Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.

ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.

Деяние седьмое в Константинополе (читанное в Ефесе и снова прочитанное в Халкидоне).

«Когда в назначенное время, во второй день недели, именно двадцать второго числа месяца ноября, опять собрался святый и великий собор и положено было на средине святое и достопоклоняемое евангелие, и святейший архиепископ наш Флавиан председательствовал в судебной палате епископии, — пресвитер и нотарий Астерий сказал: назначенный день настал и боголюбезнейший епископ Евсевий стоит у дверей и просит (позволения) войти. — Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть войдет. — Когда он вошел, святейший архиепископ сказал: диаконы Филаделфий и Вирилл пусть идут и близь епископии поищут почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия, пришел ли он согласно своему обещанию, и позовут его на собор. — Спустя немного, упомянутые (диаконы), возвратившись, сказали, что искали его по всей церкви, но не нашли ни его самого, ни кого-либо из его (близких). — Святейший архиепископ сказал: диаконы Криспин и Иовиан пусть идут опять отыскивать его близ церкви и где они сами знают, и позовут его. — Они пошли и, возвратившись, сказали, что не [119] нашли его, но узнали. что он намерен придти с великим множеством воинов, монахов и префекторских служителей. — Когда это говорили и святый собор находился в ожидании, почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: пришел почтеннейший пресвитер и архимандрит Евтихий, с великим множеством воинов, монахов и служителей знаменитейшего и славнейшего префекта преторий; и они хотят отпустить его — войти на наш святый собор только под тем условием, если мы обещаемся оставить его личность неприкосновенною. Здесь также находится достоуважаемый силенциарий Магнус; и он вместе с ним стоит у дверей и желает войти, как посланный благочестивейшим и христолюбивым императором нашим. — Святейший архиепископ сказал: пусть войдут. — Когда они вошли, достоуважаемый силенциарий Магнус сказал: клянусь стопами вашей святости, благоволите принять ответ государя; он объявляет вам нечто письменно, и, если угодно, я прочту. — Святый собор сказал: читай, сын, повеление благочестивейшего императора нашего. — И достоуважаемый силенциарий Магнус прочитал следующее: «Мы заботимся о мире святых церквей и православной веры и желаем охранять веру, истинно и по вдохновению Божию изложенную нашими святыми отцами, собиравшимися в числе 318-ти в Никее и бывшими в Ефесе при осуждении Нестория. Мы желаем этого, дабы не вторгся соблазн в упомянутое православие. А так как знатнейшего патриция Флоренция мы знаем за верного и испытанного в православии, то мы желаем, чтобы он присутствовал в заседании собора, так как речь идет о вере». — Когда еще читали это, святый собор сказал: многая лета императору! Велика вера императоров! Многая лета стражам веры! Многая лета православным императорам; благочестивому, православному, благочестивому императору, понтифексу-императору! Слушайте, святые отцы: мы благодарим православных императоров. — Святейший архиепископ сказал: господина Флоренция мы все знаем за верного и испытанного в православии, и желаем, чтобы он присутствовал. Узнаем и от пресвитера Евтихия, желает ли он, чтобы он присутствовал. — Пресвитер и архимандрит Евтихий сказал: делайте, что угодно Богу и вашей святости. Я поручаю себя вам. — Святейший архиепископ сказал: пусть придет и знаменитейший патриций Флоренций. Потрудись, сын силенциарий, побеспокоить его. — Достоуважаемый силенциарий Магнус сказал: прикажите послать со мною кого-нибудь из клириков, дабы он не усомнился в том, что послала ваша святость. — Святейший архиепископ сказал: если бы благочестивейший император наш приказал нам послать, то мы послали бы; а так как он не приказывал, то ты один ступай к его знатности. — Когда пришел знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций, — святый собор сказал: пусть станут на средине и обвинитель и обвиненный, и пусть будут прочитаны с начала акты по делу между боголюбезнейшим епископом Евсевием и почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием, дабы мы, руководясь предыдущим, могли дать начатому делу решение, согласное с справедливостью и святыми канонами.