Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.

ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.

Продолжение рассуждений халкидонского собора и чтения актов. (Деяния) в Ефесе под председательством Диоскора.

«Василий, епископ Селевкии исаврийской, сказал: соглашаюсь с верою святых отцев, бывших в Никее, и снова утвердивших ее в Ефесе. А тех, которые мудрствуют в чем-либо противно определенному или в Никее или в Ефесе, отвращаюсь, анафематствуя разделяющих единого Господа нашего Иисуса Христа после соединения на два естества, или ипостаси, или лица; осуждаю и отвергаю мои (собственные) слова, которые я высказал о двух естествах в документах, составленных в царствующем городе; и поклоняюсь одному естеству — божеству Единородного, вочеловечившегося и воплотившегося».

1 При чтении этого, Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «я не привожу других свидетелей. Боясь и страшась тебя, почтеннейший Диоскор, я просил чрез блаженного епископа Иоанна, чтобы исправили мою речь. Потому что ты сделал нам тогда большое [154] принуждение, как (чрез тех, которые находились) вне и внутри, так и своим языком. Потому что в церковь вторглись воины с оружием, и наступали монахи, прибывшие с Варсумою, и параболаны, и большая толпа других. Пусть поклянутся все, пусть поклянется египетский епископ Авксоний, пусть поклянется Афанасий, что я не говорил: не разрушай, господин, верования всей вселенной». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «разве я принуждал тебя»? Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «к такому человекоубийству ты принудил нас посредством угроз большой толпы, после осуждения блаженного Флавиана. Судите, какое насилие он причинил тогда, присвоивши власть над всеми делами и право суда, если и теперь возмущает весь собор. С ним осталось только шесть (человек), и он возмущает всех нас». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «и мой нотарий Димитриан готов доказать, что ты тайно просил его изменить твои слова». Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «прошу вашу знатность, чтобы явились сюда каждый из епископов-митрополитов, и ликаонийский, и фригийский, и пергский и прочие: и пусть они скажут пред (святым) евангелием, не так ли было, что, когда после осуждения блаженного Флавиана все мы сделались печальны, и одни не хотели подавать голоса, а другие убегали, он (Диоскор), вставши и стоя на возвышении, объявил и сказал: смотрите, если кто не хочет подписываться, тот против меня. Пусть поклянется господин Евсевий, не был ли он в опасности быть осужденным, потому что голос его немного разнился». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «однако ж он, когда шло исследование против Флавиана, не осуждал своего голоса и не просил уничтожить его». Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, сказал: «прикажите объявить мне, что он показал против меня, чтобы я мог против него дать ответы». Онисифор, почтеннейший епископ иконийский, сказал: «по прочтении всего того, что теперь снова перечитано, также в Ефесе было читано правило, в котором говорилось, что никто ничего не должен исследовать о вере, ни епископ, ни клирик, иначе будет низложен, а если это мирянин, то будет отлучен. Я сказал (потихоньку) сидевшим близ меня епископам: правило это читается не для чего другого, как для осуждения епископа Флавиана. А близ меня были почтеннейший епископ синнадский Мариниан и господин Епифаний пергский. Пергский сказал мне: да не будет. Если же и произойдет негодование, то оно будет против Евсевия; потому что никто не будет столько безумен, чтобы сделать что-нибудь подобное прямо просив Флавиана. По прочтении этого правила, он (Диоскор) тотчас сказал: давай сюда нотариев. И было принесено и прочитано осуждение блаженного Флавиана. Я встал, поднял других епископов и, обнимая колена его, говорил: нет, клянусь стопами твоего благочестия, он не сделал ничего достойного осуждения. Если же он достоин порицания, то пусть порицается. (Диоскор), встав с трона и стоя на подножия его, сказал: бунт против меня воздвигаете? Давай сюда стражу. И таким образом, убоявшись, мы подписались». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «лжет; он должен быть наказан. (Я не говорил: давай сюда стражу.) [155] Давай тех, которые подтвердили бы это». И когда встал почтеннейший епископ синнадский Мариниан, то почтеннейший епископ Диоскор сказал ему: «с угрозою ли я сказал: привести сюда стражу»? Мариниан, почтеннейший епископ синнадский, сказал: «когда он намеревался произнести приговор, встали я, и господин Онисифор, и господин Нунехий лаодикийский и другие, и, обнимая его ноги, говорили: и ты имеешь пресвитеров; не должно осуждать господина епископа из-за пресвитера. Потом он сказал: хотя бы мне отрезали язык, я не подам другого голоса. Тут ворвалась толпа, а мы пребывали (в том же положении), держа его за колена и прося его. И тогда он произнес: где стража? Друг (мой) истина. Вошла стража, и ввела проконсула с цепями и с большою толпою. После этого каждый из нас подписался». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: было не десять, или двадцать, или тридцать, или сто (человек) только; а из них я представляю свидетелей, что нет ничего истинного в том, что он высказал. А так как ваша знатность утомилась, то, если угодно, можно отложить; и опять сделаем это, что бы ни было рассматриваемо». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть будет прочитано прочее».— Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистория, прочитал из того же свитка:

