|
НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ. (Некоторые) из деяний первого ефесского собора (читанные на нечестивом соборе в Ефесе и снова прочитанные в Халкидоне 1. 2 ,,«В лето правления государей наших, постоянных августов, Флавия Феодосия тринадцатое и Флавия Валентиниана третье, накануне одиннадцатого дня августовских календ, который по египетскому времясчислению есть 28 день Епифи, на соборе, собравшемся по повелению благочестивейших и христолюбивых императоров наших в метрополии ефесской, в епископии боголюбезнейшего епископа Мемнона восседали боголюбезнейшие и благочестивейшие епископы:3 Кирилл александрийский, представлявший также Келестина, святейшего и блаженнейшего архиепископа Церкви Римской.Ювеналий иерусалимский, Мемнон ефесский, Флавиан филиппийский, представлявший также Руфа, почтеннейшего епископа фессалоникского, Феодот анкирский, из первой Галатии, Фирм кесарийский, из первой Каппадокии, Иконий гортинский, из Крита, Перегрин 4 коринфский, из Эллады 5, Кир афродисийский, из Карии, Валериан иконийский, Палладий амасийский, на Геллеспонте 6, Исихий парийский, Елланик родосский, Динат 7 никопольский, из древнего Эпира, Евхарий 8 диррахийский 9, из нового Эпира, Перребий 10 фармальский, Евдоксий хоматский, из Ликии 11, Силуан херетопский, из Фригии, Вериниан пергийский, из Памфилии, Амфилохий сидский, Епифаний кратийский, из Онориады, Григорий керасунтский, из полемониакского Понта, Сенекион скодрский 12, Далматий кизический, Докимасий маронийский, из Фракии, Иоанн приконисский, Даниил колонийский, из второй Каппадокии, [176] Роман рафийский, Павлиниан маиумский, Павел анфидонский, Фид иоппийский, Иоанн 13 сикамазонский, Феодор гадарский, Литоий ливиадский, Апеллес 14 елевсийский, Феодор арибдельский 15, Петр паремвольский, Иоанн августопольский, Саида фенский, Руфин тавский, Анисий фивский, Калликрат навпактский, Домнин 16 опунтский, Никий мегарский, Агафокл колонийский 17, из Ахаии, Феликс аполлонийский и веллидский, Феодор торонский 18, Андрей 19 херсонисский 20, из Крита, Профимий команский 21, Павел лампский, Зиновий кносский, Лукиан топирийский, из Фракии, Еннепий максимианопольский, Секундиан ламийский, Дион фивский, из Фессалии, Феодор эхинейский, Мартирий илистрский 22. Фома дервийский, Афанасий паросифский, Фемистий иасский, Афтонит 23 ираклийский, Филипп амизонский 24, Апеллай кивирргский, Спудасий керамский, Архелай миндский, Фания ариасский, Промахий алиндский, Филипп пергамский, из Азии, Максим 25 ассуенский 26, Дорофей миррский, Максим кимский 27, Ефор 28 ипэпский, Александр аркадиопольский, Евтихий феодосиопольский, Родон 29 палеопольский; Евтропий евасский 30, Афовий колонский, Несторий сионский, Ираклеон траллийский, Феодот нисский; Феодор алиддский 31, Тимофей вриульский, Феодосий маставрский, Тихик 32 ерифрийский, Евсевий клазоменский, Евлалий 33 колофонский, Модест афинский 34, Феосевий 35 приенский, Евсевий магнисийский, на Сипиле, Саприкий пафский, из Кипра, Зенон курийский 36, Ригин константийский, Евагрий солонский 37, Кесарий, хорепископ Аркезены, Трифониан аспендский, из Памфилии, Нунехий селгийский, Содон коридальский 38, Акакий коттианский 39, Пависк аполлонийский 40, Анисий 41 кориврасский, [177] Матидиан коракисийский 42, Евтропий етенский, из Галатии 43, Филумен киннский, Стратегий африбидский 44, Евсевий ираклийский, из Онориады, Паралий андрапский, из Геллеспонта 45, Гермоген ринокурурский, Евоптий птолемаидский, из Пентанополя, Евсевий пилусийский 46, Аделфий онуфейский, Павел фрагонский 47, Фиваммон коптский 48; Макарий метилейский, Аделфий сасский, Македоний ксосский, Марин илиопольский, Евлогий теренуфский, Макарий антейский; Митродон леонтский, Петр оксиринхский, Афанасий паральский, Силуан коприфидский, Иоанн ифестский, Аристовул фмуйский, Феона сефритский, Лампетий 49 касийский, Кир ахейский, Публий 50 олвийский, Самуил дисфейский; Зиновий варкский, Зенон зентирский 51, Сосипатр септимиакский, Даниил дарданийский 52; Евсевий юлиопольский 53, Ираклид 54 ираклейский, Хрисаорий афродитский, Андрей эрмопольский, Савин паносский, Авраамий остракинский, Иерак азанийский 55, Аппий селинунтский 56, Александр клеопатридский, Феопемпт кавасский, Исаак тавийский 57, Аммон 58 вутский, Ираклий птенефский 59; Исаак элеархийский, Ираклит тамиафидский, Феона псинхейский 60, Аммоний панефесский, Весула, диакон карфагенский, Аркадий и Пройект, епископы и легаты 61, Филипп, благочестивейший пресвитер и легат апостольского римского престола 62»". 63 “«Петр, пресвитер александрийский и первый нотарий, сказал: святый и великий собор ваш, прилагая все попечение о правой апостольской вере и истине догматов, заботясь о мире и благосостоянии святых церквей, произнес определение, которое мы, имея под руками, прочтем, если угодно вашей святости.— Святый собор сказал: пусть пересмотрено будет определение, произнесенное святым и вселенским собором, и присоединено к деяниям.— Никейский собор изложил веру так: Веруем во единого Бога, Отца, вседержителя, творца всего видимого и невидимого;— и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного, от Отца, [178] единородного, то есть, из сущности Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного не сотворенного, единосущного Отцу, чрез которого все произошло как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, седящего одесную Отца, и грядущего судить живых и мертвых; — и в Духа Святого. А говорящих, что было некогда время, когда не было Его (Сына Божия), именно не было прежде рождения, и что Он сотворен из не сущего, или из иной ипостаси или сущности, и называющих Сына Божия прелагаемым или изменяемым,— сих анафематствует кафолическая и апостольская Церковь.— С сею святою верою все должны быть согласны. Ибо она учит благочестиво и во спасение всей поднебесной. Но так как некоторые притворяются, будто исповедуют ее и соглашаются с нею, но искажают смысл ее слов по своему произволу и таким образом развращают истину, будучи сынами заблуждения и погибели: то настоит надобность собрать свидетельства из святых и православных отцов, которые бы достаточно показывали, как они понимали ее и вверили (нам) проповедовать; чтобы явно было, что все, имеющие правую и непогрешительную веру, так именно понимают, изъясняют и проповедуют ее.— Петр, пресвитер александрийский и первый нотарий, сказал: мы имеем под руками кодексы святых и блаженнейших отцов и епископов и многих мучеников: мы выбрали из них некоторые места, и, если угодно, прочитаем их.— Флавиан, епископ филиппийский, сказал: пусть будут прочтены и присоединены к деянию.