НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.
ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.
Деяние четвертое в Константинополе
(читанное в Ефесе и снова прочитанное в
Халкидоне).
«В следующий день, именно шестнадцатого числа
ноября месяца, в третий день недели, когда
святейший архиепископ председательствовал на
святом соборе и рассуждал о божественных
догматах, диакон и нотарий Асклепиад возвестил,
говоря: какие-то монахи от пресвитера и
архимандрита Евтихия и почтеннейший пресвитер и
архимандрит Авраамий стоят вне и просят
(позволения) войти. — Святейший архиепископ
сказал: пусть войдут. — Когда почтеннейший
пресвитер и архимандрит Авраамий, также
Елевсиний, Константин и Констанций, диаконы
монастыря почтеннейшего пресвитера и
архимандрита Евтихия, вошли, святейший
архиепископ сказал: зачем пришли к нам, ваше
преподобие? — Почтеннейший пресвитер и
архимандрит Авраамий сказал: мы посланы. —
Святейший архиепископ сказал: кто послал вас? —
Почтеннейший пресвитер и архимандрит Авраамий
сказал: архимандрит. — Святейший архиепископ
сказал: какой архимандрит? — Почтеннейший
пресвитер и архимандрит Авраамий сказал:
Евтихий. — Святейший архиепископ сказал: что
особенного? — Почтеннейший пресвитер и
архимандрит сказал: он послал нас больной. Твоими
молитвами он целую ночь не мог уснуть, стеная; не
спал и я, когда стенал он; потому что он призвал
меня для этого с вечера и поручил мне сказать
нечто господину (архиепископу). — Святейший
архиепископ [113] сказал: мы
подождем, не будем настаивать. От Бога зависит
даровать здравие, а наше дело ожидать его
выздоровления. Мы желаем не отсечения, а
приращения. Бог не веселится о погибели живых
(Прем. Сол. 1, 13). Мы дети человеколюбия Божия, а не
жестокости. Если Он, богат сый, ради нас обнищал,
то и мы должны подражать Его высокой бедности. Мы
созданы Богом для дел человеколюбия. —
Почтеннейший пресвитер и архимандрит Авраамий
сказал: клянусь (стопами) ног твоих, он объявил
мне и нечто другое: если меня спросят об этом, я
скажу. — Святейший архиепископ сказал: как можно,
спрашиваю тебя, когда обвинен один, говорить за
него другому? Еще более мы подождем, не будем
настаивать. Пусть он придет сюда; он придет к
отцам и братиям, которые его знают и доселе еще
пребывают в любви с ним. Многие слышали об этом и
соблазняются; обвинитель его настаивает; и он
должен оправдываться. Если тогда, когда Несторий
противился истине, он стоял за истину, то тем
более он теперь должен постоять за истину и за
самого себя. Мы люди; многие из великих
соблазнились и по неразумию и невежеству
увлеклись, думая, что они правильно мудрствуют.
Раскаяние не приносит стыда; но постыдно
упорствовать в грехе. Как червяк точит дерево,
родившее его, так и нераскаянный грех —
сделавшего его. Но пусть он придет сюда; и когда
он исповедует свое прегрешение и анафематствует
его, мы простим его за прошедшее, а в будущем он
обезопасит нас и святый собор тем, что будет
мудрствовать согласно с изложениями святых
отцев наших, и вопреки этому уже не будет ни учить
кого-либо, ни разглагольствовать с кем-либо. Так
должно сделать, прошу тебя. Прежде нежели ты его
узнал, я уже знал его: и прежде нежели он тебя
узнал, он уже знал меня. — Почтеннейший пресвитер
и архимандрит Авраамий сказал: это так, клянусь
(стопами) ног твоих. — После того, как они встали,
святейший архиепископ (Флавиан) сказал: вы знаете
ревность обвинителя? Самый огонь кажется ему
холодом по причине ревности о благочестии. Это
ведает Бог. Я убеждал и просил, говоря: прошу тебя,
подожди. Когда же он стал настаивать: что я должен
был делать? И неужели я желаю расточить вас? Да не
будет этого. Не более ли я желаю собрать вас?
Расточать свойственно врагам, а отцам
свойственно собирать».
|