2 «Епископ Селевк сказал: сообразуюсь и соглашаюсь с тем, что изложено святыми отцами в Никее и утверждено в Ефесе; и осуждаю свои слова, сказанные мною в славном Константинополе, в которых содержится, что должно проповедовать Господа нашего в двух естествах после соединения; анафематствую тех, которые Господа нашего Иисуса Христа, после соединения, разделяют на два естества, или на две ипостаси, или на два лица, и считаю их чуждыми церковного общения.— Архимандрит Евтихий сказал: ваше благочестие ясно видит, что прочитанное деяние показывает, что прежние документы испорчены. Мы и теперь имеем показание достоуважаемого силенциария Магнуса, сделанное пред знатнейшим придворным начальником; и просим, чтобы оно было прочитано.— Флавиан, епископ константинопольский, сказал: оно ложно.— Диоскор, епископ александрийский, сказал: если боголюбезнейший епископ Флавиан знает что-нибудь согласное с своим мнением, пусть выскажет письменно.— Флавиан, епископ Константинопольский, сказал: ты лишил меня права защиты.— Диоскор, епископ александрийский, сказал: присутствующий святый собор знает, лишил ли я тебя чего-нибудь. Итак, если ты знаешь что-нибудь согласное с тобою, говори.— Флавиан, епископ константинопольский, сказал: дозволено ли мне говорить?— Диоскор, епископ александрийский, сказал: никто тебе не запрещал; об этом знает и святый собор.— Флавиан, епископ константинопольский, сказал: вторые деяния не содержат в себе ничего ложного; это знает и господин Фалассий, знает и господин Евсевий.— Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: никто не запрещал твоей святости говорить. Итак скажи, что ты находишь согласным.— Диоскор, епископ александрийский, сказал: господин Евсевий, [156] скажи, запрещал ли я ему говорить?— Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: Бог знает, что мы просим тебя говорить. — Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: еще и теперь скажи, если желаешь что-нибудь (сказать),— Флавиан, епископ константинопольский, сказал: деяние было составлено и рассмотрено при господине Фалассие и господине Евсевие, в присутствии силенциария Магнуса; и ничего такого не доказано. Каждый из присутствовавших тогда епископов, как пред Богом, говорил, что слышал; и не сказано ничего ложного.— Диоскор. епископ александрийский, сказал: господин епископ Стефан, скажи, запрещал ли я ему?— Стефан, епископ ефесский, сказал: вот он тут. Если ты запрещал ему, пусть скажет.— Диоскор, епископ александрийский, сказал: скажите все, запрещал ли я ему.— Святый собор сказал: мы не запрещали ему.— Флавиан, епископ константинопольский, сказал: ради Бога, пусть в (этих) деяниях ничто не касается меня: потому что я ничего не думал, не мудрствовал и не буду мудрствовать иначе.— Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как деяния известны, то пусть каждый из присутствующих святых епископов скажет, как они находят верующим архимандрита Евтихия и что определяют относительно его».

«Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: так как (Евтихий) часто объявлял, что он следует изложению веры никейского собора и деяниям прежнего ефесского великого и святого собора, то я нашел его весьма православным в том, что он высказывал. И я определяю и желаю, чтобы он пребывал в своем монастыре и в своем сане.— Святый собор сказал: это справедливый суд».

«Домн, епископ антиохийский, сказал: хотя прежде, вследствие посланий от святого собора, собиравшегося в царствующем городе (Константинополе) относительно почтеннейшего архимандрита Евтихия, я подписал осуждение его: но так как в записках, недавно поданных им святому собору, собравшемуся в этой метрополии Ефесе, он исповедал, что пребывает в вере 318-ти отцев, собиравшихся в Никее, и следует также собору, бывшему прежде в этой же метрополии Ефесе, то и я сам согласен с вашею святостью, чтобы он опять получил и достоинство пресвитерства и начальство над подчиненными ему почтеннейшими братиями».

«Стефан, епископ ефесский, сказал: из того, что прочитано, и из представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием записок, видно, что он и право мыслит и право верует. Поэтому и я, следуя определению святейшего и боголюбезнейшего епископа Ювеналия, соглашаюсь и соизволяю, чтобы он был пресвитером и архимандритом».

«Фалассий, епископ кесарийский, в первой Каппадокии, сказал: хвалю и одобряю почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, ничего не мудрствующего вопреки никейскому собору и ни в чем не изменившего веры, изложенной святым собором; но одобряя, я желаю, чтобы он удержал сан пресвитерства».

«Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: признаю православным и нечуждым кафолической Церкви и почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия и всякого человека, мудрствующего согласно [157] (святейшему собору никейскому и) святейшему собору ефесскому, который и утвердил определенное в Никее. Также считаю справедливым, чтобы безукоризненный в мудрствовании, то есть, преждеупомянутый почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, не был лишаем священнического достоинства и начальства над монахами».

«Кир, епископ Афродисиады карийской, сказал: из представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием записок и из прочитанного видно, что он согласен с верою святых отцев, собиравшихся в Никее и здесь. Поэтому и я соглашаюсь с определением святых отцев, чтобы он удержал и достоинство пресвитерства и начальство над монастырем».

«Ерасистрат, епископ Коринфа элладского, (сказал: почтеннейший архимандрит Евтихий своими записками доказал, что он всегда мудрствовал так, как содержит православная вера, и следовал изложениям святых отцев, собиравшихся в Никее, которые утверждены святейшим собором, бывшим прежде в этой же метрополии. Поэтому и я определяю согласно с другими, чтобы он пользовался достоинством пресвитерства и начальствовал над монастырем, куда он был определен в начале)» 3.

«Квинтилл, епископ ираклийский, занимавший место и Анастасия, почтеннейшего епископа фессалоникского, (сказал: из записок, недавно представленных этому святому и великому собору почтеннейшим архимандритом Евтихием, я нашел его верующим право, согласно с верою, изложенною 318-ю святыми отцами, собиравшимися в Никее, и с тем, что постановлено святым собором, собиравшимся здесь для осуждения нечестивого Нестория. Итак, необходимо одобряя эту его веру, считаю его достойным и пресвитерства и начальства над монастырем)».

«Мелетий, епископ (города) Лариссы, занимавший место Домна, почтеннейшего епископа апамейского, (сказал: и я соглашаюсь с определениями святых отцев; потому что из прочитанного я увидел, что он (Евтихий) верует православно. Поэтому считаю его достойным прежнего священства и управления монастырем)».

«Кириак, епископ трокмадский, занимавший место Феофила 4, почтеннейшего епископа писинунтского, во второй Галатии, сказал подобным образом: (так как святейший пресвитер и архимандрит объявляет святому собору, посредством записок, что он так содержит веру, как 318 святых отцев, и следует святому ефесскому собору: то мы находим его православным, и желаем, чтобы он имел сан пресвитера и начальство над монахами. Я сказал это и за себя и за упомянутого митрополита, потому что он одержим тяжкою болезнью)».

«Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: из того, что теперь показал почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, мы узнали, что он согласен с верою, изложенною (святыми) отцами. бывшими в [158] Никее, и святыми отцами, собиравшимися в этом славном (городе) Ефесе. Поэтому я определяю, чтобы он, так мудрствующий, и пользовался священническим достоинством, и пекся о монастыре по прежнему обыкновению».

«Иоанн, епископ севастийский, в первой Армении, сказал: (право веровать значит следовать святым отцам. Итак почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, следующий вере, изложенной святыми отцами в Никее, и тому, что определено святыми отцами в Ефесе, православен и достоин управлять монастырем и отправлять священническую должность, по прежнему обыкновению)».

«Василий, епископ Селевкии исаврийской, (сказал: узнав из записок, представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом святому собору, собравшемуся по вдохновению Св. Духа, что он мудрствует согласно с святыми отцами, собиравшимися прежде этого в Никее и в Ефесе, я, по примеру предшествующих отцев, возвращаю ему и сан пресвитера и начальство над монастырем)».

