Анафема всякому человеку, не приемлющему Халкидонского собора". A так как при сем присутствовал царский архидиакон и напугал его угрозою пожаловаться царю, что он принял собор, то Тимофей в дополнение сказал: “Анафема всякому человеку, приемлющему Халкидонский собор".

Так поступали те люди. A в нынешние времена подобное совершили (епископ) горы Синая Иоасаф и Синаиты, так как они дали письменное обещание святейшему кир Герасиму не служить впредь литургию в своем подворье, каковое служение и сами назвали делом противозаконным. Однако, они пожелали нарушить свое соглашение; некоторые благочестивые говорили им: “Почему вы нарушаете ваше обещание? почему противитесь кафолической церкви"? На это они говорили: “Анафема всякому человеку, вводящему новшества и противящемуся святой церкви. Такие-то отцы делают это против [34] нашей воли, и анафема им". A друзьям и сообщникам говорили: “Анафема тому, кто убоится отлучения или проклятия и даже казни и не будет стоять до крови за то, чтобы совершалась литургия в нашем подворье". Они держали свое обещание в течение некоторого времени, ибо были бессильны. Когда же Герасим почил, (патриархом) Александрийским сделался покойный Митрофан, а затем и он почил в Угровлахии и был погребен в монастыре Калитерусианском, а после него сделался (патриархом) кир Никифор и уехал в Иверию как за милостыней, так и для того, чтобы помочь в чем-нибудь тамошней церкви (ибо он был муж мудрый и во всем добрый), то Синаиты, воспользовавшись смутным временем, послали некоторых из своей среды в Константинополь, обманули патриарха Парфения Старца и получили грамоту, разрешающую служить литургию в их подворье. Предположив, что таковое беззаконие их будет прочно, если они будут иметь пособником Молдовлахинского воеводу Василия, пользовавшегося тогда большим могуществом, они обратились и к нему, говоря, что служили там литургию искони и только еретик Кирилл запретил им, а за ним последовали и бывшие после него патриархи Александрийские. В конце концов они обманули его, как Гаваониты Иисуса Навина, и он обещал помогать им. И так они снова стали противозаконно служить литургию в своем подворье. Ибо какую власть имел Парфений над чужим престолом? и как он не сделался преступником против второго правила 2-го святого вселенского собора? Каждый призирает свое. Так и три прочие патриархии по общему [35] решению, как сказал выше святейший Тимофей (кн. 2, гл. 3) и ниже скажет святейший Иоанникий. Или кто дал воеводе Молдовлахийскому право судить и разбирать подобные дела? Кир Никифор, узнав об этом в Иверии, оставил свое служение, поспешно поехал в Богданию и объяснил дело Василию, который и понял ложь Синаитов. Василий написал и в Константинополь Парфению Новому, чтобы объяснить ему истину, и тот соборно ответил ему, что правда на стороне патриархов, а Синаиты лгут и преступают законы.

В это время Никифор умирает в Яссах и погребается у святого Саввы, в подворье Гроба Господня, а (патриархом) Александрийским делается Иоанникий Веррийский, человек мудрейший и святейший. Так исправив себя, Василий написал Синаитам, что следовало, а затем патриархи Константинопольский и Антиохийский написали, отлучили и предали анафеме Синаитов и низложили их епископа и священников, пока тот лжеепископ их, снова обратившись с просьбою к (патриарху) Александрийскому и дав вместе с своими монахами письменное обязательство воздерживаться от новшеств, не получили прощение. И здесь приводятся изданные тогда грамоты для яснейшего познания сказанного.

1.

Сигиллий патриарха Константинопольского Парфения Старца 2.