— И прочтено было следующее 64:“«Из книги о Божестве — Петра, святейшего александрийского епископа и мученика, “«Так как благодать и истина Иисус Христом бысть (Иоан. 1, 17): то, по учению апостола, мы спасены благодатью; ибо говорит: и сие не от вас: Божий дар; не от дел, да никтоже похвалится (Ефес. 2, 8. 9). По Божию благоволению Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), и образом обретеся яко человек (Филип. 2, 7), не отлучившись божества. Богат сый, Он обнищал (2 Кор. 8, 9), не так, чтобы Он совершенно оставил свою силу или славу, но обнищал для того, чтобы за нас грешников принять смерть, Праведнику за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом (1 Петр. 3, 18). — И немного ниже: Посему и евангелист возвещает истину, когда говорит: И Слово плоть бысть и вселися в ны (Иоан. 1, 14). То есть, тогда (Слово плоть бысть), когда ангел, приветствуя Деву, сказал: радуйся, благодатная, Господь с тобою (Лук. 1, 28). Слова Гавриила: Господь с тобою значат то же, что: Бог Слово с тобою. Они означают, что Слово родилось во утробе Девы и соделалось плотию, как и написано: Дух святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: тем же и раждаемое свято наречется Сын Божий (Лук. 1, 35).— И еще ниже: Но Бог Слово воплотился во чреве Девы без содействия мужа, по воле Бога, [179] могущего все совершить, не имея нужды ни в действии, ни в присутствии мужа. Ибо сила Божия, осенив Деву наитием Святого Духа, воздействовала сильнее мужа»". “«Из книги против Ариан — святейшего Афанасия, епископа александрийского 65. “«Многие соделались святыми и чистыми от всякого греха: Иеремия был освящен от матернего чрева (Иер. 1, 5); Иоанн, носимый еще во чреве, взыграся радощами от гласа Богородицы Марии (Лук. 1, 44). Однако же, царствова смерть от Адама даже до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова (Рим. 5, 14). А таким образом, люди тем не менее оставались смертными, тленными, доступными свойственным естеству страданиям. Теперь же, поелику Слово соделалось человеком и Себе усвоило свойственное плоти, сие не касается уже тела по причине бывшего в теле Слова, но истреблено Им, и люди не остаются уже грешными и мертвыми по своим страстям, но, восстав силою Слова, навсегда пребывают бессмертными и нетленными. Посему, когда рождается плоть от Богородицы Марии, родившимся именуется Тот, кто другим дает бытие, чтобы на Себя перенести Ему наше рождение, и нам, как единой земле, не отходить в землю, но, сочетавшись с Словом, которое с неба, от Него быть возведенными на небо. Посему не без причины перенес Он на Себя также и прочие немощи тела, чтобы мы уже, не как человеки, но как свои Слову, стали причастниками вечной жизни. Ибо не умираем уже по прежнему бытию во Адаме, но поелику бытие наше и все телесные немощи перенесены на Слово, то восстаем от земли по разрешении клятвы за грех Тем, кто в нас и за нас соделался клятвою (Гал. 3, 13)»". ,,«Из послания к Эпиктету его же 66. ,,«Как именующиеся христианами осмелились усомниться в том, что происшедший от Марии Господь по сущности и естеству Божий есть Сын, а по плоти от семени Давидова и от плоти святой Марии? Ужели некоторые простерли дерзость свою до того, чтобы сказать: Христос, плотию пострадавший и распятый, не есть Господь, Спаситель, Бог, Сын Отчий? Или как хотят именоваться христианами утверждающие, что Слово снизошло на святого человека, как на одного из пророков, а не само соделалось человеком, восприяв тело от Марии, и иной есть Христос, а иной — Божие Слово, прежде Марии и прежде веков сущий Отчий Сын? И как могут быть христианами утверждающие, что иной есть Сын, а иной — Божие Слово? — И немного ниже: Соделано же сие не по присвоению, как представляли себе также некоторые; да не будет сего! Но поелику Спаситель подлинно, в самой действительности, стал человеком, то совершено спасение целого человека. Ибо если, как говорят они, Слово было в теле, по присвоению так названном, а называемое по присвоению есть мысленное представление: [180] то оказывается, что и спасение и воскресение человеков, согласно с злочестивейшим Манихеем, есть мнимо так именуемое. Но спасение наше — не мысленное представление и спасение не одного тела, но целого человека, то есть души и тела, действительно совершено (в самом Слове). Итак Господне тело, согласно с божественными Писаниями, было человеческое по естеству, воспринятое от Марии и истинное»". “«Из послания к Докиму — Юлия, святейшего епископа римского. “«Для полноты веры проповедуется, что Сын Божий воплотился от Девы Марии и жил между людьми, что Он не действовал только в человеке (это можно отнести только к пророкам и апостолам), но что Он есть совершенный Бог во плоти и совершенный человек в Духе,— не два сына, т. е. один истинный Сын, восприявший человека, а другой смертный человек, восприятый Богом, но един Единородный на небеси и Единородный на земли Бог»". “«Из послания Феликса, святейшего епископа римского и мученика, к епископу Максиму и клиру александрийскому. “«Что касается до воплощения Слова и веры, то веруем в Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Девы Марии, веруем, что Он есть вечный Сын Божий и Слово, а не человек, воспринятый Богом, так чтобы был отличен от Него; ибо Сын Божий не так восприял человека, чтобы был отличен от Него, но, будучи совершенным Богом, соделался вместе совершенным человеком, воплотившись от Девы»". “«Из пятого пасхального послания Феофила, святейшего епископа александрийского. ,,«И ныне есть останки прежних чудес. Посему никто да не сомневается, что сила Божия может произвести то, чтобы родила Дева. От нее-то и родилось живое Слово Божие, дабы уподобиться нам, ибо иначе Оно не могло войти в ближайшее общение с нами. Чтобы не восприять плоть от похоти и услаждения сна (Прем. Солом. 