Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

III.

Патриаршие документы.

(1592-1735).

А.

Письма Мелетия Пигаса, патриарха Александрийского.

1

(Патриарху) Антиохийскому Иоакиму со всеми подчиненными ему архиереями, клириками и мирянами.

Благодарим человеколюбие всеблагого Бога нашего, которое хранит вас до сего дня целыми и здравыми среди многих опасностей нечестия, и просим хранить всегда; сохранит же всячески человеколюбец Бог в укрепление и утешение паствы Своей вашу любовь, владыко мой всесвятейший. Имея долг ответить на то, о чем пишет твое всесвятейшество, во-первых о всесвятейшем Лаодикийском знай, всесвятейший владыко, что, когда прибыл на Родос блаженнейший и всесвятейший покойный кир Сильвестр, бывший (патриарх) Александрийский, дабы рукоположить там патриарха Александрийского, и призвал нас из царствующего града даже с епитимиею (ибо покойный писал: «Если же не прибудешь, или другие воспрепятствуют, то вы будете иметь епитимию от божественных законов»), мы также прибыли на Родос. Относительно рукоположения мы совершенно отвергли расчет его и заставили призванных туда архиереев безуспешно [265] возвратиться домой. Но поелику старец плакал, говоря: «Прими, сын мой, патриархию Александрийскую и, я уверен, Бог прославит тебя наравне с Афанасиями и Кириллами», и приближался уже к кончине, то я не решился презреть слезы его, но (решил) воспользоваться неким планом, соответствующим и его требованию, и моей мысли. Итак, когда мы прибыли в Линд на Родосе, и он просил нас о том же лично и чрез многих (других лиц), я наконец сказал: «Хотя я и принимаю патриархию, но рукоположение принадлежит сопредельным из архиереев Востока». Старец сказал: «Хорошо, сын, ибо (патриарх) Александрийский рукополагает и Антиохийского, и Иерусалимского, и сам в свою очередь рукополагается ими; но отправиться туда тебе невозможно будет без больших расходов». Я сказал: «Должно смотреть на закон и отеческие обычаи, а не малодушествовать о расходах». Тогда, поднявшись с ложа и возблагодарив Бога, он благословил от сердца нас, уступивших ему, и сказал: «На пути в Антиохию, — так как (патриарх) Иерусалимский (ближайший к нашей епархии) ныне отсутствует, пребывая во Влахии, — ты потребуешь долг и от всесвятейшего Лаодикийского». Посему-то я и написал твоему разумению, и да будет так, как решит твоя божественная глава.

Твое всесвятейшество пишет еще о некоторых церковных делах и просит у нас совета и помощи, как у отцов. Я весьма благодарен вашей любви за то, что, имея силу и умение управлять делами своего святейшего престола, она все-таки сообщает о сем нам, людям нуждающимся и [266] в мудрости, и в знании. Все-таки, владыко мой, знай, что по многим причинам нам невозможно поколебать ни единого из господствующих в церкви обычаев.

Касательно догматов веры нельзя и представить себе что-либо новое, неизвестное отцам и божественному писанию; касательно же обычаев и чина церкви, поелику враг возбуждает искушения и думает посредством искушений поколебать сердца верующих, должно помнить божественное слово, которое говорит блаженный Петр, первый начальник Антиохийской церкви, верховный и первый ученик из учеников и апостолов Спасителя. «Диавол, говорит он, братия, как лев рыкающий ходит, ища кого поглотить». Но что говорит он? Как нам встретить его? «Противустойте ему, говорит он, твердые в вере» (Петра 5, 8, 9). Так и божественный Павел называет веру щитом, в котором мы можем угасить раскаленные стрелы лукавого (Ср. Ефес. 6, 16). Итак, поелику мы, владыко, веруем в Спасителя, который говорит, что «в мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан. 16,33), то должно и нам терпеть и иметь мужество в скорбях.

Поелику же умножилась и там неправедность нечестивых и они прельщают христиан в седмицу предочистительную пред Сырной, не должно нам изменять что-либо в ней и либо сделать и ее мясоедною, либо присоединить к святой Четыредесятнице, как говорят там некоторые, а лучше устранить причину соблазнов, так называемые масляные блины, дабы не наступали нечестивые [267] на бедных христиан. Если же находящиеся там христиане боятся устранить сей дурной обычай, то скажите, что пришло послание от патриархов нашей веры, чтобы мы не делали сего, так как и в других епархиях православных сие не делается. Итак, если сие угодно христианам и вашему разумению, сделайте так, дабы не быть вынужденным изменить предочистительную седмицу и произвести какую-нибудь смуту в церкви Христовой во времена крайние и тяжкие, когда диавол повсюду ищет повода насмеяться над нами и кого-либо соблазнить.

Праздник Сретения, приходясь вне святой Четыредесятницы, будет иметь разрешение только на рыбу. Не будем осквернять праздника мясоядением; духовно, а не плотски надлежит нам услаждаться. Четыредесятницу святых апостолов, когда будет продолжительна, да не нарушают, прошу; ибо и в сем надлежит повиноваться бывшим прежде нас. Что таковая четыредесятница приходится летом, мы знаем; но сие бывает не только там, но и повсюду. Однако как повсюду соблюдается сия святая четыредесятница, так и вами она должна быть соблюдаема. Особливо подумайте (говорю я тамошним христианам; ибо знаю, что твое всесвятейшество, как ты пишешь, огорчают желающие чего-либо иного вопреки старинным обычаям), подумайте, братья Антиохийцы, что вам надлежит быть для прочих христиан строжайшим образцом, как должно вести себя в церкви Христовой; ибо от вас истекло сие преблагословенное имя, — что верующие именуются христианами. Итак, от вас должен утверждаться и образ [268] жизни христиан. Знайте, что в Египте Копты, прежде бывшие чуждыми и врагами церкви, ныне благодатью Божиею начинают принимать наши уставы, как возвестил нам патриарх их в Александрии. Итак, если пришельцы церкви обещают соблюдать, как и мы, непоколебимыми обычаи церкви, то неужели истинные чада церкви отступят? О, нет, прошу! Пребудем в пределах отцов наших, не удаляясь от них ни по какой нужде, дабы соучаствовать с теми святыми отцами и в молитвах и в обетах в царствии Божием. Итак, прошу, владыко, чтобы твое всесвятейшество никоим образом не допускало поколебаться ни малому, ни великому (ибо если змей проникнет в рай, то изгонит вон Адама), молитвы же твоего всесвятейшества с нами. В Египте, 1592 г., 1-го августа.

(пер. В. В. Латышева)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории архиепископии Синайской горы // Православный палестинский сборник. Вып. 58. Часть 2. СПб. 1909

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.