Парфений милостью Божиею архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх. [36] Источник божественных таинств — великий первосвященник Господь наш Иисус Христос и Бог, а приемники их — непосредственные Его очевидцы и последователи, которые и стали как бы из канала реками, услаждающими град Божий. Ибо, согласно речению Господню, то, что услышано их ушами, проповедано и на домах, и исполнилось то, что пророчески предвозвестил Давид: нет слов и речей, звуки которых не слышатся. Итак, по установлении церковных таинств, устрояются здания для священнослужения и в них неукоснительно и непрестанно совершается тайная и бескровная святая жертва, отнюдь не возбраняемая, ибо она есть очищение и освящение души и тела и очищение всякой скверны. Ибо подобает всем благочестивым совершать ее, как душеполезную и спасительную, прежде всего другого с благоговением и благочестием, принимать в себя со многою верою и совершать ее ревностно и от всей души. Итак, поелику в пределах Египта находится подворье святой и богошественной горы Синайской, в котором живут многие из монашествующих сего досточтимого и царского монастыря ради нужд и потребностей его, так как сия святая Синайская гора без попечения и посещения сего подворья не может (как сказано) иметь потребное для себя, — то живущие в подворье преподобнейшие отцы исполняют все относящееся к укреплению и устроению сего святого монастыря, но при этом лишены первого и избранного из всего, т. е. божественного и святого таинства, и в особенности лица престарелые и удручаемые немощью. Прежде им было разрешено совершать в сем подворье святое и божественное таинство, но вскоре прекратилось [37] и с тех пор доныне не совершалось в нем сие святое таинство в течение многих лет. Ныне отцы, не будучи более в состоянии переносить лишение освящения божественного таинства и душеполезного их спасения, признали должным прибегнуть к нашему вселенскому святому собору и доложить о своих нуждах нашей святейшей апостольской восточной Великой Христовой церкви. Ради сего, послав сюда своего преподобнейшего проигумена и архимандрита во иеромонахах и духовных кир Феофана (мужа искусного и одного из первых и избранных сей Синайской горы) со спутниками и с грамотою архиепископа их, Синайской горы, и всего их собора и братии, просили разрешения совершать сие святое таинство в подворье их во освящение тамошних отцов, обещая и установляя соблюдать незыблемыми все права святейшего и апостольского престола Александрийского, не отнимать и не похищать тайно ничего из церковных прав сего престола, поминать каноническое имя как нынешнего блаженнейшего патриарха Александрийского кир Никифора, во Святом Духе вожделеннейшего брата и сослужителя нашей мерности, так и последующих патриархов (как обычно в церкви) и относиться к нему мирно и безмятежно. Посему наша мерность, приняв их прошение, как благословное и справедливое во всем, пишет и объявляет во Святом Духе настоящею пергаменною патриаршею запечатленною грамотою, по общему соборному мнению святейших митрополитов и пречестных, во Святом Духе возлюбленных наших братьев и сослужителей, и честнейших и ученейших клириков нашей [38] Великой церкви Христовой, чтобы сии преподобнейшие отцы святой Синайской горы в сказанном подворье их имели разрешение и власть отныне и на будущее время совершать божественную литургию несомнительно и невозбранно, согласно определениям предшествующих, и ни в чем не дерзали касаться какого-либо из церковных прав того святейшего престола (не только внутри Египта, но и вне пределов его) и присваивать, и были (как обещали по собственному решению и желанию и как требует право) мирными и безмятежными по отношению к его блаженству, чтили и любили его, относились благоговейно и поминали каноническое имя его вечером, утром и в полдень по каноническому уставу. Никто из патриархов Александрийских, ни нынешний блаженнейший кир Никифор, ни последующие, да не дерзают воспротивиться в чем-либо из сего отцам Синайской горы или совершенно воспретить сие святое таинство под страхом неразрешимого и вечного отлучения от Бога Вседержителя. Так определили мы. Для показания же всего и утверждения составлена и настоящая разрешительная грамота нашей мерности и дана преподобнейшим отцам сей досточтимой, царской, свободной, автономной и самовладычной обители святой Синайской горы за патриаршею печатью в лето спасения тысяча шестьсот сорок третье, в месяце Августе, индикта одиннадцатого.

Парфений Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Паисий Ефесский.

Григорий Ларисский. [39]

Мелетий Родский.

Мелетий Проилавский.

Иоанникий Ираклийский.

Иоасаф Елассонский.

Корнилий Мефимнский.

Каллист Созопольский.

Пахомий Халкидонский.

Мелетий Варнский.

Лаврентий Трапезунтский.

Парфений Хиосский.

Макарий Торновский.

Феофан Старопатрский.

Митрофан Мидийский.

Пахомий Лерский (бывший Родский).

Порфирий Никейский.

Парфений Адрианопольский.

Дамаскин Месимврийский.

Гавриил Лакедемонийский.

Иоанникий Веррийский.

Иеремия Дристский.

Великий эконом Великой церкви Христодул иерей.

Великий сакелларий Великой церкви Феолог иерей.

Великий логофет Великой церкви Ласкарис.

Протонотарий Великой церкви Филипп.

Сакелларий Великой церкви Георгий.

2.

Соборное послание нового патриарха Парфения 3.

Благочестивейший, светлейший, славнейший и христианнейший повелитель всей Молдовлахии, [40] господин Иоанн Василий воевода, покровитель и защитник Христовой Великой церкви, все мы поклоняемся твоей светлости и молим Господа Бога, да дарует ей здравие, мир, благоденствие, победу над врагами видимыми и невидимыми и да утвердит ее на высочайшем ее престоле на гордость и хвалу всего рода благочестивых и православных христиан. Всесвятейший наш повелитель и владыка, вселенский патриарх господин Парфений показал нам светлую грамоту твоей светлости, написанную ему по делу о Синаитах, получивших от изгнанного и низложенного старца Парфения разрешение служить в подворье, которое они имеют в Египте; в каковой грамоте твоя светлость вопрошает, сделано ли хорошо, благословно и согласно законам то, что Синаитам дано такое разрешение. Посему в присутствии всех наших архиереев, клириков и прочих пред лицом его всесвятейшества мы исследовали и разобрали этот вопрос тщательно и с большим вниманием и не нашли никакого образа справедливости, чтобы Синаиты имели ту церковь, потому что, во-первых, распри между Синаитами и блаженнейшим патриархом Александрийским, ученейшим господином Никифором, никогда не прекратятся, во-вторых, потому что губится и уничтожается совершенно престол (патриарха) Александрийского и, подобно ему, подвергается опасности и монастырь. Посему мы решили, что блаженнейший [41] патриарх Александрийский имеет все права и по правилам, и по всем другим соображениям, а Синаиты совершенно неправы, ибо стремление их объясняется постыдным корыстолюбием и соблазном, и если исчезнет тот престол и не останется следа его, им вовсе нет дела. Сие расследовали мы подробно в страхе Божием и по чистой совести, светлейший владыко, нелицеприятным судом и сообщаем твоей светлости всю истину и правду; сие выясняем твоей светлости, и как ее просветит всеблагий Бог, тако да сотворит, ибо все права по правилам имеет тот престол, а не монастырь. Господь Бог да дарует твоей светлости многие лета и жизнь долгую до глубокой и славной старости. Аминь. 1645, Января 17-го, индикта 13.