7, 2), как это бывает со всеми прочими людьми, Оно рождается в подобии нашем, но принимает плоть от Девы; и таким образом, по зраку раба, является человеком, подобным нам, но делами показывает, что Оно есть Творец и Господь всего, ибо творило дела Божии»". ,,«Из шестого пасхального послания его же. “«Как наилучшие из художников не на благородном только веществе являют свое искусство и заслуживают удивление, но часто берут малоценный воск и рыхлую глину и на них показывают силу своего искусства, и чрез это удостаиваются еще большей похвалы: так и высочайший всех Художник, живое и действенное Слово Божие (Евр. 4, 12), украсившее вселенную стройным порядком, снисходя к нам, не принимает какое-либо превосходное вещество, например небесное тело, но являет величие своего художества на персти, обновляя человека, созданного из персти. Сам каким-то новым, необычайным образом является от Девы человеком. И хотя образом рождения отличается от нас, однако ж во всем, кроме греха, уподобляется нам. Он и рождается и повивается пеленами, и питается млеком, в младенчестве полагается в ясли; (вообще) [181] по сказанным причинам принимает все немощи естества нашего. Впрочем, быв еще младенцем, Он устрашает и врага и его полчище, привлекает к покаянию волхвов, и устрояет так, что они презирают пославшего их царя»". “«Из слова о милостыне — Киприана, святейшего епископа и мученика. “«Велики и многочисленны, возлюбленные братия, благодеяния Божии, которые Бог Отец и Христос явили и всегда будут являть для нашего спасения по своей богатой и великой милости. Для спасения и оживотворения нашего Отец послал Сына своего, да обновит нас. Посланный Сын (Божий) благоволил соделаться и сыном человеческим, дабы нас соделать сынами Божиими. Он смирил Себя, дабы возвысить людей, поверженных долу; был язвлен, дабы уврачевать наши язвы; зрак раба приял, дабы нас от рабства привести к свободе; претерпел смерть, дабы смертным даровать бессмертие»". ,,«Из книги о вере к Грациану — Амвросия, святейшего епископа медиоланского. “«Если не верят мне, то пусть поверят апостолу, который говорит: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, рождаемаго от жены, бываема под законом (Галат. 4, 4). Сына, говорит, своего, — не единого из многих, не усыновленного, но своего. Когда говорит: своего,— этим указывает на вечное рождение Сына. Далее говорит, что сей Сын родился от жены, дабы рождение приписываемо было не Божеству, но восприятию им тела. Рождаемаго от жены, чрез восприятие плоти; бываема под законом, чрез исполнение закона. Ибо небесное рождение прежде закона, а это после закона»". “«Из второй книги о вере его же. ,,«Да умолкнут пустые словопрения; ибо царствие Божие, как написано, заключается не в доводах слова, но в явлении силы (1 Кор. 2, 4). Соблюдаем различие божества и плоти. В том и другом говорит единый Сын Божий, ибо в Нем то и другое естество. Но хотя говорит один и тот же, впрочем не всегда одинаково. Примечай в Нем то славу Божию, то движение человека. Как Бог, Он учит божественному, ибо есть Слово Божие: как человек, говорит о человеческом, ибо говорил в моем естестве. Сей есть хлеб животный, иже сшедый с небесе (Иоан. 6, 51). Хлеб этот есть плоть, как сам сказал: и хлеб, егоже Аз дам, плоть моя есть. Сшедый с небесе есть Тот, егоже Отец святи и посла в мир (Иоан. 10, 36). Это самое речение научает нас, что в освящении имело нужду не божество, а плоть»". “«Великого и святейшего епископа назианзского (Григория) из первого послания к Кледонию 67. ,,«Да не обольщают они других, и сами да не обольщаются, приемля, что человек Господень, как они говорят, лучше же сказать, Господь наш и Бог, не имеет ума (то есть ума человеческого). Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же — прежде не [182] человек, но Бог и Сын единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего либо телесного, а наконец и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, неограниченный по духу; один и тот же — земный и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех. ,,«Если кто говорит, что Христос, как чрез трубу, прошел чрез Деву, а не образовался в ней божески вместе и человечески,— божески, как родившийся без мужа, человечески, как родившийся по закону чревоношения: то и он также безбожен. ,,«Если кто говорит, что в Деве образовался человек, и потом уступил место Богу, то он осужден: ибо это значит не рождение Бога признавать, но избегать рождения. ,,«Если кто вводит двух сынов — одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же, то да лишится он всыновления, обещанного право верующим. Ибо хотя два естества — Бог и человек (как в человеке душа и тело), но не два сына, не два Бога (как и здесь не два человека, хотя Павел (2 Кор. 6, 16) наименовал человеком и внешнее и внутреннее в человеке). Кратко сказать: в Спасителе есть иное и иное: потому что не тождественны невидимое с видимым и довременное с тем, что под временем; но не имеет в Нем места иный и иный. Сего да не будет! Ибо то и другое в срастворении — и Бог вочеловечился, и человек обожился, или как ни наименовал бы кто сие. Когда же говорю: иное и иное, разумею сие иначе, нежели как должно разуметь о Троице. Там Иный и Иный, чтобы не слить нам ипостасей, а не иное и иное: ибо Три Ипостаси по божеству суть едино и тождественны. “«Если кто говорит, что во Христе божество, как в пророке, благодатно действовало, а не существенно было сопряжено и сопрягается: то он да не будет иметь в себе лучшего вдохновения, а напротив того да исполнится противного! “«Если кто не поклоняется Распятому, то он да будет анафема и да причтется к богоубийцам! “«Если кто говорит, что Христос стал совершен чрез дела, и что Он, или по крещении, или по воскресении из мертвых, удостоен всыновления (подобно как язычники допускают богов сопричтенных),— да будет анафема: ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или усовершается, хотя и приписывается сие Христу (Лук. 2, 52) относительно к постепенному проявлению»". “«Василия, святейшего епископа Кесарии каппадокийской 68. “«Превосходство силы доказывают не столько небо и земля, и обширность морей, и животные, живущие в водах и на суше, и растения, и звезды, и воздух, и времена года, и разнообразное украшение вселенной, сколько то, что неограниченный Бог мог чрез плоть бесстрастно вступить в борьбу со смертью, чтобы своим страданием даровать нам бесстрастие»". [183] “«Григория, святейшего епископа нисского 69. “«Сие же, говорит, да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, по Себе умалил, зрак раба приим (Филип. 2, 5-7). Что уничиженнее для Бога зрака раба? Что смиреннее для Царя всяческих, как добровольно войти в (прескреннее) общение с нашею немощною природою? Царь царствующих и Господь господствующих принимает зрак раба; Судия всех делается данником властителей; Владыка твари поселяется в пещере; измеряяй вся пядию не обретает места в гостинице, но полагается в яслях бессловесных; чистый и непорочный не отвращается скверн человеческого естества, но, прошед все степени нашего убожества, претерпевает наконец самую смерть. Взирайте на великость Его самоуничижения; Жизнь вкушает смерть; Судия ведется в претор; Владыка всякой жизни подвергается приговору судии; Царь всех премирных сил предается в руки казнителей. Пусть, говорит, с сим образцом соображается мера твоего смирения»". “«Аттика, епископа константинопольского. ,,«Ныне Христос и Господь по человеколюбию приемлет рождение (по плоти); ибо рождение по божеству имел уже прежде.