Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Патриаршие документы.

(1592-1735).

А.

Письма Мелетия Пигаса, патриарха Александрийского.

9.

Иоакиму патриарху Антиохийскому 1.

Всесвятейший Антиохийский, во Господе возлюбленный брат и сослужитель, мир тебе и милость от Спасителя нашего. Ты написал нам два другие послания, также весьма недостойные патриаршего разумения. Ты снова пишешь по делу противозаконника Лаврентия и осужденного Афанасия, и в одном письме говоришь, что (патриарх) Константинопольский сделал тебя своим епитропом, чтобы ты рассудил кипрское дело, и в сем не соглашаешься с святым Иерусалимским, который пишет (и пишет верно), что кипрское дело должно быть обсуждено в Городе 12-ю архиереями. В другом письме ты пишешь нам, что рукоположение кипрское принадлежит тебе по 42-му правилу первого собора 318 богоносных отцов. И насчет сего, во-первых, какая тебе нужда писать, что ты епитроп? Если ты считаешь себя законным, то как не противозаконен Афанасий, который рукоположен не тобою, а (патриархом) Константинопольским? Во-вторых, я удивляюсь, как ты дерзнул сослаться на 42-е правило первого собора; разве ты не знаешь, что православная церковь не имеет более двадцати правил первого собора? И посему святой третий вселенский собор, определяя, чтобы (патриарх) Антиохийский не действовал при рукоположениях на Кипре, свидетельствует и говорит, что ни долговременный обычай, ни церковный закон не имеет того, [284] чтобы (патриарх) Антиохийский прилагал руку к рукоположениям на Кипре. Ты видишь, что православная церковь не имеет более двадцати правил, а прочие должны быть апокрифическими; посему церковь не имеет их. И ты сидишь и слушаешь тех, которые не знают и не любят тебя по Богу, и выходишь из закона Божия, ты, человек старый и патриарх. Но я не знаю, как ты приводишь и правила (собора) в Сардике, из которых первое и второе говорят против тебя, так как ты оставил митрополию и сделался патриархом; ибо они определяют, что ты даже при конце жизни не должен быть удостоен общения, даже наравне с мирянами 2. И тебя не спасают, благословенный, твои соображения, но ты впутываешься и в чуждые и превратные, для того, чтобы тебя в конце концов наказало Писание и как чужеепископа. Наконец, что ты пишешь мне о Кипре? Я ни в качестве епитропа, ни законно не ищу ничего, хотя бы сей престол имел достоинство судии вселенной. Но сего достаточно об (епископе) Кипрском, который если бы послушался нас изначала, то не было бы такого зла (и смертей и убытков) и там.

