Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.

ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.

Продолжение рассуждений халкидонского собора и чтения актов.

1 При чтении этого, Аеций, архидиакон константинопольский, сказал: «не было получено и не было читано послание святейшего архиепископа Льва». Почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «нам не было читано это послание; если бы оно было читано, то конечно было бы внесено (в памятники)». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «оно не было читано, но он (Диоскор) задержал (у себя это) соборное послание». Аеций, архидиакон константинопольский, сказал: «послание не было получено и не было читано; он (Диоскор) семь раз клялся пред всеми, что велит прочитать его, и однако ж оно не было читано; он нарушил клятву, потому что клялся». Феодор, почтеннейший епископ Клавдиополя в Исаврии, сказал: «что он клялся, все мы знаем; и что (послание) не было читано, все мы свидетельствуем». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «почтеннейшие епископы, которым императорскою властью предоставлено было полномочие в тогдашних делах, пусть объяснят, почему послание святейшего архиепископа Льва не было прочитано, особенно на предшествующем заседании, когда повелено было прочитать его». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «деяния показывают, что я во втором (заседании) советовал прочитать послание почтеннейшего епископа римского». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «почему же после твоего совета послание не было прочитано»? Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: [75] «пусть будут спрошены и другие почтеннейшие епископы, которым было поручено дело, почему не было оно прочитано». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «кого особенно желательно тебе спросить, скажи прямо»? Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «благочестивейшего епископа Ювеналия и благочестивейшего епископа Фалассия». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «прежде сам отвечай, по какой причине не было чтения, а потом и они будут спрошены». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «я уже раз сказал, что я во втором (заседании) советовал прочитать это (послание)». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «Он лжет». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть скажет почтеннейший епископ Ювеналий, почему, не смотря на совет боголюбезнейшего епископа Диоскора прочитать послание святейшего архиепископа римского, чтения его не было»? Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «Лишь только пресвитер и первый нотарий Иоанн объяснил, что он имеет в руках высочайшую грамоту боголюбезнейших и благочестивейших императоров, я заявил, чтобы прочитана была императорская грамота». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «а после чтения императорской грамоты было ли читано и послание почтеннейшего архиепископа Льва»? Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «а еще ни первый нотарий, ни кто-либо другой не говорили, что у них есть в руках послание почтеннейшего епископа римского». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «теперь и почтеннейший епископ Фалассий пусть скажет, по какой причине не было читано послание святейшего архиепископа Льва». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «одно я знаю, что я и не запрещал чтения, да и не имел такого полномочия, чтобы один я мог приказать его». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть будут прочитаны дальнейшие деяния». Константин, благоверный секретарь (императорской консистории), стал читать из того же свитка:

2 «Под председательством Диоскора. — Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал высочайшую грамоту, написанную к почтеннейшему Диоскору, о прибытии (на собор) Варсумы, которая изложена выше из того же кодекса 3. — Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: то же самое было написано и мне от благочестивейших императоров о почтеннейшем пресвитере и архимандрите Варсуме; посему прилично быть ему на святом соборе. — Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: если достопочтенные Елпидий военачальник и Евлогий трибун и нотарий имеют что-нибудь объяснить о предмете этом, пусть скажут. — Елпидий, достопочтенный военачальник, сказал: виновник зла — демон никогда не оставляет войны против святых церквей, и благочестивейший император всегда противостоит ему, неправедно воюющему, — справедливо рассуждая, что он будет иметь (в Боге) защитника своего царства, если сам вооружится [76] на брань за благочестие. И думая так, он не раскаивается в этом. Ибо для него многое благоустроено более свыше, чем оружием. Посему он вместе с вами осудил заблуждение Нестория; потому что он, определенный на служение Вышнему, оказался отцом и учителем нечестивых догматов, как будто принял священство для демонов, а не ради благочестия. Но он осужден уже (в ссылку) в приличное ему место, и блюдется к безответному наказанию в жизни будущей, за то, что он и сам предался величайшему нечестию и увлек многих обманом. А ныне возникшее сомнение благочестивейший император предоставляет вам, как отцам и судиям, и от вас желает получить решение предложенного (вопроса), которое бы послужило к общей безопасности, как для него самого, так и для его подданных. Что же именно повелел нам благочестивейший император, и о чем писано к вам, я сейчас объясню вам, сказавши наперед столько, сколько (сказал бы) один из тех, которые под вашим руководством правильно научены благочестию. Ныне Господь всяческих и Бог Слово Спаситель отдает Себя вам на суд, и судящих терпит, и удостаивает вас власти высказать свои мнения, дабы, нашедши, что вы судите о Нем правильно, и здесь удостоить чести, и опять исповедать пред Отцем (Матф. 10, 32); равным образом, если найдет, что некоторые отринули от помышления целость благочестия, и исповедуемое верою довели искусством слова до сомнения, вопреки изложению святых отцев, то горе им от обоих приговоров (т. е. Бога и государя); лучше бы им было (как говорит писание), если бы они не родились (Марк. 14, 21); потому что после разбойника, мытаря, блудницы и хананеянки не исповедуют истинно во славе Того, в которого (те) уверовали в Его уничижении для нас. Я прочитаю, что повелено нам высочайшим самодержцем и императором нашим.