«Феодор, епископ города Тарса, (сказал: как из записок, представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом, так и из его исповедания, находящегося в деяниях, мы узнали, что он следует вере святых отцев, изложенной в Никее и утвержденной теми, которые прежде сего собирались в Ефесе: и справедливо, чтобы он имел священство и начальство над монастырем, потому что это благоугодно всему святому собору)».

«Роман, епископ мирликийский, (сказал: пусть почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, следующий вере святых отцев, пользуется и честью пресвитерства и управляет досточтимым монастырем)».

«Фотий, епископ тирский, (сказал: похвально и всякого подражания достойно, когда он так следует кафолической вере, изложенной святыми отцами в Никее и утвержденной святым собором, прежде сего собиравшимся в Ефесе; мы определяем, чтобы он пользовался священническим достоинством и, по обычаю, имел попечительство над своим монастырем. Справедливость требует, чтобы тот, который украшается правою верою и непорочностью жизни, по-прежнему пользовался всякою честью, которой удостоила его божественная благодать)».

«Феодор, епископ дамаскский, (сказал: из записок, недавно представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, мы увидели, что он согласен с изложениями святых отцев, бывших в Никее и с собором, после того собиравшимся в этом славном городе Ефесе. Поэтому и я, определяя согласно святым отцам, считаю справедливым, чтобы он имел и священство пресвитерства и начальство над монастырем)».

«Юлиан, епископ тавийский, (сказал: все, кто не отвергает закона благочестия, признают, что согласие 318-ти отцев, собиравшихся в городе Никее и подробно изложивших догматы, внушено было благодатью Божиею и явно есть голос Святого Духа; и это утвердил собор, незадолго прежде сего собиравшийся в этой славной метрополии. Как те первые в начале писали по внушению Духа, так и те, которые собирались после них, [159] почитая их определения, предписали тщательно хранить их. Итак справедливо, чтобы почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, определительно исповедующий то, что изложено никейскими отцами и теми, которые были в Ефесе, за его благочестие пользовался и священническим достоинством и имел священное начальство над давшими обет лучшей жизни)».

«Флоренций, епископ лиддский, (сказал: так как почтеннейший архимандрит Евтихий представил записки, в которых торжественно обещает, что он предан вере святого никейского собора и недавно собиравшегося в ефесской метрополии, кроме того прибавляет еще, что он анафематствует всякую ересь, содержащуюся в его статье, и что он, как бы пред Богом Отцем и Сыном и Святым Духом, удаляет из души то, что внес в статью, веруя: то и я определяю подобно предыдущим, чтобы он украшался именем пресвитера и по прежнему обыкновению начальствовал над братством)».

«Мариниан, епископ синнадский, (сказал: почтеннейший архимандрит Евтихий, торжественно обещающий в своих записках следовать святому никейскому собору и тому, что определено прежде в Ефесе святейшим и блаженнейшим Кириллом и с ним святым собором, пусть пользуется пресвитерством и общением с нами, и, с помощью Божиею, благопристойно начальствует над монастырем)».

«Мусоний, епископ нисский, (сказал: записка, представленная благочестивым пресвитером и архимандритом Евтихием, равно и показания, которые он внес в деяния, показывают его стражем веры 318-ти и определений святых отцев, собиравшихся в Ефесе. Поэтому я считаю справедливым, чтобы он за правую его веру и удержал священство и начальствовал над почтеннейшими монахами)».

«Константин, епископ вострский, (сказал: и из прочитанных деяний, и из записок, представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, очевидно, что он мудрствует согласно православной вере, изложенной святыми отцами в Никее, то есть 318-ю, и теми святыми отцами, которые собирались в Ефесе; поэтому и я считаю справедливым чтобы он имел и священство пресвитерское и начальство над монастырем»

«Иоанн, епископ никопольский, в первой Армении, (сказал: из записок, представленных святейшему собору почтеннейшим пресвитером Евтихием, мы узнали, что он право мудрствует по изложению святых отцев, бывших в Никее и собиравшихся прежде этого в Ефесе; и мы определяем тоже, что святейший собор, считая его достойным и отправлять священническую должность и начальствовать над монастырем)».

«Акакий, епископ ариарафийский, во второй Армении, занимавший место и почтеннейшего Константина, епископа мелитинского, (сказал: благочестивейший и святейший пресвитер Евтихий, и представленными записками, и тем, что он теперь объяснил, показал себя право мудрствующим, как и те 318 отцев наших, которые были в Никее, и те, которые после собирались в Ефесе. Итак он достоин опять быть принятым в священство и удержать начальство над монастырем)». [160]

«Стефан, епископ иерапольский, (сказал: и я соглашаюсь с тем, что благоугодно святым отцам нашим относительно благочестивейшего пресвитера и архимандрита Евтихия; потому что из прочитанного. я убедился, что он православен; поэтому считаю его достойным иметь и сан священства и начальство над монастырем)».

«Аттик, епископ никопольский, в древнем Эпире, (сказал: надлежало удовольствоваться заявлениями святых и превосходных отцев наших, в которых они оказываются и теперь согласными с неизменными, прежде составленными, определениями святых отцев, в те времена собиравшихся в городе Никее и в этой боголюбезной ефесской метрополии, начальник и правитель коей сделался достойнейшим всякой похвалы, и с треблаженным между ангелами, бывшим в древности отцом нашим Кириллом, по всей вселенной прославившим святое таинство нашей веры. Ибо по истине надлежит, чтобы благочестивые и верные мужи жили согласно с верою святых отцев. Итак в этом отношении и я заявляю, что, особенно на основании недавно прочитанных нам деяний и записок. представленных его руками сему святому и вселенскому собору, мы находим почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия согласным с изложениями святых отцев; и справедливо, чтобы он, по правому определению святых отцев, был пресвитером и имел начальство над вверенным ему от Бога монастырем)».

«Евстафий, епископ беритский, (сказал: низверженный почтеннейший архимандрит Евтихий так благочестиво изложил учение веры, что он побудил и весь настоящий святый собор произнести священные и согласные олова и с похвалою отозваться, что это — вера отцев. Итак кто будет столь чужд благочестия, который бы стал терпеть то, что таковой муж не пользуется и саном священства и начальством над монастырем)»?

