Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.

ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.

Послание подведомых Евтихию монахов ко второму ефесскому собору.

“«Святому и боголюбезному вселенскому собору, (собравшемуся) в ефесской метрополии, от пресвитера Нарсеса, и Тимофея, и Евсевия, и Константина, и прочих диаконов и иподиаконов и всех монахов, подведомых благочестивейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию.

“«Узнав из божественных слов о благах, обещанных от человеколюбца Бога верующим в Него (Матф. 19, 21. 29), мы презрели (и родство), и деньги, и почести, которыми каждый из нас украшался, и различные воинские должности, словом — все человеческие кажущиеся блага, которыми мы награждались и еще надеялись наслаждаться, и все собрались в одно сожительство монахов, чтобы вести жизнь воздержную. Благодатью Господа Христа мы составляем уже число 300, и, повинуясь учениям благочестия и правды, под руководством почтеннейшего архимандрита Евтихия, живем в таком воздержании уже 30-й год, а многие и несколько более. Но благочестивейший епископ царствующего (города) Константинополя Флавиан, когда ему должно было и настоящее хвалить, и к лучшему увещевать, и окружить всяким попечением тех, которые, оставив человеческое, прибегли к Богу, поступил совершенно напротив, чем надлежало: он осыпал клеветами и хулами нашего пастыря и под видом [173] благочестия нашел несправедливый предлог к его осуждению в том, что он не богохульствует вместе с ним вопреки определению веры, которое изложил святый никейский собор, и утвердил (собор) прежде бывший в этом Ефесе; нам же, чрез посланного им пресвитера Феодосия 1 с другими находящимися с ним клириками, приказал удаляться от пастыря и даже не говорить с ним, а монастырское имущество, под именем бедных, берег для него самого, ибо он торговал им; а кто не будет этого делать, тех и самих вместе с учителем отлучить от общения святых таинств. И святый алтарь, который он (Евтихий) водрузил за шесть месяцев до умышленного извета, стоит без божественного жертвоприношения. Мы же до самого вашего святого собора были связаны таким неправедным его отлучением. А некоторые из наших братий умерли в состоянии неправедного наказания. И хотя мы (все) другое, свойственное монашескому житию, отправляем по правилам монахов, однако ж пребываем чуждыми тех, которых (чужды только) обвиненные в нечестии. В слезах о таком несчастии нас застал спасительный день рождества Владыки и Спасителя нашего Бога и Господа Иисуса Христа: и тот день, который всем христианам приносит радость, мы провели в печали, вместо молитв богослужения изливая устами рыдания. В них застал нас и день богоявления. Как приближающиеся к смерти, по любви к (своей) душе, оплакивают (свой) конец: так и мы, лишенные чистейших таинств, провели (тот день) в плаче. Наступил день и спасительного страдания, и священная ночь, и торжество воскресения, во время которого наши святые отцы отпускают эпитимии премногим грешникам, императоры разрешают узы преступникам, и всякий дом и всякая площадь наполняются праведною радостью; а мы, содержимые узами неправедного отлучения, не видим никакой милости от обвинителя; но вот уже прошло девять месяцев, а он остался непреклонным до настоящего времени, всячески вынуждая от вас такой о себе приговор, чтобы он получил достойный плод своего несправедливого против нас (произнесенного) осуждения, (именно) — справедливый ваш приговор о нем, и таким образом, по святому Писанию, был судим, как сам судил (Матф. 7, 1. 2), и был наказан (сообразно тому), как строил козни. Поэтому умоляем ваш святый собор — сжалиться над нами, потерпевшими такое несправедливое наказание от священника за благочестие, возвратить нам общение, несправедливо отнятое, а ему, совершившему это, воздать возмездие за то, что он неправедно судил»".

,,«Нарсес пресвитер подписал своею рукою. Также подписали все:

диаконы: Тимофей. Евсевий 2. Константин. Евстафий. Зиновий. Авксентий. Зиновий. Смарагд. Елевсиний. Констанций 3.

