Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Досифея патриарха Иерусалимского,

история епископии святой горы Синая

КНИГА ВТОРАЯ.

Глава первая.

Около 633 г. по Р. Хр. был, как сказано, патриархом Иерусалимским вышесказанный святой Софроний, первый соборно осудивший и предавший анафеме ересь монофелитов. После его рукоположения этот апостольский престол пребыл в сиротстве 29 лет вследствие набегов Омера и бывших после него военачальников, всеми способами грабивших тамошний православный народ. В третьем деянии святого седьмого вселенского собора говорится, что патриарх Иерусалимский был выслан Саракинами за 2,000 миль от града Божия. После 800 года, в царствование Никифора первого, когда патриархом в Иерусалиме был святейший Фома, Арабы произвели в Сирии и особенно в Палестине резню, грабежи, убийства, деторастления и другие ужасы; кроме того, они осквернили досточтимые места поклонения, опустошили лавры Саввы, Харитона и монастыри и многих замучили. Те, которые могли убежать, прибыли на Кипр и в Константинополь; предстательством святейшего патриарха Константинопольского Никифора их принял под свое [21] покровительство бывший после Никифора император Михаил Куропалат; прибывших в Константинополь он всячески обласкал, а оставшимся на Кипре послал каждому по таланту золота. Патриарх Александрийский Евтихий повествует, что в 856 г. был жалостно изгнан из Иерусалима преемник Василия патриарх Иоанн, а в 967 г. Саракины наделали ужасов патриарху Христодулу и в конце концов жестоко изгнали его. Кедрин говорит, что в 968 г. они сожгли храм Гроба Господня и в нем сожгли живым и патриарха Иоанна. И другие патриархи Иерусалимские в другие времена претерпели всякие ужасы от Саракинов. При Алексии, Иоанне и Мануиле Комнинах, Евфимий, Никифор, Иоанн, Досифей и другие патриархи пребывали по большей части в Константинополе вследствие владычества в Иерусалиме Латинян, которые от 1099 до 1308 г. и дальше вели борьбу в Палестине с Саракинами, причем одолевала то одна, то другая сторона, как мы изложили подробнее в 8-й книге (сочинения) о патриархах Иерусалимских. Таким образом патриархи были изгоняемы и пребывали в чужих землях то от Саракинов, то от Латинян, и престол часто оставался без патриарха.

Итак, патриархи Александрийский и Антиохийский, как соседи, управляли каждый ближайшими к нему частями по исконному обычаю кафолической церкви, по которому в случае нужды патриархи действуют и вне пределов. Ибо патриархи не наблюдают друг над другом, так чтобы один был надзирателем над другими, но зрят в очи. Так что в случаях нужды они призирают и чужие церкви, и не подчиненные им. Однако, сие [22] устроение, действовавшее долгое время, привело к соблазну, так как (патриарх) Александрийский присвоил себе митрополию Петру, архиепископию Газу, епископию Сиобак и Синайскую гору, а Антиохийский присвоил митрополию Востру (Хавран) и имеет ее до сего дня. При Иоанне Палеологе (патриарх) Иерусалимский Иоаким, воспользовавшись удобным случаем, завел переговоры с Григорием Александрийским о сказанных епархиях, и Григорий дал ему грамоту с обещанием, что впредь будет воздерживаться от епархий и вообще от пределов патриархии Иерусалимской. Там он пишет еще, что если изменит свое решение, то повинен будет власти 2,000 флоринов. Впоследствии, когда Александрийцы снова стали изъявлять притязания на сказанные епархии и Иерусалимляне на них жаловались, Марк Александрийский дал тогдашнему (патриарху) Иерусалимскому грамоту, подобную Григориевой, в лето от сотворения мира 6992 (= 1483-4 по Р. Хр.). Когда же Александрийцы опять стали вводить новшества, Герман Иерусалимский, пребывавший в Константинополе при Дионисии, из Никомидийского сделавшемся патриархом Константинопольским, предложил свой «Чин» и вместе с прочими тогдашними патриархами, т. е. Константинопольским и Антиохийским, утвердил свои границы. Тогда и Александрийский дал подобную же грамоту, озаглавленную “Грамота (патриарха) Александрийского", из которой явствует, что Синай есть просто епископия, подчиненная патриарху Иерусалимскому 1. [23]

Глава вторая.

После этого, когда на Синае случился епископ дурной жизни, именем Макарий, восточные патриархи, дабы отцы Синайские не впали в раскол вследствие раздоров, определили, чтобы их монастырь управлялся одним игуменом 2. А в 7083 г. (= 1575), когда некоторые Синаиты приехали в Константинополь, по общему решению была издана грамота, чтобы снова игумен был и епископом, так как расколы тамошних подвижников прекратились 3.

