НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.
ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.
Деяние шестое в Константинополе
(читанное в Ефесе и снова прочитанное в
Халкидоне).
«В субботний день, именно двадцатого числа
месяца ноября, когда святый и великий собор
заседал в судебной палате епископии,
боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: так как
я письменно обвинил пресвитера и архимандрита
Евтихия, то прошу вашу святость приказать, чтобы
во второй день следующей недели, в который обещал
он явиться, пришли на ваш святый собор и (люди),
необходимые мне для поднятого мною против него
дела. Требуемые же мною суть: пресвитер и синкелл
его Нарсес, архимандрит и друг его Максим, диакон
и апокрисиарий его, Евтихия, Константин и диакон
того же монастыря Елевсиний; дабы, сделав
дознание в их присутствии, яснее открыть истину.
— Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть
пригласят требуемых почтеннейшим епископом
Евсевием явиться в назначенный день. —
Боголюбезнейший епископ Евсевий сказал: я узнал
кое от кого, что, когда ваш святый собор делал
второй вызов, посланные вами почтеннейшие
пресвитеры Мама и Феофил [117] слышали
от пресвитера и архимандрита Евтихия нечто
такое, чего не изложили в памятниках веры. Если и
это уяснится, то будет очевидное доказательство
его мудрствования. Поэтому я прошу, чтобы
пресвитеры Мама и Феофил были призваны и пред
святым Евангелием сказали, что они слышали от
пресвитера и архимандрита Евтихия. — Святейший
архиепископ (Флавиан) сказал: пусть скажут
нотарии, здесь ли упомянутые почтеннейшие
пресвитеры. — Нотарии сказали: почтеннейший
пресвитер Феофил здесь, а почтеннейшего
пресвитера Мамы здесь нет. — Святейший
архиепископ сказал: слышал ты, что сказано
боголюбезнейшим епископом Евсевием? Посему, имея
пред очами страх Божий, расскажи все по истине,
что ты слышал от пресвитера Евтихия, когда был
послан нами и святым собором звать его. —
Пресвитер Феофил сказал: по повелению вашей
святости, я и благочестивейший пресвитер Мама
ходили в монастырь почтеннейшего пресвитера и
архимандрита Евтихия и вручили ему повестку о
его вызове, посланную к нему вашим святым
собором. Он начал было рассуждать с нами. Когда же
почтеннейший пресвитер Мама сказал ему: «мы
пришли не рассуждать с твоим преподобием, а
вызывать тебя на святый собор», то этот
почтеннейший пресвитер и архимандрит в
присутствии пресвитера Нарсеса, архимандрита
Максима и некоторых других монахов, начал
говорить: «в каком Писании говорится о двух
естествах? Потом, кто из святых отцев учил, что
Бог Слово имеет два естества»? На это мы отвечали
ему: «и ты сам скажи нам, где находится (слово)
единосущного, или какое Писание говорит это»?
Почтеннейший (пресвитер) Евтихий отвечал: «в
Писании не находится, а в изложении отцев
находится». В ответ на это почтеннейший
пресвитер Мама сказал: «как о единосущии не
говорится в Писании, а изложено (учение) о нем
отцами, так и о двух естествах изложили (учение)
те же святые отцы». И я сказал на это: «Слово
совершенный ли Бог, или нет»? Пресвитер сказал:
«совершенный». Я сказал: «воплотившийся
совершенный ли человек, или нет»? Пресвитер
сказал: «совершенный». (Он сказал): «итак, если
совершенный Бог и совершенный человек, два
совершенные составляют единого Сына: то что
препятствует нам говорить, что единый Сын
(состоит) из двух естеств»? На это почтеннейший
пресвитер и архимандрит Евтихий отвечал: «да не
будет того, чтобы я говорил, что Христос состоит
из двух естеств, или рассуждал о естестве Бога
моего. Если же хотят низложить меня, если хотят
(что-нибудь) сделать со мною: пусть делают, если
Бог попустит. Ибо я в той вере, которую принял,
стою и желаю скончаться». Вот что я слышал от
него. — Святейший архиепископ (Флавиан) сказал:
скажи нам, почему ты, слышав такие (слова) о вере
от почтеннейшего Евтихия, пришедши в первый раз,
умолчал о них? — Почтеннейший пресвитер Феофил
сказал: ваше благочестие знает, что мы были
посланы не для этой цели, а только вызывать
пресвитера Евтихия. Поэтому, не быв спрашиваемы,
мы считали излишним говорить о том, о чем не имели
приказания. — Нотарии сказали: пришел и
пресвитер Мама, о котором упомянул
боголюбезнейший епископ Евсевий. — Святейший
архиепископ сказал: пусть прочтут почтеннейшему
пресвитеру Маме изложенное почтеннейшим [118] пресвитером Феофилом. — По
прочтении, почтеннейший пресвитер Мама сказал
если бы дело шло о человеке, и то я не солгал бы,
ибо ношу имя клирика, а говоря о вере, я никак не
могу запираться и не солгу; да не будет сего. Так
как мы, быв посланы, не подучили от святого собора
никакого другого приказания, кроме только того,
чтобы отдать вызов и получить ответ придет он,
или нет: то поэтому в первом донесении я счел за
лишнее распространяться о том, о чем он говорил.
Но так как почтеннейший епископ Евсевий спросил
и о том, что было говорено: то и я заявляю тоже
самое, что пересказал почтеннейший пресвитер
Феофил. Когда мы молчали и не хотели ни о чем с ним
говорить, он сам начал спор, говоря о догмате так,
как мудрствует. Мы легко опровергали его. Он
говорил, что «Бог Слово, воплотившись, пришел
восстановить падшее человеческое естество». Я
тотчас возразил на это: «какое»? Он опять сказал:
«человеческое естество». Я сказал: «ты
обозначаешь человеческое естество, а от какого
естества оно взято»? Он сказал: «Писание не учит
меня о двух естествах». Я сказал: «и о единосущии
учит нас не Писание, а святые отцы, благочестиво
понявшие и верно изъяснившие Писание. Так узнали
мы и о единосущии, и о том, что Христос Сын Божий
состоит из двух естеств». Он сказал на это: «я не
рассуждаю о естестве Божества, я не признаю двух
естеств; да не будет сего. И остаюсь здесь. Если
буду осужден, монастырь будет мне гробом. Если
Бог попустит мне претерпеть что-нибудь, я охотно
пострадаю. Но двух естеств я не исповедую». Мы не
пересказали этого в первый раз по той причине, о
которой я сказал, что мы посланы были не для
исследования: а для того, чтобы отдать вызов и
получить ответ. — Святейший архиепископ
(Флавиан) сказал: оба почтеннейшие пресвитера
пересказали ясно. Пусть занесут это в памятники
веры».
|