|
НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ. Деяния в Ефесе под председательством Диоскора (снова прочитанные в Халкидоне) Окончание рассуждений халкидонского собора (первого деяния) 1 По прочтении этого, при зажженных восковых свечах, Константин, благоверный секретарь (императорской консистории, из того же свитка) прочитал следующее затем так:2 «Диоскор, епископ александрийский, сказал: думаю, что всем нравится изложение святых отцов, собиравшихся некогда в Никее, которое утвердил и святый собор, собиравшийся здесь прежде, и определил содержать его одно (как приятное Богу) и достаточное (для спасения). А мы знаем, что они определили так: если кто вопреки этому будет говорить или мудрствовать, или вводить новое, или исследовать, тот подвергается осуждению. Что вы думаете? Пусть каждый письменно выскажет, какое он имеет мнение. Можем ли мы исследовать или вводить новое вопреки этому? Если же кто-либо исследовал свыше того, что сказано (определено и одобрено), то не будет ли он по всей справедливости подлежать осуждению отцов? Итак пусть каждый из вас скажет, того ли он мнения».«Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: изложение веры 318-ти святых отцов одобрила в то время божественная благодать, которой они служили устами, когда излагали догматы (edogmatisan); особенно же утвердило его согласие собиравшихся в этой славной метрополии святых (отцов); совершенно необходимо содержать его, без всякого прибавления и убавления, потому что то и другое равно вредно для канона, определенного святыми отцами, бывшими в Никее, и утвержденного теми, которые прежде этого собирались здесь. А тех, которые мудрствуют противно этому, отвращаюсь, как разрушающих правую веру». «Созон, епископ филиппийский, (сказал: верую по вере, изложенной 318-ю святыми отцами, собиравшимися в Никее, и соглашаюсь с собором, собранным в этом городе, а тех, которые мудрствуют или учат противно этому, нимало не признаю кафоликами)». «Иоанн, епископ Севастии в (первой) Армении, (сказал: вводить недуг в истину есть не что иное, как осмеливаться примешивать нечестие к вере. Ибо кто пренебрегает верою, которая содержит в себе твердость по причине многочисленности, (давности) времени и важности изложивших ее, тот не имеет никакой доли постоянства, а страдает изменчивым нечестием воли. Поэтому и я, отвращаясь ереси и всякой новизны, почитаю только ту веру, которая изложена святейшими отцами, так как она есть опора всего нашего благочестия)». [195] «Феодор, епископ (города) Тарса, в Киликии (первой, сказал: пребываю в той вере, которая изложена святыми отцами, собиравшимися в Никее и прежде этого в Ефесе, и сам мудрствую подобно им: а тех, которые мудрствуют противно этому, не считаю мудрствующими кафолически)». «Василий, епископ Селевкии исаврийской, (сказал: верую, что и вера, изложенная святыми отцами, собиравшимися в Никее, и прочтенные догматы святых отцов, и то, что определено святыми отцами, прежде собиравшимися в этом городе, есть действие одного и того же Святого Духа; а тех, которые мудрствуют или учат противно этому, признаю враждебными Церкви православных)». «Стефан, епископ ефесский, (сказал: известно, что постановлено и определено 318-ю святыми отцами, собиравшимися в Никее, и что утвердил святый и вселенский собор, бывший в этой ефесской метрополии. Поэтому, если кто будет говорить противное тому, что определено, да будет анафема, потому что это есть истинная и кафолическая вера)». «Ураний, епископ города Имерии, в области осройской, чрез переводчика, пресвитера едесского Евлогия, (сказал: держусь того, что изложено святым собором, собиравшимся в Никее, и того решения, которое определено в этой метрополии о той же вере против ее нарушителей; и анафематствую и считаю чуждыми правой веры тех, которые дерзнут говорить или исследовать вопреки этому)». «Феодор, епископ дамаскский, сказал подобное же: (кто не повинуется тому, что недавно прочтено, тот чужд кафолической веры и достоин анафематствования, определенного святыми отцами)». «Епископ Юлиан 3, занимавший место святейшего епископа римской церкви Льва, чрез переводившего (слова) его епископа лидийского Флоренция, сказал: апостольский престол содержит это же самое». «Стефан, епископ иеропольский, сказал: и мы согласны с этим, и вопреки этому не мудрствовали и не мудрствуем, но будем следовать этому даже до последнего нашего издыхания, и не потерпим никого, кто силится учить противному». «Мелетий, епископ (города) Лариссы, говоривший и за Домна, святейшего (епископа города Апамеи, во второй Сирии, сказал: я от юности всегда верил этому, и теперь содержу ту же веру и лобызаю изложение святых отцов, которое нам недавно прочитано)». «Кир, епископ Афродисиады карийской, (сказал: и я содержу эту веру не только с отроческой и монашеской своей жизни, но еще по отеческому наставлению)». «Флоренций, епископ лидийский, (сказал: и я присоединяюсь к этой вере, которая недавно прочитана и уже прежде определена святыми отцами со Святым Духом, и признаю ее обороною моей надежды; я согласен с тем, что постановлено)». «Кандидиан, епископ Антиохии писидийской, сказал подобное же: (и с юности я был воспитываем в кафолической вере, и был архидиаконом [196] в царствующем городе, и благодатию Бога и Христа доселе, как думают беспорочно пребываю в ней; и даже до сего дня охраняю непоколебимые изложения как 