Глава третья.

После этой грамоты избранный Синаитами некий Евгений, тоже Синаит, был рукоположен в Иерусалиме в епископа горы Синая. Он по приглашению был в Иерусалиме и при удалении Германа Иерусалимского и при возведении Софрония. После этого Евгения епископом Синайским сделался Анастасий, также благочестивый; затем некий Лаврентий, человек необразованный и грубый, который дерзнул носить митру при богослужении; домик, который имели Синаиты в своем подворье в Египте, он без страха Божия назвал молельней и совершал в нем литургию сам и бывшие с ним иеромонахи, без разрешения (патриарха) Александрийского, которым был тогда Кирилл Лукарис. Вследствие сего святейший Константинопольский Тимофей и Антиохийский Дорофей были вынуждены послать соборное [24] послание и запретить Лаврентия и его иеромонахов, если они будут продолжать совершать там литургию без разрешения (патриарха) Александрийского, а святейший Софроний Иерусалимский написал и дал (патриарху) Александрийскому полную власть над Синаитами. Посему Синаиты были вынуждены припасть к Кириллу, прося прощения, и составили даже согласительное послание к (патриарху) Александрийскому с обещанием, что не будут больше служит литургию в том подворье. А о нововведенных облачениях определенно обещали: «Действуя как епископ и облачаясь в присвоенные епископу архиерейские облачения, кроме нововведенного мною золотого лора и присвоенных патриаршему сану». Здесь переписаны упомянутые грамоты без изменения из священного кодекса досточтимейшей патриархии Константинопольской для большего выяснения сказанного.

Списки старинных патриарших грамот, клеймящих беззаконие и злокозненность Синаитов, которые, преступив божественные уставы, вопреки правилам служили литургию в своем подворье в Египте вопреки воле повременных славных патриархов Александрийских и сделались виновниками ущерба, соблазнов и совершенного уничтожения святейшего и апостольского престола Александрийского; вследствие чего многажды были наказаны церковно.

I.

† Тимофей милостью Божиею архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Боговенчанные и славные цари, заботясь об единомыслии и мирном состоянии церквей и желая его, определили и царским своим указом дали и утвердили каждому патриарху, митрополиту и архиепископу собственную епархию и пределы, дабы [25] каждый из них, довольствуясь своими пределами, жил мирно и не преступал пределов другого. Посему и после этого божественные отцы, следуя сему, для большего утверждения издали правила, определяющие, чтобы был предаваем полному извержению всякий, кто впоследствии дерзнет совершить какое-либо богослужение вне своих пределов. И поелику в царских изложениях является и находится и Египет, подчиненный законно и предельно святейшему и апостольскому престолу Александрийскому, и все по времени святейшие патриархи сего престола Александрийского не преступали сего, а только один нынешний (епископ) Синайской горы Лаврентий, яко наглый и в святые и божественные правила непосвященный, дерзнул и уходит в ту самую землю Египетскую, совершает в одном доме священнослужения и таинства и повелевает совершать их без разрешения блаженнейшего и мудрейшего патриарха Александрийского и всей земли Египта, Пятиградия, Ливии и Эфиопии кир Кирилла, во Святом Духе возлюбленного нашего брата и сослужителя, и притом возбраненный и местными епитропами его, — то сего ради пишем и во Святом Духе объявляем соборно, чтобы как сам (епископ) Синайской горы Лаврентий, так и все прочие, которые служили или будут служить литургию отныне и на будущее время в пределах Египта без разрешения сего блаженнейшего патриарха, пребывали и оставались первый под запрещением всякой архиерейской деятельности и чина, а последние — всякой священнослужительской, пока по созвании полного собора не будет послано им полное извержение. И которые монахи одобрили и присоединились [26] к сему дерзновению, а также и миряне, да будут отлучены, прокляты, непрощаемы и после смерти неразрешаемы. Тако определили мы во Святом Духе соборно. Посему составлена и настоящая патриаршая соборная грамота в лето 7123 ( = 1615), в месяце Августе, индикта 13-го 4.

2.

Софроний милостью Божиею патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины.