«Нунехий, епископ Лаодикии тримитарийской, (сказал: справедливо и должно, и достойно этого человеколюбивейшего собора, чтобы почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, следующий изложению святых отцев, бывших в Никее, и святейших, которые прежде собирались в этом славном городе, что доказывают представленные им записки, пользовался и священническим достоинством и управлял монастырем, как угодно и святым отцам)».

«Олимпий, епископ Констанции на острове Кипре, (сказал: и я соглашаюсь с определениями вашей святости относительно восстановления почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Кандидиан, епископ Антиохии писидийской, (сказал: и я соглашаюсь с благочестивыми и каноническими определениями святейших благочестивейших отцев относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Стефан, епископ аназарвский, (сказал: из прочитанного недавно ясно видно, что почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий ничего не мудрствовал вопреки святым отцам, но часто исповедовал, что он мудрствует согласно с 318-ю святыми отцами, бывшими в Никее, и с святейшими епископами, собиравшимися после того в этом городе. Поэтому [161] я произношу мнение одинаковое с святыми отцами, чтобы он имел достоинство пресвитерства и священство и попечительство над монастырем)».

«Геронтий, епископ Селевкии сирийской, (сказал: из записок, представленных благочестивейшим пресвитером и архимандритом Евтихием находим его согласным с святыми соборами, бывшими в Никее и в Ефесе; и желаем, чтобы он имел сан пресвитера и обычно начальствовал над благочестивейшими монахами, бывшими под его начальством)».

«Руфин, епископ самосатский, (сказал: из прочитанных пред святым собором записок, которые представлены благочестивейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, я нашел его мудрствующим согласно святому собору никейскому и ефесскому; и, соглашаясь с святыми отцами желаю, чтобы он имел достоинство пресвитера и обычно начальствовали над подчиненными ему монахами)».

«Индим, епископ иринопольский, (сказал: судя по всему, что теперь прочитано, исповедание благочестивейшего пресвитера и архимандрита Евтихия удовлетворило всех, потому что он мудрствовал согласно с 318-ю святыми отцами, бывшими в Никее, и с теми, которые собирались в этой метрополии, и ничего вопреки канонов божественных; поэтому и я произношу то же решение, какое святые отцы, и определяю, чтобы он имел и сан пресвитерства и начальство над монастырем)».

«Тимофей, епископ валанейский, (сказал: по запискам, представленным почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, в которых исповедует, что он успокаивается и пребывает в вере. изложенной, по обстоятельствам, святыми отцами в Никее и недавно в городи Ефесе, и я признаю, как определили святые отцы, чтобы он имел достоинство пресвитера и архимандрита)».

«Феодосий, епископ канофский, (сказал: повинуюсь и лобызаю повеление святых отцев относительно восстановления почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, ибо это определение произнесено Богом чрез святый собор; и вместе с тем определяю, чтобы он был в своем месте пресвитером и архимандритом)».

«Евтихий, епископ Адрианополя в древнем Эпире, (сказал: по определению святых отцев и на основании расследований, произведенных в царствующем городе Константинополе, также из записок, представленных боголюбезнейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, находя, что он мыслит не противно тому, что утверждено святыми отцами в Никее и богоспасаемом Ефесе, и мое смирение согласно с мнением, чтобы он имел пресвитерство и начальствовал над монастырем, как и прежде. Потому что и святейший отец мой, епископ никопольский Аттик, заявил об означенном почтеннейшем пресвитере и архимандрите подобно святым отцам)».

«Клавдий, епископ Анхиакса в древнем Эпире, (сказал: так как боголюбезнейший и святейший митрополит наш епископ Аттик заявляет согласно с этим святым и великим собором: то и я, следуя этому, также заявляю о почтеннейшем пресвитере и архимандрите Евтихие, как заявила его святость)». [162]

«Симеон, епископ Амиды месопотамской, (сказал: на основании того, что недавно прочитано и подробно утверждено на этом святом соборе, который остался доволен всем, что было совершено по делу благочестивейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, и я следую тому, что определено их святостью, чтобы этот благочестивейший пресвитер Евтихий пребывал в прежнем сане пресвитерства и сохранял тоже начальство над собственным монастырем)».

«Селевк, епископ амасийский, (сказал: так как почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий согласен следовать тому, что изложено святыми отцами в Никее, и что утверждено в Ефесе: то я признаю справедливым, чтобы этот почтеннейший Пресвитер имел священническое служение и начальство над монахами)».

«Петр, епископ гангрский, (сказал: и я согласен с мнением, постановленным святыми отцами, по делу почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Лука, епископ диррахийский, (сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий предъявлением записок и документов убедил святый и великий собор, что он трезво мудрствует о Христе и право исповедует веру, изложенную как святыми отцами и учителями, так и никейским святым собором, и утвержденную великим и вселенским собором, собиравшимся в городе Ефесе, и святейшими и блаженнейшими епископами, теперь собравшимися в той же метрополии, которые своим определением возвращают упомянутому почтеннейшему пресвитеру и архимандриту святое общение пресвитерства и начальство над монастырем. И я заявляю тоже самое и определяю одинаково)».

«Антоний, епископ лихнидийский, (сказал: и я, рассуждая одинаково, определил согласно тому, что прежде меня высказал святейший епископ митрополит Лука)».

«Марк, епископ еврийский, (сказал: и я согласен с тем, что высказано относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия святым епископом митрополитом моим Аттиком)».

«Вигилянций, епископ ларисский, (сказал: из прочитанных нам документов и записок, представленных почтеннейшим пресвитером Евтихием, усмотрев, что он мудрствует, как и мы, согласно с верою, изложенною святыми отцами в Никее, которая и запечатлена святым собором, бывшим в Ефесе, и мы согласны с мнением святых отцев и священников, теперь собранных по повелению благочестивейших императоров, чтобы упомянутому Евтихию возвращено было пресвитерство и начальство над его монахами)».

«Василий, епископ Трайянополя в области родопской, (сказал: и мое смирение определяет согласно с святыми отцами относительно лица пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Константин, епископ Димитриады, (сказал: я согласен со всем, что определено святыми отцами на святом ефесском соборе, именно — чтобы почтеннейший пресвитер Евтихий имел священство и начальство над [163] монастырем, так как он объявил, что согласен с никейскою верою и со всем, что изложено святыми отцами относительно кафолической веры)».

«Александр, епископ Севастии тарсской, (сказал: так как почтеннейший и благочестивейший пресвитер и архимандрит Евтихий согласен с верою 318-ти, бывших в Никее, и с верою блаженной памяти святейшего и благочестивейшего Кирилла, утвержденною в Ефесе: то считаю справедливым, чтобы этот Почтеннейший пресвитер и архимандрит имел пресвитерство и начальство над монастырем)».

