|
НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ. Продолжение рассуждений халкидонского собора и чтения актов 1 По прочтении этого (послания блаженной памяти Кирилла), почтеннейшие епископы иллирикские воскликнули: «мы веруем так, как Кирилл! Вечная память Кириллу»! Почтеннейший епископ Феодорит сказал: «анафема тому, кто говорит о двух сынах. Мы поклоняемся единому Сыну, Господу нашему Иисусу Христу, единородному». Все почтеннейшие епископы воскликнули: «мы веруем, как Кирилл; мы так уверовали, так веруем. Анафема тому, кто не верует так». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Флавиан так веровал, Флавиан защищал это, за это Флавиан был низложен. Евсевий низложил Нестория; Диоскор повредил веру». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «Нестория низложил Бог». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Лев так верует; Анатолий так мудрствует». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «все так мудрствуем; сагана не должен иметь места, сатана не должен иметь области». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «император и сенат, и все так мудрствуют». Славнейшие сановники, знаменитейший сенат и весь святый собор почтеннейших епископов воскликнули: «император так мудрствует; августа так мудрствует, все так мудрствуем». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «так мудрствует весь мир. Постановления отцев хороши». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «убийцу Флавианова низвергнуть, отцеубийцу низвергнуть». Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «все так веруем. Многая лета сенату, многая лета императорам, многая лета православным. Все так веруем. Чрез вас да будет мир. Все право мыслим». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «на каком же основании вы приняли в общение Евтихия, говорящего противное этому, а блаженной памяти Флавиана и почтеннейшего епископа Евсевия, согласных с этим, низложили»? Почтеннейший епископ александрийский Диоскор сказал: «пусть самые памятные записки покажут истину». — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 2 «Евстафий, епископ беритский, после прочтения вышеозначенных посланий, сказал: необходимо объяснить вашей святости, что, хотя в блаженнейшем и святейшей памяти отце нашем и архиепископе александрийском Кирилле присутствовал Бог, однако нечто из написанного им, еще при жизни его, было подвергаемо сомнению теми, которые не понимают правильно того, что сказано красиво, пока он своим мудрейшим и ученейшим языком не сделал (этого) для желающих извращать писания, составленные красиво, и убедил всех следовать его благочестивому мудрствованию. Но когда некоторые другие готовы были и из прочитанных [99] теперь посланий блаженнейшего и святейшего мужа сделать предмет сомнения: то он опять возымел нужду, а более желание (т. е. объяснять). Все свое время он посвящал тому благочестивому труду, чтобы объяснять самого себя, показать свое намерение и чрез свои послания к бывшим епископам, блаженной и святой памяти Акакию мелитинскому, Валериану иконийскому и Сукценсу диокесарийскому в Исаврии, выяснить всем, как нужно понимать недавно прочитанные послания и догмат пришествия нашего Спасителя. Ибо в посланиях к этим блаженным мужам, между прочим, прибавлено и следующее: «должно признавать не два естества, но одно воплотившееся естество Бога Слова». И эти слова свои он подтвердил свидетельством блаженнейшего Афанасия».3 Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «это говорит Евтихий; это говорит Диоскор». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «мы не признаем ни слияния, ни превращения, ни разделения. Анафема признающему или слияние, или превращение, иди смешение». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть скажет святый собор, согласны ли с каноническими посланиями святой памяти Кирилла, обнародованными на соборе и читанными ныне, слова почтеннейшего епископа Евстафия»? И прежде, нежели святый собор отвечал, Евстафий, почтеннейший епископ беритский, выйдя на средину и бросая книгу, сказал: «если я сказал худо, вот книга Кирилла: пусть анафематствуют ее, и пусть анафематствуют меня»! Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: «Евстафий хорошо сказал, православный хорошо сказал. Праведному, благочестивому Кириллу вечная память»! Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «послание святой памяти Кирилла именно таково», и прочитал на память продолжение послания, содержащее между прочим следующее: «должно признавать не два естества, но одно воплотившееся естество Бога Слова». После прочтения означенного послания он сказал: «и тот, кто признает одно естество, отрицая плоть Христову, единосущную нам, да будет анафема; и тот, кто признает два естества, разделяя Сына Божия, да будет анафема. Я желаю говорить и за блаженного Флавиана: эти голые (слова) взял блаженный Флавиан и представил благочестивейшему императору; прикажите прочитать его рукописание, дабы весь собор сказал, что оно справедливо составлено». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «зачем же ты отлучил почтенной памяти Флавиана»? Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «я заблуждался». — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:4 «По прочтении этого, Евсевий (почтеннейший) епископ (дорилейский) сказал: я убежден, что я точно также мудрствую; будучи противником желающих искажать догмат православия, я пришел на ваш святый собор; и прошу вашу святость быть согласными с тем, что прочитано, дабы все знали, что, кто отвергнет эти изложения, тот враг кафолической [100] Церкви и чужд священного собрания. — Святейший архиепископ Флавиан сказал: необходимо и благочестиво согласиться нам с тем, что правильно определено. Ибо кто может противостоять слову Святого Духа? Прочтены были послания блаженной памяти и во святых отца нашего Кирилла, бывшего епископа святой александрийской церкви, тщательно истолковавшего мысль святых отцев, собиравшихся в то время в Никее, научающие нас тому, что мы всегда мудрствовали и мудрствуем, т. е. что Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумною душою и телом, прежде веков безначально рожденный от Отца по божеству, наконец в последние времена, ради нас и ради нашего спасения, родившийся от Девы Марии по человечеству, единосущный Отцу по божеству и единосущный Матери по человечеству; и исповедуем, что Христос, после воплощения, состоит из двух естеств в одной ипостаси и в одном лице, исповедуем единого Христа, единого Сына, единого Господа. Тех же, которые хотят мудрствовать иначе, отлучаем от святого собора священников и от всей Церкви. Каждый из присутствующих боголюбезнейших епископов пусть изложит свое мнение и свою веру в памятных записках деяний».5 При чтении этого, славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «что скажут почтеннейшие епископы присутствующего святого собора? Излагая так веру, блаженной памяти Флавиан сохранил ли православное и кафолическое исповедание, или в чем-нибудь погрешил по отношению к нему»? Почтеннейший епископ Пасхазин, занимавший место апостольского престола, сказал: «блаженной памяти Флавиан изложил веру свято и неповрежденно; его изложение веры согласно с посланием блаженнейшего и апостольского мужа, епископа Рима». Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «блаженный Флавиан хорошо и православно изложил веру святых отцев наших». Почтеннейший епископ Луценций, занимавший место апостольской кафедры, сказал: «так как вера блаженной памяти Флавиана согласна с апостольским престолом и отеческими преданиями, то справедливо святому собору — осуждение, возложенное на него (Флавиана) еретиками, обратить на них самих». (Когда эти слова были переведены на греческий язык Константином, почтеннейшим секретарем императорской консистории), Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, сказал: «блаженной памяти архиепископ Флавиан изложил веру православно и согласно с блаженнейшим и святейшим архиепископом Львом; и все мы охотно принимаем это изложение». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «блаженной памяти Флавиан говорит согласно с блаженной памяти Кириллом». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «одобряем и принимаем рассуждение святейшего Флавиана об исповедании (веры)». Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «блаженной памяти Флавиан, бывший архиепископ царствующего города, следовал учению блаженнейшего и святейшего отца нашего, бывшего архиепископа [101] александрийского, Кирилла». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «мученик Флавиан изложил веру хорошо, архиепископ Флавиан хорошо изложил веру». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «пусть прочитаны будут остальные его слова, и тогда я буду отвечать; ибо в последующем он оказывается противоречащим себе и признающим два естества после соединения». Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «святейший епископ Флавиан сказал согласно с блаженной памяти Кириллом; но просим прочитать и следующее, дабы мысль его была яснее». Почтеннейшие епископы палестинские сказали: «мы говорим тоже, что сказал и святейший архиепископ Ювеналий». И вставши, почтеннейший епископ Ювеналий, вместе о ними, перешел на другую сторону. И воскликнули почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними: «благо, Бог привел тебя, православный; благо, ты пришел». Петр, почтеннейший епископ коринфский, сказал: «я тогда не был на ефесском соборе, потому что еще не был хиротонисан во епископа; усмотрев же из прочитанного, что написанное блаженной памяти Флавианом имеет в себе ревность о изложениях священной памяти Кирилла, опасаюсь порицать его; когда же будет прочитано и прочее, то я изучу совершеннее». И вставши, он перешел на другую сторону. Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «Петр мудрствует по Петрову; благо, ты пришел, православный». Ириней, почтеннейший епископ Навпакта в Элладе, сказал: «и я не присутствовал на святом ефесском соборе, бывшем недавно; за изложения же священной памяти Флавиана, прочитанные теперь, я опасаюсь порицать его; просим прочитать нам и остальное». Прочие почтеннейшие епископы Эллады сказали: «и мы также учим о том, что прочитано». И все перешли на другую сторону. Квинтилий, Созон и другие почтеннейшие епископы Македонии и Крита сказали: «в прочитанном рассуждении священной памяти Флавиана мы ничего несообразного не находим. Просим прочитать и прочее». Николай, почтеннейший епископ стобенский, во второй Македонии, сказал: «я не присутствовал на вышеозначенном соборе: а из того, что прочитано, я нахожу, что священной памяти Флавиан не сказал ничего противного определениям блаженнейших отцев и блаженнейшего Кирилла». Афанасий, почтеннейший епископ бузирисский, в египетском Триполисе, сказал: «святейший епископ Флавиан следовал посланиям святейшего Кирилла; потому что он хорошо изложил веру». Авзоний, почтеннейший епископ севеннитский, сказал: «святейший и благочестивейший епископ Флавиан говорил и мудрствовал согласно с положениями священной памяти Кирилла, как и содержат в себе прочитанные послания блаженнейшего Кирилла». Несторий, почтеннейший епископ флагонейский, сказал: «блаженной памяти Флавиан изложил веру согласно с прочитанным о вере из памятных записок и с изложением, которое сделал блаженной памяти Кирилл». Макарий, почтеннейший епископ кавасский, сказал: «и я скажу то же самое; ибо святейший Флавиан хорошо изложил веру, последовав вере святого Кирилла». Константин, почтеннейший епископ Димитриады фессаллийской, сказал: «мой митрополит, будучи удерживаем болезнью, находится еще в Еленополе; я [102] же мудрствую так, как мудрствовали 318 отцев, и согласен с тем, что прочитано недавно из (писаний) блаженного Кирилла; и если я мудрствую, или когда-нибудь мудрствовал иначе, анафема мне. Я согласен с ними так, как блаженной памяти Флавиан согласен с блаженным Кириллом». Евстохий, почтеннейший епископ Адрианополя, в древнем Эпире, — Клавдий, почтеннейший епископ Анхиазма, — Марк, почтеннейший епископ Еврии, — Перегрин, почтеннейший епископ Финикии, — и Сотерих, почтеннейший епископ Корциры, сказали: «святейший отец наш Аттик епископ Никополя, не задолго перед этим скончался, после жестокой болезни. Мы же исповедуем, что блаженнейший Флавиан говорил согласно с прочитанными посланиями блаженнейшего и во святых отца нашего Кирилла. Просим прочитать и дальнейшее во всех деяниях». И все они перешли на другую сторону. Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «очевидно, что Флавиан осужден за то, что признавал два естества после соединения. Я же имею свидетельства святых отцев, Афанасия, Григория, Кирилла, во многих местах, что не должно признавать двух естеств после соединения, но одно воплотившееся естество Слова. Я должен быть извержен вместе с отцами. Я защищаю догматы отцев; ни в чем не отступаю от них. Свидетельства их не просто, не мимоходом, а в книгах имею. Как все просили, так и я прошу прочитать остальное». — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка.6 Василий, боголюбезнейший епископ метрополии Селевкии (в Исаврии), сказал: кто может порицать слова блаженного отца нашего Кирилла, который своею мудростью обуздал нечестие Нестория, готовое наводнить вселенную, и который, — когда Несторий разделял единого Господа нашего и Спасителя Христа на два лица и двух сынов, — показал, что в одном лице — Сына, Господа и Владыки твари, должно признавать совершенное божество и совершенное человечество? Итак мы одобряем все