— Потом присовокупляет к сему: Человеколюбивое Слово умаляется, будучи по своему божеству неспособно к умалению; ибо само Себя умалило, зрак раба приим (Филип. 2, 7). Бесплотный воплощается для тебя: Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14). Не подлежащий осязанию по бестелесному естеству делается осязаемым; Безначальный приемлет начало по телу; Совершенный возрастает (Лук. 2, 52); Неизменяемый преуспевает; Богатый рождается во временном пристанище; Покрываяй небо облаки повивается пеленами; Царь полагается в яслях»". “«Амфилохия, епископа иконийского. “«Как один и тот же есть Царь и Бог, и по домостроительству должен был вкусить смерть: то и дары служат прикровенными назнаменованиями таин. Приносят волхвы злато, признавая в Нем царя; приносят ливан, ведая, что приносят Богу; приносят смирну ради таинства страданий и смерти Его»". “«Его же. “«Если бы Он не родился по плоти, ты не возродился бы в духе. Если бы Он не принял зрак раба, ты не получил бы славы всыновления. Посему-то сходит на землю Сый на небеси, дабы т. е. ты, сущий на земли, восшел на небо; посему-то Христос умалил Себя, дабы все мы прияли от Его полноты. Его смерть соделалась для тебя бессмертием; страдание Господа соделалось возвышением для раба. А ты благодеяние обращаешь в повод к богохульству»". “«Аттика, епископа константинопольского. ,,«Если кого удаляет от нас вочеловечение Единородного, рождение от Девы, общение страстей, крест, смерть и воскресение: тот пусть узнает, что все это было для спасения мира, и пусть не думает, что это [184] недостойно человеколюбия Совершеннейшего. Ибо, если унизительно для Бога вселиться в Деву, то гораздо унизительнее было бы создать ее. Но как для Него не было унижением создать ее, то и вселиться в свое создание Он не счел постыдным. И если страдать есть зло, то избавлять от страданий — какое благо! Посему-то и умер Бессмертный, дабы умертвить смерть, и воскрес, устрояя наше воскресение. И все это совершил не божественным естеством, но чрез восприятие плоти: по божеству пребывал бесстрастным, плотью же все перенес и претерпел, дабы быть вождем и законодателем наилучшей жизни»". По прочтении этого прибавлено 70. “«Петр, пресвитер александрийский и первый нотарий, сказал: когда, по повелению благочестивейших и христолюбивых императоров, Феодосия и Валентиниана, собрался со всей вселенной в метрополии ефесской сей святый собор благочестивейших епископов святых повсюду церквей и определил, что должна быть тверда и неизменна вера, изложенная чрез внушение Святого Духа 318-ю святыми отцами, сошедшимися некогда в Никее, также поставил и прочее относящееся к сему (предмету): некто, по имени Харисий, пресвитер и эконом святой филадельфийской церкви, предъявил, что некоторые еретики, из Лидии, оставив свое заблуждение, пожелали обратиться к свету истины и получить тайноводственное наставление в правых и благочестивых догматах кафолической Церкви. Но вместо того, чтобы прийти к истине, они еще более заблудились и как бы из одной бездны впали в другую глубочайшую бездну. Ибо он показал, что какие-то Антоний и Иаков, имеющие имя пресвитеров, пришли из Константинополя и принесли с собою рекомендательные письма от каких-то Анастасия и Фотия, называвшихся также пресвитерами и приверженных к еретику Несторию. И когда надлежало приходящим от заблуждения к истине и от тьмы к свету предложить евангельское и апостольское предание веры, изложенное некогда святыми отцами, собиравшимися в Никее, они (Антоний и Иаков) принесли какое-то изложение нечестивых догматов, составленное в виде символа, и заставили этих несчастных подписать его. По истине, это верх нечестия! Для очевидности сказанного, здесь предлагается жалоба, принесенная упомянутым пресвитером Харисием, и изложение того нечестивого и злого учения о вочеловечении единородного Сына Божия с подписями обманутых»". “«Святейшему и боголюбезному вселенскому собору, сошедшемуся в метрополии ефесской, от Харисия, пресвитера и эконома филадельфийской церкви (жалоба). “«Всем правомыслящим, в особенности же духовным отцам и учителям, должны мы всегда воздавать честь и подобающее уважение. Но если случится, что долженствующие быть учителями внушают слушателям такие мысли о вере, которые развращают слух и сердца всех, тогда установленные отношения по необходимости должны измениться, и подчиненные должны обличать наставников ложного учения. И так как один [185] такой (учитель) Несторий, собравший плоды своего нечестия, весьма худо расположенный к вере Христовой и часто учивший, чему не подобает, возмутил всю подсолнечную, так что христолюбивейшие императоры принуждены были созвать сюда вашу святыню для утверждения догматов кафолической веры, и Господь Бог, по своему человеколюбию, собрал здесь вас, святых отцов, для вышесказанного дела: то припадаю к вашей святости и объявляю, что не только сам Несторий, но и пресвитеры Анастасий и Фотий, соучастники его нечестия, стараясь распространить тоже зловерие и в других городах, привлекли к себе некоего Иакова, одинаково с ними мыслящего, сделали его участником своей дерзости и своими грамотами даже рекомендовали его почтеннейшим епископам Лидии, как православного. А он дерзнул на то, что, как скоро сделается известным вашей святости, подвигнет вас на канонический суд против него и его покровителей. Ибо он, пришед в лидийский город Филадельфию, обольстил некоторых простейших клириков и, презрев изложение веры святых никейских отцев, заставил (обольщенных) подписать изложение какой-то другой веры или, лучше, неверия. И те, как простые люди, сделали это, подписав так: «соглашаемся с этою православною верою». Это изложение, исполненное еретической хулы и имеющее подписи обманутых им, сохранилось, и я прошу, чтобы оно было прочитано в присутствии вашей святости, чтобы видны были их замыслы к низвращению православной веры. Я прошу также, чтобы были прочитаны и те грамоты вышеупомянутых, в которых они свидетельствуют о православии еретика Иакова, дерзнувшего на это безрассудство, а мне, будто еретику, воспретили церковное общение и священнослужение, хотя я, как видно из нижеследующего, мыслю благочестиво. Ибо, по прочтении тех (грамот), ваше боголюбие вполне узнает, на что они дерзнули против православной веры; но Бог все разрушит в конец посредством вашей святыни»". “«Православное исповедание веры