|
Приложения.19. Гавриила III-го сигиллий, определяющий управление на горе Синае. ([NeokleouV], To kanon. dik., стр. 119-128; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl.стр. 453-463) Благодетельна любовь, и воистину нет никакого сокровища почтеннее и честнее ее, а также жизнеполезнее и спасительнее; сие общепризнано и ясно возвещается священными словесами. Ибо ею связуется разъединенное, приводятся к единомыслию разномысленные причины, более объединяется однородное, не допуская доступа смутам и любопрениям, соглашаясь и поднимаясь одно с другим, и, сказать коротко, опуская многое, — чрез нее отражается все вредоносное, а влагающими ее в сердце получается полезное и доброе. Ибо она долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, все покрывает, [430] все переносит, никогда не исчезает (Ср. 1 Коринф. 13, 4-8), и таково преимущество ее пред прочими добродетелями, что апостольское божественное учение изъясняет, что Бог, именуемый ее названием, пребывает в пребывающих в ней. «Бог, говорит (оно), есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Иоан. 4,16). Без нее человек не получает никакой пользы, приобретая другие добродетели, но признается медью или кимвалом звучащим (1 Кор. 13,1), как определяет где-то сосуд избранный. Даже более, мы слышим, как святое Евангелие говорит, что весь закон и пророки утверждаются в ней (Матф. 22,40), т. е. в том, чтобы любить Бога от всей души, силы и разумения, и ближнего как самого себя. Посему и Владыка наш Христос и Бог дал Своим святым ученикам и апостолам признак близости к Нему, сказавши: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13,35). И сие Он оставил как некий изрядный жребий им и тем, которые после них сделались достойными наследства Его, т. е. если они, будучи соединяемы союзом любви и мира, не будут разрывать единения духа; но не только сие, но и других мятежных вести к миру. Но, хотя таково сие дело, изначала и поныне не прекращалась мятежная злоба лукавого и доброненавистного врага, злоумышляющая против рода человеческого и изыскивающая против него способы гибели и неустойчивости, воздвигающая по временам губительные смуты и мятежи общие и [431] частные, конечно, с целью ниспровержения, и особливо христоименной и православной общины, выдвигая ныне один, а ныне другой предлог. Но с другой стороны Промысл Бога, Творца и Зиждителя всяческих, не перестает и никогда не перестанет чрез избранные сосуды свои и чрез верных управителей благодати его непрестанно ополчаться для того, чтобы ниспровергнуть многообразные козни того лукавого и всеобщего воителя и, напротив, человеколюбиво принести зломышляемым подобающее и соответственное врачевание. Итак, случился некий раздор и между преподобнейшими отцами досточтимой обители на святой горе Синае, спорящими как друг с другом, так и с архиепископом их кир Космою, каковой раздор произошел, как кажется, не из злонравия, но больше всего из рвения, которое имеют пекущиеся о состоянии и управлении святой обители. Начав спорить там, в монастыре, они признали нужным прибыть сюда, в Константинополь, для устроения и исправления причин раздора. По прибытии сюда, после некоторых разногласий и словопрений друг с другом, наконец, получив довольное внушение от нашей мерности и собрата нашего, блаженнейшего и святейшего патриарха святого града Иерусалима и всея Палестины господина Досифея, предстоятеля всей тамошней области, пребывавшего тогда здесь, а также и от светлейшего и благочестивейшего повелителя, превосходительнейшего и мудрейшего из апорритов державного царства, сына по духу возлюбленного и вожделенного нашей мерности, господина Александра, чтобы жить в мире христиански и братолюбиво, согласно [432] призванию монашеской их деятельности, отвергающей всякое упорство и ненависть, они послушались как благомыслящие и, представ на соборе, состоявшемся в служебном здании сказанного светлейшего повелителя из апорритов, где председательствовала наша мерность с блаженнейшим и святейшим патриархом Иерусалимским господином Досифеем, заседали же присутствовавшие преосвященнейшие архиереи и пречестные, во Святом Духе возлюбленные наши братья и сослужители, в присутствии названного повелителя из апорритов и честнейших клириков нашей Великой церкви Христовой, разумею славнейшего и ученейшего великого логофета и великого толмача державного царства господина Николая и прочих, исповедали все, т. е. преосвященнейший архиепископ их кир Косма и предстоявшие с ним отцы, как один, примирение друг с другом и мир с полным забвением предшествовавших как бы то ни было раздоров и воздержанием от всякой ссоры и какой бы ни было холодности, обещавши пребывать на будущее время безмятежно, в единомыслии и мире и сохранять непреступаемыми и непоколебимыми уставы и изначальные распоряжения святого монастыря, которыми он управляется и удерживается в благозаконии, каковые, яко хранительные и спасительные для досточтимой обители, узрены утвержденными и чрез патриаршие