им написанное и посланное, как истинное и полное благочестия; и поклоняемся единому Господу нашему Иисусу Христу, в двух естествах познаваемому. Ибо одно естество Он имел в Себе самом прежде веков, как сый сияние славы отчей (Евр. 1, 3); а другое, как родившийся от Матери ради нас, получив от нее, соединил с Собою ипостасно; и называется Он совершенным Богом и Сыном Божиим, и совершенным человеком и сыном человеческим; восхотев спасти нас, Он уподобился нам во всем, кроме греха. Противников этих догматов мы признаем врагами Церкви. — Селевк, почтеннейший епископ метрополии амасийской, сказал: недавно прочитанное учение отца нашего и бывшего епископа Кирилла, мудрость святейшего архиепископа нашего Флавиана и настоящее согласие с ним святейшего епископа Василия, исполнили сердца наши радостью. Посему, так как эти догматы суть апостольские, истинные и благочестивые, то и я согласуюсь и соисповедую. А кто не так мудрствует, того анафематствую и считаю чуждым церковного и православного единения. Ибо мы веруем во [103] единого Господа нашего Иисуса Христа, Слово от Бога, свет от света, жизнь от жизни, в двух естествах после воплощения и воспринятия плоти от святой Марии; так и учим. Кто мудрствует иначе, того объявляем чуждым Церкви».7 «Святый собор сказал: никто не признает Господа за двух после соединения. Не было епископа амасийского. Не разделяй неразделимого; так мудрствовал Несторий. Не было епископа амасийского, не было амасийского, есть синопский 8. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: помолчите немного; выслушаем другие хулы. Зачем мы обвиняем одного Нестория? Несториев много. — Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: из прочитанного мы замечаем, что сказавшие это изложили иную веру, отличную от той, которая изложена в Никее и утверждена здесь прежде. — Олимпий, епископ евазский, сказал: если вера имеет свое начало в этих памятных записках, то анафема тем, которые дали (такое) начало».9 «Боголюбезнейший епископ метрополии Маркианополя Сатурнин сказал: если кто мудрствует иначе, нежели как недавно читано на этом святом соборе, тот, по правилам святых отцев, да будет чужд и лишен общения с нами, как не принимающий того, что хорошо определено святыми отцами. — Боголюбезнейший епископ города Смирны Эферих сказал: как согласились присутствующие отцы, так и я с ними думаю и полагаю и прежде, и ныне, и после сего, и в будущем веке».10 «Эферих, епископ смирнский, сказал: я не говорил этого. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: что он говорит? — Иоанн, пресвитер и первый нотарий, сказал: он отрицает ложное. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: пусть почтеннейший епископ Эферих объяснит, чего он хотел. — Эферих, епископ смирнский, сказал: нечаянно я пришел в Константинополь. Меня окружили слушатели; потом они привели с собою этого самого монаха, который сказал: господин, подпиши. А я говорю: подожди, однако ж посмотрим, не услышим ли от него чего-нибудь ясного. После этого он говорит: излагай. Я говорю: излагать не могу. Хоть истинно знаю, но не могу говорить. Впрочем скажу, что если кто не верует так, как 318 и бывшие в Ефесе, тот да будет анафема и здесь и в будущем веке. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: следовательно то, что прочитано, ложно? — Эферих, епископ смирнский, сказал: я не знаю. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: не говорил ли ты чего другого больше этого? — Эферих, епископ смирнский, сказал: нет. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: слышал ли ты теперь, что тогда сказано тобою? — Эферих, епископ смирнский, сказал: слышал. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: и ты не говорил этого? — Эферих, епископ смирнский, сказал: нет. — Диоскор, епископ [104] александрийский, сказал: ясно то, что слагает с себя присутствующий (муж). Пусть читается остальное».11 При чтении этого, Эферих, почтеннейший епископ смирнский, вставши, сказал: «сперва я согласился, и лишь только подписал, ушел (в Ефес). Ко мне тотчас пристал почтеннейший епископ Диоскор и говорит: зачем ты подписал против Евтихия? Я говорю: я подписал, как и все отцы наши. Если тут есть что-нибудь особенное, скажите мне. Он сказал: что ты подписал? Я говорю: подписал, что поднесли мне: анафема, — если кто не верует так, как 318 и как бывшие в Ефесе, тот да будет анафема. После этого что они написали, я не знаю; я говорил в присутствии всех». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «пусть приведет двоих свидетелей». Эферих, почтеннейший епископ смирнский, сказал: «я верую так, как Кирилл». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «в чьем присутствии говорил тебе это почтеннейший епископ Диоскор»? Эферих, почтеннейший епископ смирнский, сказал: «(он говорил) пред всеми». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал; «то, что написано, ты говорил без всякого принуждения, зачем хочешь извратить»? Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «разве оклеветанный ничего не терпит? Если бы я был обвинен, разве я бы не терпел»? — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:12 «Почтеннейший епископ Валериан сказал: я исповедую (во Христе) два рождения, божественное и плотское: божественное от Отца, плотское от Матери; (исповедую) единого Сына, как и все отцы определили, два рождения в одном лице. Я исповедую так, как 318 отцев, собиравшиеся в Никее; и как решил святый собор ефесский, и постановил блаженной памяти Кирилл, епископ великого города Александрии, так верую и исповедую. — Лонгин, боголюбезнейший епископ города Херсона, сказал: следуя святому и великому собору 318-ти отцев, бывшему в Никее, и святой отец наш епископ Кирилл изложил учение в послании со всяким тщанием. Поэтому я соглашаюсь с боголюбезнейшим архиепископом Флавианом и (прочими) боголюбезнейшими епископами, зная, что, после вочеловечения, из двух естеств должно поклоняться божеству единородного Сына Божия и Спасителя нашего Иисуса Христа. Противников же этой веры мы почитаем чуждыми благочестивой веры святой Церкви».13 При чтении этого, Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: из двух — признаю, двух — не признаю; я принужден действовать непочтительно: речь моя о душе». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «(прежде ты убил святейшего архиепископа Флавиана), ты уже убил и меня». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «я отвечаю Богу и здесь и там». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «и пред законами, как сам говоришь. Зачем же [105] я пришел? Конечно затем, чтобы требовать наказания тебе. Не для приветствий же ты сюда пришел»? Пасхазин, почтеннейший епископ, сказал: «позволено ли было епископу Флавиану, когда этот (т. е. Диоскор) слушает, говорить так же, как говорит и этот»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «но в настоящее время собор действует с справедливостью». Луценций, почтеннейший епископ, занимавший место апостольского престола, сказал: «собор справедлив: пусть же дано будет справедливое суждение о том и о другом». — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:14 «Мелифтонг, боголюбезнейший епископ илиопольский, сказал: по божественному апостолу, аще ангел с неба благовестит нам паче (Галат. 1, 8), нежели как (недавно) читано из святых отцев никейского и ефесского собора, да будет анафема. Не исповедующие двух естеств, соединившихся в истинное единство в одного и того же Сына Божия, Бога истинного от Бога истинного, Иисуса Христа, да будут анафема. Привносящие же что-нибудь новое, сверх изложений апостолов и отцев, и возмущающие Церковь Божию, примут наказание, кто бы они ни были. — Боголюбезнейший епископ косский Юлиан сказал: никто из благоразумных не может противиться вере, изложенной святыми отцами в Никее, и в другой раз святым и великим собором, собиравшимся в Ефесе. Итак исповедуем два естества в едином лице, и посему единого Сына, единого Господа Иисуса Христа. Если кто, движимый диавольским безумием, и следуя, как он думает, своему рассуждению, мудрствует что-нибудь другое, нежели что мы приняли от предшественников наших святых отцев, тот да будет чужд Церкви».15 При чтении этого, Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «вот я утверждаю это: после соединения нет двух естеств». — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:16 «Боголюбезнейший епископ города Палта Савва сказал: мы научены следовать (святым) отцам. Наши отцы, бывшие в Никее, говорили не от себя, но (что) возвещал Святый Дух. Подобным образом боголюбезнейший, святейший, блаженный Кирилл от Святого Духа говорил и учил о том, что говорили отцы. Ему следовал и первенствующий на Востоке боголюбезнейший Иоанн, епископ антиохийский. Ему следовал и, прежде говоривший, боголюбезнейший епископ Василий. Точно так же и я мудрствую и исповедую. Если кто во всей вселенной не мудрствует согласно с этой верою, тот чужд не только мне, но и всем истинно верующим. Прошу вашу святость отправить эту грамоту на