318-ти святых отцов, бывших в Никее, так и тех, которые собирались в этой метрополии; и до самого конца мудрствовал и мудрствую тоже самое)». «Илар, диакон римской церкви, чрез переводившего (слова) его, епископа лидийского Флоренция, сказал: что недавно прочтено о вере, изложенной в Никее и утвержденной святым собором, прежде собиравшимся в Ефесе, этому учит и чествует это апостольский престол. Итак я знаю, что это, согласное с догматами святых отцов, апостольский престол поместил и в собственных своих письмах к вам, святейшие. Если прикажете прочитать их, то узнаете, что они согласны с истиною». «Василий, епископ трайянопольский, сказал: и мое смирение воспитано в этой святой вере, в которой я молюсь и жизнь окончить». «Полихроний, епископ антипатридский, сказал: благодатью Божиею мы содержим у себя божественные и истинные определения святых отцов и молимся, чтобы нам сохраниться в этой вере». «Святый собор сказал: мы все этого мнения и этой веры». «Диоскор, епископ александрийский, сказал: святый и великий собор, волею Божиею некогда собиравшийся в Никее, изложил нашу правую и непорочную веру, которую утвердил и (святый собор), недавно собиравшийся здесь, и определял ее одну содержать и проповедовать в Церкви; он постановил и то, что никому не позволяется излагать другую веру, кроме этой, или изыскивать, или поновлять что-нибудь, или извращать что-нибудь в нашем досточтимом вероисповедании; а тех, которые покушаются вопреки этому или мудрствовать, или изыскивать, или составлять что-нибудь, или же стараются совершенно перестроить то, что определено, подверг известным наказаниям, именно: если то будут епископы, отчуждать от епископства, если клирики — от клира, а если миряне, отлучать от общения (с Церковью). Это мы знаем из недавно прочитанных документов. Флавиан же, бывший епископ церкви константинопольской, и Евсевий дорилейский, как ясно видит (весь) этот святый и вселенский собор, оказываются почти все извращающими и перестраивающими, и подали повод к соблазну и смятению святым церквам и всем православным народам; ясно, что они сами себя подвергли наказаниям, некогда соборно определенным нашими святыми отцами. Поэтому и мы, утверждаясь на их (определениях), присуждаем упомянутых Флавиана и Евсевия к лишению всякого священнического и епископского достоинства. Каждый из присутствующих благочестивейших епископов пусть изложит свое мнение и с ясностью внесет его в документы. Обо всем же, что ныне сделано, пусть будет донесено благочестивейшим и христолюбивейшим императорам нашим»: «Епископ Флавиан сказал: отвергаю тебя (апеллирую на тебя)». «Илар, диакон римской церкви, сказал: kontradikiter, то есть, возражается». [197] 4 При чтении этого, восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы воскликнули: «анафема Диоскору! в этот час он осудил, в этот же час пусть (сам) будет осужден. Святый Господи, Ты сам отмсти за Себя. (Господи, Ты отмсти ему. Православный император, ты отмсти ему). Льву — многая лета; патриарху — многая дета». — Константин, благоверный секретарь (императорской консистории), из того же свитка прочитал остальное так: 5 «Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: Флавиан и Евсевий показали себя чуждыми священства и епископского сана, когда покусились нечто прибавить или убавить в (святой) вере, изложенной святым собором никейским, которую утвердил святый и вселенский собор, некогда собиравшийся здесь в Ефесе. Таким образом, дерзающие нечто прибавлять или убавлять в вере, а особенно произведшие такое смущение (справедливо) отчуждаются от священства. Поэтому и я определяю согласно с святым и вселенским собором и с святым и боголюбезнейшим архиепископом Диоскором, отчуждая их от епископского достоинства».«Домн, епископ антиохийский, сказал: и я согласен с вашим святым собором, осудившим Флавиана и Евсевия, как не следующих соборам никейскому и прежде собиравшемуся здесь, и соглашаюсь с справедливым о них приговором, вами произнесенным». «Фалассий. епископ Кесарии (каппадокийской), сказал: те, которые поступают вопреки определениям отцов о вере, сами на себя навлекают канонические эпитимии. Поэтому Флавиан и Евсевий, преступившие определения, изложенные святыми отцами в Никее и Ефесе, по приговору вашего благочестия и нашему, лишаются епископского сана». «Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: мне всегда приятно милосердие. Но так как дело веры побудило святых отцов произнести такой приговор о Флавиане и Евсевие, по справедливому суждению, то и я соглашаюсь». «Стефан, епископ ефесский, сказал: произнесенный приговор о Флавиане бывшем епископе и Евсевие справедлив; поэтому и я соглашаюсь и подписываю низложение их обоих». «Кир, епископ афродисиадский, (сказал: никто не бывает столь безумным или враждебным Богу, как тот, кто дерзает противиться определениям и приговорам отцов. Поэтому и я согласен с предыдущими решениями отцов относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Ерасистрат, епископ Коринфа элладского, (сказал: присутствуя здесь и узнав из прочитанного, что Флавиан и Евсевий мудрствуют несогласно с кафолическою верою и не повинуются святому никейскому собору, также и собранному немного прежде сего в Ефесе, и я соглашаюсь с святыми отцами, и считаю их, то есть, Флавиана и Евсевия, чуждыми всякого епископского достоинства)». [198] «Квинтилл, епископ ираклийский, занимавший также место Анастасия, почтеннейшего епископа фессалоникского, (сказал: святый и великий собор, немного прежде сего собранный в этом городе для осуждения нечестивого Нестория, определил, что никому никогда не позволительно произносить другой веры, кроме изложенной в Никее 318-ю святыми отцами. Таким образом и я, следуя этому определению, считаю кафоликами всех, пребывающих в означенной вере; а тех, которые что-нибудь нарушили в ней, анафематствую и определяю быть им чуждыми кафолической веры)». «Мелетий, епископ (города) Лариссы, занимавший также место Домна, почтеннейшего епископа апамейской церкви, (сказал: и я согласен с вашею святостью, которая поступила совершенно справедливо и законно в низложении бывших епископов Флавиана и Евсевия: потому что они оказались нарушителями постановлений, преданных святыми и великими соборами, собиравшимися в Никее и Ефесе, и вместе с вами считаю их чуждыми епископского достоинства)». «Диоген, епископ кизический, (сказал: и я также соглашаюсь с нашими святыми отцами в том, что определено о Флавиане и Евсевие, отчуждая их от епископского достоинства)». «Иоанн, епископ Севастии, в первой Армении, (сказал: всякая новизна, вводимая кем-либо против правды, навлекает на себя справедливое осуждение. И так как Флавиан и Евсевий уличены, как нарушители и нововводители в вере, составленной святыми отцами в Никее и утвержденной в Ефесе: то они, по определению почтеннейшего и святейшего архиепископа александрийского и святого и вселенского собора, справедливым судом лишены священства; и я соглашаюсь с ними)». «Василий, епископ Селевкии исаврийской, (сказал: я следую тому, что определено вашею святостью относительно бывших епископов Флавиана и Евсевия, и соглашаюсь со всеми определениями вашего блаженства. Ибо вы и сами следовали тому, что прежде постановили и повелели святые отцы относительно изменников веры,— именно, если они священники, то должны быть лишены священства, а если миряне, то подлежат анафеме)». «Феодор, епископ (города) Тарса, (сказал: и я согласен с произнесенным от святого собора приговором о Флавиане и Евсевие, как обнародованным справедливо и канонически)». «Роман, епископ мирликийский, (сказал: и я согласен с тем, что определено святыми отцами о Флавиане и Евсевие, и с приговором, справедливо о них произнесенным)». «Фотий, епископ тирский, (сказал: и мое смирение произносит согласное с приговором этого святого и вселенского собора, лишающим священства Флавиана и скверного Евсевия, как мудрствующих противно святому никейскому собору и тому, который немного прежде сего был собран в этой славной ефесской метрополии)». «Юлиан, епископ тавийский, (сказал: скорблю, приступая к этому печальному слову. Ибо таково правило благоразумных. Но так как председатели этого великого вселенского собора, для утверждения благочестия, [199] подвергли Флавиана и Евсевия определению отцов, но соглашаюсь с тем, что сделано законно)». «Флоренций, епископ лидийский, (сказал: так как этому святому и великому собору благоугодно было своими устами осудить нарушителей божественных законов: то и я определяю подобно вашей святости относительно бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Мариниан, епископ синнадский, (сказал: следую всему, что определено святым собором, который превосходит мое ничтожество, о Флавиане, и скверном Евсевие, и соглашаюсь на их осуждение)». «Мусоний 6, епископ нисский, (сказал: так как бывшие епископы Флавиан и Евсевий найдены отвергающими святый собор, собранный прежде сего в ефесской метрополии: то и я согласен с правильно совершенным осуждением их)». «Константий 7, епископ вострский, (сказал: и я соглашаюсь с справедливым определением, которое произнесено святым собором о бывших епископах Флавиане и Евсевие, и согласен с приговором его, законно постановленным)». «Стефан, епископ иерапольский, (сказал: и я следую приговору, произнесенному вашею святостью о бывших епископах Флавиане и Евсевие, как нарушивших святые каноны, постановленные в Никее и здесь прежде, и, сходно с вашим определением, соглашаюсь на отчуждение их)». «Аттик, епископ никопольский, в древнем Эпире, (сказал: и я следую тому, что определено святыми отцами в приговоре, произнесенном о Флавиане ж Евсевие, отчуждая их, как решил приговор святых, от епископского достоинства)». «Евстафий, епископ беритский, (сказал: известно всем определение наших святых отцов, прежде собиравшихся здесь по повелению благочестивейших и христолюбивейших наших императоров, ясно повелевающее лишать собственного сана тех, которые пытаются что-нибудь исследовать, или испытывать, или прибавлять к вере святых отцов. собиравшихся в Никее. Поэтому Флавиан, бывший епископ константинопольский, и Евсевий, имевший некогда епископство в Дорилее, мудрствуя вопреки этому, сами себя подвергли тому страшному приговору)». «Нунехий, епископ Лаодикии тримитарийской, (сказал: я и сам соглашаюсь с приговором, произнесенным святыми отцами о бывших епископах Флавиане и Евсевие)». «Олимпий, епископ Констанции на острове Кипре, (сказал: и я согласен с вашим святым и славным собором, осудившим Флавиана и Евсевия, как нарушителей того, что постановлено на святом никейском соборе, и на том, который собирался здесь под председательством треблаженного и святой памяти отца нашего, епископа Кирилла, и соглашаюсь с справедливым определением вашего