НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.
ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.
Деяние третье в Константинополе под
председательством Флавиана (снова прочитанное в
Халкидоне).
«Когда под председательством святейшего и
благочестивейшего архиепископа нашего Флавиана
собрался святый собор опять в судебной палате
епископии, во второй день недели, в пятнадцатый
день месяца ноября, в консульство прежде
означенное, боголюбезнейший епископ Евсевий
сказал: четвертый день истек сегодня, как я
воззвал к вашей святости, требуя, чтобы на ваш
святый собор пришел пресвитер и архимандрит
Евтихий, который должен быть обвинен мною в том,
что он искажает православные догматы и
мудрствует иначе, нежели как верует кафолическая
Церковь. Прошу, чтобы посланные вашею святостью
спросить его сказали, какой они получили от него
ответ. — Святейший архиепископ (Флавиан) сказал:
пусть скажут нотарии, кто были тогда посланы. —
Нотарии сказали: прежде ваша святость повелела
благочестивейшему пресвитеру и экдику Иоанну и
почтеннейшему диакону Андрею отправится к
почтеннейшему пресвитеру и архимандриту
Евтихию; оба они здесь. — Святейший епископ
(Флавиан) сказал: пусть предстанут они пред
святым собором, и пусть скажет сперва
почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн, ходил ли он
вызывать пресвитера и архимандрита Евтихия,
видел ли его и что от него слышал. — Почтеннейший
пресвитер и экдик Иоанн сказал: когда прежде сего
боголюбезнейший епископ Евсевий воззвал на
соборе к вашей святости, обвиняя почтеннейшего
пресвитера и архимандрита Евтихия, представил
записку, в которой объявлял, что он (Евтихий)
страдает еретическими недугами, и требовал
вызвать его к вашей святости для оправдания в
том, в чем он его обвинял: ваша
предусмотрительная и осторожная мудрость
повелела мне и почтеннейшему диакону Андрею идти
к нему (Евтихию) в монастырь его и вызывать его
для оправдания. Таким образом мы ходили к нему в
его монастырь, прочли ему обвинительную записку,
вручили ему копию с нее, объявили ему обвинителя
и возвестили, что его вызывают оправдаться пред
вашею святостью. Но он идти и оправдываться
совершенно отказался, говоря, что у него
определено и как бы законом положено от начала —
никогда и никуда не отлучаться от своего
братства, а жить в монастыре, некоторым образом
как в гробе. Он просил нас возвестить вашей
святости, что будто бы [108] боголюбезнейший
епископ Евсевий, бывши издавна врагом ему, по
ненависти и неприязни взвел на него это
обвинение. Он утверждал, что готов согласиться с
изложением святых отцев, составлявших собор в
Никее и в Ефесе и обещался подписать их
толкования. Если же встретится у них, в некоторых
словах, что-нибудь ложное или погрешительное,
этого он и ни отвергает и не принимает, а
испытывает одно только Писание, как твердейшее
отеческих изложений. После воплощения Бога
Слова, то есть, после рождения Господа нашего
Иисуса Христа, он поклоняется одному естеству
Бога воплотившегося и вочеловечившегося. И
принесши какую-то в этом роде книгу, он читал ее.
Он прибавил, что против него высказана некоторая
клевета, будто бы он говорил, что Бог Слово принес
(с собою) плоть с неба, и что он невинен в этой
клевете. Что Господь наш Иисус Христос состоит из
двух естеств, соединившихся ипостасно, этого он
не встречал в изложениях святых отцев, и если
случится ему у кого-либо вычитать что-нибудь
подобное, он не примет этого; потому что
божественное Писание, сказал он, превосходнее
учения отцов. Говоря это, он исповедал, что
родившийся от Девы Марии есть совершенный Бог и
совершенный человек, не имеющий плоти,
единосущной нам. Это он говорил, беседуя со мною.
— Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: это
слышал ты один, или и отправленный вместе с тобою
диакон Андрей? — Почтеннейший пресвитер и экдик
Иоанн сказал: когда он велел мне сообщить это
вашей святости, то при этом присутствовали и
диакон Андрей.— Святейший архиепископ (Флавиан)
сказал: пусть скажет и почтеннейший диакон
Андрей, слышал ли он это от почтеннейшего
пресвитера и архимандрита Евтихия? —
Почтеннейший диакон Андреи сказал: по повелению
вашей святости, мы отправились к почтеннейшему
пресвитеру и архимандриту Евтихию; и,
разговаривая с ним, мы слышали от него то, что уже
сказал почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн.—
Почтеннейший пресвитер и экдик Иоанн сказал: во
время самого разговора почтеннейшего пресвитера
и архимандрита Евтихия, когда он велел нам
сообщить это вашей святости, там присутствовал и
почтеннейший диакон боголюбезнейшего епископа
Василия, и слышал, что было говорено. Потому я
прошу призвать его и спросить, слышал ли он
что-нибудь из этого. — Святейший архиепископ
(Флавиан) сказал: пусть скажут почтеннейшие
нотарии, здесь ли диакон, находящийся при
боголюбезнейшем епископе Василие и упомянутый
почтеннейшим пресвитером и экдиком Иоанном? —
Нотарии сказали: здесь диакон, находящийся при
боголюбезнейшем епископе Василие, заседающем
вместе с вашею святостью. — Святейший
архиепископ (Флавиан) сказал: пусть станет на
средине. — И когда они стал, святейший
архиепископ сказал: как тебя зовут? — Он сказал
Афанасий. — Святейший архиепископ сказал: в
какой церковной степени состоишь? — (Афанасий
сказал: я диакон. — Святейший архиепископ
Флавиан сказал: какого города? — Диакон) Афанасий
сказал: Селевкии, у святейшего епископа Василия.
— Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: скажи,
что ты слышал, в присутствии почтеннейших —
пресвитера и экдика Иоанна и диакона Андрея, от
почтеннейшего пресвитера и архимандрита
Евтихия, [109] касательно
веры.— Диакон Афанасий сказал: слышал то, что
сказали боголюбезнейший пресвитер и экдик Иоанн
и почтеннейший диакон Андрей. — Боголюбезнейший
епископ Евсевий сказал: рассказанного
почтеннейшим пресвитером и экдиком Иоанном и
почтеннейшим диаконом Андреем и донесения
Афанасия, почтеннейшего диакона святой
селевкийской церкви, достаточно для уяснения
того, какое он имеет нечестивое мнение, противное
изложениям святых отцев. Впрочем я прошу вашу
святость вызвать его снова. Ибо я готов уличить
его многими свидетельствами в том, что он худо
мудрствовал и мудрствует и учит. — Святейший
архиепископ (Флавиан) сказал: о, если бы он, придя
сюда и сознав свое заблуждение, раскаялся!
Господь наш Иисус Христос радуется о спасении
погибших, и сам первый идет искать заблудшую овцу
(Лук. гл. 15). Посему посланные теперь почтеннейшие
пресвитеры Мама и Феофил, отдав ему посланную от
нас к нему вызовную грамоту, пусть убедят его
придти на (наш) святый собор, соблазняемый не
только обвинительными против него записками,
представленными боголюбезнейшим епископом
Евсевием, но и донесениями благочестивейшего
пресвитера и экдика Иоанна и почтеннейших
диаконов Андрея и Афанасия о том, что он худо
мыслит и упорствует в этом. Если же он придет
сюда, изрыгнет прежде свое нечестие и признает
истинную веру и изложение святых отцев наших,
тогда он получит прощение, какое обыкновенно мы
даем раскаивающимся. — Боголюбезнейший епископ
Евсевий сказал: пусть прикажет ваша святость
наперед прочитать высказанную от святого собора
вызовную грамоту, чтобы она внесена была в
памятные записки. — Святейший архиепископ
(Флавиан) сказал: пусть прочтут и внесут в
памятники веры».
|