— Диакон и нотарий Аетий, выйдя на средину, стал читать деяние в памятных записках. Когда он, читая, дошел до того места послания [120] священной памяти Кирилла к боголюбезнейшим епископам восточным, где содержатся следующие слова: «итак мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, (состоящий) из разумной души и тела; что Он рожден прежде веков от Отца по божеству, а в последнее время, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы по человечеству; что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству; ибо (в Нем) совершилось соединение двух естеств. Почему мы и исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. На основании такого неслитного соединения мы исповедуем пресвятую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился, и в самом зачатии соединил с Собою храм, от нее воспринятый» 1, — боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: клянусь стопами вашими: он не исповедует этого, и никогда не был согласен с этим, но вопреки этому и мудрствовал, и говорил всякому, к нему приходящему, и учил. — Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: если угодно вашей святости, пусть спросят отца Евтихия, согласен ли он с этим. — Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: подождите, пусть прочтут все деяние из памятных записок; потому что для меня довольно деяния, чтобы уличить его: так как он у меня уличен. Только, если он согласится принять откуда-нибудь изложение (веры), — я не должен потерпеть осуждения. Я доказал (свое обвинение) донесениями посланных к нему от святого собора, и опять могу доказать тоже чрез свидетелей — святейших епископов, если бы он отказался. Так господин Мелифтонг, господин Иовиан и господин Юлиан знают (дело) в точности. — Святейший архиепископ сказал: никто не соглашается ни на то, чтобы ты, епископ Евсевий, не уличал его, ни на то, чтобы кто-нибудь принял пресвитера Евтихия тотчас по его согласии, если он не будет уличен в том, что мудрствовал прежде. — Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: я боюсь его гонения. Я беден, ничего не имею; он грозит мне ссылкою. А он богат: он уже назначил мне Оазис 2. — Святейший архиепископ сказал: хотя бы ты тысячу раз говорил и повторял это, мы ничего не предпочтем истине.— Епископ Евсевий сказал: если я окажусь клеветником, то потеряю сан. — Знатнейший и славнейший из консулов, патриций Флоренций сказал: пусть будет предложен пресвитеру Евтихию запрос, как он верует и что говорит: а потом пусть спросят его, почему он теперь говорит так, а прежде мудрствовал иначе. — Епископ Евсевий сказал: ежели, как я прежде сказал, мне не будет осуждения за его теперешнее изложение, то пусть спросят его. Я памятниками прежних деяний обличил его, что он мудрствует неправо. — Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: не будет тебе осуждения за его теперешнее изложение; потому что бывшее уже деяние имеет свою силу. — Епископ Евсевий сказал: согласен ли он с прочитанным из (писаний) блаженной памяти Кирилла, и исповедует ли соединение двух естеств в одном лице [121] и в одной ипостаси, или нет?—Святейший архиепископ сказал: слышал ты, пресвитер Евтихий, что сказал твой обвинитель? Итак скажи, исповедуешь ли ты соединение двух естеств? — Пресвитер Евтихий сказал: так, из двух естеств. — Епископ Евсевий сказал: исповедуешь ли ты, господин архимандрит, два естества после воплощения и признаешь ли, что Христос единосущен нам по плоти, или нет»?