«Созон, епископ филиппийский, (сказал: записки, которые теперь представлены почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, согласны с тем, что изложено святыми отцами в Никее, и с тем, что утвердили определения святых отцев, собиравшихся в этом городе. Посему, так как он содержит такую веру, определяю, согласно суду всех, чтобы он имел и священническую честь и начальство над монахами)».

«Евсевий, епископ дувирский 5, в первой Македонии, (сказал: тоже самое угодно и мне относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Максимин, 6, епископ серрэйский в первой Македонии, (сказал: тоже самое угодно и мне относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Гермоген, епископ кассандрийский, в первой Македонии, (сказал: тоже самое кажется и мне относительно почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия)».

«Лука, епископ веррийский, в первой Македонии, (сказал: находя, что почтеннейший и набожнейший Евтихий, начальник монахов и из множества благочестивых первейший, ни в чем не заслуживает порицания, но напротив есть последователь кафолической веры святых отцев, собиравшихся в Никее и в этом городе, желаю, чтобы он имел прежнюю честь пресвитерства и предстоятельства над монахами)».

«Иоанн, епископ Мессины ахайской, (сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, ни в чем не погрешающий против того, что благочестиво определено святыми отцами в Никее и теми, которые собирались в Ефесе, пусть пользуется священническим достоинством и по прежнему обыкновению начальствует в честном жилище братий)».

«Ураний, епископ имерийский, в области осройской, чрез переводившего слова его пресвитера эдесского Евлогия, (сказал: на основании того, что прочитано, почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий признан право мудрствующим и последователем веры 318-ти, собиравшихся в Никее, которую утвердил и святый собор в Ефесе; и справедливо, чтобы он опять получил достоинство пресвитерства и был пресвитером, и имел начальство над монастырем)».

«Афанасий, епископ опунтский, в Ахаии, (сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий право и неукоризненно испытует стези святых отцев. которые по обстоятельствам собираемы были Святым [164] Духом в Никее и в Ефесе, что он доказал записками и своими показаниями, которые он внес в собрание актов; мы считаем справедливым, чтобы он сохранял священнический сан и по прежнему обыкновению начальствовал над монахами)».

«Феодор, епископ клавдиопольский, в Исаврии, (сказал: из православной записки боголюбезнейшего пресвитера и архимандрита Евтихия и из его исповедания, высказанного им словесно и письменно, явно, что он мудрствует право; поэтому и я, соглашаясь с мнением собора, определяю, чтобы он имел честь пресвитерства и предстоятельства в своем святом монастыре)».

«Леонтий, епископ аскалонский, (сказал: хвалю определение, данное свыше чрез святых и благочестивейших наших предстоятелей. Поэтому и я, следуя их превосходному определению, умоляю, чтобы почтеннейшему Евтихию было возвращено священство, которое он имел прежде, и начальство над монахами)».

«Фотин, епископ лиддский, (сказал: из всего и из собственных слов, высказанных на письме, очевидно, что благочестивейший архимандрит Евтихий верует право и мудрствует согласно с святыми отцами никейского собора и с теми, которые после них собирались здесь. Поэтому, следуя святым отцам, я согласился и вместе определил, чтобы он имел место пресвитерства и достоинство священства, и по обыкновению заботился о своем монастыре)».

«Павел, епископ майумский, (сказал: и я считаю справедливым, чтобы почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, следующий канонам святых отцев наших, собиравшихся в Никее и в Ефесе, опять получил степень пресвитера и архимандрита)».

«Зосим, епископ миноидский, (сказал: так как благочестивый пресвитер и архимандрит Евтихий по всему найден исповедующим правую веру, которая изложена святыми отцами в Никее и здесь: то и я определяю, чтобы он пользовался достоинством священства и начальством над святым братством)».

«Епифаний, епископ пергский, (сказал: следуя тому, что благоугодно святому собору, и я соглашаюсь со всем, что определили святые отцы)».

«Варухий 7, епископ Созусы 8 палестинской, (сказал: следуя истинным словам благочестивейшего и святейшего архиепископа Ювеналия, согласным с тем, что сказано Господом нашим Спасителем Христом и святыми апостолами, и святыми отцами, собиравшимися в Никее и в Ефесе, и я равным образом определяю, чтобы почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий опять получил свой сан пресвитерства и обычно начальствовал над своим святым монастырем, и ясно и всюду был бы объявлен православным)».

«Ираклид 9, епископ азотский, (сказал: всем надлежит соглашаться с теми, которые право мудрствуют о вере. Поэтому и я считаю справедливым, чтобы благочестивый пресвитер и архимандрит Евтихий, [165] следующий канонам святых отцев, собиравшихся в Никее и в Ёфесе, опять получил достоинство пресвитерства и начальствовал над подведомым ему братством)».

«Иоанн, епископ тивериадский, (сказал: услышал я об исповедании благочестивого пресвитера и архимандрита Евтихия из того, что происходило в благополучном городе Константинополе и здесь, и ни в чем не нашел его достойным осуждения, а напротив — мудрствующим согласно с святою верою, изложенною 318-ю святыми отцами, бывшими в Никее, и с теми, которые собирались здесь; и желаю, чтобы он, как определили святые отцы, имел достоинство пресвитерства и удержал начальство над своим святым монастырем)».

«Мусоний, епископ зоорский 10, (сказал: записка, представленная благочестивейшим пресвитером и архимандритом, и показания, внесенные им в документы, ясно показали его хранителем веры 318-ти и определений святых отцев, которые собирались в Ефесе; посему, ради его кафолической веры, я считаю справедливым, чтобы он удержал священство и начальствовал над почтенными монахами)».

«Дионисий, епископ сисамазонский 11, (сказал: из всех актов явно, что благочестивейший пресвитер и архимандрит Евтихий пренепорочно мудрствует о том, что одобрено православными. Ибо он ни опустил, ни нарушил ничего из того, что определено о кафолической вере в Никее 318-ю святыми отцами, и также из того, что утверждено в Ефесе. Поэтому и я определяю подобно тому, как и святые отцы, и желаю, чтобы он обычно начальствовал над своим монастырем и пользовался честью пресвитерства)».

«Кайум, епископ фэнейский 12, (сказал: находя почтеннейшего архимандрита Евтихия ни в чем не заблуждающимся, и я, следуя тому, что благоугодно святейшему архиепископу нашему, соглашаюсь, чтобы ему возвращен был прежний сан пресвитерства, и чтобы он начальствовал по обыкновению над своим собственным монастырем)».

«Эферих, епископ смирнский, (сказал: находя боголюбезнейшего пресвитера и архимандрита Евтихия согласным с святым собором, собиравшимся в Никее, и с святым собором, который был собран здесь прежде и теперь утвержден вашим святым собранием, и я согласен в этом, и признаю вышесказанного благочестивого мужа православным, и чтобы он имел достоинство пресвитерства и начальствовал над монастырем)».

«Зевн 13, епископ пеллский, (сказал: из представленных записок, в которых почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, следуя канонам, ясно изложил кафолическую веру, и из документов очевидна его правая вера. Поэтому и я считаю справедливым, чтобы он, показавший себя кафоликом во всем. опять получил священнический сан и архимандритское начальство)». [166]

«Панкратий, епископ Ливиады, (сказал: справедливо то, что благочестивейший пресвитер и архимандрит Евтихий следует правилам святых отцев, которые собирались в Никее и Ефесе, и за то от святейшего архиепископа нашего Ювеналия опять получает степень пресвитера и архимандрита, как разумеющий правую веру полнее; и моему смирению надлежит определить согласно с ним)».

«Авксилай, епископ сарацин союзников, (сказал: соизволяю и соглашаюсь со всеми благими определениями о почтеннейшем архимандрите Евтихие, и считаю справедливым, чтобы ему возвращен был сан пресвитерства, и чтобы он начальствовал над собственным монастырем)».

«Алипий, епископ баканфский 14, (сказал: на основании собрания прочитанных нам документов, также представленных благочестивейшим пресвитером и архимандритом Евтихием записок, достоверно признавая, что он согласен с святою верою, изложенною 318-ю святыми епископами, бывшими в Никсе, также теми, которые собирались в Ефесе, и следуя справедливому определению святейшего архиепископа нашего Ювеналия и прочего святого собора, и я соглашаюсь, чтобы он был пресвитером и архимандритом)».

«Полихроний, епископ антипатридский, (сказал: следую и соглашаюсь с тем, что благоугодно святейшему архиепископу Ювеналию и этому священному собору; и я определил, чтобы почтеннейший архимандрит Евтихий был восстановлен в его служении, и чтобы он обычно начальствовал над своим монастырем)».

«Домнин, епископ платейский, в Элладе, (сказал: благочестивый пресвитер и архимандрит Евтихий, показавший себя хорошо исполняющим слово благочестия во всем, достоин и украшаться саном пресвитерства и по обыкновению начальствовать над братиями)».

«Феодосий, епископ маставрский, (сказал: ученики должны следовать учителям и тем, которые, на основании предыдущего, одобрили благочестие почтеннейшего пресвитера Евтихия, согласное с правилами святых отцев, и последование его тем, которые собирались в Никее и в этой славнейшей метрополии. Таким образом и я подтверждаю справедливость того, чтобы он пользовался и достоинством пресвитерства и начальством над монастырем)».

«Кириак, епископ эгейский 15, (сказал: святые отцы основательно определили о лице благочестивейшего и почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, находя, что он православно мудрствует о том, что постановлено святыми отцами, собиравшимися в Никее и в метрополии Ефесе. И мое смирение определило, чтобы этот почтеннейший муж удержал степень пресвитерства и достоинство архимандрита)».

«Флавиан, епископ адрамитский, (сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит показал свое произволение, что он согласен и исповедует с святым собором святых отцев, собиравшихся в Никее, и с тем, что утверждено в ефесской метрополии. Поэтому почтеннейший [167] архимандрит Евтихий достоин числиться в священническом звании пресвитерства и начальствовать над монастырем подчиненных ему благочестивых монахов, как и определили святые отцы, собравшиеся в этой же метрополии)».

«Леонтий, епископ Магнезии меандрской, (сказал: и в догматических учениях и в духовном служении нам — детям прилично следовать отцам, отправляющим священническую должность. Посему, так как это честнейшее и божественное собрание определило, чтобы почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий опять получил и сан пресвитерства и начальство над монастырем, недавно у него отнятое: то и мое смирение согласно на то, чтобы он пользовался и достоинством пресвитерства и начальством над монастырем)».

«Евтропий, епископ пергамский, в области асийской, (сказал: так как почтеннейший пресвитер и монах Евтихий своими записками, представленными им святому собору, доказал, что он верует право, по изложению святых отцев никейского и ефесского соборов: то и я согласен с решением святых отцев святого и великого собора, собравшегося в ефесской метрополии по высочайшему повелению, чтобы он был признан достойным отправлять священническую должность и начальствовать над монахами)».

«Максим, епископ траллийский, (сказал: так как доказано, что боголюбезнейший пресвитер и архимандрит Евтихий хранит кафолическую веру: то и я, следуя рассуждениям святых и боголюбезнейших отцев наших, определяю, чтобы он удержал священство и монастырь, которым прежде управлял)».

«Онисифор, епископ иконийский, (сказал: и я утверждаю справедливость того, чтобы благочестивейший пресвитер и архимандрит Евтихий и находился в чине священства и начальствовал над своим монастырем)».

«Иоанн, епископ острова Родоса, (сказал: из записок, представленных почтеннейшим архимандритом Евтихием, явно, что он и право мудрствует и достоин удержать достоинство пресвитерства и начальство над монастырем. Поэтому и я соглашаюсь с тем, что определено о нем вашим святым и великим собором)».

«Диогениан, епископ Афруполя ремессианского, (сказал: по согласию отцев пресвитер Евтихий пусть имеет общение (с Церковью) и священство и жительство в своем монастыре)».

«Феодосий, епископ амафунтский, (сказал: быв слушателем чтения документов, которые составлены о почтеннейшем архимандрите Евтихие, и находя его мудрствующим право и единомысленно как с святым собором никейским, так и с тем, который, благодатью Божиею, был собран здесь прежде и теперь собрался, я соглашаюсь, чтобы он, как угодно святым отцам, удержал и сан пресвитерства и начальство над монастырем)».

«Кириак, епископ леведский, (сказал: и я соглашаюсь с высказанным определением святых отцев о лице почтеннейшего архимандрита [168] Евтихия. Поэтому считаю справедливым. чтобы он удержал сан пресвитерства и начальство над монастырем)».

