Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложения.

17.

Того же патриарха соборная грамота епископу Синайскому Иоанникию о положении епископа Синайского по отношению к Иерусалиму.

(Настоящая соборная грамота, как и следующая за нею грамота патриарха Иерусалимского Досифея, дана архиепископу Синайскому Иоанникию чрез посредничество тогдашнего повелителя Угровлахии Иоанна Константина Вассаравы. (Прим. Неоклиса). Текст ее см. у [NeokleouV], To kanonikon dikaion стр. 107-111; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 443-448)

Каллиник, милостью Божиею архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх. [418] По содействию злорадного Велиара, губительными столкновениями и невыносимым безумием соблазны, гонения и смуты разражаются против святой церкви Христовой вообще и частно и потрясают ее, грозя конечною гибелью и исчезновением, но Промыслом Божиим существующее удерживается и сохраняется неизменно в установленном чине, а вторгающееся извне, наоборот, уничтожается державою свыше и могущественнейшею силою вышнего попечения одно отвергается и изгоняется, другое исправляется и паки ставится в благоустроенный и должный чин. И так как премудрость Божия даже вопреки надеждам людей неизреченно руководит всеми частностями и победоносною десницею укрепляет и утверждает их, то праведное устрояется, все управляется, и тот Промысл, от которого зависит, все выясняет и утверждает.