3 «Святый собор сказал: возьми, зажги Евсевия. Пусть он живой горит; пусть он обратится в двух. Как разделил он, пусть так разделится. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: терпимо ли для вас это выражение, что говорится о двух естествах после воплощения? — Святейший собор сказал: анафема тому, кто говорит это. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как я имею нужду в ваших голосах и руках, то кто не может кричать, пусть поднимет руку. — Святый собор сказал: если кто говорит о двух, — анафема»!

4 При чтении этого, почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «этого никто не говорил; это говорил Диоскор; это говорили египетские». Почтеннейшие епископы египетские сказали: «это мы и тогда говорили и теперь говорим». — Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

5 «Пресвитер Евтихий сказал: я пришел не рассуждать, а внушить вашей святости, как я мудрствую. А как я мудрствую, написано в этой бумаге. Прикажите прочитать ее. — Святейший архиепископ сказал: читай сам. — Пресвитер Евтихий сказал: не могу. — Святейший архиепископ сказал: почему? Ты ли изложил, или это изложение другого? Если твое, то читай сам. — Пресвитер Евтихий сказал: мое изложение, а слововыражение равное тому, какое у святых отцев. — Святейший архиепископ сказал: каких отцев? Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге»?

6 «Иоанн. епископ гефестский, сказал: когда он отсутствовал и не хотел прийти на собор, то обещали оказать ему всякое человеколюбие; а когда пришел, испытывают над ним всякое бесчеловечие».

7 «Пресвитер Евтихий сказал: я верую так: поклоняюсь Отцу с Сыном, и Сыну с Отцем, и Святому Духу с Отцем и Сыном. Исповедую, что плотское пришествие Его совершилось из плоти святой Девы, и что Он совершенно вочеловечился ради нашего спасения. Так я исповедую пред Отцем, и Сыном, и Святым Духом, и вашею святостью».

8 «Диоскор, епископ александрийский, сказал: принимаем эти слова. — Святый собор сказал: это вера отцев. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как ваше благочестие сказало, что это вера отцев, то какая же вера? Кто ее изложил? — Святый собор сказал: Евтихий, ибо [122] Евсевий нечестив. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: вы слышали веру архимандрита Евтихия? Теперь намерение его сделалось ясным для всех вас. — (Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал остальное)».

9 «Святейший архиепископ сказал: исповедуешь ли ты, что один и тот же Сын, Господь наш Иисус Христос, единосущен Отцу по божеству и единосущен Матери по человечеству? — Пресвитер Евтихий сказал: поручив себя вашей святости, я сказал, как я мудрствую об Отце и Сыне и Святом Духе. Ни о чем другом еще меня не спрашивайте. — Святейший архиепископ сказал: исповедуешь ли ты теперь, что (Христос) из двух естеств? — Пресвитер Евтихий сказал: исповедуя Бога моего, Господа неба и земли, я до сих пор не позволял себе рассуждать о Его естестве; признаюсь, я доныне не признавал прежде, что Он единосущен нам. — Святейший архиепископ сказал: ты не признаешь Его единосущным Отцу по божеству и единосущным нам по человечеству? — Пресвитер Евтихий сказал: до сего дня я не признавал тело Господа и Бога нашего единосущным нам; но святую Деву исповедую единосущною нам, и (исповедую), что от нее воплотился Бог наш. — Святейший архиепископ сказал: итак единосущна ли нам Дева, от которой воплотился владыка Христос? — Пресвитер Евтихий сказал: я уже сказал, что Дева единосущна нам. — Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: если Матерь единосущна, то и Он; ибо Он назван сыном человеческим. Итак, если Матерь единосущна нам, то и Он единосущен нам по плоти. — Пресвитер Евтихий сказал: я согласен со всем тем, что вы теперь говорите. — Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: когда Матерь единосущна нам, то без сомнения и Сын единосущен нам. — Пресвитер Евтихий сказал: до сего дня я не признавал (этого); ибо так как я исповедую самое тело Божие, — вникнул ли ты? — то я не признавал тело человека телом Бога, а человеческим телом: и (исповедую), что от Девы воплотился Господь; если же должно признавать (Его) от Девы и единосущным, нам, то я и это признаю, господин; и кроме того (исповедую Его) единородным Сыном Божиим, Господом неба и земли, владычествующим и царствующим вместе с Отцем, с которым Он восседит и прославляется. Ибо, признавая (Его) единосущным, я не отвергаю, что Он есть Сын Божий. Прежде я не говорил, а теперь говорю, что я думаю. Вначале я не говорил, а теперь говорю это, потому что ваша святость так сказала. — Святейший архиепископ сказал: следовательно ты по необходимости, а не добровольно исповедуешь истинную веру? — Пресвитер Евтихий сказал: теперь, господин, я точно таков. До сего часа я боялся говорить; так как я знаю, что Господь есть Бог наш, то и не позволял себе рассуждать о естестве Его; а так как ваша святость дозволяет и учит (этому), то говорю. — Святейший архиепископ сказал: мы не вводим новостей, но (так) изложили отцы; и как изложена ими вера, так и веруем, и [123] желаем, чтобы все пребывали в этом и не было никакой новизны. — Знатнейший и славнейший патриций Флоренций сказал: признаешь ли ты Господа нашего, родившегося от Девы, единосущным и из двух естеств после воплощения, или нет? — Пресвитер Евтихий сказал: исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения исповедую одно естество».

10 «Диоскор, епископ александрийский, сказал: и мы все согласны с этим. Святый собор сказал: согласны».

11 При чтении этого, почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними сказали: «этого никто не говорил; это говорили египетские; это свойственно Фараону. Анафема тем, кто сказал это. Это дело Диоскора, человекоубийцы. После этого чего мы ищем? Голоса наши императору; многая лета императору, многая лета августе, многая лета сенату». Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «и намерение благочестивейшего императора, и намерение благочестивейшей августы, и ваше намерение — соединить церкви. Итак после того, как мы выйдем отсюда, пусть никто не начинает говорить, что учили признавать два естества после соединения раздельными». Когда он сказал это, Василий, почтеннейший епископ Селевкии (исаврийской), сказал: «мы познаем два естества, не разделяя (их), признаем (их) нераздельными и неслиянными». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «продолжай далее». — Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

12 «Святый собор сказал: тебе должно ясно исповедать, и анафематствовать все, противное читанным теперь догматам. — Пресвитер Евтихий сказал: я сказал вашей святости, что прежде сего я не признавал; а теперь, так как ваша святость учит этому, признаю и следую отцам. И в Писании не нашел я ничего ясного об этом, и не все отцы говорили (это). Если я стану анафематствовать, то, увы мне, я буду анафематствовать отцев моих. — Святый собор, вставши, воскликнул: анафема ему. — После этого святейший архиепископ сказал: пусть скажет святый собор, чего достоин присутствующий и не исповедующий ясно правую веру и не желающий согласиться с рассуждением сего святого собора, а упорствующий в своем извращенном и худом мнении? — Боголюбезнейший епископ амасийский Селевк сказал: он достоин низложения; впрочем все зависит от человеколюбия вашей святости. — Святейший архиепископ сказал: если бы он, исповедавши собственный грех, убедился анафематствовать свое учение и согласиться с нами, следующими изложениям святых отцев, тогда по справедливости он удостоился бы милости. Но так как он упорствует в своем заблуждении, то подвергается каноническим епитимиям. — Пресвитер Евтихий сказал: я признаю это, потому что вы теперь приказали; однако ж не анафематствую. Ибо, что я признаю, то признаю по истине. — Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: [124] скажи, признаешь ли ты два естества и единосущие нам? — Пресвитер Евтихий сказал: я читал (писания) блаженного Кирилла, святых отцев и святого Афанасия: они признавали два естества прежде соединения, а после соединения и воплощения они признавали уже не два естества, но одно. — Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: скажи, исповедуешь ли ты два естества после соединения? — Пресвитер Евтихий сказал: прикажите прочитать (писания) святого Афанасия: и вы узнаете, что ничего подобного он не говорит. — Боголюбезнейший епископ Василий сказал: если ты не признаешь двух естеств после соединения, то признаешь смешение и слияние».

