Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложения.

6.

(К стр. 83).

Мефодий Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

([P. NeokleouV], To kanon. dikaion ktl., стр. 48-54. — K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 381-389).

Всякий чин, получивший основание от Бога, должен иметь прочность и устойчивость, как установленный для целей общей пользы от Бога, все устрояющего к пользе, а наипаче чины церкви Божией и благоустроения духовной высоты ее, которые святейшее множество старинных богоносных отцов вдохновением и внушением всесвятого Духа для благоуставной цели духовно ей устроило; особливо же, по высшему соображению охраны, руководители и высшие начальники духовных установлений должны соблюдать и всеми силами охранять выше всякой и всяческой перемены старинное устроение общих и частных дел, как соединяющее отдельные части одну с другою и сохраняющее все согласным само с собою; не только потому, что [336] выдающееся по древности заслуживает уважения, но и потому, что в случае возникновения где-нибудь даже малой перемены обыкновенно тотчас возникает восстание, изменение дел, ниспровержение всего чина и неравный переход к неустойчивости, что чуждо церкви Божией; ибо не есть Бог неустойчивости, но мира. Посему богоносные отцы вполне правильно всегда подвизались до крови для отклонения всякой новизны и суетности, стараясь сохранять единство духа в союзе мира по заповеди апостольской. Ныне, не знаю как, архиепископ Синайской горы Анания, презрев древние определения и уставы, начал вводить новизны в относящихся к нему делах, введя по проискам и тщеславию некие странные и неупотребительные новшества, которых его предшественники не имели и о которых даже не думали: так, он желал величать себя блаженнейшим, пребывать автономным и автокефальным, сопричисляться к автономным архиепископам, именно Ахридскому, Кипрскому и им подобным и по их примеру писать мерность, при чем прекратил и каноническое поминание своего патриарха, т. е. Иерусалимского, чужеподобно провозгласив упоминание о всяком епископстве православных в тех местах северных областей, где он пребывал недавно, и высказывает желание, чтобы повременный епископ Синайский получал рукоположение не от Иерусалимского патриарха, а откуда ему покажется удобным; сверх того, он задумал уничтожить искони установленное управление монастыря посредством общего собора отцов, желая единовластвовать, и самовольно повелел открыть святое сопрестолие, остававшееся закрытым со дней [337] царствования великого Юстиниана, так как на нем не мог восседать епископ, исполнявший в монастыре игуменскую должность, а не власть епископскую; он почти уничтожил все установленное о сем монастыре царским попечением из глубокой древности и начал попирать правила, определяющие преимущества архиерейских престолов, увлекаясь новшествами и новыми пустословиями вне всякого разума и меры. Когда о сем сделал представление недавно поставленный патриарх Иерусалимский господин Нектарий и попросил образумить его соборно, то была сделана со всею каноническою точностью (попытка) укорить его чрез патриаршую и соборную грамоту (и побудить) придти в себя, отказаться от своих недопустимых фантазий, держаться установленных преимуществ и действовать так; как действовали бывшие пред ним епископы, согласно правилам. Но, по-видимому, сей муж неуклонно держится своих заблуждений, как показал нам нынешний блаженнейший и святейший патриарх Иерусалимский господин Досифей, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности, на основании письма, посланного им его блаженству, предлагая снова соборно рассмотреть его дело. Ибо общее управление делами монастыря он оставил под сомнением, а поминание (патриарха) Иерусалимского делает, как говорит, из любезности, а не по каноническому установлению. Сверх того, он, вообразив, что освободился от подчиненности и зависимости своего положения, неприлично и невежливо подписался «молитвенником патриарха». За сие он соборно был присужден к наказанию по законам и правилам, как явно преступающий [338] законы, вводящий новшества и презирающий святые правила. Ибо епископ горы Синайской искони считается и именуется простым епископом и, как всем известно, подвластен патриаршему престолу Иерусалимскому, как значится в «Чине», где престол горы Синайской числится двадцать четвертым из подчиненных патриаршему престолу Иерусалимскому, и получает рукоположение от (патриарха) Иерусалимского, как были рукоположены и сам Анания, и все его предшественники. Он забыл, как он посреди церкви пред Богом и людьми исповедал догматы веры и обещал во всем следовать и повиноваться своему блаженнейшему патриарху и прочее, как установлено, соблюдать и хранить нерушимо. Истину сего можно узнать из многих археологических сочинений, а еще более из множества документов, находящихся в святых кодексах нашей великой церкви Христовой, и старинных соборных грамот; они именуют (архиерея) горы Синая