|
ПРОЛОЖНОЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ЖИТИЕ ЛАЗАРЯ ГАЛЕСИОТААлександр Петрович не раз обращал внимание на тот факт, что Житие св. Лазаря Галесиота, находящееся в Московской Синодальной рукописи Cod. Mosquensis 369 (353), имеет самостоятельное значение для исследования агиографической традиции этого интересного святого 1. В 1988 г. московский текст был опубликован Анной Ламбропулу 2, однако это издание не воспроизводит начала Жития (расположенного на л. 217) и лишено какого бы то ни было комментария. Вместе с тем в недавно вышедшем комментированном английском переводе Жития 3 его московский извод вообще не учтен, а издание Ламбропулу не использовано. Поэтому мы решились на републикацию текста. Основное жизнеописание Лазаря было составлено вскоре после смерти святого его учеником Григорием. Этот гигантский по объему текст (BHG N 979) назван издателем И. Делеэ «Vita А». В XIII в. Григорий Кипрский составил краткое житие Лазаря (BHG, N 980), которое издатель назвал «Vita В» 4. Делеэ указал, что «В» не является сокращением «А», но [356] опирается на какой-то иной текст, во многом «А» противоречащий. Можно утверждать, что публикуемая ниже версия Жития также восходит этому несохранившемуся тексту: в нескольких местах московский извод дословно совпадает с «В» (эти слова в нашем издании выделены курсивом), однако в других случаях совершенно с ним расходится. Видимо, они оба опирались на общий источник, хотя каждый имел еще и свои, отдельные. Этот архетип являлся, по-видимому, энкомием святому и, в отличие от весьма фактологичной «Vita А», делал упор на чудесное. Наиболее ярким эпизодом Жития следует признать сцену, когда умерший Лазарь воскресает, чтобы вручить братии монастырский устав, а затем воскресает вторично, поскольку забыл его подписать. Это ли не апофеоз бюрократизма! «Vita А» ограничивается в этом месте весьма жизнеподобным замечанием, что Лазарь перед смертью был так слаб, что при подписании устава его рукой пришлось водить (587). Наличие нескольких версий одного и того же Жития Лазаря Галесиота дает исследователю возможность, которой обычно агиография не предоставляет, — заглянуть «за кулисы» житийных чудес. [далее следует греческий текст Жития] ПЕРЕВОД В тот же день 5 память святого отца нашего чудотворца Лазаря, подвизавшегося на горе Галесийской. О, отец Авраам, приготовь свое лоно Сей триблаженный отец наш родом был из земли Азийской, из деревни, лежащей где-то поблизости от Магнезии, той, что на Меандре 6. В момент его божественного рождения Бог сделал так, чтобы воссиял горний свет, и наполнил им весь дом. Из-за сияния явившегося света все находившиеся внутри женщины разбежались, и дитя осталось одно 7. И вот, поднявшись прямо и встав [лицом] к востоку, ребенок начал молиться, прижав руки к груди 8. Так Бог заранее объявил, что блаженный [Лазарь] станет чистым восприемником божественного света. Достигнув пятилетнего возраста 9, ребенок был отдан учителю и, вскоре превзойдя детей-сверстников, удостоился всеобщего восхищения. [360] Особенно все обращали внимание на его кротость и смирение, а также на одушевление и усердие, которые он обнаруживал по отношению к божественным службам и молитвам 10. [Обращали на себя внимание] еще и его человеколюбие, приветливость и симпатия в отношении просящих [милостыню]. Ибо он до такой степени пекся о подаянии, что за короткое время растратил все, что причиталось преподавателю, и истощил свой кошелек [ради?] просителей 11. Из-за этого он получил от него немало плетей, но сам никогда не прекратил сострадать. В конце концов учитель, осознав разумение ребенка, [коим тот был наделен] не