Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Приложения.

10.

(К стр. 83).

Соборная грамота, которою утверждено соглашение Синайских отцов с архиепископом Иоанникием.

(To kanon. dikaion, стр. 63-66)

Досифей, Божиею милостью патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины, подвизающимся на святой и богошественной горе Синайской преподобнейшим иеромонахам и монахам благодать, мир и милость от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Законами, уставами, указами и правилами утверждаются, управляются и ведутся добро и праведно царства, аристократии и демократии и, коротко говоря, всякое политическое или церковное устроение составляется по чину и правилу. Ибо законы и правила не имеют в виду никакой иной цели, кроме того, чтобы каждому по достоинству воздать право и [353] всякий беспорядок, производящий неправду в данном государстве или устроении, далеко отогнать. Установляемые законы имеют такую силу, что им подклоняются и подчиняются не только судьи и местоначальники, но и сами цари, потому что и сами цари, царствующие над столькими народами, в свою очередь управляются законами, и властители, горделиво возвышающиеся над народными толпами, благопослушно повинуются законам. Посему и подвизающиеся в богошественном и святом монастыре преподобнейшие иеромонахи и монахи, имея свой святой монастырь искони и изначала управляемым некоторыми законами и общежительными правилами и приняв их по преемству, всегда соблюдают непоколебимо; отсюда, действуя хорошо и богоугодно, они от всех заслуживают хвалу. Посему, получив грамоту, посланную от них к нам со всесвятейшим архиепископом их, ныне рукоположенным нами кир Иоанникием, их законным и кафолическим архиепископом и игуменом, и прочитав написанные в ней условия, которые они поставили упомянутому архиепископу их кир Иоанникию и которые он поставил им, — чтобы он соблюдал по отношению к ним и они к нему, — и которые удостоверены всеми ими чрез собственную подпись каждого, мы рассмотрели содержание каждого условия, и они показались нам заслуживающими одобрения и угодными Богу, так как определяют точное и правильное управление святого монастыря их. Итак необходимо, чтобы они, как по общему мнению приняты всеми ими, так были и всеми соблюдаемы. Сего ради они написали и к нашей мерности, дабы мы утвердили сие нашею собственною запечатленною соборною [354] грамотою. Итак, во-первых, они попросили, чтобы сказанный всесвятейший архиепископ их соблюдал древние и старинные уставы монастыря непоколебимыми и неизменными, каковые они и сами все обещали пред Богом соблюдать преподобно и праведно, без всякого нарушения. Засим они по отдельным пунктам попросили следующее: a) чтобы он держал общежитие согласно древнему обычаю своих предшественников; b) чтобы не чинил никакого дела без собора, особливо если оно может причинить вред или ущерб монастырю; g) чтобы не составлял партий ни малых, ни больших, и не делал различия или разделения на критян, или румелиотов, или кипрян, или других из другой родины, но ко всем относился как к духовным чадам, а равно и из остальных отцов каждый считал другого братом во Христе; d) безбрадых не только сам не вводил бы в монастырь, но и крепко противился бы и не дозволял другим желающим вводить их; e) чтобы жил не в Египте, а только в монастыре, кроме случаев, когда собор в Египте призовет его приехать по необходимой нужде монастыря, и затем возвращался бы обратно; V) чтобы сам по себе не высылал (монахов) на послушания, а только с собором; z) какие бумаги пошлет вне по делам монастыря и какие придут извне в собор, все должны читаться на соборе; h) если он будет соблюдать все вышесказанное, как обещал и подписал уже, — хорошо и боголюбезно, если же преступит что-либо из сего, то должен судиться вашим собором, и если будет братски исправлен им, хорошо, если же нет, то собор должен жаловаться на него, как [355] неисправимого, по времени блаженнейшему и святейшему патриарху Иерусалимскому, дабы он был или исправляем им духовно, или наказуем канонически; q) чтобы он тщательно исследовал, не было ли до него какого-либо дурного порядка, и исправил его, а также не допускал возникновения другого дурного порядка, в чем ему должен содействовать и святой собор выборных старцев, судящих правильно и нелицеприятно, если он один не может исправить дела; i) сами они все обещали подчиняться ему во всем, как своему духовному отцу и пастырю, мирно и безмятежно, с божескою любовью, по чину общежитий, и ничего не делать без его согласия, как и он обещал ничего не делать без согласия собора; ia) чтобы никто не действовал по собственной воле, но (подчинялся) желанию большинства, и чтобы никто не составлял партий и не привлекал в них кого-либо, малого или большого, тайно или явно, если же кто окажется делающим это, должен быть изгнан, кто бы он ни был; ib) меньшие должны чтить первейших со всяким почтением, а равно и первейшие должны относиться кротко, а не грубо к младшим; ig) когда собирается собор и происходит обсуждение какого-либо вопроса, мнение большинства должно иметь силу бесспорно и мирно; id) они обещали под бременем неразрешимого проклятия, что никто ничего не должен отчуждать из монастыря, и если кто окажется отчуждающим что-либо или имеющим вне (монастыря) залог, то после смерти не должен удостаиваться установленного отпевания, поминовений и литургий; ie) лица, находящиеся в монастыре, не должны производить купли и продажи, ни эконом, ни кто-либо другой, [356] тайно или явно, иначе как для общежития; iV) эконом имеет право давать только одну рубу, а больше — не иначе как с разрешения настоятеля и собора; iz) отдельно никто не должен стряпать, даже сам архиепископ, иначе как для принятия гостя или для потребности больного брата. — Сие мы в общих чертах и вкратце изложили в настоящей соборной (грамоте), а в грамоте от всей их общины написано подробнее; все, что мы перечислили и если что иное найдется написанным в ней, мы утверждаем и укрепляем. выражая желание, чтобы все сохранялось твердо и непоколебимо и соблюдалось подобно божественным законам, так как все сие богоугодно и боголюбезно и все они согласились на сие добровольно и непринужденно и обещали соблюдать под страхом наказаний, написанных в грамоте их. Итак, дерзнувший сие отменить или преступить да будет и от нас под тем же наказанием, которое все они добровольно и непринужденно установили, приняли и подписали в той своей согласительной грамоте, которую мы поместили вместе с настоящею в нашем кодексе патриархии. Во святом граде Иерусалиме, 1671, в месяце ноябре.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.