Паисий Ефесский.

Иоанникий Ираклийский.

Анфим Кизикский.

Кирилл Никомидийский.

Неофит Адрианопольский.

Порфирий Никейский.

Пахомий Халкидонский.

Макарий Торновский.

Даниил Афинский.

Гавриил Филиппопольский.

Лаврентий Трапезунтский.

Дамаскин Месимврийский.

Григорий Коринфский.

Гавриил Лакедемонийский.

Самуил Ксанфский.

Великий архимандрит Великой церкви Филофей.

Великий протосинкелл Великой церкви Лаврентий иеромонах. [42]

Великий эконом Великой церкви Христодул иерей.

Великий экклисиарх Великой церкви Михаил.

Великий логофет Великой церкви Хрисоскул раб ее.

Великий скевофилак Великой церкви Кунупис.

Великий сакелларий Великой церкви Феолог иерей.

Великий хартофилак Великой церкви Евстафий иерей.

Великий ритор Великой церкви Димитрий.

Протонотарий Великой церкви Филипп.

Дикеофилак Великой церкви Михаил.

Логофет Великой церкви Николай.

Сакелларий Великой церкви Георгий.

Нотарий Великой церкви Манолис.

3.

Список грамоты повелителя Молдовлахии.

Иоанн милостию Божиею Василий воевода всея Молдовлахии.

Боголюбезнейший архиепископ Синая кир Иоасаф, преподобнейшие иеромонахи и монахи и прочие старцы собора, любовь вашу искренно приветствуем.

Цель настоящей грамоты нашей не иная, как дать вам извещение, дабы вы знали, что я получил ваше послание к нам о вашем подворье, именно о том, что вы во времена старинных патриархов Александрийских кир Иоакима, кир Сильвестра и кир Мелетия невозбранно, несомнительно и с полным правом совершали литургию в сем подворье, и только старец патриарх Кирилл воспретил служить ее и совершать там божественное и святое таинство. Игумен ваш кир [43] Феофан, прибывший сюда, и находящийся здесь всесвятейший митрополит старец, бывший Веррийский, кир Аверкий передали нам о том же предмете, — что так было исстари и изначала и что там служили литургию отцы горы Синая, а позднее служение было запрещено. Нам также показалось странным и неудобным, чтобы воспрещалось таинство божественной службы, так как скорее подобает, чтобы оно развивалось, а не уменьшалось. Мы были тронуты и потому, что отчасти оказали помощь этим местам, и определили, чтобы дело, которое существовало исстари и изначала, не уничтожалось, но снова продолжалось, как и раньше. Покойный Никифор, слыша это, опечалился и, не вынося этого, пришел к нам, плача и рыдая об этом деле и говоря, что это разделение причинит полнейшее запустение и исчезновение его патриаршего престола, так как никогда не было дано и разрешено кем-либо, чтобы там совершалась литургия. С другой стороны игумен ваш, сказанный кир Феофан, и старец Веррийский Аверкий возражали и говорили, что это дело не позднейшее, но что это подворье существует со времени Юстиниана и только со времени старца Кирилла доныне запрещена литургия. Итак мы, любя правду и желая найти чистую истину, не дали веры ни словам кир Никифора, ни игумена и Веррийского, и в один из дней, в присутствии кир Никифора и этих лиц, решили послать нашего собственного человека в те места, дабы он исследовал и разузнал подробно в страхе Божием от всех христиан об этом деле, касающемся подворья, и если окажется, что со времени патриархов [44] Александрийских Иоакима, Сильвестра и Мелетия совершалась литургия в сем подворье и оно существует со времени Юстиниана, то там снова совершалась бы литургия, как и прежде, и кир Никифор впредь не мог бы ничего возражать; если же окажется, что раньше литургия там не совершалась, а началось это позднее, со времени старца Кирилла и доныне, то впредь никто из вас не имел бы права служить там, поелику сие есть новшество, и мы вышли бы из всякого подозрения. Между тем кир Никифор преставился, пока наш человек не успел еще уехать, и на сей престол был перемещен всесвятейший митрополит Веррийский кир Иоанникий по каноническому решению и по избранию всех согласно церковному уставу и был поставлен папою и патриархом великого града Александрии и судиею вселенной. Он не только наш вожделенный, возлюбленный и вернейший друг во всем и человек справедливый, добродетельный и прекрасный, но и уроженец и воспитанник того самого места, и мы возрадовались его возведению на сей патриарший престол, зная, что он достоин и способен руководить и править сею паствою апостольски, законно и канонически. И вот его блаженство показал нам для большего ознакомления и чистого удостоверения списки грамот, которые были изданы по сему предмету тремя патриархами: кир Тимофеем вселенским, кир Софронием Иерусалимским и кир Иоакимом Антиохийским; каковые грамоты ясно определяют и показывают, что те патриархи нашли совершенно незаконным и недопустимым, чтобы в сем подворье совершалась литургия, тем более, что она причиняет великий [45] соблазн и ущерб патриаршему престолу. Сверх того он предъявил нам и список послания, которое было составлено твоим боголюбием во время патриарха Александрийского кир Герасима в 1642 г., мая 18-го, с подписями местных отцов, и в котором ты подвергаешь себя проклятиям, отлучению и анафеме, если захочешь когда-либо в будущем каким бы то ни было способом совершить литургию в сем подворье. Посему и мы, после грамот трех патриархов и еще более по твоему собственноручному письменному документу о сем предмете, видя, что это дело запрещается столькими лицами и не было изначала, а главным образом (как говорится), что старое подворье унесла река, а тот дом, где оно находится ныне, сделал вам в виде милостыни вакуфом Хури Аботалас, брат покойного архонта Сеидулаха, при патриархе Александрийском кир Мелетии, и он является новым и позднейшим, и не любя во время нашей жизни склоняться к делам новым, а не к древним и исконным, а особенно делаться виною ущерба и вреда патриаршему престолу, как и покойный кир Никифор плакал и рыдал, что с этою странностью престол подвергается опасности поколебаться, и теперь опять подобным образом (говорит) нынешний блаженнейший кир Иоанникий, — мы не признали полезным и удобным согласиться на это и допустить, чтобы оно имело силу, так как оно — деяние позднейшее, а не старинное, как вы раньше меня извещали, почему мы в уверенности, что так было искони и изначала, чтобы в нем совершалась литургия, тронулись и согласились. Но так как мы ныне осведомлены нынешним [46] блаженнейшим кир Иоанникием по выше указанным письменным документам, которые он нам показал, то отклонились от сего решения, дабы даже по неведению не впали в ошибку и патриарший престол не потерпел ущерба; и ваша любовь будет нам сочувствовать в том, что мы не считаем удобным вводить новшества, а только старинные деяния (насколько возможно) храним непоколебимыми, так как и одно слово говорит: “не преступайте границ вечных, которые положили отцы ваши". Посему относитесь к сему делу, как искони и изначала, мирно, безмятежно и без всякого соблазна и ущерба, и пусть ваша любовь оказывает повременному патриарху Александрийскому, и особенно нынешнему блаженнейшему кир Иоанникию подобающую честь, любовь, уважение, повиновение и благоговение для вящего мира и устранения вреда, поелику его блаженство есть патриарх, настоятель и пастырь сего престола, наш искренний и вожделенный друг, добродетельный, прекрасный, здравомыслящий и достойный во всем, умный, ученый и доброй жизни, как и мы здесь узнали его и ваша любовь его знает, так как он прекрасно воспитывался среди вас. И слыша мир и любовь, которые будут между вами, мы будем иметь сие в великой радости, поелику не в наших мыслях, чтобы его блаженство имел какое-либо беспокойство, или утеснение, или печаль, или соблазн, или ущерб. Я буду осведомляться, что это будет так, как мы пишем, и что вы будете относиться к его блаженству, как угодно и любо Богу и вам. Ибо соблазны и страсти не хороши, потому что причиняют ущербы, и будет больше вреда для нашей любви, [47] чем интереса и прибыли. Итак, соображая эти последствия, осведомляясь и удостоверяясь, что это установление позднейшее, я не признал хорошим, чтобы оно продолжало существовать, а только (установления) исконные и изначальные, и ради сего уведомляю вас настоящим, и да будут вам многие лета. В Яссах 1645 г., Августа 1-го.