13 «Василий, епископ Селевкии исаврийской, вставши, сказал: этого изречения, которое, говорят, высказано мною, я не говорил, и не знаю, чтобы я высказал это в таких словах. Когда монах сказал, что он признает Господа Иисуса Христа из двух естеств, а после соединения одно естество, и не прибавил — воплотившееся и вочеловечившееся, то, как я знаю, я сказал следующее: если ты признаешь из двух естеств, а после соединения признаешь одно, и если не прибавишь — воплотившееся и вочеловечившееся, то будешь подозреваем, что признаешь слияние и смешение. Если же прибавишь — воплотившееся и вочеловечившееся, ты скажешь согласно с отцами нашими; ибо по изложению отцев ясно, что иное есть божество Его, то есть, единого Господа Иисуса Христа, и иное плоть Его, которая от Матери. — Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: итак это изречение поддельное? — Василий, епископ Селевкии исаврийской, сказал: не помню, не знаю, чтобы я высказал (его)».

14 «Знатнейший и славнейший Флоренций сказал: не признающий из двух естеств и два естества верует неправо. — Весь святый собор, вставши, воскликнул: по принуждению нет веры. Многая лета императорам, многая лета. Вера наша всегда побеждает. Он не согласен; зачем убеждать его? — Святейший архиепископ сказал: из всего — и из бывших уже деяний, и из теперешнего его собственного сознания — открывается, что Евтихий, бывший пресвитер и архимандрит, страждет заблуждением Валентина и Аполлинария и неизменно следует их злохулениям. Не устыдившись нашего убеждения и внушения, он не захотел согласиться с истинными догматами. Посему, воздыхая и оплакивая совершенную его погибель, мы о Господе нашем Иисусе Христе, им злословимом, определили отчуждить его от всякой священнической службы, общения с нами и начальства над монастырем. Пусть все те, которые после этого будут разговаривать или сходиться с ним, знают, что и сами они будут повинны епитимии отлучения, как не уклонившиеся от беседы с ним».

«Флавиан, епископ Константинополя, нового Рима, определивши, подписал».

«Сатурнин, епископ маркианопольский, определивши, подписал». [125]

«Василий, епископ Селевкии исаврийской, определивши, подписал».

«Селевк, благодатью Христовою епископ амасийский, в Геллеспонте 15, определивши, подписал».

«Евлалий, епископ халкидонский, определивши, подписал».

«Тимофей епископ, определивши, подписал».

«Дорофей, Божиею милостью епископ неокесарийский, прочитавши и согласившись, подписал».

«Эферих, епископ смирнский, определил: если кто мудрствует о вере не так, как определено всем святым собором в Никее, да будет анафема».

«Каллиник, епископ апамейский, в Вифинии, определивши, подписал».

«Кекропий, Божиею милостью епископ севастопольский, определивши, подписал».

«Мелифтонг, Божиею милостью епископ святой Божией церкви в Илиополе, определивши, подписал».

«Лонгин, Божиею милостью епископ херронисский 16, определивши, подписал».

«Трифон, Божиею милостью епископ святой Божией церкви в городе Хиосе, на островах, определивши, подписал своею рукою».

«Павел, епископ святой церкви в городе Аполлонии, определивши, подписал. Никто не пощадит того, кто поражает самого себя».

«Савва, епископ палтский, определивши, подписал своею рукою».

«Иовин, епископ дивелтский, определивши, подписал».

«Юлиан, смиренный епископ косский, определивши, подписал».

«Савиниан, епископ святой Божией церкви в Термиссе, Евдокиаде и Иовие, определивши, подписал».

«Евстохий, Божиею милостью епископ святой церкви в Докимие фригийском, определивши, подписал».

«Пионий, смиренный епископ святой Божией церкви в Троаде, определивши, подписал».

«Коссиний, смиренный епископ города Иерокесарии, определивши, подписал».