по годам, с тех пор обращался к нему, как к учителю. Когда ребенок подрос, им овладело божественное желание посетить те святые места, которые освятил Господь, явившись в человеческом обличий. Он выполнил свое желание, явившись паломником к Святому Гробу 12 и другим пречистым местам. Придя в монастырь Савы Освященного, он был [там] принят и, облачившись в святую схиму, неустанно служил и участвовал в храмовой литургии в течение десяти лет 13. Всех, кто там подвизался, он в скором времени поразил как своим послушанием 14, так и прочими добродетелями. Против воли он был патриархом Иерусалимским удостоен священства. Возжелав большего молчальничества, [Лазарь как-то] провел на внешней [по отношению к монастырю] горе умилостивительные дни божественной Пятидесятницы 15. С собой он ничего не взял, кроме собственного тела, а питался скудными травами, растущими в пустыне, сладчайшим же питьем сделал воду, да и той [потреблял] не досыта, но только лишь чтобы не умереть и не утомиться во всенощных предстояниях 16. И вот когда он в, одиночестве пребывал, как сказано, на горе, услыхал он божественный глас, трижды воззвавший к нему: «Лазарю, нужно тебе возвратиться на родину» 17. Он раскрыл это [повеление] тем аскетам, что находились [с ним] на горе, и, получив [от них] отпущение, отправился в путь. Лукавый бес не снес поражения, и когда Лазарь путешествовал, начал пугать его видениями: как-то явился святому черный пес и начал вместе с другими собаками тех земель досаждать ему, препятствуя его [361] путешествию. [Этот пес] не давал ему даже кусок хлеба ко рту поднести! Но отец с божьей силой разрушил его ковы 18. Прибыв по Божьему повелению в родные места, Лазарь поселился в той часовне, в которой учился Святому Писанию, и был опознан своей матерью. Против собственного желания он обнаружил себя. Затем, еще более возжаждав вожделенного безмолвия, он взошел на возвышавшуюся напротив Эфеса гору Галесий. В этом месте, которое тогда было нехоженым, он претерпел множество искушений от бесов. Однажды среди ночи он творил молитву, и привиделся ему столп огненный, простиравшийся от земли до неба. Узрил он и сонм ангелов, сладко певших: «Да восстанет Бог, и да расточатся враги Его» 19. Итак, он построил храм Святого Воскресения на том месте, где увидел основание огненного столпа. Дело в том, что боголюбивый император Константин Мономах щедро посылал пожертвования. Этот царь питал огромное доверие к отцу [Лазарю], ибо он через своего ученика предсказал Константину, находившемуся на Лесбосе, что тот будет провозглашен императором 20. Построив рядом с храмом столп без крыши, он поселился на нем, имея кровом небо, питаясь сырыми овощами и малым количеством воды по воскресеньям. Мало этого, поразмыслив, как бы причинить своему телу побольше утеснений, он увешал его целиком железными [веригами]. Зимой его мучил и морозил холод, летом палила и сжигала жара. Однако пречистая Богородица, носившая [во чрева] Бога, была ему и кровом, и сторожей, и стояла над его главой, отгоняя все напасти. Поэтому ни снег, ни летний жар не касались его макушки 21. Блаженный [Лазарь] что ни день творил, [с помощью] силы [362] Божьей, неслыханные чудеса. Из-за этого со всех сторон стекались к нему люди, желавшие в дальнейшем жить под [водительством] такого пастыря. Достигнув вершин добродетели и сподобившись пророческого дара он провидел и собственную кончину. Но его чада по Богу окружили его и со слезами принялись умолять еще пожить для вящей их пользы и преумножения. И тогда он попросил у Богоматери прибавки к своей жизни – пятнадцать лет 22. Получив то, чего просил, он стал свидетелем увеличения числа