«Елпидий, достопочтенный военачальник, прочитал высочайшее повеление, данное ему и достопочтенному Евлогию, трибуну и нотарию, которое изложено выше, и прочитано было из кодекса 4.

«Елпидий, достопочтенный военачальник, сказал: теперь прикажите принять и прочитать и то, что было написано к вам от верховной власти. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: пусть будет принято и прочитано почтенное послание христолюбивых императоров, написанное святому собору. — Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал:

«Высочайшая грамота, написанная к ефесскому собору, о блаженной памяти Флавиане, будто бы возбудившем некоторые (вопросы) о вере против Евтихия, которая изложена выше, и прочитана была из кодекса 5.

«Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: благочестивейший и христолюбивый император, желая, чтобы вера, пребывающая доселе, оставалась непоколебимою, запретил и говорить и делать что-нибудь другое на святом соборе, если наперед не состоится постановление о вере. Поэтому пусть все (прочее) остается без действия; а относящееся к вере пусть [77] имеет движение. — Юлиан епископ, занимавший место святейшего епископа римской церкви Льва, чрез переводившего (слова) его епископа лидийского Флоренция, сказал: и повелено не другое что. — Елпидий, достопочтенный военачальник, сказал: так как основание веры есть та вера, ради которой вы собрались, то при содействии Божием благоволите сделать определение о вере; а потом на втором месте, по порядку времени, пусть прочитано будет, что сделано в царствующем (городе) против Евтихия, почтеннейшего архимандрита. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: нам были объявлены высочайшие грамоты боголюбивейших императоров; и так как в Константинополе возбуждены были некоторые (вопросы), то они приказали быть собору. Итак пусть сперва будет объявлено, что теперь возбуждено, а потом будут приведены справедливые (определения) прежде бывших святых соборов. Каноны определили ясно, соборы уложили ясно: их мы не должны преступать. Благочестивейший и христолюбивый наш император, когда возникли некоторые (вопросы), повелел собраться сему святому собору не для того, чтобы мы изложили свою веру, которую уже изложили наши отцы, но чтобы мы исследовали поднятые вопросы, согласны ли они с определениями святых отцев наших. Итак надлежит сперва исследовать эти возникшие (вопросы), и доказать нам, согласны ли они с определениями святых отцев. Или вы хотите обновить веру святых отцев? — Святый собор сказал: если кто обновит, да будет анафема; если кто поколеблет, да будет анафема. Мы сохраним веру отцев».

6 При чтении этого, почтеннейшие епископы восточные и бывшие с ними воскликнули: «этого мы не говорили; кто сказал это»? Феодор, почтеннейший епископ клавдиопольский (в Исаврии), сказал: «пусть (Диоскор) приведет своих нотариев; ибо он, устранив нотариев всех, своих заставил писать. Пусть придут нотарии и скажут, было ли это написано, читано ли было в нашем присутствии, и знал ли кто, что подписал»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «памятники (деяний) чьею рукою написаны»? Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «каждый писал чрез своих нотариев; мои (писали) мое, (нотарии) благочестивейшего епископа Ювеналия (писали мнение) его, а благочестивейшего епископа Фалассия — его (мнение). И у других почтеннейших епископов было много нотариев записывавших; таким образом это не есть запись моих нотариев; каждый имеет свою (запись)». Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «у меня был один нотарий, записывавший вместе с другими нотариями». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии Каппадокийской, сказал: «и у меня был один записывавший». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «вот и нотарий епископа Ювеналия записывал, и нотарий епископа Фалассия, и нотарий (епископа) коринфского записывал; а не мои только одни». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «прошу спросить боголюбивейшего епископа ефесского Стефана, не записали ли деяний святого собора его нотарии, и какие (записи) допущены нотариями боголюбезнейшего епископа [78] александрийского Диоскора»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «что скажет на это почтеннейший епископ Стефан»? Стефан, почтеннейший епископ ефесский, сказал: «у меня записывали нотарии — Юлиан, ныне почтеннейший епископ леведский, и Криспин диакон; и пришли нотарии почтеннейшего епископа Диоскора, отняли у них записные дощечки, и почти переломали им пальцы, усиливались взять у них и сумки с писчими тростями; таким образом я не получил списков этих деяний, и не знаю, что там происходило. Но в тот же самый день, в который происходило исследование, мы подписались на бумаге; а епископы, (в тот день) не подписавшиеся, по моему убеждению подписались на другой день». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «прошу боголюбезнейшего епископа ефесского Стефана сказать, на какой бумаге они подписались»? Стефан, почтеннейший епископ ефесский, сказал: «на неписанной бумаге; ибо в тот же час, в который состоялось обвинение, тотчас последовало и подписание». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «пусть будет прочитано изложение почтеннейшего епископа Стефана. Разве я принуждал его излагать»? Акакий, почтеннейший епископ ариарафийский, сказал: «мы подписались на неписанной бумаге, потому что нас принуждали, теснили и делали нам множество неприятностей; мы не добровольно, а по принуждению приложили свои знаки; ибо до вечера держали нас на заперти в церкви; и нам при нашем тревожном состоянии не дозволили успокоиться, ни отлучиться, ни остаться наедине с самими собою; но приставили к нам воинов с мечами и палками, и монахов; и таким образом заставили нас подписаться»: Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «пусть читают далее». — Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

