|
Патриаршие документы.(1592-1735).А. Письма Мелетия Пигаса, патриарха Александрийского. 7. Мелетий Божиею милостью папа и патриарх Александрийский. † Софронию, всесвятейшему патриарху святого града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии за Иорданом, Каны Галилейской и святого Сиона, брату и сослужителю во святом Духе вожделенному, благодать, милость и мир от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь.† Посылаем всесвятейшеству твоему святыни, которые ты называешь принадлежащими Святому Гробу, епитрахиль, поручи и подколенник, а также и покрывало, которые покойный кир Сильвестр связал вместе для сохранения, и ныне, по получении послания твоего всесвятейшества, мы разыскивали и нашли. Итак да будут они с благословением Святого Гроба. Вся церковь — единого Христа. И закон дружбы требует сего: ибо имущество друзей обще друзьям, а гораздо более — имущество братьев братьям. Об епископе же Синайском дивлюсь, что он, получив послание, которое вселенский написал твоему преподобию, презрел сие послание и держится архиерейства; если же ты сам сие разрешил, как ссылаются, то напиши и нам; ибо мы имеем закон и не можем ходить иначе, как по сему закону. Мнение вселенского о рукоположении сказанного епископа совершенно правильно и определяется согласно святым законам. Посему и [278] мы, согласно с вселенским, признаем не действительным рукоположение, которое закон признает недействительным; ибо 4-е правило 318 богоносных отцов бывшего в Никее первого вселенского собора говорит, что по всей необходимости должно быть трое рукополагающих. Гласит оно так. Правило 4-е: «Епископа подобает ставить всем сущим в епархии; если же сие неудобно или по належащей нужде, или по дальности пути, по крайней мере трое да соберутся в одно место, а все отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот, и тогда совершать рукоположение; утверждать же таковые действия в каждой епархии подобает ее митрополиту». ? дабы кто не вообразил, что сей закон противен первому правилу святых апостолов, говорящему “двумя или тремя", их показывают согласными учители, как можно видеть в толковании сего соборного правила, что при рукоположении могут быть двое сослужащих митрополиту или первенствующему, составляя с ним троих; при избрании же, где не присутствует митрополит, по их мнению должно быть трое подающих голоса. Сие и вселенский истолковал вполне согласно с истиною и вполне правильно; ибо мы имеем такое понимание в 50-м правиле Карфагенского собора; гласит оно так: «Онорат и Урван епископы сказали: И сие нам поручено: поелику вблизи братья наши, два епископа Нумидийские, дерзнули рукоположить иерея, то рассудите, чтобы рукоположения епископов не делались иначе, как двенадцатью. Аврелий епископ сказал: Да соблюдается древний чин, чтобы не признавались довольными менее трех [279] определенных для поставления епископов; потому что и в Триполе» и прочее. К сему прибавляет, что “двух соседей легко присоединить к моей малости" 1. Итак, два другие сослужащие с первенствующим и делающим возгласы составят с ним трех, как определяет 13-е правило того же собора о том, что епископ не может ставиться иначе, как многими; если же будет нужда (опять и тогда по нужде), то епископ может быть поставлен тремя. Сей закон говорит: “Итак, многие епископы, собравшись, да поставляют епископа" 2. Итак, с большою настойчивостью установляют, в каком бы месте ни были, чтобы рукополагающих было не менее трех, как определяет и 19-е (правило) святых отцов иже в Антиохии, гласящее, что если рукоположение будет совершено иначе, то оно должно быть недействительно и не иметь никакой силы; читается оно так: “Епископ да не поставляется без собора и присутствия митрополита области; когда же он присутствует, то лучше быть купно с ним всем сослужителям той области: и подобает митрополиту созвать их чрез послание. И если прибудут все — лучше; если же сие будет неудобно, то большая их часть неотменно должна присутствовать, или грамотами изъявить согласие; и так или в присутствии, или с согласием большего числа да совершится поставление; если же оно будет совершено иначе, вопреки определению, поставление не должно иметь никакой силы" 3. Говорит: [280] «поставление не должно иметь никакой силы». Итак, имея сии узаконения святых отцов, пересланные нам от святых апостолов чрез святые соборы, с которыми вполне совпадает и мнение (патриарха) вселенского, и мы согласно с святыми апостолами, святыми отцами и (патриархом) вселенским определяем то же самое о поставлении, произведенном только двумя (епископами), дабы, имея общение с поставленным противозаконно и презирающим святые узаконения и послание (патриарха) вселенского, и мы не были лишены общения. Напиши, всесвятейший, правда ли, что ты простил его, и как, дабы не разногласить нам, ученикам Христовым; Его же благодать да хранит твою святую душу. В Египте, 10 апреля 1595 г. (нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)Комментарии 1. Suntagma, т. 3, стр. 423. 2. Там же, т. 3, стр. 325. — Кн. прав., стр. роз. 3. Там же, стр. 160. — Книга прав., стр. рмз. (пер. В. В. Латышева)
|
|