|
Приложения.18. † Досифей, Божиею милостью патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины.([NeokleouV], To kanonikon dikaion, стр. 112-115) Из дел, подвластных времени, как не всегда остающихся в одном и том же положении, многие, в разные поры изменяясь и преобразуясь под влиянием времени, обыкновенно подпадают разным подозрениям и сомнениям, но, будучи снова сохраняемы имеющими попечение о народе по каким-либо высшим соображениям, благовременно получают [425] уврачевание и соответственное исправление. Ибо таковым надлежит не только к будущему, но и к прошедшему применять подобающее попечение и врачевание. Итак, поелику случилось нечто подобное и с епископиею горы Синая, многим не хорошо известное, говорю я, и подлежащее сомнению, именно, по какой причине сия епископия, искони подчиненная нашему патриаршему и апостольскому престолу святого града Иерусалима, именуется то епископиею, то архиепископиею, точно так же, как и архиерействующий в ней ныне кир Иоанникий прежде назывался архиепископом, а ныне (именуется) простым епископом, сего ради мы решили, во-первых, сделать известным сие дело, а затем благовидно уравнять допущенную погрешность. Итак, должно знать, что епископ Синайской горы с самой древности именовался просто епископом, потому что первоначально тот приход составил простую епископию, и в «Чине» патриаршего престола Иерусалимского, в котором заключаются преимущества престола и положения подчиненных ему епархий, Синайская гора записана и напечатана епископией, как и из весьма многих хронологических трудов становится вполне очевидным, что она первоначально была и именовалась епископиею. Однако она не была подчинена какому-либо митрополиту, как епископии митрополий, но была подвластна непосредственно патриаршему престолу; ибо престол имел 25 таких подчиненных ему епископий. Когда же время своими обычными перипетиями затмило положение древности и поставило его в пренебрежение, у нас, позднейших, было введено употребляемое без строгого разбора название «архиепископ», происшедшее по причине [426] измышлений нужды. Ибо, когда исчезли старинные митрополии патриаршего престола, кроме одной Петры, позднейшие патриархи Иерусалима, любочестно относясь к престолу, возвели некоторые из сказанных епископий в архиепископии, с которыми в последующие времена был поставлен и епископ горы Синая. Ибо, когда епископы сказанного Синая рукополагались просто во епископов святейшими патриархами Иерусалимскими по каноническому обычаю и старинной привычке нашего апостольского престола, бывший пред нами патриарх кир Нектарий впервые рукоположил епископа Синайского Ананию во архиепископа. Посему и мерность наша, следуя примеру позднейших и любочестию кир Нектария к Синайской горе, рукоположила ныне стоящего во главе сей епархии кир Иоанникия во архиепископа. Но вследствие многих последующих соблазнов, которые во дни его причинил нам изгнанный с той же епископии Анания с другими монахами монастыря их, с согласия и самого предстоятеля их кир Иоанникия, которые усиливались утвердить противозаконно злоизмышленные им новшества и предприняли с участием гражданской власти многие враждебные действия против нас и всесвятейшего вселенского патриарха, отвергавшего неразумные их требования, они затем подвергнуты были наказанию священным и святым собором с согласия и остальных патриархов. Сверх сего к ним предъявлено было требование показать, на каком основании епископ их изъявляет притязание на имя архиепископа, когда он повсюду оказывается носящим имя епископа; и так как тогда они не могли привести какого-либо доказательства, то постановлено было [427] совершенно отменить таковое именование и ему быть и именоваться простым епископом по древнему образцу. Ибо и сие есть не излишнее дело церковного правосудия — возвысить смиряющегося и смирить возвышающегося, по приводимому в Евангелии указанию Господню. Вследствие сего названный кир Иоанникий, пожелав церковного врачевания, прибегнул лично к всесвятейшему вселенскому патриарху и состоящему при нем святому собору, а особливо к нам, многажды обратившись с прошениями, и попросил прощения в допущенных прегрешениях, а также и призвания к любочестию, которое он раньше получил от нашего патриаршего престола, обещая соблюдать свои пределы и канонические преимущества патриаршего престола, которому он подчинен, непосягаемыми, согласно исповеданию, которое он произнес при своем рукоположении пред Богом и людьми, далеко удаляясь от вредных мыслей Анании. Засим он выставил сверх сего и посредствующего примирителя (в лице) благочестивейшего и светлейшего повелителя, господина Иоанна Константина Вассаравы, воеводы всей Угровлахии, по духу возлюбленного сына нашей мерности, для (устроения) мира, соглашения и соответственного исправления предлежащего (дела). Итак вследствие сего, а более вследствие повелительского благосклоннейшего посредничества названного повелителя, предав полному забвению предшествовавшие соблазны, мы решили даровать ему восстановление архиепископского величания, которого он был лишен, и затем, тщательно рассмотревши (дело) и признавши, что если мы снова возведем его в первое именование, с одной стороны потому, что так именовался и [428] предместник его Анания, с другой — потому, что и сам он при своем рукоположении возведен был нашею мерностью во архиепископа, то мы ничем не повредим канонической власти, мы благословно исполнили то, что следовало сделать. Посему мы настоящею (грамотою) письменно определяем, чтобы снова имел прежнее свое именование и благозвучное величание боголюбезнейший архиепископ горы Синайской кир Иоанникий, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности, непререкаемо и несомненно, навсегда будучи и именуясь архиепископом, будучи всеми признаваем (таковым) и подписываясь, будучи подчинен одному патриаршему престолу Иерусалимскому, подобно архиепископам, подчиненным патриаршим престолам, каковыми являются подчиненные Константинопольскому престолу архиереи Проконниса, Касандрии, Карпафа, Сама и Кикладских островов. (При сем он должен) признавать патриарха начальником своего архиерейства, поминать по долгу его каноническое имя; как повелевают божественные правила, и к нему иметь отношение и апелляцию. Ибо каждый, откуда получил хиротонию, туда необходимо получил и отношение. Затем определяем, что точно так же и все, имеющие быть рукоположенными после него, должны идти согласно сему, т. е. возводиться в архиепископа Синайской горы и повсюду признаваться и величаться архиепископами. Он и имеющие архиерействовать после него обязаны соблюдать канонические преимущества патриаршего престола Иерусалимского не умаленными, получая от него рукоположение безмездно, без всякой платы, и покоясь в своем монастыре, каковой монастырь [429] искони был и существует неизменно и непреложно самовластным, автономным, никому не подчиненным и никем не властвуемым, но имеет свое распоряжение и управление от архиепископа, занимающего в монастыре место игумена, с советом и решением соподвизающихся в нем отцов, по древнему уставу их мирно; с них не требуются никакие выдачи, даже до овола, как установлено в выданных раньше соборных грамотах. Посему в удостоверение вручена ему и настоящая наша патриаршая подтвердитедьная грамота. В 1696 году, месяца марта. (пер. В. В. Латышева)
|
|