великого и святого собора)». «Иоанн, епископ родосский, (сказал: я и сам соглашаюсь с тем, по определено вашим святым и великим собором относительно [200] отчуждения Флавиана и Евсевия, потому что они нарушили определения святого великого собора никейского, и то, что постановлено в этой ефесской метрополии под председательством почтеннейшего и святой памяти отца нашего и епископа Кирилла)». «Кандидиан, епископ Антиохии писидийской, (сказал: и я соглашаюсь со всеми правильными определениями всего святого собора святых отцов о Флавиане и Евсевие)». «Стефан, епископ аназарвский, (сказал: и я соглашаюсь с приговором, справедливо произнесенным вашею святостью о бывших епископах Флавиане и Евсевие, и считаю их отселе чуждыми этого достоинства, потому что они извратили постановления, изреченные от святого и великого собора никейского, и того, который впоследствии собран был в этом городе)». «Геронтий, епископ Селевкии сирийской, (сказал: и я сам соглашаюсь с вашим святым собором и определяю лишить епископского достоинства Флавиана и Евсевия, как нарушителей того, что постановлено святыми отцами, собиравшимися в Никее и в городе Ефесе)». «Руфин, епископ самосатский, (сказал: соглашаюсь со всем, что справедливо произнесено о бывших епископах Флавиане и Евсевие, и считаю их чуждыми епископского достоинства, как нарушителей того, что постановлено святыми отцами, собиравшимися в Никее и Ефесе)». «Индим, епископ иринопольский, (сказал: и я соглашаюсь с справедливо обнародованным судом вашей святости относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия, которые нарушили постановления, изреченные от святого и великого собора святых отцов, собиравшихся в Никее, также и тех, которые немного прежде сего собирались в этом городе Ефесе; и считаю их отселе чуждыми епископского достоинства)». «Тимофей, епископ валанейский, (сказал: и я соглашаюсь с справедливо произнесенным приговором вашего святого собора относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия, дерзнувших преступить то, что благоугодно было собору, бывшему в городе Никее, и недавно собиравшемуся в Ефесе)». «Феодосий, епископ канофский, (сказал: пребываю со всеми определениями святого собора о бывших епископах Флавиане и Евсевие и считаю их чуждыми епископского достоинства, как нарушителей постановлений отцов, собиравшихся в Никее и в Ефесе)». «Селевк, епископ амасийский, (сказал: я и сам становлюсь согласным с тем, что святый собор законно и правильно определил о Флавиане и Евсевие, и соглашаюсь на отчуждение их от всякого священнического служения)». «Петр, епископ гангрский, (сказал: и я согласен с приговором святых отцов относительно осуждения Флавиана и Евсевия)». («Евтихий, епископ адрианопольский, в древнем Эпире, сказал подобным образом»). («Клавдий, епископ Анхиакса, в древнем Эпире, сказал подобным образом»). [201] («Симеон, епископ амийский, сказал подобным образом»). («Илия, епископ адрианопольский, в Азии, сказал подобным образом»). («Лука, епископ диррахийский, сказал подобным образом»). «Василий, епископ Трайянополя (в области родопской, сказал: и мое смирение соглашается с приговором этого великого и святого собора о Флавиане и Евсевие)». «Докимасий, епископ маронийский, (сказал: с приговором, произнесенным святым великим собором о Флавиане и Евсевие, согласно и мое смирение)». «Александр, епископ севастийский, (сказал: и я равным образом соглашаюсь с приговором, произнесенным святыми отцами о Флавиане и Евсевие)». «Ураний, епископ (города) Имерии, в области осдройской, чрез переводившего (слова) его пресвитера едесского Евлогия, (сказал: те, которые дерзнули нарушить постановление святых отцов, собиравшихся в Никее и в Ефесе, должны быть не только лишаемы церковного достоинства, но даже посекаемы мечем. Ибо, видя, какому наказанию подвергались бывшие прежде них, они должны были удаляться от попыток этого рода. А так как Флавиан и Евсевий стали нарушителями их, то и я определяю, что они чужды епископского достоинства и достойны многих тысяч зол)». «Афанасий, епископ опунтский, (сказал: и я согласен с приговором, произнесенным святым собором относительно осуждения Флавиана и Евсевия, и заявляю тоже самое)». «Феодор, епископ клавдиопольский, (сказал: соглашаюсь с тем. что присуждено святым собором относительно осуждения Флавиана и Евсевия, которые не устояли в правилах 318-ти отцов и в постановлениях святого собора, некогда собиравшегося в этом городе Ефесе. и определяю подобное тому, что справедливо произнесено вашим святым собором)». «Леонтий, епископ аскалонский, (сказал: соглашаюсь со всем, что определено святыми отцами против Флавиана и Евсевия: пусть они будут чужды всякого священнического достоинства)». «Фотин, епископ Лиддский, (сказал: святый собор, прежде собиравшийся здесь, правильно и справедливо определил, чтобы никто не искажал постановленного в Никее или на нем. Поэтому я соглашаюсь с тем, что теперь постановлено святыми отцами, и отчуждаю от епископского сана Флавиана и Евсевия, дерзнувших нарушить то, что определено на святом соборе)». «Анастасий, епископ ариупольский, (сказал: слыша разбирательство дела, которое происходило между Евсевием и Флавианом, и на основании прочитанных документов и представленных записок порицая их вероломство, и я, согласно с святыми отцами, отчуждаю их, то есть, Флавиана и Евсевия, от всякого священнического