Ты пишешь и о Лаврентии, и я говорю тебе, что рукоположение от двоих противозаконно и Лаврентий — не епископ. И сие определяет закон 318 богоносных отцов первого собора в 4-м правиле и Карфагенских в 13-м и 50-м правилах, которые говорят, чтобы (рукополагающих) по всей нужде было не менее трех; и Антиохийских 19-е (правило), которое гласит, что, если случится иначе, то [285] рукоположение не имеет никакой силы; и первое (правило) Халкидонских, которое определяет, чтобы оставались крепкими все правила святых соборов и никто не мог поколебать их; и наконец третье (правило отцов) второго Никейского собора, и притом в еллинских списках, которые суть источник и манна арабских и прочих. Ты же сплетаешь не знаю что о Коптах, и я, владыко мой, принимаю их и учу их и с Богом святым миропомазываю тех, которые обращаются, и прошу, чтобы сие делал и ты там с Маронитами, и я бы возрадовался и не стал бы бранить тебя, а стал бы восхвалять. Затем ты хулишь нас и говоришь, что «поелику ты папа и патриарх, ты установил новый закон и не прощаешь и епископа, и Кипрского; и не знаешь, что Павел говорит, чтобы был анафема, кто учит иному вопреки тому, что мы приняли». Так говоришь ты мне, владыко мой, но из уст твоих будет судить тебя Бог. Если анафема тот, кто будет учить иному вопреки тому, что мы приняли, то (Павел) говорит сие не обо мне, так как я поддерживаю закон отцов и показываю его и тебе ,а говорит о тебе, так как ты поехал в Иерусалим, ввел в искушение бедного (патриарха) Иерусалимского кир Софрония и составил новый закон с пятью-шестью душами, не знаю какими попами, двумя диаконами, нотарием и пономарем; называя их собором, ты составил законы вопреки закону отцов и стольких соборов, которые осуждают в стольких правилах рукоположение от двоих. Вы не постыдились даже назваться собором и отвергнуть первый собор, определенно говорящий: «трое во всяком случае». И пишете, что я проклинаю [286] Лаврентия; я судил его и признал противозаконным по закону церкви Божией, а не по моему уму. Лаврентий написал мне в Город дважды, чтобы я созвал собор и мы обсудили бы его рукоположение от двоих. Мы составили собор, признали (рукоположение) противозаконным по 4-му правилу первого собора, по 13-му и 50-му Карфагенского и по 19-му Антиохийского. Засим вы написали мне, чтобы я написал вам о деле епископа, и я написал вам сие одно, и тот богоненавистный, который написал письмо ваше, написал меня обвинителем вместо судии и вы без просмотра подписали это. Однако меня это не поражает, так как я и на том соборе устроил дело так, чтобы монастырь не посрамился и не потерпел вреда, хотя сам противозаконный нисколько этого не чувствует. Напротив, он без царского указа, без вселенского соборного деяния приехал от вас, надел корону, совершает литургию и (не знаю почему) поклонился папе. Блаженнейший (патриарх) Антиохийский Вальсамон пишет, что один (патриарх) Александрийский украшался лором, и ныне опять ваше всесвятейшество по благодеянию славного царя Московского, и то не просто и как попало, а по тому поводу, что тот церковный престол возведен в патриархию. Такого поколения человека противозаконного и творящего соблазны вы противозаконно оправдываете, а нас грешных вводите во искушение и пишете нас не судьею и патриархом более высокого престола, а обвинителем. Он наделал здесь нам и сему престолу столько (неприятностей), но мы молчим. чтобы избавиться от обвинений и соблазнов, поскольку это касается нашего собственного права; но о праве [287] закона Божия мы не молчим; посему мы справедливо огорчаемся, как вы его оправдываете и пишете, что находите его невиновным. Как вы дерзнули написать такую ложь и такое противозаконие? Оставь прочее, так как вы не знаете и я в точности не знал до сих пор, как он поклонился папе и за триста скуди в год продал православную веру, послав в качестве исполнителей сего посольства отца Пахомия из Мисины и старца Григория Критянина. Но этого не знаете и вы. Только по вопросу о рукоположении от двоих как вы находите его невиновным? Он не быль рукоположен от двоих? Но сие всем известно и сами он признает. Но рукоположение от двоих не есть вина? Однако, первый собор в 4-м (правиле), Карфагенский в 13-м и 50-м и Антиохийский в 19-м уничтожает вас. Итак, как же не виновен Лаврентий? Но ты скажешь: мы имеем такой чин. И вы там иные христиане и имеете другие чины вопреки закону Божию? И особливо собор в Антиохии тяжелее других соборов (воспрещает) когда-либо производить такое рукоположение. И какой чин может отменить писанный закон? Видишь, что ты установил новый закон и законодательствуешь вопреки закону Божию? И неужели вы не припоминаете, что, когда были рукополагаемы в архиереи, — если были рукоположены законно, — то дали обещание соблюдать законы церкви? Итак, вы исправите дело; вы напишете, что не рассмотрели дела в Иерусалиме и что теперь, когда рассмотрели его, находите (Лаврентия) и считаете, как находите, противозаконным, тем более, что ты сделал все это, потому что святой (патриарх) Иерусалимский имел его запрещенным. [288] Но ты, кажется, извратил его мнение, как стремишься извратить и мое мнение и закон Божий. По крайней мере беги от сих чуждых дел, дабы не иметь осуждения от Бога Всевышнего, стыда пред миром и завтра или после завтра не подвергнуться опасности и за свою собственную степень. Услышь слова мои и прочитай дважды и трижды то, что я пишу тебе, чтобы не пришлось тебе пострадать, и Господь с твоим воесвятейшеством, которому я напоминаю, что Лаврентия и тех, которых он послал в Рим и которые одобряют сие дело, как соучастников с находящимися вне общения, я считаю вне церкви Христовой и ожидаю и вашего решения, о котором молюсь, чтобы оно было законное и каноническое. В Египте, 5-го сентября 1599 г.

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)


Комментарии

1. Ср. Qil. Gewrgiou, EidhseiV istor. peri thV 'EkklhsiaV thV Kuprou, 'Aqhn. 1875, с. 84-85.

2. Книга прав., стр. рза.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.