иподиаконы: Феодул 4. Геронтий. Порфирий 5.

монахи: Мартирий 6. Панхарий. Павлона. Филумен 7. Авраамий. Юлиан. Антоний. Македоний. Тимофей. Юлиан 8. (Евпрепий). (Дорофей). [174] (Картасий) 9. (Тимофей). Евгений. Феотим. (Иоанн) 10. Малх. Еввул 11. Гимнасий. Ипатий»".

* «Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как вы сказали, что вы отлучены, а не знаете вины, и мы догадываемся, за что: то говорите открыто о вашей вере, как вы содержите (ее). Ибо исповедание веры и есть ваше оправдание.— Диакон и монах Елевсиний сказал: мы, как объяснил вашей святости благочестивый наш архимандрит (своею) запискою, так мудрствуем, как постановили 318 святых отцев в Никее, и как утвердил бывший здесь святый собор; и вопреки этой веры мы никогда ничего не думали и не мудрствовали.— Диоскор, епископ александрийский, сказал: о явлении во плоти Спасителя (нашего) так ли мудрствуете, как блаженный Афанасий, и блаженный Кирилл, и блаженный Григорий, и все православные епископы? — Диакон и монах Елевсиний сказал: все так мудрствуем, как и святые отцы, собиравшиеся в Никее, и сходившиеся здесь. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий представил записку; согласны ли вы с тем, что он написал, и следуете ли вере его? — Диакон и монах Елевсиний сказал: да. — (Диоскор, епископ александрийский, сказал: не притворяетесь ли? — Диакон и монах Елевсиний сказал: нет). — Диоскор, епископ александрийский, сказал: тоже мудрствуете? Согласны с этим? Анафематствуете тех, которые не так мудрствуют? — Диакон и монах Елевсиний сказал: да, клянусь стопами ног ваших. — Ювеналий. епископ иерусалимский, сказал: надлежит, чтобы они, так исповедующие православную веру, изложенную в Никее и утвержденную в Ефесе, были причастными и святого общения и своих степеней. — Святый собор сказал: все мы соглашаемся с этими словами; все говорим это. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: итак угодно вашему благочестию и то включить в определения, что вместе с архимандритом Евтихием мы разрешаем и живущих с ним клириков и монахов? — Святый собор сказал: разрешаем их. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: возвращаем им и достоинство и общение таинств? — Святый собор сказал: да: это — справедливый суд. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как документы объявлены, и весь этот святый собор согласно возвращает почтеннейшему архимандриту Евтихию общение и также достоинство пресвитерства, кроме того разрешает и всех живущих с ним клириков и монахов: то справедливо и надлежит прочитать то, что сделано относительно правой веры нашей святым собором, прежде собиравшимся в этом городе. Почтеннейший пресвитер и первый нотарий Иоанн пусть принесет и прочтет это, если то будет угодно и всему святому собору.— Домн, епископ антиохийский, сказал: если угодно прочитать, пусть прочтется.— Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: необходимо прочитать нам веру 318-ти святых отцев, и бывших в Ефесе, чтобы мы, слушая большее нечто, усвояли себе первые начала этого.— Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: чтение святых отцев весьма полезно и (служит) утверждением; ибо в [175] них мы имеем охранение нашего православия.— Стефан, епископ ефесский, сказал: пусть прочтется изложение, составленное 318-ю святыми отцами в Никее и утвержденное в Ефесе, для охранения православной веры.— Святый собор сказал: все мы желаем этого.— Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал:


Комментарии

1. По другим: Феодота.

2. Евтиций или Евтихий.

3. Константин.

4. Феодор.

5. Просфорий.

6. Мартин.

7. Филиний.

8. Иоанн.

9. По другим: Фортасий или Еортасий.

10. Юлиан.

11. Еввол.

* из ефесских деяний - прим. расп.

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2022  All Rights Reserved.