НАЧАЛО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА.
ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ.
Продолжение рассуждений халкидонского
собора и чтения актов.
Диоскор, почтеннейший епископ александрийский,
сказал: «слышало ваше человеколюбие, что не мне
одному высочайший император наш вручил суд, но
дал соборную власть и епископу Ювеналию и
святейшему епископу Фалассию. И мы судили о том, о
чем уже было рассуждено; с нами согласился весь
собор (почему же вину распространяют только на
меня одного, когда власть разделена была между
троими и с нашим судом согласен был, как я сказал,
весь собор), и изложил собственными голосами, и
подписал; подписанное представлено было
благочестивейшему императору, блаженной памяти
Феодосию, который все, о чем было рассуждено на
святом вселенском соборе, утвердил общим
законом». Почтеннейшие восточные епископы и
бывшие с ними воскликнули: «(на осуждение
блаженного Флавиана, архиепископа
константинопольского, и епископа Евсевия) никто
не был согласен; сделано было насилие с побоями; и
мы подписали пустую бумагу. Нам угрожало
осуждение, нам угрожала ссылка; воины стояли с
палками и мечами, и мы убоялись палок и мечей. Где
палки и мечи, какой тут собор? Диоскор взял с
собою воинов для того, (чтобы устрашить нас. Воины
низложили их более, чем мы; а что мы сделали, то
сделали из страха). Человекоубийцу вон изгоните.
Флавиана низложили воины». Египетские
почтеннейшие епископы и бывшие с ними
воскликнули: «сами они первые подписали. Зачем
теперь кричат клирики? Собор составляют
епископы, а не клирики. Лишних вон изгоните.
Подписавшиеся пусть выйдут на средину. Мы
подписались после вас». Стефан, почтеннейший
епископ ефесский, сказал: «Бог свидетель, что во
всем, что было сделано, употреблено было насилие
и принуждение, и что мы против [70] желания
подписали осуждение благочестивейшего Флавиана,
— Бог свидетель. Ибо, как епископ, я принял всех,
пришедших в Ефес, клириков его, был с ними в
общении и оказал им полное расположение».
Славнейшие сановники и знаменитейший сенат
сказали: «кто сделал вам насилие»? Стефан,
почтеннейший епископ ефесский, сказал: «как
скоро я принял в общение пресвитера Елпидия и
других диаконов и епископа Евсевия (Евсевий сам
знает это), ко мне в епископию вторглись Елпидий,
и Евлогий, и воины, и монахи Евтихия, числом до 300,
и хотели убить меня, говоря: так как ты принял
врагов императора, то и ты враг императора. Я
говорю: я странноприимец и ничем не причастен
делу, я не мог не принять в общение пришедших
общников. И таким образом все сделано было по
принуждению и насилию». Славнейшие сановники и
знаменитейший сенат сказали: «делал ли тебе
насилие почтеннейший Диоскор»? Стефан,
почтеннейший епископ ефесский, сказал: «все его
(люди) и спутники не позволили мне выйти из
церковной судебной палаты, пока я не подписал
мнения Диоскора и Ювеналия и господина Фалассия
и других епископов, которыми оно было написано».
Фалассий, почтеннейший епископ кесарийский,
сказал: «я был положен в судебной палате, но я не
помнил, как я был положен; однако ж, когда
совершалось что-либо, я и препятствовал, и хотел
отложить, и спешил; и (на это) есть свидетели».
Феодор, почтеннейший епископ клавдиопольский в
Исаврии, сказал: «Диоскор и Ювеналий, и те,
которые прежде подписали, которым, как
православным, государь вселенной поручил
рассуждение о делах веры, приготовивши у себя
несправедливое рассуждение, ввели в качестве
судей и нас, праздно сидевших, людей, не знавших
дела. И читали памятники и восхваляли блаженной
памяти Флавиана. Мы молчали во время этого
восхваления, так как дело шло хорошо. Но после
этого они, укоряя нас в несторианской ереси,
чтобы устрашить нас, воскликнули: «на двое
рассеките признающих два естества; признающих
двойство разделите, умертвите, выбросьте», —
дабы мы, обвиняемые в несторианском нечестии, не
судьями были, как православные, но осужденными,
как еретики. И каждый опасался, чтобы ему,
отлученному, как еретику, не погубить тех,
которых он крестил; опасность была не только для
него одного, но и для крещенных (им), уверовавших
во Христа. После этого мы уже не должны были
молчать. Потом они делали и (нечто) другое.
Государем вселенной повелено было сначала
решить дело о Флавиане. Совершивши по этому (делу)
несколько собраний и не подписавши, не написавши
даже постановлений и никому не прочитавши (их),
так что никто не знал (о них), означенные Диоскор и
Ювеналий принесли нам неписанную бумагу, имея (с
собою) множество невежественных людей, кричащих,
и беспокоящих и возмущающих собор. Всех нас было
135; 42 они приказали молчать; остальное число
составляли Диоскор, Ювеналий и мятежное сборище.
Оставалось нас пятнадцать человек: что могли мы
сделать? Они играли нами; вот еретики, — кричали
все в один голос; они застращали нас, объявили
еретиками, и мы извержены были, как еретики».
Восточные почтеннейшие епископы и бывшие с ними
воскликнули: «это мы все говорим; это было так».
Египетские [71] почтеннейшие
епископы и бывшие с ними воскликнули:
«христианин никого не боится; православный
никого не боится. Пусть огонь разложат, — а мы
предлагаем свое учение; если бы боялись людей, то
не было бы мучеников». Диоскор, почтеннейший
епископ александрийский, сказал: «так как они
говорят, что не слышали рассуждений и
постановлений, а просто подписались на
предложенной им пустой бумаге, то им не следовало
подписываться, если им не было вполне известно, о
чем рассуждал собор, особенно потому, что дело
шло о вере. Но так как они извиняются тем, что
подписались на предложенной им пустой бумаге, то
я прошу, чтобы ваша знатность приказала сказать
им, кто приводил в порядок их разговоры».
Славнейшие сановники и знаменитейший сенат
сказали: «пусть будут прочитаны деяния».
Константин, благоверный делоправитель и
секретарь императорской консистории, из свитка,
поданного ему Аецием, архидиаконом святейшей
церкви царствующего города Константинополя,
прочитал, посланную к почтеннейшему епископу
Диоскору, высочайшую грамоту о прибытии на
ефесский собор, которая приведена была выше и
прочитана была из кодекса второго ефесского
собора. Из того же свитка он прочитал:
|