Восток и избавить нас от нареканий. Кто не подпишется под грамотой, тот да будет нам чужд. — Боголюбезнейший епископ валентиниапольский Фома сказал: так как догматы, изложенные на святом соборе, бывшем в Никее, и в [106] метрополии Ефесе, душеполезны, то мы так и веруем и учим наш народ. А кто мудрствует не так, того мы считаем чуждым православной Церкви. — Боголюбезнейший епископ города на острове Хиосе Трифон сказал: мы уверовали и веруем по изложению святых отцев, бывших в Никее, и блаженнейшего и святейшего архиепископа Кирилла. Неверующих же учению отцев мы анафематствуем и считаем чуждыми святой Церкви. — Боголюбезнейший епископ города Примополя Тимофей сказал: определения святых отцев, собиравшихся в Никее, благочестивы и православны; следуя им, блаженной памяти отец наш Кирилл, бывший епископ александрийский, предал нам боголюбезные догматы. И мы с ними согласны. Посему, не следующий им да будет чужд святой Христовой Церкви. — Боголюбезнейший епископ босфорский Евдоксий сказал: трижды блаженный отец наш Кирилл, следуя святому и великому собору никейскому, уяснил нам пришествие Христа Спасителя нашего, что Он, Бог прежде веков и Сын Отца, в последние времена вочеловечился, чтобы истребить еже на нас рукописание (Колос. 2, 14), и для нашего спасения воспринял совершенного человека. Итак всякий, не согласующийся с изложениями святых отцев, сам себя отчуждает от всякого священного общения и присутствия Христова».17 При чтении этого, Евстафий, почтеннейший епископ беритский, сказал: «он не воспринял человека, а сделался человеком; плоть же воспринял». — Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:18 «Боголюбезнейший епископ города Докимия Евстохий сказал: сделанное святыми отцами святого собора в Никее изложение, прочитанные нам послания святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла, и изложенные правила и веру святого и великого собора ефесского мы находим все между собою согласными. Посему и я так же верую и исповедую: а мудрствующего иначе считаю чуждым святой кафолической Церкви и веры православных. — Боголюбезнейший епископ города Мостены Юлиан сказал: так как ясны и душеполезны прочитанные нам канонические писания, изложенные блаженнейшим и святейшим Кириллом и святейшими соборами никейским и ефесским, то и я так мудрствую и верую. А кто мудрствует иначе, тот да будет чужд святой Церкви и правой веры. — Боголюбезнейший епископ города Иерокесарии Сисиний сказал: слушая читанные послания святых отцев наших, и то, что совершено в метрополии Ефесе, по святым канонам, изложенным в городе Никее, мы так мудрствуем, и веруем, и учим наш народ. А кто мудрствует иначе, тот да будет чужд святой кафолической Церкви Божией. — Боголюбезнейший епископ города Гиркан Иоанн сказал: я согласен с недавно прочитанным, и прежде изложенным святыми отцами в Никее, и православно возвещенным святыми епископами, и следую этому. Мудрствующего же иначе, как безумного, отвращаюсь и считаю чуждым православной веры, [107] утверждаясь благодатию Христовою вместе со всеми святыми отцами.— Боголюбезнейший епископ (дорилейский) Евсевий сказал: так как некоторые из боголюбезнейших епископов, живущих в этом царствующем городе, не пришли или по болезни, или не зная о созвании святого собора, то я прошу, чрез почтеннейшего пресвитера и нотария Астерия и чрез благочестивейших диаконов и нотариев, напомнить им, чтобы они, узнав то, что сделано, сами заявили свою волю. — Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: почтеннейшие нотарии пусть объявят отсутствующим боголюбезнейшим епископам, прочитав им о том, что здесь совершено, и пусть каждый из них изложит свое собственное мнение».Комментарии (постраничная нумерация примечаний изменена на сквозную - прим. расп.). 1. Деяние халкидонского собора. 2. Из ефесских деяний. 3. Деяние халкидонского собора. 4. Продолжение второго константинопольского деяния. 5. Деяние халкидонского собора, 6. Продолжение второго константинопольского деяния. 7. Из ефесских деяний. 8. Город Синоп издревле и доныне был местопребыванием епископа амасийского. 9. Продолжение второго константинопольского деяния. 10. Из ефесских деяний. 11. Деяние халкидонского собора. 12. Продолжение второго константинопольского деяния. 13. Деяние халкидонского собора. 14. Продолжение второго константинопольского деяния. 15. Деяние халкидонского собора. 16. Продолжение второго константинопольского деяния. 17. Деяние халкидонского собора. 18. Окончание второго константинопольского деяния. |
|