Харисия. “«Верую во единого Бога Отца, вседержителя, Творца всего видимого и невидимого;— и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Его единородного, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, единосущного Отцу, ради нас и ради нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося, и родившегося от святой Девы, и ставшего человеком, распятого за нас, умершего, и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и паки грядущего судить живых и мертвых;— и во Святого Духа истины, Утешителя, единосущного Отцу и Сыну;— и в святую кафолическую Церковь, в воскресение мертвых и в жизнь вечную»". ,,«Я Харисий приношу жалобу, как сказано было выше, и подписал своею рукою»". “«Изложение неправого символа. ,,«Те, которые начинают поучаться в соблюдении церковных догматов, или желают перейти от какого-нибудь еретического заблуждения к истине, должны быть научены (так веровать) и исповедывать: «веруем в единого Бога Отца вечного, не после (чего-нибудь) начавшего существовать, но от начала сущего Бога; не после ставшего Отцем, потому что Он [186] всегда был Богом и Отцем. Веруем и во единого Сына Божия единородного, сущего из Отчей сущности, по истине Сына, той же самой сущности (с Отцем), которого есть и называется Сыном. И в Духа Святого, из сущности Отца происходящего, но не Сына, Бога по существу, как имеющего ту же сущность, какой есть и Бог Отец, из которого Он получает бытие по существу; ибо мы, говорит апостол, не духа мира сею прияхом, но Духа, иже от Бога (1 Кор. 2, 12). Таким образом апостол отделил Его от всей твари и соединил с Богом, из которого Он имеет бытие по существу, особенным образом, а не так, как вся тварь, которую мы признаем происшедшею от Бога не по существу, а действием творения. Но не признаем Его ни Сыном, ни чрез Сына имеющим свое бытие. Мы исповедуем Отца, совершенного по личности, подобно и Сына, также и Святого Духа. Мы храним учение благочестия, признавая Отца, Сына, равно и Святого Духа не тремя различными сущностями, но единою сущностью, познаваемою в тождестве Божества. А о домостроительстве, которое ради нашего спасения Господь Бог совершил в воплощении Христа Господа, должно знать, что Господь Бог Слово воспринял совершенного человека от семени Авраама и Давида (Матф. 1, 1), как свидетельствуют божественные Писания, став тоже самое по природе, чем были те, от семени которых произошел Он (Рим. 1, 3), (восприняв) совершенного человека по природе, состоящего из разумной души и человеческой плоти; сего человека, одинакового с нами по существу, силою Святого Духа образованного в утробе Девы, происшедшего от жены, бывшего под законом (Гал. 4, 4), чтобы нас всех, получивших уже издавна предопределенное усыновление, искупить от закона рабства,— Он неизреченно соединил с Собою; допустил Его претерпеть смерть по закону существа человеческого, воскресил из мертвых, возвел на небо и посадил одесную Бога. Итак, находясь превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякого имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Ефес. 1, 20. 21). Он принимает поклонение от всей твари, как имеющий неразлучный союз с Божественною природою, так что ему, как Богу, совершает поклонение вся тварь. Мы не говорим: два сына и два Господа; потому что один есть Сын по существу — Бог Слово, единородный Сын Отца, с которым (Сыном) этот соединенный и причастный божеству имеет общение в имени и чести Сына. Бог Слово есть по существу Господь, с которым этот соединенный имеет общение чести, и поэтому мы не говорим: два сына и два Господа; ибо единый воспринятый ради нашего спасения, как нераздельно соединенный с Господом и Сыном по существу, сочествуется именем и славою Сына и Господа, не так, как каждый из нас есть сын Божий. Поэтому хотя и мы многие называемся сынами по блаженному Павлу (Гал. 3, 26), но единый, имеющий это преимущество по своему единению с Богом Словом и соучаствующий в сыновстве и господстве, исключает всякую мысль о двойстве сынов и господов; в этом единении с Богом Словом мы имеем всю веру в Него, всякую мысль и созерцание о Нем; и по причине этого (единения) Он приемлет от всей твари поклонение, приличное Богу. Итак мы говорим: один Сын и [187] Господь наш Иисус Христос, чрез которого все получило бытие; впрочем прежде и преимущественно представляем в уме Бога Слово, по существу Сына Божия и Господа, представляя вместе и воспринятое, — т. е. Иисуса из Назарета, которого Бог помазал Духом и силою (Деян. 10, 38), как причастника усыновления и господства в соединении с Богом Сыном. Он называется еще, по учению блаженного Павла, вторым Адамом (1 Кор. 15, 45, сн. ст. 22), как имеющий одну и ту же природу с Адамом и показавший нам будущее состояние. И между тем и другим (Адамом) существует такое же различие, какое между тем, который приготовил нам неизреченные блага в будущем состоянии, и тем, который положил начало настоящих зол. Он назван вторым Адамом, как показавший второе состояние; как Адам, в котором мы получили подобие (греховного состояния), есть виновник первого состояния, смертного, исполненного страданий и многих зол: так второе состояние показал нам Христос Господь, который, некогда явившись с неба, всех нас вознесет в свое общение. Ибо первый человек от земли перстен, вторый человек Господь с небес (1 Кор. 15, 17), т. е. оттуда имеющий явиться, чтобы привести всех в подобие Ему; поэтому (апостол) и присоединяет: яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго (1 Кор. 15, 48. 49). И в этом, имеющем явиться и быть видимым всеми, которые будут судимы, совершит суд невидимое божественное естество. Лета убо неведения призирая, Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде, о муже, егоже предустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых (Деян. 17, 30. 