|
ЕВСТАФИЙ СОЛУНСКИЙОБ ИСПРАВЛЕНИИ МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ(Migne. Patrologia Graeca, 135) Гл. 117. “Кто приходит к Вам, вместо того, чтобы поучиться скромности, разумности, благоприличию и всякой доброй науке, уходит, не получив какой-либо другой пользы, кроме одного мирского знания, притом не какого-либо благородного знания, а совершенно пошлого. Например, чтобы из многих примеров выбрать немногие: каким способом и как долго можно сохранять зерно, и в какое время можно продать его дороже; где можно найти другой его запас по надлежащей или, что то же, по дешевой цене, чтобы сделать выгодный оборот и получить барыш и от этой покупки; какие возможны подобные же обороты относительно вина. Винные выжимки следует оберегать, потому что они приходятся на милостыню просящим ее, и особенно следует хранить отруби, потому что и они хороши таким людям во время голода для прокормления. Парики находятся в хорошем положении вследствие урожаев! следует наложить на их землю более тяжелые подати. Жильцы богатеют от всякого рода торговли и другими путями: следует возвысить с них плату за помещение. Такой-то брат, хозяйничающий на таком-то поместье монастырском, возбуждает подозрение, что слишком наживается: нужно обойти его ловким образом, чтобы не он один кормился оттуда. И вот усиленным образом учитывается управитель: и если он ничего не имеет, то осуждается как простак, добряк и глупец, а если будет уличен, что нечто имеет и если как-нибудь тем не поделится, когда у него потребуют, то его топчут в грязь самым жестоким образом, и то, что выжмут из него, то не причисляется к монастырскому имуществу, но достается великому отцу (игумену) и следующим за ним избранникам, что называется,— лучшим старцам. Гл. 120. Вот еще нечто, принадлежащее к тому же разряду современной нам монашеской практики. Такой-то, говорят, разбогател: славится поместьями, домами, скотом и всем прочим, что составляет кажущееся благополучие мира сего. Нужно подойти к нему посредством угощения, на что больше падки мирские люди. И вот план приводится в исполнение... Угостив их как-никак, они пускают в ход и духовную приманку: они хвалятся своим воздержанием — они, не соблюдающие никакого различия в пище; говорят о том, как они по своей добродетели чужды голода и жажды — они, пресыщенные; и как они потом легко бодрствуют вследствие необремененности тела... Они предъявляют в виде похвальбы и видения, и богоявления, и чудотворения, и другое тому подобное. Гл. 121. Когда, таким образом очаровав своего слушателя, они соблазнят его к пострижению... когда они научат и убедят, что совершенство [189] достигается вовсе не трудом, когда обманутый окажется уловленным в сети со всем своим достоянием, имениями и деньгами, тогда-то они покажут, каковы они в своей науке и что они посредством нее могут доказать. Очистив пришельца, исполнив желание своего сердца, они отпускают его гулять свободно на волю, так как в нем даже не оказалось и следа добродетели... Если он как-нибудь вздумает ворчать, тогда сейчас же найдется многое против него: и что ты за человек, и какая в тебе сила, и какая от тебя польза. Они представят этому человеку, что он лишится и остального, что ему было оставлено по общему соглашению при отпущении на свободу; они ссылаются при этом на правило и свой почтенный устав [типик]... Текст воспроизведен по изданию: Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М. Академия Наук СССР. 1951 |
|