достоинства)». «Феодосий 8, епископ амафунтский, (сказал: Флавиан и Евсевий, не охранявшие определений святых отцов, собиравшихся в Никее и в этом [202] городе прежде, и осужденные святыми отцами, отчуждаются и мною от епископского достоинства; ибо я следую тому, что определено святыми отцами)». «Павел, епископ майумский, (сказал: и я определил лишить епископского достоинства Флавиана и Евсевия, которые нарушили постановления святых отцов, собравшихся в Никее и в Ефесе прежде, и за то осуждены ныне собравшимся святым собором)». «Зосим, епископ миноидский, (сказал: Флавиан и Евсевий нисколько не устояли в определениях святых отцов, собиравшихся в Никее и в Ефесе, а нарушили и исказили их, и поэтому осуждены приговором сего присутствующего собора; и я, соглашаясь с святыми отцами, также лишаю их епископского достоинства)». «Епифаний, епископ пергский, (сказал: хотя прискорбно было мне это, но, плача в душе, и я соглашаюсь на осуждение Флавиана, бывшего епископа константинопольского, и Евсевия, который некогда имел предстоятельство в городе Дорилее)». «Варух, епископ созусский, (сказал: Дух Святый всегда поставляет священников стражами веры. Итак те, которые делают противное тому, что надлежит им делать, должны быть осуждены. В числе таковых Флавиан и Евсевий, оказавшиеся дерзкими противниками каноническим постановлениям святых отцов, собиравшихся в Никее и Ефесе, лишаются епископского сана, подвергшись справедливому осуждению за свое собственное безрассудство)». «Ираклий, епископ азотский, (сказал: этот святый и великий собор хорошо сделал, удалив от всякого священнического служения Флавиана и Евсевия, которые всегда стараются ниспровергнуть и исказить постановления святых отцов. Поэтому и я, следуя справедливому определению, соглашаюсь)». «Иоанн, епископ тивериадский, (сказал: справедлив и законен приговор святого собора, произнесенный против Флавиана и Евсевия; поэтому и я заявляю тоже самое)». «Мусоний, епископ зоорский 9, (сказал: те, которые противятся определениям 318-ти святых отцов, собранных Духом Святым в Никее, и тому, что после них опять узаконено в этой великой ефесской метрополии, те противятся не человекам, но Богу. Поэтому Флавиан и Евсевий, говорящие и поступающие противно Св. Духу, оба лишились епископского сана, и должны приписывать причину падения самим себе, а не нам, которые отступили от их нечестия)». «Дионисий, епископ сикамазонский, (сказал: отцы справедливо и богоугодно определили против бывших епископов Флавиана и Евсевия, так как они неправо мудрствовали о вере. Поэтому и я определяю тоже самое, что и святый собор)». «Кайум, епископ фанейский, (сказал: находя справедливым то, что определено святыми отцами против бывших епископов Флавиана и Евсевия, и я отрешил их от священства, соглашаясь с святым собором)». [203] «Эферих, епископ смирнский, (сказал: никто не смеет противиться постановлениям святых и великих соборов, которые, по вдохновению свыше, определили подвергать кононическому осуждению нарушителей кафолической веры. Поэтому и я, согласный с приговором вашей святости, лишил бывших епископов Флавиана и Евсевия священнического достоинства)». «Константий, епископ севастийский, (сказал: так как Флавиан и Евсевий вооружились для жесточайшей войны против того, что некогда правильно изложено о вере в Никее и потом в Ефесе: то пусть они будут лишены епископского сана, освобождая своим падением вселенную от произведенного ими соблазна)». «Зевенн 10, епископ пеллский, (сказал: святые отцы определили богоугодное и полезное против Флавиана и Евсевия, которые не последовали святому и вселенскому собору никейскому, и тому, что утверждено в этом городе Ефесе против нарушителей церковных канонов. Поэтому и я, согласный с их приговором, отчуждил Флавиана и Евсевия от всякого священнического достоинства)». «Алипий, епископ бактрский 11, (сказал: присутствуя и слыша разбирательство дела, которое происходило между почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием и между Флавианом и Евсевием, и узнав из прочитанных нам документов и представленных записок, что они — Флавиан и Евсевий — достойны порицания и оказались виновными в вероломстве, и я, согласно с святейшими отцами, отчуждил их, то есть, Флавиана и Евсевия, от священнического достоинства)». «Полихроний, епископ антипатридский, (сказал: и я соглашаюсь с приговором святых отцов, произнесенным против Флавиана и Евсевия, чтобы они были чужды священства и епископского достоинства)». «Панкратий, епископ ливиадский, (сказал: Флавиан и Евсевий, освободив вселенную от соблазна лишением своего епископства, научают, что все должны твердо стоять в правилах, обнародованных святыми отцами в Никее и в Ефесе, и не вооружаться, как они, на открытейшую борьбу)». «Авксилай, епископ сарацин союзников, (сказал: справедливо следовать тому, что определено святыми отцами. Поэтому и я соглашаюсь с определениями, произнесенными против бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Домнин, епископ платэйский, (сказал: так как известно совещание святых отцов и определение, произнесенное против Флавиана и Евсевия: то и я, соглашаясь с их приговором, произношу тоже самое)». «Феодосий, епископ маставрский, (сказал: так как уже состоялось справедливое решение святых отцов относительно осуждения Флавиана и Евсевия: то и я соглашаюсь с их приговором)». «Кириак, епископ эгльский 12, (сказал: и помимо наших речей доказано, что Флавиан и Евсевий не повинуются правильному изложению святых отцов, произнесенному в Никее и утвержденному в этой ефесской [204] метрополии, и за это святый собор произнес против них справедливый приговор, с которым и я согласен относительно осуждения упомянутых)». «Флавиан, епископ адрамитинский, (сказал: и я соглашаюсь с определением, которое произнесено святыми первосвященниками Диоскором, Ювеналием, Домном, Стефаном, Фалассием и всем святым собором, вместе с ними собранным по делу Флавиана и Евсевия, и также присуждаю их к лишению всякого священства)». «Кириак, епископ леведский, (сказал: и я согласен с определением святых отцов; поэтому соглашаюсь на осуждение Флавиана и Евсевия, презревших истину)». «Леонтий, епископ Магнезии (меандрской, сказал: я совсем не желал, чтобы случилось то, что дерзко учинено против святейшего и почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, ни уличать бывших епископов Флавиана и Евсевия в том, что они мудрствуют вопреки кафолической вере; но так как то, что сделано, попрано неповрежденностью правил, то упомянутый благочестивейший архимандрит заслужил от этого святого и вселенского собора справедливое милосердие, опять получив и сан, и общение, и начальство над своим монастырем; а Флавиан и Евсевий должны самим себе приписывать погибель. постигшую их за их собственное богохульство. Поэтому и я соглашаюсь с тем, что против них определено всем боголюбезным и вселенским собором)». «Евтропий, епископ пергамский, (сказал: и я согласен с приговором святых отцов относительно осуждения Флавиана и Евсевия)». «Геннадий, епископ постийский 13 (в ахайской области, сказал: и я равным образом соглашаюсь со святыми отцами, чтобы Флавиан и Евсевий были чужды священнического сана)». «Олимпий, епископ евасский, (сказал: согласно предыдущему приговору святых отцов вселенского собора, собранного в Ефесе, и я, много плача в душе, определяю, чтобы Флавиан и Евсевий были отчуждены от всякой священнической общины)». «Максим, епископ траллинский, (сказал: и я соглашаюсь на осуждение бывших епископов Флавиана и Евсевия по приговору, данному святыми отцами)». «Юлиан, епископ ипэпский, (сказал: и я соглашаюсь с определением, произнесенным святыми отцами нашими, благодатию Божиею собранными в ефесской метрополии, чтобы Флавиан и Евсевий были чужды епископского достоинства и отлучены были бы от святого и страшного таинства Господа Христа и Бога нашего, потому что они мудрствуют противно святой вере, изложенной святыми отцами, которые собирались в Никее, и которые после сходились в городе Ефесе)». «Феопемпт, епископ кавасский, (сказал: тяжело конечно сражение, которое дается самыми явными врагами; но гораздо труднее то, которое бывает от мнимых и обманчивых друзей, потому что они вредят посредством притворства и отвлекают от благочестия весьма многих [205] простодушных и далеко удаляют их от церковных догматов. Итак почтеннейший Флавиан, бывший епископ великого города Константинополя, желая утвердить учение зловредного Нестория, во многом оказался еретиком; дознано также, что и Евсевий, некогда напрасно поставленный епископом города Дорилеи, мудрствует подобно Флавиану. И так как они не устояли в учении святых отцов, то этот святый и великий собор произнес против них справедливый приговор осуждения: и я согласен со всем тем, что постановлено о них святым собором, дабы явно было, что они чужды епископского достоинства и всякого священнического служения)». «Калосирий, епископ арсиноитский, чрез переводившего (слова) его диакона его Юлия 14, (сказал: относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия и я заявляю тоже самое, что и предыдущие святейшие епископы, и соглашаюсь со всем, что определено святым собором)». «Иоанн, епископ гефестский, (сказал: если божественный приговор Спасителя объявил достойным тягчайшего наказания того, кто соблазнит единаго от малых (Матф. 18, 6): то что должны потерпеть за свое нечестие те, которые в настоящее время возмутили почти всю вселенную. и, сколько от них зависит, подали повод к дерзости тем, которые чтут нечестивое учение Нестория? Кроме того, они подали случай к осмеянию и поношению христианской веры язычникам и иудеям, как будто даже до сего дня неизвестна наша правая и непорочная вера, которая Святым Духом чрез святых отцов изложена в Никее и утверждена незадолго пред сим в этой метрополии. И настоящее святейшее собрание святым и справедливым приговором повелевает отсечь от священства того, кто дерзнет вводить какое-либо новое изыскание или изложение в то, что полнейшим образом изложено, как я сказал, Святым Духом. Но вышеупомянутые, презирая это справедливое определение, сделали то, что им захотелось. Поводом же к вражде против означенного пресвитера Евтихия было для них охранение кафолической веры, которую этот благочестивейший муж даже до конца сохранил неизменною. И это, при осуждении его, вменено ему в преступление; ибо для грешника богопочитание есть мерзость. Итак Флавиан и Евсевий справедливо подлежат приговору святых отцов наших; как желающие обновить веру и неразумно соглашаться с учением Нестория, они этим святым собором лишены священства, дабы, после этого, не вводилась никакая новизна в благочестивую и правую веру)». «Ираклид, епископ ираклейский, (сказал: и я согласен с тем, что определено святым