31). Таково учение церковных догматов, и всяк, мыслящий противно этому, да будет анафема. Всяк, не принимающий спасительного покаяния, да будет анафема. Всяк, не празднующий святой день пасхи по законоположению святой кафолической Церкви, да будет анафема»". ,,«Я Будий, сын Юника 71, филадельфиец, четыренадесятник, познав истинную веру православия и покаявшись (в своем заблуждении) пред святейшим епископом Феофаном, присоединяюсь к святейшей и кафолической Церкви и анафематствую всякую ересь, особенно четыренадесятников, в которой я прежде заблуждался, и соглашаюсь с вышенаписанным изложением православной веры. Анафематствую и тех, которые празднуют святой день пасхи не так, как празднует святая кафолическая и апостольская Церковь; клянусь (в этом) святою и единосущною Троицею и благочестием и победою повелителей вселенной, Флавия Феодосия и Флавия Валентиниана — постоянных августов. А если преступлю что-нибудь (в своей клятве), то подвергнусь строгости законов. За неумением грамоте я подписал прочтенное мне изложение веры чрез куриала (Филадельфии) Флавия Исихия»". [188] «Подобным же образом подписали 72. “«Флавий Исихий керданепийский, куриал филадельфийский, четыренадесятник»". “«Руфин Диффимий, из второй Филадельфии, четыренадесятник»". “«Евгений. из второй Филадельфии, четыренадесятник»". “«Фавстин мирянин, из второй Филадельфии, четыренадесятник»". “«Далматий 73 и Александр (подписуемся) рукою Евтропия 74, сына диакона Феодора»". “«Флавиан. сын Нимфидиана, из второй Филадельфии, схоластик»". “«Полихроний, сын Татиана, филадельфиец, (подписуюсь) рукою Флавия Исихия керданепийского и Даниила, куриалов филадельфийских»". “«Евстафий, сын Маркелла, филадельфиец, четыренадесятник»". “«Евтихий из второй Филадельфии»". “«Стратоник, сын Аммония 75, филадельфиец, четыренадесятник»". “«Феодор 76 и Александр, филадельфийцы»". “«Мариниан, сын Евефия 77, (подписуюсь) рукой чтеца Неотерия»". “«Пакидий 78, филадельфиец»". “«Кириак, филадельфиец, новатианской ереси, (подписуюсь рукою) Евсевия Сира Каллиопия»". “«Авксоний, филадельфиец, новатиан»". “«Диомид, житель селения Каккабы»". “«Юлиан из второй Филадельфии, (подписуюсь рукою) чтеца Мартирия 79»". “«Евтихий хорепископ, из селения Авлакса, начальник ереси четыренадесятников»". “«Патрикий пресвитер, из селения Парадиоксила, (подписуюсь) рукою пресвитера Максима»". “«Зенон, хорепископ ереси четыренадесятников, (подписуюсь) рукою Флавия Палладия»". “«Итак, по прочтении сего, святый собор определил: не позволять никому произносить или писать и слагать иную веру, кроме определенной святыми отцами, со Святым Духом сошедшимися в Никее. А кто дерзнет или составить иную веру, или произносить, или предлагать желающим обратиться к познанию истины из язычества, или из иудейства, или из какой-нибудь ереси; то таковые, если они епископы или клирики, да будут отлучены — епископы от епископства, клирики от клира, а миряне да подвергнутся анафеме. Равно, если окажется, что епископы, или клирики, или миряне будут мыслить или учить о воплощении единородного Сына Божия согласно с представленным от пресвитера Харисия изложением, именно согласно с нечестивыми и развращенными догматами Нестория, то да подвергнутся суду сего святого и вселенского собора, именно: епископ да [189] лишится епископства и низложится, клирик да извергнется из клира, а мирянин да будет предан анафеме, как выше сказано»". «Затем прочтены были некоторые главы из богохульных книг Нестория 80: “«Из книги Нестория, лист 17, о догматах. “«Когда божественное писание начинает говорить о рождении Христа от Девы Марии, или о Его смерти, то нигде не употребляет имени: Бог, но — или Христос, или Сын, или Господь. Ибо эти три имени обозначают оба естества, иногда то, иногда другое, а иногда и то и другое вместе. Например, изъясняя нам рождение от Девы, писание говорит: посла Бог Сына своего; не сказало: посла Бог Бога Слово, но берет имя, означающее оба естества. Так как Сын есть и Бог и человек, то и говорит: посла Бог Сына своего, рождаема от жены (Гал. 4, 1), дабы, когда ты услышишь: рождаема от жены и потом увидишь предыдущее имя, означающее оба естества, — то рождение от св. Девы называл бы также Сыном; ибо Сына же Божия родила и Христородица Дева. Но как Сын Божий имеет два естества, то она родила не Сына Божия, а родила человечество, которое есть также сын, ради сочетавшегося с ним Сына»". “«Его же, лист 21. “«Замечай, еретик, сущность дела. Я не отнимаю у Христородицы Девы славы; знаю напротив, что достойна почитания та, которая приняла (в себя) Бога, чрез которую явился или изшел в мир Бог всяческих. чрез которую воссияло Солнце правды. Но опять я не доверяю вашим рукоплесканиям. Как поняли вы слово: изшел (??о?????)? По-моему, это не тоже значит, что: родился; ибо я не так скоро забываю себя. Что Бог Слово изшел от Христородицы Девы, этому я научился из божественного писания; а что Бог родился от нее, этому нигде не учит писание»". ,,«И ниже: ,,«Итак божественное писание нигде не говорит, что от Христородицы Девы родился Бог, но — или Иисус Христос, или Сын, или Господь: это мы все признаем. Несчастен, кто не признает немедленно того, чему учит писание. Востав, поими отроча и Матерь Его: это глас ангельский. Архангелы, конечно, лучше тебя знали, что относится к тайне рождения; но они не говорят: востав, поими Бога и Матерь Его, но: востав, поими отроча и Матерь Его»". “«Его же, лист 24. “«Сказано: Не бойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней от Духа есть Свята (Мат. 1, 20). Здесь в слове gennhqen примем ли мы два n, или одно 81, это не вредит смыслу, как скоро мы будем говорить, что Бог Слово явился во плоти; ибо иное — быть вместе с рожденным, и иное родится. Рождшеебося в ней, сказано, от Духа есть Свята, т. е. Дух Святый создал сущее в ней. Итак отцы, как [190] сведущие в божественных писаниях, видели, что если (в символе) вместо: воплотившегося сказать: рожденного, то окажется, что или Бог Слово есть Сын Духа (Святого), или что Он имеет двух отцов, или наконец,— если примем одно n,— что Бог Слово есть создание Духа Святого. Посему, избегая слова: рождение, они изложили: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего (с небес) и воплотившегося». Что такое: воплотившегося? Не то, чтобы божество Его превратилось в плоть.— Сказав: воплотившегося от Духа Свята, отцы следовали в сем евангелисту. Ибо евангелист, говоря о вочеловечении, не приписал Слову рождения, но употребил воплощение. Где? Слушай. И Слово плоть бысть; не сказал: Слово родилось плотию. Напротив, где апостолы или евангелисты упоминают о Сыне, то всегда говорят, что Он родился от жены. Внимай, прошу тебя, словам моим. Где, говорю, употребляют имя: Сын, там говорят и родился, утверждают, т. е., что родился от жены, напротив, где упоминают о Слове, там ни один из них не осмелился сказать, что Оно родилось чрез человечество. Слушай! Блаженный евангелист Иоанн, говоря о Слове и Его воплощении, вот что пишет: и Слово плоть бысть, т. е. приняло плоть, и вселися в ны, т. е. облеклось в наше естество и жило среди нас, и видехом славу Его, т. е. Сына, а не сказал: видехом рождение Слова»". ,,«Его же, лист 15 о догмате. “«Так мы и сущего по плоти Христа именуем Богом, по причине сопряжения (sunafeiaV) с ним Бога Слова, зная в то же время, что Он по видимости был, как простой человек. Слушай, вот Павел проповедует и то и другое: от иудеев, говорит, Христос по плоти, сый над всеми Бог (Рим. 9, 5). Сперва говорит, что Он человек, а потом видимого человека сего называет Богом (qeologw), по причине сопряжения с ним Бога, дабы никто не упрекнул христианство в обожении человека»". “«Его же, лист 27. “«Как Творца всяческих мы называем Богом, и богом также называется Моисей, как сказано: се дах тя бога Фараону (Исх. 7, 1), и Израиль называется сыном Божиим: сын мой первенец Израиль (Исх. 4, 22),— как Саул называется Христом: никакоже ми, говорит, от Господа, еже нанести руку мою нань, яко Христос Господень есть сый (1 Цар. 24, 7), равно и о Кире сказано: сице глаголет Господь Бог помазанному (agioi) моему Киру (Исаи 45, 1), и наконец вавилоняне называются святыми: Аз повелеваю, освященни (???