«Геннадий 16, епископ тиинский 17, в Элладе, (сказал: из чтения документов и из представленных записок я узнал, что почтеннейший архимандрит Евтихий — кафолик. Поэтому и я, согласившись с решением святых отцев, считаю справедливым, чтобы он удержал сан пресвитерства и начальство над монастырем)».

«Олимпий, епископ евасский, (сказал: как из чтения документов, так из собственноручно подписанных и представленных записок, и из собственных слов, высказанных на настоящем вселенском соборе, которого председатель и первенствующий есть святейший отец наш и вселенский архиепископ великого города Александрии Диоскор, я узнал, что почтеннейший архимандрит Евтихий — кафолик и мудрствует одинаково и согласно с 318-ю святыми отцами, собиравшимися в Никее, относительно правой веры, которая ими изложена, и потом утверждена на ефесском соборе. Посему и я, соглашаясь с произнесенным решением святых отцев, считаю справедливым, чтобы почтеннейший архимандрит Евтихий удержал прежнее священство и начальствовал над почтенными братиями, которых уже прежде имел под своею властью)».

«Юлиан, епископ ипэпский, (сказал: и я определяю так же, как определил святый и вселенский собор, собранный, по благодати Божией и по повелению благочестивейших и христолюбивых императоров наших, в ефесской метрополии: пусть почтеннейший архимандрит Евтихий удержит сан пресвитерства, пользуется святым служением Господу нашему Иисусу Христу и заботится об управлении благочестивыми братиями подведомого ему монастыря)».

«Феопемпт, епископ кавасский, (сказал: как кажется, еще и ныне иудействуют испытующие Спасителя всех Христа. Ибо еще доселе есть не разумеющие таинства Его домостроительства во плоти, заблуждающиеся и обольщающие, как сказал святый Павел (2 Тим. 3, 13). Итак, издавна зная почтеннейшего и боголюбезнейшего пресвитера и архимандрита не только как кафолика, но еще как мужественно опровергавшего нечестивое учение Нестория, мы и теперь убедились из чтения документов, что он потерпел осуждение несправедливо и противозаконно. И так как представлением записок он теперь ясно показал сему святому и великому собору свою правую и незапятнанную веру: то и мы, согласно определениям святых отцев, признаем его общником и достойным считаться между пресвитерами и предстоятелем в своем монастыре)».

«Калосирий, епископ арсиноитский, чрез переводившего слова его диакона его Юлия 18, (сказал: из бывшего сегодня чтения бумаг я нашел почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия право мудрствующим о кафолической вере. Поэтому, как всегда мы признавали его своим общником, так и теперь, следуя определениям этого святого собора, [169] почитаем его достойным опять получить сан пресвитерства и предстоятельство в своем монастыре)».

«Иоанн, епископ гефестский, (сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий,— который не был побежден ни угрозами враждебнейшего судьи, ни переменою обвинителя, но в такой буре козней незыблемою сохранил свою душу и устоял против всех нападающих и возмущающих его волн, как это доказало недавно бывшее чтение того, что противозаконно учинено относительно его лица,— пусть пользуется достоинством пресвитерства и начальством над живущими под его властью почтенными монахами, благочестиво и неуклонно охраняя правую и незапятнанную веру, которая во время такой войны была для него щитом против таких, отовсюду пускаемых в него, стрел вражды и нечестия)».

«Ираклид, епископ ираклейский, (сказал: из документов и из записок почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, ныне читанных, мы узнали, что он, как и всегда, мудрствует право, и дали ему святое общение; посему пусть он получит, по определению святого собора, и сан пресвитерства и начальство над собственным монастырем)».

«Исаак, епископ елеархийский, (сказал: из представленных записок и сегодня прочитанных документов, почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий найден последователем веры святых отцев, которая изложена в Никее и утверждена прежде сего в этом городе Ефесе. И я согласен с святыми отцами, чтобы он имел сан пресвитерства и честь архимандрита)».

«Гемеллин 19, епископ ерифрейский 20, (сказал: из чтения документов, составленных в славном и христианнейшем Константинополе, видно, что почтеннейший и боголюбезнейший архимандрит Евтихий был обвиняем на основании того же, на основании чего теперь мы признаем, что он всегда мудрствовал и мудрствует кафолически; а те, которые, как они думали, низложили его, найдены мудрствующими противно никейскому и ефесскому соборам. Этот святый и великий собор нашел справедливым, чтобы он, по прежнему обыкновению, был и пресвитером и архимандритом; посему и я соглашаюсь с этим)».

«Аполлоний, епископ танейский 21, (сказал: почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий найден право мудрствующим и верующим; поэтому я соглашаюсь с тем, что определено о нем святыми отцами, относительно возвращения ему чести пресвитерства, и чтобы он продолжал управлять монастырем своим, как и прежде)».

«Геннадий, епископ ермопольский, (сказал: из представленных этому святому собору записок и из бывшего сегодня чтения документов, мы узнали, что почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий право мудрствовал и мудрствует. И потому я согласен, чтобы он опять получил сан пресвитерства и честь архимандрита)».

«Кир, епископ вавилонский, (сказал: находя почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия кафоликом и содержащим несокрушимую веру, [170] сколько то известно из представленных записок и из чтения документов, и я согласился с предыдущими святыми отцами, чтобы он сохранил достоинство пресвитерства и попечительство над монахами)».

«Афанасий, епископ бусирейский 22, (сказал: так как доказано, что почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий мудрствует и верует так, как содержит и святый собор, некогда собиравшийся в Никее, и как утверждено святым собором, который незадолго прежде сего был в этом городе: то и я успокаиваюсь, и соглашаюсь, чтобы он, как и святый собор определил, опять получил достоинство пресвитерства, и также имел начальство над своим монастырем)».

«Фотин, епископ тевхирский, (сказал: сколько видно из записок, представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом, и из чтения документов,— благоразумно и справедливо восстановить его в священстве. равно как и в попечительстве, по обыкновению, над собственным монастырем)».

«Феофил, епископ клеопатридский, (сказал: и жизнь, и нравы, и прежнее поведение представляют свидетельство веры почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, уже и прежде понесшего великий труд против безумств Нестория, чем он у всех заслужил похвалу. Так как он и теперь тем не менее следует изложениям святых отцев, собранных в Никее, утвержденным и в этом славном городе Ефесе, где председательствовал треблаженный Кирилл, некогда архиепископ наш: то и я согласен, чтобы он оставался при том же, при чем был и прежде, то есть, в чести пресвитера и архимандрита)».

