|
Приложения.16. Того же патриарха послание митрополитам Молдовлахийскому и Угровлахийскому об епископе Синайском 1. Каллиник Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх. Преосвященнейшие митрополиты Молдовлахийский и Угровлахийский, пречестные и экзархи Плагинов, во Святом Духе возлюбленные братия и сослужители, боголюбезнейшие епископы, подчиненные сим двум епархиям, преподобнейшие кафигумены находящихся там святых и досточтимых монастырей, благоговейнейшие иереи со всеми подчиненными селениями, почтенные начальники, негоцианты и прочие все благословенные христиане, чада во Господе возлюбленные нашей мерности, да будет вам всем благодать, мир и милость от Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, молитва же, благословение и прощение от нас. Ничто из противопоставляемого противозаконно и бесчинно не может нарушить состояния канонически установляемых (положений); ибо сии, как дела и последствия добродетели, имеющие основание в действительности, всячески получают и состояние [408] истинное и твердое и существование непрерывное; первые же, как злодеяния порока, противоестественно проникшие в сущее, являются пустыми, суетными и несостоятельными. Ибо порок и его следствия не суть нечто обычное, но всецело являются отрицанием, почему и не могут пребывать даже по обычаю. Посему и все законные уставы, как добродетельные и последствия добродетели, честны, прочны и досточтимы, противозакония же, как проистекшие из ниспровержения добродетели чрез недопустимый порок, считаются ненавистными, бесчестными и отвратительными у сынов света, которым светоч божественного закона поставлен для того, чтобы вести их к делам света, в которых они непреткновенно ходят. Ибо ясно, напр., как брак честный и ложе нескверное и есть, и именуется, когда существует по законам; когда же, напротив, совершится противозаконно, то тотчас честный по естеству становится предметом осуждения и порицания, делается бесчестным, позорным, нечистым, ненавистным и избегаемым, отринутым, постыдным и порицаемым. Таким же и подобным образом можно смотреть и на все установления благочестивых христиан, именно, когда они возникают канонически, законно и ко существующим определениям и уставам церкви, тогда они честны и досточтимы и пребывают крепкими и прочными; когда же получают бытие, как-нибудь обнажившись противозаконно и вопреки правилам, то бывают несостоятельны, недопустимы и удоборазрушимы и считаются как бы не состоявшимися; они даже исправляются по праведным основаниям, отвергаются и осуждаются (лицами), избранными [409] предстоятельствовать в церкви и исправлять отпавшее с своего места, чрез окрыляющие к Богу и чинно правящие земным сан и благодать, в которой они избраны; каковая по истине непоколебима, соревновательница небесного благочиния и всех выступающих из своих пределов и не желающих оставаться в том, к чему призваны, умеет беспощадно подводить под ответ, заставлять получать возмездие и сурово наказывать по строгости божественных законов и святых правил; ибо всякое преступление и непослушание непреложно получает праведное мздовоздаяние по божеским и человеческим законам. Посему и в прошлом некий Анания из отцов монастыря Синайской горы; выступив из собственных пределов, впал в заблуждение, пораженный бодцом славолюбия, и, будучи галицею, посягнул испытать полет орла; сам себя обманывая в мыслях, как замысливший иначе, чем следовало мыслить, он не замедлил прыгнуть чрез ров. Ибо сей дерзновенный был рукоположен во архиепископа горы Синая, получив рукоположение от тогдашнего патриарха Иерусалимского кир Нектария, как и бывшие до него архиепископы Синайские, так как сия архиепископия подчинена патриаршему престолу Иерусалимскому; ибо она составляет двадцать четвертый (престол) из подчиненных патриарху Иерусалимскому, как явствует из списка епархий. Но спустя немного он бесстыдно выказал отступничество, измыслил некие странные и недопустимые новшества; сказал, что он есть автономный архиепископ, подобно Кипрскому и Ахридскому, прекратил каноническое поминание своего [410] патриарха, не поминая его, как установлено, но, как патриарх, возгласил «помяни, Господи, всякое епископство православных», провозгласил себя блаженнейшим, возложил митру на свою голову, увенчав сам себя, как безумный, бессовестный и полуварвар, не умея различить, что он делает и какие глупости говорит; ибо бес епархии, без городов, селений и других престолов, ему подчиненных, состоя игуменом одного только монастыря, будучи почтен архиерейским именем по милости основателя, как говорит царское о нем распоряжение: «должно игумену того монастыря быть и епископом», — он воображает себя патриархом и сопоставляет себя с автокефальными архиепископами, которые имеют и престолы, и епархии, и подчиненных им архиереев, и могут судить церковные дела посредством архиерейских соборов, как повелевают божественные законы. Понемногу идя вперед в своих нелепых выдумках, игумен дерзнул раздавать и печатные разрешительные грамоты, что предоставлено одним патриархам. Увы бесчувственности и бесстыдству малосмысленного! Когда обнаружились злодеяния его отступничества, против него возбудил дело преподобной памяти патриарх Иерусалимский кир Нектарий во вселенском суде в патриаршество кир Мефодия