|
Чудеса св. Николая, епископа города Мир(Перевод с сирийского) 1 Поистине дивен Бог во святых Своих, хранящих заповеди Его и творящих волю Его знамениями и чудесами и благими делами, которые Он соделывает чрез них на помощь слабому роду людскому. Один из них — великий и святой епископ Николай, который явился ярким светочем. Воссиял свет его в городе Мирах, преимущественно же по всему миру повествуются подвиги и дивные дела его: злых духов он нагонял, идолов разрушал, клеветника посрамлял, ангелов радовал, ведомых на несправедливое убиение избавлял, грозен и могуч являлся притеснителям, голодных насыщал, мучающимся доставлял облегчение, стесненных утешал. А мы, несчастные, как не можем распределять его божественных добродетелей, то немногие чудеса, которые сотворил Бог святыми его руками, повторим на помощь слушателям, чтобы они выслушали и восхвалили Бога. В царствование царя Константина случилось, что была война и возмущение в местности Фригии. Вот, дошло это до слуха царя и он послал туда трех военачальников с большим войском из конницы и пехоты, а имена этих военачальников были : '-бут-j-нос, Тур-сон и 'рп-л-jон 2. Итак они, выступив из города Константинополя, пройдя по морю и по суше и прибыв к Ликаонии (***; по-видимому след. чит. *** [80] «Ликии»), подвластной городу Мирам и бывшей вблизи и не отстоявшей далеко от него, (именно) около трех миль, вышли из своего судна на сушу в том месте, которое мы упомянули, чтобы ободриться (собств. «повеселиться», ***), так как море сильно поднялось против них, и чтобы закупить себе съестных припасов, годных для их путешествия. Так как они дерзко обходились с людьми той местности и несправедливо поступали с ними в купле и продаже, то поднялось большое волнение из за этого в месте, называемом παλάτιον (***) 3, так что крик их был слышен в городе Мирах. Когда услышал об этом великий, святой Николай, епископ церкви Божией в Мирах, то он вышел тотчас, не мешкая, к тому месту, чтобы видеть причину того волнения. И было, когда увидели его все люди тамошние, то упали и поклонились ему; также и военачальники те, узнав, что это епископ местности, тоже упали на лица свои и поклонились ему, встретили его с почтением и спросили об его здоровье. А он, святой Николай, спросил их о причине прихода их. Они отвечали и сказали ему: «ради мира и усмирения войны и возмущения в местности Фригии послал нас царь». И он, святой, увещевал их идти с ним в город, остановиться в его доме и принять его благословение, прося их приказать бывшим с ними не притеснять никого и не поступать ни с кем несправедливо. Они немедленно поступили так, как он приказал им. И было, когда они разговаривали, вот пришли люди из города Мир, поклонились ему и сказали: «почтенный господин наш! Если бы святость твоя была в городе, то, может быть, правитель не посмел бы взять взятку и приказать несправедливо умертвить трех людей. Весь город чрез это полон большого волнения». И было, когда услышал это святой Николай, то увещевал тех военачальников и они пошли с ним в город. И было, когда они пришли в город, то он спросил о трех мужах тех, в каком месте приказано их умертвить, и ему сказали, что в месте 'j-л-j-н, где умерщвляются злодеи; и еще другие сообщили и сказали ему: «вот чрез городские ворота они выходят на казнь». Тогда святой побежал к городским воротам, но его уведомили, что они уже вышли. Он с большим старанием побежал, пока не догнал их, и он нашел в том месте много народа, собравшегося на зрелище, и палача (***, σπεκουλάτωρ) с мечем в руке, а мужей тех одетыми в передники (***, περίζωμα), со связанными руками и покрытыми лицами и шеями, [81] наклоненных и ожидающих казни. Когда увидел это святой Николай, то воспылал Духом Святым, подбежал и вырвал меч у палача и бросил его на землю, (затем) приступил к тем мужам, развязал узы их, открыл лица их и повел их, и пришел в город к дому правителя. И он, святой, нашел дверь запертою, сломал ее и вошел. Когда услышал правитель Евстафий 5, что это святой Николай, то встал и бросился бегом навстречу ему, и упал, и поклонился ему. Когда увидел его подвижник, то воспылал на него гневом и сказал: «о, проливатель крови и грабитель святилищ! Как дерзнул ты и