Таким образом многими годами раньше епископ горы Синая Анания неизвестно по каким причинам выступил из праведного чина и посягнул отменить древние определения и уставы, не желая пребывать подобно бывшим до него епископам, но измыслил и присвоил себе, вопреки приличию, некие не подобающие новшества, которые подробно изъяснены в других наших патриарших и соборных грамотах. Но сие уже раньше утверждено и установлено соответственно святым правилам. Здесь же ставя целью необходимое уврачевание и утешение Синайских отцов и епископа их, дабы не показалось, что мы желаем, как говорится, царапать ногтями неразумно нанесенный церкви удар, мы обращаемся прямо к существу дела и не допускаем никакого повторения; ибо содеянные поныне [419] прегрешения, как достаточно обличенные, не нуждаются во вторичном изложении. ? так как произведенный, вопреки ожиданию, натиск уже отбит и требуется только разъяснение, то, во-первых, мы признали, что права и преимущества святейшего патриаршего престола Иерусалимского по отношению к епископу Синайскому должны оставаться не обновленными и неизменными, как установлено изначала, и иметь силу; мы следуем изложенным святыми и богоносными отцами правилам, по которым не дозволяется церквам Божиим двигаться и носиться вверх и вниз и рассеиваться и смущаться новшествами; сверх того, дерзающие (совершать) подобное подвергаются вечным анафемам. Засим мы влагаем в ум, что самовладычность, самоуправление и свобода святого монастыря на горе Синае не должны нарушаться, но еще более стремимся защитить его и охранить свободным от порабощения всяким другим и даже самим епископом. Ибо мы знаем, что сей святой монастырь, почтенный царским попечением, никому не подчинен, ни патриарху, ни епископу, и знаем, что даже сему не порабощен и не подвластен. Итак, дабы добре устроенное и определенное, будучи ложно истолковано ничтожными выдумками злых людей, не смутило того, что установлено и упорядочено хорошо и по святым и богопросвещенным правилам, но право каждого имело бы подобающую силу, мы утверждаем, что монастырь свободен, не порабощаем и не попираем никаким лицом и посему не имеет никакой обязанности (платить) подать святейшему престолу Иерусалимскому и не должен встречать препятствие от кого-либо в своих [420] обычных собраниях или управлении; сам епископ ведет устроение монастыря по слову игуменства, как искони установлено, и управляет делами монастыря по решению и совету общины отцов, соответственно именованию распоряжаясь и отдавая приказания, но не присваивая себе одному все управление монастырем по власти епископской. Когда же один преставится и другой должен быть рукоположен во епископа, то и сей должен быть избираем пребывающими в обители отцами и, прибыв к патриарху Иерусалимскому и подвергшись по правилам предварительному испытанию в православной вере, после исповедания святого символа и принятия святых вселенских соборов чрез запись, а также и подчинения апостольскому престолу Иерусалимскому, должен рукополагаться, как предписывает и соборная грамота достославного патриарха Константинопольского кир Иеремии почти в тех же выражениях. Ибо рукоположение, произведенное как-либо иначе, как и прочие внепредельные, признают недействительным божественные правила, именно 16-е первого святого собора и 12-е Сардикийского; ибо епископия Синайская, с тех пор, как присоединена к области и пределам святейшего патриаршего престола Иерусалимского, зависит от него и оттуда получает преемство рукоположений, совершенно ясно показывая поклонение и отношение к тому престолу, а скорее — церковное единение и учреждение святого благочиния и канонического начальствования. Ибо лепота церкви создается не безначалием, но, как издано в канонических разъяснениях Матфея Властаря, пределы четырех областей вселенной уделены патриархам и хорошо [421] расположены по чину, и митрополиты и епископы подчинены своему патриарху и им рукополагаются, поместные же епископы подклоняются или митрополиту, или непосредственно патриарху, и все зависят от собственного начальства, так что члены связуются с телом и не распадаются, будучи расколотыми и автокефальными, но если когда-либо кем-либо будет введено какое-либо новшество касательно православной веры и досточтимых таинств, или они в своих распрях не могут сами собою примириться, то имеют расследование и исправление от надлежащего и возвышающегося над ними престола; каковыми правилами и уставами и епископия на Синайской горе связана с апостольским престолом Иерусалимским, а посему и получивший ее обязан поминать канонически патриаршее имя во святых тайнах и в других службах, не из любезности, но канонически и для показания единительного подклонения. Из сего, однако, не следует, чтобы блаженнейший патриарх Иерусалимский или состоящий при нем святой собор имел власть искать и получать из монастыря или деньги, или вещи, или дары, или любочестное, или отвлекать от него отцов иеромонахов или монахов, или брать их для нужд престола или по какой-либо другой причине; и сам епископ Синайский не должен быть понуждаем чрез призыв к служению апостольскому престолу Иерусалимскому. Не должно допускать, чтобы когда-либо кто-либо из монахов или иеромонахов, возбуждая дело против монастыря или епископа Синайского, прибегнул к патриарху Иерусалимскому, но (последний должен) отсылать назад, дабы общее собрание отцов с епископом разобрало [422] случившиеся разногласия, кроме низложения, которое, в случае, если окажется праведным, благословным и требуемым, обязан давать святейший патриарх Иерусалимский, согласно просьбе отцов, дабы и в сем не было нарушаемо 12-е правило Карфагенского собора, повелевающее даже диакону быть низлагаемым тремя епископами. Итак, или мы, или блаженнейший брат наш, патриарх Иерусалимский, в ранее изданных грамотах наших настолько далеки от того, чтобы иметь в мыслях подчинить и поработить монастырь святой горы Синайской или нарушить каким бы ни было образом соборную грамоту кир Иеремии, или присвоить ему новое владычество, или что-либо отнять и изменить из самовладычества монастыря, как некоторые не стыдятся клеветать на нас и ябедничать, — что даже сделали более очевидными для всех его самовладычество, свободу, непорабощаемость, беспошлинность и непопираемость, совершенно избавили сию святую обитель от порабощения престолу Иерусалимскому и от власти и владычества своего епископа, сохранили и соблюли единение епископа Синайского с отцами чрез игуменство и точно так же единение епископии с святейшим престолом Иерусалимским, дабы после доброго устроения и расположения вопросов, относящихся к сему наступающему недоумению и разногласию, права и пределы каждого стали явными и сохранялись неизменными. Но, движимые мыслию об общем, всегда выясняя истину и восстановляя права надлежащим местам и лицам, призванием Всесвятого Духа, согласно с мнением блаженнейшего, мудрейшего и святейшего патриарха святого града Иерусалима и всея Палестины [423] господина Досифея и бывших при нас преосвященнейших архиереев пречестных, во Святом Духе возлюбленных наших братьев и сослужителей, и честнейшего клира Великой церкви в Константинополе пишем и соборно постановляем, чтобы (положения), установленные как нами, так и в разные прошедшие времена святейшими патриархами в соборных грамотах, имели силу неумаляемую и не изменную. Епископии Синайской горы пребывать не отчуждаемою от святейшего престола Иерусалимского и иметь к нему каноническое склонение и отношение, получать от него рукоположения и неуклонно совершать каноническое поминание патриаршего имени, так чтобы никто впредь не дерзал идти против патриарших преимуществ, которые утверждены изданными по временам патриаршими соборными грамотами; сопрестолию оставаться запертым и недоступным; ибо заперли, гласит новелла, сопрестолие, дабы никто не восседал на нем; епископу всегда руководствоваться мнением и советом отцов и все проводить и устраивать чрез собор и с общиною, пребывая в мире и согласии; святому монастырю быть свободным от всякой службы и самовластным, свободным от налогов и непоколебимым, не увлекаемым и не смущаемым ни патриархом, ни епископом вопреки святым правилам и уставам. Тех, которые мыслят точно так же и действуют правильно, подчиняются исконным церковным уставам, не нарушают ничего из утвержденного и установленного и не причиняют убытка и вреда или соблазна и раздора, мы благословляем и посылаем (им) спасительные молитвы; точно так же и отрезвившихся и освободившихся [424] от заблуждений принимаем и с любовью обнимаем, дабы была соблюдена цельность и нераздельность церкви и единой главе было отдано единое тело церкви целым и неразрывным. Если же кто и после сего, мысля противно кафолической церкви, будет пребывать в новшествах, упорстве, отступничестве и смуте и сделается виновником душегубительной распри, кто бы он ни был, да будет отлучен от Отца, Сына и Святого Духа, всесвятой и живоначальной Троицы, одного естеством единого Бога, проклят, не прощаем и не разрешаем после смерти, в нынешнем веке и в будущем, повинен вечной анафеме, причастен огню геенны и лица Божия да не узрит. Посему в удостоверение дана настоящая соборная уставная грамота святому монастырю горы Синая. 1695.

(Патриарх) Константинопольский Каллиник.

(Патриарх) Иерусалимский Досифей.

И по порядку архиереи и клирики.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.