|
НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА. ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ. Деяния, (бывшие) в Константинополе под председательством Флавиана против Евтихия, читанные в Ефесе под председательством Диоскора, снова прочитываются в Халкидоне.— Деяние первое. Список с записки Евсевия, почтеннейшего епископа дорилейского. «Святейшему и боголюбезнейшему архиепископу Флавиану, и присутствующему (в сем царствующем городе) святому и великому собору боголюбезнейших епископов, от Евсевия, епископа дорилейского. «Я просил Евтихия пресвитера и архимандрита, дабы он не предавался такому поражению чувств, опьянению мышления и исступлению ума, чтобы забыть страх Божий, и пренебречь страшным судилищем Христа, Спасителя всех нас, Его праведным судом и воздаянием, (Христа) который придет судить вселенную в правде и воздать каждому по делам его, — чтобы дерзнуть произносить языком хуления против Спасителя всех нас Христа и называть еретиками тех отцев, которые считаются в числе святых, и нас — последователей их веры. Но он, имея невоздержные уста и необузданный язык, не перестает отрицать благочестивые догматы православия, отметаться от святых отцев и меня, который никогда не был подозреваем еретиком, а напротив всегда сражался с еретиками, защищал, сколько позволяли мои силы, православную веру, пребывал в [89] вере святых отцев 318-ти, собиравшихся в Никее, и (пребывал верным) всему, что сделано святым и великим собором в метрополии ефесской, и что мудрствовал и изложил блаженный Кирилл, бывший епископ великого города Александрии,— 1 «Святый собор восклицая сказал: память Кирилла навсегда! Диоскор и Кирилл имеют одну веру; так мудрствует весь собор. Кириллу вечная память. Если кто изменит, да будет анафема; если кто переделает, да будет анафема! Проклят тот, кто прибавляет; проклят тот, кто убавляет; проклят тот, кто обновляет! Голоса (наши) императору! — Юлиан епископ, занимавший место святейшего епископа римской церкви Льва, чрез переводившего (слова) его, епископа лидийского Флоренция, сказал: апостольский престол так же мудрствует».2 Святый собор сказал: «и сей вселенский собор гак же мудрствует». И после этих голосов стали читать деяние далее по порядку так:3 «и Афанасий великий, и Григорий, и Григорий, и Григорий, и Аттик, и Прокл, святые епископы. Умоляю и прошу вашу святость, не оставьте без внимания моей просьбы; но прикажите Евтихию пресвитеру и архимандриту явиться на святый ваш собор и защищаться в том, в чем я обвиняю его. Ибо я готов обличить его, что он притворно носит имя православного, и совершенно чужд православной веры. И заклинаю вас святою и единосущною Троицею, которая спасает христолюбивых наших императоров, и спасением и благосостоянием благочестивейших наших императоров Феодосия и Валентиниана, постоянных августов, прикажите вышеупомянутому Евтихию явиться на ваш святой собор и защищаться в том, в чем я его обвиняю; дабы, когда он будет обличен мною, исправились те, которые были совращены им, а православная вера, объемлющая все концы вселенной, и ныне явилась побеждающею. Достигнув этого, я буду всегда исповедывать благодарность вашей святости. — Евсевий, епископ святой Божией церкви дорилейской, подавший эту записку, подписал своею рукою».4 «По прочтении этого, святейший архиепископ (Флавиан) сказал: прочитанное удивляет нас, потому что взводит такую укоризну на почтеннейшего пресвитера и архимандрита Евтихия. Однако пусть удостоит твое благочестие сходить к нему и побеседовать с ним о правой вере; и если в самом деле он найден будет мудрствующим неправильно, тогда будет вызван святым соборам и станет защищаться. — Евсевий епископ (дорилейский) сказал: я прежде был ему другом; и не один раз, не дважды, но часто приходил к нему по этому делу, которым он заражен; я беседовал уже с ним, и нашел его неправильно мудрствующим; я увещевал (его) и учил; но он оставался непреклонным, говоря то, что чуждо правой нашей веры. Это могу я доказать многими свидетелями, [90] которые присутствовали и слышали. Итак заклинаю вас опять Господом нашим Иисусом Христом, пошлите к нему, чтобы он явился для объяснения, и, когда будет обличен мною, чтобы он оставил свое превратное учение; так как многие заражены им. — Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: пусть уступит нам твое благочестие, и опять потрудится сходить в монастырь, побеседует с ним, о чем следует и что относится к примирению, дабы не случилось опять какого-либо волнения и смятения в святых церквах Христовых. — Евсевий епископ (дорилейский) сказал: это невозможно, чтобы я, после того, как часто ходил и не мог убедить (его), опять отправился к нему и услышал хульные слова; но пусть удостоит ваша святость послать к нему, чтобы он явился; ибо я не согласен, чтобы это дело осталось неисследованным. Святый собор сказал: надлежало бы твоему благочестию успокоиться убеждениями святейшего и блаженнейшего нашего архиепископа; но так как мы видим тебя непреклонным, то пусть будет так, как ты требуешь. Итак пусть поданная тобою записка внесена будет в памятники, для точного исследования дела. А Иоанн, почтеннейший пресвитер и экдик, вместе с почтеннейшим диаконом Андреем, отправившись к почтеннейшему пресвитеру и архимандриту Евтихию, поданную против него записку прочтут ему, и попросят его явиться на сей святый собор и защищаться, потому что он обвиняется не в маловажной вине».5 При чтении этого, славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «когда Евсевий, почтеннейший епископ, обвинял Евтихия в Константинополе, то, видите, он просил, чтобы исследование происходило в присутствии Евтихия: каким же образом не соблюдено тоже самое и в Ефесе, и не был впущен почтеннейший епископ Евсевий»? И когда все молчали, славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть продолжается следующее». Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:Комментарии (постраничная нумерация примечаний изменена на сквозную - прим. расп.) 1. Из ефесских деяний. 2. Деяние халкидонского собора. 3. Окончание записки Евсевия дорилейского. 4. Окончание первого константинопольского деяния. 5. Деяние халкидонского собора. |
|