4.

(Соборный сигиллий Иоанникия Константинопольского, изданный в ноябре 1646 года, которым отменяется сила грамот, данных Синаитам Парфением Константинопольским. Начинается словами: “Trisi tisi tropoiV dioikeisqai pejuke to anqrwpinon genoV". См. его текст в книгах: [P. NeokleouV], To kanonikon dikaion tou patriarcikou qronou twn 'Ierosolumwn epi thV arciepiskophV Sina, epimarturoumenon upo epishmwn ekklhsiastikwn eggrajwn. 'En Kwnstantinoupolei 1868, s. 13-18. K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi tou Patriarcikou 'Arceiojulalakeiou swzomena epishma ekklhsiastika eggraja , ta ajwronta eiV taV sceseiV tou Patrearceiou proV taV ekklhsiaV 'AlexandreiaV, 'AntioceiaV, 'Ierosolumwn kai Kuprou. 1575-1863. 'En Kwnstantinoupolei; 1904, s. 351-358 4). Вместо этой длинной грамоты помещаются здесь по списку Досифея две следующие грамоты Иоанникия Константинопольского, относящиеся к тем же делам). [48]

5.

Список патриаршего и соборного низложения архиепископа Синайской горы Иоасафа.

Иоанникий Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Честнейшие клирики святейшего и патриаршего престола Александрийского, сущие в Египте благоговейнейшие иереи, почтеннейшие начальники и остальной христоименный народ Господень, возлюбленные в Господе чада нашей мерности, да будет вам благодать и мир от Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа.