своих учеников до девятисот с небольшим 23. Исполнив свои дни и прожив семьдесят два года 24, когда подошел к концу дарованный ему Богородицей пятнадцатый год, он мирно переселился к Господу. А Бог так же чудесно восславил его успение, как некогда и его рождение: он осветил [его] столп и снаружи, и изнутри божественным светом, так что ученики и подвижники, находившиеся в пещерах и на горах, узнали о кончине преподобного 25. И весь сонм отцов изо всех сил устремился к столпу — они стали оплакивать свое сиротство, а когда они узнали, что отец умер без письменного завещания, то еще пуще зарыдали и со слезами и причитаниями обратились к святому: «Воистину, не сойдет твое тело со столпа, если ты не оставишь нам какого-нибудь утешения!» Более всех был охвачен горем ученик святого, прислуживавший ему. Но великий [Лазарь] и тут явил величайшее чудо: в то время когда его чада, как сказано, причитали и издавали жалобные вопли, бездыханный мертвец — о, чудо! — задышал, ожил и, потянувшись рукой за пазуху, вручил ученикам хартию, а затем предстал бездыханным, как и раньше. Ученики в изумлении и одновременно в радости прочли написанное; но когда они не обнаружили на конце [документа] собственноручной подписи преподобного, то снова принялись плакать, говоря отцу: «Если эта хартия не сподобится подписи твоей святой руки, тогда и мы умрем!» Он же — о, чудо! — снова ожил, сел, взял в руку перо, поставил подпись и так отдал хартию своим чадам, а потом снова почил, наполнив души всех [присутствующих] величайшим восхищением 26. Ученики почтили его святые останки славословиями и [363] мирром; то, что было достойно света, они достойно [осветили] лампадами и положили в многоценный гроб поблизости от столпа 27. [Мощи святого] творили всевозможные чудеса и после его преподобной кончины во славу истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и слава во веки веков. Аминь! Комментарии 1. Kazhdan A. Hermitic, Cenobitic and Secular Ideal in Byzantine Hagiography of the Ninth Through the Twelfth Century // The Greek Orthodox Theological Review. 1985. Vol. 30. №4. P. 476; Idem. Lazaros of Mount Galesios // Oxford Dictionary of Byzantium. N.Y.; Oxford, 1991. Vol. 2. P. 1198. 2. Lampropoulou А. Anekdoto keimeno gia ton osio Lazaro Galhsiwth // Qeologia. 1988. Т. 59. № 1. 3. The Life of Lazaros of Mt. Galesion: An Eleventh-Century Pillar Saint / Introd., transl., comment. R. P. H. Greenfield. Wash., 2000. 4. Vita Lazari // Acta Sanctorum Novembris. Bruxelles, 1910. Vol. 3 (в дальнейшем ссылки на страницы этого издания даются без пояснений). 5. Память Лазаря праздновалась 7 ноября. 6. Замечания о Магнезии и Азийской земле присутствуют и в Житии А (509 D), и в Житии В (589 А), однако упоминание Меандра содержится исключительно в нашем тексте. Дело в том, что городов с названием Магнезия было в Малой Азии два, и издатель делает предположение (509, п. 1), что имеется в виду Магнезия на Меандре, а не у горы Сипил, на свой страх и риск. 7. В Житии А утверждается, что в доме осталась и мать ребенка (509 Е). 8. Ср.: 509 Е; 589 D; 607 А. 9. Версия «А» называет иной возраст — шесть лет (510 А; 607 В). 10. В Житии А рассказана сложная и нелегкая история ученичества Лазаря, но ни слова о его способностях нет ни в одной из версий. 11. Этот мотив также отсутствует в других версиях, хотя плохие отношения с учителями и упоминаются (ср.: 510 В). 12. В других версиях приходу святого в Иерусалим предшествуют многочисленные события (ср.: 510 В — 514 С), однако храм Гроба Господня упомянут лишь Житием В (592 Е-F). 13. В Житии А сказано о шести годах (514 D). 