|
Приложения.7. (К стр. 83). Соглашение Синайских отцов с кандидатом в архиепископы Иоанникием, утвержденное посредством соборной грамоты достославным патриархом Иерусалимским Досифеем в 1671 году 1. Находящиеся в Египте и Раифе иеромонахи и соборные старцы со всею остальною братиею нашего святого монастыря святой и богошественной горы Синая, собравшиеся вкупе, поелику имеющий настоятельство наше архиепископ кир Анания по болезни подал письменное прошение об увольнении, остались без настоятеля и посему все посоветовались, вкупе и, обсудивши вопрос об избрании вместо него настоятеля для сей нашей святой обители и пашей братии, избрали во епископа и игумена нашего всепреподобнейшего и досточтимейшего в иеромонахах и духовных отцах господина Иоанникия, истинного брата нашего монастыря с младого его возраста. И ныне, согласно древнему преданию и соборным постановлениям, посылаем [346] его во святой Иерусалим для рукоположения там. Но поелику необходимо, чтобы во всех делах соблюдался порядок, потому что где беспорядок, там и дела идут с шумом и смутами, то посему мы все, нижеподписавшиеся, избравшие вышесказанного кандидата господина Иоанникия, попросили его соблюдать древние и старинные уставы нашего святого монастыря непоколебимыми и неизменными, и он пред Богом и всеми нами согласился соблюдать их и удостоверить собственною подписью, а равно и мы обещали ему соблюдать по отношению к нему и друг к другу то, что ниже изложим в подробностях. Итак, во-первых мы попросили его и он обещал держать общежитие по древнему обычаю его предшественников. Во-вторых, он не должен совершать никакого дела, могущего причинить ущерб монастырю, без согласия всего собора; затем не должен составлять партий ни малых, ни великих, ни критских, ни румелийских, но всех считать как бы своими братьями и возлюбленными чадами духовными. Далее, безбородых отроков не только сам не должен вводить в монастырь, но и крепко противиться, если бы другие захотели ввести их. Затем он должен жить не в Египте, а в монастыре, кроме случаев, когда собор попросит его поехать туда по какой-либо нужде и потребности святого монастыря, и снова возвращаться. Затем он не должен высылать (монахов) на послушание сам по себе, но с собором, а какие грамоты посылает по делам монастыря и какие приходят извне для общины, все должны читаться на соборе. Мы просили, чтобы сие соблюдал во всю свою жизнь выше (названный) [347] кандидат, и он все принял и утвердил своею подписью; если же он захочет отменить и преступить сие, то должен судиться собором, и если прекратит, то хорошо; если же воспротивится, то собор должен жаловаться на него блаженнейшему патриарху Иерусалимскому, дабы он был им исправляем духовно или наказуем канонически. Еще, он как настоятель и глава всех, должен заботиться об исправлении, если какой-либо непорядок возник или возникнет в монастыре, имея в сем сотрудниками и помощниками соборных старцев, если не может достигнуть сего один. Мы же все обещаем подчиняться ему во всем, как нашему духовному отцу, мирно, безмятежно и с божескою любовью по древнему и изначальному доброму чину общежитий и не делать ничего без его согласия ни эконом, ни кто-либо другой, как и сам он обещал ничего не делать без согласия, собора, дабы славился Бог в единодушии нашем. Еще обещаем, что никто не будет искать своей воли, но будет воля большинства, и никто не будет составлять партий или привлекать в партии другого, малого или большого, тайно или явно. И если кто окажется составляющим партии, тайно или явно, и не оставит сего, то таковой должен быть наказан, как беспорядочный, падший и непослушный, кто бы он ни был, или иеромонах, или духовный, или старец, малый или большой, или сам настоятель, — должен быть наказан каждый по чину своему. Еще, кто поднимет руку и ударит другого брата каким бы ни было образом, должен быть изгнан беспрекословно; и который меньший обидит старца, или большого, или меньшого, [348] должен быть исправляем настоятелем; но и большие со вторыми и вторые с меньшими не должны обращаться оскорбительно и презрительно или обижать их бесчинно, но кротко и мирно приказывать им, где будет нужда, они же (должны) с любовью повиноваться. И поелику монах не имеет сродников и родных, так как от всего этого отрекся в своем обете, то посему несправедливо, чтобы кто-нибудь называл бранно родину другого брата, называл критянами, румелиотами, или кипрянами, или другим родом, или помогал партийно, как своему земляку, поелику все мы братья по ангельскому образу и все имеем одну родину на земле — святой монастырь и родину небесную — вышний Иерусалим. И когда составляется собор по какому-либо делу, он не должен происходить с смутами и ссорами, но голос большинства должен иметь силу, а остальные должны принимать голос большинства бесспорно и с любовью. Выясняем еще и то, что, поелику бывшие до нас отцы написали тягчайшие соборные (уставы) касательно общежития и составили определения, которые немногие от них сохранили, как мы узнали, то посему мы, видя неравенства времени, нужды и состояние святого монастыря, делаем и экономическую уступку и не препятствуем вполне тому, чтобы отдельные лица имели частные расходы, или будучи посылаемы монастырем в путешествие, или по немощи старческой или другой, но сие (допускаем) не безусловно, а умеренно, с чистою совестью и без вредных намерений причинить какой-либо ущерб монастырю. Итак мы обещаем пред Богом и под бременем неразрешимого отлучения, что никто не [349] должен давать взаймы, если что имеет от святого монастыря на свою нужду, и иметь вне (монастыря) залоги тайно от настоятеля и от собора, а те, которые находятся здесь, не должны иметь денег вне (монастыря) или в долгах, или ради торговли, или ради какой-либо иной постыдной прибыли; то, что находится у каждого, должно быть в его келлии или в средней, дабы после смерти его оставалось в монастыре, и он получил прощение. Если же кто умрет, имея вне (монастыря) залог или иное что тайно, и это будет узнано, то таковой не должен удостаиваться прощения и получать установленное погребение и отпевание. Те, которые находятся в монастыре, старцы ли, или молодые, не должны производит куплю и продажу с арабами, давать и брать тайно или явно съестное и напитки или что-либо иное, даже и сам эконом, кроме того, что открыто покупает для общежития. Еще эконом монастыря не должен иметь права давать в Тавару больше одной рубы 2 хлеба, а о большем количестве должен предварительно спрашивать настоятеля и старцев. Еще никто не должен стряпать или есть отдельно, даже сам архиепископ, кроме случаев, когда кто-либо болен, или посетит друг, и будет нужда угостить его отдельно. Все сие сообща признаем и обещаем соблюдать, если же кто сие преступит и не соблюдет, да наказуется довольно, если же не исправится, да подлежит неразрешимому отлучению и проклятиям трехсот восемнадцати богоносных отцов. Мы [350] желаем, чтобы кандидат привез из святого Иерусалима подобную соборную грамоту, содержащую в себе то же, что и настоящая, в утверждение и полное обеспечение, и чтобы обе были записаны в монастырский кодекс для прочтения новопоступающим, дабы не ссылался кто-либо, что не знает или не слышал сего. В Египте, 1671 г., в месяце сентябре. Стефан иеромонах принимаю вышесказанное. Макарий иеромонах принимаю вышесказанное. (Следуют другие 45 подписей и за ними последнею — подпись кандидата). Иоанникий иеромонах и кандидат собственною рукою подписываю. (нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)Комментарии 1. [P. NeokleouV], To kanon. dikaion ktl, стр. 55-58. 2. Местная хлебная мера. (пер. В. В. Латышева)
|
|