Вы хорошо знаете, что цели, причины и начала всех дел, которые Бог по величайшей Своей премудрости, могуществу и благости изначала привел из небытия в бытие, одни нам известны и ясны, другие же непонятны и неизвестны. Ибо одна природа Божия знает и понимает ясно начала и цели всех дел. Однако, премудрый Бог все известное и неизвестное сотворил для благой цели. И мы ясно знаем сие из многого, больше же всего из создания человека и сотворения мира, когда Бог, желая создать человека, свое изрядное, весьма дивное и похвальное творение, сначала сотворил мир для жительства его. Вот цель и повод приведения в бытие мира, который сотворен с благою целью, т. е. для того, чтобы в нем жил человек. Мудрые и великие учители говорят, что Бог и природа не делают ничего всуе, т. е. без благословной причины, которая и служит целью этого дела, и она по необходимости бывает благою. Благое, доброе и угодное Богу необходимо [49] должно иметь пребывание и состояние на весь век, и никто не должен являться врагом доброго ни словом, ни делом, дабы и Бог не был враждебен ему. Итак, Творец всего, желая, чтобы мир, т. е. род человеческий, всегда пребывал в любви Его, дал ему заповедь, чего он не должен делать, как вредного, и что должен делать как полезное. От сей заповеди взяли основание бывшие впоследствии, по истечении многих лет, мудрые цари, которые правили миром со страхом Божиим и чистою и правою совестью, и вожди и учители церкви, которые написали пределы и правила и открыли пути и дороги, просвещенные Святым Духом, дабы мы ходили прямо и не делались друг для друга причиною и поводом тления и гибели мира и врагами Божиими, а вместе с тем не губили того, что Он повелевает нам сохранять не испорченным и невредимым. Какова же конечная гибель человеческого рода? Это есть преступление заповеди и закона Божия и презрение пределов и законов, которые написали и утвердили со многим потом, постами и молитвами вдохновенные Святым Духом святые отцы и учители и светила церкви на соборах в присутствии благочестивейших царей, архиереев и иных многих; которые хотя и в частных и мирских делах применили большую осторожность и внимание, дабы все имело свое место и свое положение и дабы нужное для главы не полагалось в ноги и нужное для ног — во главу, но особливо в главы, в кафолические церкви, которые суть и именуются главы частных церквей, их образ, путь и отвес, они положили всякое попечение и заботу, чтобы устроить их; дабы не [50] находилось в них никакого ущерба или недостатка, но с другой стороны и излишества, дабы каждый в частности смотрел на ту благую цель, которую любят все. И из всех дел нет другого больше и полезнее мира, как мы все это знаем. Посему они не оставили кафолические церкви в неравенстве, но положили пределы и округи, сколько должна иметь власти каждая церковь, дабы никто не имел власти попирать чужую землю, чтобы не происходили соблазны, раздоры, брани, соперничества и битвы, которые отдаляют человека от лица Божия, и чтобы никто не стремился брать чужой вещи, но довольствовался своими и стоял в пределах своих. Ибо Бог говорит в десятословии, что никто не должен желать жены ближнего своего, ни села его, ни чего-либо другого. Так законы и правила церковные и царские утвердили сии церкви, дабы каждая имела свое, и если кто впоследствии хотел бы преступить их и присвоить право другой церкви, или презреть, или пожелать сделать какое-либо дело недостойное закона и правил, тот должен подвергаться наказанию, лишаться того, что имеет в своей власти, не находиться в каком-либо достоинстве и пребывать униженным и презренным для вразумления многих других. Что же имеет выяснить сие изложение, послушайте. В Старом Египте 50 лет тому назад Синаиты имели вблизи реки Нила некий домик и там жили три или пять отцов Синаитов для закупки продовольствия и отправки его в монастырь. Когда Нил унес этот дом и уничтожил его, брат Сеидилаха поп Хури подарил им тот, в котором они живут ныне в Джуании. По прошествии [51] многих лет после этого, при покойном патриархе кир Кирилле они стали совершать литургию в этом простом доме без всякого ведома патриарха, и из-за этого произошло между ними много распрей; наконец они прекратили служение, когда архиепископом был Лаврентий. Во время же патриаршества покойного патриарха кир Герасима тогдашний архиепископ Синайской горы, именем Иоасаф, дал собственноручную заверительную грамоту, что они не будут больше во весь век совершать это противозаконное дело, которое раз дерзнули совершить, и даже возместил убыток, который они причинили патриарху. Сие обещание их оставалось в силе до патриаршества кир Никифора Александрийского. Во время отлучки его в Иверию, при посредстве светлейшего повелителя всей Молдовлахии, которого они обманули лживыми объяснениями, как он узнал это впоследствии, — архиепископ начал снова бесстыдно и противозаконно служить литургию в том домике из-за одного корыстолюбия, к совершенному уничтожению и гибели апостольского престола. Ибо 31-е правило святых апостолов говорит: “Если кто, презрев настоятеля своей епархии, без его согласия и разрешения утвердит жертвенник, без ведома настоятеля, да будет извержен как себялюбец". И 22-е правило Антиохийского собора: “Епископ да не приходит в чужой город, в неподчиненной ему области, даже ради какой-либо службы; и если он дерзнет и совершит ее, да будет она не действительна и сам он да будет наказан или извержен". И в другом месте: “Который епископ или пресвитер уничтожит свою собственную подпись, да будет извергнут из чести и чина, в котором [52] находится, и да пребудет простым мирянином". Посему этот архиепископ Синайской горы Иоасаф преступил и правила святых апостолов и одухотворенных отцов, и свое собственноручное письменное обещание, и, как повелевают законы, чтобы к нему было применено наказание, мы силою и властию Всесвятого Духа, нашим соборным решением и всесовершенным определением архиереев признаем его низложенным и лишенным всякой архиерейской деятельности, благодати и власти, именуемого только Иоасафом; и да не имеет он разрешения или власти носить архиерейское облачение, совершать какое-либо церковное служение во всю свою жизнь, да не благословляет и не делает чего-либо другого, яко отрезанный и отделенный от ряда и чина архиерейского. И никто из иеромонахов и монахов монастырских и прочих да не дерзнет именовать его архиереем, да не воздает ему какой-либо архиерейской чести, да не лобзает его руку, действуя вопреки святым правилам и законам. Если же кто поступит вопреки тому, что мы пишем, —если будет иерей, да пребудет лишенным всякой иерейской деятельности и чина, если же монах или мирянин, начальник или подчиненный, да будет отлучен от святой, единосущной, животворящей. нераздельной и неслиянной Троицы, одного естеством единого Бога, проклят, не прощаем и неразрешим после смерти в нынешнем веке и в будущем, и часть его с предателем Иудою. Для объявления и утверждения сего написано настоящее законное патриаршее и соборное низложение его, помещено в святом кодексе нашей Великой церкви Христовой [53] и посылается туда для прочтения во всеуслышание. В 1646 году спасения, в Декабре месяце, индикта 15-го 5.