и соборные грамоты предшествующих патриархов, и при рукоположении сказанного кир Космы в частности, как явствует из изданного при сем патриаршего синтагматия, были помещены названным блаженнейшим и мудрейшим патриархом Иерусалимским господином Досифеем, [433] по духу возлюбленным и вожделенным братом и сослужителем нашей мерности; каковые и ныне его блаженством составлены с большим тщанием и тою заботливостью и подробностью, каких требовала настоящая нужда, и ныне с присоединением (того, что требовалось) для большего разъяснения предшествующих распоряжений и более прочного устроения управления сей святой обители, были рассмотрены вообще и в частности и удостоены полного одобрения, как весьма полезные, хранительные и спасительные, и здесь перечисляются дословно. Именно, 1) архиепископ их обязан соблюдать древние чины и обычаи монастыря, как они установлены из единого начала, непоколебимыми и неизменными и управлять общежитием по исконному обычаю и чину, как и его предшественники; точно так же и все соподвизающиеся отцы обязаны соблюдать их честно и праведно, без всякой отмены. — 2) Ни одного из дел, относящихся к общине, архиепископу не исполнять и не делать без ведома собора отцов, и собору ничего не производить бес совета и решения его преосвященства, дабы соблюдался союз мира между ними; но по общему решению исполнять соответственные (дела), одинаково уважая и остерегаясь друг друга, так чтобы монастырь был совершенно свободен от всякого вреда и убытка. — 3) В союзы, называемые у них партиями, не вступать архиепископу, ни в малые, ни в большие, и не делать различия рода или лица и разделения на критян, румелиотов или кипрян или других с другой родины, но относиться ко всем бесстрастно и быть расположенным одинаково, как к духовным своим чадам; точно также и отцам не иметь [434] вообще разрешения составлять такие союзы и партии или так называемые цаты ни по отношению к архиепископу, ни друг к другу, но архиепископа почитать как своего отца, а тех считать во Христе братьями в любви христианской и по Богу. — 4) Безбородых отроков и еще юных, называемых у них spana, не вводить в монастырь архиепископу и никоим образом не дозволять желающим вводить их, но сурово наказывать таковых, противиться и всею силою препятствовать их введению, как поводу к немалому соблазну. — 5) В Египте не пребывать, но наверху в монастыре (и особливо когда монастырь бывает открыт), если не случится нужда, требующая его прибытия и присутствия в Египте, а после исправления нужды возвращаться в монастырь; вне же Египта не выезжать, а делающему сие, т. е. выезжающему без письменного разрешения собора, изгоняться и лишаться престола и предстоятельства. — 6) Самому по себе не высылать на послушания без решения собора, но и собору не высылать их без его согласия; выбор и высылку на послушания производить собору, в котором присутствует архиепископ, так чтобы сие производилось с ведома его. — 7) Когда архиепископ посылает куда-либо письмо по делу монастыря, (а также и письма), которые будут принесены извне ему и собору, адресованные общине и заключающие (в себе) общие дела, должны читаться не наедине, а на соборе. — 8) Никогда да не дерзнет (архиепископ) открыть святое сопрестолие в великой церкви святого монастыря, но пребывать ему навсегда запертым по древнему обычаю. — 9) Заботливо и старательно исследовать случившиеся до него и в его время бесчиния, дабы [435] улаживать и исправлять их к благочинию и пользе, и никогда не допускать совершаться какому-либо бесчинию и низости. Если же один он не в состоянии будет исправить происшедшее зло и потребует помощи от старцев собора, последним содействовать ему со рвением и помогать в сем нелицеприятно с правильным суждением, зачинщика же бесчиния и новшества, остающегося неисправимым после первого и второго внушения, наказывать по общему совету и решению по прегрешению его. — 10) Отцы обязаны во всем подчиняться архиепископу, как своему духовному отцу и пастырю, повиноваться мирно и безмятежно с христианскою любовью и вообще ничего не делать без совета его по делам, относящимся к общежитию. Архиерею же иметь власть невозбранно совершать архиерейские (служения) по общему уставу, но в нуждах общежития ему ничего никогда не совершать только по собственному желанию и воле, но все делать с решением собора. Для того, чтобы встречающиеся нужды по управлению монастырем производились и исправлялись по искони установленному чину, к пользе и укреплению общины, никому не иметь собственной воли, не образовывать и не составлять так называемых партий или с малым, или с великим, ни в тайне, ни явно, но рассматривать общие дела по общему разбору, сообщать на соборе и приводить в исполнение согласно желанию и голосу большинства, без всякой ссоры, любопрения и упорства. Если же кто окажется своевольным, партийным и непослушным, таковой, какого бы ни был чина, во всяком случае должен быть изгоняем и выталкиваем за двери. — 11) Меньшим и низшим [436] почитать