«Иоанн, смиренный епископ города Гиркан, определивши, подписал».

«Диаференций, епископ города Ольвы 17, определивши, подписал».

«Юлиан, епископ города Мостены, определивши, подписал».

«Роман. епископ евдоксиопольский, определивши чрез пресвитера Василиска, подписал».

(«Евдоксий, епископ босфорский, определивши и решивши, подписал»),

«Фома, смиренный епископ города Валентинианополя, определивши, подписал».

«Аврелий, епископ оппитанский, подписал».

(«Секундин, епископ носаленский, подписал»).

(«Януарий, епископ города Макрианы, подписал»).

«Тимофей, епископ примопольский 18, определивши, подписал». [126]

«Гелефлий, епископ аргийский 19, подписал».

«Андрей, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия чрез пресвитера Тимофея».

«Фавст, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия, бывшего пресвитера и архимандрита».

«Мартин, пресвитер и архимандрит монастыря блаженного Дионисия, подписал чрез брата Филиппа низложение Евтихия, бывшего пресвитера и архимандрита».

«Мануил, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия».

«Петр, пресвитер и архимандрит монастыря блаженного Фалассия, подписал, чрез монаха Феодора, низложение Евтихия, бывшего пресвитера и архимандрита».

«Иов, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия чрез диакона моего Андрея».

«Антиох, пресвитер и архимандрит монастыря блаженного Феотекна, подписал низложение Евтихия».

«Авраамий, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия».

«Феодор, монах и архимандрит, подписал низложение Евтихия».

«Феодор, пресвитер и архимандрит египетский, подписал низложение Евтихия».

«Пиенций, пресвитер и архимандрит храма отроков, подписал низложение Евтихия».

«Флавиан, пресвитер и архимандрит монастыря святого Ермы, подписал низложение Евтихия».

«Евсевий, пресвитер и архимандрит монастыря Илии, подписал низложение Евтихия».

«Евсевий, пресвитер и архимандрит монастыря святого Евлогия, подписал, чрез диакона моего Феодула, низложение Евтихия».

«Трифон архимандрит подписал низложение Евтихия».

«Иаков, диакон и архимандрит сирский, чрез монаха моего Зотика, подписал низложение Евтихия».

«Елпидий, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия».

«Павел, пресвитер и архимандрит эферийский, подписал низложение Евтихия».

«Каросос, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия».

«Астерий, пресвитер и архимандрит монастыря блаженного Лаврентия, подписал низложение Евтихия».

«Каллиник, монах и архимандрит монастыря Феодота, подписал низложение Евтихия».

«Герман, пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия, чрез диакона Гликерия».

«Маркелл, смиренный пресвитер и архимандрит, подписал низложение Евтихия своею рукою». [127]

20 «(По прочтении этого) архимандрит Евтихий сказал: некоторые из прочитанных документов поддельны. А есть и кроме них деяния; я прошу и их прочитать. — Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: пусть возьмут, прочитают их и внесут в документы деяний. — Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал список с деяний, бывших в апрельские иды в Константинополе:


Комментарии

(постраничная нумерация примечаний изменена на сквозную - прим. расп.).

1. См. Деян. всел. соб. том. II, стр. 375.

2. Город в Африке.

3. Из ефесских деяний.

4. Деяние халкидонского собора.

5. Продолжение седьмого константинопольского деяния.

6. Из ефесских деяний.

7. Продолжение седьмого константинопольского деяния.

8. Из ефесских деяний.

9. Продолжение седьмого константинопольского деяния.

10. Из ефесских деяний.

11. Деяние халкидонского собора.

12. Продолжение седьмого константинопольского деяния.

13. Из ефесских деяний.

14. Окончание седьмого константинопольского деяния.

15. По другим: Еленопонте.

16. херсонесский.

17. Ольвии.

18. аримопольский.

19. По другим: аргосский.

20. Из ефесских деяний.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.