6.

Список соборной патриаршей грамоты.

Иоанникий Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Честнейшие клирики святейшего и апостольского патриаршего престола Александрийского, сущие в Египте благоговейнейшие иереи, почтеннейшие начальники и первые из руфетов, находящихся внутри Египта, и прочие благословенные христиане, юноши и старцы, чада во Господе возлюбленные нашей мерности, да будет вам благодать и мир от Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, и от нас молитва, благословение и прощение.

Вы хорошо узнали, что находящийся здесь, в Константинополе, блаженнейший и мудрейший папа и патриарх великого града Александрии и судия вселенной, во Святом Духе вожделеннейший брат и сослужитель нашей мерности, господин Иоанникий доложил собору об обиде, которую получил сей апостольский святейший престол от Синаитов и которая возрасла и явилась на свет в недавнее время. Ибо не видно, чтобы когда-либо у Синаитов находилось сие право, т. е. чтобы они имели для своего подворья разрешение и согласие повременных патриархов Александрийских, от времени достославного святейшего патриарха Иоакима до кир Никифора, совершать литургию или тайную, или [54] открытую, и чтобы христиане собирались на ту литургию, но сами Синаиты, духовные и миряне, юноши и старцы, сколько их находилось в подворье их, ходили в церковь патриаршего престола, чтимую во имя святого Николая, и совершали богослужение. Во время же патриаршества кир Никифора, патриарха Александрийского, содействием диавола, дабы был уничтожен и запустел апостольский престол, как то знает вся подсолнечная, были подвигнуты Синаиты с архиепископом их Иоасафом, первовиновником зла, и задумали насилием и давлением получить грамоты, дающие им разрешение служить литургию в подворье их в одном простом доме, каковое злое и неразумное дело они предприняли совершить и во время покойного славного патриарха кир Кирилла Александрийского, но не могли исполнить его, так как ни царские законы, ни правила святых отцов, ни вселенские и поместные соборы не допускают совершать сие без согласия, желания и власти царской и патриаршей; напротив, они подверглись порицанию, отлучению и наказанию как от него, так и от патриаршего престола Константинопольского и от патриарха Иерусалимского, как свидетельствуют патриаршие грамоты их. Они сделали попытку и во время покойного патриарха кир Герасима, святейшего мужа, но не были в состоянии сделать что-либо, дабы совершить дело противное законам. Тогда сей епископ Иоасаф дал собственноручную грамоту, в которой между прочим пишет и говорит, что “никто из нас, Синаитов, не дерзнет быть причиною распрей между нами и нынешним блаженнейшим во времена его или последующих патриархов и [55] совершить литургию в подворье их, как дело противозаконное и противное правилам, и когда кто-либо из них дерзнет совершить таковое служение божественной литургии, да подлежит наказанию церковному и царскому. С этою целью, как мы сказали выше, во время патриаршества кир Никифора, когда он не был на месте, а путешествовал по Иверии, они нашли удобное время для исполнения своего злого желания, ибо для дел добрых и законных не требуется ни посредничества, ни насилия, и задумали в патриаршество покойного старца кир Парфения припасть к светлейшему, христианнейшему, искреннейшему, неподкупному, незлобивому и во всем благоговейному повелителю всея Молдовлахии господину Иоанну Василию воеводе, по духу вожделенному сыну нашей мерности, дабы при его посредстве и содействии исполнить свое противозаконное дело, чтобы он побудил старца патриарха кир Парфения волею и неволею исполнить это. Между тем божественными и святыми законами и правилами не предоставлено ни патриарху Александрийскому иметь власть над вселенским престолом не только для того, чтобы совершить противозаконное дело, но даже и законное, ни вселенскому патриарху над Александрийским и прочими патриархами. И светлейший повелитель, не имея опытности в (делах) церковных и слыша название литургии, — что она воспрещается, — дабы Синаиты не имели труда ходить в патриаршую церковь святого Николая, как это было у них в обычае с тех времен, как стала Синайская гора и Египет, написал тогда грамоту к кир Парфению с просьбою исполнить их желание. И тот покойный, обманутый таким способом, [56] о котором мы считаем излишним и говорить, дал им грамоту в чужой престол