архиепископом и показывают его подчиненным Иерусалимскому престолу, а иногда называют и просто епископом; они упоминают, что многие епископы Синайские в разные времена были низложены и подвергнуты епитимии и запрещению патриархами Константинопольским, Александрийским и Антиохийским, и показывают, что они смиренно и покорно писали себя (в письмах) к патриархам епископами. Так, некий Лаврентий, епископ Синайский, в собственном письме величает (патриархов) Антиохийского и Иерусалимского своими владыками. В числе документов имеется и пространная соборная грамота бывшего патриарха Константинопольского господина [339] Иеремии, приводящая дословно новеллу достославного в царях Юстиниана Великого, в которой перечисляется поименно, сколько митрополий и епископий патриархи Антиохийский и Александрийский, собравши вкупе из подчиненных им областей, присоединили к престолу Иерусалимскому тогда, когда он был удостоен чести патриархии; одна из них — епископия Синайская, предоставленная (патриархом) Александрийским. Тогда-то, как определенно говорит новелла, закрыли и сопрестолие Синайской горы, дабы никто не восседал на нем. Из сего ясно, что (Анания) не только не автокефальный и автономный архиепископ, но даже не имеет в монастыре проявления епископской власти, поелику не владеет в нем кафедрою сопрестолия, которая одна помимо всего в частности повсюду обозначает законного епископа каждой епархии. Ибо каким образом монастырь сам собою мог бы когда-нибудь быть епископией, находясь в другом чине? Ибо иной образ и иная цель монастырей, и иной — мирских общин, в которых поставлены настоятельствовать епископы, вследствие чего они у некоторых именуются начальниками народа, как начальствующие над народом и поставленные для того, чтобы святоподобно исправлять мирские дела; но в монастырях совершенно невозможно считаться начальником, а равно и начальствование и подчинение обыкновенно не свойственно им, но равенство уравнивает всех соподвизающихся в них. Ибо Небоявленный (Св. Василий Великий) говорит о них, что они состоят равно рабами друг друга и господами друг друга и [340] в неборющейся свободе взаимно показывают друг другу строжайшее рабство; и снова: у них все общее, души, умы, тела и все, чем питаются тела; многие — один и один — не единый, но во многих. Итак, где таковое равенство, тождество и уравнение, каким образом может иметь место возвышающее и возвышаемое, и в каких подчиненных может быть усмотрено властвующее и состоящее под властью? Во всяком случае его нет нигде. Хорошо зная сие, божественные отцы, удостоившиеся определить уставы церкви, епископа горы Синайской, как имеющего председательствовать в монастыре, назвали игуменом, уместно давши ему наименование, соответственное деятельности; ибо написано в Чине: (епископ) Синайской горы, сей есть игумен и епископ. Посему, поскольку он поставлен игуменом в монастыре, в отношении игуменства он есть самовластный игумен, так как игуменство его никем не управляется, кроме общины монастыря; поскольку же епископ, — он не самовластен; ибо в сем отношении он по необходимости подчинен тому, кем рукополагается, как определяют божественные правила. Желающий может усмотреть во многих (местах) точные их указания; так, напр., в «Синтагме» Матфея Властаря они определяют, чтобы все были судимы теми, которыми рукополагаются, ими были исправляемы по правилам и делали провозглашение и поминание их имен, что представляет собою так называемое каноническое поминание. Епископ же Синайский не может получать хиротонии из другого места, — как сказал кир Анания, невежественно и ненаучно выразившись некстати, — как только от собственного [341] патриарха Иерусалимского. Ибо и соборная грамота кир Иеремии говорит: «Он должен выбираться всею общиною выборных старцев монастыря и затем канонически и безмездно принимать рукоположение от святейшего патриарха Иерусалимского, так как сия епископия находится внутри пределов Иерусалимских». И сие очень хорошо сказано в грамоте: ибо внепредельное рукоположение остается без силы и отвергается святыми правилами, как не состоявшееся; так как рукоположение есть основная причина, от которой проистекает различие архиерейских состояний; ибо всякое архиерейское рукоположение происходит тремя способами, и каждый архиерей, говорю, рукополагается или патриархом и (в таком случае) есть митрополит или простой архиепископ, подчиненный тому же патриарху, или рукополагается митрополитом и (в таком случае) есть епископ, подчиненный митрополиту, или рукополагается архиереями своей епархии и (в таком случае) есть автокефальный архиепископ, каковы (архиепископы) Болгарский или Ахридский, Кипрский и Иверский, как определенно говорит Юстиниановская новелла: «Блаженнейшему же архиепископу первой Юстинианы, нашей родины, рукополагаться своим собором». Таким образом не имеющий подчиненных себе епархий и архиерейского собора, каков (епископ) Синайский, никогда не имевший таковых, не может сделаться