|
Патриаршие документы.(1592-1735).Б. Грамоты патриархов Константинопольских. 1. † Иоанникий милостью Божиею архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.† Честнейшие клирики нашей Великой Христовой церкви в Великом граде, Галате и окрестностях, благоговейнейшие иереи, преподобнейшие иеромонахи, почтеннейшие и благороднейшие начальники, выборные из руфетов, первомастеры, и прочие благословенные христиане, чада во Господе возлюбленные нашей мерности, да будет вам благодать, мир и милость от Бога Вседержителя и Господа нашего Иисуса Христа, а от нас молитва и благословение.Всем благочестивым и православным христианам ведомо и явно, что Бог всяческих не ублажается ничем, как милостынею и благотворительностью к бедным и неимущим. Посему и Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии великим гласом говорит к слушающим: «Блаженны милостивые. потому что они помилованы будут» (Матф. 5.7). И во многих местах священного Писания встречается восхваление и ублажение милостыни, [293] совершаемой для устроения многих нищих, так что и самого Христа (Писание) делает должником милостивого: «Ибо благотворящий нищему, говорит (оно), дает взаймы Богу» (Притч. 19, 17). И положивший в руку бедного находит во длани судии как бы отложенное сокровище в страшный день мздовоздаяния каждого. И по истине милостыня есть выкуп и средство освобождения самой души. Итак, если милостыня бедным столь ублажается и восхваляется в священном Писании, то кольми паче достохвальна и блаженна должна быть подаваемая и совершаемая на святый и живоприимный Гроб Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа для устроения и помощи тем святым местам, в которых Господь наш Иисус Христос родился ради спасения нашего, был воспитан, ходил, уча православной вере, и наконец был распят, умер за грехи наши и погребен плотски в том пресвятом Гробе, из которого воскрес тридневен и послал святых Своих апостолов и учеников проповедовать Евангелие и спасти все языки. Воистину велика милостыня и помощь ему; ибо, если совершаемая рабам имеет многую мзду от Бога, то должна иметь многократное и несравнимое воздаяние совершаемая самому Владыке и Господу нашему Иисусу Христу. Мы все видим, что святый и живоприимный Гроб находится в великом несчастии и оскудении, так как непрерывно поражается сатанинскою деятельностью, притесняется иноплеменниками и ежедневно несет убытки вследствие зависти, так как ненавистник добра и враг мира диавол не [294] перестает возбуждать некие лукавые орудия вредить ему с тою целью, чтобы совершенно уничтожить. И посему скорбящий и утесняемый блаженнейший и святейший патриарх Иерусалимский кир Паисий, во Святом Духе вожделенный брат и сослужитель нашей мерности, от ежедневных убытков, требований и докук местных властителей и от клевет и предательств живущих там народов, прибегнул вследствие многих насилий и утеснения сюда, в царствующий град, дабы найти некоторое облегчение и помощь от многих скорбей и утешение в долгах от находящихся здесь благочестивых христиан. И, обойдя все пределы Константинополя, Галаты и окрестных мест с целью найти способ облегчения и помощи тягчайшим долгам Святого Гроба и ежедневным расходам, так как время трудное и христиане стеснены, не мог достигнуть никакой пользы и блага для святого и живоприимного Гроба. И так как он находится в великой печали и унынии вследствие неудачи, то мы все, наша мерность и окружающий нас святой собор архиереев, во Святом Духе возлюбленных наших братий и сослужителей, весь клир, государственные власти и выборные, много поразмыслив об облегчении и помощи Святому Гробу, не нашли иного способа помощи, который дал бы некоторое облегчение блаженнейшему патриарху Иерусалимскому и (в то же время) не составил бы тягости христианам, кроме того, чтобы каждый христианин всех руфетов давал еженедельно по одному аспру от труда и работ своей недели и от благ, которые даровал ему Бог, в те кружки, которые блаженнейший разошлет с [295] епитропами, которых назначит приставами к сему (делу). Этот взнос по количеству для каждого христианина весьма мал, так что каждый может давать его безропотно. Но Господь наш Иисус Христос примет его, как две лепты вдовицы, которые Он ублажил более великих даяний богачей. И посему мы увещеваем, советуем и побуждаем всех, мужей и жен, малых и больших и старцев, ради любви к Святому Гробу и благоговения, которое мы имеем к нему и к прочим святым и досточтимым местам, чтобы каждый христианин ревностно, от всей души и со всею радостью давал в привозимые кружки еженедельно по одному аспру, как мы сказали выше, дабы блаженнейший и святейший патриарх Иерусалимский кир Паисий и последующие за ним патриархи могли с этою малою милостынею противоборствовать и противостоять наступающим убыткам и прочим докукам и требованиям властителей и ежедневных несчастий, и поминовение ваше будет непрестанно и вечно при самом Святом Гробе, как новых ктиторов, а от Господа нашего Иисуса Христа вы получите блаженство и мзду тьмократную и услышите от Него во втором и страшном пришествии: “Хорошо, раб добрый и верный, войди в радость Господа твоего! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю" (Матф. 25, 21). Ибо сие даяние и милостыня мала и незначительна, плоды же ее, т. е, блага, которые Господь даст вам за нее, многи и велики; ибо она подается самому Святому Гробу, в котором Он удостоил быть погребенным плотски ради спасения душ наших и во оставление грехов. Посему молимся [296] и благословляем вас, чтобы вы сделали так, как мы пишем, имея руки ваши готовыми к сей милостыне. Мы по общему соборному решению желаем, чтобы таковая милостыня была незыблема, неизменяема и не возбраняема никаким лицом духовным и мирским во весь век, как благословная и во всех отношениях праведная и необходимая. Кто же из всех пожелал бы отменить и воспрепятствовать совершать сие богоугодное дело и уничтожил бы кружки (для) сей милостыни, или повременный патриарх, или архиерей, или клирик, или начальник, или подчиненный, или выборный руфета, или другой, кто бы ни был, — таковой, как враг и виновник вреда святому Гробу и противник Спасителя Христа, да будет отлучен от святой, единосущной, животворящей, нераздельной и неслиянной Троицы, одного естеством единого Бога, проклят, непрощаем и неразрешаем по смерти вечно, да подлежит всем отеческим и соборным проклятиям и вечной анафеме, да будет повинен огню казни и причастник места предателя Иуды и распявших Господа. Так определяем. В объявление же всем и утверждение составлено настоящее общее соборное послание и помещено и в святом кодексе нашей Великой Христовой церкви. В лето спасения 1653, декабря, индикта 7-го. † Иоанникий Божиею милостью архиепископ Константинополя, Нового Рима, и вселенский патриарх.† Паисий Божиею милостью патриарх святого града Иерусалима.† (Епископ) Кесарии Каппадокийской Анфим.† Анфим Кизикский.† Кирилл Никомидийский. [297]† Гавриил Халкидонский.† Неофит Адрианопольский.† Гавриил Филиппопольский.† Климент Прусский.† Иаков Дидимотихский.† Иоаким Анхиальский.† Самуил Неокесарийский и Гангрский.† Феодосий Литицкий.† Митрофан Талантийский.† Великий логофет Великой церкви Димитрий.† Великий хартофилак Великой церкви Георгий.† Великий ритор Великой церкви Иоанн.† Протекдик Великой церкви.† Великий диерминевт Великой церкви Феодораки.† Логофет Великой церкви.† Письмоводитель Великой церкви.† Ритор Великой церкви Димитрий.(пер. В. В. Латышева)
|
|