14. Житие А, напротив, рисует характер Лазаря как весьма своевольный и рассказывает, что из-за этого святого даже изгоняли из монастыря (514 D-F). 15. Этот рассказ в Житии А стоит до рассказа о посвящении в сан (514 Е). 16. Это описание отсутствует в других вариантах Жития. 17. Этот глас слово в слово совпадает во всех версиях (ср.: 515 В, 594 А). 18. Перед нами — интересный образчик работы позднейшего агиографа: в Житии А преследовавшие святого собаки имеют вполне земное происхождение, там содержится лишь слабый намек на то, что в их преследовании могло воплотиться и бесовское начало (517 D — 518 А). 19. Пс. 67.2. Видение Лазаря упоминается лишь в Житии В (599 F — 600 А). 20. История с императором Константином Мономахом — наиболее двусмысленная во всем жизнеописании Лазаря. Дело в том, что Житие А излагает совершенно иную версию тех же событий: некий монах-ослух вопреки воле Лазаря обманным образом втерся в доверие к Мономаху — получив в городе Смирна сведения о предстоящем вызволении того из ссылки, этот монах отправился на остров Лесбос и выдал Мономаху это знание за собственное пророческое видение (579 А-С). Версия московской рукописи ближе к тому «облагороженному» изложению событий, которое представлено в Житии В (599 F — 600 Е). Причина столь сильной разноголосицы версий в том, что Константин Мономах после прихода к власти действительно выделил деньги для постройки монастыря — но в Бессах, а вовсе не на Галесии. Лазарь ослушался высочайшего приказа, ссылаясь на полученные им мистические озарения, и выстроил монастырь Воскресения там, где хотел сам, что, видимо, продолжало оставаться предметом скандала через много лет после его смерти (The Life... P. 41-48, 57-58). 21. Этот мотив встречается в обоих Житиях («А»: 581 А-С; «В»: 601 В-D), но лишь в версии «А» содержится объяснение: среди окрестных жителей ходили слухи, что в плохую погоду столп Лазаря закрывают съемным навесом. 22. Житие В также говорит о 15 годах (605 В), тогда как А — лишь о трех, и не в виде молитвы святого, а в форме сна одного из монахов (571 F — 572 А). 23. Житие В говорит о 700 монахах (600 D), а Житие А — о трехстах (533 F). 24. Житие А говорит о 86 годах (578 D), а Житие В — о 72 (605 F). 25. В Житии А (587 Е-F) свидетелем сияния выступает одно светское лицо, на рассказ которого с некоторой долей сомнения ссылается агиограф, в Житии В чудо описано в виде «светлого облака» (605 Е). 26. Смерть Лазаря представлена в версии, близкой к Житию В (605 Е—606 В). Эта экзотическая версия событий связана с необходимостью как-то объяснить некоторые скандальные обстоятельства: дело в том, что церковные власти несколько раз повелевали Лазарю перевести свою обитель с горы Галесий вниз, соединившись с монастырем в Бессах, однако он неизменно отказывался. После смерти основателя его ученики продолжали настаивать на том, что монастырь должен оставаться где и был, и ссылались при этом на завещание Лазаря. Что же касается их противников в Бессах, то они явно ссылались на отсутствие письменного завещания. Видимо, это было правдой, судя по той нервозности, с которой отвергает подобные обвинения Житие А (585 Е-F; 587 В). Чтобы как-то объяснить подделку подписи умершего настоятеля, Житие В и наша версия настаивают на чуде (The Life... P. 39-40). Впрочем, Житие В утверждает, что Лазарь написал завещание своими руками, заранее (605 Е), а из нашего извода можно заключить, что оно возникло чудесным образом. 27. В Житии А (587 F — 588 В) описаны жаркие споры монахов, где должен быть похоронен Лазарь; споры закончились тем, что его положили в правой части нартекса храма. Житие В (606 В) совпадает с московской версией. (пер. С. А. Иванова)
|
|