автокефальным, так как он непререкаемо подчиняется рукополагающему. Посему и была о сем великая забота у святых отцов, решительно воспрещающих рукоположения неопределенные и внепредельные и лишающих их силы. Они настолько [342] желали, чтобы таковая точность рукоположения имела силу, что определили даже, чтобы (архиерей) Константинопольский, возвысившийся над другими, был рукополагаем Ираклийским вследствие того, что раньше был подчинен последнему, и рукоположение осталось неизменным. Точно так же и в других епископиях, возвышенных в митрополии, рукоположение не отнято у тех митрополитов, которым они раньше подчинялись; ибо 12-е правило четвертого святого собора гласит: «Город, который почтен царскою грамотою, да довольствуется одною честью с епископом, права же истинной митрополии да сохраняются». Итак, епископ Синайский, как несомненно состоящий епископом блаженнейшего патриарха Иерусалимского, по всей необходимости должен рукополагаться им и отсюда соблюдать, как сказано, ненарушимыми установления, относящиеся к рукоположению, именно поминание, подчиненность и тому подобное; ибо, если он будет рукоположен в другом месте, то остается не рукоположенным, поелику божественные правила, именно 16-е первого святого собора и 12-е Сардикийского, определяют: «Если какой епископ рукоположит принадлежащего ведомству другого, бес ведома последнего, то рукоположение недействительно». Сего ради мерность наша вместе с состоящим при ней святым собором архиереев, во Святом Духе возлюбленных ее братий и сослужителей, по силе и власти, которые по каноническим преимуществам предоставляет нам божественный чертог сей нашей Великой церкви Христовой, желая устранить всякое новоявленное излишество, из всего сказанного и многого другого познавая [343] истину дела и отменяя и уничтожая странное и тщетное старание и суесловие (епископа) Синайской горы Анании, как пустое, нестройное, противозаконное, противное святым правилам и противоположное духовным уставам и законам, пишем соборно и во Святом Духе определяем, чтобы, как было изначала, так и отныне и на будущее время епископ горы Синайской, как нынешний, так и всякий другой, имеющий быть после него по временам, пребывал подчиненным святейшему патриаршему престолу Иерусалимскому, получал оттуда рукоположение безмездно и поминал патриарха Иерусалимского по канонической нужде, а не по любезности, как он говорит; ибо никакой архиерей не имеет власти даровать кому-либо таковую любезность и поминает не кого захочет, а только того, кого уставы церковные повелели ему; ибо обязан действовать по уставам; поступая же иначе, по собственному произволу, он будет осужден открыто, как преступник и противозаконник. И да именуется он боголюбезнейшим архиепископом, а не блаженнейшим, так как последнее именование вовсе ему не подобает, и да пишет «смирение наше», а не «мерность». Засим в судебных делах он должен обращаться к тому же святейшему патриарху Иерусалимскому и им судиться по божественным правилам, при чем преимущества монастыря ни в чем не должны быть нарушаемы; ибо мы желаем, чтобы последний оставался в своих правах непоколебимо, не порабощаемым, беспошлинным, не попираемым, во всем свободным и автокефальным. Ибо монастырь не подчинен ни патриарху, ни епископу, будучи изъят из [344] епископской власти; ибо если бы он был подчинен епископу, то был бы не свободен, а порабощен ему. Но и епископ отнюдь не должен платить патриаршему престолу Иерусалимскому ни много, ни мало, не должен подлежать каким-либо натуральным повинностям или службам, а только по божественным правилам в отношении архиерейства признавать своею властью патриарха Иерусалимского, подчиняться ему как своей главе, поминать его каноническое имя и относиться к нему в судебных делах, но ничего другого, свойственного рабству и насильственного не претерпевать. Все сие тщательно рассмотревши, установляем прочно и нерушимо на век. Кто же впоследствии предпримет отвергнуть сие законное определение и праведное решение, какого бы ни был чина, деятельности и состояния, да будет отлучен от всесвятой, единосущной, животворящей и нераздельной Троицы, проклят, непрощаем и после смерти неразрешим вечно, и часть его да будет с предателем Иудою и распявшими Господа, и (да будет) повинен вечной анафеме и подвластен огню геенны; да будет отсечен от настоящей жизни, да отпадет и от вечной и лица Божия да не узрит. Во свидетельство сего выдана настоящая соборная за печатью грамота святейшему патриаршему престолу Иерусалимскому. В лето спасения 1671, в месяце январе, индикта 9.

Мефодий Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Варфоломей Ираклийский.

Митрофан Кизикский.

Неофит Никомидийский.

Дамаскин Никейский. [345]

Гавриил Филиппопольский.

Неофит Адрианопольский.

Дионисий Ларисский.

Анфим Афинский.

Кирилл Иоаннинский.

Макарий Дристрский.

Хрисанф Деркский и Неохорийский.

Косма Визийский.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.