о?) суть: и Аз веду их (Исаи 13, 3): так и Христа мы называем и Господом, и Богом, и Сыном, и Святым. и Христом. Но хотя здесь имена общи и сходственны, однако ж достоинство не одно и тоже»". “«Его же, лист 15. “Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, иже во образе Божии сый... Себе умалил, зрак раба приим (Филип. 2, 5). Не сказал: сие да мудрствуется в вас, еже и в Боге Слове, иже во образе Божии сый зрак раба приим; но, употребив имя: Христос,— имя, обозначающее оба естества, без всякой опасности и Богом Его называет, [191] и принявшим зрак раба, безошибочно относя сказанное к обоим естествам»". “«Его же, лист 16. ,,«Да о имени, говорит, Ииусове всяко колено поклонится, небесных., и земных, и преисподних; и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос (Филип. 2, 10). Ради носящего почитаю носимого, ради сокровенного почитаю видимого. Бог неотделим от видимого (т. е. Христа); посему не разделяю чести Неразделяемого; разделяю естество, но соединяю поклонение»". ,,«Его же, лист 17 о Боге. “«Бог Слово и прежде воплощения был и Сын и Бог и соприсущ Отцу, но в последнее время Он принял также зрак раба. Впрочем хотя прежде Он был и назывался Сыном, но после принятия плоти, сам по себе — и отдельности — не должен называться Сыном, дабы не внести нам двух сынов. Но как с ним соединился (sunistatai) Тот, кто был в начале Сыном, то по отношению к достоинству сыновства, а не по отношению к природам, в Нем нельзя допустить и разделения; говорю: по отношению к достоинству сыновства, а не по отношению к природам. Посему-то Бог Слово называется и Христом, так как имеет постоянное общение (sunajeian) со Христом»". “«Его же, лист 15 о догмате. “«Итак соблюдем неслиянное общение (sunajeian) естеств, будем исповедывать Бога в человеке, будем почитать человека, споклоняемого с Вседержителем Богом, по причине божественного общения (sunajeiaV)»". “«Его же, лист 6 о догмате»". “«Смотри, что сказано: да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу: в нем же бо пострадав, сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 17). Итак пострадавший есть милостивый первосвященник; но то, что может подлежать страданию, есть храм, а не Бог, оживотворяющий пострадавшего»". “«Его же, лист 27. “«Знайте, как превосходно было общение божества (с человечеством), даже и в то время, когда Господня плоть созерцаема была в младенце. Ибо один и тот же был и младенцем, и Владыкою младенца. Вы одобрили слово; смотрите же, не бессознательно содержите его; ибо я сказал: один и тот же был и младенцем и обитал в младенце»". “«Его же, лист 1. “«Действия Троицы общи, и различаются только по ипостасям. Таким образом прославление Единородного иногда приписывается Отцу, ибо говорит: есть Отец мой славяй Мя (Иоан. 8, 54), иногда Духу, ибо говорит: Дух истины прославит Мя (Иоан. 16, 14), а иногда силе Христовой»". “«Его же лист 16, где говорит о Христе (Сыне). “«Это есть Тот, который сказал: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил (Матф. 27, 46),— Тот, который претерпел тридневную смерть. Поклоняюсь Ему вместе о божеством, как соучастнику божественного [192] величия.— И ниже: не само по себе есть Бог то, что образовалось во утробе, не само по себе — Бог то, что создано Духом, не само по себе — Бог то, что положено во гроб: ибо в таком случае мы были бы явными человекопоклонниками и мертвопоклонниками. Но как в восприятом (обитал) Бог, то восприятий, как соединенный (sunajeiV) с восприявшим, от восприявшего именуется также Богом»". “«Его же, лист 3 против еретиков, где говорит о Св. Духе. “«Каким образом может быть рабом Тот, который действует вместе со Отцем и Сыном? Если кто исследует действия Духа, то найдет, что они нисколько не ниже действий Отца и Сына. Это не значит, чтобы единое Божество разделялось на части, но божественное писание, дабы показать равенство Троицы, разделяет иногда по ипостасям то, что принадлежит единой силе. Подобное усматриваю я и из дел, начавшихся во времени. Слово плоть бысть и вселися в ны. Отец спосадил с собою восприятое человечество (Еф. 1, 20. 2, 6), ибо сказано: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Псал. 99, 1). Снисшедший Дух увеличил славу восприявшего; ибо говорит: егда приидет Дух истины, От Мя прославит (Иоан. 16, 13. 14)»". “«Его же, лист 6; где говорит о Христе. “«Он послан проповедати плененным отпущение и слепым прозрение (Лук. 4, 18), и, как апостол прибавляет, говоря: Он сделался верным Богу первосвященником (Евр. 2, 17). Итак Он соделался, а не от века существовал. Еретик! Он мало-помалу достиг достоинства первосвященника. Слушай, вот слова, которые яснее говорят тебе об этом: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес и услышан быв от благоговеинства; аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию: и совершився бысть всем послушающим его виновен спасения вечного (Евр. 5, 7-9). А совершается (toleioutai), еретик, то, что мало-помалу преуспевает. О сем и Лука в евангелии говорит: Иисус преспеваше премудростию и возрастом и благодатию (Лук. 2, 52). Согласно с сим и Павел говорит: совершився бысть всем послушающим его виновен спасения вечнаго, наречен от Бога первосвященник, по чину Мелхидесекову (Евр. 5, 9. 10), и ниже: наречен первосвященник. Зачем же ты превратно толкуешь Павла, смешивая бесстрастного Бога Слово с земным подобием, и делая (Его) удобостраждущим первосвященником » ". “«Его же, лист 17. “«Темже, братия, звания небесного причастницы, разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа: верна суща сотворшему Его (Евр. 3, 12).