Константинопольского, и было послано соборное послание к Синайским отцам, поручавшее им предложить своему епископу образумиться и, переставши бесчинствовать и новшествовать, впредь пребывать в первоначальных пределах и уставах. Но отцы отписали, что он не послушен и не перестает прать против рожнов. Посему, так как он [411] остался неисцелимым, как заболевший до душевной смерти, — ибо божественные отцы называют смертным грехом, когда погрешающие остаются неисправимыми, — снова после кир Нектария возбудил против него такое же дело нынешний блаженнейший и мудрейший патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины, господин Досифей, во Святом Духе возлюбленный и вожделенный брат и сослужитель нашей мерности, и по рассмотрении дела на соборе с должным тщанием оказались мертвыми и суетными все (соображения), которые Анания выставлял для установления своего несостоятельного новшества. Ибо вместе с многими другими (доказательствами) и старинные соборные записи, помещенные в святых кодексах нашей Великой церкви Христовой, обнаружили точность истины, и особливо решение, которое состоялось во вселенском суде во дни старинного патриарха Константинопольского кир Дионисия, возведенного на вселенский престол из митрополии Никомидийской, вследствие того, что в то время патриарх Александрийский стремился проявлять свою власть над епископиею Синая. В присутствии тогдашнего патриарха Иерусалимского кир Германа, после рассмотрения дела на соборе с должным тщанием вынесено соборное определение, утверждающее, что епископ горы Синая подчинен патриаршему престолу Иерусалимскому. И снова, когда (патриарх) Александрийский докучал во дни патриарха Константинопольского кир Иеремии, состоялось такое же решение. Имеются другие многие и многострочные грамоты, канонически выясняющие, что епископ Синайский подчинен патриаршему престолу Иерусалимскому. Всеми этими (документами) [412] фантастические выдумки Анании были тогда опровергнуты, совершенно отвергнуты, вполне рассеяны и отринуты, а новшества его осуждены и сам он лишен архиерейского сана, как нововводитель, отступник и презритель канонических преимуществ патриаршего престола Иерусалимского. Вместо него был избран собором монастырских отцов кир Иоанникий, который, получив от них грамоту по обычаю, прибыл в Иерусалим и, совершив канонические записи, написав и подписав их в кодексах того патриаршего престола, получил оттуда канонически рукоположение и возвратился в мире в свой монастырь, действуя по древнему чину и образу. Немного спустя, когда явилось заступничество за Ананию, дано было разрешение его низложения и ему дозволено было иметь только деятельность архиерейства по милости церкви. Но и после сего он не освободился от своего заблуждения и злокозненность души его не исчезла, но Анания остался и паки Ананиею, который то же и думал, и говорил и делал открыто, подобно страждущим сухотной горячкой, которые, как говорят, даже не чувствуют, что находятся в горячке, но думают, что они совершенно здоровы; вследствие того, что всецело одержимы болезнью и не остается свободным ни один член тела, посредством которого они могли бы проявить ощущение и узнать о своем страдании. Ибо, будучи послан после этого отцами в (разные) места за милостынею и проезжая туда и сюда, он снова совершал те же противозаконные и неразумные (поступки), осужденные и отвергнутые соборно, снова возлагал митру на свою голову, величал себя блаженнейшим, возглашал, как патриарх, «помяни, Господи, [413] всякое епископство православных» и раздавал разрешительные грамоты, не стыдясь даже лежащих пред очами дел, обличающих его безумие. Ибо ныне служащий архиепископ Синая кир Иоанникий ничего такого не делает, но действует по чину своему, сей же надменный славолюбец, не имеющий ни епископии, ни какой-либо епископской власти, но изгнанный и отверженный, украшает себя чужими, не принадлежащими ему перьями, как сказочная чужепестроперая галица. Вследствие сего немного раньше, в патриаршество бывшего пред нами патриарха кир Иакова, когда ему учинились ведомы злокозненные поступки Анании, состоялась соборная грамота, подтверждающая уставно канонические преимущества патриаршего и апостольского престола Иерусалимского, согласно более ранней грамоте кир Мефодия, и отвергающая и уничтожающая новшества Анании и согласных с ним Синаитов. После всего этого и в наше уже патриаршество, по требованию блаженнейшего и мудрейшего патриарха Иерусалимского господина Досифея составлено было со тщанием пространное постановление 2, объемлющее все патриаршие соборные грамоты, какие находятся в святых кодексах нашей Христовой Великой церкви, старинные и позднейшие, заключающие в себе дела, разборы и распри Синайских отцов, какие происходили в разные времена доныне, и вынесенные по ним соборные определения, каковыми всеми (документами) устраняется всякое сомнение и показывается, первое, что Синайская гора и до Юстиниана была епископиею; второе, что она подчинена канонически патриаршему престолу Иерусалимскому: третье, что она [414] свыше и изначала состоит двадцать четвертым престолом из подчиненных Иерусалимской патриархии; четвертое, что хотя выставляемая ими новелла была заподозрена, как подложная, однако, в ней (епископ) Синайский разумеется третьим из