не постыдился выйти ко мне на встречу, после того как совершил такие злодейства? Ты должен знать теперь, что отныне и впредь я не увижу более твоего лица и еще напишу царю Константину и сообщу (ему) все злодеяния, соделанные тобою в этом городе». Правитель, услышав это, упал к ногам святого и умолял его с большим плачеи и сказал: «я прошу святость твою, господин мой, не гневайся на меня, но выслушай раба твоего. Я, господин мой, не сделал греха, но некоторые из городских сановников, а это Евдоксиос и C-jyн-н-дос 6, они побудили меня отдать это приказание». Святой же, слышал от некоторых, что около 200 литр серебра взял правитель взятки за казнь этих мужей. Тогда те военачальники стали увещевать святого помириться с правителем и отпустить ему грех его. И они, военачальники эти, ели хлеб с блаженным и просили Его помириться с правителем и помолиться о них. Когда он помолился о них, то вышел и проводил их, и они тотчас взошли на свое судно и отправились морем, пока не достигли местности Фригии. Они вели там войну, одержали победу и усмирили возмущение, и тогда вернулись с радостью в Константинополь. Царь и все сановники Его вышли на встречу им и возрадовались, услыхав обо всем, что они сделали в той местности, и они были постоянно во дворце в большом почете. Тогда некоторые из сановников позавидовали им и условились умертвить их. Они приступили тайно к Б-л-биосу, царскому военачальнику, и просили его соблазнить царя к умерщвлению этих трех военачальников, прибывших из Фригии, и дали ему взятку из 700 золотых и 1000 литр серебра. Тогда он пошел к царю и сказал ему: «господин мой, царь! Трое мужей этих, которых посылало твое величество во Фригию, великое вероломство, слышал я, затевают против твоего царства. Я достоверно слышал о них, что жители [82] местности Фригии заключили с ними уговор восстать вместе с ними против твоего царства и вести с ним войну. Услышав это, я не был спокоен и вот сообщил твоему величеству, а теперь поступи, как угодно будет твоему величеству». Когда царь услышал это, то сильно разгневался и отдал немедленно приказание и все трое были брошены в темницу. После того как они пробыли там немного времени, пришли оклеветавшие их к Б-л-биосу 7 военачальнику и сказали ему: «зачем заключил ты этих мужей в темницу, а не казнил их? Ведь, пребывая в темнице, они стараются о своем спасении втайне». Услышав от них это, он тотчас пошел к царю и сказал ему: «господин мой, царь! Мужи эти, которых ты повелел заключить, тайно замышляют, слышал я, вероломство». Царь отвечал ему и сказал: «вот они находятся в темнице и все еще затевают вероломство против меня!» И он отдал приказание, чтобы они были выведены ночью и получили наказание. И было, когда услышал он это от царя, то призвал начальника над заключенными н сказал ему: «приготовь сегодня ночью трех мужей этих, так как царь приказал, чтобы они сегодня ночью получили наказание». Начальник над заключенными, услышав это, исполнился великой грусти н горько плакал. Он пошел в темницу и сказал этим мужам, плача: «изумлен я, дорогие мои, с какого величия вы низверглись и что вот я, несчастный, говорю с вами. Завтра мы будем разлучены друг с другом, потому что царь повелел, чтобы вы получили сегодня ночью наказание. А теперь распорядитесь (след. чит. ***) 8 о домах и имуществах ваших, прежде чем вы будете выхвачены из этого мира». Когда они услышали это от начальника над заключенными, то разорвали одежды свои и сбросили на землю волосы на голове своей, посыпали пепел на голову себе и стала молиться с горьким плачем, говоря между собою: «что за грех в злодеяние мы сделали, что вот скоро должны погибнуть?» И вспомнил тогда один из них, по имени Jayбyт-j-нoс, святого Николая и то, что он сделал тем трем мужам, которых спас от несправедливого убиения. Он возвысил в сильном плаче голос свой и сказал: «Господи Боже! По молитве святого Николая, раба Твоего, который именем Твоим избавил тех мужей от смерти, так же еще и нас спаси, н помоги нам в этот час, и смилуйся над нами. И как ты спас, о святой Николай (***), тех трех мужей от смерти, так же еще спаси и избави нас, потому что, хотя ты и далек от нас, но молитва твоя близка. [83] И тогда, когда мы спасемся