|
ДЕЯНИЕ ТРЕТЬЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. (Донесение святого халкидонского собора славной Пульхерии августе об осуждении Диоскора, бывшего епископа александрийского). (Благочестивейшей, христолюбивой и боголюбезнейшей государыне и августе, охранительнице кафолической и православной веры. дочери Пульхерии, святый и великий собор, по благодати Божией и повелению вашей власти, собравшийся в метрополии Халкидоне). (Да будут дарованы тебе, возлюбившая Христа дочь августа, многие блага, достойные дарующего Спасителя. Обращая речь к воспитаннице веры, мы должны начать молитвою и воздать хвалы Богу за то, что, по евангельским словам самого Господа, свет заслуг ваших сияет пред всеми человеками и видящие ваши добрые дела прославляют Отца нашего, который на небесах (Матф. 5, 17). Ибо вот блеск вашего благочестия озаряет всех. Чрез вас совершилось течение апостольского учения; ревностью вашей любви к Богу рассеян мрак неведения и возвещено согласие веры; нет более у нас вредных плевел еретической заразы: мы соглашаемся с вселенскими учительствами благочестия, получая помощь к тому в ваших подвигах; чрез вас наши овчарни наполняются стадами верных; чрез вас сходятся теперь те, которые прежде были рассеяны, и возвращены пастыри овцам и учители ученикам; ибо тот, кто рассевал, обуздан, гонитель укрощен, виновник бури извержен, и самый корабль возобновил свое течение, благополучно направляемый к благоразумию Христом, который явил истину в удивительном Льве, потому что Он как мудрого Петра, так и его употребляет в защитники ее. Мы желали, чтобы всякий член вместе с нами, с братским согласием, участвовал в хорах радости. Но как один, занимавший предстоятельство александрийское, сам удалил себя от сонма таких мужей: то и мы с печалью и слезами отказали ему в нашем общении, ибо и Спаситель наш, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1 Тим. 2, 4), увидев облеченного не в брачную одежду, изгнал его, как и следовало, со двора царского (Матф. 22, 12. 13). Так как мы нашли, что Диоскор подобен ему: то поэтому мы, против своего желания, лишили его священнического достоинства. Ибо он, как негодяй, братиям полагал соблазн (Псал. 49, 20), и в устах своих имел много непотребства, посредством обмана воспрепятствовав прочесть послание римского первосвященника. Посему, так как он не показал собою примера для добрых, то остался как соляной столб (Быт. 19, 26), чтобы ужасать преступных, пока понесенным (наказанием) удовлетворит нам — его судьям, потому что мы произнесли против него приговор без всякой жестокости и даже не в такой мере, сколько требовала справедливость. Предположивши, что было нам угодно, мы представляем вашей власти, чтобы она осудила его за его заблуждения, а наш приговор одобрила; ибо, заботясь о всем теле, мы отсекли гнилой член.— Итак будьте покровителями невинных, благочестием своим укрепите верных, воздайте хвалу за эту перемену Подателю божественного о вас промышления, чтобы такою ценою получить ту почесть, которая никаким преемством не кончится, и к императорскому венцу приобрести венец [283] неувядаемый. Ибо тем, которые благочестиво раздают земные блага, необходимо воздаются блага небесные, и особенно вам, о благовернейшие, у которых, не смотря на такое бремя правления, вся жизнь проходит в молитвах, у которых беседа — в псалмах, которые, кажется, украшены достоинствами, и однако уничижаете себя ради Бога, для которых (составляет дело) религии то, чтобы к вам был легкий доступ, и у которых та небесная ревность, чтобы всем, принадлежащим к вашему государству, доставить плод истины). |
|