и определил, чтобы они совершали святое таинство в своем подворье. Кир Никифор, прибыв из путешествия в Богданию и докладывая о церковных делах светлейшему повелителю, дал ему понять, что он содействовал делу, противному правилам и законам церкви, к унижению и гибели его престола. И его светлость, как только узнал об этом, письменно просил вселенский собор прекратить дело, если оно неразумно. Святой собор дал ему ответ, что все предшествовавшее разрешению божественного таинства произошло весьма неразумно и противозаконно во дни старца патриарха кир Парфения. Между тем умер кир Никифор, и нынешний блаженнейший и мудрейший ваш папа и патриарх Александрийский кир Иоанникий, отправившись в Богданию, гораздо основательнее объяснил это дело светлейшему повелителю. Последний понял, что никогда, во все веки не было обычая, чтобы совершалось святое таинство в подворье Синаитов, так как сие воспрещается всеми частями церковного устава. И определил светлейший повелитель своею честною грамотою, чтобы сие священнослужение прекратилось и чтобы Синаиты остались неоправдываемыми, как он пишет им. Блаженнейший и мудрейший патриарх Александрийский, прибыв по сему делу в Константинополь, составил всесовершенный собор и предложил дело на его обсуждение. Собор отверг его, как противозаконнейшее, и принял скрепленную печатью грамоту, определяющую, чтобы не совершалось более священнослужение в подворье, и другие патриаршие соборные [57] грамоты к блаженнейшему патриарху Иерусалимскому и к архиепискому Кипрскому, объявляющие решение, что сказанный Иоасаф, архиепископ Синайской горы, низложен соборно за сие преступление и сторонники его иеромонахи и монахи отлучены. Когда сии грамоты были доставлены туда, Иоасаф не прекратил своих стремлений, зла и утеснения апостольскому престолу, но многими способами, хитростями и клеветами старался установить и утвердить сие незаконное дело. Сего ради мы снова пишем и объявляем соборно, в присутствии блаженнейшего патриарха Иерусалимского кир Паисия, во Святом Духе возлюбленного брата и сослужителя, согласившегося с нами, и находящихся здесь святейших архиереев и пречестных, во Святом Духе возлюбленных братьев и сослужителей нашей мерности, что грамоты, раньше данные брату нашей мерности, патриарху Александрийскому, все имеют крепкую и непоколебимую силу на все время и что низложенный и сущие при его кафедре и согласные с ним иеромонахи низложены и лишены всякого архиерейского и священного чина и деятельности, а миряне и монахи молодые и старые отлучены от Бога Господа Вседержителя, прокляты, непрощаемы и неразрешимы после смерти в нынешнем веке и в будущем, и часть их с предателем Иудою. Да имеют они и проклятия трехсот восемнадцати богоносных отцов иже в Никее и прочих святых соборов и да обретут Бога борющимся в день суда. И которые из христиан, малые или большие, начальники или подчиненные, помогут им или словом, или делом, или советом, явно или тайно, делая угодное сим Синаитам в презрение и вред апостольского [58] престола и в соблазн, не повинуясь нашим патриаршим и соборным грамотам, законам и святым правилам, заблуждаясь с лестью и ложью Синаитов, и не пожелают помогать всяким законом и способом благосостоянию церкви апостольского престола, но явятся в чем-либо противниками, — мы имеем их отлученными от святой, единосущной и нераздельной Троицы, одного естеством единого Бога, проклятыми, непрощаемыми и неразрешимыми по смерти, несущими и проклятия трехсот восемнадцати богоносных отцов иже в Никее и прочих святых соборов. Труды их да будут прокляты и имущество палимо огнем, да не видят они успеха до рода родов и да наследуют проказу Гиезия и петлю Иуды, пока не придут к единомыслию с отцом их патриархом Александрийским, не отвлекут и не извергнут сих Синаитов из беззакония и неправды их и не посоветуют им стать и подчиниться тому, что определила наша Великая церковь Христова и святые законы и правила. В объявление и утверждение сего мы написали настоящую вторую грамоту о низложении Иоасафа, подтверждая и напоминая первую низложительную и отлучительную грамоту, которую принес блаженнейший патриарх Александрийский, и отменяем, отвергаем, презираем и ни во что считаем неправильно написанные и данные Синаитам противозаконнейшие грамоты. Тако да будет по решению. Благодать Божия да будет с вами. В 1648 году, в месяце Январе, инд. 1-го 6. [59]

