Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложения.

5.

Низложение Анании Синайского.

([P. NeokleouV], To kanon. dikaion ktl.., стр. 44-47. — K. Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 377-381)

(К стр. 83).

Спасительное смиренномудрие, конечно, считается у благочестивых превыше чего-либо другого, христианская черта, из которой возникает вечная слава, совершенный и истинный дар Христов; смиренномудрие, говорю, противодействующее древней язве, которую жестокий враг ради лживой высоты надеждою на ложную славу усвоил роду человеческому. Им отражая гибель, устраивают возвращение к старине ученики Христа, низшедшего до крайнего смирения и отсюда восшедшего на недосягаемую высоту, освободившего порабощенную природу, препрославившего ее и сначала всеми делами показавшего смиренномудрие, а затем и словами научившего ему. Ибо Он, действуя и уча, благовествовал. «Научитесь от Меня, что Я кроток и смирен сердцем». И выясняя воззрения врагов словами: «всякий смиряющий себя возвысится и возвышающий себя смирится», он ведет к спасению. Посему и прежде других предстоятели церкви долженствуют собственным примером учить воистину высокотворящему христоучительно смирению и всемерно отвергать земную славу, зная, что имеют жительство на небесах, и обещая всех учить мыслить о вышнем, а сверх того и свои церковные достоинства, которые каждому уделены по уставам и святым правилам, переданным от отцов, [331] применять в жизни вполне скромно и умеренно. Посему и христоподражательные уставы учат имеющих высшие степени достоинств смиренномудро исполнять свои обязанности и одному подписываться рабом Христовым, другому прикрывать себя мерностью, иному называться смиренным митрополитом или епископом, дабы скромно отвергать славу и, преподобно творя преподобное, удостоиться преподобия. Но архиепископ горы Синайской Анания, почему-то относящийся ко всему этому бесчувственно, выказывает странный и совершенно особый образ мыслей. Ибо он не только не научился смиренномудрствовать в подобающей ему деятельности, но и начал мыслить выше, чем следует, величаясь и чванясь сверх должного и, подобно мифическому Дедалу, надев поддельные крылья, представляется летающим по воздуху, гордясь и говоря, что он сам знает себя самоначальным и автокефальным архиепископом, сопоставляемым Ахридскому, Кипрскому и подобным им, вследствие чего провозгласил себя блаженнейшим, пишет мерность, облек себя самовладычеством, прекратил поминание своего патриарха, возглашая поминание о всяком епископстве православных, и дерзнул вводить иные подобные новшества, как младенчествующий мыслями, человечек гордый и превознесшийся. О сем немного ранее возбудил вопрос управлявший тогда патриаршим престолом Иерусалимским кир Нектарий, упросивший здесь предложить состоящему при нас святому собору исследовать сие, исправить сии странности и увлечения подчиненного ему архиепископа Синайского, узреть должное и объявить, что следует делать канонически. Было решено и по [332] соборному определению постановлено объявить епископу, чтобы он исправился, отказался от сего суемудрия, образумился, подчинился поставленной над ним власти, пребывал недвижным в прежних пределах и уставах и жил по древним преимуществам. Посему была послана наша патриаршая грамота, подробно написанная и уничтожающая все суесловия его, чрез которую мы показали ему, согласно имеющимся положениям старинных преимуществ, что служащий ему местопребыванием монастырь Спасителя Христа на Синайской горе несомненно самовладычен, автономен, не порабощаем, во всем свободен и ни в чем никому не подвластен; игуменствующий же в нем епископ по слову архиерейства подчинен патриаршему престолу Иерусалимскому, от которого получает деятельность архиерейства. Ибо престол (Синайский) сопричисляется 24-м к прочим архиепископским престолам, подчиненным (престолу) Иерусалимскому и, от него получая рукоположение, по необходимости относится к нему, как к своей власти, признает патриарха своим главою, им судится и его поминает по точному смыслу святых правил. Поелику же он состоит игуменом и епископом, он должен выбираться и представляться сначала монастырским собором, ставиться же в архиереи патриархом, как сказано, а править всеми делами монастыря по решению и совету собора. И на сем основании мы повелели ему оставить те пустословия, не подписывать себя блаженнейшим, не именоваться мерностью, не рассчитывать на самовладычество и не представлять себе всех сих лженадписанных новшеств, исполненных [333] всякой странности, но мыслить благочестиво, говорить благовидно и, как бывшие пред ним архиепископы именовались и писались, так и ему, шествуя по следам их, именоваться и писаться; и как они относились к блаженнейшему патриарху Иерусалимского престола, подобным образом должен действовать и он. К сему мы присовокупили, чтобы он, в случае если ослушается собора и не откажется от своих новшеств, был запрещен во всяком архиерейском действии и чине. Но сей вседерзкий, наглый и суемудрый поставил сие ни во что, прилежа к прежнему и держась того же самого, и, пиша какие-то измышленные и коварные оправдания, обещает поминать патриарха, но, как он говорит, из любезности, а не по долгу, явно отказываясь от благопослушания; ибо он намекает, что не есть подчиненный, а только из любезности совершает поминание, — что воистину представляет собою пустую болтовню и измышление невежества; ибо поминание называется каноническим, как узаконяемое каноническою властью, а не вытекающее из мнения и воли каждого; посему оно должно делаться по необходимому долгу, а не по любочестию и любезности, как некстати говорит сей молодец и поет не по струне, по пословице. Итак на соборе под председательством нашей мерности и при участии блаженнейшего и святейшего патриарха Иерусалимского кир Досифея, во Святом Духе возлюбленного брата нашего и сослужителя, снова предложено на обсуждение, по представлению его блаженства, непослушание сего епископа, который, будучи изобличен как неисправимый, непослушный, презирающий соборное запрещение в своих писаниях [334] и действиях и нагло восстающий против патриаршего престола Иерусалимского, всеми вообще был признан достойным осуждения и подлежащим всесовершенному низложению. Сего ради пишем соборно и во Святом Духе объявляем, чтобы сей нововводитель и наглец, архиепископ горы Синая Анания, дерзко преступающий и перескакивающий пределы, которые отцы положили, а Бог и истина утвердили, и вторичными (поступками) превышающий первое противозаконие, как презревший соборное запрещение и разнообразно поправший церковные уставы, был низложен и лишен всякой архиерейской деятельности и чина, исключен и выброшен из архиерейского списка, с тем, чтобы никто не сослужил с ним и вообще не почитал как архиерея; кто же дерзнет сослужить с ним, или иметь общение, или почтить как архиерея, или написать или назвать его блаженнейшим и автокефальным архиепископом, если таковой будет из святого списка, или из монашеской братии и мирского чина, то да будет отлучен от Бога Вседержителя, проклят, непрощаем и неразрешаем после смерти в нынешнем веке и в будущем и повинен соборным проклятиям, как имеющий общение с лишенным общения и презирающий соборное решение. Так да будет и не иначе по решению.

В 1670 году, месяца декабря, индикта 9-го.

Мефодий Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.

Досифей Божиею милостью патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины.

Варфоломей Ираклийский.

Дионисий Ларисский. [335]

Герасим Торновский.

Гавриил Филиппопольский.

Неофит Адрианопольский.

Анфим Афинский.

Анфим Прусский.

Кирилл Иоаннинский.

Хрисанф Деркский.

Великий логофет В. церкви Константин Юлиан.

Великий скевофилак Великой церкви Иоанн.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.