7 «Диоскор, епископ александрийский, сказал: я для удовлетворения всех, для укрепления веры и для ниспровержения возникших (вопросов), прилежно исследую (определения) отцев. бывших в Никее и в Ефесе.— Святый собор сказал: это спасет вселенную, это утвердит веру».

8 При чтении этого, Евсевий, (почтеннейший епископ) дорилейский, сказал: «вот он сказал — исследую; и я делал это». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «я сказал: исследую, а не обновляю; ибо и Спаситель заповедал нам, говоря: испытайте писания (Иоан. 5, 39); а кто испытывает писание, тот не обновляет». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «Спаситель сказал: ищите и обрящете, просите и дастся вам (Мф. 7, 7)». — Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

9 «Диоскор, епископ александрийский, сказал: хотя говорят два собора, но они содержат одну веру. — Святый собор сказал: отцы постановили все без опущения. Кто нарушает эти (постановления), — анафема. Никто да не прибавляет, никто да не уменьшает. — Диоскор, епископ [79] александрийский, сказал: так как Бог внимает вашим совещаниями, то и вы сами постарайтесь сделать их твердыми и угодными Богу. Если кто вопреки деяниям или учению отцев, собиравшихся в Никее, и здесь собравшихся, будет изыскивать, или переследовать и перестраивать, да будет анафема. — Святый собор сказал: Диоскор архиепископ есть великий страж веры. — Диоскор, епископ александрийский, сказал: я скажу еще другое страшное и ужасное: аще, говорится, согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит, кто помолится о нем (1 Цар. 2, 25). Итак, если Св. Дух присутствовал с отцами, как и действительно Он присутствовал и определил то, что ими определено: то перестраивающий это упраздняет благодать Духа. — Святый собор сказал: все мы тоже говорим: перестраивающий да будет анафема — Диоскор, епископ александрийский, сказал: никто не постановляет того, что уже постановлено. — Святый собор сказал: это слова Св. Духа; ты страж правил; чрез тебя имеют жизнь отцы; ты страж веры».

10 При чтении этого, Феодор, почтеннейший епископ клавдиопольский, сказал: «этого никто не говорил». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «хотят отвергнуть все, что высказали прежде. Пусть уже говорят и то, что не присутствовали». — Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка:

11 «Елпидий, достопочтенный военачальник, сказал: так как стало очевидно то, что думали вы касательно святой веры, и общий голос признал и одобрил определение, составленное под вашим председательством, то прикажите войти архимандриту Евтихию, на которого произнесено осуждение, и который есть виновник (всего соборного) деяния, и ради которого написана большая часть высочайших посланий к вам, дабы он присутствовал и объяснил вашей святости свое мнение. — Святый собор сказал: следует. — Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: это основательно, чтобы присутствовал благочестивейший архимандрит Евтихий, и употребил свои доказательства. — И когда он взошел, Фалассий, епископ Кесарии каппадокийской, сказал: пусть почтеннейший архимандрит Евтихий объяснит сему святому и великому собору полезные для него оправдания. — Евтихий архимандрит сказал: я препоручил себя Отцу, Сыну и Св. Духу и слову истины вашей праведности; и вас имею свидетелями своей веры, за которую я подвизался вместе с вами и святым собором, который пред вами здесь собран, как свидетельствует и ваша святость. Я имею в руках статью (с изложением) моей веры: прикажите прочитать ее и содержащееся в ней исповедание веры. — Стефан, епископ ефесский, сказал: справедливо будет принять исповедание и статью почтеннейшего архимандрита Евтихия и внести их в памятники веры. — И когда они были поданы, Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал:


Комментарии

(нумерация постраничных примечаний изменена на сквозную - прим. расп.)

1. Деяние халкидонского собора.

2. Из ефесских деяний.

3. См. выше, стр. 66.

4. См. выше, стр. 67.

5. См. выше, стр. 68.

6. Деяние халкидонского собора.

7. Из ефесских деяний.

8. Деяние халкидонского собора.

9. Из ефесских деяний.

10. Деяние халкидонского собора.

11. Из ефесских деяний.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.