7.

Точный список соборной запретительной грамоты, которую послал Синаитам святейший патриарх Антиохийский (Евфимий) до прибытия туда блаженнейшего Александрийского.

См. текст этой грамоты в книге: «To kanonikon dikaion tou patriarcikou qronou twn 'Ierosolumwn epi thV arciepiskophV Sina», стр. 23-25. (Перевод см. в конце настоящей книги, прил. 3).

8.

(Другая грамота того же Евфимия к Иоанникию Александрийскому, 1647 г. Там же, стр. 26-27. Перевод см. в прил. 4).

9.

Точный список соборного подлинника, переведенный в страхе Божием с арабского языка на еллинский.

Иоанникий Божиею милостию папа и патриарх великого града Александрии и судия вселенной.

Причина настоящей грамоты есть свидетельство и указание, что в благословенный день Воскресения, 24-го октября месяца 1647 года спасения, после литургии воссел блаженнейший патриарх господин Иоанникий на седалище, находящееся вблизи храма иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских и чудотворца, избрал из христоименитого народа пишущего настоящие (строки) попа Константия, духовного именем, а не делом, из начальствующих Арабов Турлидов старца Салмана, старца Хасана и сына его Вальбена, из Ромеев хаджи-Георганда и первомастера такьятжидов кир Василия и послал их к боголюбезнейшему епископу Синайскому кир Иоасафу и подчиненным ему монахам, чтобы пригласить их прекратить служение литургии в их подворье, поелику сие дело есть противозаконное и [60] нововведенное, и подчиниться грамотам всесвятейших патриархов, как они определили по правилам святых апостолов, божественных законов и святых соборов. И поручил сим посланным и сказал им: “Если вас послушают и согласятся прекратить литургию в вышесказанном подворье их, то пусть дадут вам свою собственноручную грамоту по сему предмету; если же не согласятся прекратить литургию, пусть (архиепископ) приготовится и прибудет, дабы мы поехали вместе в Константинополь и составили собор всесвятейших патриархов и святейших архиереев, и что они решат, то должно быть принято и нами, и ими". Избранные отправились к боголюбезнейшему епископу кир Иоасафу и к монахам его и сказали им все это. И ответил боголюбезнейший епископ кир Иоасаф в присутствии всех подчиненных ему монахов и в присутствии кир Николая Рахтли Линара: “Что (касается) до путешествия в Константинополь, то я не могу (предпринять) его, и собственноручного писания не даю. Но что до литургии, то она не будет больше совершаться в подворье иначе, как с разрешения блаженнейшего патриарха Александрийского". И дал клятву, что сам никогда не будет служить литургию и не даст воли кому-либо из своих иеромонахов совершать литургию в подворье иначе, как с согласия и разрешения блаженнейшего патриарха; и просил всех посланных быть его свидетелями по сему (делу) пред Богом и людьми. Они прибыли и объяснили все блаженнейшему патриарху в присутствии всех ниже подписавшихся свидетелей. С ними присутствовал и посланный от боголюбезнейшего епископа кир [61] Иоасафа соборный старец их и монах кир Мелетий Критянин, который сказал от имени боголюбезнейшего епископа и всех монахов монастыря блаженнейшему патриарху все написанное выше. Сие написано в утверждение истины в надлежащее время. В Египте, 24 октября 1647 7).

10.

Список с подлинника.

Смирение наше со всем нашим святым собором священников и монахов обещаем пред лицем Господа Судии живых и мертвых и под бременем неразрешимого отлучения от Бога Вседержителя и вечного проклятия, что не дерзнем совершать божественное таинство в нашем подворье, находящемся в Джуании в Египте, во все время жития блаженнейшего папы и патриарха господина Иоанникия, но будем впредь относиться к его блаженству мирно и не враждебно. В утверждение мира и уничтожение всякого соблазна дана настоящая наша согласительная и незыблемая грамота его блаженству. В Египте, 1648, июня 26-го.

Смиренный архиепископ Иоасаф святой горы Синая.

Еще обещаем пред лицем Бога и под бременем выше прописанного неразрешимого отлучения, что как только придет соборная грамота, данная старцем кир Парфением и вселенским [62] патриархом, то выдадим ее со всею радостью, разорвем и примем вышепрописанную нашу собственноручную по соглашению, которое имеем между нами, блаженнейшим и честными начальниками 8.

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Матф. XII, 35.

2. Этой неизданной грамоты нет в истории Досифея; но так как она полезна для понимания грамот, приводимых Досифеем (№№ 2-9), то мы включили ее по списку Иоанникия Александрийского, находящемуся в официальном кодексе (л. 80 b) Каирской патриархии.

3. Текст этой грамоты дан в рукописи с некоторыми ошибками и без соборных подписей. Он был пополнен издателем на основании двух других списков, именно: а) собственноручной рукописи патриарха Александрийского Иоанникия, находящейся в архиве Каирской патриархии, и б) «Сборника патриарших грамот», находящегося под № 11 в библиотеке Константинопольского Еллинского Филологического Общества, л. 73-74. Подписи имеются только в этих двух списках.

4. Надо заметить, что в обоих этих изданиях соборный сигиллий Иоанникия помещен без подписей участников собора, который отменил грамоты Парфения. Подписи издатель нашел в списке Иоанникия Александрийского, находящемся в рукописи Каирской патриархии (лл. 65?-68?). Они таковы: Мефодий Ираклийский, Лаврентий Анкирский, Анфим Кизикский, Кирилл Никомидийский, Пахомий Халкидонский, Даниил Серрский, Неофит Адрианопольский, Феоклий Фессалоникский, Дионисий Торновский, Парфений бывший Старопатрский, Гавриил Филиппопольский, Порфирий Никейский, Иеремия Мирейский, Климент Прусский, Парфений Митилинский, Корнилий Мифимнский, Галактион Навпактский и Артский, Лаврентий Трапезунтский, Мелетий Силиврийский, Симеон Оленский, Анним Самский, Феодосий бывший Мидийский, Климент Дидимотихский, Иаков бывший Ганский и Хорский, Панкратий Маронейский, Софроний Гардикийский, Даниил Сисанийский, Иаков Смирнский, Симеон Мириофитский и Перистасийский, великий архимандрит Филофей, протосинкелл Лаврентий иеромонах, великий эконом Христодул иерей, великий логофет Михаил Кунупис, великий сакелларий Феолог иерей, великий ритор Михаил, великий екклисиарх Фома, дикеофилак Михаил, номофилак Параскева иерей, великий диерминевт Ралис, протонотарий Филипп, логофет Николай, ипомниматограф Константин, протапостоларий Константин, нотарий Манолакис, протекдик Софиан, сакелларий Георгий, логофет домашних Скилис, великий скевофилак Димитрий. — Те же подписи в списке Иоанникия Александрийского имеет и помещаемая здесь под № 5 грамота Иоанникия Константинопольского.

5. Ср. K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., s. 348-352.

6. Ср. K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., s. 352-357.

7. Показание времени этой грамоты, не имеющееся в копии Досифея, прибавлено здесь из списка Иоанникия Александрийского, находящегося в Каирском патриаршем кодексе, о котором было сказано выше.

8. Ср. K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 357-358.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.