— И ниже: так как у нас один сей первосвященник, состраждущий, соестественный нам и постоянный: то не отступайте от веры в Него. Ибо Он послан вследствие обещанного нам благословения от семени Авраама, как приносящий жертву тела за Себя и за соестественных Ему людей. Заметь: (апостол) сказал прежде, что всякий первосвященник имеет нужду в жертве, и исключил Христа, как не имеющего в этом [193] нужды; но здесь утверждает, что Он приносит жертву за Себя и за соестественных Ему людей»". ,,«Его же, лист 4. “«Итак слушайте со вниманием сии слова: ядый, говорит, мою плоть (Иоан. 6, 56). Помните, что здесь говорится о плоти, и слово плоть не мною прибавлено. Не подумайте, что я неправильно толкую. Ядый мою плоть и пияй мою кровь, не сказал: ядый мое божество и пияй оное, но: ядый мою плоть и пияй мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. Помните, это сказано о плоти. Якоже посла Мя живый Отец (Иоан. 6, 57), Меня, которого вы видите. Но говорят, что иногда я неправильно толкую. Узнаем из следующего: якоже посла Мя живый Отец. Он (противник) изъясняет это о божестве, я — о человечестве. Посмотрим, кто толкует неправильно: якоже посла Мя живый Отец. Еретик говорит, что здесь речь идет о божестве: посла Мя, т. е. Бога Слово. По мнению их (противников): якоже посла Мя живый Отец, и Аз — Бог Слово — живу Отца ради. Но потом вот что следует: ядый Мя, и той жив будет (Иоан. 6, 57). Кого же будем есть, — божество или человечество»"?. ,,«Его же, лист 16. ,,«И вообще, если тщательно исследуем весь новый завет, то нигде не встретим в нем, чтобы смерть приписывалась Богу, но — или Христу, или Господу, или Сыну. А эти имена: Христос, Сын, Господь, когда усвояются в писании Единородному, обозначают оба естества, иногда божество, иногда человечество, а иногда то и другое вместе. Напр. когда Павел в послании проповедует: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его (Рим. 5, 10): то обозначает сим человечество Сына. Но когда он же говорит (в послании) к Евреям: Бог глагола нам в Сыне, имже и веки сотвори (Евр. 1, 1. 2): то показывает божество Сына; ибо не плоть сотворила веки, сама быв сотворена после многих веков.— И ниже: не божество имело братом Иакова, не смерть Бога Слова возвещаем, когда вкушаем Господню плоть и кровь (1 Кор. 11, 26)». ,,«Его же, лист 23. ,,«Я замечаю в нашем народе великую привязанность к вере и пламенную ревность к благочестию, но по невежеству в божественных догматах он часто впадает в заблуждения. В этом, впрочем, виноват не самый народ, но как бы выразиться приличнее? — Наставники ваши не имели времени сообщить вам точнейшего учения»". ,,«Петр, пресвитер александрийский и первый нотарий, сказал: вот он прямо говорит здесь, что никто из бывших до него учителей не говорил народу того, что он говорил». 82 “«Подписуюсь и осуждаю вместе с святым собором Кирилл, епископ александрийский»".“«Аркадий, епископ и легат апостольского престола»". [194] “«Ювеналий, епископ иерусалимский». “«Пройект, епископ и легат апостольского престола»". “«Флавиан, епископ филиппийский»". “«Филип, пресвитер и легат апостольского престола»". “«Фирм, епископ кесарийский»". “«Мемнон, епископ ефесский»". «Точно таким же образом подписались и все прочие вышепоименованные епископы». Комментарии (нумерация постраничных комментариев изменена на сквозную - прим. расп.). 1. Приводимые здесь отрывки из деяний третьего вселенского собора, бывшего в Ефесе, в подлиннике напечатаны только на латинском языке. Мы приводим их по переводу, напечатанному в I-м томе нашего издания. Ред. 2. Слич. Деян. всел. соб. т. I. стр. 70. 3. Слич. Деян. всел. соб. т. I. стр. 491-497. Помещенный там список отцев III всел. собора и приводимый здесь список их имеют между собою некоторые немногие разницы. Ред. 4. В 1-м томе: Периген. 5. По другим: Ахаии. 6. В 1-м томе — нет. 7. По другим: Донат. 8. Евкарпий. 9. В 1-м томе: доракийский. 10. Перекий. 11. По другим: Памфилии. 12. Ихоний гортинский с острова Крита. 13. В 1-м томе: Аиан. 14. По другим: Ампелай элусский (так и в 1-м томе). 15. ариадильский,— аривильский (в 1-м томе). 16. Домн (и в 1-м томе). 17. коромский. 18. В 1-м томе: Феодор додонский, а за ним — Кирилл пильский из Херсониса. 19. По другим: Андитий,— Андирий (в 1-м томе). 20. цероснийский, херронисский (в 1-м томе). 21. В 1-м томе — нет. 22. По другим: трагский. 23. Антоний. 24. В 1-м томе: Филит амазонский. 25. По другим: Максимиан. 26. В 1-м томе: асский. 27. кумский. 28. По другим: Евпор,— Апор (в 1-м томе). 29. Родан,— Роман. 30. В 1-м томе: эгейский. 31. По другим: анинитский (и в 1-м томе). 32. Евтихий (и в 1-м томе). 33. Евфалий (и в 1-м томе). 34. арнейский,— анейский (в 1-м томе). 35. Феодосий (и в 1-м томе). 36. В 1-м томе: кирийский,— киренский из Кипра. 37. По другим: сольский (и в 1-м томе). 38. караллийский (и в 1-м томе). 39. котенский (и в 1-м томе). 40. В 1-м томе — нет. 41. По другим: Нисий (и в 1-м томе). 42. После него в 1-м томе: Нектарий синейский. 43. После него в 1-м томе: Тавриан лирвийский,— Евсевий аспонский из Галатии. 44. В 1-м томе: Астрапит. 45. После него в 1-м томе: Силуан кератапский. 46. После него в 1-м томе: Евлогий терепуфидский. 47. В 1-м томе: флавонийский. 48. После него в 1-м томе: Феопемпт кавасский. 49. В 1-м томе: Лампон. 50. Поплий. 51. По другим: тевхирский (и в 1-м томе). 52. В 1-м томе: дарнейский. 53. По другим: нилопольский (и в 1-м томе). 54. Ираклий. 55. — — фенойский,— афнейский (и в 1-м томе). 56. В 1-м томе: Елип сельский. 57. По другим: тавский,— тавайский (в 1-м томе). 58. Аннон. 59. В 1-м томе: Ираклид финейский. 60. психосский. 61.-62. нет их. 63. См. Деян. вс. соб. т. I. стр. 740-742. 64. См. Деян. вс. соб. т. I. стр. 561-574. 65. По изданию «Творений святых отцев в русском переводе» — слово третье. Т. XIX, стр, 428. 66. “Творения св. отцев в русском переводе". Т. XXI, стр. 331. 332 и 337. 67. “Творения св. отцев в русск. перев." т. III, часть 4, стр. 196-198. 68. Из книги о Св. Духе к Амфилохию, гл. 8. 69. Беседа 1-я о блаженной жизни. 70. См. Деян. вс. соб. Т. I. стр. 742-763. 71. В 1-м томе: Рудий, сын Иконика. 72. Слич. Деян. вс. соб. т. I, стр. 752-762. Там подписи эти приведены с полными объяснениями каждого подписавшегося лица. Ред. 73. По другим: Дамалий. 74. Евпрепия. 75. Евномия. 76. Феодорит. 77. — Марин, сын Евтихия. 78. Плакидий. 79. Мартина. 80. Слич. Деян. всел. соб. т. I. стр. 575-587. 81. Если поставить два n, то выйдет gennhqen, что значит рожденный, а если — одно n, то будет genhqen — сотворенный. Ред. 82. В деяниях III всел. собора (см. т. I, стр. 592-607) эти подписи помещены не тут, а после приговора о низложении Нестория, и притом во всей полноте. Ред. |
|