вашим собором, и соглашаюсь на осуждение бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Исаак, епископ елеархийский, (сказал: относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия и я заявляю тоже самое, что и прежде меня святейшие отцы и епископы)». «Гемеллин 15, епископ ерифрейский, (сказал: не повинующиеся точно изложенным и имеющим (доброе содержание) учениям святых отцов, сами подвергают себя церковным приговорам. Это случилось и в [206] настоящее время. Поэтому, так как Евсевий, епископ дорилейский, изыскивал нечто неблагоугодное духовным отцам нашим, составлявшим то досточтимое число 318-ти епископов, и тем, которые некогда утвердили их деяния в ефесской метрополии, а Флавиан константинопольский соглашался возобновить то, что не содержится в означенных учениях: то необходимо подвергнуть их определенному приговору святых отцов, еще прежде в ефесской метрополии определивших то, что они и должны быть низложены, и отчуждены от всякого церковного чина)». «Аполлоний, епископ танейский (сказал: так как Евсевий и Флавиан найдены мудрствующими и действующими противно тому, что о кафолической вере во Христа изложено святыми отцами, некогда собиравшимися в Никее, и недавно утверждено в этой ефесской метрополии, и за то подверглись содержащимся там укоризнам, и осуждены этим святым и вселенским собором и лишены всякого священнического чина: то поэтому и я соизволяю и соглашаюсь». «Геннадий, епископ великого Ермополя, (сказал: об осуждении бывших епископов Флавиана и Евсевия и я заявляю тоже самое, что предшественники мои святые отцы, и определяю, что они должны быть осуждены)». «Кир, епископ вавилонский, (сказал: и я соглашаюсь с тем, что определено святыми отцами об осуждении бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Афанасий, епископ бузиридский, (сказал: и я следую справедливо обнародованному приговору против Флавиана и Евсевия, и соглашаюсь с решениями, касательно их определенными)». «Фотин, епископ тевхирский 16, (сказал: и я определяю согласно тому, что постановлено святыми отцами, утверждая сделанное ими осуждение бывших епископов Флавиана и Евсевия, и соглашаюсь со всеми решениями, против них определенными)». «Феофил, епископ клеопатридский, (сказал: соизволяю и соглашаюсь со всем, что этот святый и вселенский собор определил против бывших епископов Флавиана и Евсевия, и согласен со всем, что постановлено против них)». «Пасмеий, епископ паральский, (сказал: и я согласен со всем, что благоугодно было этому святому и великому собору относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Сосий 17, епископ созусский, (сказал: признавая справедливыми определения святых отцов относительно осуждения бывших епископов Флавиана и Евсевия, я соглашаюсь с ними)». «Феодул, епископ писилийский 18, (сказал: лучше было бы не родиться бывшим епископам Флавиану и Евсевию, а не только что повесить жернов осельский на выи их и ввергнуть в море (Матф. 26, 24. 18, 6), потому что они соблазнили простодушных. И потому я соглашаюсь на их осуждение, так как они нарушили определения святых отцов, собиравшихся Никее и прежде этого в Ефесе)». [207] «Феодор, епископ баркский, (сказал: и я намерен говорить и делать и мудрствовать тоже самое, что благоугодно было этому святому собранию, и соглашаюсь в том, и соизволяю на осуждение бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Руф, епископ киринейский, (сказал: бывшие епископы Флавиан и Евсевий сами были причиною своего осуждения, потому что дерзнули искажать догматы святых отцов. Таким образом и я соглашаюсь и соизволяю на их осуждение, обнародованное этим святым и великим собором)». «Зенон, епископ ринокурурский, сказал: хотя святый и великий собор произнес против бывших епископов приговор строгий, исполненный всякой печали и достойный горчайших слез; однако, по причине многого беззакония и нечестия нечестивого Евсевия и обольщенного его безумием и слепотою Флавиана, как показывает настоящее чтение документов, мы, следуя правам сострадания и братской любви, со скорбью соглашаемся с справедливым судом, обнародованным против них)». «Лукий, епископ зигрский, (сказал: следуя постановлениям всего этого святого собора, и я осуждаю бывших епископов Флавиана и Евсевия, уличенных в нарушении того, что определено святыми отцами, собиравшимися в Никее и прежде этого в Ефесе)». «Авсоний, епископ севеннитский, (сказал: хотя приговор, произнесенный против Флавиана и Евсевия, достоин слез, ибо, по закону сострадания, нам должно скорбеть и исполняться печалью; однако и я, следуя этому святому и вселенскому собору, соглашаюсь с тем, что определено против них)». «Исаак, епископ тавский 19, (сказал: бывшие епископы Флавиан и Евсевий сами вызвали против себя приговор, сколько видно из актов, веденных на соборах — никейском и собиравшемся в этом городе, на коих было собрано столько отцов и соприсутствовал им Дух Святый; потому что они нарушили то, что было сделано в то время. Итак, по определениям благочестивейших отцов, им следует быть чуждыми всякого священнического сана)». «Филокал, епископ загильский, (сказал: по прочтении соборных определений, постановленных святыми отцами о кафолической вере, на основании произнесенных и перечитанных теперь документов, мы признали бывших епископов Флавиана и Евсевия нарушителями того, что благоугодно было святым отцам; поэтому, следуя определениям