стоящих выше их со всякою скромностью, а пришедшим раньше в монастырь и старейшим обращаться с низшими и младшими кротко и ласково, а не оскорбительно. — 12) Разъясняется и то, что поелику жившие раньше отцы по общему решению написали тягчайшие наказания относительно общежития и установили пределы, которые соблюли немногие из них, как известно, то сего ради отцы нынешнего времени, видя неравенства времени, нужду и обстояние святого монастыря, решили сделать некоторую экономическую уступку, не возбраняя совершенно иметь частные расходы кому-либо, посылаемому в путешествия, или для устроения его старости, или по другой какой-либо слабости и необходимой нужде, и сие не просто и по образу корыстолюбия, но умеренно, с чистою совестью и не с вредным намерением отчуждать собственность монастыря. И следовательно все монашествующие в сей досточтимой обители, присутствующие и отсутствующие, не должны иметь залогов вне монастыря под бременем неразрешимого отлучения, а обличенный в противных (сему) деяниях не должен удостаиваться после смерти установленного для преподобных отпевания, поминовений и литургий. — 13) Все, которые находятся наверху в монастыре, да не имеют разрешения совершать продажу или куплю, ни эконом, ни кто-либо другой, ни тайным способом, ни явно; эконом же да имеет разрешение выдавать в размере одной рубы, а больше сего — по общему решению и по скольку требует нужда общежития. — 14) Всем пребывать и жить общежительно и никому отдельно не пользоваться поварнями, ни даже самому архиепископу, разве если случится по нужде болящего брата [437] или приему гостя. — 15) Сказанные уставы и распоряжения обязаны соблюдать как все вместе сообща, так и каждый в относящейся к нему части; если же кто окажется преступившим их, то брату судиться собором и наказываться архиепископом и собором, если же сам архиепископ будет обличен в нарушении их и, получив внушение от собора, не исправится, то дело о нем должно быть доносимо отцами повременному святейшему патриарху святого града Иерусалима, к которому он имеет отношение, от которого уставно получает рукоположение и имя которого обязан поминать во святых таинствах, как подчиненный сему святейшему престолу Иерусалимскому, — дабы он был или исправляем духовно, или наказуем канонически. Сверх сего, поелику для разрешения и уничтожения некоторых соблазнов, как последовавших позднее с великою опасностью разрушения (существующей) между ними христианской любви, оказались и нижеследующие (постановления) полезными для большей ясности сказанного, а также для пользы, утверждения и управления святого монастыря, то они присоединены здесь. Именно, a) находящееся в Египте собрание должно сохранять подобающую любовь и послушание к архиепископу и состоящему при нем собору. Посему пишемые послания взаимно должны быть исполнены уважения и любви, а не писаться грубо и дерзко, но та и другая часть да блюдет отсутствие соблазнов способами миротворящими и полными благоговения; самому же по себе собранию в Египте, без мнения архиепископа, когда он отсутствует и пребывает наверху в монастыре, ничего по своей воле не чинить новшествующего и [438] необычного, кроме того, что подобает ему законно и канонически, и с ведома верхнего собора. И как архиепископ имеет долг не делать никогда ничего новоявленного без мнения состоящего при нем собора в делах общежития, так и нижнее собрание обязано соблюдать к верхнему собору союз любви и единения, всегда доставляя подобающее ему сведение и с его решением приводя в исполнение дела, т. е. когда нужда позовет кого-нибудь вступить в собрание их, то не вводить его одним им без мнения архиепископа, сказанным способом, дабы он получал и обычную молитву архиерея и тогда сопричислялся законно к собранию их; гораздо же более, не иметь разрешения каждому постригать кого-либо в монахи и делать иноком, но архиепископу с состоящим при нем собором назначать намеревающемуся монашествовать и иночествовать старца для того, чтобы сделать его иноком; подобным образом не иметь разрешения изгонять иноков без мнения архиепископа, разве если случится присутствующим в нижнем собрании архиепископ, так чтобы изгнание отвергаемых делалось с его согласия; а кого изгонит собрание в Египте, тому не быть приемлему верхним собором; но и уходящему из собрания в Египте по собственной воле, а не по объявлению, не быть приемлему верхним собором, если только, по исследовании причин удаления их, они не покажутся благословными соборам по вторичному сострадательному рассмотрению. Сверх сего, не выносить денег из так называемой каселы (кассы) и не давать их сребропродавцам и менялам, в просторечии именуемым сарафами, или какому-либо другому лицу [439] ради интереса или прибыли. — b) О благочинии послушаний должно быть соблюдаемо и то, чтобы нижнее собрание не посылало кого-либо на послушание посредством своих собственных грамот, но грамоты послушаний должны выдаваться одним архиепископом, где бы он ни был, внизу или наверху, по