Мерность наша настоящею своею патриаршею грамотою извещает, что многое начавший епископ святой горы Синайской, именуемый Лаврентий, никогда не оканчивает добре, ибо, неразумно и неосмотрительно желая касаться того, чего немощность его не может совершить, от сего и себя ввергнул в великую опасность божественного гнева, и тому святому и богошественному месту, в котором не надлежаще избран пастырствовать, причинил, безумный, невыносимые несчастия и неисчислимые ущербы. Не довольствуясь этим, он недавно написал мне и святейшему патриарху Антиохийскому кир Дорофею, чтобы мы дали ему согласие и волю построить и освятить храм в Египте, в епархии блаженнейшего Александрийского, и там совершать святые таинства, дабы только произвести смуту и раздор в народе и от этого сделаться виновником бесчисленных иных зол монастырю. Мы же сего прошения, как неправедного и неразумного, не приняли и, главным образом, как не имеющие [27] власти совершать что-либо подобное в чужой епархии, не допустили, но воспретили и осудили соблазнителя Лаврентия на будущее время молчать и никоим образом не допускать совершаться чему-либо подобному. В противном же случае блаженнейший Александрийский да наказует его, как знает, и да смиряет его вседерзкое неразумие; мы же никоим образом не будем противиться, а скорее согласно одобрим. Для выяснения же и объявления дана настоящая наша грамота блаженнейшему брату нашему и сослужителю, патриарху Александрийскому господину Кириллу, с обычною подписью. В святом граде Иерусалиме 7115 г. (=1607), Апреля 1-го 5.

3.

Обещание отцов Синаитов с епископом их, данное Кириллу (патриарху) Александрийскому.

Владыко мой блаженнейший, я, смиренный епископ святой и богошественной горы Синая Лаврентий, со святым нашим собором иеромонахов, старцев и монахов, согласно святым грамотам святейших патриархов Антиохийского и Иерусалимского, владык моих, недавно нам присланным чрез преподобнейших эксархов и повелевающим придти к твоему блаженству и сотворить ему послушание, припадаем пред лицом всех к твоему блаженству и искренно просим прощения проступков при нашем рукоположении, дерзновенно совершенном двумя епископами не по законам; его по предложению твоего блаженства исправил в минувшем году святой [28] собор вышесказанных святейших патриархов, на котором присутствовали и ныне присутствующие и представшие с нами твоему блаженству эксархи и свидетели; при исправлении же сослужили с прочими архиереями и мы, и тайною молитвою закончили рукоположение. Но, кроме того, просим прощения и в прегрешениях после рукоположения, о которых всех твое блаженство говорило раньше, возвещая нам должное, и, когда мы не послушались и преступили, праведно вознегодовало. Ныне же мы признаем и исповедуем праведный на нас гнев твоего блаженства и в раскаянии просим прощения прегрешений наших, чрез которые мы доведены до крайних опасностей; раскаявшись в чем погрешили и обещая впредь не погрешать, мы готовы принять всякое наказание, исполнять все, что повелит твое блаженство, и изгнать из монастыря братьев, преступивших и ушедших куда не должно было. И я, епископ, буду соблюдать с помощью Божиею догматы и святые законы, действуя как епископ по чину церкви православной, не преступая и не вводя никаких новшеств ни внутри монастыря, ни вне, надписываясь и подписываясь епископом и облачаясь в присвоенные епископу архиерейские облачения, кроме нововведенного мною золотого лора и присвоенных патриаршему сану. И никогда не выйду из монастыря иначе, как по решению святого собора отцов, обще с которым имеем исполнять все дела святого монастыря и братии его внутри и вне. Все же мы будем в точности соблюдать общежитие по уставу отцов, отвергая всякое своеволие, как повелевает твое блаженство. И если преступим, или один я, епископ, или все вместе, и введем [29] что-либо новое или вопреки святым уставам церкви православной, или вопреки правилам общежития, то будем повинны подобающим епитимиям, или запрещению и низложению, или отлучению, по решению твоего блаженства, которое просим принять нас как своих и отечески призреть ради любви человеколюбца Бога, Который да сохранит твое блаженство на многие годы превыше всякого зла, и святые молитвы его с нами. Аминь. В Египте, 1601 г., 18 мая. 7109.

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. См. эту грамоту в 'Analhkta 'Ierosol. stacuologiaV, т. 2, стр. 371-373, а перевод ее — в конце настоящей книги, прилож. 1.

2. Это произошло в 1557 г. См. 'Analhkta, т. 2, стр. 265-269.

3. В рукописи имеется копия соборного послания об епископии горы Синая, но текст его уже известен из книги [P. NeokleouV], To kanonikon dikaion tou patriarcikou qronou twn 'Ierosolumwn epi thV arciepiskophV Sina, epimarturoumenon upo epishmwn ekklhsiastikwn eggrajwn. 'En Kwnstantinoupolei 1868, стр. 4-10. Перевод см. в прилож. 2.

4. Эта грамота раньше была известна по неисправному и неполному списку. См. K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi tou Patriarcikou 'Arceiojulalakeiou swzomena epishma ekklhsiastika eggraja ktl. 'En Kwnstantinoupolei 1904, стр. 338.

5. Эта грамота имеется и в книге To kanonikon dikaion, стр. 11-12, а также и в "Kwdex gamwn" Каирской патриаршей библиотеки, новый № 80, стр. 696.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.