3а. Иконоборческий собор 754 г. Н..
4. Посвященного в 758 г. См. Acta Sanctorum. Edit.
Venetiana 1744. Vol. V, pag. 151. M.
5. Грузию? He в Пицунде ли, где жили
православные кафоликосы. см. Записок т. Х, стр. 423.
М.
5а. Т. е. после 780 г. Н.
6. Армянка, в замужестве за
Константином VI, в 788 году. М.
7. Преставился в 784 году. М.
8. В 785 году. М.
8а. Scholarii - императорская гвардия,
преторианцы. Н.
9. Втором соборе, бывшем в 787 г. М.
10. Нельзя ли предполагать в Хазарах
монголо-тюркское племя сближавшееся мало-помалу
из степей восточных, к пределам Крыма? М.
11. Можно предполагать, что Дорос
впоследствии именовался Мангупом, где, по
указанию архиепископа Евгения Булгариса,
митрополиты Готфские имели свою кафедру, до
переселения к Бахчисараю, в предместье
Мариамполь. М.
12. Клисуры – теснины горные, татарская
«мердвень» горная тропа, соединявшая морское
побережье со внутренностью Крыма и
преимущественно с Бахчисараем.М.
13. Амастрис, город в Пафлагонии, а не
Мастриада, как сказано в Четьи-Минеи, книга VI, стр.
102. М.
14. Сноски нет ни в тексте
ни в комментариях. (Прим. OCR.)
15. Подразумевается мелкая монета, но
не златницы. М.
16. Нечто подходящее к Карасубазару при
потоке Кара-су? М.
17. Можно предполагать, что Фуллы,
находившиеся вблизи Сугден, превращенной
генуэзцами в Солдаию, есть ныне большое
татарское селение Отуз. М.
18. Не был ли это укрепленный Мангуп?
Последний Готфский митрополит титуловавшийся
Готфским и Кефайским был Игнатий Гозадинов. См.
Записок, т. I, стр. 203. М.
19. Хаган, Каган, Хан тождественны; так
писались турецкие султаны. М.
(пер. А.
Никитского)
Текст воспроизведен по
изданию: Житие преподобного отца нашего
Иоанна, епископа Готфии // Записки Одесского
общества истории и древностей, Том XIII. 1883