«Пасмеий 23, епископ паральский, (сказал: из представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием записок мы узнали, что он неукоризненно содержит нашу правую и непорочную веру. Поэтому и я соглашаюсь и соизволяю на то, что определено святыми отцами).

«Сосий 24, епископ созусский 25, (сказал: хорошо: справедливо и благочестиво определение святых отцев, которое они благоволили произнести относительно восстановления почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, рассмотрев до совершенной подробности то, что сегодня прочитано. И я соглашаюсь с ними, считая справедливым возвратить ему как место пресвитерства, так и первенство в честнейшем монастыре)».

«Феодул 26, епископ писилийский 27, (сказал: из записок, представленных благочестивейшим пресвитером и архимандритом Евтихием этому святому собору, и из чтения документов, мы узнали, что он во всем мудрствует и мудрствовал право. И я считаю справедливым возвратить ему место пресвитера и честь архимандрита)».

«Феодор, епископ варнский 28, (сказал: прочитанные сегодня бумаги, составленные по вопросу о благочестивейшем пресвитере и архимандрите Евтихие, доказали, что он мудрствует и мудрствовал право; и я согласен на возвращение ему и сана пресвитерства и начальства над его монастырем)». [171] «Руф 29, епископ киринейский, (сказал: этот святой и великий собор благоразумно и справедливо возвратил почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию священство и начальство над монастырем. Ибо акты документов и представленная им записка показали его благочестивым и правоверным. И я соглашаюсь с этим определением)».

«Зенон, епископ ринокурурский, (сказал: как из бывшего теперь чтения документов, так и из безукоризненных записок, представленных святейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, ясно доказано, что он рачителен к благочестивой религии и следует кафолической вере, которая прежде сего изложена треблаженными отцами нашими епископами, собиравшимися в Никее, и тому, что незадолго прежде сего здесь определено святой памяти, к лику святых причисленным, Кириллом, предстоятелем города Александрии, и утверждено святым и вселенским собором. Поэтому и мое смирение согласно с настоящим святым и великим собором, чтобы упомянутый святейший пресвитер и архимандрит Евтихий не был вне священнического достоинства, но удержал бы и сан пресвитерства и начальство над благочестивейшими монахами)».

«Лукий, епископ зигрский 30, (сказал: из записок, представленных почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, мы узнали, что он мудрствует право о кафолической вере. Поэтому и я соглашаюсь с определением всех, чтобы ему возвращено было и достоинство пресвитерства и честь архимандрита)».

«Авксоний 31, епископ севеннитский 32, (сказал: из чтения составленных документов и из представленных записок видно, что почтеннейший архимандрит Евтихий и мудрствует и говорит и верует так, как содержит изложение веры, составленное святыми отцами, собиравшимися в Никее, и утвержденное собором, бывшим незадолго прежде сего в этом городе, на котором председательствовал треблаженный и всехвальной памяти предстоятель наш Кирилл; и справедливо, чтобы упомянутый почтенный муж, как определил и святый собор, опять получил достоинство пресвитера и остался при том, при чем был и прежде, и был бы покровителем своего монастыря)».

«Исаак, епископ тавский 33, (сказал: на основании прочитанных сегодня документов и представленной почтеннейшим Евтихием записки, боголюбезнейшие отцы, собравшиеся теперь на этом святом и вселенском соборе, определили согласно. Поэтому и я согласился с тем, что сделано, и прошу, чтобы он удержал пресвитерство и начальствовал над своим монастырем)».

«Филокал, епископ газилский 34, (сказал: из записок, представленных святому собору почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, содержащих учение о кафолической вере, мы узнали, что он неукоризненно мудрствует о том, что определено святым никейским собором и что недавно еще утверждено на ефесском соборе. Поэтому и мы, [172] признавая его так мудрствующим, определяем возвратить ему достоинство пресвитерства и честь архимандрита)».

«Исаия, епископ малого Ермополя, (сказал: так как этот святый и великий собор, по суду и определению, воспринимает благочестивого и боголюбезного пресвитера и архимандрита Евтихия, как верующего согласно прежнему и великому собору никейскому и ефесскому: то необходимо и я соглашаюсь и определяю, чтобы он удержал и честь пресвитерства и начальство над монастырем)».

«Все высказали и заявили подобное и приблизительное».

«Варсума пресвитер и архимандрит, чрез переводчика монаха Евсевия, сказал: и я, как сын, повинуюсь своим отцам, и, свидетельствуя о православной вере святейшего и боголюбезнейшего архимандрита Евтихия, соглашаюсь, и соизволяю, и радуюсь, что вы возвратили ему сан священства и начальство над его святейшим монастырем».

«Диоскор, епископ александрийский, сказал: все определения этого святого и вселенского собора о почтеннейшем архимандрите Евтихие утверждаю и вместе с тем объявляю свое собственное мнение, чтобы он считался в чине священства и управлял своим монастырем, как прежде».

«Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: клирики и монахи подведомого почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию монастыря представили этому святому собору записку, которую мы прочтем, если прикажет ваша святость.— Евсевий, епископ Анкиры галатийской, сказал: пусть будет прочтена полученная записка.— Иоанн, пресвитер и Первый нотарий, прочитал:


Комментарии

(постраничная нумерация примечаний изменена на сквозную - прим. расп.).

1. Деяние халкидонского собора.

2. Из ефесских деяний.

3. Слова, поставленные в скобках здесь и далее, находятся только в латинском тексте, а в греческом нет их. Ред.

4. По другим: Феоктиста.

5. По другим: топиритский,— доберитский, — дабиритский.

6. Максим.

7. По другим: Ураний.

8. Орузы.

9. Ираклий.

10. По другим: зоарский.

11. сикамазонский.

12. фаинский — фанейский,— фенусский.

13. Зевенн,— Зенн.

14. По другим: бактрский,— бакатский,— бакнафский.

15. эгльский,— эленский.

16. По другим: Герман.

17. теинский,— егиенский,— гениенский.

18. Илию.

19. По другим: Гемелл.

20. герегрийский.

21. танеотский.

22. По другим: бузиридский.

23. Парфемий.

24. Зосим.

25. созенский.

26. Феодор.

27. тисилийский, тисилицинский.

28. баркский.

29. По другим: Руфин.

30. зогренский.

31. Авзоний.

32. севенунтинский.

33. таветский.

34. загильский,— загинольский,— загулонский.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.