решению собора; не ставить также дикея или эконома без согласия архиепископа и состоящего при нем собора, по исконному установлению. Еще же, по возвращении иеромонахов из путешествий, после получения Египетским собранием отчета их, письменно извещать монастырь, т. е. архиепископа и состоящий при нем собор, сколько каждый привез, по древнему чину монастыря. Еще же иеромонахам, уходящим на послушания, не иметь разрешения писать подложные грамоты, якобы от архиепископа, и переходить с послушания на послушание, но пребывать в определенном послушании; также не пребывать и не медлить вне послушания и не посылать другого иеромонаха или инока вместо себя в качестве епитропа, но самим по себе исполнять немедленно и самолично свое послушание, при том не тратить времени и не пребывать долго в Египте; далее, не находящемуся на послушании (лицу) священного сана не совершать священнослужений без ведома и поручения архиепископа; когда же захотят установить послушание, старцам не брать от посылаемых ни большого, ни малого дара; и нижнему собранию, увлекаемому одною страстью, не противиться, не отвергать и не воспрещать распорядка послушаний, состоявшегося по решению архиепископа и состоящего при нем собора. Сверх сего, если будут назначены от архиепископа и состоящего при [440] нем собора к отъезду в Египет или на другое послушание, обязаны слушаться и повиноваться. — g) Когда откроется монастырь, старцам собрания в Египте, эконому и дикею, получившим приказание отправиться в монастырь, не противиться, но повиноваться; и особливо не имеющим нужды службы, по открытии монастыря, восходить в него беспрекословно и пребывать вкупе с архиереем, кроме назначенных находиться внизу для службы и благосостояния монастыря. A те, которые возвращаются из послушаний и путешествий, после отдачи милостыни и отчета не должны пребывать в Египте, но восходить в монастырь, если он состоит открытым.— d) Поелику в соборной грамоте святейших патриархов Александрийского кир Иоакима, Антиохийского кир Иоакима и Иерусалимского кир Германа заключается, как необходимое, и то, чтобы в монастыре или в Египте была больница, то они должны иметь надлежащее наблюдение и содержание от общины без всякого противоречия.— e) Архиепископу иметь способного нотария для того, чтобы писать нужные грамоты, согласно старинному обычаю монастыря; каковой нотарий да будет освобожден от всякого другого служения, занимаясь только грамотами, а содержание и управление получать ему от монастыря. Итак, приняв примирение во Христе между названными (лицами), одобрив его, со тщанием рассмотрев вообще и отдельно установления, утвердив их по общему решению и подтвердив все вместе и каждое в отдельности, пишем и определяем соборно, чтобы Синая и Раифа преосвященнейший архиепископ и пречестный, во Святом Духе возлюбленный брат наш и сослужитель кир Косма и [441] имеющие после него по ряду наследовать тамошний престол и предстоятельство сей святой обители, а также и монашествующие в ней преподобнейшие отцы все вообще и каждый в отдельности сказанные установления во всех частях их соблюдали непоколебимо, как установляющие экономическое управление их, не изменяя, не толкуя ложно и не увлекая их к собственной воле, расчетам и измышлениям, но с правым суждением и неукоряемою совестью соблюдая их неизменными и непреложными, по основному и явному значению их, и по ним соразмеряя свои обычаи и всю жизнь и всегда направляя свою деятельность и поступки, согласно содержанию вышеизложенных уставов, для утверждения и сохранения святой обители и отвращения всякого вреда и убытка и всякого соблазна и распри. И поступающие так, как здесь определяется, да будут благословенны от Отца, Сына и Святого Духа, да имеют молитвы святых и богоносных отцов, во всей вселенной и в сей святой обители угодивших (Богу), и да будут деяния их и все начинания их благоуправляемы любовью и благодатью свыше в душевное спасение и наслаждение вечным блаженством. Если же кто будет изобличен, как ослушник и нарушитель вышеприведенных определений и, однажды и дважды получив внушение, не обратится к покаянию и не пожелает достойно сопричисляться к прочим преподобнейшим отцам, но, как жестоковыйный и плененный Сатаною, окажется не подчиняющимся архиепископу и собору и не принимающим внушения и исправления, но будет оставаться в жестокости и всесовершенном злонравии, сей, как сухое [442] и неплодное древо, да будет извергнут в огнь вечный, да будет отлучен от Отца, Сына и Святого Духа, одного естеством единого Бога, да будет иметь и проклятия богоносных отцов, пока, обратившись, не исповедает падения своего и не даст знаков богоугодного раскаяния, и тогда будет прощен. Посему в удостоверение и для того, чтобы впредь соблюдалось вышеизложенное о подобающим благоговением, сия соборная на мемвранах запечатленная грамота написана, подписана, припечатана и дарована сказанной досточтимой обители. В лето спасения 1705, августа, индикта 13-го. (пер. В. В. Латышева)
|
|