этого святого собора, и я соглашаюсь на их осуждение)». «Исаия, епископ малого Ермополя, (сказал: сколько видно из ряда документов, Флавиан и Евсевий сами произнесли против себя приговор; потому что они дерзнули излагать иную веру после определенной святыми и вселенскими соборами, т. е. никейским и ефесским, навлекая тем на самих себя наказания, определенные на означенных святых соборах; и я соглашаюсь с святыми определениями настоящего святого и вселенского собора, их осудившего)». [208] «Пресвитер и архимандрит Варсума, чрез переводившего (слова) его монаха Евсевия, (сказал: следуя святым отцам, собиравшимся в Никее и прежде сего в Ефесе, а теперь — вашей святости, и я осужу осужденных вами — Флавиана, бывшего епископа константинопольского, и Евсевия, зная, что сделанное вашею святостью совершено по страху Божию)». «Все прочие сказали подобное и приблизительное». «Диоскор, епископ александрийский, определивши, подписал». «Ювеналий, епископ иерусалимский, (определивши, подписал)». «Домн, епископ антиохийский, (определивши, подписал)». «Стефан, епископ ефесский, (определивши, подписал)». «Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, (определивши, подписал)». «Евсевий, (Божиею милостью) епископ Анкиры галатийской, (определивши, подписал)»·. «Кир, (смиренный) епископ (святой церкви Божией в метрополии) Афродисиаде, (определивши, подписал)». «Ерасистрат, епископ коринфский, (определивши, подписал)». «Диоген, епископ кизический, (определивши, подписал)». «Иоанн, епископ севастийский, (определивши, подписал)». «Василий, епископ Селевкии исаврийской (определивши, подписал)». «И все прочие подписали точно так же 20». Доселе деяния, бывшие в Ефесе под председательством Диоскора. 21 Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «мы усматриваем, что точнейшее исследование о православной и кафолической вере должно быть тщательнее произведено в следующий день, в присутствии собора. Но так как оказывается, что блаженной памяти Флавиан и почтеннейший епископ Евсевий осуждены несправедливо, как это видно из рассмотрения документов и дознаний, также из самых слов некоторых, бывших тогда на соборе, и (теперь) сознающихся, что они заблуждались и напрасно осудили их, ни в чем не погрешивших против веры: то нам кажется справедливым и богоугодным, если благоугодно будет священнейшему и благочестивейшему государю нашему, подвергнуть тому же наказанию имевших тогда власть и председательство на соборе: (Диоскора, почтеннейшего епископа) александрийского, — Ювеналия, почтеннейшего епископа иерусалимского, — Фалассия, почтеннейшего епископа Кесарии каппадокийской,— Евсевия, почтеннейшего епископа анкирского,— Евстафия, почтеннейшего епископа беритского,— и Василия, почтеннейшего епископа Селевкии исаврийской,— и святым собором, по канонам, лишить их епископского достоинства, и обо всем воспоследовавшем довести до сведения высочайшей власти». Восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «это праведный суд». Иллирикские и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «все [209] мы погрешили, все просим прощения». Восточные и бывшие с ими почтеннейшие епископы сказали: «многая лета сенату! Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас! Многая лета императорам! Нечестивый всегда бегает. Диоскора Христос низложил; человекоубийцу Христос низложил. Это — справедливый приговор; это справедливый собор, это — святый собор. (Справедлив сенат, справедлив собор). За мучеников Бог отмстил». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «каждый из почтеннейших епископов настоящего святого собора пусть поспешит изложить на письме, как он верует, без всякого опасения, имея пред (своими) очами страх Божий, зная, что священнейший и благочестивейший государь наш верует по изложению 318-ти святых отцов, бывших в Никее, и по изложению 150-ти, бывших после них (в Ефесе), и по каноническим посланиям и изложениям святых отцов — Григория, Василия, Афанасия, Илария, Амвросия, и по двум каноническим посланиям Кирилла, обнародованным и утвержденным на первом ефесском соборе, и никаким образом не отступает от их веры. Ибо оказывается, что почтеннейший архиепископ древнего Рима Лев против неправославного и противного кафолической Церкви сомнения, поднятого Евтихием, посылал послание к блаженной памяти Флавиану». — (Я прочел; мы прочли. Аетий, архидиакон царствующего города Константинополя, нового Рима, и первый нотарий, сказал: исполнено).Конец первого деяния. Комментарии (нумерация постраничных комментариев изменена на сквозную - прим. расп.). 1. Деяние халкидонского собора. 2. Из ефесских деяний. 3. По другим: Юлий. 4. Деяние халкидонского собора. 5. Из ефесских деяний. 6. По другим: Меоний. 7. Константин. 8. По другим: Илиодор. 9. По другим: зоронский,— зоарский. 10. По другим: Зенн. 11. бахатский,— бакатский. 12. эгейский. 13. По другим: тиинский. 14. По другим: Илию. 15. Гемелл. 16. По другим: тентиренский,— феоцеренский. 17. — — Зосим. 18. тиселийский,— тисилинский. 19. По другим: таветский. 20. В латинских кодексах вполне помещены и подписи прочих епископов, присутствовавших на ефесском (разбойничьем) соборе и согласившихся на осуждение Флавиана и Евсевия; но как подписи эти помещены в этом деянии уже не один раз, и притом по греческому тексту, то здесь, для краткости, оне опущены. Ред. 21. Деяние халкидонского собора. |
|