|
НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ. Послание блаженной памяти самодержца Феодосия к почтеннейшему Диоскору, епископу александрийскому. 1 «Самодержцы, кесари, Феодосий и Валентиниан, победители, триумфаторы, высочайшие, всегда досточтимые, августы, Диоскору. «Всем известно, что состояние нашего государства и все человеческое утверждается и поддерживается благочестием к Богу. Когда благоволит верховный Судия, то все дела текут и направляются счастливо и по нашему желанию. Итак, получив по божественному промышлению царство, мы [64] должны прилагать величайшую заботливость о благочестии и благоповедении наших подданных, чтобы и истинная вера и наше государство сияли искреннею ревностью о высшем благе и полным благочестием. Поэтому, когда в настоящее время неожиданно возникло некоторое недоразумение, то, — для охранения кафолических и апостольских догматов нашей православной веры, которая, будучи волнуема разнообразными мнениями, естественно, возмущает и смущает сердца и умы людей, — мы сочли неуместным оставить без внимания этот проступок, чтобы такое опущение не оказалось оскорблением самому верховному Судии. И потому мы повелели собравшимся благочестивейшим и боголюбезнейшим мужам, для которых важнейшее дело составляет забота о благочестии и православной и истинной вере, подвергнувши тщательному исследованию, с одной стороны разрешить все это тщетное недоумение, а с другой утвердить истинную и богоугодную, т. е. православную, веру. Вследствие этого и твоя святость, взявши с собою десять почтеннейших епископов — митрополитов из твоего округа, и десять других святейших епископов, известных умом и жизнью и пред всеми славных справедливостью, знанием чистой и истинной веры и учительством, пусть поспешит без замедления, к ближайшим августовским календам, прибыть в Ефес, метрополию Асии, (разумеется, никто другой, кроме упомянутых епископов, не будет обременять святейший собор), чтобы таким образом, когда все святейшие и боголюбезнейшие епископы, которым мы повелели собраться нашими высочайшими посланиями, соберутся вместе в упомянутом городе и сделают тщательное исследование и разыскание, с одной стороны искоренилось всякое нечестивое заблуждение, а с другой утвердилось и достойно просияло учение веры православной, и истинной, и угодной Спасителю нашему Христу, которое, на будущее время, при помощи Всевышнего, крепко и непоколебимо должны содержать все. Если же кто опустит этот столь необходимый и богоугодный собор и не постарается в упомянутое время прибыть в назначенное место, то не будет иметь никакого оправдания ни пред Всевышним, ни пред нашим благочестием; отказывающийся от священного собрания необходимо наказывается своею нечистою совестью. При этом Феодориту, епископу киррскому, которому уже приказано оставить свою церковь, мы повелеваем не прежде придти на святой собор, как когда угодно будет всему святому собору, чтобы и он присутствовал на этом святом соборе. Если же возникнет касательно его какое-либо разногласие, то мы повелеваем без него собраться святому собору и решить то, что повелено. — Дано на третий день апрельских календ в Константинополе, после консульства знаменитейших Зенона и Постумиана». Комментарии 1. Из ефесских деяний. |
|