пречестных архиереев, будучи сопричислен к тем пречестным, которые подчинены (патриарху) Иерусалимскому, а не к автономным, как ошибочно утверждает сей; пятое, что он именуется боголюбезнейшим; шестое, что он не может носить ни митры на голове, ни других облачений, присвоенных патриаршему сану; седьмое, что он по каноническому уставу обязан поминать своего патриарха, от которого получает рукоположение, где бы ни служил; восьмое, что разрешительных грамот он отнюдь не раздает, ибо сие дано одним патриархам; девятое, что имеющаяся у них патриаршая грамота, которую они злодейски и коварно получили для утверждения неутвердимых нововведений Анании, осталась не действительною и считается как бы не состоявшеюся, дабы впредь не смешивались патриаршие пределы, божественные законы и святые правила, благоустроенный чин и благочиние церкви Божией и не возникла душевная опасность для обманываемых и обманывающих. И мы, вполне согласившись с сими (доводами), не менее стремимся к церковному благочинию, отнюдь не допуская, чтобы изменялись его уставы; ибо мы обязаны охранять необновляемым древле узаконенное святыми защитниками церкви; и должно целыми руками удерживать посягающего поступать неправедно в подобном и не участвовать из угождения в неправедных деяниях его; мы не можем смотреть на нарушения церковных [415] уставов, апостольских и соборных преданий и святых правил их. Сего ради, основываясь на каноническом обычае церкви, пишем и определяем по общему соборному решению лично соприсутствующих ныне с нами блаженнейших и святейших патриархов, Антиохийского господина Афанасия и Иерусалимского господина Досифея, и прибывших сюда преосвященнейших архиереев и пречестных, всех во Святом Духе возлюбленных наших братьев и сослужителей, чтобы все патриаршие и соборные грамоты, до нас изданные для ниспровержения противозаконно измышленных новшеств Анании, ими же Господь весть судьбами считавшегося архиепископом Синайским, и для утверждения и защиты праведных и канонических преимуществ патриаршего и апостольского престола Иерусалимского, имели значение, силу и действие непреложно и неизменно на все времена. Епископ же горы Синая, по смыслу сих грамот и издревле переданным установлениям должен быть, как был изначала, подчиненным патриаршему престолу Иерусалимскому, будучи рукополагаем сим патриархом и поминая его по долгу, согласно каноническому уставу; помимо же сего, пребывая в своем монастыре, он занимает место игумена и управляет с собором отцов по древним их определениям и уставам, причем свобода монастыря всегда должна быть сохраняема прочною и неизменною. Ибо монастырь Синайский не состоит под властью ни находящегося в нем епископа, ни патриарха или кого-либо другого, но существует самовладычным и не поработимым; игуменствующий же в нем епископ [416] подчинен своему патриарху, рукоположением которого поставляется в епископа. Новшества же Анании. каковые перечислены выше, как соборно отринуты и устранены, яко противозаконные и осужденные, так и нами ныне соборно изглаживаются по власти и отменяются силою, властью и благодатью Всесвятого Духа. Какие же у них когда-либо окажутся грамоты патриаршие и соборные, каким бы то ни было способом исхищенные, имеющие целью установление несостоятельных новшеств Анании и вредящие каноническим преимуществам патриаршего престола Иерусалимского, мы объявляем все недействительными, не имеющими значения и силы и считаемыми ни во что. Милостыне же и благоговению к тому святому монастырю никто да не дерзнет когда-либо вообще воспрепятствовать. Если же какие (лица) впоследствии явятся ниспровергающими нынешние соборные определения в настоящей (грамоте), и все те, которые одобрят когда-либо отринутые новшества Анании, пожелают величать епископа Синайского блаженнейшим и автокефальным архиепископом, одобрят то, чтобы он украшался митрою и патриаршими облачениями и поминал в свитках как патриарх, и которые возьмут от него разрешительные грамоты, которые, как противозаконные и отвергнутые, суть лжеграмоты, а не разрешительные грамоты, — ибо противозаконные, как сказано выше, не имеют силы и действия законных, — все таковые, как противодействующие церковным и соборным определениям, какого бы ни были чина и степени, да будут отлучены от Бога Господа Вседержителя, прокляты, не прощаемы и не разрешены после смерти; камни и железо разрешатся, они же никоим образом, и часть [417] их да будет с Иудою, и да подлежат вечной анафеме, да будут причастны огню геенны и повинны отеческим и соборным проклятиям. Настоящая же грамота да будет прочитана во всеуслышание, без всякого препятствия, под страхом неразрешимого наказания. По определению. В месяце сентябре, индикта 13-го, 1689 г. † Каллиник, Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.† Афанасий, Божиею милостью патриарх великого града Божия Антиохии.† (Патриарх) Иерусалимский Досифей соопределяем.† Гавриил Халкидонский.† Неофит Филиппопольский.† Кирилл Прусский.† Климент Иоаннинский.† Арсений Силиврийский.† Проедр Дидимотиха Нектарий.† Филарет Сифнский. (нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)Комментарии 1. [NeokleouV], To kanonikon dikaion, стр. 88-93; Delikanh, Ta en toiV kwdixi ktl., стр. 423-430. 2. (См. выше прилож. 15-е. Перев.) (пер. В. В. Латышева)
|
|