по твоему ходатайству, то отправимся к тебе, и придем и поклонимся твоей святости, и восхвалим Господа Бога, избавителя нашего». Когда Jayбyт-j-нoс сказал это, все трое отвечали ему в один голос с просьбою и мольбою и сказали: «Господи и Боже наш, по молитве святого Николая помоги нам в этот час»! В ту же ночь явился царю во сне св. Николай и сказал ему: «Константин, пробудись, встань и выпусти трех мужей тех, которых ты заключил в темницу, потому что несправедливо они притесняются. Если же ты не захочешь слушаться моего голоса, то превеликие войны я наведу на тебя от врагов твоих и отдам тело твое на съедение птицам небесным, и еще я буду твоим обвинителем пред грозным троном царя Христа». И отвечал царь и сказал ему: «кто ты и как дерзнул ты войти в этот час во дворец?» Святой отвечал и сказал ему: «я грешный Николай, епископ Мир и Ликии». И, сказав это, он удалился от него. Он явился еще тотчас во сне к Б-л-биосу, царскому военачальнику, и сказал ему: «пробудись, встань и выпусти этих трех мужей, которых ты заключил в темницу, и отпусти их с миром. Если же ты будешь противиться и не сделаешь ничего из того, что я сказал тебе, то я ввергну тебя в жестокую болезнь и черви съедят тело твое и всех твоих домочадцев, а в будущем мире я буду обвинять тебя пред страшным седалищем великого царя Христа, который придет судить живых и мертвых». И отвечал Б-л-биос, военачальник, и сказал: «кто ты, говорящий это?» Святой отвечал и сказал: «я раб Божий Николай, епископ Мир и Ликии». И, сказав это, блаженный удалился от него. Тогда проснулся царь и позвал главного из служителей своих и рассказал ему, что он видел во сне своем, и приказал ему пойти к Б-л-биосу, военачальнику своему, и сообщить ему это, Когда слуга этот пошел к Б-л-биосу и рассказал ему виденный царем сон, тот отвечал и сказал ему: «и мне также виделось (нечто) подобное этому сну». Он отдал тотчас приказание и вышли мужи те из темницы, и привели их пред царя и сановников его, и обратился (к ним) царь и сказал: «сообщите мне, каким чародейством сумели вы показать нам эти сны». Когда они услышали (это), то изумились и не могли сказать ему слова. И он еще снова сказал им то же самое. Тогда Jayбyт-j-нoс отвечал (ему) и сказал: «господин мой, царь вседержавный! Мы чародейства не знаем, а мы — христиане. И если мы замышляли вероломство и злодейство против твоего царства, то отдай приказание и мы умрем горькой смертью». Тогда царь сказал им: «знаете ли вы человека, по имени Николая?» Услышав от царя o Николае, они обратились все трое с мольбою громким голосом и сказали: [84] «Боже святого Николая, смилуйся над нами! И подобно тому как ты спас в Ликии тех трех мужей, которых приказано было несправедливо умертвить, так же точно и нас спаси от этого несчастия, в которое мы ввергнуты, потому что несправедливо мы осуждены»! Когда царь услышал от них это, то он сказал им: «кто этот Николай?» И отвечал тотчас Jayбyт-j-нoс, и сообщил, и рассказал ему все, что сделал блаженный и как он избавил трех мужей тех, которых велено было несправедливо умертвить. Тогда обратился (к ним) царь и сказал им: «знайте, что не я даровал вам жизнь, во святой Николай, которому вы молились. Теперь ступайте к нему и обрейте волосы на головах ваших у него, как вы обещали». И царь дал им блюдо и чаши золотые и два золотых канделябра в послал их в Ликию, которая в местности города Мир 9. Они отправились и пришли к святому Николаю, и обрили волосы свои у него, и роздали обильные подарки бедным. И они пребывали, поступая так, многие годы, восхваляя и прославляя Отца, в Сына, и Святого Духа, избавившего и спасшего их от несправедливой смерти во молитве святого Николая. Еще во времена этого святого и великого Николая сильный голод был в местности Ликаонии (***; по-видимому, опять след. читать *** = «Ликии»). Один раз пришли из Александрии нагруженные пшеницею суда, шедшие в Константинополь, и, прибыв к городу святого, вошли в тамошнюю гавань. Святой, узнав, что они нагружены пшеницею, вышел в гавань и сказал морякам: «отпустите из этой пшеницы, чтобы мы купили у вас и не погибли от голода». Моряки отвечали и сказали ему: «пшеница эта принадлежит государству и мы не можем ничего из нее вам продать». И сказал им подвижник: «ну что ж, дайте мне каждое судно по 100 мер (*** μοδιοι), а когда вы прибудете в Константинополь, то все, что будет недоставать вам, я там отдам вам». Они отпустили и дали ему с верою сто мер от каждого судна. Тогда стал им приятный ветер и они шли, пока не прибыли в Константинополь. Когда они смерили пшеницу, то она нисколько не уменьшилась, а как (была) при выходе их из Александрии, такою и нашли ее. Увидев чудо это, они восхвалили Бога, исполняющего желание любящих его. А святой взял эту пшеницу и снес ее нуждающимся, и они ели ее весь тот год и осталось от нее у них на посев, и все они восхвалили Бога и прославили святого Николая. [85] Еще же святой Николай изгнал и выслал из Ликаонии (***, опять след. чит. *** «Ликии») именем Господа нашего Иисуса Христа Артемису (***, Άρτεμις), которую язычники называют матерью богов. И было, когда она была изгнана святым, то пошла и изготовила чародейное масло, чтобы сжечь город Миры и церковь Его. Она уподобилась женщине христианке и нашла людей на море, хотевших отправиться в Миры и поклониться святому Николаю, и сказала им: «прошу вас взять это масло с собою и помазать им святую церковь в Мирах, и вспомянуть меня там». Они взяли от нее это масло в ее сосуде, не зная коварства, которое в нем. И когда они шли морем, явился им святой Николай в небольшом судне (***, καράβιον) и сказал им: «братья мои, что, что сказала вам та женщина обманщица?» Они сообщили и показали ему сосуд, в котором было то масло. И он сказал им: «не слушайтесь голоса ее, так как это Артемиса обманщица, которая сбивает людей с истины. А теперь бросьте сосуд, в котором (находится) масло, в море и посмотрите, что с ним будет». Когда они бросили его, то сделался жестокий огонь и побежал по поверхности воды на 15 миль пути. Увидев (это), они изумились и восхвалили Бога. И было, когда они прибыли в город Миры, то пошли к святому Николаю и получили от него благословение, и сказали ему: «поистине это ты явился в море, о блаженный отец наш, и сотворил великое чудо». И они рассказали ему все, что было. И помолился o них подвижник и благословил их, и они пошли от н Его, восхваляя Бога 10. [86] Эти чудеса сотворил Господь чрез раба Своего, святого Николая, когда он был в жизни тленной, что же до тех, которые случились после его смерти, то нет человека, который исчерпал бы их: бесов он изгонял, больных излечивал, терпящим зло даровал здоровье, был непрестанно великим убежищем для тех, которые в несчастии и притеснении, освободителем и спасителем ввергнутых в темницу и избавителем пораженных морскими бурями, являлся явно бывшим в нужде и непрестанно молился за весь мир и за грешников пред Господом нашим н Богом, Спасителем, Иисусом Христом, Которому (да будет) слава н восхваление, и славословие, и прославление (вместе) со всеблагим Отцом Его и Живым и Святым Духом Его во веки веков. Аминь. Окончился рассказ о чудесах, совершенных Богом чрез великого и славного святого, Николая. Комментарии1. Сирийский текст, на котором основывается настоящая статья, по моей просьбе списан был сирийцем, г. Томасом в Лондоне с рукописи Британского Музея, Addit. 14645 (под № 952 в каталоге W. Wright’а, см. на стр. 1112), содержащей сборник разных житий святых и датированный 1247 годом Селевкид. Эры, т. е. 936 по Р. Х. Русский перевод текста по этой копии сделан П. К. Коковцовым и по ней же напечатан сообщаемый им ниже отрывок сирийского оригинала, касающийся св. Николая и Артемиды Эфесской. 2. Эти греч. имена (как и некоторые другие далее) искажены в нашем сир. тексте; лучше сохранились они в cod. № 960 Wright'a, откуда и взята мною с небольшим изменением транскрипция последних двух имен. В греч. тексте им соответствуют: Νεπωτιανος, Ουρσος и Έρπυλίων (знакомством с этими и другими именами греч. текста я обязан любезному сообщению Е. В. Аничкова). 3. В греч. тексте: Πλαχωμα. 4. В греч. тексте: Λέων. 5. Это имя восстановлено по греч. тексту 6. По-видимому искажено из Σιμωνίδης греч. текста. 7. В греч. тексте: Άβλοίβιος. 8. В тексте стоит *** = «он отдаст приказание». 9. Здесь лучше читать: *** *** *** ***, т. е. «в город Миры, который в местности Ликии». (пер. П. К. Коковцова) |
|